Устройство уступов в основании насыпей что это
Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги (стр. 9 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
V. Подготовка оснований под насыпи
1. Срезка растительного грунта и нарезка уступов на косогорах
На горизонтальной местности, а также на косогорах крутизной до 1:10 насыпи высотой более 0,5 м на сухом и прочном основании отсыпают непосредственно на естественную поверхность, а в основании насыпей высотой до 0,5 м удаляют растительный покров (дерн).
При крутизне косогора от 1:10 до 1:5 в основании насыпей высотой до 1,0 м и на нулевых местах также удаляют дерн, а в основании насыпей высотой более 1 м дерн не срезают, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грунтов рыхлят поверхность основания.
В пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 независимо от высоты насыпи устраивают уступы шириной от 2 до 4 м, но не менее 1 м, и высотой до 2 м с поперечным уклоном в низовую сторону 0,01-0,02.
Удаление растительного покрова и нарезку уступов выполняют бульдозерами или автогрейдерами.
На косогоре растительный грунт целесообразно срезать при рабочем движении бульдозера или автогрейдера сверху вниз. При этом грунт укладывают с низовой стороны насыпи в берму или вывозят.
Нарезку уступов можно производить до возведения насыпей сверху вниз (рис. 29, а), начиная от нагорной границы откоса насыпи или в процессе возведения насыпи снизу вверх (рис. 29, б), начиная от подгорной границы откоса насыпи. В первом случае ширина уступов должна быть не менее 3 м (из расчета установки бульдозера), а во втором случае она может быть уменьшена до 1 м. нижний уступ в обоих случаях необходимо делать шириной не менее 4 м с целью размещения выгружаемого из автомобилей-самосвалов грунта и грунтоуплотняющей машины при возведении насыпи.
Уступы нарезают с помощью бульдозера или автогрейдера. Наиболее эффективным является универсальный бульдозер с отвалом, устанавливаемым под углом к его продольной оси.
При нарезке уступов сверху вниз до возведения насыпи грунт перемещают бульдозером в продольном или поперечном направлении. В последнем случае его укладывают в берму.
Нарезку уступов снизу вверх производят по мере возведения насыпи. Сначала нарезают нижний уступ, на месте которого отсыпают затем слои насыпи. После отсыпки слоя грунта до уровня верха уступа нарезают следующий уступ и т. д. Грунт уступа разравнивают по ширине отсыпанного слоя, если он пригоден для укладки в насыпь, или удаляют за пределы насыпи.
Для придания уступам поперечного уклона целесообразно использовать автогрейдер.
2. Устройство траншей и дренажных прорезей на болотах
Грунты слабых оснований при высоте насыпей до 2 м предварительно осушают или вырезают. На болотах предусматривают частичное или полное удаление торфа из основания насыпей с засыпкой образуемых траншей грунтами, пригодными для возведения насыпей.
Траншеи глубиной до 4 м, как правило, разрабатывают экскаваторами-драглайнами типа Э-652 с ковшом ЦНИИСа емкостью 0,8 м3.
На болотах с недостаточной несущей способностью работы по подготовке основания целесообразно выполнять в зимнее время. В летнее время экскаваторы перемещаются по переносным щитам. Целесообразно использовать экскаваторы и бульдозеры с уширенными гусеницами.
Торф, вынутый из траншеи экскаватором, перемещается затем бульдозером и разравнивается слоем толщиной 0,5 м. при невозможности использования бульдозера из-за недостаточной несущей способности поверхности болота торф перекидывают экскаватором или оставляют неразровненным в зиму, разравнивают его бульдозером в весеннее время по мере оттаивания.
Разработку траншеи экскаватором в зависимости от ее ширины производят торцовым (рис. 30, а) или боковым (рис. 30, б) забоем за одну или несколько проходок.
Производительность экскаватора в торцовом забое выше, чем в боковом.
Схему разработки траншеи с торцовым забоем применяют в случаях, не требующих предварительного устройства водоотводных канав.
По схеме разработки с боковым забоем одновременно с разработкой траншеи можно устраивать водоотводную канаву со стороны хода экскаватора.
В обеих схемах экскаватором-драглайном типа Э-652 со стрелой длиной 13м устраивают траншеи шириной до 12м и глубиной 2,5м.
Разработку траншей шириной до 25м (рис.30, в) осуществляют боковым забоем двумя проходками. Экскаватор, передвигается сбоку от траншеи, разрабатывает ее на половину ширины, а затем на обратном пути разрабатывает вторую половину. При каждом проходе экскаватора возможно устраивать водоотводную канаву.
Траншеи шириной более 25м (рис.30, г) устраивают тремя проходками экскаватора. Одновременно с разработкой частей траншеи можно устраивать водоотводные канавы.
Траншеи глубиной до 1м на сухих болотах с подстилающими плотными грунтами при ширине основания насыпи более 12м эффективно разрабатывать бульдозерами. При этом целесообразно применять бульдозеры на уширенном гусеничном ходу, а также с отвалами совкового типа.
Выторфовывание грунта бульдозерами выполняют поперечными проходками. Торф перемещают за пределы размещения водоотводных канав и разравнивают слоем толщиной до 0,5м. Водоотводные канавы устраивают вслед за выторфовыванием.
На болотах для обеспечения вертикального дренирования основания насыпей, а также для ускорения консолидации (упрочнения) грунтов основания и повышения их устойчивости иногда устраивают продольные дренажные прорезы.
Для устройства дренажных прорезей используют экскаваторы-драглайны, экскаваторы-обратные лопаты, а также траншейные многоковшовые экскаваторы.
Драглайны применяют в летнее время при глубине болота до 4м. Траншейные многоковшовые экскаваторы используют на болотах глубиной не более 3м как в летнее, так и в зимнее время, причем в летнее время – на уширенном гусеничном ходу, а зимой – со специальным сменным рабочим оборудованием, предназначенным для разработки мерзлых грунтов.
Экскаваторы-обратные лопаты типа Э-652 можно применять для устройства дренажных прорезей в зимнее время на болотах глубиной до 4 м и при толщине промерзания не более 0,3 м.
Вынутый из прорези торф перемещают бульдозером и разравнивают слоем толщиной до 0,5 м.
Вслед за отрывкой прорези засыпают дренирующим грунтом (одновременно с возведением насыпи).
3. Подготовка оснований под насыпи на марях, участках с подземными льдами, курумах и каменных россыпях.
Подготовка оснований под насыпи на марях заключается в обеспечении отвода поверхностной воды, исключении возможности ее скопления у подошвы откоса, засыпки пониженных мест, а также озер термокарстового происхождения, находящихся около насыпи.
Засыпку производят местным глинистым грунтом по мере отсыпки нижнего слоя насыпи. Глинистый грунт, доставленный автомобилями0=самосвалами по отсыпанному слою насыпи, выгружают около пониженного мета и надвигают затем бульдозером.
Верх насыпи оформляют в виде бермы высотой над поверхностью мари 0,2-0,3 м с поперечным уклоном 0,02-0,04 в сторону от насыпи.
В пределах марей выторфовывание, как правило, не предусматривают.
В зоне вечной мерзлоты на участках насыпей выстой до 1 м, а также на нулевых местах, в основании которых залегают переувлажненные глинистые грунты, предусматривают вырезку этих грунтов на глубину не мене половины толщины Дея тельного слоя с приданием дну траншеи продольного уклона не менее 0,005.
Вырезку грунтов в талом состоянии производят бульдозерами. Мерзлые грунты предварительно разрыхляют навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л. с. и более или взрывным способом. Разрыхленный грунт сдвигают бульдозерами в валы, из которых погружают его экскаватором в автомобили-самосвалы и увозят за пределы насыпи.
Работы по рыхлению вечномерзлых грунтов при высокой положительной температуре воздуха целесообразно выполнять с некоторым интервалом (по времени) между рыхлениями отдельных слоев грунта. За время между уборкой разрыхленного слоя грунта и рыхлением следующего слоя прочность мерзлого грунта уменьшается и его разрыхление требует меньших усилий.
При наличии просадочных оснований на участках подземных льдов как подготовительный период, так и в процессе возведения насыпей следует принимать меры к максимальному сохранению естественных условий полосы отвода, чтобы не допускать протаивания льда и связанных с ним просадок насыпей. Для этого необходимо:
не нарушать растительно-моховой покров в основании насыпей и в полосе отвода;
валку деревьев производить в минимально необходимом количестве;
не допускать осушение заболоченной местности и устройства продольных и поперечных прорезей в основании и у подошвы откоса насыпи;
возводить насыпи после промерзания деятельного слоя и до наступления положительных температур отсыпать ее на высоту не менее 1,2 м;
систематически удалять снег со всей площади основания, что способствует увеличению глубины промерзания грунта основания;
выделять участки с подземными льдами в запретную зону и в процессе строительства и эксплуатации не допускать в этой зоне движение транспорта вне дорог, возведение различных сооружений, сенокошения и т. д.
На участках залегания подземного льда непосредственно под деятельным слоем в некоторых случаях предусматривают полное или частичное удаление этого льда из основания насыпей на определенную ширину. При полном удалении льда траншею заполняю дренирующим грунтом, а при частичном удалении льда – глинистым грунтом. В последнем случае толщина насыпного грунта вместе с насыпью над оставшимся льдом должна быть не менее 4 м. откосом траншеи придают уклон 1:0,2.
Процесс удаления грунта деятельного слоя указан выше. Лед разрыхляют взрывным способом, а отдельные прослои и линзы льда – навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л. с. и более. Разрыхленный лед сдвигают бульдозером в валы и погружают экскаватором в автомобили-самосвалы. В зимнее время разрыхление грунта деятельного слоя и льда взрыванием следует производить одновременно.
Засыпку траншеи осуществляют с доставкой грунта автомобилями-самосвалами. В летнее время первый слой грунта необходимо отсыпать без заезда автомобилей-самосвалов на поверхность льда или вечномерзлого грунта траншеи. Для этого выгруженный автомобилями-самосвалами грунт надвигают вперед бульдозером. Автомобили-самосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спланированном грунте около места выгрузки. Отсыпаемый грунт послойно уплотняют грунтоуплотняющими машинами до установленной нормы плотности.
Устройство уступов в основании насыпей что это
Для проверки устойчивости откосов производятся специальные расчеты. В проектных организациях для расчетов устойчивости откосов земляного полотна используют электронные вычислительные машины.
Устойчивость откосов зависит от высоты насыпи, крутизны откосов и рода грунта или точнее от физических характеристик грунта. К этим характеристикам относятся объемный вес, сцепление и трение между частицами грунта. В свою очередь эти характеристики тесно связаны с влажностью грунта: в сухом грунте они лучше, а во влажном хуже. Вот почему так важно обеспечивать надежный отвод воды. Нужно, чтобы вода нигде не застаивалась, ибо сильно- и долгосмачиваемый грунт теряет свою устойчивость.
Для того чтобы повысить устойчивость высоких насыпей, их откосам придают ломаное очертание; после каждого перелома устраивают все более пологий откос. Например, если верхняя часть насыпи имеет откос крутизной 1:1,5, то ниже принимают крутизну 1:1,75, а иногда 1:2. При таких пологих откосах получается очень широкое основание насыпи. Нередко бывает выгоднее сделать насыпи берменную присыпку из грунта или возвести подпорную стену для поддержания более крутого откоса.
Если потеря устойчивости откосов связана с повышенной влажностью грунтов, то принимают меры для осушения этих грунтов или их укрепления.
Насыпи на поймах рек¹ устраивают так, чтобы бровка их была выше самого высокого уровня воды (с учетом подггора и высоты набегающих волн) не менее чем на 0,5 м.
Учитывая, что при насыщении водой насыпь может стать менее устойчивой, чем в сухом состоянии, откосы ее делают более пологими, чем обычно, а при необходимости устраивают и берменные присыпки. Кроме того, для защиты насыпи от размыва ее откосы покрывают одеждами. Важную роль в защите пойменных насыпей от размыва играют регуляционные сооружения: дамбы, траверсы, буны, запруды.
Если мосты или трубы, к которым примыкает пойменная насыпь, не справляются с пропуском воды, то возможен или размыв насыпи, или переливание воды через путь со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы не допустить засорения и загромождения труб и малых мостов (стогами сена или соломы, корчагами, деревьями), перед ними устраивают ограждения в виде частокола из свай. Осенью отверстия этих искусственных сооружений прикрывают щитами для предупреждения заноса их снегом.
Насыпи на засоленных грунтах требуют следующих профилактических мер. Если основание насыпи не обводняется грунтовыми водами или оно располагается выше высоты подъема таких вод по капиллярам, то при постройке насыпи срезают засоленный грунт в ее основании. При близкорасположенных грунтовых водах грунт срезают не только под основанием насыпи, но и в зоне берм и водоотводов. При этом в случае использования для возведения насыпи глинистых грунтов нижнюю часть насыпи отсыпают из песка на высоту около 1 м. Эта дренирующая постройка играет роль капиллярного прерывателя.
На болотах 2 типа (рис. 1.7) насыпи опускают на минеральное дно болота; вместо канав устраивают торфоприемники прямоугольного сечения.
—————————
¹ Поймами рек называются площади берегов, которые затопляются водой в период весенних паводков.
² В этом случае у подошвы откосов насыпи в торфе делают продольные прорези.
Speed test онлайн здесь тест скорости интернета онлайн.
Рис. 4. Технологический план потока по возведению земляного полотна типа полувыемка—полунасыпь
Рис. 5. Последовательность разработки полувыемки на косогоре
После отсыпки первого слоя на участке 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают отсыпку первого слоя насыпи по вышеизложенной технологии на следующем участке такой же длины.
После отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотнённому.
Разработку грунта на косогоре и отсыпку следующих слоев производят в аналогичной последовательности.
Насыпь предусмотрено отсыпать на 0,5 м шире проектного очертания исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях. Лишний грунт убирают при планировке откосов.
Плотность грунта после укатки слоя должна соответствовать установленным требованиям нормативных документов. При этом коэффициент уплотнения грунта в зависимости от проектной глубины расположения слоя от поверхности покрытия дорожной одежды должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 1.
Не следует допускать переувлажнение грунта, а при интенсивных дождях возведение насыпи из глинистых грунтов следует приостанавливать. Перед длительным перерывом в работе необходимо обеспечить водоотвод с поверхности незаконченной насыпи.
Сухие и слабовлажные грунты следует увлажнять принятой в карте поливомоечной машиной МД-433-03. Слой уплотняемого грунта должен полностью пропитаться водой. Технологической картой предусмотрен расход воды, равный 3 % от массы отсыпаемого в насыпь грунта.
2.5. На третьей захваткевыполняются следующие технологические операции:
· · срезка излишков грунта с откоса насыпи и планировка поверхности откоса насыпи экскаватором-планировщиком;
· · планировка поверхности откоса полувыемки автогрейдером;
· · планировка верха земляного полотна автогрейдером;
· · нарезка кювета автогрейдером;
· · окончательное уплотнение верха земляного полотна пневмокатком.
Срезка излишков грунта с откосов насыпи и планировка поверхности откоса насыпи выполняются экскаватором-планировщиком ЭО-3533.
Перед срезкой грунта с откоса верхняя площадка насыпи должна быть спланирована, а бровка обозначена колышками через 20 м.
Срезаемый с откоса грунт используется в присыпных обочинах.
Для обеспечения проектного положения откоса сразу после срезки грунта через каждые 50 м устанавливают откосники и обозначают линии бровок.
Планировка поверхности откоса полувыемки выполняется автогрейдером ДЗ-122.
Планировка верха земляного полотна осуществляется также автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу по челночной схеме.
Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле.
Окончательное уплотнение верха земляного полотна производят самоходным пневмокатком ДУ-101 за четыре прохода по одному следу, по круговой схеме с перекрытием следов на 1/3. Необходимое давление в шинах пневмокатка указано в п. 2.4.
Технологический план потока по устройству полувыемки-полунасыпи приведен на рис. 4. Технология операционного контроля качества работ при устройстве полувыемки-полунасыпи приведена в табл. 4.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
№ процессов | № захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 125 м | |
на захватку l = 125 м | на 1 км | на захватку l = 125 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч | Заработная плата, руб.-коп. | ||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | ||||||
I. Основные земляные работы (захватка l = 125 м) | |||||||||
I | Расчет | Срезка и удаление растительного слоя грунта толщиной 0,2 м бульдозером ДЗ-171 в пределах косогора в количестве: 36·125 = 4500 | м 2 | 1,05 | 8,4 | 0,00187 | 8,41 | 0-04 | 180-00 |
I | Расчет | Устройство нагорной канавы экскаватором-планировщиком ЭО-3533 с выгрузкой грунта в банкет: (2,85 + 0,6)·0,75·125/2 = 162 | м 3 | 0,90 | 7,19 | 0,044 | 7,13 | 0-94,4 | 152-93 |
II | Расчет | Нарезка уступов и перемещение грунта бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние 30 м: 227·3 = 680 | м 3 | 0,9 | 7,25 | 0,011 | 7,48 | 0-24 | 163-20 |
II | Расчет | Разработка полувыемки и перемещение грунта в полунасыпь бульдозером Д3-171 на 10 м: 211 + 461 + 711 = 1383 | м 3 | 0,70 | 5,67 | 0,0041 | 5,67 | 0-08,8 | 121-70 |
II | Расчет | Поперечное перемещение ранее разработанного грунта из выемки и продольное по уступу бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние 20 м: 211 + 461 + 711 = 1383 | м 3 | 1,11 | 8,85 | 0,0064 | 8,85 | 0-13,7 | |
II | Расчет | Послойное разравнивание грунта в насыпи толщиной 0,35 м бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М: 438 + 688 + 938 = 2064 | м 3 | 0,70 | 5,58 | 0,0027 | 5,57 | 0-05,8 | 119-71 |
II | Расчет | Послойная подкатка грунта в насыпи при разработке уступов и выемок самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу: 750 + 1562 = 2312 | м 3 | 0,38 | 3,00 | 0,0013 | 3,0 | 0-02,8 | 64-74 |
Расчет | Послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3 % от массы грунта при его плотности 1,75 т/м 3 : (438 + 688 + 938)·1,75·0,03 = 110 | м 3 | ПО | 1,62 | 12,94 | 0,079 | 8,69 | 1-47 | 161-70 |
II | Расчет | Послойное уплотнение грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу: 438 + 688 + 938 = 2064 | м 3 | 1,73 | 13,82 | 0,0067 | 13,83 | 0-14,4 | 297-22 |
ИТОГО: | 68,63 | 1450-67 | |||||||
II. Заключительные земляные работы (захватка l = 300 м) | |||||||||
III | Расчет | Планировка откосов выемки автогрейдером ДЗ-122 при рабочем ходе в двух направлениях: 5,9·300 = 1770 | м 2 | 0,19 | 0,63 | 0,00085 | 1,50 | 0-01,8 | 31-86 |
III | Расчет | Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу: 14,2·300 = 4260 | м 2 | 0,47 | 1,56 | 0,00088 | 3,75 | 0-01,9 | 80-94 |
III | Расчет | Окончательное уплотнение верха земляного полотна самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу: 12·300 = 3600 | м 2 | 0,36 | 1,19 | 0,0079 | 2,84 | 0-01,7 | 61-20 |
III | Расчет | Срезка избытка грунта с откоса насыпи и планировка откоса экскаватором-планировщиком ЭО-3533, оборудованным планировочным ковшом: 6,7·0,22·300 = 442 | м 3 | 0,78 | 2,59 | 0,014 | 6,19 | 0-30 | 132-60 |
III | Расчет | Устройство кювета автогрейдером ДЗ-122: (2,2 + 0,4)/2·0,4·300 = 156 | м 3 | 0,27 | 0,91 | 0,014 | 2,18 | 0-30 | 46-80 |
ИТОГО: | 16,46 | 353-40 |
Машины | Профессия и разряд рабочего | Потребность в машино-сменах | Потребность в машинах | Коэффициент загрузки | Количество рабочих |
на 1000 м | на захватку | ||||
1. Основные земляные работы (захватка 125 м) | |||||
Бульдозер ДЗ-171 | Машинист VI разряда | 14,07 | 1,75 | 0,88 | |
Экскаватор-планировщик ЭО-3533 | Машинист VI разряда | 7,19 | 0,9 | 0,90 | |
Бульдозер Т-4АП2 ОБГН-4М | Машинист VI разряда | 21,68 | 2,7 | 0,90 | |
Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101 | Машинист VI разряда | 16,82 | 2,11 | 0,70 | |
Поливомоечная машина МД 433-03 | Машинист VI разряда | 12,94 | 1,62 | 0,81 | |
2. Заключительные земляные работы (захватка 300 м) | |||||
Автогрейдер ДЗ-122 | Машинист VI разряда | 3,1 | 0,93 | 0,93 | |
Экскаватор-планировщик ЭО-3533 | Машинист VI разряда | 2,59 | 0,78 | 0,79 | |
Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101 | Машинист VI разряда | 1,19 | 0,36 | ||
Примечание.Самоходные катки ДУ-101 на пневматических шинах в количестве 3 штук используются при производстве основных и заключительных земляных работ. |
Технология операционного контроля качества работ при возведении земляного полотна высотой 3 м типа полувыемка-полунасыпь
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования безопасного ведения работ.
При работе по возведению насыпей земляного полотна бульдозерами запрещается:
· · производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода;
· · производить разработку грунта бульдозером на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций;
· · производить без разрешения (ордера на разрытие) от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации;
· · перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°;
· · поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;
· · работать в глинистых грунтах в дождливую погоду;
· · находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъема.
Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1 м. При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.