Усатый полосатый чему учит стих
Анализ стихотворения «Усатый-полосатый» Самуила Маршака
«Усатый-полосатый» Самуила Яковлевича Маршака впервые появился на страницах журнала «Еж».
Ранняя редакция стиха напечатана в 1929 году. Версия с хрестоматийным названием вышла годом позже. Окончательный вариант сложился к середине 1950-х годов, с рисунками В. Лебедева. Сыну писателя, Якову (домашнее имя – Лялик) не было и двух лет, когда он в первый раз услышал историю котенка и его деловитой хозяйки. Отец отложил книжки и начал импровизировать (сперва в прозе). Критика книгу приняла в штыки, бранила за старорежимность темы и ее решения. В жанровом отношении – поэтический рассказ, ритмизированная проза (она легче воспринимается ребенком) чередуется со стихами (хореического толка), рифмовка смежная. Начинается история как зачин сказки, а еще и как дразнилка. Имя героини остается неизвестным, а вот возраст, хотя и неохотно, рассказчик все же сообщает: четыре года. Дальше – приметы питомца девочки: серый, усатый. Тот самый, кого надо укладывать спать, купать, учить говорить и выгуливать. По сути, она играет с ним, как с куклой. Следом – череда фольклорной перечислительной градации про перинку, одеяльце и платочек. Уменьшительные суффиксы усиливают сходство с колыбельной. Прилагательных минимум и они просты (мягкую, белые), эпитетов и того меньше (глупый). Героиня «пошла ужинать», а котенок, само собой, разбойничал в кроватке. Поэт повторами подчеркивает, что девочка, бросая ложку, несколько раз прибегала посмотреть, как спит ее воспитанник. Возмущенные вопросы («разве так спят?») и восклицания про глупость котенка призваны вызвать у слушателя улыбку. Ребенок понимает игру и девочки, и рассказчика. Натереть котенку бока мочалкой тоже не удалось, лексикон увеличить – подавно (дальше природного мяуканья дело не пошло), да и скормить собственную кашку оказалось задачей не из легких. Но героиня не унывает, несет шалуна в сад. Взрослые подыгрывают, задают вопросы. Разумеется, это ее дочка. Просто «давно не брилась». И если бы котенок не вырвался – никто бы ничего не понял, конечно. Со временем, он, ясное дело, поумнел, а девочка так и вообще почти выросла – в первый класс пошла. В сто первую школу. Так что история случилась на самом деле, буквально вчера, можно девочку в той школе найти, расспросить. В стихах описан город, дом, есть бытовые детали (кровать, котел, сундук, миска). Описана и игра во вкусе самого котенка – загонять карандаши «под шкап». Взрослых в стихах нет, как будто «умная девочка» живет одна и занимается развитием (физическим и умственным) кота. С. Маршак умышленно подает историю именно так, зная детскую психологию. В сущности, рассказ в духе реализма. Животное не разговаривает, никаких волшебных существ или приключений, однако поэт со знанием дела открывает дверцу в детский мир, живущий правилами и эмоциями, которые взрослые обычно уже позабыли. Звучные рифмы, четкость композиции позволяют детям с легкостью запомнить эти стихи. Сравнение: как мышку. Ряд приставочных глаголов, звукоподражание (цап-царап), глагольность, диалогичность.
Первым восторженным слушателем «Усатого-полосатого» С. Маршака был его маленький сын.
Конспект занятия к стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
Реализация содержания программы в образовательных областях:
•Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприя-тие художественной литературы и фольклора.
Содержание организованной образовательной деятельности детей
1. Организационный момент.
2. Чтение стихотворения. Беседа.
Воспитатель читает стихотворение весело, задорно, не торопясь, давая детям возможность мысленно представить себе ситуацию, найти ответы на вопросы автора («Кто у нее был?» «Сколько ей было лет?», догадаться, что проделывал котенок, пока девочка ужинала.
— Какой был котенок у девочки? (Маленький, глупый, усатый, полосатый.)
— Чего не хотел делать котенок? (Спать на кровати.)
— А что любил котенок? (Есть сало, катать карандаши.)
— Почему девочка все время повторяла: «Вот какой глупый котенок!»? (Сердилась, удивлялась, что он все делает не так, по-своему.)
Вот окошко распахнулось, (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз, (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз, (сесть на стул.)
4. Инсценирование диалога.
— Воспитатель.Давайте поиграем: я буду вам задавать те вопросы, которые люди на улице задавали девочке, а вы отвечайте на них. (Ведется диалог.)
— Кто это у вас? (Это моя дочка.)
— Почему у вашей дочки серые щечки? (Она давно не мылась.)
— Почему у нее лохматые лапы, а усы как у папы? (Она давно не брилась.)
— Какое стихотворение мы прочитали?
— Про кого мы читали в этом стихотворении?
— Понравилось ли вам стихотворение?
«Усатый-полосатый» (фотоотчёт) Жила-была девочка и как ее звали? Кто звал, тот и знал. И был у нее усатый, весь полосатый. Все узнали знакомые с детства стихи Агнии.
Кукольный театр на ложках по стихотворению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» гровое пособие по театрализованной деятельности Кукольный театр на ложках по стихотворению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, рисованию и музыке по стихотворению А. Барто «Игрушки» в средней группе Тема: А. Барто «Игрушки». Цели: 1. Учить детей выразительно читать стихотворения. Развивать чувство прекрасного, эстетический вкус. 2. Учить.
Конспект НОД по рисованию в первой младшей группе «Красивый полосатый коврик» Задачи: 1. Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, набирать краску на кисть. 2. Развивать у детей цветовое.
Конспект занятия логоритмического занятия «Кто где живет» по стихотворению С. Еремеевой Конспет занятия по логоритмике в средней группе «Кто где живет?»(по мотивам стихотворения С. Еремеева.) Воспитатель: Волегова Е. А. Задачи:.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у писателя С. Я. Маршака» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Тема занятия: «В гостях у писателя С. Я. Маршака» Программное содержание:.
Сценарий музыкального представления по стихотворению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (для малышей раннего возраста) Цель: вводить детей в мир театрального искусства через знакомые сказочные образы. Задачи: •формировать интерес к вокальному искусству;.
Усатый-полосатый — Самуил Маршак
Жила-была девочка.
Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет,
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее…
Кто у нее был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, — что такое?
Хвостик — на подушке,
На простынке — ушки.
Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку
Перинку.
На перинку
Простынку.
Под ушки
Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла,
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котенок!
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: — Мало!
Вот какой глупый котенок!
Не было в доме мышей,
а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
И попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку,
карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: — Она давно не мылась.
Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: — Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.
Хочешь пройти интересные задания по прочитанной книге?
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
Виденина Татьяна Александровна
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
КОНСПЕКТ
Интегрированного занятия во второй младшей
группе по стихотворению С. Я. Маршака
«УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ
Тематическое занятие во второй младшей
группе по стихотворению С. Я. Маршака
«УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ»
Цель: довести до сознания детей замысел автора: котенок – живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки.
Задачи: создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; учить синтезировать полученные ранее знания и применять их на практике. Передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы; прививать коммуникативные качества; обобщить и расширить знания детей о домашних животных – кошках; воспитывать внимание, умение слушать воспитателя, доброжелательное отношение к животным.
совместно с родителями составление фоторассказа о своих усатых питомцах;
чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый»
Интеграцияобразовательных областей: речевое развитие, познание, коммуникация.
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть и послушать нас. А о ком будем говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Закройте глазки и внимательно слушайте.
Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет
Воспитатель: Дети, а кто такая кошка?
Дети: это домашнее животное.
Воспитатель: Кошка давно живет рядом с человеком. У многих из вас дома тоже живут кот или кошка. Из ваших фоторасказов мы узнали много интересного о ваших усатых питомцах. О кошках написано много стихов, сказок, потешек, загадок. В нашей библиотеке тоже есть книги о кошках. А сегодня мы еще раз прочитаем стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак «Усатый-полосатый». Не только почитаем, но и поиграем и узнаем много нового о кошках.
Воспитатель: Жила-была девочка.
Кто звал, тот и знал.
Сколько ей было лет?
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Серый, усатый, весь полосатый. Кто это такой?
Воспитатель: ребята, а как звали котенка (ответы детей)
У каждого котенка должно быть свое имя – кличка, на которую он будет откликаться. Смотрите, сколько разных котят и кошек, давайте придумаем каждому имя – кличку (Барсик. Муся, Мурка, Пушок, Гав, Дуся). А вот моего котика зовут – Миша. Вот он, какой милый.
Воспитатель: у Никиты, например, живут кошка и котенок. А котенок для кошки – это кто? Правильно – детеныш. А кошка – мама. Кошки – это девочки. У Меланьи живет кот – мальчик. Кошки бывают с длинной шерстью и короткой. Бывают по цвету белые, черные, рыжие, пятнистые…
Воспитатель: стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку – мягкую перинку.
Сверху на перинку – чистую простынку.
Вот тебе под ушки – белые подушки.
Одеяльце на пуху и платочек наверху.
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Возвращается – что такое?
Хвостик – на подушке, на простынке – ушки.
Повернула она котенка, уложила как надо.
Под спинку перинку.
На перинку простынку.
А сама пошла ужинать.
Дети: вот какой глупый котенок!
Воспитатель: Как вы думаете, почему котенок не стал спать на кукольной кроватке? (Ему было неудобно). А наша кошечка спит на кроватке под одеялом. Почему она не убегает (игрушка).
Воспитатель:Где только не спят кошки: и на диване, и на окне, на полу, на коленках… Кошка ищет, где ей удобно, тепло, мягко. Спит клубочком (к морозу, на животе, на спине, вверх брюшком – к теплу (доверчивая кошка). Кошка спит много, потому что тратит много энергии, силу свою на охоту, на игру. Но она спит очень чутко. А проснувшись – подтягивается, чтобы размять свои мышцы. Давайте мы тоже разомнемся.
Вот окошко распахнулось (Руки развести в стороны.)
Вышла кошка на карниз (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вверх (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз (посмотреть вниз)
Вот налево повернулась (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух (повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху)
И уселась на карниз (сесть на свои места).
Воспитатель: захотела девочка котенка выкупать.
Принесла кусочек мыла и мочалку раздобыла, и водицы из котла в чайной чашке принесла.
Не хотел котенок мыться – опрокинул он корытце и в углу за сундуком моет лапку языком.
Дети: вот какой глупый котенок!
Воспитатель: А вы знаете, чем моются кошки? Почему кошки моются языком? Вас когда-нибудь кошка лизала своим языком? Какой он? Шершавый. Такой язычок лучше всякой расчески и мочалки приведет шерстку в порядок. Если кошка долго, тщательно моется, значит ждет гостей.
Артикуляционная гимнастика «Прогулка Веселого Язычка»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да – нет»
У кошки пушистый хвост?
У кошки маленькие ушки?
У кошки есть рожки?
У кошки мягкие лапки?
У кошки длинные усы? Покажите
Зачем кошке длинные усы? Ориентируется в темноте, во время охоты определяет запах.
Воспитатель: стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски – отвернулся он от миски.
Воспитатель: что едят кошки?
Воспитатель: стала девочка учить котенка говорить.
Воспитатель: у кошки свой кошачий язык. И у кого есть кошка, мы его понимаем. Если кошка выгибает спину и шипит, что она этим хочет сказать? (Не трогайте меня). А если она трется об ноги и мурлычет? (погладьте меня, покормите меня).
Воспитатель: Не было в доме мышей, а было много карандашей.
Лежали они на столе у папы и попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку.
И давай его катать –
От стола до табурета, от комода до буфета.
Подтолкнет – и цап-царап!
А потом загнал под шкаф
Ждет на коврике у шкафа
Притаился чуть дыша…
Коротка кошачья лапа –
Не достать карандаша!
Воспитатель: когда котята играют, чему они учатся? (охотиться)
Домашние кошки очень любят ловить мышей. А с чем котята играют? (клубочками, шариками, со всем, что двигается)
Воспитатель: закутала девочка котенка в платок и пошла с ним гулять.Люди спрашивают:
Кто это у вас? – Это моя дочка
А почему у вашей дочки серые щечки? – Она давно не мылась
Почему у нее лохматые лапы, а усы как у папы? – она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит – все увидели, что это котенок усатый – полосатый.
Воспитатель: почему он так делал?
Правильно. С котенком нельзя играть как с куклой. Как еще нельзя поступать с кошкой (дергать за хвост, усы, бить).
А как вы думаете, почему девочка так себя вела?
Правильно. Потому что она маленькая и ничего не знала о кошках.
Воспитатель: А что вы узнали о кошках?
Молодцы! Спасибо гостям за внимание.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Масленица» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака» Программное содержание :формировать у дошкольников навык внимательного прослушивания, осмысленного восприятия поэтического текста и его.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Усатый-полосатый» для детей старшего дошкольного возраста Ход непосредственно – образовательной деятельности Мотивационно – ориентировочный этап. Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими.
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.
НОД во второй младшей группе по стихотворению А. Барто «Зайка» НОД во второй младшей группе №3 «Зайку бросила хозяйка» по стихотворению А. Барто «Зайка» Выполнила : Шуайпова. А. К.
Сценарий праздника «День матери» в средней группе с игрой-театрализацией по стихотворению С. Маршака «Олино колечко» Сценарий праздника «День матери» в средней группе. Разработали воспитатели МАДОУ № 240 Детского сада комбинированного вида «Волшебный замок».
Занятие по развитию художественно-эстетического восприятия ребенка «Усатый-полосатый» Тема: «Усатый-Полосатый» Цель: Развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка средствами художественной литературы. (Произведение.
Конспект внеурочного занятия о кошках для школьников «Усатый полосатый» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться доброе утро Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам И каждый становится.
С. маршак усатый полосатый чему учит?
С. маршак усатый полосатый чему учит?
Любить своих домашних животных, ухаживать за ними и хорошо учиться \.
Чему нас учит Лихачев?
Чему нас учит Лихачев?
1. Сказка Золушка?
2. Сказка Красная шапочка.
3. Рассказ Расмус Бродяга.
Чему учит сказка кот и лиса и чему учит сказка каша из топора?
Чему учит сказка кот и лиса и чему учит сказка каша из топора.
Коротко о сказке 12 месяцев С?
Коротко о сказке 12 месяцев С.
Чему учит сказка и чем понравилась?
Чему учит стихотворение Сороковые?
Чему учит стихотворение Сороковые?
Ответьте на этот вопрос.
Я догнать не могу чему оно учит.
Чему учит нас фауст?
Чему учит нас фауст?
ПОЖАЛУЙСТА, ДАЮ 20 БАЛЛОВ!
Ь Биологич вот мой любимый предмет.
Числа, кратные числу 15, должны делиться на него без остатка. 15 * 1 = 15 15 * 2 = 30 15 * 3 = 45 15 * 4 = 60 15 * 5 = 75 15 * 6 = 90 15 * 7 = 105 15 * 8 = 120 15 * 9 = 135 15 * 10 = 150 И так далее до бесконечности.
Рассказ– повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. По́весть— прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом ирассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, во..
Множество замечательных стихов написано великими русскими поэтами такими, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, А. А. Блок. В стихотворениях каждого из этих поэтов присутствует огромная любо..