Усть цильма что посмотреть
Усть цильма что посмотреть
Административный центр: с. Усть-Цильма.
Площадь: 42 500 кв.км.
Граничащие территории: Усинский, Ижемский, Княжпогостский и Удорский районы, а также Архангельская область и входящий в ее состав Ненецкий автономный округ.
Численность населения: 11900 человек.
Ведущие отрасли: лесозаготовка, сельское хозяйство, добыча нефти.
Официальный сайт муниципального района: http://www.ust-cilma.ru/
Усть-Цилемский район в нынешних границах с административным центром в с. Усть-Цильма образован и включен в состав Коми АССР 15 июля 1929 года. Это один из самых больших по территории и малонаселенных районов Республики Коми.
Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре.
Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы.
Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII –XVIII веков, и связан он был с расколом церкви, когда ревнители старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном крае. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.
С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их культурное обособление от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилёма», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.
Сегодня Усть-Цилемский район – это край, в котором достижения XXI века переплелись с седой стариной.
Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры, где сохранились и бытуют традиционные обряды, устои быта, богатые песенные традиции.
Достопримечательности
Памятный знак в честь основания села Усть-Цильма
Памятный знак в честь основания села Усть-Цильма
Дом учёного А.В. Журавского
Дом учёного А.В. Журавского
Памятный знак «Тракт на Архангельск»
Памятный знак «Тракт на Архангельск»
Мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто»
Мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто»
Скульптура основателю Усть-Цильмы Ивашке Ластке
Скульптура основателю Усть-Цильмы Ивашке Ластке
В дни празднования 450-летия Усть-Цильмы, на высоком месте села был торжественно открыт памятник Ивашке Ластке.
«Усть-Цилемская горка»
«Усть-Цилемская горка»
«Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
Старообрядческий храм в селе Усть-Цильма
Старообрядческий храм в селе Усть-Цильма
В августе 2012 года проведено освящение новой Церкви во славу святого Николы Мир Ликийских Чудотворца. Её строительство продолжалось 10 лет.
Памятник А.В. Журавскому в Усть-Цильме
Памятник А.В. Журавскому в Усть-Цильме
Могила учёного А.В. Журавского – исследователя Европейского Севера, основателя Печорской сельскохозяйственной опытной станции, первого научного учреждения на всем Европейском Севере, находится на высоком берегу реки Печора в пст. Журавский. Является памятником федерального значения (мемориального).
Куда пойти
МБУ «Усть-Цилемский историко-мемориальный музей
А.В. Журавского»
Историко-мемориальный музей А.В.Журавского расположен на Народной поляне в центре старинного русского села Усть-Цильма. Он был создан в 1964 г. по инициативе ученого-археографа В.И.Малышева и писателя Ю.Арбата.
Музей имеет три филиала: Пижемский историко-этнографический музей в с.Замежное, Дом защитника Отечества, Героя Советского Союза М.А.Бабикова в с.Усть-Цильма и дом народных художественных промыслов в с.Усть-Цильма.
Фонды музея А.В.Журавского составляют более 30 тысяч экспонатов, из них подлинников – более 15 тысяч. Это коллекции документов, фотографий, живописи, изделий прикладного искусства, предметов археологии, нумизматики, этнографии, уникальных древлеправославных, рукописных и старопечатных книг, икон, доказывающих высочайший уровень русской культуры старообрядцев поморского толка.
Экспозиции музея рассказывают об основании в 1542 г. старинного русского села Усть-Цильма, об истории Печорского края в конце XIX – начале XX вв., о материальной и духовной культуре Печорского края, об усть-цилемах – участниках Великой Отечественной войны, о природе Усть-Цилемского района
Раздел экспозиции, посвящённой жизни и деятельности учёного Андрея Владимировича Журавского – основателя первого научного учреждения на Севере – Печорской естественноисторической станции Российской Академии наук (1906 г.) и Печорской сельскохозяйственной опытной станции (1911 г.), включает темы: «А.В.Журавский. Жизнь. Труды. Наследие», «Кабинет ученого», «Гостиная А.В.Журавского».
При музее работают музейные объединения по образовательным программам.
Адрес: Усть-Цилемский р-н, с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, 101.
Тел.: +7 (8241) 9-17-66
E-mail: muzeigurav@rambler.ru
Интересные факты
Первая серебряная монета России отчеканена из руды, добытой в Усть-Цилемском районе. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве, поскольку в этом году были открыты залежи медной и серебряной руды на реке Цильме. С того времени на Руси сами начали добывать металлы, плавить и чеканить монеты из своего серебра, меди и золота. В 1496 году при устье Заводского ручья, впадающего в р. Цильму в 8 километрах выше устья реки Рудянки, был открыт по тем временам большой медеплавильный завод. Это был первый в истории государства Российский завод промышленного производства. Важность открытой залежи в 1491 г. имела не только большое экономическое, но и политическое значение на международной арене. Цилемские серебряно-медные рудники – первое в истории Государства Российского разработанное месторождение полезных ископаемых – является ценнейшим памятником производственно-трудовой деятельности человека.
Район является уникальным центром книжной культуры Русского Севера. Здесь в течение трех веков в старообрядческой среде хранились и переписывались сотни древнерусских и старообрядческих книг и произведений.
Ежегодно в начале июля в районе проводится уникальный праздник – Усть-Цилемская горка, сохранивший в обрядовом хороводном действе старинные обычаи ведения древнерусских хороводов со слаженным пением, участники которого одеваются в яркие традиционные наряды.
В системе весенне-летнего цикла обряд Горка занимал важное место и относился к разряду так называемых заветных праздников. Приуроченная к датам православного календаря, Горка начиналась с Николы вешнего (22 мая), продолжалась в Троицу и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). Горку водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Сегодня это массовое гулянье претерпело существенные изменения. Водят горку нынче 2 раза в год: в Иванов день – 7 июля и Петров день – 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.
По старинным преданиям, душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную. В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени. Также многие устьцилемы во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников.
Как добраться
BY AIR
There are currently flights to Ust-Tsilma several times a week (UTair Express, Komiaviatrans). You can get to the settlements of the district by the Mil Mi-8.
TRAIN
The nearest railway station is Irael station (225 km to the administrative center of Ust-Tsilma). You can get to the station:
from Moscow ― by Moscow – Vorkuta train (travel time ― 30 h)
From St. Petersburg ― by St. Petersburg ― Vorkuta train (travel time ― 36 h)
from Syktyvkar ― by Syktyvkar ― Pechora train (travel time ― 12 h 26 min)
Next to the administrative center by Ust-Tsilma ― Irael bus.
A daily bus service on the Irael ― Ust-Tsilma route is provided.
In the summer, you can get to the remote villages of the district by the Zarya hovercraft.
Туристский информационный центр Республики Коми
г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, 229
(8212) 255-449
tic@finugr.rkomi.ru
Дизайн сайта находится в процессе разработки.
Ваше мнение очень важно для нас.
Перейдите по ссылке,
чтобы оставить отзыв © ГАУ РК Центр информационных технологий
Достопримечательности Усть-Цильмы
Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.
Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.
Интерактивная карта
Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX
Мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто»
Координаты: N065 26.678, E052 8.860
Рейтинг: 7.79
Памятник основателю Усть-Цильмы Ивашке Ластке
Основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Открыт памятник в дни празднования 450-летия Усть-Цильмы, в 1992 году. Автор памятника Анатолий Неверов – воспитанник Ленинградской академии художеств.
Координаты: N065 26.579, E052 8.914
Рейтинг: 7.79
Церковь Николая Чудотворца (единоверческая).
Деревянная действующая церковь. Строительство началось в 2010 году. Освящена церковь в 2016 г.
Координаты: N065 26.339, E052 9.956
Рейтинг: 7.79
Церковь Николая Чудотворца (поморская).
Церковь построена из красного кирпича между 2007 и 2013 годами. Православный храм.
Координаты: N065 26.257, E052 8.936
Рейтинг: 7.79
Скульптура ученого А.В. Журавского
Скульптурная композиция «Андрей Журавский» была открыта 25 октября 1981 года. Сыктывкарский скульптор, В.А. Рохин, изобразил ученого, словно идущего сквозь тайгу Притиманья. Скульптура выполнена из лиственницы.
Координаты: N065 26.605, E052 9.022
Рейтинг: 4.01
Братская могила красных партизан погибших от рук белогвардейцев в 1918-1920гг.
Мемориал «Братская могила» основан в 1920 году. Первоначально здесь был установлен деревянный памятник. После реконструкции в 1967 году, мемориал представляет собой 15 отдельно стоящих обелисков и памятник из кирпича, в центре установлена фигура скорбящей матери, (автор И. Пылаев.) На памятнике надпись: «Похоронены 23 красных партизана, погибшие в борьбе с белогвардейцами 30/11-1919г.»
Координаты: N065 26.620, E052 8.826
Рейтинг: 3.77
Историко-мемориальный музей А.В.Журавского.
Создан в 1964 г. по инициативе ученого-археографа В.И.Малышева и писателя Ю.Арбата. Основная экспозиция размещена в Доме ученого Журавского, известного естесвоиспытателя. Музей имеет три филиала: Пижемский историко-этнографический музей в с. Замежное, Дом Героя Советского Союза М.А.Бабикова в Усть-Цильме, Дом народных художественных промыслов в с. Усть-Цильма. Экспозиции музея рассказывают об основании в 1542 г. старинного русского села Усть-Цильма, об истории Печорского края, о материальной и духовной культуре Печорского края, об усть-цилемцах – участниках Великой Отечественной войны, о природе Усть-Цилемского района. Часть экспозиции, посвящёна жизни и деятельности А. В. Журавского – основателя первого научного учреждения на Севере – Печорской естественноисторической станции Российской Академии наук (1906 г.) и Печорской сельскохозяйственной опытной станции (1911 г.)
Режим работы: пн-пт 8:40-17:30; вск 10:-17:00. Сб выходной день.
Телефон: +7 (82141) 9-17-66; 9-14-78
Координаты: N065 26.603, E052 9.042
Рейтинг: 3.77
Памятник В.Ф. Батманову
Открыт в 1983 году в память о первом председателе уездного исполкома Советов. Погиб в бою с белогвардейцами 30 ноября 1918 года. На постаменте памятника установлена табличка с годами жизни Батманова.
Координаты: N065 26.309, E052 9.091
Рейтинг: 0.00
Памятник воинам-интернационалистам
Координаты: N065 26.449, E052 9.283
Рейтинг: 0.00
Памятник над Братской могилой летчиков-полярников погибших в 1934-36гг.
Памятником является киль самолета ИЛ-14. Нанесена, на красном флаге надпись: «Здесь покоится прах авиаторов-первопроходцев северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей. » Перечислены фамилии погибших членов экипажей. Находится братская могила рядом с зданием бывшей авиабазы.
Координаты: N065 25.358, E052 14.522
Рейтинг: 0.00
Памятник над могилой А.В. Журавского.
После гибели 15.08.14, ученый был похоронен в д. Белая Щелья. В связи с удаленностью от жилых поселений, 28.09.1972 г прах был перезахоронен на территории Печорской опытной сельхозяйственной станции в сп «Коровий ручей». Памятник установлен в 1982 году, скульпторы В.А. Рохин и В.Н. Сердитов. Представляет собой «домик» из трех рядом стоящих сосновых столбов, объединенных двухскатной «крышей.» В центре размещена чугунная доска с портретом Журавского и датами его рождения и гибели.
Координаты: N065 25.347, E052 13.213
Рейтинг: 0.00
Памятник на месте расстрела организаторов солдатского восстания на Печоре
Памятник открыт 14 октября 1977 года, в память о расстрелянных 14.10.1919г. организаторах солдатского восстания на Печоре. Захвативший Усть-Цильму отряд белогвардейцев провел массовую мобилизацию в белую армию. Но призванные подняли бунт и отказались переходить на пароход для отправки в Архангельск. Зачинщики были схвачены и расстреляны. Автор проекта памятника Е. В. Витязева.
Координаты: N065 25.936, E052 10.387
Усть цильма что посмотреть
Усть-Цильма — одно из самых древних сел Европейского севера, ему уже более 470 лет. Находится оно у реки Печора, в республике Коми.
Сейчас Усть-Цильма известна тем, что большую часть её населения составляют староверы-беспоповцы Поморского согласия. Также Усть-Цильма знаменита «Усть-Цилемскими горками».
История села Усть-Цильма
Основана Усть-Цильма новгородцем Ивашкой Дмитриевым Ласткой, когда в 1542 году ему была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре.
Ивашка Дмитриев Ластка, первый владелец Усть-Цилемских земель, стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла.
Кандидат исторических наук Н. Н. Чеснокова считает, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному в управлении государством до опричных расправ. Свое родовое имя ветвь Ластки приобрела во второй половине 15 столетия, а ее первый представитель – князь Ластка – являлся праправнуком Ивана Калиты и пятиюродным братом Ивана III. Основатель же Усть-Цильмы И.Д. Ластка был примерно семиюродным братом Ивана Грозного. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.
В 1545 году права И.Д. Ластки были ограничены, но в 1554 году он сумел добиться грамоты с исключительными правами для себя на натуральные промыслы. (Лащук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края).
В течение 15-18 веков толчком к появлению русского населения в отдаленных северных районах служила, как правило, целенаправленная деятельность государства: строительство пограничных монастырей-крепостей, острогов и слобод для торговли с народами Севера и Сибири. Так, примерно в одно время возникают Лампожня на Нижней Мезени и Пустозерск на Нижней Печоре.
Как в Пустозерске на рубеже 15 и 16 веков, так и в возникшей несколько позднее в 20-е или 40-е годы 16 века Усть-Цильме жили в основном немногочисленные московские служилые люди, основавшие Пустозерск и оставшиеся на поселение, несколько новгородских семей, начавших во главе с Ласткой «копить слободу» Усть-Цильму. Было здесь и коми-русское население, содержащее какой-то «чудской» элемент, а также коми-пермяки.
Первое сохранившееся описание Усть-Цильмы дает книга-платежница «Поморские Пустозёрские волости», датированная 1574-1575 годами. В книге говорится, что жители слободки владели четырнадцатью тонями да шестью речками. «А ловят на тех на всех тонях красную рыбу, семгу, а в речках ловят белую рыбу да бобры бьют всею Усть-Цилемскою волостью жилцы».
Первый письменный источник по населению Печорского края — «Книга платежница Поморские Пустозерские волости 1574—1575 гг.» свидетельствует о том, что большинство жителей осознавали себя русскими, то есть русское самосознание (и, следовательно, язык) — в землях ли исхода или в месте окончательного поселения — преобладало, несмотря на сложное этническое происхождение переселенцев.
Среди первых имен и фамилий, упомянутых в «Платежнице», назван двор «Сеньки Павлова сына Дуркина» и двор Киприяко Михайлова сына Чюпра», от которого затем произошла фамилия Чупров. В последующих документах добавляются новые фамилии: Тороповы, Вокуевы, Носовы, Ермолины, Комаровы, которые в настоящее время составляют основное ядро фамилий современной Усть-Цильмы.
Усть цильма что посмотреть
Усть-Цильма — одно из самых древних сел Европейского севера, ему уже более 470 лет. Находится оно у реки Печора, в республике Коми.
Сейчас Усть-Цильма известна тем, что большую часть её населения составляют староверы-беспоповцы Поморского согласия. Также Усть-Цильма знаменита «Усть-Цилемскими горками».
История села Усть-Цильма
Основана Усть-Цильма новгородцем Ивашкой Дмитриевым Ласткой, когда в 1542 году ему была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре.
Ивашка Дмитриев Ластка, первый владелец Усть-Цилемских земель, стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла.
Кандидат исторических наук Н. Н. Чеснокова считает, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному в управлении государством до опричных расправ. Свое родовое имя ветвь Ластки приобрела во второй половине 15 столетия, а ее первый представитель – князь Ластка – являлся праправнуком Ивана Калиты и пятиюродным братом Ивана III. Основатель же Усть-Цильмы И.Д. Ластка был примерно семиюродным братом Ивана Грозного. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.
В 1545 году права И.Д. Ластки были ограничены, но в 1554 году он сумел добиться грамоты с исключительными правами для себя на натуральные промыслы. (Лащук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края).
В течение 15-18 веков толчком к появлению русского населения в отдаленных северных районах служила, как правило, целенаправленная деятельность государства: строительство пограничных монастырей-крепостей, острогов и слобод для торговли с народами Севера и Сибири. Так, примерно в одно время возникают Лампожня на Нижней Мезени и Пустозерск на Нижней Печоре.
Как в Пустозерске на рубеже 15 и 16 веков, так и в возникшей несколько позднее в 20-е или 40-е годы 16 века Усть-Цильме жили в основном немногочисленные московские служилые люди, основавшие Пустозерск и оставшиеся на поселение, несколько новгородских семей, начавших во главе с Ласткой «копить слободу» Усть-Цильму. Было здесь и коми-русское население, содержащее какой-то «чудской» элемент, а также коми-пермяки.
Первое сохранившееся описание Усть-Цильмы дает книга-платежница «Поморские Пустозёрские волости», датированная 1574-1575 годами. В книге говорится, что жители слободки владели четырнадцатью тонями да шестью речками. «А ловят на тех на всех тонях красную рыбу, семгу, а в речках ловят белую рыбу да бобры бьют всею Усть-Цилемскою волостью жилцы».
Первый письменный источник по населению Печорского края — «Книга платежница Поморские Пустозерские волости 1574—1575 гг.» свидетельствует о том, что большинство жителей осознавали себя русскими, то есть русское самосознание (и, следовательно, язык) — в землях ли исхода или в месте окончательного поселения — преобладало, несмотря на сложное этническое происхождение переселенцев.
Среди первых имен и фамилий, упомянутых в «Платежнице», назван двор «Сеньки Павлова сына Дуркина» и двор Киприяко Михайлова сына Чюпра», от которого затем произошла фамилия Чупров. В последующих документах добавляются новые фамилии: Тороповы, Вокуевы, Носовы, Ермолины, Комаровы, которые в настоящее время составляют основное ядро фамилий современной Усть-Цильмы.