Успех икеа в чем заключается
Вступление
Маленький человечек из отдела кадров в Эльмхульте, который приветствовал меня, олицетворял собой все мои худшие представления о сотрудниках ИКЕА. Большой кусок снюса закрывал почти всю его верхнюю челюсть, как, впрочем, и остальную часть коричневого рта; на ногах постукивали черные деревянные сабо. Он был одет в темно-синюю рубашку с погончиками и огромными уголками воротника и плохо сидящие вельветовые брюки табачного цвета. В конце 1980-х гг., в разгар повального увлечения стилем яппи, он являл собой довольно необычное зрелище. В то время двубортный костюм из глянцевой ткани с четкими контурами и пестрый галстук были обязательными для каждого сотрудника любой компании, почти независимо от позиции. Но уж точно не в ИКЕА, констатировал я и вошел в кабинет.
Задача кадровика заключалась в том, чтобы дать мне заполнить формуляр, снять меня на поляроид и задать несколько стандартных вопросов. Последнее, возможно, для того, чтобы на самой ранней стадии отсеять наихудших кандидатов. Я явно подошел, поскольку через несколько недель меня пригласили приехать в офис ИКЕА в Хельсингборге. По меньшей мере, я был удивлен. Спустя столько лет могу признаться, что вместо глянцевого костюма надел что-то значительно проще, но по сравнению со встретившим меня человеком я все равно был неприлично хорошо одет.
Моя работа в универмаге «Оленс» (?hlens) мне не нравилась. Анонс ИКЕА, которая искала «ключевых людей девяностых», моя тогдашняя невеста Эва нашла в газете Dagens Nyheter случайно. Она неустанно твердила мне об этом на своем певучем далакарлийском диалекте, пока я не послал, с большой неохотой, свое резюме, сочиненное и воспроизведенное на папиной печатной машинке IBM.
Примерами для подражания среди студентов-экономистов Упсальского университета моего поколения были Гордон Гекко, Андерс Валь и Эрик Пенсер, но отнюдь не Ингвар Кампрад. В предпринимательстве был какой-то привкус мелкой торговли. Элегантные служебные автомобили и блестящие костюмы привлекали нас больше, чем сабо и снюс. Даже опустив в почтовый ящик свое письмо c резюме, я сильно сомневался по поводу ИКЕА.
– Как же можно так писать? – Андерс, который сидел напротив меня с моим резюме, от смеха ударил себя по колену. – «Я один из лучших выпускников экономического факультета, но все равно не считаю себя достойным», – процитировал он, продолжая смеяться, демонстрируя рот, полный снюса, и отмахиваясь от любой моей попытки пояснить эти слова. «Если бы вы только знали, что меня взяли на экономический факультет в качестве резерва под 25-м номером», – хмуро подумал я про себя.
Андерс по фамилии Муберг был президентом Группы компаний ИКЕА. Естественно, я удивился, когда он вошел в комнату и представился, но все произошло так неожиданно, что я не успел разнервничаться. Высокий мужчина атлетического сложения, немного за тридцать, вызывающе стильный, с заразительной улыбкой и харизмой, которая заполнила всю комнату. Он задал несколько вопросов, один из которых: «От чего в конечном итоге зависит успех фирмы, занимающейся розничной торговлей?» – был самым коварным. Я ответил, что конкурентоспособная сила предприятия – функция его логистического потока. Ян-Эрик Энгквист, начальник отдела кадров Группы компаний, который также присутствовал на интервью, сказал, что Андерс выбрал меня среди тысячи соискателей. Внезапно Андерс опять взял слово, и, слегка наклонив голову, подался вперед и указал на меня. Все время с его лица не сходила широкая улыбка, при этом он не вынимал снюс изо рта.
– Черт побери, ты такой самоуверенный, что я пошлю тебя в Германию.
Хорошо это или плохо, я тогда понял, что меня точно приняли на работу.
– Кстати, Ян-Эрик, а Андерс не мог бы стать наставником Юхана?
Речь шла об Андерсе Дальвиге, тогдашнем общем помощнике Муберга и Ингвара Кампрада. (К моменту написания книги он десять лет занимал пост президента Группы компаний ИКЕА и ушел 31 августа 2009 г.).
Я тогда не мог знать, что начинается путешествие длиной в двадцать лет, во время которого я познаю изнутри фантастическую историю об успехе компании ИКЕА. В период моей работы ее оборот с 25 млрд крон возрос до 250 млрд, количество сотрудников с 30 000 выросло до 150 000, а количество магазинов, сосредоточенных главным образом на севере Европы, с 70 увеличилось до сегодняшних 273 во всем мире. Экспансия и успех, которые не имеют себе равных; без сомнения, ИКЕА самая большая шведская чудо-фирма наших дней.
Я был свидетелем беспримерного успеха и, надеюсь, способствовал этому успеху, занимая целый ряд различных позиций: начальник мебельного отдела магазина в Валлау, Германия, начальник по продажам мебели для гостиных в Хельсингборге, руководитель проекта, а затем директор магазина в Лидсе, Англия, начальник стратегической бизнес-единицы «Хранение, медиамебель и мебель для столовых» в IKEA of Sweden AB (IOS) в Эльмхульте и генеральный директор IKEA Green Tech AB в Лунде. Фактически я шел по стопам моего наставника Андерса Дальвига и в течение трех лет в середине 1990-х гг. был общим помощником Ингвара Кампрада и президента Группы компаний ИКЕА Андерса Муберга, работая с ними в очень тесном контакте, иногда круглые сутки. Одновременно я также отвечал за работу штабов Группы компаний по окружающей среде, а также по связям с общественностью и коммуникационным каналам.
В течение этих лет я получил глубокое представление об ИКЕА и сущности ее Основателя. Я непосредственно наблюдал восхождение ИКЕА, пока эта компания не стала самой яркой звездой на глобальном рынке товаров для дома. О моих впечатлениях за двадцать лет и пойдет речь в этой книге.
Почему люди пишут книги о своих бывших работодателях? Вопрос более чем правомерен. Из горечи, потому что чувствуют себя оскорбленными? Из жадности, потому что понимают, что сплетни раскупят?
В моем случае – ни то и ни другое.
Почему же тогда я не оставляю ИКЕА в прошлом и не иду дальше по жизни? Просто-напросто потому, что некоторые моменты, связанные с компанией, никак не дают мне покоя.
Уйдя из ИКЕА, я начал размышлять над тем путешествием, которое совершил. Над всеми удачами и неудачами, над деятельностью коллег и над поездками в пункты назначения, о существовании которых никто не знал. Постепенно я стал смотреть на компанию другими глазами, а не так, как смотрел на нее, будучи частью «семьи ИКЕА», говоря словами Ингвара. Тот образ ИКЕА, который возник у меня теперь, резко отличается от того образа, который был у меня раньше. Я понял, что мне необходимо записать мои впечатления и мысли. В этой книге я описываю события, участником которых был сам, или ситуации, достоверными свидетелями которых были мои коллеги.
Окружающие смотрят на ИКЕА с восхищением. Успехи компании на протяжении многих лет в ряде различных отраслей ослепляют. ИКЕА отличная фирма, которая никогда не ошибается и всегда ставит на первое место окружающую среду и социальные вопросы. Которая никогда не подвергается нападкам со стороны защитников окружающей среды или травле СМИ. У которой гениальный Основатель, ставший шведской национальной иконой. Которую отличает такая сильная корпоративная культура, что ей до кончиков пальцев верны все 150 000 сотрудников. Короче говоря, ИКЕА – это солнце на небосклоне компаний, которое слишком часто, особенно в последнее время, окружают грязно-серые облака.
Сегодня я знаю, что этот образ солнечной ИКЕА не совсем соответствует действительности. ИКЕА-солнце во многих отношениях красива и фантастична, но и на ней есть пятна.
Именно об этих пятнах и повествует моя книга. Для того чтобы понять, надо сначала проникнуть за кулисы и получить представление о том, как устроена компания. Понять механизмы, которые сделали возможными успехи ИКЕА. Понять, чем в своих суждениях и оценках руководствовались люди, принимающие решения и выработавшие очень сильную и овеянную мифами корпоративную культуру.
Внести ясность в отношении крупных компаний и их действий так же важно, как пытаться постичь другие значительные факторы власти в нашем обществе. Возможно, проникнуть в самую суть вещей непросто и даже связано с определенной опасностью, но это не повод для отступления. Без тщательного анализа тех факторов власти, которые влияют на общество, на передний план скоро выйдут колоссы, гиганты, имеющие совсем другие планы и цели, чем остальное общество. Любая компания по определению действует только себе во благо, это в природе рыночной экономики. Может быть, в экономике это самое важное правило игры. Единственное, что удерживает компанию от полного нарциссизма, – отчасти законодательство, и отчасти, что не менее важно, оценка СМИ. Подобно другим компаниям ИКЕА всегда действовала себе во благо. Само по себе это не странно, но когда план действий ИКЕА отрицательно воздействует на окружающих, это серьезно. Еще хуже, что, возможно, это самая закрытая в мире фирма, причем ее закрытость пропорциональна ее величине. Это означает, что ни одному журналисту еще ни разу не удалось проникнуть сквозь массивный сине-желтый фасад. Поэтому нет и намека на дискуссию в отношении деятельности и будущего ИКЕА. Будучи сотрудником ИКЕА, ты клянешься хранить молчание.
По-моему, образ сегодняшней ИКЕА безосновательно лишен нюансов и субъективен. Компания задействует большие ресурсы, чтобы выставлять себя в розовом свете. Знаю по собственному опыту, потому что сам отчасти выполнял эту работы. В 1990-х гг., когда ИКЕА переживала один медийный кризис за другим, я отвечал в Группе компаний за связи с общественностью и коммуникации, а также за вопросы охраны окружающей среды. Одновременно я был помощником Ингвара и тогдашнего президента Группы компаний. Невероятная способность ИКЕА создавать собственный красивый образ в каком-то смысле импонирует нашему обществу, которое находится под наблюдением СМИ, но вместе с тем в этом есть нечто зловещее. И все же журналисты, пишущие на экономические темы, все эти годы глотали образ, сфабрикованный самой ИКЕА. Может быть, из страха перед колоссом Кампрадом. Может быть, потому что не очень разбирались в ситуации. Не знаю, не уверен.
Я прекрасно осознаю, что Ингвар Кампрад и его ИКЕА стоят в ряду первых национальных икон в Швеции. Благодаря этому бренду маленькая Швеция появилась на карте всех стран мира. Поэтому рассуждения, подобные моим, у некоторых вызывают возмущение, не говоря уже о злости. Закрой рот и ни слова об Ингваре, ведь он так много значит не только для одной из самых крупных в стране компаний, но и для самой страны. Но я считаю, что успех скорее обязывает, чем создает алиби. В конце 1990-х гг. вместе с двумя сотрудниками я сформулировал стратегию «Все, что делает ИКЕА, должно выдерживать критику», что в свое время носило эпохальный характер. Это, к примеру, означало, что мы трое заняли активную и бескомпромиссную позицию по отношению к детскому труду, что тогда было в ИКЕА совсем не очевидно. «Ведь лучше, если дети работают, а не становятся проститутками» – было распространенным мнением в INGKA Holding BV, высшем правлении ИКЕА. В частности, на производстве для ИКЕА почти в рабских условиях дети работали на индийском полуострове.
Хочу подчеркнуть, что стратегия ИКЕА в области информации и охраны окружающей среды, которую Newsweek 2001 позже назвал «Тефлоновой ИКЕА», возникла как прямое следствие единственного серьезного расследования деятельности компании за всю ее историю. Расследование под названием «Мастерская гнома – задний двор ИКЕА» возглавлял Микаэль Ольссон со шведского телевидения; программу показали на нашем телевидении в 1997 г. Необычайно компетентных и докапывающихся до сути журналистов, участвующих в расследовании, глубоко возненавидело все руководство ИКЕА, но эффект их работы, посвященной стратегиям компании по вопросам окружающей среды и выбору поставщиков, носил фундаментальный характер.
Сегодня большинство стратегий ИКЕА в области закупок и окружающей среды основываются на мышлении, для которого характерны забота о людях и окружающем мире, но, как мы увидим, далеко не обо всех людях. Прозрачность, характерная для других фирм такой же величины, в высшей степени должна быть присуща Ингвару Кампраду и его ИКЕА. Тому, кому нечего скрывать, нечего и опасаться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление
Вступление Вы бы хотели воспользоваться опытом чужого успеха, чтобы ваша фирма развивалась более активно? Разумеется, да. И вы не найдете лучшего примера, чем Nokia – мировой лидер в производстве мобильных телефонов, титан европейских и мировых технологий. За свою более
Вступление
Вступление Однажды Джон Янг, будучи исполнительным директором Hewlett-Paccard, в подробностях описал одному из посетителей возможности этой фирмы в Соединенных Штатах. Посетитель, являвшийся конкурентом Hewlett-Paccard в некоторых аспектах ее бизнеса, был удивлен открытостью
ВСТУПЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ Люк и Миа троитель Люк определенно решил добиться финансового успеха. Его жена Миа работала бухгалтером. Клиенты ее обожали. Как-то раз их сосед Мартин пригласил Люка и Мию на встречу, посвященную интересным деловым возможностям. Мартин не посвятил их во все
Вступление
Вступление Когда думаете о разговоре по существу, думайте о страсти, честности, подлинности, сотрудничестве. Думайте о культурной трансформации. Думайте о лидерстве. Успех этой книги с момента ее первого издания свидетельствует о подлинной тоске по разговорам,
Вступление
Вступление Окрестности Листон-стрит в Буффало сложно отнести к самым богатым районам города, однако именно это место я считаю своей родиной. В старших классах школы я был не особенно хорошим учеником. Честно говоря, уже после десяти минут сидения на месте меня
Вступление
Вступление В моей предыдущей книге «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»[1] объяснялись основные компоненты кайдзен, такие как «всеобщий контроль на основе качества», «всеобщий уход за оборудованием», менеджмент «точно вовремя», «кружки качества» и «система
Вступление
Вступление Я, Тери Линдеберг, американка, живу и работаю в Москве более 15 лет. Я – основатель, владелец и президент Staffwell, одной из ведущих в России компаний по подбору специалистов среднего и высшего звена. Эта книга представляет собой одновременно и мою историю, и анализ
Вступление
Вступление Привет! Меня зовут Анатолий МаксИ я очень рад нашей встрече на страницах этой книги.Что сказать о себе. Мне 25 лет, живу в Украине… а впрочем, вряд ли Вас интересуют личные факты моей биографии:-) Ведь Вы здесь по другой причине, Верно?Тогда не буду больше занимать
Вступление
Вступление На протяжении всей истории компании организовывались согласно жёсткой иерархии полномочий. Каждый участник организации был кому-то подотчётен: работники — менеджеру, специалисты по маркетингу — клиентам, производственный отдел — субподрядчикам в рамках
Вступление
Вступление Великий дар нет НЕТ, проистекающее из глубочайшего убеждения, гораздо лучше и полезнее, чем ДА, сказанное ради того, чтобы доставить удовольствие, или, что еще хуже, ради того, чтобы избежать неприятностей. Махатма Ганди НЕТ. Самое сильное и необходимое слово в
Вступление
Вступление Прошло целых восемьдесят лет с тех пор, как я в девятилетнем возрасте покинул свой родной городок и начал работать подмастерьем. В течение всех этих лег в центре моей жизни всегда находился бизнес. Я долго наблюдал за тем, как быстро и сильно меняется мир, и это
ВСТУПЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ Приветствую всех тех, кто решил освоить техники, которые позволяют каждому легко и быстро стать для всех весьма убедительным собеседником. Каждая техника, приведенная в книге, выполняется за минуту или быстрее. Все вместе они ведут к тому, что вы побуждаете
Вступление
Вступление Представьте, что вы родились в XVI веке. Ваше социальное положение и ваша судьба в основном определялись бы статусом вашей семьи. Если вы хотели добиться успеха, то вам непременно нужно было родиться в семье короля, епископа или богатого торговца. К счастью, те
Неизвестная IKEA: развитие и инициативы компании от истоков до наших дней
Идея IKEA: основы бизнеса компании
Как создать бренд на века?
«Каждой компании нужны корни: мы можем строить будущее, только если у нас есть прошлое», — писал в своей книге «Есть идея! История ИКЕА» Ингвар Кампрад, основатель компании. Не будем мучить читателя скучными фактами из истории, скажем кратко: IKEA развивалась скорее вопреки.
В 1940-е года Швеции едва ли была похожа на одну из самых благополучных стран мира, а мебель была предметом роскоши и стоила дорого. Ингвар Кампрад сделал такие товары доступными для любого кошелька, а идея разборной конструкции помогла сократить затраты на логистику и услуги сборщиков на фабрике. Предприниматель демпинговал рынок, чем спровоцировал бойкот местных производителей мебели, которые увидели нарастающую популярность компании и решили всячески ей помешать.
Сложная ситуация позволила основателю IKEA покинуть родную провинцию Смоланд на юге в Швеции и начать дистрибуцию товаров в другие страны, заставив свою команду из 6 человек «ещё теснее сплотить свои ряды». Так IKEA выросла в DIY-гиганта и открыла магазины в 49 странах мира (свыше 400 магазинов), в том числе и в России — первый комплекс IKEA открылся в Химках, Московской области в марте 2000 года.
Бизнес-идея ритейлера заключается в намерении предлагать широкий ассортимент эстетичных и функциональных товаров для обустройства дома по умеренным ценам, чтобы как можно большее число покупателей могло их приобрести. Руководство компании считает, что дом — это главное место для каждого человека: насколько комфортно человек чувствует себя дома, зависит его успех в других сферах жизни. Миссия IKEA — изменить к лучшему повседневную жизнь людей. Поскольку компания не фокусируется на определенной целевой аудитории, то ее задача предоставить предложение, которое удовлетворит запросы покупателей с разным уровнем дохода, в разных локациях и жизненных ситуациях.
Какие принципы Ингвара Кампрада унаследовала IKEA?
Как IKEA создает товары и отслеживает спрос?
Разработка товаров происходит в организации, которая называется IKEA of Sweden — небольшое подразделение компании, которое расположено в Швеции. Дизайнеры подразделения получают бриф — техническое задание, некий запрос на создание изделия. Задача дизайнеров не только обрисовать новый товар, но и уточнить технологию производства и его конечную стоимость, с учётом всех накладных и транспортных расходов.
Чтобы понять, какие товары будут востребованы в России, сотрудники IKEA проводят исследования — home-визиты, опросы, анкетирование, анализ покупок с картами лояльности. Home-визиты — непривычное для России, но показательное исследование, когда дизайнеры, сотрудники отдела продаж и маркетинга приходят домой к покупателям. Их цель — выяснить условия проживания конкретной семьи и ее потребности. Полученные данные позволяют корректировать ассортиментную матрицу и разрабатывать новые товары.
Как IKEA придумывает названия для своих товаров?
Коллекции мебели и предметов интерьера компания называет скандинавскими топомимами (природные и рукотворные объекты на Земле) и обычными словами. Например, мягкая мебель носит названия шведских городов и сёл, садовая мебель — шведские острова, предметы ванной комнаты — озера, реки, и морские заливы Скандинавии, а названия детских вещей — это млекопитающие, птицы, разные прилагательные и глаголы. Сегодня названия товаров придумывают там же, где их разрабатывают — в подразделении IKEA of Sweden в Швеции. При этом компания не адаптирует название под разные страны, что является частью договора франшизы.
Как выглядит структура компании?
IKEA во всем мире разделена на две большие группы компаний: Inter IKEA Group и IKEA Group. В группу компаний Inter IKEA входит подразделение IKEA Industry, которая занимается разработкой и производством товаров, а также закупочная организация, которая сотрудничает с более чем 1 тыс. поставщиков по всему миру. В России группа компаний Inter IKEA представлена 4 собственными фабриками, а также закупочной организацией, которая сотрудничает с 60 российскими компаниями товары которых ритейлер реализует в своих магазинах как в нашей стране, так и за рубежом. Кроме этого, Inter IKEA Group владеет самим брендом IKEA.
В России IKEA Group представлена следующими подразделениями:
Как организована работа персонала IKEA?
Шведская структура управления основана на матричной форме организации, где вместо директоров процессами управляют менеджеры функций: продаж, логистики, дизайна интерьеров и др. Каждый из них отвечает за определенное подразделение в компании и взаимодействует со своим матричным руководителем в Швеции. Менеджеры функций руководят процессами по всей стране из головного офиса IKEA в Химках — так называемого «сервис-офиса». Всего в сервис-офисе компании 10 основных отделов и самый большой из них — отдел продаж, в нем работает порядка 40 сейлз-менеджеров.
В задачи отдела входит работа с ассортиментом и обеспечение высокого уровня продаж. Также сотрудники отдела изучают рынок, потребности покупателей и отправляют запросы в IKEA of Sweden на разработку тех или иных товаров.
В компании есть отдел по улучшению покупательского опыта, ключевая задача которого делать процесс совершения покупок для покупателей максимально удобным и комфортным. В их обязанности входит коммуникация с покупателями, внедрение полезных инноваций (например касс самообслуживания, системы схем и условных обозначений в торговом зале), удобная установка кассовых линий, гибкая политика возврата/обмена товаров и т. д.
Также в компании есть отдел логистики, маркетинга, питания, планирования и контроля финансовой и операционной деятельности, отдел коммуникаций и интерьеров, отдел по работе с персоналом, центр поддержки клиентов и отдел, который занимается развитием и поддержкой интернет-магазина.
IKEA сегодня: инициативы и перспективы
Как IKEA стала выпускать одежду?
С недавнего времени ритейлер активно сотрудничает с известными дизайнерами. Весной 2018 года IKEA впервые выпустила коллекцию одежды совместно с британским дизайнером Уильямом Хантом. Интересно, что костюмы-тройки для женщин и мужчин сделаны из тех же тканей, что и обивка мягкой мебели IKEA. По задумке дизайнера, такая коллаборация должна вдохновить покупателей на эксперименты. А в начале лета IKEA представила коллекцию одежды и аксессуаров для молодежи, которую разработал известный дизайнер одежды Крис Стэмп.
В коллекцию помимо привычных товаров для хранения вещей вошли и новые для компании изделия — кепка, толстовка, баскетбольное кольцо, мяч, спортивная сумка и даже скейтборд. «Это необычный для нас опыт, но мы понимаем, что обустройство дома не всегда ограничивается только мебелью и аксессуарами», — комментирует Игорь Кисиль.
Как компания развивает направление интернет-торговли?
18 апреля 2017 года компания запустила интернет-магазин, постепенно добавляя товары и доводя онлайн ассортимент до 100 %. Сегодня продажи в интернет-магазине компании составляют около 8 % от суммарного оборота IKEA и этот объем компания планирует наращивать и дальше, рассказал Понтус Эрнтелл, генеральный директор розничной сети. Улучшить покупательский опыт IKEA намерена за счет сотрудничества с Яндексом в части доставки и продажи своих товаров.
С помощью сервиса Яндекс.Курьер покупатель может отслеживать свой заказ в режиме реального времени и не тратить весь день на ожидание курьера. Также компания тестирует возможность продажи своих товаров через Яндекс.Маркет. Снизить стоимость доставки компания планирует в том числе за счет подключения дополнительных пунктов выдачи по стране, как на базе своих магазинов, так и за их пределами.
Как IKEA перешла на светодиодное освещение?
Одно из стратегических направлений ритейлера — устойчивое развитие и снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду. В 2015 году IKEA стала одной из первых компаний на российском рынке, которая полностью заменила свой ассортимент осветительных приборов на светодиоды несмотря на то, что они обходились в 2,5 раза дороже энергосберегающих ламп.
Между тем, переход на новый тип освещения имеет ряд преимуществ: уровень потребления электроэнергии снизился на 85 %, а долгий срок службы светодиода (около 20 лет) с лихвой компенсирует его стоимость. К тому же, светодиодные лампы не содержат ртуть, в отличие от энергосберегающих, поэтому отработанное изделие нанесет гораздо меньше вреда планете.
Фотография взята из презентации одно из участников проекта «Более экологичная жизнь дома».
Как IKEA помогает покупателям жить более экологичной жизнью?
Ритейлер не только отслеживает собственные процессы, но и предлагает покупателям заботиться об окружающей среде, к примеру в магазинах сети можно сдать отработанные батарейки и ртутные лампы, которые отправляются на переработку в Челябинск.
В 2017 году, в Год экологии в России, компания запустила проект «Более экологичная жизнь дома»: в течение 3 месяцев группа участников практиковала раздельный сбор отходов, экономила воду за счет установки смесителей с аэратором, хранила продукты в zip-пакетах и контейнерах (вместо привычных целлофановых), заменила обычные лампы на светодиодные.
В 2018 году IKEA запустила акцию по сбору постельного белья, часть комплектов отправилась нуждающимся семьям, а часть — на вторичную переработку. За несколько месяцев проекта компания собрала около 35 тонн постельного белья, отметил Игорь Кисиль.
Как компания ищет компромисс между экологичностью, качеством материалов и стоимостью конечного продукта?
Очевидно, что себестоимость экологичных материалов выше. К примеру ДСП (древесно-стружечная плита), которая идет на изготовление мебели, разделяется по классам в зависимости от содержания в ее составе свободного формальдегида — от E-0,5 до Е-4, где вместе с цифрой растет и концентрация вредного для человека вещества. Для производства товаров IKEA использует ДСП класса E-0,5 — наиболее безопасный, но дорогой материал на рынке (его цена примерно на 15 % выше, чем ДСП класса Е-1).
Что касается древесины, то компания старается закупать быстрорастущие сорта (сосна, бамбук). Снижать себестоимость товаров, не экономя на качестве материалов, IKEA помогают большие объемы производств, оптимизация процессов, продуманные дизайнерские решения. Основные способы снизить цену на конечное изделие — использовать меньший объем материалов, максимально упростив конструкцию или изменить технологию производства, увеличив его сроки.
Как компания «выращивает» сотрудников внутри компании?
В 2016 году журнал Fortune включил IKEA в список наиболее предпочитаемых работодателей. Одна из причин — компания дает возможность своим сотрудникам расти, развиваться и перемещаться в рамках компании как вертикальном (повышение по службе), так и в горизонтальном (другой отел, подразделение) направлении.
Руководители отделов раз в год проводят со своими сотрудниками performance evaluation (беседа по результатам работы за год) и development talk (постановка целей на ближайший год). Такая встреча длится около 2 часов и проводится со всеми сотрудниками, что позволяет не только оценить результаты их работы, но и наметить для каждого как личное, так и профессиональное направление развития.
Также IKEA активно привлекает людей с инвалидностью. К примеру, в прошлом году, после участия компании в Национальном чемпионате «Абилимпикс», ритейлер принял в штат сразу 4 молодых людей с инвалидностью, которые работают в отделе дизайна интерьеров. «Каких-то поблажек мы стараемся не делать: главная задача — создать условия для работы и обеспечить равный подход», — отмечает Игорь Кисиль.