Услуги исполнителей что это
исполнитель услуги
3.4 исполнитель услуги: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги.
Смотри также родственные термины:
2.19 исполнитель услуги средств размещения: Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения на собственной или арендованной материальной базе.
Полезное
Смотреть что такое «исполнитель услуги» в других словарях:
исполнитель услуги — Предприятие общественного питания и гражданин предприниматель, выполняющие работы по производству, реализации и организации потребления кулинарной продукции. [ГОСТ 30602 97] Тематики услуги населению … Справочник технического переводчика
Исполнитель услуги средств размещения — Исполнитель услуги средств размещения: организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения на собственной или арендованной материальной базе. Источник: ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.… … Официальная терминология
Исполнитель услуги средств размещения — 3.3 Исполнитель услуги средств размещения организация, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения. Источник: ГОСТ Р 51185 98: Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Исполнитель услуги общественного питания — 41. исполнитель услуги общественного питания: Предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания. Источник: ГОСТ Р 50647 2010 … Официальная терминология
исполнитель — 4.15 исполнитель (implementer): Организация, которая выполняет реализацию задач. Примечание В настоящем стандарте, термины «разработчик» и «исполнитель» являются синонимами. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Исполнитель — в области авторского права и смежных прав актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства; режиссер… … Финансовый словарь
Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги — Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги: организации, предприятия независимо от организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела. … … Официальная терминология
исполнитель транспортной услуги — Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги. [ГОСТ Р 51006 96] Тематики услуги транспортные … Справочник технического переводчика
Исполнитель услуг парикмахерских — организация, независимо от ее организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы (Парикмахерская, Салон… … Официальная терминология
исполнитель ритуальной, мемориальной услуги — Организации, предприятия независимо от организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела. [ГОСТ Р 53107 2008 ] Тематики услуги ритуальные … Справочник технического переводчика
Зачем нужен профиль на Яндекс.Услугах и как его продвигать
Кому и для чего нужен профиль на Яндекс.Услугах, как его заполнить и чем поможет приоритетное размещение.
София Гаитбаева ppc.world (до 2021 года)
Яндекс.Услуги — это сервис, где профессионалы предлагают свои услуги, а люди, которым нужны эти услуги, могут найти исполнителей. В качестве исполнителей на площадке могут размещаться как частные лица, так и организации. Сейчас в Яндекс.Услугах доступно более 450 категорий услуг, а количество исполнителей превышает 300 000 человек. Месячная аудитория сервиса, по данным Яндекс.Радара за февраль 2021 года, составляет 8,7 млн пользователей.
В этом материале расскажем, для чего нужен профиль в Яндекс.Услугах, как его создать и чем полезно платное продвижение на этой площадке.
Как работает сервис Яндекс.Услуги
В Яндекс.Услугах пользователь находит специалиста, введя в поиске название услуги, сравнив профили, рейтинг, стоимость услуг и другие параметры.
Он также может разместить заказ, нажав кнопку «Заказать услугу». В этом случае ему нужно описать цели и задачи, установить сроки, бюджет, при необходимости — местоположение. Заинтересовавшиеся исполнители сами откликаются на задание и предлагают свои услуги.
Яндекс продвигает услуги специалистов как непосредственно в сервисе, так и в поиске. Если пользователь вводит в поиске Яндекса запрос, связанный с услугами, сервис ставит предложения от Яндекс.Услуг в первых строчках выдачи.
Сервис Яндекс.Услуги бесплатный и для заказчика, и для исполнителя. Площадка не взимает оплату за размещение профиля или заказа и не берет комиссию за выполненный заказ. В сервисе нет привязки к определенному региону или району, можно предлагать удаленные услуги или выезд на территорию заказчика или исполнителя.
Кому и для чего стоит создавать профиль в Яндекс.Услугах
Профиль в Услугах будет полезен практически всем, кто предоставляет популярные услуги: ремонт, образование, красота, юриспруденция, аренда, перевозки и т. д.
Яндекс.Услуги вряд ли будет приносить заказы, если на услугу еще не сформирован спрос и ее не ищут в интернете. Также сложно будет найти клиентов, если услуга относится к очень узкой специализированной тематике, например, исполнитель организует фотосессии для животных определенной породы. Такие услуги требуются ограниченному количеству людей и их обычно ищут на специализированных сайтах и в тематических сообществах.
Профиль в Услугах позволяет исполнителю:
бесплатно размещать информацию о себе и своих услугах на неограниченное время;
продвигаться в поиске Яндекса без собственного сайта;
брать неограниченное количество заказов без комиссии;
самостоятельно искать подходящие заказы и предлагать услуги заказчику.
Как стать исполнителем в Услугах
Чтобы начать получать заказы из Услуг, нужно зарегистрировать профиль и максимально заполнить информационные поля, чтобы заказчик увидел всю нужную информацию и мог принять решение о сотрудничестве.
Создание профиля
Перейдите в сервис Яндекс.Услуги и в верхнем меню нажмите «Стать исполнителем».
Выберите, какого типа будет профиль — от частного лица или от организации, добавьте имя, фамилию и контактный телефон.
Выберите одну или несколько категорий услуг из предложенных.
Далее необходимо указать конкретную услугу в зависимости от категории. Если услуги нет в списке, пропишите ее название самостоятельно, при этом максимально понятно объясните, что представляет собой эта услуга, например, «Веганские сладости на заказ».
После этого профиль будет создан и отправлен на проверку, она может занять несколько дней.
Заполнение профиля
Помните: чем больше информации в профиле, тем больше потенциальный заказчик будет о вас знать. А это ускорит процесс принятия решения. Также заполненные профили лучше ранжируются в поиске.
В раздел «Примеры работ» загрузите свое портфолио: фотографии результата, примеры работы, презентации с описанием кейсов. Так заказчик поймет, насколько качественно вы оказываете услугу и какого результата ждать. К каждому проекту в портфолио можно добавить обложку, название, описание, добавить документы и медиафайлы, а также привязать отзывы заказчиков с Яндекс.Услуг.
Загружайте качественные фото, отражающие этапы работы над проектом, сделанные с разных ракурсов. В описании расскажите, какие цели и задачи стояли перед вами и как вам удалось их выполнить.
В разделе «Фото профиля» добавьте свою фотографию или логотип, если представляете организацию. Фотографироваться желательно в анфас, при хорошем свете и на нейтральном фоне, с легкой улыбкой. Не стоит выкладывать фотографии с темными очками, в вызывающих позах и одежде, плохого качества, кривляться на камеру — такие снимки могут вызвать недоверие у заказчика.
В разделе «Адреса» укажите, где вы оказываете услугу. Если принимаете на дому, укажите точный адрес. Если выезжаете к клиенту, напишите город, район или станцию метро, куда можете приехать. Если услуга оказывается удаленно, это нужно указать в параметрах специальности.
Раздел «О себе» — самый объемный. Расскажите о ваших сильных сторонах, важных качествах, инструментах и технологиях, которые используете в работе, укажите пол и возраст, дайте информацию о профильном образовании, прикрепите дипломы и сертификаты, дайте ссылки на онлайн-запись и контакты в других сервисах (WhatsApp, Skype, электронная почта, соцсети и т. д.). Также можно добавить паспортные данные, чтобы получить значок проверенного исполнителя и поднять карточку в поиске. Клиентам информация из паспорта будет недоступны, ее увидят только сотрудники Яндекса.
В разделе «Специальности» можно добавлять новые специальности и услуги помимо тех, что вы выбрали при создании профиля.
В разделе «Видео» можно добавить видеообращение и ролик о работе. В видеообращении расскажите о себе (кто вы, чем занимаетесь, какие у вас опыт и образование и чем можете быть полезны заказчику), о рабочем процессе и покажите результаты. Снимите качественное видео при хорошем освещении в горизонтальном формате.
Раздел «Банковская карта» нужен, чтобы указать карту, на которую будет поступать оплата от клиентов.
Внизу главной страницы профиля находится раздел, где указана специальность, там же можно добавить новую специальность или информацию об услугах, которые вы оказываете в рамках конкретной специальности. Для каждой услуги нужно прописать стоимость или указать, что цена назначается по договоренности, при желании добавить описание, фото и документы.
Также исполнитель может указать опыт работы, рабочее расписание, дать информацию о скидках и спецпредложениях, а также выбрать, как будет оказывать услуги: на дому, с выездом к клиенту или удаленно.
Что Яндекс проверяет в профиле
Чтобы профиль начал отображаться в поиске, он должен пройти проверку от Яндекса. На что будут обращать внимание при проверке:
достоверность предоставленных данных;
качество фото и видео;
грамотное письмо без грубых ошибок, опечаток, ненормативной или сленговой лексики и т. д.
Чаще всего профиль не проходит проверку, если:
Вместо имени указано название организации или ник, использованы сокращения, просторечная или уменьшительно-ласкательная форма.
В названии организации или имени исполнителя написан род деятельности, например, «Сантехник Михаил».
На изображениях текстом указаны контактные данные: телефон, адрес электронной почты, адрес сайт или аккаунтов в соцсетях и т. д.
В профиле есть ссылки на товары или услуги, предоставляемые третьими лицами.
Подробнее со всеми правилами можно ознакомиться в разделе Справки, посвященном проверке профиля.
Как поднять профиль в результатах поиска
На Яндекс.Услугах действуют те же законы, что и в обычном поиске: чем выше профиль расположен в поиске, тем больше вероятность, что заказчик его заметит. Что сделать, чтобы профиль был в топе:
По возможности заполните все разделы профиля и добавьте как можно больше информации о себе. Не стесняйтесь делиться фотографиями, видеороликами и документами, сертификатами и дипломами — всё это подтверждает экспертность и способствует поднятию профиля в выдаче.
Просите клиентов оставлять на Яндекс.Услугах отзывы. Хорошие отзывы — один из критериев, по которому алгоритмы определяют позицию профиля в выдаче.
Привяжите к Яндекс.Услугам профиль Яндекс.Справочника. Хорошие отзывы в Справочнике засчитаются на Яндекс.Услугах и повысят профиль в выдаче. Плохие отзывы наоборот могут привести к тому, что профиль будет показываться в выдаче на низких позициях.
Подключите платное продвижение профиля. Благодаря ему вы сможете попадать в топ, даже если вы новичок и у вас еще недостаточно опыта и отзывов от клиентов.
Поговорим подробнее о платном продвижении и разберемся, для чего оно нужно и как его запустить.
Что такое платное продвижение в Яндекс.Услугах
Платное продвижение помогает исполнителю выделить профиль на фоне других и рассказать о себе большему количеству заказчиков. Подключив платное продвижение, исполнитель получает:
приоритетное размещение профиля на верхних позиций в поиске Яндекса и в сервисе Яндекс.Услуги;
специальный значок в виде зеленой стрелки рядом с именем исполнителя.
Оплата производится за клик по карточке профиля, а не за показ. Цена не фиксированная, назначается в процессе аукциона и зависит от разных факторов: спроса на услугу, количества исполнителей, которые оказывают ту же самую услугу и т. д. Чем выше конкуренция и спрос на услугу, тем выше цена клика.
Как подключить платное продвижение
Чтобы начать платно продвигаться в Яндекс.Услугах, перейдите в профиль исполнителя и в верхнем меню откройте вкладку «Продвижение».
Назначьте ставку — сумму, которая будет списываться за клик по карточке профиля. Обратите внимание, что сумма не всегда будет соответствовать назначенной. Если аукцион будет перегрет, ставка может вырасти. И напротив — если конкуренция низкая, ставка может оказаться меньше назначенной.
Чтобы запустить продвижение, нажмите на кнопку «Включить продвижение». Продвижение доступно только после прохождения профилем проверки, а также после пополнения баланса.
Для оплаты продвижения понадобится счет в Директе. Можно создать новый или использовать существующий. Нажмите кнопку «Пополнить баланс», откройте доступ к Яндекс.Директу, введите сумму пополнения и завершите оплату.
Что думают про Яндекс.Услуги фотограф и маркетолог
Своим мнением о продвижении на Яндекс.Услугах поделились два специалиста. Фотограф Екатерина Магденко продвигает на площадке свои услуги, а маркетолог Алексей Вертушкин — проекты клиентов.
Екатерина Магденко фотограф, Воронеж
Я зарегистрировалась в Яндекс.Услугах около года назад. У сервиса простой интерфейс, для создания профиля достаточно начальных навыков владения компьютером. Удобно, что можно добавить несколько тематик и услуг в один профиль.
Считаю, что на странице профиля должна быть как можно более полная информация об исполнителе. Я указала как профессиональные навыки, так и личные качества описала черты характера, поделилась любимыми занятиями. Это необходимо, чтобы клиент, зайдя на мою страницу смог сформировать обо мне мнение не только как о профессионале, но и как о человеке.
Ко всем вариантам фотосъемки, которые я предлагаю, я приложила портфолио. Портфолио загружено в сжатом виде, а для просмотра больших серий фотографий у меня есть сайт и аккаунты в Instagram и «ВКонтакте».
Сформировать мнение об исполнителе помогают отзывы. Я не прошу клиентов оставлять отзывы, чаще всего они делают это сами. Отзывы сначала проходят модерацию и отображаются в профиле через 1-2 дня.
Как исполнитель я получаю рассылку о заказах, которые создают клиенты. Если нахожу интересный заказ, пишу клиенту отклик, прикладываю примеры работ, договариваюсь о съемке.
В среднем в неделю с Яндекс.Услуг ко мне приходят 1-2 клиента, и это люди, которые серьезно настроены, их запрос не просто праздное любопытство, а поиск реального исполнителя.
Если сравнивать с аккаунтом во «ВКонтакте», то запросов в течение недели там примерно в два раза больше, но результативность ниже. В среднем из пяти написавших только одному клиенту действительно нужна услуга.
Алексей Вертушкин маркетолог, Воронеж
Я работаю с Яндекс.Услугами с самого их открытия — с октября 2018 года. Продвижение в сервисе аналогично SEO, но принцип гораздо проще. В феврале 2021 года алгоритм обновился, и продвигать новые профили стало намного сложнее.
Если в январе 2021 года я мог вывести только что созданный профиль в низкоконкурентной тематике в топ-5 за неделю, то сейчас сделать это за такой короткий срок невозможно. В некоторых тематиках, например, ремонт бытовой техники, по Воронежу сейчас первые шесть строчек выдачи платные. Я считаю, что Яндекс создал этот сервис, чтобы поместить больше рекламы в выдачу.
Последние четыре месяца я включаю платное продвижение по ряду направлений. В некоторых городах и тематиках сложно быстро выйти в топ бесплатно, а платное продвижение дает результат за короткий срок. Также без платного продвижения не обойтись, если в выдаче для продвигаемой тематики много рекламы.
Эффективность продвижения на Яндекс.Услугах зависит от качества аккаунта и количества отзывов на нем. Чем больше отзывов и чем выше рейтинг, тем больше доверия со стороны клиентов. В рамках А/Б-теста я запускал платное продвижение для двух аккаунтов в одной тематике. Для старого аккаунта с большим количеством отзывов звонок стоил 88 рублей, для нового аккаунт почти без отзывов — 204 рубля при цене просмотра 44 рубля.
Также в Услугах есть черный список IP-адресов и банковских карт. Если карта была замечена в заблокированном аккаунте, то использование этой карты в новом аккаунте белой тематики приведет к бану. Поддержка ответила, что профиль заблокирован алгоритмом без возможности разблокировки.
Если сравнивать Яндекс.Услуги с Директом, то заявок в Услугах меньше, но они дешевле. Конверсия в некоторых тематиках при условии, что профиль раскрученный, с большим количеством отзывов и рейтингом больше 4.0, может составлять 50%. Но это редкий случай, я наблюдал такой результат только в тематике срочных услуг.
На мой взгляд, с каждым месяцем продвигаться в Услугах новым пользователям становится сложнее. Услуги идут по классическому сценарию Яндекса — больше платного продвижения, меньше органики.
Продвижение в Яндекс.Услугах не стоит рассматривать как основной или единственный канал привлечения клиентов. Но если вы грамотно заполните профиль, добавите портфолио и соберете хорошие отзывы от клиентов, профиль в Услугах может стать дополнительным источником заказов. А платное продвижение позволит быстро вывести в топ новый профиль или пробиться на первые строчки выдачи в тематиках, где высокая конкуренция и много рекламы.
исполнитель услуги
исполнитель услуги
Предприятие общественного питания и гражданин-предприниматель, выполняющие работы по производству, реализации и организации потребления кулинарной продукции.
[ГОСТ 30602-97]
Тематики
Смотреть что такое «исполнитель услуги» в других словарях:
исполнитель услуги — 3.4 исполнитель услуги: Организация независимо от ее организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги. Источник: ГОСТ Р 52024 2003: Услуги физкультурно оздоровительные и спортивные. Общие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Исполнитель услуги средств размещения — Исполнитель услуги средств размещения: организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения на собственной или арендованной материальной базе. Источник: ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ. СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.… … Официальная терминология
Исполнитель услуги средств размещения — 3.3 Исполнитель услуги средств размещения организация, индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги средств размещения. Источник: ГОСТ Р 51185 98: Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Исполнитель услуги общественного питания — 41. исполнитель услуги общественного питания: Предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания. Источник: ГОСТ Р 50647 2010 … Официальная терминология
исполнитель — 4.15 исполнитель (implementer): Организация, которая выполняет реализацию задач. Примечание В настоящем стандарте, термины «разработчик» и «исполнитель» являются синонимами. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Исполнитель — в области авторского права и смежных прав актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства; режиссер… … Финансовый словарь
Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги — Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги: организации, предприятия независимо от организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела. … … Официальная терминология
исполнитель транспортной услуги — Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги. [ГОСТ Р 51006 96] Тематики услуги транспортные … Справочник технического переводчика
Исполнитель услуг парикмахерских — организация, независимо от ее организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы (Парикмахерская, Салон… … Официальная терминология
исполнитель ритуальной, мемориальной услуги — Организации, предприятия независимо от организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела. [ГОСТ Р 53107 2008 ] Тематики услуги ритуальные … Справочник технического переводчика
Как заключить договор возмездного оказания услуг
Разбираемся с юристом
Договор оказания услуг часто путают с договором подряда. Один договор подразумевает процесс, другой — результат. Разница в одном слове, но от него может зависеть успех всего предприятия.
Например, заказчик хочет получить услуги наружной рекламы, а вместо этого подписывает договор подряда на производство рекламного баннера. Заказчик хочет дизайн, рекламное место и реакцию потребителей. Вместо этого он получит просто распечатанное полотно.
В этой статье я расскажу, как отличить услуги от подряда и подписать именно договор оказания услуг. Это полезно предпринимателям и частным лицам, которые заказывают услуги у других или оказывают услуги другим компаниям. Следите за формулировками: однажды они уберегут вас от суда.
Что вы узнаете
Понятие договора возмездного оказания услуг
По договору возмездного оказания услуг исполнитель оказывает, а заказчик оплачивает услугу. Эту услугу обязательно указывают в договоре — она называется «предмет договора». По отношению к некоторым услугам действуют дополнительные требования к договору.
Например, в договоре о реализации туристского продукта должны быть указаны: общая цена туристского продукта в рублях, порядок и срок предъявления претензий, условие выдачи документа о бронировании и получении места в гостинице.
Как отличить услуги от подряда
Здесь не все так просто. Обучать английскому языку — это услуги (потому что процесс). Но и «научить английскому» — тоже услуги, хотя вроде формулировка совершенного вида. Результат подряда должен иметь какое-то материальное воплощение — чтобы его можно было пощупать. Это, например, монтаж оборудования, строительство дома или прокладка сетей.
В услугах тоже часто есть какой-то материальный результат. Поэтому иногда возникает путаница. Например, один суд решил, что уборка урожая с полей — это услуги, а другой — что подряд.
В одном деле суд признал, что инструментальное обследование участков нефтепровода — это услуга, хотя важен именно результат. Но этот результат нельзя пощупать.
Поэтому суды ввели дополнительный критерий — результат услуги неотделим от процесса ее оказания. Предоставление услуги и ее потребление часто происходит одновременно. Например, услуги уборки потребляются в момент уборки, а охраны — в процессе охраны.
Иногда одну и ту же сделку можно оформить как подряд или как услуги. Например, ремонт автомобиля можно оформить договором подряда или договором оказания услуг.
Отличие договора оказания услуг от договора подряда. Договоры подряда и услуг во многом похожи, но дьявол в деталях. Если знать особенности, можно сделать сознательный выбор, что нужно для бизнеса: работы (подряд) или услуги.
В договоре подряда обязательно должен быть срок, а в договоре возмездного оказания услуг — нет. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.
Исполнитель работ (то есть подрядчик) по умолчанию вправе привлекать к работе третьих лиц — субподрядчиков. Запрет на их привлечение должен быть прямо указан в договоре. С услугами все наоборот — по умолчанию исполнитель не может привлекать других лиц. Разрешение на это должно быть прописано в договоре.
По договору подряда исполнитель должен передать работу по письменному акту. Исполнитель тоже может передать услуги по акту, но не обязательно, а по соглашению сторон.
При подряде стороны подписывают акт после того, как подрядчик завершит работу. Результат этой работы можно передать физически: из рук в руки или, например, перерезать ленточку перед построенным домом.
С услугами сложнее. Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования.
По закону подрядчик может не исполнить договор, только когда работу нельзя завершить по обстоятельствам, которые от него не зависят. Например, если заказчик не передал вещь, которую нужно отремонтировать, или если перепланировка дома может его разрушить.
Пока заказчик не принял результат подряда, риск повреждения работы несет подрядчик.
Исполнитель услуг может отказаться от договора без объяснений, если возместит заказчику убытки. Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя.
В каких случаях составляется
Договор возмездного оказания услуг составляется, когда важны сами действия исполнителя, но при этом нельзя гарантировать результат. Нельзя пощупать услуги и отделить результат от процесса их оказания.
Например, в услуге фаер-шоу для заказчика важен процесс представления. А в подряде на строительство важен результат — построенный дом.
В отличие от подряда, в договоре возмездного оказания услуг может не содержаться условия о сроке. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.
Какие виды услуг можно оформить
В законе прямо сказано, что деятельность в сфере связи, медицины, ветеринарии, обучения, туризма, аудита, консалтинга и информирования — это услуги.
Договором можно оформить и другие услуги, например юридические, бухгалтерские, риелторские, психологические, экскурсионные, консультационные и патронажа. Нет исчерпывающего перечня услуг.
Не являются услугами:
Кто может быть участником
В договоре возмездного оказания услуг две стороны:
По общему правилу участниками договора возмездного оказания услуг могут быть любые лица: граждане, организации, органы власти. Иногда закон устанавливает дополнительные требования к участнику договора. К примеру, исполнителем по договору оказания медицинских услуг может быть только лицо, имеющее лицензию.
Если в договоре не указано, что исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, то он должен лично оказать услугу. Этот запрет не относится к работникам исполнителя, которые трудятся по трудовому договору.
Например, предприниматель заключил с образовательным центром договор оказания услуг профессиональной переподготовки. Этот центр может поручить исполнение договора работающим в нем педагогам, но не может привлечь к переподготовке местный вуз.
Обычно суды закрывают глаза на привлечение помощников, если заказчик принял услугу, а в договоре не было явного запрета. Но лучше прямо указать, что исполнитель вправе привлекать других лиц, или, наоборот, запретить это.
Форма договора
Специальных требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не устанавливает.
Сделки юрлиц между собой и с физлицами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной форме. Сделки физлиц на сумму свыше 10 000 Р также должны совершаться в простой письменной форме. Удостоверять договор у нотариуса или регистрировать его в Росреестре не требуется.
Содержание договора
Допустим, мы определились, что нам нужна услуга. Составляем договор. Вот что в нем должно обязательно быть.
Стороны. О заказчике и исполнителе в договоре возмездного оказания услуг должны быть следующие сведения:
Предмет и общие условия договора. Предмет договора — это сама услуга, которую будем оказывать. Ее можно сформулировать двумя способами.
Первый — указать наименование услуги или сферу, в которой она должна быть оказана:
«Юрист обязуется представлять интересы Доверителя в Арбитражном суде Курской области по делу о взыскании убытков».
Это удобный способ, если заранее неизвестно, какой объем услуг и какие конкретно действия потребуются от исполнителя. Например, заранее неизвестно, сколько судебных заседаний будет по делу, потребуется ли готовить дополнительные письменные пояснения и нужно ли участвовать в апелляции.
При этом часто возникают споры, что конкретно должен был сделать исполнитель. Здесь может помочь переписка, сложившиеся отношения между сторонами и общепризнанные стандарты работы. Но не всегда.
Такой способ не подходит, если содержание услуги можно трактовать по-разному. В этом случае надо перечислить конкретные действия исполнителя:
Этот вариант позволяет лучше контролировать исполнителя, но ограничивает его свободу. Поэтому лучше комбинировать оба способа. В одном из дел Конституционный суд указал, что нельзя поставить оплату услуг в зависимость от результата.
Часто результата нельзя достичь по объективным причинам или по вине заказчика. Например, нельзя лишить репетитора гонорара из-за того, что ленивый ученик получил плохую оценку. Лучше обозначить цель заключения договора:
«Договор заключается для подготовки ученика к Единому государственному экзамену по литературе».
Это поможет определить добросовестность исполнителя. Например, родители не хотят оплачивать курсы подготовки к ЕГЭ, потому что ребенку не рассказали про творчество К. Воннегута. Центр подготовки это легко оспорит: творчество Воннегута не входит в программу ЕГЭ.
Также важно определить объем оказываемых услуг. Объем услуг помогает рассчитать сумму вознаграждения, если услуги оказаны не полностью.
Если предмет договора можно оценить количеством, лучше это сделать. Например, обозначить количество посетителей мероприятия, частоту и продолжительность трансляции рекламных роликов, перечень объектов уборки.
Сначала читать, потом подписывать
Права и обязанности сторон. Обычно в договорах оказания услуг много обязанностей исполнителя и две обязанности заказчика: принять и оплатить услугу. Это не всегда правильно.
Заказчик — помощник исполнителя. Например, когда внедряется новое программное обеспечение, важны совместные усилия исполнителя и заказчика. Исполнитель тестирует технику, настраивает программы, дает рекомендации и обучает персонал. Заказчик предоставляет свои компьютеры и доступ в информационные базы, получает лицензии. Исполнителю лучше заранее указать, что потребуется от заказчика: передать документы, оформить пропуска или предоставить информацию.
Если договор нельзя исполнить по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. Это правило можно изменить в договоре: например, указать, что исполнитель может оставить у себя только предоплату.
На практике, чтобы взыскать стоимость неоказанных услуг, исполнитель должен активно требовать от заказчика выполнить свои обязательства.
НИИ должен был проконсультировать заказчика по бурению скважин, но не смог это сделать, потому что заказчик не сообщил геологические данные. Институт попытался взыскать стоимость своих услуг, но суд ему отказал. По мнению суда, институт должен был обратиться к заказчику с письменной просьбой сообщить эти сведения.
Сдача-приемка услуг. Чтобы избежать споров, лучше заранее согласовать порядок приемки услуг.
Стороны могут договориться об оплате после предоставления документов, которые составляет исполнитель: письменных консультаций, разъяснений, проектов договоров и жалоб. Это поможет структурировать договорные отношения.
Даже если услуги не предполагают никаких документов, можно предусмотреть, что исполнитель передает заказчику акт оказанных услуг. После оказания услуги исполнитель составляет акт, подписывает его со своей стороны и направляет заказчику. Факт передачи акта фиксируется почтой или экземпляром акта с подписью заказчика.
Акт фиксирует факт завершения услуг. Момент подписания акта зависит от процесса выполнения услуг.
Если услуги оказываются периодически, но не ежедневно, акт можно подписывать при каждом предоставлении услуги. Например, после каждого судебного заседания, в котором участвовал юрист.
Если услуги разбиты на этапы, акты можно подписывать после каждого этапа, а при полном исполнении договора подписать итоговый акт. Например, при диагностике организма можно подписывать акты анализа крови, ЭКГ, УЗИ и акт полного медосмотра.
Если услуги оказываются ежедневно, акты можно подписывать ежемесячно или каждые полгода. Не надо ежедневно подписывать акт об уборке помещения, достаточно раз в месяц.
Если услуги должны привести к какому-то результату, акт лучше подписать после его достижения, например после увеличения количества посетителей сайта.
При этом цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. Даже если в договоре не будет указана цена услуги, он все равно будет признан заключенным.
В этом случае оплата должна производиться по цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги.
Ответственность сторон. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по договору возмездного оказания услуг, то он должен возместить заказчику возникшие в связи с этим убытки.
В состав убытков входит возмещение реального ущерба и упущенная выгода. Упущенная выгода — это средства, которые заказчик мог бы получить, если бы исполнитель добросовестно оказал услуги.
Если исполнитель не смог оказать услуги по вине заказчика, то услуги по договору подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено в самом договоре. Например, если заказчик сам не пускал на свою территорию уборщиков, договор клининга все равно подлежит оплате.
В случае, когда договор не выполнили по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если в самом договоре не прописано другое правило.
Если же заказчик своевременно не оплатит услуги, то в дополнение к оплате он должен будет перечислить исполнителю проценты за неисполнение денежного обязательства. Если в договоре не указан размер процентов, то он считается равным ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Также стороны могут прописать в договоре неустойку. Например, если исполнитель вовремя не окажет услугу, то должен будет 0,05% от цены договора за каждый день просрочки.
Сроки. Договор оказания услуг можно заключить на неопределенный срок. Но, чтобы не возникало споров, лучше все равно обговорить это условие или установить промежуточные сроки.
Есть виды услуг, по которым срок должен быть согласован:
Такие договоры нельзя заключать на неопределенный срок.
Важно не перепутать срок действия договора и срок оказания услуг. Первый больше второго. В срок действия договора включается время для подготовки к оказанию услуг, уплата аванса, окончательный расчет по договору и обмен документами:
«Настоящий договор вступает в силу с 03 февраля 2018 года и действует до 06 мая 2018 года».
Срок действия договора нужен, чтобы заказчик мог внести предоплату, стороны подписали акт оказания услуг и сделали окончательный расчет.
Срок оказания услуг можно сформулировать по-разному:
Услуга должна быть оказана до 31.03.2018.
Исполнитель предоставляет услугу с 01.01.2018 в течение 2 календарных месяцев.
Исполнитель должен убрать помещение до начала отопительного сезона.
Исполнитель предоставляет услугу в течение 2 календарных месяцев после уплаты заказчиком аванса.
Исполнитель предоставляет консультации в течение 2 рабочих дней после поступления запроса.
Даже если установить прямой срок не получается, его все равно желательно как-то определить. Это поможет избежать лишних споров.
Также можно добавить промежуточные сроки. Они чаще применяются в договорах подряда. Но их можно указать и в договорах оказания услуг.
Для этого надо разбить процесс оказания услуг на несколько этапов и определить, к какому сроку исполнитель должен выполнить каждый из них. Заказчику это поможет контролировать исполнителя, а исполнителю — получать подтверждение качества оказанных услуг.
Промежуточные сроки помогают определить размер оплаты, если услуги оказаны не полностью. Например, исполнитель качественно выполнил услуги в феврале, марте и апреле. А в мае и июне — нет. Ежемесячные промежуточные сроки позволят заказчику оплатить только 3 месяца.
Договор оказания услуг считается заключенным, даже если в нем нет срока исполнения.
Например, компания обратилась за услугами кейтеринга и организации поминального обеда. Заказчик заполнил опросник и перечислил предоплату, но потом передумал и попросил ее вернуть. В суде он заявил, что договор не был заключен, ведь стороны даже не согласовали сроки. Но суд отказал в иске — для услуг сроки не являются существенным условием.
По общему правилу, если в договоре нет срока, исполнитель должен выполнить его условия в течение 7 дней со дня, когда заказчик этого потребует.
Прочие условия договора. Также в договорах возмездного оказания услуг стороны часто согласовывают место оказания услуг и их качество. Эти условия помогают избежать лишних споров.
Для обозначения места оказания услуг можно указать конкретный адрес, поселение или регион. Если в договоре будет указано просто «на территории заказчика», то он сможет требовать, чтобы исполнитель оказывал услуги в филиале, который располагается в другой части страны.
Качество услуг — это их характеристики. Например, в договоре с репетитором английского языка можно указать, что он обучает на уровне «Threshold or Intermediate». Также можно прописать требования к исполнителю или его работникам. Например, что репетитор должен обладать уровнем владения английским «Mastery or Proficiency».
Часто заказчику важен не только результат, но и процесс оказания услуг. Например, в деловых и развлекательных мероприятиях заказчику интересен не сам факт их проведения, а процесс: качество еды, удобство помещения, развлекательная программа.
Даже если процесс исполнения безразличен, его лучше прописать, чтобы вовремя отследить нарушения.
Бланк и образцы договора. Чтобы у вас было все как надо, мы подготовили бланки договоров оказания услуг и подобрали их образцы из разных сфер деятельности.
Особенности заключения договора
Договор возмездного оказания услуг заключается и действует с момента подписания. Поэтому стороны могут заключить договор в январе и указать в нем, что услуги будут оказываться в декабре.
Как заключить договор. Чаще всего для заключения договора стороны подписывают несколько его экземпляров. Один экземпляр забирает заказчик, а другой — исполнитель. Также договор можно заключить путем направления предложения, содержащего все условия договора. Такое предложение называют офертой. Если другая сторона ответным письмом соглашается принять все предложенные условия, то договор также считается заключенным. Такое письмо называется акцептом.
Особенности рамочного договора оказания услуг. Часто стороны заключают рамочный договор возмездного оказания услуг. Рамочный договор — это документ, который определяет договоренность сторон о том, как будет происходить их сотрудничество. В таком соглашении стороны указывают, как будут оказываться услуги, порядок их принятия и оплаты. В рамочном договоре нет указания на конкретную услугу, которую исполнитель должен оказать заказчику. Чтобы заказать конкретную услугу, заказчик направляет исполнителю заявку.
Риелтору периодически требуется оценивать элитную недвижимость. Для этого риелтор заключает с оценщиком рамочный договор на два года. В этом договоре стороны заранее согласовали тарифы и порядок взаимодействия. В случае, когда риелтору потребуется оценить недвижимость, он направит оценщику заявку.
Подготовить акты. Форму акта оказания услуг лучше сразу приложить к договору. Обязательной формы акта нет, но на практике есть ряд требований к его содержанию. Суды требуют, чтобы в акте были определены стоимость, объем и вид услуг.
Прекращение договора возмездного оказания услуг
Договор возмездного оказания услуг прекращает свое действие в трех случаях:
Исполнение договора. Если договор исполнен и у сторон нет претензий друг к другу, то лучше подписать акт оказания услуг.
Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования. Даже если стороны составляли промежуточные акты, при полном исполнении договора можно подписать итоговый акт. В нем надо указать, что исполнитель в полном объеме оказал услуги, а заказчик выполнил свои финансовые обязательства.
Расторжение договора. Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель приходят к решению расторгнуть договор. В таких случаях составляют соглашение о расторжении договора. В соглашении указывают, с какого момента договор прекращает действовать и должны ли стороны произвести между собой взаиморасчеты.
Предусмотреть случай неисполнения договора. Не все договоры исполняются. Заказчик может потерять интерес к услуге, а исполнитель получить более выгодное предложение. Чтобы подстраховаться, исполнителю достаточно согласовать предоплату по договору. Заказчику же надо детально продумать условия договора.
Отказ от договора. Отказаться от договора оказания услуг проще, чем от подряда. Исполнитель должен возместить заказчику убытки, которые связаны с его отказом от договора.
Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя. Надо понимать, что по закону от договора оказания услуг достаточно легко отказаться. Поэтому если важно, чтобы договор сохранялся при любых обстоятельствах, можно предложить контрагенту другой порядок. Например, что отказаться от договора можно, только заплатив определенную сумму.
Пример расчета компенсации за отказ от договора
Расходы | Если от договора отказался заказчик | Если от договора отказался исполнитель |
---|---|---|
Расходы на медикаменты | 20 000 Р | — |
Транспортные расходы | — | 15 000 Р |
Привлечение внешних исполнителей | — | 13 000 Р |
Потерянный доход | — | 10 000 Р |
Распределить риски. Бывает, что договор нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Например, ледяную скульптуру не получилось доделать из-за резкого потепления.
По закону если никто не виноват, но исполнить договор нельзя, заказчик возмещает исполнителю его расходы. То есть исполнитель рискует не получить полную стоимость услуги, а заказчик — остаться без услуги и при этом компенсировать расходы.
В договоре стороны могут сами установить последствия непредвиденных обстоятельств. Для этого надо подумать, что может пойти не так и на ком будет риск. Обычно риски перераспределяют, чтобы уговорить другую сторону подписать договор или чтобы подстраховаться самому.
Порядок разрешения споров
В процессе исполнения договора могут возникнуть споры между заказчиком и исполнителем.
Какие споры могут возникнуть. Чаще всего исполнители предъявляют претензии к заказчикам по поводу:
В свою очередь, заказчики предъявляют к исполнителям претензии по поводу:
Досудебное урегулирование спора. Все претензии к другому участнику сделки лучше оформлять письменно. Письменная претензия будет доказательством того, что у стороны действительно были замечания к другой стороне и она пыталась мирно разрешить спор.
Вот случаи, когда подать претензию необходимо до предъявления иска в суд:
Встречаются еще другие примеры, когда обязательно соблюсти претензионный порядок, а вообще претензию имеет смысл писать в любом случае. На практике после получения претензии стороны часто договариваются без суда.
Претензия — это способ решить спор мирно. Ее текст должен состоять из требования и срока его исполнения. Еще в претензии указывают, что в  суд.
Направить досудебный документ можно:
В любом из вариантов у вас на руках должна сохраниться копия направленного документа. Доказательство направления тоже нужно сохранить. Это может быть почтовая квитанция, талон курьерской службы или штемпель о получении.
Договор возмездного оказания услуг может содержать дополнительные условия о претензионном порядке. Например, там прописывают допустимые способы направления претензии или срок со дня направления претензии, по истечении которого допускается обращение в суд.
Суд. Если переговоры не помогают, то за разрешением спора обращаются в суд. В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала определяют, кто стороны спора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры между физическими лицами. Так на языке юриспруденции называются люди, которые не занимаются предпринимательством. В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.
Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.
Чаще всего в исковом заявлении стороны договора возмездного оказания услуг просят взыскать неустойку или убытки. Например, если исполнитель уже оказал некачественные услуги, скорее всего, проще взыскать с него деньги и обратиться к другому исполнителю.
Какие ошибки чаще всего делают в договоре
При заключении договора стороны иногда допускают ошибки, которые могут привести к финансовым потерям.
Используют непонятные формулировки. При описании услуги стороны используют непонятные и абстрактные формулировки: «исследование рынка», «продвижение товара», «консультационные услуги». Такие выражения не раскрывают суть и нюансы согласованной услуги. В результате исполнитель может оказать не ту услугу, которую хотел получить заказчик. В свою очередь, заказчик откажется оплачивать услугу, между сторонами возникнет спор, который может дойти до суда.
В одном деле исполнитель с заказчиком заключили договор об инжиниринговых и консалтинговых услугах, но не уточнили, что будет в них входить. Исполнителю перечислили аванс, потом что-то пошло не так, и заказчик попросил деньги вернуть. Исполнитель отказался, заказчики пошли в суд. Суд не смог понять, что такое инжиниринговые и консалтинговые услуги, и встал на сторону заказчика: признал предмет договора несогласованным и взыскал с исполнителя полученный ранее аванс. Мол, непонятное наименование услуг — возвращай все как было.
Чтобы этого избежать, следует указать в разделе «Предмет договора» именно то действие, которое исполнитель должен оказать. Например, вместо «исследование рынка» лучше написать «определение покупательского спроса на перечисленные в Приложении № 1 к настоящему договору товарные марки на территории Ставропольского края по методике, изложенной в Приложении № 2 к настоящему договору». Чем конкретнее будут сформулированы услуги, тем лучше. В разделе «Обязанности сторон» можно детально описать процесс оказания услуги.
Не составляют акты. Другая часто встречающаяся ошибка — стороны не составляют акт об оказании услуг или отражают в нем неполную информацию. Гражданский кодекс не требует составления акта оказанных услуг, но его отсутствие повышает вероятность спорной ситуации. Заказчик может настаивать на возврате средств, которые были перечислены исполнителю, или отказаться от оплаты услуг. Подписание акта фиксирует, что заказчик принял услугу и на момент подписания у него не было к ней замечаний. Если у заказчика есть какие-то замечания, их также можно отразить в акте.
Путают договор возмездного оказания услуг с договором подряда. Иногда стороны в спешке находят в интернете не тот шаблон договора — вместо договора оказания услуг используют договор подряда. Если такой договор попадет в суд, его оценят не по названию, а по смыслу. В результате произойдет путаница.
Например, исполнитель думал, что привлекать субподрядчиков можно в силу закона и поэтому не прописывал этот момент в договоре. В суде ему пояснили, что на самом деле он заключил договор оказания услуг и по закону не может привлекать соисполнителей, если иное прямо не прописано в договоре.