Условная уборочная площадь что это
Расчет условной уборочной площади
Культуры и сельскохозяйственные угодья | Физическая площадь, га | Переводные коэффициенты | Условная площадь, га |
Зерновые и колосовые культуры | 1,0 | ||
Семеноводческие посевы зерновых | 1,25 | ||
Подсолнечник | 1,25 | ||
Кукуруза на зерно и силос | 2,0 | ||
Прочие силосные культуры | 1,5 | ||
Соя, бобы, горох и др. | 2,0 | ||
Овощи открытого грунта | 10,0 | ||
Овощи закрытого грунта: | |||
зимние теплицы (кв. м) | 0,20 | ||
парники (кв. м) | 0,15 | ||
пленочные теплицы (кв. м) | 0,06 | ||
Цветы открытого грунта | 10,0 | ||
Цветы закрытого грунта: | |||
зимние теплицы (кв. м) | 0,20 | ||
парники (кв. м) | 0,14 | ||
пленочные теплицы (кв. м) | 0,06 | ||
Овощи на семена | 14,0 | ||
Сахарная свекла фабричная | 4,0 | ||
Картофель, кормовые корнеплоды, бахча | 4,0 | ||
Питомник и школа сеянцев плодовых, древесных и ягодных культур | 50,0 | ||
Ягодники: | |||
молодые | 10,0 | ||
плодоносящие | 15,0 | ||
Прочие технические и многолетние культуры | 5,0 | ||
Семеноводческие посевы многолетних трав: | |||
бобовых | 5,0 | ||
злаковых | 3,0 | ||
Посевы трав для производства травяной муки | 1,0 | ||
Сеяные травы на корм скоту и культурные пастбища | 0,8 | ||
Естественные сенокосы и окультуренные пастбища | 0,05 | ||
Семеноводческие посевы однолетних трав | 2,0 | ||
Итого | Х |
Примечание: При переводе семеноводческих картофеля, подсолнечника и других культур, не предусмотренных в приложении 3, в условную уборочную площадь коэффициенты перевода повышаются на 25%.
2. Расчет условного поголовья скота. Условное поголовье скота определяется по среднегодовому поголовью скота, с учетом переводных коэффициентов (табл. 7.2).
Расчет условного поголовья скота
Виды и группы животных | Среднегодовое поголовье, гол. | Переводные коэффициенты | Условное поголовье скота, гол. |
Коровы, быки | 1,0 | ||
Молодняк крупного рогатого скота и взрослый скот на откорме | 0,66 | ||
Свиньи всех возрастов | 0,16 | ||
Овцы | 0,06 | ||
Лошади | 0,66 | ||
Птица: | |||
взрослая (на конец года) | 0,025 | ||
молодняк | 0,002 | ||
Пчелосемьи (на конец года) | 0,2 | ||
Итого | Х |
Примечание: При переводе племенного скота в условное поголовье приведенные коэффициенты по соответствующим видам скота, птицы и т.д. повышаются на 40%.
3. Определения наличия физических машин (табл. 7.3).
Наличие физических машин с двигателями за последний год
Виды машин | Количество, единиц |
Тракторы | |
Комбайны всех видов | |
Автотранспорт всех видов | |
Самоходные шасси и специальные машины | |
Прочие | |
Итого |
4. Расчет условного электрооборудования может быть осуществлен аналогичным образом (табл. 7.4).
ЭУМК Управление в апк. Вопросы к экзамену по дисциплине Управление в апк для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502. 65 Экономика и управление на предприятиях апк
12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
Культура и угодье | Коэффициент перевода фактической площади в условную | Физическая площадь, га | Условная площадь, га | ||
2004 г., факт | 2005 г., план | 2004 г., факт | 2005 г., план |
Зерновые (без семеновод- 1,0
Семеноводческие посевы зерновых 1,25
Кукуруза на силос 2,0
Прочие силосные культуры 1,5
Соя, горох, бобы, другие бобовые 2,0
Овощи открытого грунта 10,0
Овощи защищенного грунта, м 2 :
в зимних теплицах 0,2
в пленочных теплицах 0,6
Семеноводческие посевы овощей 14,0
Картофель, кормовые корнеплоды 4,0
(без семеноводческих посевов)
Семеноводческие посевы картофеля 5,0
Семеноводческие посевы однолетних трав 2,0
Семеноводческие посевы многолетних трав;
Посевы трав для производства травяной муки 1,0
Сеяные травы на корм скоту и культурные
Естественные сенокосы и окультуренные
Определение численности работников зоотехнической службы. Расчет проводится по методике, аналогичной расчету числа работников агрономической службы (табл. 13).
13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
Вид и возрастная группа | Коэффициент перевода фактического поголовья в условное | Физическое поголовье, | Условное поголовье | ||
2004 г., факт | 2005 г., план | 2004 г., факт | 2005 г., план |
Коровы и быки 1,0
Молодняк крупного рогато- 0,66
го скота и скот на откорме
Свиньи всех возрастов 0,16
Птица взрослая (на конец 0,025
Молодняк птицы 0,002
Всего
Определение численности работников вспомогательных служб: инженерно-технической, мелиоративной, ветеринарной, планово-экономической, бухгалтерского учета и финансовой деятельности, материально-технического снабжения и сбыта продукции ремонтной мастерской, автогаража, капитального ремонта и строительства. Расчет производится на основе перспективных данных развития хозяйства и нормообразующих факторов, характеризующих трудоемкость управленческого труда, типовых штатов и штатных нормативов (табл. 14, 15).
14. Число машин с силовыми двигателями
Тип машин | Число |
Тракторы физические
Автомобили всех марок
Стационарные двигатели (без электродвигателей)
Средства передвижения по воде
15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
Показатели | 2005 г., проект |
Число проектируемых:
бригад в растениеводстве
отделений (цехов, производственных участков)
План реализации продукции сельского хозяйства, подсобных
предприятий и промыслов, млн. руб.
Среднегодовая численность работников
Условная уборочная площадь, га
Условное поголовье скота
Число физических тракторов, комбайнов, землеройных машин,
катеров, самоходных шасси и т. д.
Потребление электроэнергии в год, млн. кВт* ч
Возможно введение должности помощника бригадира постоянно или на период напряженных работ в растениеводстве в бригадах, имеющих тракторы и сельскохозяйственные машины или не менее 50 работающих. Должность помощника бригадира в животноводстве может вводиться в бригадах, обслуживающих свыше 400 коров или маточное поголовье свиней свыше 200 голов, а также в крупных бригадах при двухсменной работе.
Определение общего числа работников аппарата управления на основе проведенных разработок (табл. 16).
16. Расчет числа работников аппарата управления
Должность | Число работников | ||
2004 г., факт | 2005 г., план | 2004 г. к 2005 г., % |
Административное и оперативное
оператор диспетчерской службы
агрономы всех специальностей
Разработка схемы структуры аппарата управления. Она предусматривает правильное построение по вертикали и горизонтали, определение места каждого работника управления, характера связей и соподчиненности. Правильность построения зависит от обоснованности разделения и кооперации управленческого труда и степени централизации управленческих функций.
Соподчиненность работников аппарата управления проектируется согласно типовым структурам. Управления, при мерным должностным инструкциям. Равнозначные отделы аппарата, между руководителями которых нет соподчиненности, размещаются на одном уровне. Различное соподчинение должно быть отражено в характере связей между работниками. Эти связи, как уже говорилось, делятся на линейные, функциональные и линейно-функциональные, связи по горизонтали и вертикали и др.
Расчет эффективности мероприятий по проектированию структуры управления. Экономическая эффективность совершенствования структуры управления характеризуется комплексом показателей. or того, насколько правильно организован управленческий аппарат, в значительной мере зависит эффективность использования земли, техники, рабочей силы, поэтому в систему показателей
Эффективности управления наряду с показателями, характеризующими экономичность и производительность управленческого труда, должны быть включены общие результативные показатели работы предприятия, которые могут быть дополнены расчетом рентабельности, фондоотдачи и др. (табл. 17).
17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
Показатели | фактически | проект |
1. Общие результаты
Выход валовой продукции:
на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 59,6 75,7
Прибыль на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 9,0 18,4
П. Экономичность аппарата управления
Удельный вес заработной платы работников управления
в общем фонде заработной платы, % 12,7 10,8
Удельный вес затрат труда и средств на управление
в себестоимости продукции, % 6,6 5,1
III. Производительность управленческого труда
Произведено валовой продукции, руб.:
на чел.-дн., затраченный в управлении 123,8 180,3
на 1 руб. затрат труда и средств в управлении 15,4 22,2
IV. Организованность структуры управления
Число ступеней в структуре управления 3 3
у управляющих отделениями (начальников цехов) 6-10 8-10
Нагрузка бригадиров, человек:
в растениеводстве 10-31 20-25
в животноводстве 9-29 22-30
Укомплектованность аппарата управления, % 97 100
В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (ЗВЕНЬЯХ) УПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЯХ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РАЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ЗВЕНЕ) УПРАВЛЕНИЯ»
•
Цель занятия. Изучить типовые документы организационного регламентирования. Ознакомиться с методикой разработки типовых положений, других нормативных актов. Разработать проект Положения о подразделении (звене) управления. Разработку Положения целесообразно проводить группой из 4-5 человек.
Условия и исходные материалы. Задание выполняется по материалам хозяйств, в которых студенты проходили практику и по которым проектировали структуру управления.
Порядок и методика выполнения задания. Функции управления на сельскохозяйственном предприятии и в объединении регламентируются положениями о подразделениях (звеньях) управления и должностными инструкциями для управленческого персонала. Документы организационного регламентирования обеспечивают четкое разграничение задач, функций и прав каждого звена или работника управления с учетом специфических условий их деятельности, что позволяет исключить дублирование и параллелизм, способствует повышению ответственности и укреплению дисциплины, создает нормативно- правовую основу для применения мер дисциплинарного воздействия на лиц, которые не выполняют возложенные на них обязанности или затягивают решение вопросов.
Руководствуясь правовыми нормами, в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия разрабатываются уставы и положения организационного регламентирования. Структурные подразделения предприятия должны иметь положения о подразделениях (звеньях), определяющие их задачи, права и ответственность. Конкретные функции работников управления излагаются в должностных инструкциях.
В положениях о подразделениях (звеньях) управления должны быть отражены основные элементы проектируемой структуры управления, других документов организационного регламентирования.
В Положении определяются основные задачи производственного подразделения, его состав, размер и структура, и также система управления им, взаимоотношения с другими подразделениями хозяйства, степень организационной и производственной самостоятельности, права и ответственность; закрепление людей, техники, земли, скота, других средств производства; материальное стимулирование труда. Указывается также, кому конкретно подчиняется подразделение, от кого и что получает, кому и что передает.
Положение о подразделении (или звене) управления включает несколько разделов (рис. 2).
Общие положения (характеристика подразделения, звена)кратко определяются место и роль подразделения в системе управления предприятием, характеризуются подчиненность и особенности его деятельности. Формулируются цели подразделения, для достижения которых оно создается.
Структура управления подразделением (звеном). В зависимости от объема выполняемой работы и численности работников определяют структуру подразделения (звена). При этом указывают должностное положение лиц, возглавляющих данное подразделение (в соответствии со штатным расписанием); подчиненность (административную и функциональную); круг лиц и подразделений, с которыми данное подразделение (звено) связано в процессе оперативной работы. Во избежание дублирования необходимо взаимоотношения функциональных звеньев с линейными определять в Положении о линейных звеньях. Регламентируются взаимоотношения структурных звеньев: порядок обмена плановой, технической, технологической и другой информацией между подразделениями; порядок рассмотрения разногласий, которые могут возникнуть между звеньями в процессе работы.
Важно распределить права между членами данного структурного подразделения (звена) и разграничить вопросы, по которым они должны принимать решения. Далее необходимо довести до сведения работников предприятия, какое должностное лицо обязано принимать решения по соответствующему вопросу.
Необходимо следить, чтобы правами функциональных звеньев управления не ущемлялись права оперативных работников.
Права, которыми наделено подразделение, не должны предоставляться другим подразделениям управления или вышестоящим должностным лицам.
Ответственность (дисциплинарная и материальная) за своевременное и эффективное выполнение соответствующих функций устанавливается в соответствии с действующим законодательством и с учетом особенностей работы каждого подразделения (звена) управления.
Разработанные под руководством преподавателя проекты Положения о подразделении (звене) управления обсуждаются, отмечаются недостатки и достоинства документов, принимается решение о порядке их введения в действие, дается оценка отдельных разработок.
Название подразделения, его место и роль в системе управления
Общие положения (характеристика подразделения, звена)
Подчиненность и правовое положение
Порядок назначение и освобождения от работы руководителя подразделения, предъявляемые к нему требования (квалификация, уровень образования, опыт работы и т.д.
Структура управления подразделением (звеном)
Ответственность
Основные правовые, директивные и конструктивные материалы, необходимые для работы подразделения
Планирование деятельности коллектива
Контроль за использованием средств производства
Ведение хозрасчета
Соблюдение законов о труде и требований производственной санитарии
Учет, анализ и т.д.
Состав и названия секторов, групп
Состав работников
Порядок реорганизации и ликвидации подразделения. Взаимоотношения с другими подразделениями
Отношение к другим звеньям или отдельным работникам управления
Представление предприятия в пределах компетенции подразделения (звена0
Распоряжение в пределах компетенции подразделения (звена) материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами
Распоряжения и указания нижестоящим работникам управления по вопросам технологии и организации производства
Выполнение задач и функций подразделения (звена)
Выполнение планов и заданий по производству продукции
Соблюдение правил внутреннего распорядка, технологической дисциплины, охраны труда и техники безопасности
Определение прав и обязанностей подчиненных
Материальны ущерб, причиненный предприятию в результате неправильного руководства или халатности
Подбор, расстановка и повышение квалификации кадров, поощрение работников, наложение на их взысканий и т.д.
Контроль за производственным процессом
Условная уборочная площадь что это
Оптимальная численность персонала в сельскохозяйственных организациях. Как этого достичь?
На сегодняшний день проблема оптимизации численности работников стоит весьма остро, в т.ч. и для сельскохозяйственных организаций. Кроме того, данный вопрос находится на контроле у Главы государства.
Основополагающим при решении данной проблемы является эффективное использование нормирования труда. Примененное в комплексе с другими технологиями управления персоналом, оно обеспечивает существенное повышение эффективности деятельности подразделения, а также улучшение таких показателей, как текучесть персонала, удовлетворенность трудом.
В предлагаемом материале названы основные нормативные правовые акты в сфере нормирования труда и определения оптимальной численности персонала в сельскохозяйственных организациях, а также приведен пример определения оптимальной численности служащих организации на основе имеющихся отраслевых нормативов.
Как показывает практика, обоснование численности персонала с помощью методов нормирования труда позволяет сократить ее в необходимых пределах без потери эффективности и качества работы либо повысить производительность труда сотрудников в разы. Эффект достигается за счет:
– сокращения непродуктивных затрат рабочего времени;
– оптимизации трудовых процессов;
– возможности установить для работников объективные показатели работы в виде технически обоснованных норм выработки и обслуживания.
С помощью методов нормирования может быть не только обоснована необходимая численность, но и создана основа для внедрения новых, более эффективных схем оплаты труда.
И, как следствие, результаты мероприятий по нормированию труда будут являться гарантом принятия руководителем правильных, дальновидных управленческих решений.
Нормативными правовыми актами (далее – НПА) в сфере нормирования труда и определения оптимальной численности в сельскохозяйственных организациях являются как постановления Минтруда и соцзащиты, так и отраслевые приказы Минсельхозпрода. В табл. 1 представлен перечень основных НПА, используемых на практике экономистами.
Перечень основных НПА, используемых при расчете численности работников
сельскохозяйственных организаций
Определение оптимальной численности служащих организации
Как видно из табл. 1, для расчета численности служащих сельскохозяйственных организаций используются Рекомендуемые нормативы № 567. Приведение штатной численности в соответствие с Рекомендуемыми нормативами № 567 будет способствовать определению оптимальной численности, экономии затрат на содержание персонала, совершенствованию организационной структуры организации.
Рекомендуемые нормативы № 567 являются отраслевыми и могут быть использованы в организациях агропромышленного комплекса независимо от формы собственности. Они разработаны на основе фотохронометражных наблюдений и анализа социально-экономического состояния организаций агропромышленного комплекса.
В общем случае при проведении оптимизации численности служащих можно выделить 3 основных этапа (см. схему 1).
Схема 1. Алгоритм проведения оптимизации численности служащих
Однако мы хотели бы остановиться на последнем, третьем этапе и указать основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при определении оптимальной численности работников.
В первую очередь в основу определения штатной численности должны быть положены обобщенные показатели, характеризующие объем работ по каждой должности (см. табл. 2).
Показатели, характеризующие объем работ по каждой должности
Для перевода физических объемов в условные используются показатели, представленные на схеме 2:
Проиллюстрируем сказанное на примере.
Справочно:
согласно Рекомендуемым нормативам № 567 при наличии в организации от 5 до 10 населенных пунктов, в которых сосредоточены производственные объекты, для определения штатных единиц бухгалтера, агронома, зоотехника, ветеринара, инженера необходимо увеличивать обобщенные показатели на 10 %.
Пример определения численности служащих сельскохозяйственной организации
Рассмотрим на примере определение штатной численности отдельных служащих сельскохозяйственной организации СПК «Агроснаб», занимающейся растениеводством и животноводством.
Пример. Расчет штатной численности отдельных специалистов СПК «Агроснаб»
Необходимо определить штатный состав численности следующих специалистов организации:
– специалист по кадрам.
Для определения штатной численности основных специалистов организации надо имеющиеся показатели деятельности привести в надлежащий вид.
1. Расчет штатной численности агрономов.
Для начала переведем физическую уборочную площадь в условную с помощью соответствующего коэффициента перевода (приложение 1 Рекомендуемых нормативов № 567) (см. табл. 3).
Расчет условной уборочной площади
согласно структуре сельхозугодий СПК «Агроснаб»
Из табл. 3 видно, что условная уборочная площадь составляет 2 898 га.
На основании п. 2.2 Рекомендуемых нормативов № 567 для организаций вводится одна штатная единица на каждые 3 000 га условной уборочной площади.
Таким образом, численный состав агрономов будет равен 0,96 (2 898 / 3 000), или 1 штатную единицу.
2. Расчет штатной численности зоотехников.
Для этого переведем фактическое поголовье в условное (см. табл. 4). В данном случае соответствующий коэффициент перевода определяют на основании приложения 2 Рекомендуемых нормативов № 567.
Расчет условного поголовья скота СПК «Агроснаб»
Из табл. 4 видно, что количество условного поголовья составило 1 873,8.
Согласно п. 3.2 Рекомендуемых нормативов № 567 одна должность дополнительного зоотехника вводится на каждую 1 000 условных голов скота.
Таким образом, численный состав зоотехников будет равен 1,9 (1 873 / 1 000), или 2 штатные единицы.
Справочно:
курс доллара на 28 декабря 2013 г. составил 9 500 руб.
3. Расчет штатной численности инженеров-механиков.
Для этого проведем расчет имеющейся сельскохозяйственной техники в хозяйстве:
– общее количество тракторов – 54;
– самоходных машин – 2.
Всего имеется 112 физических единиц.
При наличии машин от 91 до 160 единиц устанавливается 3 штатные единицы инженера-механика (п. 5.2 Рекомендуемых нормативов № 567).
Документ:
постановление Минтруда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94 «Об утверждении Нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях» (далее – Нормативы № 94).
4. Расчет штатной численности экономистов.
Известно, что выручка от реализации товаров и услуг на конец 2013 г. составила 45 062 699 900 руб., или 4 743 442 долл. США (45 062 699 900 / 9 500).
На основании п. 6.2 Рекомендуемых нормативов № 567 устанавливается одна штатная единица экономиста на каждые 3,0 млн. долл. США выручки.
Таким образом, численный состав экономистов равен 1,58 (4 743 442 / 3 000 000), или 2 штатные единицы.
5. Расчет штатной численности бухгалтеров.
В соответствии с п. 7.2 Рекомендуемых нормативов № 567 количество штатных единиц бухгалтеров устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников за год и объемов реализации продукции. Так, на 100 среднегодовых работников приходится 1 штатная единица бухгалтера.
Документ:
сборник «Межотраслевые нормативы численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.09.2007 № 117 (далее – Межотраслевые нормативы № 117).
Известно, что в организации 300 среднегодовых работников, следовательно, количество бухгалтеров должно составлять 3 штатные единицы (300 / 100).
6. Расчет штатной численности специалистов по кадрам.
Поскольку в организации среднесписочная численность работников за год составляет 288 человек, то необходима 1 штатная единица специалиста по кадрам (п. 8.1 Рекомендуемых нормативов № 567).
Решение о целесообразности введения руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха, отдела, производства и других должностей) наниматель принимает самостоятельно исходя из специфики производственной деятельности организации.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций» (далее – Межотраслевые нормативы № 187).
При определении же штатных единиц:
– инженера по охране труда (инженера по пожарной безопасности) расчет производится в соответствии с Нормативами № 94;
– экономиста по труду в организациях, имеющих среднесписочную численность работников свыше 1 000 человек, расчет осуществляется в соответствии с Межотраслевыми нормативами № 117;
– специалиста по кадрам (инспектора по кадрам) в организациях, имеющих в среднем за год списочную численность работников свыше 300 человек, необходимо руководствоваться Межотраслевыми нормативами № 187.
Обратите внимание!
На сегодняшний день вопрос избыточной численности персонала и нормирования труда стоит на контроле у Главы государства.
Правительством Республики Беларусь республиканским органам управления и иным государственным организациям поручено обеспечить разработку и пересмотр нормативных документов для нормирования труда в целях его рациональной организации, исключения избыточной численности и создания условий для роста производительности труда.
В связи с этим РНИЦ под контролем Минсельхозпрода начата работа по проведению анализа и оценке показателей, характеризующих состояние нормирования труда на базе организаций агропромышленного комплекса Минского района.
На основании поручения Президента Республики Беларусь всем организациям агропромышленного комплекса рекомендуется пересмотреть все установленные на сегодняшний день нормы в целях установления их соответствия.