Установленные выбросы тонн ндв тн что это
Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств
До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.
Кто отчитывается и платит за НВОС
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта
До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.
Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
Было | Стало |
---|---|
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25
Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
---|---|
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
Было | Стало |
---|---|
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.
Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.
Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.
Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.
Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.
Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:
Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.
Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.
Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).
Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.
Новшество 4. Зачёт переплаты
Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).
Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.
Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.
Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.
Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:
Новшество 7. ОКТМО объекта
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.
Раздел «1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
Для заполнения раздела необходимо в древовидном меню нажать на раздел «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами». В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий негативное воздействие на атмосферный воздух, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия». Обратите внимание, что данном разделе идет речь только о стационарных источниках выбросов. Плата за передвижные источники выбросов не берется.
Следующим этапом переходим к заполнению сведений об объекте НВОС на котром у нас имеются стационарные источники выбросов. Вообще в состав юридического лица может входить громадное количество объектов НВОС. При расчете платы привязка выбросов происходит именно к объекту НВОС. И так спускаемся по древовидному меню и заполняем сведения о наших объектах НВОС. В данном разделе можно выбрать объекты, зарегистрированные за юридическим лицом, или добавить новые (даже не стоящее на учете). При этом в систему заносится информация об объекте (номер и наименование объекта НВОС, ОКТМО места расположения объекта, присвоенная категория и адрес места нахождения).
Если объект НВОС не поставлен на учет, то в поле «Объект без регистрации (некатегорийный объект) нажмите на кнопку «Да». При этом автоматически проставиться галочка в поле «Объект без кода», а в поле «Код ОНВОС» автоматически отобразится нередактируемый системный номер объекта АА-0000-000000-П. При этом желательно помнить, что за не постановку объекта на учет предусмотрен значительный штраф до 100 тыс. руб.
Следующим этапом заполнения декларации о плате будет добавление разрешительных документов, полученных для данного объекта НВОС. Обратите внимание, что заполнение информации о имеющихся разрешительных документах осуществляется по периодам. Также здесь можно указать период полного отсутствия разорительных документов.
После заполнения информации о разрешительной документации переходим к заполоняю информации об источниках.
Следующий шаг в заполнении декларации о плате за НВОС – это заполнение данных по стационарным источникам расположенным на объекте НВОС и выбросам загрязняющих веществ (далее – ЗВ) на них.
В древовидном меню нажмите на подраздел с названием разрешительного документа. Под ним отобразятся подразделы «Стационарный источник» и «Корректировка размера платы».
Нажмите на подраздел «Стационарный источник». В отобразившейся форме имеется возможность добавить данные по источнику вручную или импортировать данные по источникам из реестра объектов НВОС (Если при постановке на учет объекта НВОС информация предоставлялась корректно, по источникам то кнопка импортирования данных сильно сократи время по заполнению информации по источникам). Но нужно иметь в виду, что если вы не являетесь официальным сотрудником предприятия и не получили права доступа в личном кабинете юридического лица дополнительных прав импортировать данные у вас не получится.
Для заполнения информации об источнике лучше всего воспользоваться таблицей «Параметры выбросов …» из проекта инвентаризации выбросов или ПДВ (проект допустимых выбросов). В форму добавляется следующая информация по источнику: номер, наименование, код ОКТМО и код в ИСКИ. Последний код выдается в РПН и является не обязательным, так что его можно смело игнорировать. После заполнения информации по источникам необходимо добавить расчет суммы платы исходя из разрешенных и фактических выбросов по каждому ЗВ. Для этого в древовидном меню нажмите на источник, в открывшейся форме нажмите на кнопку «+Добавить расчет по стационарному источнику».
В появившейся форме заполняем все обязательные поля. В поле «Загрязняющее вещество» начните вводить наименование ЗВ и далее из выпадающего списка, предложенного Программой, выберите нужное. Поиск производится как по наименованию вещества так и по коду вещества. В полях «Установленные выбросы(тонн) НДВ, ТН» и «Установленные выбросы(тонн) ВРВ» вводятся данные о разрешенных массах выброса в тоннах в соответствии с разрешительным документом по данному загрязняющему веществу (то есть заполняется соответственно норматив допустимого выброса или временно разрешенный выброс).
В поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)» вводится фактическую массу выброса данного загрязняющего вещества. Данные в поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, НДВ, ТН (тонн)», «Фактический выброс загрязняющего вещества, в пределах ВРВ», «Фактический выброс загрязняющего вещества, сверх ВРВ, НДВ, ТН (тонн)» проставляются автоматически. Обратите внимание, что если у вас разрешение действовало не целый год, то вам нужно самостоятельно пересчитать разрешенный объем выброса пропорционально времени действия разрешения.
В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ПДВ (Кнд) *» необходимо выбрать из списка требуемый коэффициент. Коэффициент Кнд, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН (далее — коэффициент Кнд), равный 1. С 1 января 2020 года за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ТН (технологических нормативов) после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, вместо коэффициента Кнд применяется коэффициент Кндт, равный 0, согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Для большинства предприятий выбираем коэффициент равный 1.
В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ВСВ (Квр) *» указывается коэффициент, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ (временно разрешенный выброс) загрязняющих веществ на период реализации плана или программы, равный 25.
В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс сверх лимит (Кср / Кпр) *» указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (коэффициент Кпр). Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (коэффициент Кср) (Подробней о коэффициентах).
В поле «Дополнительный коэффициент (Кот) *» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2 ( коэффициент Кот), применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1.
В поле «Поправочный коэффициент (Кинд) *» указывается поправочный коэффициент Кинд = 1,08 (коэффициент на 2021 год), применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Для загрязняющего вещества «Пыль каменного угля» автоматически проставляется Кинд = 1, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Сумма платы в полях «Сумма платы за (руб.) ПВД», «Сумма платы за (руб.) в пределах ВСВ», «Сумма платы за (руб.) сверхлимит», «Сумма платы, всего (руб.)» считаются автоматически.
Таким образом необходимо занести в систему информацию по всем объектам НВОС имеющимся у юридического лица, в них указать информацию по всем периодам действия разрешительной документации (периоды действия разрешении, КЭР, ДВОС, а периоды без разрешений), в каждом периоде добавляется информация по всем стационарным источникам выбросов, а уже в каждом источнике указывается информация по загрязняющим веществам и объемам выбросов. Структура расчета довольно тяжелая, но ничего не поделаешь, нужно набраться терпения. Массу выброса рассчитывается пропорционально количеству дней действия конкретного разрешающего документа.
Для удаления расчета по загрязняющему веществу необходимо в форме расчета нажать на пиктограмму ведерка в верхнем правом углу экрана.
Еще раз напомню, что информацию по источникам мы берем из тома инвентаризации выбросов или проекта ПДВ, разрешенные выбросы из КЭР (объекты I, II категории), декларации о воздействии (объекты II категории), отчету по ПЭК (объекты III категории), ну и если у вас еще остались действующие разрешения и лимиты то из них. Фактический выброс мы берем из расчетов, проводимых при составлении отчета 2ТП–воздух. Если 2ТП-воздух вы не сдавали, то придется эти расчеты сделать. Для этого открываем инвентаризацию и по каждому стационарному источнику пересчитываем фактический выброс исходя из фактических расходов сырья за отчетный год или фактического времени работы оборудования. Вполне достаточно сделать это по прямой пропорции фактического и нормативного времени работы оборудования (или по фактическому и проектному расходу сырья) и не забывайте хранить данные расчеты, чтобы при проверке не делать этого повторно.
Если в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности на этом источнике были проведены мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, то из суммы платы вычитаются затраты на реализацию этих мероприятий, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов загрязняющих веществ).
Для внесения сведений о корректировке суммы платы в древовидном меню нажмите на раздел «Корректировка размера платы», в открывшейся форме нажмите на кнопку «+ Добавить корректировка размера платы».
В открывшейся форме заполните все обязательные поля. В поле «Загрязняющее вещество» будут доступны для выбора только те ЗВ, по которым был внесен расчет. В поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *» необходимо ввести сумму корректировки.
В поле «Сумма с учетом корректировки *» значение рассчитается автоматически: сумма платы в поле «Сумма платы, всего (руб.) *» минус сумма, указанная в поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *»
Раздел 1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Наименование загрязняющего вещества
Установленные выбросы (тонн):
Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)
Ставка платы (руб./ тонна)
Коэффициент к ставке платы за выброс
Дополнительный коэффициент (Кот)
Поправочный коэффициент (Кинд)
Сумма платы за (руб.):
Сумма платы, всего (руб.) (столбец 15 + столбец 16 + столбец 17)
в пределах НДВ, ТН (Кнд)
в пределах ВРВ (Квр)
сверх ВРВ, НДВ, ТН (Кср/Кпр)
НДВ, ТН (столбец 6 х столбец 9 х столбец 10 х столбец 13 х столбец 14)
в пределах ВРВ (столбец 7 х столбец 9 х столбец 11 х столбец 13 х столбец 14)
сверх ВРВ, НДВ, ТН (столбец 8 х столбец 9 х столбец 12 х столбец 13 х столбец 14)
Стационарный источник __________________N ОКТМО стационарного источника
Стационарный источник __________________N ОКТМО стационарного источника
Итого по стационарным источникам
Всего по всем стационарным источникам по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы,
Установленные выбросы (тонн):
Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)
Ставка платы, (руб./ тонна)
Коэффициент к ставке платы за выброс:
Поправочный коэффициент (Кинд)
Сумма платы за (руб.):
(столбец 16 + столбец 17 + столбец 18)
в пределах НДВ, ТН (Кнд)
в пределах ВРВ (Квр)
сверх ВРВ, НДВ, ТН (Кср/Кпр)
НДВ, ТН (столбец 6 х
столбец 9 х столбец 10 х столбец 13 х столбец 14 х
ВРВ (столбец 7 х столбец 9 х столбец 11 х столбец 13 х столбец 14 х столбец 15)
НДВ, ТН (столбец 8 х столбец 9 х столбец 12 х столбец 13 х столбец 14 х столбец 15)
Источник сжигания и (или) рассеивания _______________N ОКТМО источника сжигания и (или) рассеивания
Источник сжигания и (или) рассеивания _______________N ОКТМО источника сжигания и (или) рассеивания
Всего по всем источникам сжигания и (или) рассеивания
Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)
Ставка платы, (руб./тонна)
Повышающий коэффициент (Кср/Кпр)
Дополнительный коэффициент (Кнмм)
Дополнительный коэффициент (Кот)
Поправочный коэффициент (Кинд)
сверхлимит, всего (руб.) (столбец 3 х столбец 4 х столбец 5 х столбец 6 х столбец 7 х столбец 8)
Показатель покрытия затрат (I)
(К) с учетом показателя (I)
учетом показателя (I)
(столбец 9 х столбец 12)
Источник сжигания и (или) рассеивания _______________N ОКТМО источника сжигания и (или) рассеивания
Источник сжигания и (или) рассеивания _______________N ОКТМО источника сжигания и (или) рассеивания
Всего по всем источникам сжигания и (или) рассеивания
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.