Устройство уступов по откосам насыпей что это
ГЭСН 01-02-029-02
Устройство уступов по откосам насыпей, группа грунтов: 2
ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 01-02-029-02
Наименование | Единица измерения |
Устройство уступов по откосам насыпей, группа грунтов: 2 | 100 м3 грунта уступа |
Состав работ | |
01. Срезка растительного слоя и шлейфа. 02. Устройство уступов. |
Расценка учитывает ПЗ работы на 2000 год (Московские цены), рассчитаны по ГЭСН образца 2009 года. К стоимости нужно применять индексацию перевода в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием для применения в расчётах трудозатрат и времени использования механизмов являются ГЭСН-2001
№ | Наименование | Ед. Изм. | Трудозатраты |
1 | Затраты труда рабочих-строителей Разряд 1,4 | чел.-ч | 146,3 |
2 | Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ) | чел.-ч | 1,26 |
Итого по трудозатратам рабочих | чел.-ч | 146,3 | |
Оплата труда рабочих = 146,3 x 7,42 | Руб. | 1 085,55 | |
Оплата труда машинистов = 18,14 (для начисления накладных и прибыли) | Руб. | 18,14 |
Спуск и подъём на перевал Кату-Ярык советы.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
№ | Шифр | Наименование | Ед. Изм. | Расход | Ст-сть ед. Руб. | Всего Руб. |
1 | 070149 | Бульдозеры при работе на других видах строительства 79 кВт (108 л.с.) | маш.-ч | 1,26 | 80,01 | 100,81 |
Итого | Руб. | 100,81 |
ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 1 186,36 Руб.
Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу
Сравните значение расценки со значением ФЕР 01-02-029-02
Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta
Способы уширения насыпей и выемок
При реконструкции автомобильных дорог на многих участках устраивается новое земляное полотно, технология возведения которого не отличается от нового строительства, поэтому в данном пособии не рассматривается. Эти работы выполняются на участках спрямления трассы, значительного увеличения радиусов кривых в плане и профиле, на участках обходов населенных пунктов, обходов оползней, осыпей и т.д.
При реконструкции в основном выполняются работы по уширению земляного полотна, для строительства дополнительных полос проезжей чисти, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей или в случае необходимости доведения ширины земляного полотна до норм категории, установленной для данной дороги.
Практика показывает, что добиться устойчивой многолетней совместной работы старого и нового (уширенного) земляного полотна трудно. Во многих случаях наблюдаются деформации нового земляного полотна в местах сопряжения со старым, поэтому если это возможно, необходимо избегать уширения земляного полотна.
При реконструкции автомобильных дорог необходимо полностью использовать существующее земляное полотно.
Уширение земляного полотна может быть односторонним или двухсторонним (рис. 2).
| |
| |
Рис. 2. Схемы уширения земляного полотна: а, б – двухстороннее и одностороннее в насыпях; в, г – двухстороннее и одностороннее в выемке |
Двухстороннее, или симметричное, уширение – это уширение, при котором ось существующей дороги остается без изменения и совмещается с осью уширенной дороги. При этом уширение производится путем досыпки насыпи или срезки откосов выемки с двух сторон. Такое уширение может быть целесообразным при высоте насыпей и глубине выемок до 2–3 м.
Преимущество этого варианта в том, что дорожная одежда после ее уширения располагается на прочном, хорошо сформировавшемся земляном полотне, что обеспечивает возможность создания прочной и долговечной дорожной одежды.
Недостатки такого варианта уширения заключается в том, что необходимо с двух сторон снимать и устанавливать инженерное оборудование и обустройство, переносить и перекладывать воздушные, наземные и подземные коммуникации, удлинять трубы и уширять мосты, переустраивать систему водоотвода и дренажа и т.д. Насыпи высотой до 2 м чаще всех уширяют по двухсторонней схеме.
Одностороннее или несимметричное – это уширение, при котором ось реконструируемой дороги смещена в сторону от оси старой дороги, а уширение производится путем досыпки насыпи или срезки откоса выемки с одной стороны.
Преимущество этого варианта заключается в том, что все работы по уширению земляного полотна сосредоточены с одной стороны, поэтому создаются хорошие условия для работы дорожных машин и сами работы по возведению земляного полотна могут быть выполнены более качественно. Сокращаются объемы работ по снятию и установке инженерного оборудования, обустройству, переносу и переустройству коммуникаций, системы водоотвода, дренажа и т.д.
Главный недостаток одностороннего уширения заключается в том, что часть новой дорожной одежды располагается на старом земляном полотне, а часть на свежеуложенном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения и устойчивость.
В результате создается неравнопрочная дорожная конструкция (земляное полотно плюс дорожная одежда), что приводит к возникновению продольных трещин в дорожной одежде на стыке старого и нового земляного полотна. При устройстве различных прокладок и усилений полностью избежать образования продольных трещин невозможно.
При одностороннем уширении проезжей части увеличивается расход материалов для устройства покрытия из-за необходимости укладки дополнительного слоя покрытия для смещения оси проезжей части и обеспечения равного поперечного уклона покрытия на полосах движения.
При уширении земляного полотна, для предотвращения переувлажнения грунта перед началом основных работ, необходимо обеспечить поверхностный водоотвод на период реконструкции дороги. Для этого необходимо произвести планировку поверхности и нарезку временных канав автогрейдером с отводом воды в пониженные места.
Существуют различия в технологии работ по уширению насыпей и выемок (рис. 3).
Уширение насыпей высотой до 2 м производится с засыпки боковых канав или кювет-резервов, из которых была возведена насыпь. Засыпка производится послойно местным грунтом с уплотнением до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1,0 любым типом грунтоуплотняющих механизмов, способных обеспечить такой коэффициент уплотнения.
|
После снятия растительного слоя, засыпки боковых водоотводных канав резервов производятся работы по уширению земляного полотна, при этом необходимо обеспечить надежное сопряжение присыпаемого грунта с грунтом существующего земляного полотна.
При заложении откосов 1:3, 1:4 производится рыхление грунта на откосах на глубину 0,2–0,25 м.
На насыпях с заложением откосов менее 1:3 на откосах бульдозером или автогрейдером нарезаются уступы высотой соответствующей толщине отсыпаемого слоя в зависимости от мощности грунтоуплотняющего средства.
Для предотвращения переувлажнения грунта уклон отсыпаемых слоев уширения должен быть от оси дороги. При уширении земляного полотна с крутизной откосов до 1:3 нарезается нижний уступ, после чего отсыпается первый слой грунта на полосе уширения. После окончания уплотнения нарезается следующий уступ, отсыпается второй слой и т.д. (рис. 4).
– нарезка нижнего уступа и отсыпка первого слоя с уплотнением
– нарезка второго уступа и отсыпка второго слоя с уплотнением
– нарезка третьего уступа и отсыпка третьего слоя с уплотнением
Рис. 4. Порядок нарезки уступов и послойной отсыпки грунта при уширении
земляного полотна: 1 – существующая дорожная одежда; 2 – обочина; 3 – существующее земляное полотно; 4 – уступы; 5 – слои отсыпаемого грунта
Как при двухстороннем, так и одностороннем уширении существующая обочина обрезается, а грунт земляного полотна на полосе уширения отсыпается послойно до низа дорожной одежды.
В случае, если уширение земляного полотна производится на ширину, не обеспечивающую проход дорожных машин, при заложении откосов 1:3 и более возможно производство работ с послойной отсыпкой грунта не горизонтальными слоями, как показано на рис. 4 при продольной относительно оси дороги схемой работы дорожных машин, а наклонными с поперечной схемой (рис. 5).
| Рис. 5. Порядок послойной отсыпки грунта наклонными слоями: 1 – существующее земляное полотно; 2 – существующая дорожная одежда; 3 – обочина; 4 – отсыпаемые слои дорожной одежды |
Подобная схема уширения приемлема и при крутизне откосов до 1:3, если произвести предварительное уполаживание откосов до заложения 1:3 и более (рис. 6).
| Рис. 6. Уполаживание откосов при уширении земляного полотна на насыпях с крутизной откосов до 1:3: 1 – существующее земляное полотно; 2 – существующая дорожная одежда; 3 – обочина; 4 – срезанный грунт; 5 – отсыпанный грунт |
До послойной отсыпки грунта необходимо уплотнение откоса до коэффициента уплотнения не менее Ку = 1.
Схема работы дорожных машин при горизонтальной отсыпке грунта на полосах уширения представлена на рис. 7.
Вышележащие слои грунта отсыпаются по аналогичной схеме работы дорожных машин.
Схема работы дорожных машин при наклонной отсыпке грунта на уширяемой части земляного полотна представлена на рис. 8.
|
Транспортирование грунта для отсыпки первого слоя автосамосвалами |
Разравнивание грунта первого слоя бульдозером |
Уплотнение грунта первого слоя пневмокатком |
Рис. 7. Схема работы дорожных машин при горизонтальной отсыпке грунта на полосе уширения: 1 – существующее земляное полотно; 2 – дорожная одежда; 3 – обочина, подлежащая срезке до начала выполнения работ |
|
Транспортирование грунта для отсыпки первого слоя |
Разравнивание грунта первого слоя |
Уплотнение грунта первого слоя |
Рис. 8. Схема работы дорожных машин при наклонной отсыпке грунта на полосе уширения: 1 – существующее земляное полотно; 2 – дорожная одежда; 3 – обочина, подлежащая срезке до начала уширения земляного полотна; 4 – отсыпаемый слой грунта |
При уширении земляного полотна необходимо уплотнять грунт до коэффициента уплотнения не менее 1,0, что позволяет избежать просадок.
При уширении выемок разработка грунта производится после снятия растительного слоя и засыпки боковых кюветов. Боковые кюветы или лотки засыпаются послойно до низа дорожной одежды с уплотнением.
В выемках глубиной более 1 м для обеспечения безопасности движения рекомендуется устраивать укрепленные лотки, предназначенные только для отвода поверхностной воды.
Разработка грунта на уширяемой части откоса производится экскаваторами «обратная лопата», или экскаватором-драглайном, при этом они располагаются у верхней бровки выемки (рис. 9). Возможно применение экскаватора «прямая лопата», при этом он располагается внизу (рис. 10).
|
Рис. 9. Уширение выемки экскаватором-драглайном |
|
Рис. 10. Уширение выемки экскаватором «прямая лопата» |
Разработанный грунт перемещается в насыпь с использованием автосамосвалов. В неглубоких выемках с крутизной откосов более 1:3 разработка грунта может осуществляться бульдозерами с перемещением грунта в отвал за верхней бровкой выемки, собиранием его в кучи, с последующей погрузкой экскаватором в автосамосвалы и транспортированием в насыпь (рис. 11).
|
Рис. 11. Уширение выемки бульдозером: 1 – выемка; 2 – бульдозер на разработке и перемещении грунта; 3 – грунт, собранный в кучи; 4 – экскаватор; 5 – автосамосвал |
Технология производства работ по уширению выемок выбирается исходя из её глубины, ширины уширения, заложения откосов, типа грунта и т.д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Технологическая карта. Укрепление откосов подтопляемых насыпей бетонными плитами с устройством обратного фильтра из геотекстильного материала
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА «ВПТИТРАНССТРОЙ»
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ
ПОДТОПЛЯЕМЫХ НАСЫПЕЙ
БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ
С УСТРОЙСТВОМ ОБРАТНОГО ФИЛЬТРА
ИЗ ГЕОТЕКСТИЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Технологическая карта разработана отделом проектирования и внедрения технологии строительства автомобильных дорог и аэродромов на основании технического задания, утвержденного главным инженером Главзапсибдорстроя от 6 февраля 1984 г. при участии отделов земляного полотна и дорожных одежд Союздорнии и предназначена для применения при разработке проектов производства работ, а также для организации труда на объектах строительства.
Технологическая карта рекомендована к применению техническим советом ВПТИтрансстроя 26 марта 1986 года, протокол № 7.
Главный инженер института В.И. ШТЕЙН
Зав. отделом автодорог и аэродромов Э.М. АСТРАХАН
Инженер отдела автодорог и аэродромов Е.Н. НИКОЛАЕВА.
В качестве обратного фильтра используют геотекстильные материалы типа «Дорнит». Полотна геотекстиля укладывают на поверхность откоса под плиты, исключая тем самым возможность вымывания грунта через швы. Плиты допускается укладывать на откосах не круче 1:2. Назначение укрепления: защита периодически подтопляемых откосов насыпей от размывающего воздействия текущей воды при скоростях течения до 3 м/с. В нижней части откоса у подошвы насыпи устраивают упор (упорную призму) из бетонных блоков размером 0,4 ´ 0,6 ´ 2,4 м.
Конструкция укрепления откосов земляного полотна принята по «Альбому конструкций укреплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети Союза ССР», Минтрансстрой, 1970.
Раскатку полотен геотекстиля производят сверху вниз по откосу. При сильном ветре, затрудняющем раскатку, работы не производятся.
Укладку бетонных плит производят снизу вверх после раскатки полотен геотекстильного материала.
2.1 . Указания по подготовке объекта и требования к готовности предшествующих работ
Каждая плита должна опираться на две деревянные прокладки. Ширина и высота прокладок должны соответственно составлять не менее 6 и 5 см, высота прокладок должна обеспечивать свободное расположение монтажных петель между плитами с зазором не менее 1 см.
Нижние плиты штабелей должны опираться на подкладки, уложенные на выровненное горизонтальное основание.
2.2 . Технологическая схема работ по укреплению откосов насыпей приведена на рис. 1
2.3 . Указания по технологии работ
2.3.1 . Работы по укреплению откосов бетонными плитами с устройством обратного фильтра из геотекстильного материала ведут в такой последовательности:
планируют откос насыпи;
отрывают траншею под упор с устройством щебеночной подготовки;
устанавливают блоки упора;
устраивают обратный фильтр из геотекстильного материала;
засыпают щебнем пазухи упора;
укладывают бетонные плиты по откосу насыпи;
заполняют швы цементно-песчаным раствором;
2.3.2 . Планировка откоса насыпи
Откосы насыпи планируют в соответствии с технологической картой «Применение комплексной механизации при планировке откосов земляного полотна», М., ВПТИтрансстрой, 1980.
Перед началом планировки восстанавливают положение бровок земляного полотна в плане и продольном профиле. Колышками через 20 м обозначают подошву насыпи и устанавливают откосники-шаблоны, фиксирующие проектный профиль откоса. По обочине насыпи или вдоль подошвы откоса колышками намечают линию движения машины, применяемой для планировки.
2.3.3 . Отрывка траншеи под упор с устройством щебеночной подготовки
Отрывку траншеи под упор осуществляют экскаватором ЭО-2623 или ЭТЦ252А.
С целью уменьшения дальности подноски щебня заранее намечают места выгрузки щебня из автомобилей-самосвалов.
Толщину слоя щебня контролируют с помощью визирок, ориентируясь по верху колышков разбивки.
Щебеночную подготовку уплотняют послойно электротрамбовками типа ИЭ-4502А.
2.3 .4. Установка блоков упора
После уплотнения щебеночной подготовки устанавливают бетонные блоки упоров, которые должны быть завезены и разложены вдоль захватки заранее.
Последующий блок устанавливают так, чтобы его торец уперся в торец уже установленного блока с фиксаторами, затем блок опускают на щебеночную подготовку, после чего проверяют его высотное положение.
При наличии на стыке уступа блок поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают щебень или срезают его излишки, а затем ориентируют блок по линии разбивки и устанавливают на место.
Зазоры в стыках между блоками заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:2. Раствор доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами или автобетоносмесителями СБ-92А и выгружают на обочине в пределах захватки в расходную емкость, из которой его подают к месту производства работ в ведрах или специальных небольших емкостях.
Зазоры в стыках заполняют цементно-песчаным раствором в такой последовательности: стенки швов смачивают водой, затем раствор равномерно распределяют в зазоре шва с помощью кельмы и уплотняют его металлической шуровкой. После уплотнения цементно-песчаного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью блоков. Излишки раствора убирают с поверхности блоков лопатами и сметают метлами.
После того как цементно-песчаный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.
Монтажные петли отгибают кувалдой или срезают.
2.3.5 . Устройство обратного фильтра из геотекстильного материала
После отрывки траншеи под упор и устройства упора приступают к устройству обратного фильтра из геотекстильного материала.
Раскатанные полотна необходимо закреплять на месте, чтобы их не сдувало ветром. Для этого края полотен пришпиливают к основанию либо вручную деревянными колышками, либо металлическими П-образными скобами с помощью приспособления, разработанного ВПТИтрансстроем.
Ударный механизм представляет собой ударник с жалом, которое сопровождает скобу по щели и производит забивание ее в материал при нажиме на рукоятку. Рукоятка опирается на шток с пружиной и крепится к кронштейну с расчетом регулируемого величиной плеча необходимого усилия. В нижней части приспособления имеется площадка для более плотной установки на материал.
Перед укладкой бетонных плит проверяют качество уложенного материала, точность раскладки полотен, величину перекрытия, качество стыковки полотен, общую ширину полотен.
По результатам осмотра составляют акт на скрытые работы, в котором приводятся все отмеченные выше сведения, а также данные о поставщике, виде и характеристиках материала, указанные на этикетке рулона.
2.3.6 . Засыпка пазух упора щебнем
Щебень распределяют в пазухах вручную и уплотняют электротрамбовками типа ИЭ-4505 послойно слоями толщиной 10 см.
2.3.7 . Укладка бетонных плит
Работы по укладке бетонных плит выполняют рядами снизу вверх, начиная от подошвы насыпи и перемещаясь к ее бровке, строго соблюдая прямолинейность укладки.
Место стоянки автокрана ограждают дорожными знаками.
Уложенные плиты выравнивают в плане и по высоте при помощи монтажных ломиков.
После укладки плит зазоры в стыках и швах между плитами заполняют цементно-песчаным раствором.
Заполнение зазоров в стыках и швах между плитами производится следующим образом: стенки швов смачивают водой, затем раствор равномерно распределяют в зазоре шва с помощью кельмы и уплотняют его металлической шуровкой. После уплотнения цементно-песчаного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит. Излишки раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами.
После укладки бетонных плит на поверхности откоса приступают к досыпке обочин грунтом на ширину 2,5 м, толщиной 0,14 м. Грунт на обочины завозят автомобилями-самосвалами КрАЗ-256В или МАЗ-503. Завезенный на обочины грунт разравнивают и планируют автогрейдером ДЗ-98А за несколько проходов по одному следу. После планировки контролируют шаблоном поперечный уклон обочины.
Сразу после планировки грунта приступают к уплотнению его катками на пневмошинах типа ДУ-16Г.
Грунт уплотняют за семь-восемь проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки, затем послед ующими проходами, смещаясь за каждым проход на 1/3 ширины катка, уплотняют обочины до откосов насыпи. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части. Уплотнение заканчивают, когда достигают коэффициента уплотнения, равного 0,98 от максимальной стандартной плотности.
2.3.9 . Перечень нормативно-технической литературы
При производстве работ по укреплению откосов насыпей бетонными плитами следует руководствоваться следующей нормативно-технической литературой:
СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». М., Стройиздат, 1986;
СНиП III-8-76 «Земляные сооружения». М., Стройиздат, 1977;
«Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог». М., Транспорт, 1982;
Дополнение № 1 к «Инструкции по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районе вечной мерзлоты», ВСН 84-75. М., 1985;
Методические рекомендации по применению нетканых синтетических материалов при строительстве дорог на слабых грунтах. М., Союздорнии, 1981.
2.4 . Указания по организации труда