Урок чему учил китайский мудрец конфуций фгос
Открытый урок «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Класс: 5
урок логического мышления
познакомить учащихся с месторасположением Китая, её климатическими условиями, занятиями и обществом; с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция; обобщать и систематизировать исторические знания по теме.
метапредметные: владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; давать образную характеристику Конфуция;
личностные: иметь мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный, наглядный, практический
Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, мудрец, конфуцианство, бамбук
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Учитель. Сегодня мы с вами вновь отправимся в далёкое прошлое и посетим ещё одну удивительную страну. Рассказ о ней я хочу начать с истории одной вещи.
Интрига: «Родилась она в очень уютном и приятном месте. С детских лет её окружали только заботой. Но детство, к сожалению, не было долгим. С момента своего рождения она, бесспорно, изменилась и уже совсем походила на себя маленькую. И вот вещь уже стала подростком и отправилась в далёкое путешествие. Ей довелось побывать во многих городах и странах. Но свой долгий путь приключений она, конечно, начала из этой страны» Почему? На этот вопрос я отвечу позже.
Сначала давайте определим страну, о которой идёт речь. Я включу вам музыку и картинки,по ним вы должны будете угадать в какую страну, символом которой является дракон, мы совершим путешествие.
— Кто догадался? (ответы учащихся)
— Давайте определим цели урока, используя буквы слова «урок».
III. Изучение новой темы
1. Географическое положение и природные условия Китая
Работа с картой.
Задание: Показать на карте местоположение древнейшего Китая.
— По какой равнине расселились китайцы? (по всей Великой Китайской равнине)
Задание: Показать на карте реки Хуанхэ и Янцзы.
Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.
— На какие реки похожи великие реки Китая? (Тигр и Ефрат)
Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин)
Земля там с незапамятных времён желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её живородящих рук и заселяли эту землю.
— Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?
Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.
На доске изображается (или на слайде) схема.
Учитель: Я хочу, чтобы по ходу моего рассказа вы в тетрадях записывали новые удивительные вещи, о которых сегодня будем говорить. Но прежде чем перейти к записям, мне хотелось бы снова обратиться к рассказу о загадочной вещи. Как она выглядела: «была недурна собой, на вид представляла невесомое существо с очень тонким силуэтом. Но несмотря на это, была достаточно сильной. А сила в её путешествии очень пригодилась…»Вы не догадались, о какой вещи идет речь?
Учитель: Все праздники вы наверняка отмечаете со своими родителями, в кругу семьи. А что для вас семья? Как вы думаете, старших уважать необходимо? (ответы учащихся)
Вопрос: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Конфуций и нам что-нибудь рассказал? Как вы думаете, что он сказал бы нам? (ответы учащихся).
Физкультурная минутка (1-2 мин.)
2. Книги Китая
Учитель: приобщаться к традициям в наше время, например, можно с помощью рассказов бабушек и дедушек или книг, которые вам читали в детстве.
Вопрос: Чем отличались книги Китая от современных книг? (показ на слайдах древнекитайские книги)
Интересное: А знаете, раньше в Китае считались грамотными людьми не только те, кто правильно писал, но и те, кто писал красиво.
3. Этикет Китая
Учитель: сегодня, когда я зашла в класс, со ной поздоровались …(учитель называет имена учащихся). Я считаю это хорошей манерой поведения. А какие ещё вы знаете правила поведения? (ответы учащихся).
Использование исторических источников.
IV. Закрепление изученного материала
1) Фронтальный опрос.
— Где расположен Китай?
— Какие главные реки Китая вы знаете?
2) Работа по группам (учащиеся получают конверты, в которых написаны задания).
V. Подведение итогов урока. Раскрытие интриги
Учитель: ребята, я продолжу историю загадочной вещи, и вы наверняка догадаетесь, о чём идёт речь.
«Эту вещь очень любят девочки, она красива и может их украсить. То, из чего вещь изготавливается находится в коконе, сплетённом шелкопрядом. В наше время люди очень ценят шёлковые ткани, которые приносят красоту и радость».
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание
Прочитать § 22; подготовить сообщения о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик), изобретения Китая (1 ученик).
Конспект урока истории «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (5 класс)
Чему учил китайский мудрец Конфуций
— деятельностная цель: развивать умения работать с картой, в парах;
— содержательная цель: знакомство с уникальной культурой Китая;
— воспитательная цель: толерантность и умение воспринимать традиции чужой культуры.
I этап. Организационный момент. Настроить на продуктивную работу. Загадка про улыбку.
Есть у радости подруга
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится!
Если ты ее подаришь,
То счастливей каплю станешь!
Игра «Ассоциации»: просмотреть презентацию о стране, о которой мы сегодня будем говорить и подобрать слова, ассоциирующиеся с музыкой и картинками. (удивительный, таинственный, чарующий,) Догадались ли вы, что это за страна? (Китай) По каким признакам вы догадались?
Ребята, о какой стране, не менее удивительной, мы говорили на предыдущих уроках?
Повторение – мать учения (вставить пропущенные слова)
1.В III веке до нашей эры индийские царства объединил под своей властью царь Ашока
2.Индия располагается в Южной Азии.
6. Каста – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.
Принадлежность к касте передавалась по наследству.
7. Перечислите существовавшие в Индии касты:
8. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо
Одновременно: работа с лентой времени (1 человек):
Отметить на ленте времени:
Могли ли фараоны Хеопс и Тутмос знать друг друга?
Работа с картой – определить местоположение Индии, ее географические и климатические особенности
Работа по теме урока.
Китай – географическое положение.
Работа с картой, атласом
Рабочий лист. Задание – вставить пропущенные слова.
Китай располагается в_Восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Китайской равнине между реками Хуанхе и Янцзы.
Китай еще называют Поднебесная. Почему? Найдите ответ на стр 107.
Большое влияние на культуру Китая оказал Конфуций – китайский мудрец.
Сообщение родителей и учащихся о Конфуции.
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода.
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.
«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».
В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа».
Как вы считаете, актуальны ли высказывания Конфуция в наши дни?
« Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам»
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
(слишком много, сократить текст)
Правильное утверждение – хлопок
Геродот – древнегреческий историк (да) хлопок
Хаммурапи – вавилонский царь (да)
Амон-ра – бог тьмы в Египте (нет, бог Солнца)
Открытый урок истории в 5 кл. по теме Чему учил китайский мудрец Конфуций
Конспект открытого урока по Истории Древнего мира
Чему учил китайский мудрец Конфуций
01.12.2016 г. Склярова Г.Г.
Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»
Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
формирование исторического подхода к событиям;
создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
развитие творческого мышления учащихся;
развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.
Основные результаты обучения:
Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями
Структура: урок проверки знаний и изучения нового материала.
Система контроля, оценивания:
а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль
Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2015)
Тема урока, карта, таблица для проверки домашнего задания.
I этап. Организационный момент
II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Древняя Индия»
На доске таблица. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.
Части тела бога Брахмы
Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)
От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.
Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.
По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.
______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.
Главные реки Китая___________ и _____________.
Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.
Ребята, все справились с заданием? (Нет)
А как вы думаете, почему? ( Мы незнаем кто был китайским мудрецом)
Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
( Формулируют тему урока)
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
слайд №0 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы
слайд №3«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»
Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.
2.Знакомство с планом урока(у детей на партах у каждого, и на слайде на доске)слайд № 2
— Великой Китайской равнине слайд №5
Река Хуанхэ слайды №6-8
Река Янцзы слайды №9-10
Мудрец Конфуций слайды №10-12
/ работа со словом «мудрец »
Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №3
4.Изложение нового материала
Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций
– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» слайд №13-15
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд 17
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших. слайды № 19-22
– Чему учит эта мудрость?
4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19
– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.107
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд
А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?
Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая»
Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.
Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.
– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.
На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.
Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
Какое количество времени для этого необходимо? Почему?
(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.
Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.
Письменность на основе иероглифов
В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт
Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.
В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.
Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.
Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».
И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:
Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.
– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд
IV этап. Итог урока
Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.
А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»
V этап. Домашнее задание
Параграф 22, ответить на вопросы
На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
Нарисовать рисунок по теме: «Древний Китай» (задание по желанию).
– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?
Урок по истории 5 класс на тему «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Тип урока: комбинированный
Цель урока : познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, так же взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы.
образовательные: обеспечение восприятия, понимания, усвоения учащимися знаний о природно-географических особенностей Китая, роли в истории Китая выдающейся личности Конфуция, о системе ценностей (учения) Конфуция.
воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств, сформированных в учении Конфуция;
практические: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности). Показывать на исторической карте территорию расселение народа, границы государств, использовать исторический текст при ответе на вопросы, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.
Форма организации деятельности:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
4. Изучение новой темы:
письменность Древнего Китая
основы воспитания китайского общества
5. Подведение итогов
6.Объяснение домашнего задания
III Оборудование урока:
1). Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Гозер, И. С. Свеницкая;
«История Древнего мира», М. Просвещение, 2008 г.
2). Раздаточный материал.( карточка для актуализации знаний по прошедшему материалу)
3). Компьютерная презентация
4) исторические источники
Освоение программного материала по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций» учащимися класса.
Приобщение к достижениям древнекитайской цивилизации.
( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим местам)
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
2. Проверка домашней работы.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с древними государствами Древнего мира и впереди нас ждет встреча с еще одной древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним все, что мы узнали с вами об Индии. Для этого я раздам каждой группе карточки, прочитайте их внимательно и попытайтесь ответить на предложенные вопросы (выполнение задания 2 минуты).
1. Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
2. Сколько каст было в индийском обществе.
« …им запрещалось жить в деревне. Они питались отбросами, жили в жалких лачугах. Они выходили в деревню убирать мусор или сделать другую черную работу…» ………
5. Кто такие кшатрии? …….
Ключ для взаимопроверки: Гималаи, 4, неприкасаемые, нет, правители и воины.
Учитель. Молодцы. А теперь ребята у меня такой к вам вопрос: играли ли вы когда-нибудь в компьютерные игры? ( Дети отвечают). Замечательно. Сегодня я предлагаю вам провести наш урок в виде компьютерной игры. В основе каждой компьютерной игры лежит та или иная история. И в основу нашей игры мы с вами тоже положим историю одной удивительной страны.
Для того чтобы узнать, о какой стране идет речь, предлагаю вашему вниманию видеоролик.
Учитель. Итак, вы просмотрели ролик. Как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).
Учитель : Ребята, я предлагаю вам задуматься над вопросом: «Почему же все-таки Китай считают уникальной страной?» Для ответа на этот вопрос предлагаю вам сделать следующее задание: перед каждым из вас лежит информация, состоящая из различных фактов о Китае. Ваша задача будет внимательно прочитать и выписать те факты, которые по вашему мнению, могут доказывать уникальность Китая. На работу вам 3 мин.
1. Китай является самой густонаселенной страной в мире. По статистике каждый пятый человек в мире – китаец. Здесь проживает 1 миллиард 350 миллионов человек. Это практически в 4 раза больше, чем жителей в Соединенных Штатах Америки.
2. Китайцы являются первооткрывателями печати, компаса, пороха и бумаги.
3. Примерно 35 % территории страны занимают горы, пустыни, равнины около 19%, высокогорные плоскогорья занимают 27%, низкие равнины составляют 13% и горно-холмистая местность – 8 % от общей площади.
4. Китай граничит с такими государствами как Россия и Монголия на севере, на юге – это Мьянма, Вьетнам, Индия , Непал, Бутан и Лаос, на западе – Афганистан, Пакистан и Таджикистан.
1. Главной достопримечательностью Китая является Великая Китайская стена . Длина конструкции достигает 8851,8 км и проходит она через весь северный Китай.
2. Самым важным праздников в Китае является Китайский Новый Год, или как он еще называется, Лунный Новый Год. В этот день считается, что каждый человек становится на год старше, тем самым Новый год в Китае это и День рождения у всех его жителей.
3. В сравнении с Европейскими странами в Китае траурный цвет белый, а не черный.
4. Китай часто называют «Цветочным царством», т.к. именно там было выведено множество сортов цветов и фруктов, которые сейчас выращивают во всем мире.
5. Самым популярным хобби у жителей Китая является сбор марок.
Учитель. Итак, я вижу, что закончили. Сейчас я предлагаю вам провести одну из сингапурских структур, которая называется « ТАЙМД ПЭА ШЭА ». Вы поделитесь своим мнение со своим соседом по парте, и он взамен поделиться своим мнение. У каждого из вас будет по полминуты.
Учитель: Завершаем наше упражнение. Я надеюсь, теперь для каждого из вас Китай стал уникальным по-своему. А теперь ребята, как и в каждой игре, мы с вами должны определить нашего главного героя. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание одну из них. Он является одним из великих мудрецов древности, был своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас ребят внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены, различны факты из жизни нашего главного героя, а вы попробуете угадать, о ком идет речь.
К итайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге «Лунь-
юй» («Беседы и суждения»).
О н принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия
которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до
Н а протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято
Ф актически его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему
продолжают следовать в его отечестве.
У становлено, что он начал свою деятельность учителя на двадцать втором
Ц енностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что
жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости,
чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и
соблюдения обрядов и церемоний.
И стину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи
совершенного человека, или благородного мужа, который своим
поведением поддерживает порядок и равновесие в мире.
И зучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное
Учитель: вот мы познакомились с фактами из жизни нашего героя. Теперь давайте же постараемся определить, как же его звали?
(Дети отвечают: Конфуций)
Учитель: верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. Как вы думаете, почему его называли Учителем?
(Дети высказывают предположения.)
Да, вы правы. И сегодня нам с вами тоже посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда мы с вами определили историю нашей игры, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте теперь с вами назовем нашу игру. Итак, какое название вы можете предложить?
(Дети дают примерную тему урока)
Замечательные предложения. Название нашей игры будет: «Чему учил китайский мудрец Конфуции». Запишем число и тему урока в тетрадь.
Учитель: Как и в любой игре, в нашей игре тоже будут уровни для прохождения. Сегодня нам предстоит пройти 5 уровней. Давайте посмотрим на карту прохождения
Г План прохождения игры:
письменность Древнего Китая
основы воспитания китайского общества
закрепление знаний (финал)
Внимание, загрузка прошла и мы в игре!
II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем нашу игру. Но для того, чтобы встретиться с нашим главным героем, нам необходимо определить, где он проживает. Для этого мы с вами перенесемся в прошлое и найдем местоположение Древнего Китая, где проживал Конфуций.
1.Изучение нового материала:
Учитель: (слайд 6) И вот перед нами первый уровень. Нам необходимо определить – где же жил Конфуций? Для определения какого-нибудь адреса мы с вами ищем его в справочнике. А для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой. Карта находится в учебнике на стр.106. Сейчас вы самостоятельно определите «адрес» Древнего Китая, при помощи карты и ответите письменно на вопросы.
Где находится Китай? (В Восточной Азии).
Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы и Хуанхэ)
На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).
Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).
Учитель: Действительно, вот мы с вами и определили, где располагалась территория Древнего Китая.
Итог. Мы определил «адрес» Древнего Китая. Выяснили, что Китай находится в Восточной Азии, на его территории протекают две большие реки- Янцзы и Хуанхэ. Рельеф в Китае различен: здесь есть горы и пустыни, степи и тропические леса. Я думаю, мы выполнили все условия первого уровня и переходим ко второму!
Учитель: Давайте вспомним о труде историков и сделаем физзарядку.
Знают взрослые и дети,
Знает каждый на планете.
Нас, историков, все знают.
Труд наш очень уважают.
Ищем тайны до заката –
Учитель: Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Ребята, давайте заглянем в одно из государств и поближе познакомимся с его жителями. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей?
(Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля)
Учитель: верно, ребята. А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. Одним из таких философов был Конфуций. О его учении один известный немецкий поэт Фридрих Шиллер сложил замечательное стихотворение:
Трёхмерно пространство, в котором живём.
Без устали всё изменяется в нём.
Всё в новые дали стремится ДЛИНА,
Льёт вширь бесконечно себя ШИРИНА,
Уходит в глубины без дна ГЛУБИНА.
Пример их обязан тобой повториться:
Без устали должен вперёд ты стремиться.
Стоять на своём, будь всё время готов,
А хочешь узреть окончанье трудов –
Тогда должен вширь развернуться суметь,
На мир под различным углом посмотреть,
Безмерных глубин в погруженье достичь –
Тогда только суть ты сумеешь постичь.
Лишь настойчивость ведёт к цели.
Лишь содержание ведёт к пониманию,
На дне которого живёт истина!
Учитель: Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения?
(Дети высказывают предположения.)
Учитель: Молодцы. В основе своего учения Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.
Учитель: Теперь я предлагаю вам сделать небольшое упражнение.
Задание. Помогать старшим, заботиться о младших, обманывать, выполнять обещания, поддерживать в трудную минуту, взять тебе не принадлежащее, говорить дурное за спиной, поступать по совести.
Итог: спасибо, ребята. Присаживайтесь. Итак, теперь мы с вами познакомились с нашим главным героем Конфуцием и определили основную суть его учения. Ребята, давайте вспомним, на какие два типа делил людей Конфуций?
(Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)
Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»?
(Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)
Верно. Итак, думаю, мы с честью выполнили задания второго уровня и переходим на третий!
Учитель: И третий уровень нас встречает следующим вопросом: ребята, какие предметы нам помогают в усваивании новых знаний? Посмотрите на ваши парты.
(Дети отвечают: тетради, ручки, книги).
Учитель: верно. Вот и наш с вами главный герой- Конфуций, передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличаются, например, от наших книг.
Итак, ребята сейчас вы самостоятельно прочитаете пункт 3 на стр. 107 и выпишите, при помощи каких книг Конфуций передавал свои знания.
Учитель: ну что ж, я думаю вы завершили задание. Итак, на каких же книгах писали в Древнем Китае?
(Дети отвечают: сделанных из бамбука)
Как же происходил сам процесс создания книги?
Учитель: молодцы, ребята. Действительно, вот так выглядела книга Древнего Китая. А теперь давайте с вами вспомним о самой письменности. Чем писали в Древнем Китае? Сколько было иероглифов?
(Дети отвечают: иероглифами, больше тысячи.)
Учитель: я думаю, вы завершили работу, и теперь мы можем услышать, как бы к вам обращались в Китае.
(Дети зачитывают свои имена).
Итог: Вот ребята мы с вами и узнали, какую важную роль играли книги в жизни китайского общества и в учении Конфуция. Из чего же делали книги?
(Дети отвечают: из бамбука).
Верно. Думаю, самое время переходить на 4 уровень!
Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным.
Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.
Сейчас я вам предлагаю разыграть сценку о манерах поведения китайцев. Пожалуйста, выйдите три человека к доске.
Гость. – Есть кто дома? Проходил мимо, решил зайти. (проходит в дом без приглашения и не снимает обувь)
Хозяин.- Здравствуйте. Семья вся дома. Проходите, присаживайтесь к столу. Скоро будем подавать обед.
Гость. – Нет, я буду лишь чай. А то недавно итак сильно отравился.
Хозяин.- Моя жена прекрасно готовит. Но лишь для тех, кто уважает ее старания. А вам с вашими манерами, есть страх всю жизнь только пить чай.
Учитель: спасибо, ребята присаживайтесь. Итак, ребята, как вы думаете, какие правила нарушитель гость?
(Дети отвечают: не поздоровался, прошел в обуви, грубил и т.д.)
Итог: Так образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе.
IV. Закрепление. Ну что же мы прошли 4 уровень и наша игра подходит к концу, мы вышли с вами на заключительный пятый уровень и здесь мне нужна будет ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым подчерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию (выполнение задания 2 мин.)
1.Китай расположен в Восточной …………..
2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..
3. Учителем Жизни в Китае называли……….
4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..
5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……
6. Сколько было необходимо, для того чтобы выучить все китайские иероглифы.
Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20.
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните, что в самом начале урока мы говорили с вами об уникальности Китая? Давайте вспомним, почему же его считают уникальным?