Усадьба остафьево что посмотреть
Музей-усадьба Остафьево
Остафьево — старинная усадьба и государственный музей, расположившиеся в одноименном селе в Подмосковье, недалеко от Подольска. За годы своей насыщенной истории усадьба побывала и литературным центром Москвы, и пушкинским музеем, и военным госпиталем, и даже пионерским лагерем.
В настоящее время это популярная достопримечательность, которую посещает более 100 000 человек в год. Помимо непосредственно музейной деятельности, на территории усадебного комплекса «Остафьево» — «Русский парнас» регулярно организуются различные мероприятия: выступления, фестивали, праздники, концерты, конференции. Кроме того, парк и усадьба полюбились современным молодоженам, которые часто включают их в программу своей свадьбы: проводят здесь прогулки и фотосессии.
История усадьбы Остафьево
Усадьба на этом месте, располагавшемся в те времена в селе с названием «Климово, Нечаево тож», была основана в XVII веке политическим деятелем Прокопием Ляпуновым. После смены нескольких владельцев, в 1751 году усадьба была выкуплена у князя Якова Алексеевича Голицына купцом Козьмой Матвеевичем Матвеевым, который заслужил исключительное (для лица, не принадлежавшего к высшим сословиям) право на приобретение «деревень» — земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево.
В течение нескольких последующих лет имение, ставшее именоваться с тех пор Остафьево, отстраивалось Матвеевым. Композиция усадьбы, заложенная купцом, во многом сохранилась до наших дней, несмотря на последующие перестройки.
Следующим владельцем Остафьево стал Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. Именно при владении рода Вяземских был построен главный дом (дворец с флигелями), сохранившийся до наших дней, разбит парк, а усадьба приобрела славу «Русского Парнаса». В эти годы Остафьево посещали многие известные личности тех лет, в числе которых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и Н. М. Карамзин, живший и создавший здесь первые восемь томов своего сочинения — «История государства Российского» — с 1804 по 1815 годы.
В годы владения усадьбой Петром Вяземским Остафьево стало одним из центров культурной жизни России. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», ставились театральные постановки. Сам будучи поэтом, Петр посвятил этому месту множество стихотворений, в том числе «Деревня» (1817), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом» (1863).
В 1865 году, после смерти Петра, имение унаследовал его сын — Павел, который также был литератором и страстным коллекционером. Он собрал здесь ценную коллекцию произведений живописи, графики, прикладного искусства, выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Андреевича Вяземского.
В 1888 году Остафьево перешло во владение следующего мужчины из рода Вяземских — Петра Павловича, который спустя 10 лет продал его мужу своей сестры — графу Шереметеву — в связи с тем, что жил в Петербурге и не имел возможности заниматься ведением дел в имении.
Сергей Дмитриевич Шереметев, историк и член Российской академии наук, стремился сохранить усадьбу и ее творческую и культурную атмосферу. Уже через год после приобретения, в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей, который стал один из первых музеев, посвященных великому поэту. В 1911–1914 годах Шереметевы в память известным личностям, посещавшим некогда усадьбу — Карамзину, Пушкину, Жуковскому, а также ее знаковым владельцам — Петру и Павлу Вяземским — установили в парке мемориальные бюсты. Открытие памятников происходило в торжественной обстановке и в присутствии многочисленных приглашенных гостей.
Усадьба в советское время и наши дни
После революции и прихода к власти большевиков усадьба была национализирована, но музей сохранен. В 1923 году Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Однако спустя 7 лет, 6 марта 1930 года, музей был ликвидирован, а большая часть его коллекции распределена по различным музеям и частично распродана.
В последующие годы усадьба использовалась для разных целей: сначала под размещение пионерского лагеря, в годы войны — военного госпиталя, а с середины XX века — базы отдыха союзного Совета министров, куда приезжали многие видные политические и культурные деятели СССР. Именно в эти годы усадьба подверглась наиболее значительной перестройке и перепланировке как в части внешнего обустройства комплекса, так и внутреннего убранства зданий.
Лишь 5 декабря 1988 года усадьбе вернули статус музея, а еще через 7 лет — в феврале 1995 года — музей-усадьбу «Остафьево» — «Русский Парнас» включили в перечень объектов исторического и культурного наследия России федерального значения. В течение многих лет — вплоть до 2016 года — здесь велись работы по воссозданию интерьеров дворца, восстановлению различных предметов внутреннего убранства.
Часы работы и цены музейного комплекса
Государственный музей «Остафьево» открыт для посещения 6 дней в неделю:
В последнюю пятницу месяца часы работы музея: с 12:00 до 18:00. Касса прекращает работу за 1 час до закрытия.
Парк музейного комплекса открыт ежедневно с 8:00 до 23:00 (вход возможен до 22:00).
Стоимость входных билетов в музейном комплексе составляет:
Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно.
Обратите внимание, что режим работы и цены музея-усадьбы могут быть изменены в зависимости от проводимых мероприятий, поэтому актуальную информацию лучше уточнять на официальном сайте музея.
Экскурсии в усадьбе Остафьево
Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» предлагает своим посетителям целый ряд экскурсий и образовательных программ, среди которых:
Архитектурные особенности
На сегодняшний день усадебный комплекс «Остафьево» — «Русский Парнас» включает в себя двухэтажный дворец, построенный в стиле классицизма, а также парк с прудом и липовой аллеей, общая площадь которых составляет 21 гектар. Главный дом имеет два флигеля, соединенных открытой колоннадной галереей. Среди основных элементов фасада дворца можно выделить: шестиколонный портик, треугольный фронтон и бельведер, воссозданный в 2012 году согласно историческим сведениям.
В настоящее время в главном здании усадьбы восстановлена историческая планировка: в парадных залах первого этажа воссоздана историко-бытовая среда имения первой трети XIX века, тут можно увидеть мебель, принадлежавшую князьям Вяземским, книжные издания, предметы живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, собранные владельцами Остафьево за многие годы.
В главном здании усадьбы можно выделить несколько основных помещений:
Усадебный комплекс Остафьево на Google-панораме
Как доехать до Государственного музея-усадьбы Остафьево
Музей находится к югу от Москвы в поселении Рязановское, село Остафьево. Добраться сюда можно несколькими способами.
На общественном транспорте
Из Подольска без пересадок доехать можно на автобусе № 1045 до остановки «Школа (Остафьево)», расстояние от которой до музея-усадьбы можно преодолеть пешком не более, чем за 10 минут.
На автомобиле
Оптимальный вариант добраться из Москвы на машине — это доехать по Варшавскому шоссе до города Щербинка, там свернуть на Остафьевское шоссе, по которому двигаться до Остафьевского пруда и въезда в музейный комплекс. Перед входом в имение есть парковка, однако она не очень большая, поэтому приезжать желательно пораньше, пока на ней есть места.
На такси
Кроме того, добраться до усадьбы можно на такси. Удобный способ оформить заказ — воспользоваться одним из мобильных приложений, например, Яндекс Такси, Gett, Uber.
Видео об усадьбе Остафьево (Русский Парнас) в Подмосковье
Усадьба «Остафьево»: Карамзин, Пушкин, Вяземские
Музей-усадьба Остафьево является одним из пушкинских мест, А.С. Пушкин приезжал сюда к своему близкому другу — князю Петру Вяземскому. Здесь 12 лет писал «Историю государства Российского» Николай Карамзин. На протяжении всего XIX века Остафьево являлось местом творческих встреч выдающихся писателей и поэтов. Сейчас на территории усадьбы Остафьево работает государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас».
Несколько фактов об усадьбе Остафьево
Остафьево на карте
История создания усадьбы Остафьево
Первые упоминания о деревне, где сейчас находится усадьба Остафьево встречаются еще в 1340 году. Деревней владели попеременно Ляпуновы, Апраксины, Голицыны. История усадьбы Остафьево началась в 1751 году, когда ее купил купец Козьма Матвеев и построил здесь сначала красильную, а затем суконную фабрику. Матвеев планировал построить в деревне церковь, которая была и построена в 1781 году, но уже после его смерти, вдовой Анной Григорьевной. Храм был освящен во имя святой Троицы.
Троицкая церковь сохранилась до наших дней, пережив трудные советские времена. В 1930-е годы она была закрыта и разорена, ее использовали под зернохранилище, склад, швейный цех. В 1991 году храм отдали РПЦ, были возобновлены службы.
Современный вид Остафьево получило при новом владельце — в 1792 году усадьбу приобрел князь Андрей Иванович Вяземский. Покупка была связана с рождением наследника сына Петра. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов.
Венчает здание круглый, изящный бельведер, который позднее был утрачен и воссоздан только в 2012 году. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. На нем можно увидеть герб рода Вяземских.
Роща кенконс
За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк. Река Любуча была перегорожена плотиной и образовала каскад прудов: Верхний, Средний и Нижний.
Карамзин
В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.
Кабинет Карамзина
Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.
Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.
«Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всей приятностью жизни… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства…»
«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.
Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.
Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.
Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:
«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили.
У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам».
Петр Вяземский
В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.
Беседка «Храм Аполлона»
В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.
Горбатый мостик
Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, И. И. Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, Е. А. Боратынский, А. Мицкевич, М. П. Погодин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».
Памятник Пушкину
В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Гоголь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.
После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.
Судьба усадьбы Остафьево
После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.
Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год
Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.
Овальный зал Остафьево, конец XIX века
А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.
В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.
В 1931 году в усадьбе открыли дом отдыха Наркомата обороны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.
В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.
Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал филиалом Музея А. С. Пушкина. В 1994 году стал самостоятельным государственным музеем-усадьбой «Остафьево» – «Русский Парнас».
Музей-усадьба Остафьево
Сайт: ostafyevomuseum.ru Адрес: Москва, п.Рязановское, с.Остафьево. Парк открыт ежедневно с 08.00 до 23.00, вход бесплатный — до 10.00.
В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.
В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.
Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».
Музей-усадьба «Остафьево»: исторические особенности и культурные достопримечательности от «Парнаса» до наших времен
Узнавать новые места всегда увлекательно и приятно, особенно если к вам в полной мере можно отнести определение «турист до мозга костей». Впрочем, новые незабываемые впечатления от путешествий получают и те, кто не слишком любит надолго выбираться из дома. Вечно занятым москвичам, предпочитающим однодневные туры, ценителям активного и полезного времяпрепровождения, поклонникам истории и старины — словом, всем-всем-всем непременно придется по душе «новая» старая усадьба Остафьево, многими недооцененная, но от этого, пожалуй, еще более привлекательная. От московской кольцевой автомобильной дороги до этой удивительной достопримечательности буквально рукой подать: всего лишь каких-то 16 км. Красивая облагороженная территория, богатая культурная жизнь, насыщенная красками природа, вековые деревья и, безусловно, живые страницы русской истории и жизни хозяев усадьбы привлекут как одиночных путешественников, так и большие дружные компании. Изучаем историко-культурные особенности музея-усадьбы «Остафьево» вместе.
Источник поэтического вдохновения
Усадьба Остафьево, расположенная в селе Остафьево на территории нынешней Москвы, получила свою известность при Вяземских. Она была перестроена на излете XVIII столетия при участии князя Андрея Вяземского, а автором проекта нового здания стал, по всей вероятности, зодчий Иван Старов. В поместье съезжались авторитетные представители Золотого века русской поэзии, поэтому место славилось как литературный «штаб» Москвы. Недаром второе название усадебного комплекса звучит как «Русский Парнас»: для тех, кто не в курсе — именно на горном хребте Парнас в античной Греции был скрыт особый источник, напившись из которого, согласно преданиям, можно было стать поэтом и получить признание на этом поприще.
Усадьба Остафьево — «Русский Парнас»: где она находится и как добраться до достопримечательности?
Как уже было сказано, из Москвы до усадебного комплекса в селе Остафьево можно добраться очень быстро: открыв дорожную карту или зайдя в специализированное приложение вы легко в этом убедитесь. На машине необходимо ехать по Варшавскому шоссе, а затем практически сразу же после пересечения МКАД свернуть по указателям в город Щербинка. Там, минуя железнодорожный переезд, следует двигаться по прямой до места назначения. Узнать, как доехать до усадьбы на городском транспорте можно, посетив официальный сайт достопримечательности. Возможны различные варианты: на электричке с Курского вокзала до станции Щербинка и далее на общественном автобусе до усадьбы, а также на метро до станции «Бунинская аллея» или «Улица Горчакова» и далее на маршрутке либо автобусе практически до самого комплекса.
Почему усадьба носит название Остафьево?
Вполне очевидно, что свое имя усадебный комплекс получил от названия села, в котором расположилось имение. А вот почему так называется село — большой вопрос, точного ответа на который не в силах дать никто. Между тем на этот счет существует довольно интересная легенда. Якобы Петр Вяземский решил, что назовет свое имение первым словом, произнесенным кем-то из его гостей. Как раз в это время в поместье приехал его приятель Александр Пушкин. Когда лакей Вяземского спросил у гостя, куда отнести его багаж, великий русский поэт равнодушно произнес «Оставь его, братец». Так за усадьбой и закрепилось название «ОстаФь-еВо», хотя, безусловно, это всего лишь занятный миф, ведь свое имя место получило задолго до появления Александра Сергеевича на свет.
Владение русских князей
Место расположения «Русского Парнаса» — музея-усадьбы «Остафьево» — в первый раз упомянуто в исторических источниках в 1340 году. В XVII столетии селение называлось Климово, а затем Нечаево. Усадьбу основал военно-политический деятель Смутного времени Прокопий Ляпунов. Во второй части XVII столетия ее хозяином выступал князь Николай Львов, в следующем веке — граф Петр Апраксин, а затем — князь Яков Голицын.
В 1750–1760-х имение отстраивал купец Козьма Матвеев. Именно он определил основные черты композиции и структуры будущего усадебного дома, который впоследствии был видоизменен при участии уже упомянутого Андрея Вяземского. Князь ликвидировал прежние строения и возвел взамен каменного сооружения настоящий дворец с флигелями.
Гостями Остафьево в разные годы того времени становились Иван Дмитриев, Василий Жуковский и другие. Кроме того, здесь постоянно проживал и трудился Николай Карамзин, супруг дочери Вяземского: именно в Остафьево было написано практически полное собрание фолиантов «Истории государства Российского». Недаром в наш век на территории усадьбы располагается бронзовый мемориальный знак в форме книг и вдобавок произрастают два «карамзинских» дуба.
С кончиной Андрея Вяземского усадебный комплекс перешел к его сыну Петру, именно при нем имение стало культурным центром не только Москвы, но и всей России. Ведь Петр Вяземский не только лично принадлежал к поэтам, но и дружил с самим Александром Пушкиным. В имении регулярно собирались участники литературного объединения «Арзамас» — Александр Пушкин, Денис Давыдов и другие. Поместье также навещали Александр Грибоедов, Николай Гоголь и множество прочих литераторов и культурно-общественных деятелей.
На закате XIX века имение перешло графу Сергею Шереметеву. Он постарался максимально полно сохранить исторический облик этого места для потомков. К 100-летию со дня появления на свет Александра Пушкина усадьба была преобразована в общественный музей его жизни и творчества. Также по его инициативе в здешнем парке были возведены монументы Николаю Карамзину, Александру Пушкину, Василию Жуковскому, Петру и Павлу Вяземским.
Между тем не только с отечественной литературой и культурным наследием нашего дворянства ассоциировалась в те дни музей-усадьба «Остафьево». Осенью 1803 года имение стало частью истории нашей аэронавтики: именно здесь совершили посадку Прасковья Гагарина — первая русская дама, предпринявшая полет на воздушном шаре, а также первый в мире парашютист Андре Жак Гарнерен.
Октябрь 1917-го и нынешние времена усадьбы
По завершении революции 1917 года поместье Остафьево было национализировано: музей сохранили, а в 1923 году территорию признали неприкосновенным объектом садово-парковой культуры Музейно-академического значения. Что, впрочем, не помешало снять Павла, сына Сергея Шереметева, с позиции руководителя музея ввиду его дворянского происхождения. После 1929 года Шереметевы были выселены из усадьбы, год спустя произведения искусства дворца, а также важные бумаги из Остафьевского архива были распределены по советским музеям. С тех пор усадьба становилась то военным госпиталем, то домом отдыха, а в 1988 году снова обрела музейный статус.
К списку объектов, представляющих историко-культурное наследие федерального уровня, музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» стала относиться в 1995 году. Следом за этим, в 1996 году, объект был внесен во Всероссийский реестр музеев.
Архитектурные черты и главные достопримечательности усадебного комплекса
В наши дни в музейный ансамбль Остафьево входят основной дворец с пристройками, парк площадью 21 га, а также вышеперечисленные памятники. Ежегодно усадьбу посещают свыше 100 тысяч человек. Ведь здесь есть что посмотреть. Чего стоят одни только интерьеры дома! Центром композиции можно назвать овальный зал, который использовали для приемов. Особую торжественность ему придают 16 полуколонн, а на стенах изображены мифические существа всех мастей.
Продолжение зала — парадная столовая. Здесь кропотливо воссоздана обстановка прежних времен, а в вестибюле можно полюбоваться картинами европейских мастеров и другими произведениями искусства XV–XVI веков.
Гостиная дворца обставлена достаточно скромно, но при этом с неизменной роскошью. Здесь присутствуют ларец-кабинет, шкафчики, резные геридоны, венецианское зеркало и другие предметы, а стены украшены произведениями художников различных эпох.
В Большой столовой внимание в первую очередь приковывает пара монастырских шкафчиков XVII столетия, дополненных скульптурными изображениями Богоматери и фрагментами из Священного Писания.
На втором этаже были расположены музейные и жилые помещения: там хозяева усадьбы бережно хранили семейные реликвии, коллекционные предметы, семейные портреты. Но особую ценность главного дома представляют библиотеки Андрея, Петра и Павла Вяземских с богатейшим собранием литературы в красивых дорогих переплетах, а также книжных раритетов.
Среди достопримечательностей парка нельзя не отметить величественный Храм Святой Троицы. Он возведен в 1781 году и выполнен в духе раннего классицизма. У входа в обитель располагались захоронения малолетних детей Петра Андреевича. В 1930 годы церковь была разорена и многие святыни утрачены, сейчас объект реставрируется и поддерживается администрацией усадебного комплекса.
Кроме того, гуляя по территории Остафьево, рекомендуем сделать остановки в следующих местах:
Экспозиции и культурная жизнь Остафьево
Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» — это и множество интересных выставок как преходящих, так и стационарных. Регулярная экспозиция «Карамзин. Жизнь и труды» открылась здесь к 250-летию литератора. Она простирается на 11 залов усадебного дома. Восстановлен и кабинет писателя, в котором он создавал свои эпохальные труды. Правда, единственным подлинным экспонатом стала конторка, изготовленная на заре XIX столетия и переданная в распоряжение музея Василием Шереметевым. Среди новых выставочных экспозиций Остафьево — «300 лет медали в России», «Убранство Остафьевского дома», «История и судьба» и другие. Режим работы музейно-паркового ансамбля и часы открытия выставок можно посмотреть на официальном сайте достопримечательности.
Музей-усадьба «Остафьево» также является популярным местом проведения многочисленных музыкальных и литературных мероприятий. Это ежегодные выставки, концерты, конференции, спектакли, онлайн-викторины, пушкинские дни, экскурсионные прогулки и летние фестивали или просто катания на лодках и неспешное времяпрепровождение за чашечкой ароматного кофе, сваренного на песке. Где как не на живописной территории усадьбы Остафьево можно сделать красивейшие памятные фото или даже провести торжественную регистрацию брака! Незабываемо и, как сейчас модно говорить, атмосферно. А в здешнем художественном салоне вы можете приобрести интересные книги, открытки, альбомы и другую продукцию, посвященную истории России, хозяевам усадьбы и их знаменитым постояльцам и гостям, а также всевозможные сувениры, которые помогут надолго сохранить в памяти впечатления от посещения этой старинной достопримечательности.