Усекновение языка что это
Что за праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи и разве можно отмечать казнь
Редакция, Общество, 6:46, 11.09.2020
Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богородицы. В день его мученической смерти верующие соблюдают строгий пост
11 сентября в православном календаре – день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рассказываем о сути, традициях и главных запретах важного церковного праздника.
Кто такой Иоанн Предтеча?
Святого Иоанна в Православной церкви называют Крестителем, великим пророком, Предтечей. По уровню почитания в Православной церкви святой Иоанн Предтеча находится на втором месте после Богородицы, уточняет «Православный календарь».
Что такое Сретение Владимирской иконы и какую загадку хранит этот праздник
В 2020 году Православная церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября. По преданию, этот праздник связан с историей спасения Москвы от разгрома армией Тимура Тамерлана
«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец», объясняет ТАСС. Святой Иоанн Предтеча считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа. Именно он крестил Сына Божьего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Что такое Усекновение главы Иоанна Предтечи?
11 сентября 2020-го православные отмечают большой праздник – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В этот день казнили пророка, который сообщил миру о пришествии Сына Божьего. Иоанну Предтече отсекли голову, пишет «Российская газета».
История праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи
Перед смертью Иоанн Предтеча находился в темнице по приказу царя Ирода. Его заключили туда за то, что он обличал грехи правителя и его окружения.
Почему же тогда это праздник?
Во-первых, в Православной церкви день памяти святых – это всегда день их смерти. Это момент их перехода в вечность и встречи с Богом.
Во-вторых, слово «праздник» в этом случае означает не торжество, а «праздное» состояние, когда нет дела до обычных житейских забот. Это может быть и в случае радости, и в случае горя.
Что нельзя делать в церковный праздник 11 сентября 2020-го?
В праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи в Православной церкви установлен строгий пост. Так христиане выражают скорбь о насильственной смерти великого пророка. Верующим нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца и рыбу.
Кроме того, 11 сентября христиане отказываются от вина. А в храмах в этот день служат молебны, в которых просят Бога даровать трезвость – физическую и духовную.
Нельзя увлекаться приметами, проводить оккультные и магические ритуалы. Церковь относится к ним негативно всегда – и во время важных праздников, и в обычные дни.
В праздник Иоанна Крестителя верующие посещают богослужение.
Какого числа День учителя в 2020 году и почему его так любят в России
В День учителя принято дарить преподавателям цветы, рисовать стенгазеты, устраивать праздничные концерты, навещать и поздравлять учителей на пенсии
Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна
Аудио
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)
О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Еще во чреве матери младенец Иоанн взыграл от радости, когда к ней пришла Пресвятая Богородица, носившая в Себе Спасителя. Достигнув взрослого возраста, тот, которого весь мир не был достоин (ср.: Евр. 11: 38), удалился в пустыню и оделся во власяницу из верблюжьей шерсти, препоясанную кожаным ремнем, что означало властвование над всеми устремлениями плоти. Подобно новому Адаму, Иоанн вернулся к гармонии тварной природы, чтобы обратиться к Единому Богу. Он питался акридами и диким медом, его дух не тревожили заботы этого мира, и он предавался созерцанию.
В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия (29 г. по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они – сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40: 3–5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3: 16). Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.
Божиим попущением свершилась эта кровавая казнь, чтобы после того как святой Иоанн был Предтечей Христа на земле, он стал им и среди мертвых и ушел возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
11 сентября 2012 г.
[1] Он был сыном Ирода Великого и четвертовластником Галилеи и Переи с 4 г. до P. X. по 39 г. по P. X., то есть именно к нему Пилат отправил Иисуса (см.: Лк. 13: 31). Добиваясь под давлением Иродиады царского титула, он отправился в Рим, но был обвинен в предательстве и казнен в Лионе.
[2] Этот Филипп – не четвертовластник в Итурее и Трахонитиде, упоминаемый в Евангелии (см.: Лк. 3: 1), но другой сын Ирода Великого, единокровный брат Ирода Антипы.
[3] Она была дочерью Иродиады от первого брака и впоследствии вышла замуж за тетрарха Филиппа, своего двоюродного дедушку. Ее имя не упоминается в Евангелии, однако оно известно из «Иудейских древностей» историка Иосифа Флавия (18. 5. 2–4).
[4] Блж. Иероним пишет, что Иродиада набросилась на отрубленную голову и пронзила язык св. Иоанна ножом.
[5] Празднуются три обретения главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе – 24 февраля, третье – 25 мая. Тело св. Иоанна было сожжено во времена Юлиана Отступника, но некоторая часть его мощей была взята из огня и передана свт. Афанасию в Александрию. Оттуда частицы мощей разошлись по всему христианскому миру. Десница Предтечи почитается в монастыре Дионисиат на Афоне, а его левая рука хранится в древнем дворце турецких султанов в Константинополе (Топкапы). На Западе также есть много частиц мощей св. Иоанна, однако подлинность многих из них сомнительна, возможно, за исключением частицы от главы, взятой крестоносцами из Манганского монастыря во время разграбления Константинополя (1204), которая сейчас хранится в сокровищнице Амьенского собора во Франции.
[6] См.: Григорий Палама, свт. Слово на Усекновение главы св. Иоанна Крестителя.
Православная Жизнь
Если вдумчиво прочитать историю гибели Иоанна Крестителя и попытаться представить ее в красках, то это какой-то мрачный нуар, окутанный духом несправедливости, безысходности и, на первый взгляд, выглядит как очередная безапелляционная победа зла.
В истории чудовищно все. Человек, стоящий на страже нравственности народа, духовный авторитет и «Ангел пустыни» святой жизни без страха обличает сильного мира сего в сожительстве с женой брата. Сильный мира сего распоряжается арестовать и заключить пророка в темницу. Еще бы: уязвлено его самолюбие, задето и самолюбие его гражданской жены, женщины гордой и властной. Ирод, возможно, рассуждал так: посидит немного, одумается, подумает, что говорить царю, а что оставить без озвучивания.
Но не унимается Иродиада. Она оскорблена и жаждет мести. Иоанн публично высек ее самолюбие. А поскольку муж все же уважал пророка и прислушивался к нему, неровен час, вода обличительной проповеди святого может сточить камень Иродовых убеждений. И он просто выгонит супругу, после чего вернется к своей законной жене. На карту для Иродиады поставлено все, к чему она, очевидно, очень долго стремилась.
А тут как раз день рождения у Ирода. Собралась вся галилейская знать. Саломия, дочь Иродиады, исполнила танец, которым очаровала и гостей, и Ирода. Какой танец можно исполнить перед группой пьяных, обеспеченных, развращенных мужчин, что царь будет обещать дать за него хоть полцарства – вопрос оставим на домыслы читателя. Но за слова надо отвечать. И Иродиада тут же воспользовалась успехом дочери: проси у Ирода голову Иоанна. Вот так просто решаются серьезные вопросы среди сильных мира сего. Ирод, конечно, опечалился, но слово свое сдержал. Из страха потерять уважение перед друзьями, из страха перед женой, которая, очевидно, искусно им манипулировала. И совсем ничего, что на карте – жизнь человека.
Оруженосец, говорит Евангелие, пошел и отсек голову пророку. Вот так просто. Кивнул, пошел исполнять приказ. Иоанн Креститель, Ангел пустыни и родственник Христа, последний пророк Ветхого Завета, был казнен не публично. И его гибель выглядит несколько нелепо на фоне Спасителя или апостолов, казненных публично чуть ли не как враги государства. Нелепо – потому что он стал жертвой обычного бытового гнева. Мало ли мы знаем ситуаций, когда высказанная правда приводила к конфликтам и разрыву отношений? И только. Иоанн Креститель за свою правду расплатился жизнью.
Легко представить себя всех героев этой драмы, кроме Иоанна. Ирод, Иродиада, Саломия, галилейская знать – вполне себе осязаемы и понимаемы современниками. Пророк – едва ли. Он при жизни видел Небесное Царство, потому что уже от рождения принадлежал ему. Иоанну была чужда вся та мишура мира, которой с упоением обвешивались Ирод и его окружение. Пророк жил ежедневным стремлением к будущему веку. Возможно, именно поэтому нам трудно его понять. Он был не от мира сего.
Представляя грустную зарисовку истории казни пророка, так и хочется вздохнуть: и здесь никакой справедливости не оказалось. Что же мы празднуем? Или же совершаем поминовение в день Усекновения? А может, радуемся тому, что пророк шагнул в бессмертие?
Да, мы с болью вспоминаем на Усекновение гибель Крестителя нашего Господа. И радуемся тому, что к Небесной Церкви присоединился великий праведник. Но еще мы размышляем о том, что каждому воздастся по делам его. И праведник пусть же делает добрые дела, потому что награда непременно будет вручена ему Богом. А злой пусть еще творит беззакония, ведь наказания не избежать ни в этом, ни в будущем веке. Семья Ирода получила за свое злодеяние сполна. И этот суд был совершен Богом словно показательный, для людей, чтобы они видели, как дорого обходится жизнь неправедная.
Саломия как-то зимой провалилась под лед, переходя реку. Тело ее оказалось полностью в ледяной воде, а голова осталась на поверхности, зажатая льдиной. И льдина медленно перерезала девушке горло, обезглавив… Родителям принесли голову дочери ровно так же, как однажды во время пира в зал дворца была внесена глава пророка Иоанна.
Ирод вскоре потерпел поражение от ассирийцев, возглавляемых отцом брошенной жены. Ассирийцы мстили Ироду за бесчестье. И Ирод проиграл. За поражение он попал в опалу к римскому цезарю, после чего отправился в ссылку. Без царского достоинства и денег. А там… вместе с женой Иродиадой был поглощен землей во время очередного землетрясения.
События земной жизни для христианина – череда испытаний и уроков, призванных привести его к обожению души. Всем выпадают разные трудности на пути жизни. И выбирая крестный путь следования за Христом, мы делаем выбор в пользу отречения от мира и его ценностей. Неудивительно, что непонятые миром, мы часто оказываемся им гонимы. Гонения – понятие растяжимое. Это далеко не всегда римские легионеры с факелами, ночью врывающиеся в дом к христианам. Любое неприятие нашего свидетельства о Христе со стороны мира, выливающееся в открытое недовольство – уже в некотором роде гонение. Но это, как мы уже сказали, неизбежно.
В центре нашего внимания в день Усекновения – Иоанн, хотя о нем и меньше всего сказано в евангельском отрывке дня. Кроткий и смиренный, отвергший мир, выбравший путь правды и следования за Богом. Он не призывал к насилию, не бунтовал и никого не оскорблял. Иоанн Креститель слушал свою совесть и проповедовал закон Божий, сам строго его соблюдая. Глядя сквозь строки, можно постараться увидеть святого пророка, каким же он на самом деле был и как вел себя в той или иной ситуации. Вглядеться между строк очень нужно. Меж них мы увидим образ Божий, торжественно просиявший в отдельно взятом человеке – Иоанне, сыне священника Захарии и Елизаветы, родственнике и Крестителе Господня, пророке и проповеднике, аскете и молитвеннике.
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Историческое содержание
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк.3:19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – жены Ирода четверовластника – двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37–41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Во времена иконоборчества главу Иоанна Крестителя тайно вывезли из Константинополя и спрятали в Команах (близ Сухуми), где в 407 году скончался, возвращаясь из ссылки, святитель Иоанн Златоуст. Только после VII Вселенского Собора, восстановившего в 787 году православное почитание икон, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи – 7 июня (25 мая ст. ст.).
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.
Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.
В изложении святителя Димитрия Ростовского
Видя такое беззаконие, учиненное Иродом, ревнитель закона Божия, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния, – святой Иоанн Креститель не умолчал, но пред лицом всех обличал Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата своего, и говорил ему:
– Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии, к Коему он и посылал их, как об этом сказано и в Евангелии: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Ин.11:2-3). Он посылал вопросить не потому, что сам не знал; ибо как он мог не знать Того, Кого сам крестил и над Кем он видел Духа Святого, сошедшего с небес, относительно Которого слышал и голос Отца, свидетельствовавшего, и на Которого, наконец, сам указывал перстом, говоря:
– «Вот Агнец Божий» (Ин.1:36).
Иоанн посылал учеников своих вопросить Господа для того, чтобы ученики его своими очами увидели славные чудеса, которые творил Господь и дабы окончательно убедились в том, что Он (Иисус Христос) пришел спасти род человеческий. Спустя некоторое время наступил день, в который Ирод имел обыкновение совершать празднование своего рождения. Собрав всех князей своих, воевод, старейшин и тетрархов 2 Галилеи, Ирод устроил для них великое пиршество (Мк.6:21). Во время этого пиршества дочь Иродиады плясала и своею пляскою весьма угодила Ироду и возлежавшим вместе с ним; по научению своей жестокой матери она попросила у Ирода главу святого Иоанна Крестителя и получила просимое, ибо Ирод поклялся ей дать всё, что бы она ни попросила, хотя бы даже полцарства его. Окаянный не пожелал нарушить клятву свою, не пожелал огорчить мерзкую мать плясавицы, но забыл о том страже, в силу которого он не решался до сих пор умертвить Иоанна, забыл также и о святой жизни его и, как упившийся вином, распалился намерением пролить кровь неповинную. И тотчас он послал палача в темницу, приказав усечь главу Иоанна и принести ее на блюде.
Таким образом Предтеча Христов, за обличение беззаконного сожительства Ирода и Иродиадою, был усечен в темнице, уже поздно ночью; ибо то мерзостное пиршество святым Евангелистом Марком названо вечерей: «делал пир (говорит Евангелист) вельможам своим» (Мк.6:21); эта вечеря затянулась далеко за полночь, и когда все уже сильно упились вином и достаточное время утешались пляскою упомянутой бесстыдной девицы, тогда-то и было учинено то неправедное убийство. И принесена была глава святого Иоанна на блюде посреди пиршества, причем кровь еще капала и (как сообщают некоторые) глава изрекала те же обличительные слова и после усечения, сказав Ироду:
– Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы.
После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11).
Как-то раз зимою она пожелала перейти ради какой-то потребности реку, по имени Сикорис; когда она шла, лед подломился под нею и она упала в воду, погрузившись до шеи. По правосудию Божию, лед сдавил шею ее, так что она висела телом в воде, имея голову над льдом; и подобно тому, как некогда она плясала ногами по земле, так и на сей раз она не доставала ногами до земли, но только производила в воде беспомощные движения, как пляшущая, причем быстрое течение реки колебало ее; однако никто не мог оказать ей помощи; и до того времени висела окаянная в воде в таком положении, пока острый лед не перерезал шеи ее. Мерзкий труп ее, занесенный водою под лед, не был найден, глава же ее была принесена к Ироду и Иродиаде как некогда глава Предтечева, но только была отсечена не мечем, а льдом. Так наказало правосудие Божие плясавицу, которая повинна была в усечении честной главы святого Иоанна.
После сего погиб «с шумом» и беззаконный убийца Ирод с мерзкою Иродиадою; ибо повествуют, что они были пожраны живыми землею.
Святой же Иоанн, как при жизни своей, так и после кончины был Предтечею Христу Господу. Ибо предварив сошествие Господа в ад, он благовествовал находившимся в аду Бога, явившегося во плоти, и порадовал святых праотцев; с ними он был изведен из ада, после разрушения его по воскресении Христовом, и сподобился многих венцов в Царствии небесном, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, как Предтеча и Креститель и как мученик. По молитвам его да наставит и нас на путь истинного покаяния и да сподобит нас Царствия небесного Христос, милосердый Господь и Бог наш, Коему воссылается слава со Отцом и Святым Духом вечно. Аминь.
Примечания
1 Древний, унаследованный от предков, обычай ужичества у евреев, состоял в следующем, по описанию книги Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, – и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]»; и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого» (Втор.25:5-10). Обычай ужичества, получивший у евреев начало ранее времени патриарха Иакова, существовал и у моавитян; он был известен также и другим восточным народам, как например персам и др. Происхождение его объясняют различно; но скорее всего объяснения его следует искать в сильном желании восточных народов иметь детей с целью увековечения своего рода и своего имени в потомстве.