Управляющий сельской усадьбой что это за профессия
Управляющий сельской усадьбой что это за профессия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОФДИАГНОСТИКА
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
ВЕБИНАРЫ
36-15-97
36-15-73
8-962-050-14-55 РЕЖИМ РАБОТЫ
с 8:30 до 17:30 (ПН.-ЧТВ.),
с 8:30 до 16:15 (ПТН.), ОБЕД
с 13:00 до 13:45
Платные психолого-профориентационные услуги
УПРАВЛЯЮЩИЙ СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ
Профессия «управляющий сельской усадьбой» достаточно новая. Получить ее можно в профессиональных образовательных организациях. При получении данной профессии студента готовят к самостоятельной жизни в роли хозяина сельского дома. По окончании курса обучения он сможет самостоятельно вести учет, быть агентом по закупкам, а также получит удостоверение на право управления автомобилем категории «В» и «С».
Профессионально важные качества:
развитое аналитическое мышление и воображение;
высокий уровень зрительной, долговременной и кратковременной памяти;
эмоциональная устойчивость;
физическая сила и выносливость;
целеустремленность;
наблюдательность;
находчивость;
общительность;
предприимчивость;
высокая работоспособность;
коммуникабельность.
Медицинские ограничения:
нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
нервно-психические расстройства;
выраженные нарушения зрения и слуха.
Содержание деятельности
Управляющий усадьбой осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату.Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли-продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли-продажи на обоюдно выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ и рациональное размещение продукции. Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемо-сдаточную документацию.
Управляет автомобилями категорий «В» и «С», осуществляет техническое обслуживание транспортных средств в пути следования, устраняет мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
Образовательные организации г. Омска и Омской области:
Профессиональная деятельность
Cельскохозяйственные предприятия (фермы, совхозы и др.).
Карьера
Карьерные перспективы связаны с расширением объемов производства, поставкой продукции в солидные организации (например, в крупные торговые сети). С приобретением опыта, повышением уровня образования можно стать фермером или индивидуальным предпринимателем в сфере сельскохозяйственного производства.
Методическая разработка профориентационного классного часа «Профессия «УПРАВЛЯЮЩИЙ СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Сангарский многопрофильный лицей»
профориентационного классного часа
Профессия «УПРАВЛЯЮЩИЙ СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ»
Разработала и провела
Мастер производственного обучения
Лиляна Николаевна Рудых
Знакомство студентов с профессией «Управляющий сельской усадьбой» в игровой форме.
Создание информационного пространства о профессии.
Привитие интереса к различным видам деятельности.
Активизировать личное участие студентов в формирование своего будущего;
Пробудить у подрастающего поколения интерес к знакомству с различными видами деятельности.
Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Для этого нам сначала необходимо ответить на вопросы.
1. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар)
2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист).
3. Кто строит нам жилье? (Строитель.)
Всех отвозить по утрам на работу. ( Шофер).
5. Кто нас одевает в красивые платья.
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? ( Швея).
6. Кто дарит нам сказки,
Кто мир для читателя
Делает прекрасней? (Писатель).
7. Кто рано встает и коров выгоняет,
чтоб вечером мы напились молока? (Пастух).
8. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. ( Учитель).
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик).
Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Какое слово было зашифровано?
Что является очень важным в жизни каждого человека? (Профессии).
Разговор у нас с вами пойдет о профессии. А что такое профессия? Вот какие сведения дает нам Толковый словарь: ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным).
Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:
Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. Образовании
Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.
А вы, какие профессии знаете.
( студенты перечисляют профессии)
Однако, несколько лет назад, в нашей стране многие решили, что без высшего образования никуда. Родители целенаправленно отправляли своих чад покорять институты, академии, университеты. И вчерашние школьники поголовно ринулись за высшим образованием, особенно в юридические, экономические и торговые ВУЗы. Так, Россия получила целое поколение юристов, экономистов, бухгалтеров и всевозможных менеджеров.
Как следствие, возникли большие вопросы:
Куда девать такое количество специалистов, ведь в стране нет столько рабочих мест, сколько ежегодно выпускают ВУЗы?
Кто будет обеспечивать жизнедеятельность этих специалистов?
— обеспечивать теплом и электричеством;
В связи с этим возникла острая необходимость поднимать престиж рабочих профессий.
Вот, что говорит об этом В.В. Путин:
«Именно качественные рабочие места должны стать «локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан». Нужно не просто механически увеличить количество рабочих мест, а создавать эффективные, следовательно, высокооплачиваемые рабочие места взамен старых.
Но мало просто создать новые рабочие места, нужно, чтобы в стране было кому эти рабочие места занять. А это достаточно серьезная проблема, учитывая, что за последние несколько лет авторитет рабочих профессий в стране сильно пошатнулся. Большинство молодых людей отказываются идти на малооплачиваемые и непрестижные специальности, а если и соглашаются, то уровень их квалификации в большинстве случаев не соответствует требованиям работодателей.»
Сегодня, я хочу рассказать вам о достаточно новой, мало кому понятной профессии «Управляющий сельской усадьбой».
Кто такой продавец, сварщик, автомеханик….
Ребята, как выдумаете, кто такой «Управляющий сельской усадьбой» и чем он занимается?
Из названия профессии ясно лишь то, что она связана с сельским хозяйством.
Испокон веков человечество занимается возделыванием земли, собирает урожай, разводит скот для своего пропитания. Сельским хозяйством занимаются абсолютно все страны. Много веков назад страны начали налаживать обмен сельскохозяйственными товарами. Так мы, Россияне, узнали, что такое картофель, помидоры, бананы, ананасы, голландский сыр и многое другое.
Несмотря на то, что в России имеется свое сельское хозяйство, к нам из соседних стран поступало огромное количество сельхоз продукции.
Но с недавнего времени, на фоне политических событий, некоторые европейские страны ввели против России санкции (ограничения) с целью наказать и покорить нашу страну. В том числе оказалась и сельхоз продукция, которую отказались к нам завозить.
Правительство нашей страны моментально отреагировало на сложившуюся ситуацию. И дало команду – всеми силами поднимать отечественное сельское хозяйство. И народ российский заработал с новой силой, чтобы обеспечить питанием себя, свою семью, свой район и страну в целом.
А вот слова Министра сельского хозяйства России – Александра Ткачева, которые прозвучали 4 октября 2016 года в Правительстве РФ:
«Введенные ограничения на ввоз в Россию ряда продуктов оказали положительное влияние на развитие отечественного сельского хозяйства. Так, например, производство скота и птицы в этом году увеличится на 4−5% и превысит 14 млн тонн. Во многом прирост будет обеспечен за счет интенсивного развития свиноводства и птицеводства.»
Так же, Александр Ткачев отметил, что Россия в 2016 году собрала рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур в 117 млн тонн, это рекордный показатель с 1978 года.
На фоне всего происходящего Россия нуждается в рабочих, чья профессия так или иначе связана с сельским хозяйством.
Одной из таких профессий и является «Управляющий сельской усадьбой»
Род его деятельности – это организация сбыта и реализации потребителям с/х продукции.
Что делает Управляющий сельской усадьбой?
— Выявляет производителей и потенциальных поставщиков сельскохозяйственной продукции.
— Закупает сельскохозяйственную продукцию собственного производства у населения, в учреждениях и организациях.
— Хранит её и реализовывает.
— Устанавливает долгосрочные связи и партнерские отношения с производителями сельскохозяйственной продукции.
— Заключает договоры купли-продажи.
— Ведет учет объема готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы.
— Участвует в проведении анализа хозяйственно-финансовой деятельности сельской усадьбы.
— Управляют автомобилями категорий «В» и «С».
— Выполняет работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
— Осуществляет техническое обслуживание и устраняет мелкие неисправности, транспортных средств в пути следования.
Управляющий сельской усадьбой, для успешной работы, должен сочетать в себе:
— слесаря по ремонту автомобиля.
Профессионально важные качества:
развитое аналитическое мышление и воображение;
высокий уровень зрительной, долговременной и кратковременной памяти
эмоциональная устойчивость;
физическая сила и выносливость;
целеустремленность;
наблюдательность;
находчивость;
общительность;
предприимчивость;
высокая работоспособность;
коммуникабельность.
Медицинские ограничения:
нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
нервно-психические расстройства;
выраженные нарушения зрения и слуха.
Карьера
Карьерные перспективы связаны с расширением объемов производства, поставкой продукции в солидные организации (например, в крупные торговые сети).
С приобретением опыта, повышением уровня образования можно стать индивидуальным предпринимателем в сфере сельскохозяйственного производства, который может сам регулировать свои доходы.
И в заключении, хочу добавить:
Сельское хозяйство – главная отрасль существования человечества.
Даже если исчезнет электричество или сотовая связь – человек будет жить… А если с прилавков исчезнут продукты питания.
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиограмма «Управляющий сельской усадьбой»
Профессиональные кластеры / Животноводство и агротехника. Сельское и рыбное хозяйство / Профессиограмма Профессиограмма «Управляющий сельской усадьбой»
Область профессиональной деятельности
Выполнение работ по закупке сельскохозяйственной продукции у населения и организаций, оперативному учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций сельской усадьбы, перевозка пассажиров и грузов в сельской усадьбе.
Умеет
Выполнять работы по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции.
Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе.
Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
Эту профессию вы можете получить в:
* — в данной образовательной организации профессия/специальность в Архангельской области лицензирована, но не реализуема по состоянию на 01.10.2013 г.
Зачем учиться на хозяйку усадьбы?
Профессия «Хозяин/хозяйка усадьбы» для россиян пока что в новинку, но ее популярность растет с каждым годом. Сегодня многие семьи предпочитают жить за городом, вдали от шума мегаполиса, в уютном доме.
Современная усадьба — это не только жилой дом, но и благоустроенная территория вокруг него: сад, цветники, огород, зоны для отдыха. Самостоятельно содержать такую территорию и ухаживать за ней довольно сложно, потому для этих целей все чаще нанимают специально обученного человека. Хозяйка усадьбы должна обладать определенными навыками в разных сферах, чтобы усадьба выглядела ухоженной, чистой, отвечала требованиям благоустройства и целевого назначения отдельных территорий.
Профессия хозяйки или хозяина усадьбы — это гармоничное сочетание нескольких призваний одновременно:
Таким образом, кандидат на специальность должен обладать желанием получить навыки огородничества, ведения сельского хозяйства, способностью мыслить и рационально, и творчески. Рациональный подход пригодится при ведении учета, творческий — для создания стильной, уютной атмосферы сада, цветника и территорий для отдыха.
Хозяин или хозяйка усадьбы — это специалисты, от уровня подготовки которых зависит не только благоустроенность территории и ее комфорт, но и успешное ведение сельскохозяйственной деятельности, а также учет, переработка, реализация и хранение полученной продукции. В обязанности хозяина усадьбы в сельском, загородном доме или на ферме входит множество задач, для решения которых необходимы знания в различных направлениях. Поэтому для того, чтобы занять столь ответственную должность, необходимо пройти квалифицированное профильное обучение.
В Ленинградской области профессиональное образование по специальности «Хозяин/хозяйка усадьбы» предлагают Бегуницкий агротехнологический техникум и Мичуринский многопрофильный техникум.
В процессе обучения студенты получат знания в области:
После обучения профессиональный хозяин или хозяйка усадьбы должны уметь:
Несложно догадаться, что профессионалы настолько широкого профиля сегодня пользуются активным спросом на рынке труда. И конечно, такое образование — прекрасная подготовка для тех, кто мечтает в будущем стать владельцем собственного поместья или фермы!
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 112201.02 Управляющий сельской усадьбой
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 112201.02 Управляющий сельской усадьбой
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 721)
С изменениями и дополнениями от:
9 апреля 2015 г., 13 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 112201.02 Управляющий сельской усадьбой имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения СПО по профессии 112201.02 Управляющий сельской усадьбой в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 1 внесены изменения
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий
по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**
среднее общее образование
основное общее образование
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по закупке сельскохозяйственной продукции у населения и организаций, оперативному учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций сельской усадьбы, перевозка пассажиров и грузов в сельской усадьбе.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сельскохозяйственное сырье и продукция;
обязательства, финансовые и хозяйственные операции в сельской усадьбе;
имущество, в т.ч. земельный и коллекционный участок, приусадебное хозяйство и надворные постройки в сельской усадьбе;
финансовые и хозяйственные операции, закупки и оперативный учет имущества и обязательств;
автомобили категорий «В» и «С».
4.3. Обучающийся по профессии 112201.02 Управляющий сельской усадьбой готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции.
4.3.2. Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе.
4.3.3. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Осуществлять денежные операции.
ОК 9. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции.
ПК 1.1. Закупать сельскохозяйственную продукцию собственного производства у населения, в учреждениях и организациях.
ПК 1.2. Хранить и реализовывать закупленную сельскохозяйственную продукцию.
ПК 1.3. Выявлять потенциальных поставщиков сельскохозяйственной продукции.
ПК 1.4. Устанавливать долгосрочные связи и партнерские отношения с производителями сельскохозяйственной продукции.
ПК 1.5. Заключать договоры купли-продажи.
ПК 1.6. Осуществлять текущий и итоговый контроль собственной профессиональной деятельности и деятельности поставщиков.
5.2.2. Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе.
ПК 2.1. Проводить оперативный учет объема готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы.
ПК 2.2. Проводить оперативный учет по отраслям приобретенной продукции.
ПК 2.3. Участвовать в проведении анализа хозяйственно-финансовой деятельности сельской усадьбы.
5.2.3. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
ПК 3.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 2 внесены изменения
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части цикла учебного обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
определять организационно-правовую форму сельской усадьбы, основные направления ее деятельности;
ориентироваться в вопросах организации труда, в растениеводстве и животноводстве;
основные принципы рыночной экономики;
понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сельского хозяйства;
основные виды сельхозпродукции, возможности ее использования;
структуру регионального производства сельскохозяйственной продукции;
механизмы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций, их производственную и организационную структуру;
правовые основы деятельности малых предприятий;
нормативные акты и другие материалы по организации и ведению дел в сельскохозяйственной усадьбе;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
формы оплаты труда
ОП.01. Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека;
организовывать рабочее место;
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения
ОП.02. Основы деловой культуры
соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;
применять необходимые методы и средства защиты;
готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;
проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;
санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;
правила личной гигиены работников;
нормы гигиены труда;
классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;
правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;
основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;
санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции
ОП.03. Основы микробиологии, санитарии и гигиены
обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в сельскохозяйственной деятельности;
использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;
принципы рационального природопользования;
источники загрязнения окружающей среды;
государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности
ОП.04. Экологические основы природопользования
вести бухгалтерский учет и отчетность; знать:
сущность и содержание бухгалтерского дела;
основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;
виды бухгалтерских счетов; учет движения денежных средств; экономическую сущность налогов, их функции;
принципы и методы налогообложения;
способы уплаты налогов;
аудит активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов сельской усадьбы
ОП.05. Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита
использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
устройство персонального компьютера, его функции;
возможности использования информационных технологий для организации учета и контроля работ в сельской усадьбе;
прикладные программы для ведения учета
Информационные технологии в профессиональной деятельности
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
Профессиональный учебный цикл
Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы с поставщиками и покупателями сельскохозяйственного сырья и продукции;
выявлять потенциальных поставщиков сырья и продукции;
устанавливать связи с производителями сельскохозяйственного сырья и продукции;
проводить разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров;
заключать договоры купли-продажи с определением характера, объема поставок и их оплаты;
производить наличный и безналичный расчет;
проводить оценку качества закупаемого сырья и продукции, определять ее сортность;
организовывать и проводить погрузочно-разгрузочные работы;
проводить подготовку сельскохозяйственного сырья и продукции к хранению;
контролировать режимы хранения сырья и продукции;
принципы организации работ по закупкам и сбыту сельскохозяйственной продукции;
требования к качеству сельскохозяйственной продукции, методы и средства его определения при закупке;
основы товароведения продовольственных и непродовольственных товаров;
организацию складского хозяйства;
способы и нормативы хранения сельскохозяйственной продукции
МДК.01.01. Основы закупочной деятельности в сельском хозяйстве
МДК.01.02. Технологии хранения сельскохозяйственной продукции
Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оперативного учета в сельской усадьбе;
пользоваться нормативной документацией; оформлять первичную документацию (с указанием реквизитов, кодификации);
проводить оперативный учет продукции растениеводства и животноводства;
вести учет материалов, работ, услуг и движения готовой продукции;
определять показатели экономической эффективности ведения сельской усадьбы;
назначение, организацию, формы и методы проведения оперативного учета;
правила заполнения, обработку, порядок и сроки хранения первичной документации;
учет работы машинно-тракторных агрегатов;
учет естественной убыли;
методы инвентаризации материальных ценностей
МДК.02.01. Методы учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций
Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
управления автомобилями категорий «В» и «С»;
соблюдать Правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатной ситуации;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортные средства горючесмазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств;
правила перевозки грузов и пассажиров;
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
правила обращения с эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
основы безопасного управления транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; правила применения средств пожаротушения
МДК.03.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»
В результате освоения раздела обучающийся должен:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 таблица 3 изложена в новой редакции
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
управления транспортным средством и правил дорожного движения;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
бухгалтерского учета, налогов и аудита;
материально-технического обеспечения усадебного хозяйства;
микробиологии, санитарии и гигиены;
информационных технологий в производственной деятельности.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством.
гараж с учебными автомобилями категорий «В» и «С».
Информация об изменениях:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).