Уши на какой вопрос отвечает кто или что

Ухо и Уши

С детских лет меня мучил вопрос:
— Почему мы говорим Ухо, и не говорим Ухи?
— Почему мы говорим Уши и не говорим Ушо?

Грамматика входит в противоречие со здравым смыслом. Как же быть. Если бы это была не Русская грамматика, а любая другая, можно было оказать предпочтение здравому смыслу, а, дальше, как повезет. Но Русский язык такой древний, что может приподнести сюрприз, которого не ждет никто. И, потому каждый словарный оборот, каждое слово его требует тщательного и долгого рассмотрения. Понятие здравого смысла по отношению к русскому языку требует значительного расширения, и должно включать так же смыслы древние, возможно, давно уже забытые.

Слова образовывались в историческом процессе развития человека исходя из его практических жизненных потребностей. Так, как древний язык человечества содержал слишком мало исходных слов, человек составлял из них фразы, носившие, часто, образный, аллегорический характер. Эти фразы закреплялись потом в сознании людей путем многократного их повторения, превращения их в устойчивые словесные обороты.

Кто то сказал однажды:
— Тише едешь, дальше будешь.
Простая, всем нам известная фраза. Пожалуй, нет в России человека, который бы ее не произносил многократно. Откуда она взялась? Совершенно ясно, что однажды она была произнесена впервые. Кто же автор? История об этом умалчивает.

То же самое можно утверждать относительно слов Ухо и Уши. Это очень древние фразы, кем то однажды произнесенные. А, в связи с тем, что слова древнейшего из языков не склонялись и не спрягались, их и нельзя произносить иначе. Только Ухо и Уши. И, никак иначе.

Самое простое решение – предположить, что обе этих древних фразы отвечают на вопрос – У кого? У Хо? У Ши? Зная, кого или что называли в древности Хо и Ши, мы поймем значение этих фраз и ответим на все свои вопросы.

Согласно словаря языковых артефактов, эти слова означают:

Хо – Мамонт
Ши – Ветер

Слова Ухо и Уши обретают удивительно простую и логически обоснованную интерпретацию:

Ухо = У Хо = У мамонта

Уши = У Ши = У ветра

Эта, казалось бы парадоксальная интерпретация обладает одной интересной особенностью. Она понятна даже детям. У мамонта очень большое ухо. Это выдающаяся часть его внешности. Вот и причина, по которой стоит называть любое Ухо – У Мамонта. Сразу же понятно, о чем идет речь. Что же касается ветра, то всем известно, как далеко он может разносить звуки голоса. Если может разносить звуки, значит, он их слышит. А, если слышит, значит, имеет хороший слух. Вот вам и Уши – У Ветра. Безупречная детская логика, свойственная так же мышлению дикаря, мышлению первобытного человека.
Грамматика оказалась права. Это значит, что нужно и впредь доверять своему языку, и не допускать его искажений, какими бы странными не казались нам его правила и условности. Русский язык древнейший. Корни его теряются во мгле тысячелетий, в Запределье мыслимой истории Человека.

Источник

Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»

Презентация к уроку

Тип урока: урок изучения нового материала.

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

Кто?Что?
ЧеловекДом
МамаГород
ЩенокМашина
КитДерево
КузнечикКосмос

V. Самостоятельная работа

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)

Проверьте. Кто считает иначе?

А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)

Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.

Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?

Запишите получившиеся предложения.

Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)

Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)

Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.

VII. Подведение итога урока.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)

№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?

Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.

Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …

Источник

Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с понятием имя существительное.

2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.

3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.

3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.

4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.

5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.

— Какие задачи поставим перед собой?

(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)

2. Введение в новую тему. Актуализация темы.

На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).

Какой вывод вы сделаете?

Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?

3. Открытие новых знаний:

а) Беседа по новому материалу.

— Ребята, а что означают эти слова?

— Что означают эти слова?

б) Самостоятельное выведение учащимися правила.

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?

в) Работа со словарными словами.

— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?

Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.

— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?

— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?

Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?

— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?

— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?

— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?

г) Первичное закрепление.

— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.

— Объясните, почему вы выделили это слово?

— Какой вывод можно сделать по этому заданию?

4. Практическая часть урока.

а) Задание по выбору.

— Скажите, что вы там увидели?

1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)

Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:

Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.

3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.

— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.

Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)

Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)

— Запишите эти слова с вопросом.

Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).

5. Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?

— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.

6. Домашнее задание.

— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.

Приложение

1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.

2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.

3. Работа со словарными словами.

4. Просмотр иллюстраций.

6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.

7. Самостоятельная работа.

8. Игра “ Волшебное превращение”.

9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Маша, огонь, лошадь, корова.

Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.

Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.

Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.

Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

Источник

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

1 ряд2 ряд
щукаёлка
медведьлёд
пчеладорога

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель:Ученики:
1. Конкретные предметыдоска, тетрадь
2. Живые существакошка, белка, мальчик
3. Явления природыдождь, снег
4. Процесс, название действийрост, стрельба
5. Абстрактные понятияверность, дружба, любовь

“Не ошибись, пожалуйста”

3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Источник

Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Содержимое публикации

Цели : формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов)

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатсяразличать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

1.Проверка знаний прошлого урока.

-С чем мы познакомились на прошлом уроке?

— Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

— Что выражает предложение? (Законченнуюмысль)

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)

Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.

-Прочитайте слова записанные на доске и подумайте, какая это буква.

Уч.ник, п.нал, т.традь, м.дведь.

-Мы сегодня с вами вспомним написание заглавной и строчной буквы «Е е».

— Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

— Сначала, перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.

— А теперь напишем каллиграфическим подчерком буквы.

3. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте ещё раз внимательно слова которые мы записали.

-Что вы можете о них сказать?(все они обозначают предмет, одуш. / неодуш.,обозначают один предмет)

-На какие две группы можем их разделить? Разделите их.(Одушевлённые (медведьученик,) и неодушевлённые (пенал, тетрадь))

-На какой вопрос отвечают одушевленные?(Кто?)

-На какой вопрос отвечают неодушевленные?(Что?)

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели поставите перед собой?

-Сегодня мы с вами немного познакомимся с такой частью речи, как ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Узнаем на какие вопросы оно отвечает, что обозначает. Будем выполнять задания, пользуясь правилом о данной части речи.

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?,обозначают живые предметы, называются одушевлёнными.

Имена существительные, отвечающие на вопрос что?,обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными.

В предложении имя существительное подчеркивается одной прямой чертой, а сокращенно над словом подписывают СУЩ.

-Попробуем его запомнить.

-Произнесем его хором, по цепочке по одному.

-Как вы думаете, много ли слов, которые отвечают на вопросы кто? что?

-Посмотрите вокруг. Нас окружают разные предметы. И каждый предмет вокруг нас имеет своё название. Назовите предметы, которые вы видите в классе и поставьте к нему вопрос.

4. Работа по теме урока

Май (что?), лиса (кто?), листок (что?), лягушонок (кто?), бабочка (кто?), лужа (что?), радуга( что?), мама (кто?).

-Какой части речи все слова?

Давайте определим, какие предметы обозначают одушевленный предмет, а какой неодушевленный, подпишем над словами.

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

6. Продолжение работы по теме урока

-Прочитаем текст записанный на доске.

Жила в дупле на сосне белка. На траве играли маленькие зайчата. Попали на ужин сове зайчата.

-О ком и о чем говорится в тексте?

-Как можем его озаглавить?

-Можем ли мы сказать, что перед нами записаны предложения?

-Спишите данный текст.

-Кто доволен результатом своей работы?

-Какие задания вам было интересно выполнять?

— Какие задания вызвали у вас затруднение?

-Мы работали со словами, которые отвечают на вопросы кто? Что?.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *