Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это

Если пойти дальше и затронуть тему активных элементов пригодных для звукоусиления, то нарисуется неприятная картина.
Создаётся впечатление, что у многих известных производителей нет обыкновенной комнаты прослушивания, и активные компоненты устанавливаются исключительно на основании стоимости и простоты включения.

К примеру: мощные MOSFET транзисторы получили широкое распространение в аппаратуре из-за простоты включения и дешевизны. При этом, в их звучании присутствует зажатость и компрессия, которые способствуют распространению негативного мнения, о невысоком качестве звука усилителя на транзисторах.
В результате транзистор, как универсальный усилительный элемент уходит на второй план, и предпочтение отдают древней вакуумной лампе, которая хороша в частном случае, как усилитель напряжения. Но, для усиления отдачи по току лампа никакая, так как она по своей природе неспособна отдать большой ток в нагрузку.
В ламповых конструкциях заметно ограничены динамические способности звука.
Мы нашли выход из положения в однотактной гибридной конструкции, но уверены, что правильно подобранные транзисторы (пока не видели и не слышали) будут звучать очень привлекательно.

Не секрет, все технические достижения в любых проявлениях всегда тесно связаны друг с другом.
: выход в открытый космос, без сложных радионавигационных приборов практически и теоретически невозможен, и чем совершение эти приборы, тем легче дальнейшей полёт.

Не надо забывать, в процессе усиления принимают участие как активные, так и пассивные элементы, и их местные режимы работы могут изменить исходящий сигнал до неузнаваемости.
Один и тот-же радиокомпонент (с чуть изменёнными рабочими режимами) звучит совершенно по другому, а внешне резковатое звучание транзистора достаточно просто приблизить к «тёплому» звуку лампы.

В реальной радиоэлектронике раритет лампы есть только раритет и не более. И никакие её физико-технические свойства даже близко не прислоняются к современным полупроводникам. Правильно включить лампу (для получения звука высокой верности) легче чем транзистор, а значит заработать денег на ламповом каскаде проще, что продлевает «жизнь» вакуумным приборам.

Ламповый каскад (собранный без ошибок) начинает работать сразу и практически не нуждается в настройке, а альтернативный полупроводниковый, потребует установления рабочих токов (по отдельности для каждого активного элемента) и нулевого потенциала на выходе, что усложнит схему.

В результате внешнего радиоактивного облучения транзисторы подвержены разрушению. При этом, многочисленные современные полупроводниковые приборы легко работают в условиях повышенной радиации, что говорит о безгранично огромных потенциальных возможностях полупроводниковой электронно-дырочной технологии.

При этом, мощные активные элементы (установленные в выходном каскаде) поддерживают постоянный ток покоя 3-5 ампера (класс «А»). Но, анализируя величину выходной мощности и тока покоя возникает логическое сомнение, как такой напор могут пропустить вакуумные лампы, у которых максимальный ток анода исчисляются миллиамперами. Конечно, если в параллель установить пару десятков ламп, то в сумме можно набрать необходимую величину постоянного тока нагрузки.

Однако многие современные ламповые усилители, как бы работая в чистом классе «А» с большой токовой нагрузкой, предлагают технически несуществующий выходной каскад (50 – 100 ватт) всего на двух лампочках.
Теперь наверное понятно, пиарщик такого супер усилителя плохо учился в школе и на виртуальном усилителе класса «А» можно погреть только шаловливые руки и не более.

К тому же буква «А», для простого обывателя символизирует высокий приоритет, следовательно волшебную букву можно написать на лицевой панели любого аппарата, так как популярность бренда не признаёт законов физики и самое главное совести, здесь законы природы устанавливают деньги.

Выходная мощность не является показателем качества звука, так как для достижения повышенной выходной мощности схема построение имеет двухтактный вид и работает в классе «В»что здорово деформирует звуковой сигнал.

99% усилителей мощности на мировом рынке работают в двухтактном режиме и всё то, что мы слышим и покупаем, это схемотехнически «убитое» решение для воспроизведения звука.
Но зато есть возможность зарабатывать деньги на физической единице мощности, чем больше мощность, тем дороже продукция. Вот как раз, в двухтактных схемах самое дешёвое изделие набирает бонус и с помощью рекламы мощности превращается в дорогущую аппаратуру.
В связи с этим стоимость Hi-End продукции и известность бренда не является показателем качества звука, также как выходная мощность.

Все Мы в какой-то степени творцы и художники и для себя любимого ничего не пожалеем. Но разбираться в сложных технических конструкциях не всегда есть время и самое главное желание. Поэтому, эту малоприятную процедуру мы обычно пропускаем и надеемся на порядочность бренда. Однако в современной действительности не всё золото имеет блеск и есть возможность получить мало валентную бронзу.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Электролитические конденсаторы (электролиты) имеют маленькие габариты большие ёмкости и копеечную стоимость, их работа осуществляется с помощью медленных ионных процессов, и их звучание зажатое и невыразительное.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

На фото представлены добротные и относительно дорогие низкоимпедансных электролитические конденсаторы, которые также применяются в компьютерных материнских платах и видеокартах.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Аудиофильные плёночные и бумажные конденсаторы общей стоимостью 2000$.

В результате применения инертных электролитов потребитель (сам не зная того) находится в поисках не аппаратуры и качества звука, а аудиофильных конденсаторов. Но, устанавливая уникальные конденсаторы в «фирменное» изделие ничего хорошего не получишь, кроме новой головной боли. Дело в том, что общая схемотехника заточена под установку дешёвых и огромных по номиналу ёмкости электролитов, а бумажно-плёночные конденсаторы имеют маленькие ёмкости и большие габариты. Поэтому полный апгрейд может потребовать символическую сумму, много более миллиона долларов и корпус превратится в шкаф. Вот теперь мы подошли к ответу на вопрос, почему производители не устанавливают добротную бумагу и плёнку?

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Мы не создаём иллюзий,
Мы делаем звук живым!

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Красной стрелкой показан путь прохождения звукового сигнала.

Приобретение дорогой аппаратуры дело серьёзное и давать совет на исправление преднамеренных технических ошибок бесполезно.

Проще сделать новое изделие и учесть недостатки других фирм, чем мы и занимаемся. Все вопросы по телефону: + 7 (916) 639 59 67

Источник

Штрихи об аудиофилах. Тут слышно, а там — нет?

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Содержание

Содержание

Любители техники высокой точности для воспроизведения музыки зовутся аудиофилами. В интернете ходят легенды про усилители за десятки тысяч долларов, провода ценой в автомобиль и подставки для них, за стоимость которых можно купить неплохой компьютер. При всем этом преимущества таких девайсов вызывают сомнения у рядовых пользователей. Эта статья прольет свет на то, что же аудиофилы находят в подобной технике и действительно ли она открывает новые горизонты в звуке.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Что такое Hi-Fi, Hi-End и немного истории

Понятие аудио высокой четкости возникло в 70-е годы прошлого столетия. Схемотехника бытовой аудиоаппаратуры была тогда далеко не на высоте. Дешевый усилитель делали по самой простой схеме, в дорогих приборах могли встречаться решения посложнее. Звучало все соответственно. Никаких стандартов в то время не было. Хороший звук давала в основном профессиональная звукотехника, на которой работали звукоинженеры.

Чтобы как-то исправить ситуацию, в 1974 году были стандартизированы параметры аудиотехники класса Hi-Fi. Основные критерии — величина нелинейных искажений и уровень сигнал\шум. В СССР по тем же критериям начали делить технику на классы — от третьего до высшего.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Советский усилитель высшего класса Бриг 001

Цифровая эпоха полностью перевернула мир аудиотехники. Сегодня почти любой цифровой плеер, смартфон и даже встроенная в компьютер аудиокарта намного превышают параметры стандарта Hi-Fi. Революцию совершили цифровые усилители класса D. КПД таких усилителей составляет 90-95% — это значит, что они почти не греются, их не нужно охлаждать и можно заключить в миниатюрный корпус. Коэффициент гармонических искажений при этом достигает 0,01%, что и не снилось большинству аналоговых усилителей. Радиодетали, используемые в усилителях класса D, стоят сущие копейки, а схему штамповать можно бесконечно без какого-либо разброса показателей. Словом, сегодня просто невыгодно делать одну схему для плохого и дешевого усилителя, а вторую — для дорогого и хорошего, ведь можно сразу произвести недорогой и хороший продукт.

Почему же тогда в магазинах продаются дорогие усилители для тех же смартфонов или плееров, и вообще дорогая аудиотехника?

Во-первых, встроенный в среднестатистический смартфон усилитель чаще всего просто недостаточно мощный, чтобы совладать с высокоомными наушниками (например, Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом), которые так любят ценители качественного звука.

Во-вторых, в дорогие модели стационарных усилителей нередко встраиваются дополнительные штуки — оптические порты, пульты управления и еще куча всего.

Наконец, в-третьих, дорогая аппаратура нередко вмещает в себя передовые технологии. Передовые — не значит нужные и вообще различимые на слух. К примеру, при слепом тесте люди не улавливают разницы между частотой дискретизации в 16 и 26 бита (в аудио CD используется 16 бит), в то время как ЦАП большинства Hi-End усилителей работает с не менее чем 24 битами, а некоторые аудиоплееры способны воспроизводить форматы в разрешении до 32 бита. Якобы, чем больше бит — тем выше качество звучания, вот только разницу слышат далеко не все.

Таким образом, образовался новый класс аудиотехники — Hi-End. По параметрам она стремится быть похожей на студийную аппаратуру, но только с первого взгляда. К примеру, высокая частота дискретизации имеет значение при записи и работе со звуком, но при воспроизведении музыки 24 бита избыточны. Класс Hi-End отличает также наличие дополнительных фишек и дизайн с намеком на элитность. Часто эта техника производится мелкими сериями, а то и вовсе на заказ, стоимость при этом соответствующая.

Теплый ламповый звук

Даже самая современная цифровая аудиотехника с раскаченными как у бодибилдера показателями не стоит десятки тысяч долларов. Этот ценовой диапазон занимают аналоговые девайсы — в первую очередь, усилители, особенно ламповые. Почему они стоят так дорого, и почему аудиофилы их так любят?

Дело в том, что как раз ламповые усилители, в отличие от цифровых, вносят очень много искажений в звук. Правда, искажения эти не режут ухо цифровыми артефактами, а насыщают его приятными «ламповыми» гармониками. Исследователь звука Рассел Хэмм в 1972 году провел эксперимент, согласно которому искажения лампового усилителя были вдвое менее заметны на слух, чем идентичные по силе искажения транзисторного прибора. Хэмм объяснил это тем, что ламповый усилитель окрашивает сигнал в основном четными гармониками (где первая гармоника — основной тон, вторая — на октаву выше, третья — на квинту выше второй, четвертая — на две октавы и т.д.). Тембр с четными гармониками считается благозвучнее и музыкальнее. Именно по этой же причине большинство гитаристов в рок-музыке до сих пор используют ламповые усилители для своих гитар — транзисторная и цифровая схемы звучат слишком резко и неприятно. Вот за этими самыми гармониками и гоняются аудиофилы. Для многих из них честный, почти студийный звук будет слишком «сухим» и «пресным».

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Ламповый усилитель Антрацит MKII

То же касается и динамиков в аудиосистемах — даже студийные мониторы вносят в аудиосигнал небольшие искажения.

Не существует системы, способной воспроизвести идеально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее — АЧХ). Соответственно, раз избежать искажений не удастся в любом случае, производители Hi-End-акустики стараются сделать их наиболее музыкальными, приятными на слух. Именно эта музыкальность и стоит порой десятки тысяч долларов.

Что же касается проводов, то их качество действительно влияет на звук. Но только в том случае, если провод соединяет усилитель с прибором, у которого большая индуктивность. Это может быть катушка звукоснимателя проигрывателя пластинок, или звукосниматель электрогитары. В сочетании с ним провод с большим сопротивлением (R) и электрической емкостью (C) образует фильтр высоких частот — звук при этом будет глуше.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Как рассчитать конкретную частоту среза и узнать, насколько он будет глуше.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Однако провода, соединяющие усилитель с акустической системой, или, тем более, аудиотехнику с электрической розеткой, влияют на звук ничтожно мало. К примеру, даже очень плохой провод с большим сопротивлением (скажем, 100 Ом) при соединении линейных входов срежет высокие частоты очень незначительно — они станут тише примерно на 0.2 Дб, что едва сможет услышать даже очень опытный звукорежиссер. В то время как любой качественный провод имеет сопротивление в 100 раз меньше — около 1 Ом, в этом случае кабель никак не будет влиять на звучание аудиосистемы.

Если же взять обычный медный провод и кабель, изготовленный из воспетой производителями бескислородной меди — то разница в сопротивлении между ними будет всего 1%. Поскольку даже стократную разницу в сопротивлении проводов различить очень сложно, то разницу между медью и бескислородной медью услышит только Супермен. И, конечно, аудиофилы.

Почему они ее слышат?

Восприятие мира каждым человеком индивидуально. У восприятия есть множество особенностей, или, иногда можно сказать, «багов».

Во-первых, острота слуха у каждого своя, более того — на протяжении жизни она меняется. Например, чем старше человек — тем хуже он слышит высокие частоты.

Во-вторых, имеет значение предыдущий опыт, ожидание и потребности. Человек, увлекающейся аудиотехникой и привыкший к апгрейду своей аудиосистемы, в начале своего хобби замечает улучшение звука каждый раз при покупке нового девайса. Когда же максимально качественная аудиосистема уже собрана, результаты ее дальнейшего апгрейда становятся трудно различимыми на слух. Тем не менее, человеческий мозг, привыкший к алгоритму «покупка — улучшение звука», продолжает искать и, чаще всего, находит отличия в звучании.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Говорят, подставки под акустические кабели улучшают звучание

В-третьих, настроение влияет на восприятие мира. К примеру, даже на восприятие цветов и красок. Соответственно, эмоциональное состояние и самочувствие влияет на восприятие звуков. Один и тот же трек может восприниматься по-разному с утра и вечером, после чашки кофе и после кружки пива. Таким образом, радость от покупки нового девайса для аудиосистемы влияет на восприятие звука, и человеческий мозг запросто может услышать изменения в лучшую сторону.

Это объясняет, почему аудиофилы слышат разницу на собственных аудиосистемах, но не слышат ее при слепых закрытых тестах — например, не могут отличить провод за сотню долларов от вешалки.

Наконец, главное, что оценивает любитель качественного звука — это тембр звучания аудиосистемы и воспроизводимой ею музыки. Тембр является субъективно ощущаемым параметром, с определением которого возникают такие же проблемы, как с определением понятий «жизнь» или «сознание». Измерить его почти невозможно, осциллограмма не даст полного представления о тембре даже одного инструмента, не говоря уже о целом оркестре.

Тембровые качества нельзя описать числами и данными. Отсюда и такие понятия, как «бархатная середина», «глубокий бас», «хрустальные верха», над которыми нередко потешаются. Однако для описания тембра сложно подобрать более научные определения. Вот, например, одна из классификаций тембров, взятая из более чем научного собрания лекций профессора кафедры звукорежиссуры СПбГУП Алдошиной И.А. «Лекции по психоакустике» (архив журнала «Звукорежиссер»: 2001: №2):

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Индивидуальное восприятие принципиально неизмеряемых вещей и приводит к тому, что аудиофилы слышат разницу там, где ее не слышат другие.

В защиту аудиофилов

Подходя к концу, нельзя не сказать несколько слов в защиту аудиофилов. Некоторые воспринимают музыку как фон, с которым веселее жить, а кто-то — как самодостаточную форму искусства. Не стоит осуждать ни тех, ни других, ведь музыка призвана приносить удовольствие, а, значит, что нравится — то и хорошо. Но разумеется, что среди последних появляются желающие получить от любимой музыки максимум впечатлений. Так же, как киноманы возводят себе домашний кинотеатр, они строят себе «музыкальный театр».

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Как говорит звукоинженер, проектировщик студий и автор множества публикаций на тему акустики Филипп Ньюэлл в своей книге “Project-studios”: «Помните: мы все в долгу перед аудиофилами за их постоянное требование качества. Они поддерживают нас. Кто знает, насколько упали бы стандарты звукозаписи без них. Они заслужили право слушать на своей супер-качественной аппаратуре что-нибудь получше записей для «среднестатистического» потребителя».

Источник

Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

У всего есть свое начало, и, если мы говорим о режимах работы усилителя, у истоков стоит конечно же класс А. Именно с него началась история усилителей в частности и электронного аудио в целом. Все, что было до — к электронике, да и вообще к электричеству отношения не имеет, а все что появилось после проще всего понять, зная как работают усилители класса А. Ну и самый удивительный факт: при том, что данная схемотехника уже успела справить свой столетний юбилей, она по-прежнему востребована и конкурирует на равных с самыми совершенными схемотехническими решениями XXI века.

Принцип работы

В далеком 1916 году шведский ученый Эрнст Александерсон, работавший в американской компании General Electric, получил патент на схему усилителя, которая известна всему миру как класс А. Принцип действия усилителя класса А предельно прост, а для создания усилителя такого типа достаточно одного транзистора или одной лампы. Для того, чтобы понять, как он работает, рассмотрим более классическое решение: лампу.

Непосредственно в процессе усиления звукового сигнала в радиолампе участвуют три конструктивных элемента: анод, катод и сетка. При подаче питания в схему между катодом и анодом возникает поток электронов, а сетка, располагающаяся между ними, выполняет роль регулирующего клапана.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

При наличии на сетке электрического потенциала она препятствует свободному прохождению электронов, и, чем выше электрический потенциал на сетке, тем меньше электронов проходит от катода к аноду вплоть до полного закрытия лампы. Таким образом, включив полезную нагрузку (акустическую систему) между катодом и анодом и подав сигнал на управляющую сетку, мы получаем простейшую схему усилителя мощности.

Специфика усилителя, работающего с аудиосигналом, состоит в том, что звуковая волна имеет симметричную форму с положительной и отрицательной составляющими, равными по амплитуде.

При подаче такого сигнала на вход усилителя произойдет следующее: в момент прохождения положительной полуволны лампа будет открываться и закрываться так, что сигнал на выходе будет повторять форму звуковой волны на входе. Но в тот момент, когда на вход поступит отрицательная часть полуволны, сетка уже будет полностью заперта, и вместо воспроизведения звука на выходе усилителя мы получим тишину.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что этоНесмотря на то, что в статье мы говорим преимущественно о ламповом классе А, транзисторы так же способны работать соответствующим образом, и на картинке выше вы видите стандартную схему

Для того, чтобы дать лампе возможность воспроизводить обе половины сигнала, Эрнст Александерсон организовал смещение нулевой точки входящего сигнала относительно нулевой точки (полностью закрытого состояния) лампы примерно на середину ее рабочего диапазона. Таким образом, среднее положение звуковой волны соответствовало полуоткрытому состоянию лампы.

В момент прохождения положительной полуволны входящего сигнала лампа открывалась еще сильнее, а при воспроизведении отрицательной полуволны закрывалась, но частично, не доходя до минимальной отметки.

Плюсы

На первый взгляд, схема довольно симпатична и имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, она проста, лаконична и является отличным примером предельно короткого звукового тракта. Во-вторых, лампа или транзистор, работающие в классе А, постоянно находятся в рабочем состоянии и мгновенно реагируют на изменения входящего сигнала — у них нет временных задержек, возникающих в момент выхода из полностью закрытого состояния.

В-третьих, середина рабочего диапазона электронного компонента — это та зона, в которой он работает максимально эффективно и без искажений. Значит, если не увеличивать амплитуду до предельных значений (не выкручивать особенно сильно ручку громкости и не подключать к усилителю тяжелую нагрузку), усилитель будет работать исключительно в комфортном режиме, и сигнал на выходе будет иметь практически идеальный вид.

К сожалению, все эти плюсы без побочных эффектов можно реализовать только в слаботочных цепях предварительного усилителя. А когда речь заходит о работе на мощностях, необходимых для взаимодействия с акустическими системами, класс А проявляет свои не менее очевидные минусы.

Минусы

Главные минусы класса А так же, как и плюсы, вытекают из выбранного создателем принципа работы. Нулевой уровень входного сигнала приходится на середину рабочего диапазона электронного компонента, а это значит, что, когда на входе тишина — транзистор или лампа уже открыты наполовину и работают вполовину своей мощности, расходуя вхолостую много энергии. Реальный же КПД усилителей класса А оказывается существенно ниже теоретических 50%. Из 100% энергии, потребляемой усилителем, акустика получает не более 20–25%, а вся остальная энергия преобразуется в тепло.

Повышение рабочей температуры может негативно сказываться на режиме работы усиливающего элемента, поэтому транзисторные усилители класса А, выдающие хоть сколько-нибудь существенную мощность, обладают огромными радиаторами.

Если же вы хотите получить на выходе не десятки, а сотни ватт мощности, сохранив при этом режим работы усилителя в классе А, готовьте комнату побольше и вентиляцию для отвода тепла помощнее, ведь вследствие низкого КПД сам усилитель будет огромным, а его блок питания и вовсе колоссальным.

За всем этим следует целый ряд сопутствующих проблем. Прежде чем счастливый обладатель усилителя класса А получит свой первый огромный счет за электричество, ему придется потратить немало денег на сам усилитель, ведь большие блоки питания, тяжелые выходные трансформаторы ламповых и массивные радиаторы транзисторных усилителей сами по себе стоят денег.

В ходе эксплуатации вслед за увеличившимися расходами на электроэнергию аудиофил рано или поздно столкнется с еще одной проблемой усилителей класса А — повышенным износом активных элементов схемы. Особенно эта проблема касается ламп. Работая в классе А, они постоянно находятся под большой нагрузкой, что сокращает их и без того малый ресурс работы.

Особенности

Понимая как работает усилитель в классе А, мы можем рассмотреть его и с аудиофильской точки зрения. Ситуация с искажениями на малых уровнях громкости вполне понятна: пока амплитуда сигнала не высока, усилитель работает в идеальных условиях и обеспечивает на выходе если не абсолютно совершенный сигнал, то что-то к нему максимально приближенное. Но возникает вопрос: что же происходит когда мы делаем музыку погромче?

До определенного момента — ничего страшного, но, как только пики сигнала приближаются к пороговым значениям (максимально открытому и закрытому состоянию лампы или транзистора), искажения будут расти существенно, как и у любого другого усилителя, после чего произойдет компрессия с выходом искажений за все мыслимые границы нормы.

Кто-то заметит, что любой усилитель можно перегрузить и загнать в искажения. Это справедливо. Но тонкость момента состоит в том, что усилители класса А по определению маломощны, а значит довести их до предельной нагрузки не составляет труда. Именно это происходит в те моменты, когда усилитель, только что воспроизводивший тихую камерную музыку с невероятным уровнем детализации, вдруг сваливает в неразборчивую кашу более громкое звучание симфонического оркестра.

Следующая специфическая особенность схемотехники касается блока питания. Это, кстати, один из важнейших компонентов любого усилителя, ведь энергия поступающая в акустику — это энергия блока питания, модулированная входящим сигналом. Выражаясь в более понятной автомобильной терминологии, блок питания — двигатель, а схема усилителя — руль.

Так вот, низкий КПД усилителя класса А и высокий ток покоя загоняет блок питания в довольно сложные условия: он должен иметь солидный запас мощности, чтобы, выдавая постоянно высокий ток, быть готовым мгновенно отдать в разы больше. После резкого всплеска сигнала конденсаторам блока питания необходимо зарядиться, т. е. взять дополнительную энергию от трансформатора, который и без того постоянно озадачен тем, чтобы поддерживать высокий ток покоя усилителя.

Далеко не все блоки питания способны справиться с такой задачей без побочных эффектов, поэтому, если звучание мощного усилителя, работающего в классе А, кажется вам медлительным, быстрая музыка смазывается, а бас получается неизменно гулким и размазанным во времени, — не удивляйтесь и не спешите обвинять в этом акустику или ее неудачное расположение в помещении.

Практика

Несмотря на все недостатки и технические особенности, усилители класса А по-прежнему производятся разными производителями и образуют весьма заметную нишу на рынке Hi-Fi техники, а если быть точным — в сегменте High End, где габаритами, энергопотреблением, сложностью эксплуатации и даже ценой можно пренебречь в угоду его величеству звуку.

Кроме того, с 1916 года и по настоящий момент времени на свет родилось немало талантливых инженеров, которые нашли способы существенно компенсировать вышеупомянутые проблемы.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Отличным примером вышесказанному является ламповый усилитель Octave V 16 Single Ended. Слова Single Ended в названии переводятся как «однотактный», что является техническим описанием режима работы ламп и, фактически, выступает синонимом понятия «класс А».

Для того, чтобы взбодрить классическую схемотехнику и приблизить эксплуатационные характеристики усилителя к современным реалиям, разработчики Octave воплотили в жизнь сразу несколько оригинальных решений, корректирующих режим работы. Адаптивная трехступенчатая настройка режима работы усилителя управляет величиной тока смещения сообразно максимальной амплитуде входящего сигнала, чтобы не держать схему усилителя в режиме высокого энергопотребления без необходимости.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

А когда сигнал на входе отсутствует более двух минут, включается режим Ecomode, который понижает энергопотребление до 35%. Таким образом, усилитель, оставленный без присмотра, не будет без толку греть помещение.

За качество звучания разработчики боролись не меньше, чем за энергоэффективность, поэтому использовали высокотехнологичные трансформаторы с компенсацией магнитного поля, усовершенствованные каскады предварительного усиления, расширяющие диапазон воспроизводимых частот, а также самые совершенные схемы стабилизации, избавляющие от шумов и гула, которые усилители класса А с удовольствием демонстрируют даже при небольшом отклонении от рабочих параметров.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

В результате, усилитель можно использовать с совершенно различной нагрузкой: от низкоимпедансной акустики до высокоимпедансных наушников, — не боясь вывести их из строя или просто выйти за пределы рабочего режима. Следящие электронные схемы перенастраивают выходные каскады автоматически.

Читая это, самое время вдохновиться и решить, что абсолютно все проблемы уже решены современными инженерами. Но не спешите, ведь нужно заглянуть в паспортные данные. А там картина вырисовывается крайне специфическая. При низких показателях шумов и искажения, имея без малого два десятка килограмм живого веса и потребляя от сети до 200 Вт, Octave V16 Single Ended выдает на акустике импедансом 4 Ом не более 8 Вт на канал при использовании самых мощных ламп. Для наушников этого вполне хватит, но где искать подходящие колонки?

Поскольку данный текст является частью большого цикла публикаций, посвященного различным типам усилителей, в процессе его подготовки было проведено одно большое сравнительное прослушивание, в котором участвовали усилители различных классов. Для придания прослушиванию достаточной степени объективности было выбрано две модели напольных колонок.

Одна из них была заведомо тяжелой нагрузкой с низкой чувствительностью — крупным тугим басовиком, и требовала высокой подводимой мощности. Вторая же была призвана стать обратной стороной медали: предельно легкой нагрузкой, способной сработаться с любым, даже маломощным усилителем. И во всех случаях эта схема тестирования была вполне рабочей до того момента пока на сцене не появился Octave V16 Single Ended с его 8 Вт на канал.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

На тяжелой нагрузке искажения были столь реальны, что их, казалось, можно было потрогать, а нагрузка, ранее известная как легкая, успешно справилась с ролью тяжелой. За неимением под рукой еще одной пары колонок мощностью в несколько ватт и с чувствительностью выше 100 дБ роль легкой нагрузки выполнили наушники.

С колонками, которым по паспорту требуется не менее 25 Вт, Octave V16 Single Ended сработался на удивление неплохо. Если не злоупотреблять громкостью, можно в полной мере оценить живой, открытый и чистый звук, который на спокойных аудиофильских записях просто превосходен.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

Ситуация осложняется, когда дело доходит до более динамичной музыки, а на рок-композициях усилитель с удовольствием сваливает звучание гитар в кашу, давая в качестве бонуса вполне различимую на слух компрессию. Спасает лишь тот факт, что компрессия и искажения в исполнении ламп в отличие от транзисторов придает звучанию довольно приятную окрашенность.

Если же попытаться уменьшить нагрузку на усилитель, понизить громкость, а затем подсесть поближе, чтобы не потерять в звуковом давлении — картина исправляется. И грязи нет, и деталей больше, и компрессия не ощущается. Здесь я замечу, что по габаритам этот усилитель совсем небольшой, его можно поставить не только в стойку, но даже на стол, для использования с наушниками и полочными мониторами ближнего поля.

Усилитель hi end что это. Смотреть фото Усилитель hi end что это. Смотреть картинку Усилитель hi end что это. Картинка про Усилитель hi end что это. Фото Усилитель hi end что это

В полной мере прочувствовать принадлежность усилителя к категории High End удалось в наушниках. Совершенно сумасшедшая детальность, открытое, объемное и тембрально богатое звучание, управляемый и четкий бас — все то, о чем можно мечтать. И, что характерно, даже на быстрой тяжелой музыке усилитель начал вести себя достойно. Никакой вальяжности, никакой каши, никакой гулкости в НЧ-диапазоне. Вот что значит — обеспечить усилителю класса А оптимальный режим работы.

Выводы

Усилитель класса А имеет немало плюсов. Проще говоря — его есть, за что любить. Но в современном мире он занимает особое место. Это тот краеугольный камень, вокруг которого придется выстраивать всю остальную систему и под который, в некотором смысле, даже придется подстраивать свой образ жизни.

В первую очередь, речь идет, конечно, о правильном подборе акустики. Тут самое время вспомнить о рупорной акустике с её высокой чувствительностью, да и о винтаже задуматься не грех. Все же в прошлом у разработчиков было больше понимания, как обеспечить много звука, имея на руках маломощные усилители. Ну и при всем вышесказанном надо понимать, что система неизбежно получится жанровой. Бороться с этим фактом бессмысленно, убеждать себя в обратном глупо. Остается просто получать от этого удовольствие.

Если же мы говорим о применении схемотехники класса А в схемах предусилителя или в усилителях для наушников — ситуация в корне меняется. Там, где от усилителя не требуется выделения высокой мощности, класс А показывает исключительно свои положительные стороны, не пытается заставить пользователя жить по своим правилам и не демонстрирует каких-либо жанровых пристрастий.

Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *