Уся жанр что означает
Что такое уся и с чем его едят?
ХАРАКТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЖАНРА:
Сюжеты в подобной литературе строятся вокруг персонажа — чаще всего простого парня — который начинает с самых низов, и добивается всего упорным трудом, проливая пот, кровь и слёзы.
В придуманных мирах обитают демоны, духи и драконы — как доброжелательные, так и злобные сущности, обладающие сверхъестественными способностями.
Для книг в жанре уся характерна тема тайных родственных связей: потерянные и вновь обретённые родичи, реинкарнация, переселение душ и тому подобное.
Гаремы. Этой теме авторы китайских новелл уделяют подчас чересчур много внимания, что, впрочем, неспроста. Мужчина, у которого много наложниц, — это вполне традиционное явление для Китая в далёком и не очень далёком прошлом. Например, существует легенда, согласно которой, Председатель Мао Цзэдун, путешествуя по китайским землям, переспал с тысячью девственниц.
Классовая борьба. Нередко главному герою противостоит антагонист, принадлежащий к богатому знатному семейству, родившийся в роскоши и достигший успеха благодаря деньгам или связям, в отличие от самого героя, добившегося того же, но ценой пролитых пота, крови и слёз.
История, посвящённая боевым искусствам, вряд ли может обойтись без турниров и соревнований, в ходе которых герой мерится силами с противниками, как правило, побеждая более сильных оппонентов.
Элементы RPG или ролевых игр. Это не только уровни, системные сообщения или так называемые логи и тому подобное. Но также, к примеру, эликсиры, приготовленные из священных трав и восстанавливающие здоровье или выносливость героя.
Если честно я впервые пишу в данном жанре. «Я не хочу участвовать в сюжете. Можно мне просто стать вольным совершенствующимся?»
Кусь:
«Кто ты такой? Если ты все еще здесь, то прошу, ответь, пожалуйста».
[Я рад что вы это спросили. Я система помощи умирающим 1243. Моя задача спасти вас и не дать вам погибнуть.]
[В данном случае не было моей вины. Вы забыли меня активировать, и я не смог вам помочь.]
«Активировать? Что это значит? Я не помню, чтобы в этот раз тебя тоже активировала».
[Когда вы приобрели свою чит-способность, я активировался самостоятельно. Спасибо, что, наконец, это сделали. В следующий раз, я не смог бы вас возродить.]
«Ты сейчас имеешь в виду…»
[Да, это я вернул вас к жизни. Но больше на такой шанс не рассчитывайте. Мои полномочия сейчас ограничены.]
«Эм… то есть, я не смогу больше возродиться? Даже заново переродиться в этом теле?»
[Ваша душа будет рассеяна, поэтому, пожалуйста, будьте аккуратны и больше не умирайте.]
p . s более детально с жанрами можно ознакомиться в дорамах.
Уся жанр что означает
«Уся» [1] по-китайски означает «воин», и этим названием жанр объясняется исчерпывающе.
Дочерним жанром является сянься (XianXia), буквально переводящийся как «бессмертный герой». Главное отличие от уся — опора не на боевые искусства (хотя демонстрируются и они), а на философию даосизма и китайскую мифологию, за счёт чего санься заметно более фэнтезийный жанр в том смысле, который в это определение вкладывают западные зрители. В нём намного ярче выражена магия (которую не пытаются объяснить суперкрутым владением боевыми искусствами, это именно магия), активную роль играют различные фэнтезийные существа (боги, демоны, монстры, призраки), а целью жизни многих персонажей является достижение бессмертия (откуда, собственно, и название жанра), причём оно именно что реально (хотя и трудно) достижимо.
Общими чертами для уся и санься являются сеттинг, основанный на древнем и средневековом Китае (хотя встречаются и более экзотические варианты), большое количество мастеров единоборств (или духовных практик, в зависимости от жанра), объединённых в различные секты, кланы и школы, сюжет, закрученный вокруг молодого героя, тем или иным образом получившего доступ в среду этих мастеров. В целом и уся, и санься сегодня представляют собой по большей части «повседневный» жанр, выпускаемый для «чтения в транспорте», с соответствующим качеством. Впрочем, как и в других жанрах, в этих тоже есть свои шедевры, заслужившие в том числе и мировую популярность. В первую очередь тут стоит вспомнить «большую тройку» авторства писательницы Мосян Тунсю, в особенности её второй роман — «Mo Dao Zu Shi» — дорама по которому стала настолько коммерчески успешной, что вызвала волну экранизаций сколько-то приличного уся и сянься.
Если фильм в этом жанре вышел в широкий западный прокат, то с шансами там играет актриса Чжан Цзыи (Zhāng Zǐyí).
Содержание
Примеры [ править ]
Литература [ править ]
Потом очень долго эти истории читали чуть ли не с фонариком под одеялом. Официальная цензура династии Мин не одобряла перевод бумаги и типографских мощностей на истории про благородных разбойников и советовала подданным читать что-нибудь более возвышенное: классическую поэзию, какие-нибудь душеполезные сутры, детективы про судью Ди или истории про любовь студента и дочери уездного начальника. КПК при Мао тоже не одобряла уся. Конечно, борьба в речных заводях против феодальных угнетателей — дело хорошее, но куда полезней и правильней учиться грамоте по советским классикам и историям о революционной борьбе. Но в Гонконге и на Тайване цензура была только политическая, и 1960-е по 1980-е жанр пережил второе рождение.
«Три опоры треножника уся» заполонившие страницы гонконгских газет героями, драконами, монахами-волшебниками и прекрасными воительницами:
Непривычному европейскому читателю кажутся трэшем уровня индийского кинематографа, а местами даже Рыбаченко: названия в духе «Неофициальная биография летающей лисицы» или «Сабли уток-мандаринок», помпезный стиль, почти не обрисованные характеры, странная задвинутость на боевых техниках, откровенная Мэри-Сьюшность и унылая непобедимость персонажей. Тем не менее, энтузиасты переводят, а другие энтузиасты читают (в основном, на английский, но теперь и по-русски появились).
Крадущиеся тигры и затаившиеся шедевры: история жанра уся в шести фильмах
Недавно состоялся цифровой релиз фильма «Шан-Чи и легенда десяти колец» — супергеройского экшена Marvel, который неожиданно обратился к традициям уся, фантастических фильмов об азиатских боевых искусствах. И многих заставил вспомнить об этом удивительном жанре, где смелые герои летают на тросах под кронами деревьев и показывают удивительную силу духа (и кулака, разумеется). Сегодня вместе с VOKA рассказываем историю уся через главные фильмы: от «Однорукого меченосца» до «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».
«Однорукий меченосец» (1967)
Сначала компания преимущественно снимала яркие мюзиклы, но в середине 60-х резко сменила фокус на кино о боевых искусствах. Этот «уся-бум», по сути, вели за собой всего два режиссера: Кинг Ху (о нем мы позже еще вспомним) и Чан Че, автор «Однорукого меченосца» — фильма, который в 1967-м побил все возможные кассовые рекорды в Гонконге и навсегда изменил кинематограф тогдашней британской колонии.
«Однорукий меченосец» определил многие атрибуты жанра: тут и фокус на сложной хореографии боев, больше напоминающих отлично отрепетированный танец; и неприкрытая брутальность — ранние уся совершенно не боялись крови и отрубленных конечностей; и фантастичность сражений, в которых герои и злодеи взмывают на пять метров над землей, голыми руками ловят стрелы и показывают сверхъестественную силу (которая в контексте фильма часто никак не объясняется, мы просто верим, что они настолько хорошо овладели боевыми искусствами). Даже любовный треугольник позже станет чуть ли не обязательным подсюжетом в уся — так в жанр пробрались условности мюзиклов, которыми до этого славилась студия братьев Шоу.
Успех «Однорукого меченосца» сделал из его главного актера Джимми Ван Юй первую большую звезду уся — и не дал герою, в конце решившему уединиться на ферме, спокойно жить дальше. Уже через два года появился сиквел — «Возвращение однорукого меченосца» (его тоже сделал Чан Че), затем был «Новый однорукий меченосец» с другим персонажем и актером, а в 1979-м сняли кроссовер «Однорукие меченосцы», куда вернулся Ван Юй. В 1995-м к наследию фильма обратились еще раз: вышла картина «Лезвие» — сумасшедший постапокалиптический уся, пересказывающий знакомый сюжет в сеттинге «Безумного Макса». Сам Чан Че вплоть до конца 80-х будет стабильно снимать по три-четыре картины в год — среди них еще несколько ключевых для жанра: «Золотая ласточка», «Это были герои» и «Хромые мстители».
«Касание дзен» (1971)
И, что удивительно, получилось: его «Харчевня Дракона» 1967 года — еще один культовый уся (чье действие опять происходит в таверне), а «Касание дзен» до сих пор называют чуть ли не лучшим фильмом на китайском языке из когда-либо выпущенных в свет. Это эпическое трехчасовое полотно, которому, в отличие от работ того же Че, не столько интересна физиология кровавых сражений, сколько связанная с боевыми искусствами философия и тонкая поэзия эстетично поставленных драк. Кинг Ху выбирается из душных павильонов в бамбуковые леса и к красивым водопадам — пространство в «Касании дзен» перестает быть просто фоном, а становится полноценным героем.
«Последний салют рыцарству» (1979)
Это, по сути, тот же «Наемный убийца» или «Круто сваренные», только в историческом сеттинге с фантастическими боями на мечах вместо ожесточенных перестрелок. Жестокий и довольно пессимистичный бадди-муви о преступнике и доблестном мастере боя, которым приходится объединиться ради общей цели и которые находят себя в мире, где старые понятия вроде чести и дружбы постепенно отмирают.
На самом деле еще в «Одноруком меченосце» прослеживалась тема отношения времен: там клан главного героя пытались победить с помощью модифицированных «замков» для мечей, то есть прогресс сражался с традициями. В «Последнем салюте рыцарству» все еще сложнее. Здесь герои оказываются всего лишь пешками в войне будущего и прошлого, лишними людьми, которые, может, и победят злодея в этот раз, но вряд ли их жизнь от этого сильно изменится. На фоне такого экзистенциального кризиса стандартные любовные треугольники и креативные экшен-сцены (в одной героям, например, нужно сражаться с вечно спящим воином-лунатиком, а с «боссом» они бьются в комнате, полной свечей, которые тоже, конечно, используются в сражении) выглядят почти неуместными — рудиментами жанра, который постепенно уходил на покой.
«Легенда о фехтовальщике» (1992)
В 80-е Гонконг захватил ган-фу и акробатические экшен-комедии Джеки Чана, Саммо Хунга и прочих выходцев из пекинской оперы — интерес к уся в это время поддерживали разве что режиссеры так называемой «новой гонконгской волны», в конце 70-х пришедшие в кино с телевидения. Самым известным и с большим отрывом самым продуктивным из них был Цуй Харк — автор культовой серии кунг-фу-боевиков «Однажды в Китае» с Джетом Ли и, кроме прочего, продюсер ранних ган-фу Джона Ву. А еще герой песни Tsui Hark группы Sparks.
Еще в 1979-м он объединил уся с хоррором в «Бабочках-убийцах», а в 1983-м сделал «Воинов Зу», впечатляющее по меркам тех лет фэнтези со спецэффектами на уровне Голливуда, позже вдохновившее Джона Карпентера на создание «Большого переполоха в маленьком Китае». Правда, называть его «уся» будет не совсем правильно: это скорее «санся» — другой традиционный китайский жанр с куда большим упором на магические элементы: богов, монстров, призраков и прочее-прочее. Да, а еще именно Цуй Харк снял то самое «Лезвие» — постапокалиптический ремейк «Однорукого меченосца».
В начале 90-х он решил вернуть в Гонконг Кинга Ху и поставил его режиссировать фильм Swordsman, который в русскоязычной локализации известен как «Виртуоз». Автор «Касания дзен» продержался на площадке пару недель, после чего разругался с Харком и ушел с проекта. После смены нескольких постановщиков фильм доснял Тони Чин, и он же занялся сиквелом — куда более известным, сменившим весь актерский состав (главную роль в итоге сыграл Джет Ли, новая звезда уся) и у нас известном как «Легенда о фехтовальщике».
Если попытаться описать фильм в трех словах, то его можно назвать «уся в квадрате». Цуй Харк и Тони Чин взяли все узнаваемые элементы жанра и выкрутили их на максимум. Это насквозь отмороженное, абсолютно сумасшедшее кино, в котором японские ниндзя летают на дисках чуть ли не как у Зеленого Гоблина (только они их раскручивают руками, и этот процесс лучше увидеть, чем пытаться описать текстом), девушка-воин стреляет дистанционно управляемыми змеями из рукавов, главный злодей, постепенно превращающийся в женщину кастрат (он отрезал себе пенис, чтобы овладеть черной магией), чуть ли не силой мысли разрубает лошадей пополам, а диковатый мастер высасывает из людей «жизненную энергию», мгновенно превращая их в человекоподобный изюм.
Всю «Легенду о фехтовальщике» хочется описывать через вот такие безумные теги — это действительно кино, которое стремится удивлять в каждой сцене, и чаще всего успешно. Да, за сюжетом с его хитросплетениями конфликтов разных кланов и прочей ерунды бывает сложно уследить. Но не в нем тут прелесть, а в уморительной жанровой гиперболе: так бы, наверное, выглядела «Кунг-фу Панда» с рейтингом 18+.
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)
Фильм Ли, по сути, полноценно вывел уся на мировую арену и запустил новую волну популярности жанра. Это хороший пример того, что все новое, как говорится, хорошо забытое старое. Его «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» жанр не переизобретает, а просто использует лучшие наработки великих мастеров прошлого: в частности, все того же Кинга Ху и его поэтичного «Касания дзен», которым Ли больше всего вдохновлялся. Он как бы фиксирует самую эссенцию жанра и оборачивает ее в легкоусваиваемую форму мелодрамы — понятной в любой точке света истории о двух влюбленных, которым мешают быть вместе социальные установки их времени.
«Герой» (2002)
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» поднимет новую волну уся — эстетичных и артовых. Можно поспорить и сказать, что на самом деле это движение началось еще с «Праха времен» Вонга Кар-Вая 1994 года, но тот фильм с треском провалился в прокате, а производство было таким сложным, что прямо во время съемок продюсеры начали делать в тех же декорациях пародийную комедию, чтобы хоть как-то окупить бюджет.
Так или иначе, главным лицом новых эстетских уся станет не Кар-Вай и даже не Энг Ли, а Чжан Имоу — в 90-х выигравший Гран-при Канн с военной драмой «Жить», а в начале нулевых почти полностью переключившийся на масштабные фильмы о боевых искусствах. Его главной работой в жанре до сих пор остаются вышедшие подряд «Герой» и «Дом летающих кинжалов» — первый даже получил номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм (третью для Имоу).
Имоу выводит эстетику уся на новый уровень: если люди у него сражаются, то на фоне атласных зеленых полотен или посреди прекрасного озера, в слоу-мо отталкиваясь от воды кончиками пальцев. Воспоминания воина и императора окрашены в разные цвета, внутреннее окончательно побеждает внешнее: герои бьются в воображении и познают тонкости мастерства друг друга через иероглифы — ведь искусство каллиграфии, как оказывается, не очень-то отличается от искусства убийцы.
Пожалуй, если вы хотите понять философию уся, более подходящего фильма не найти: «Герой» на пальцах объясняет глубинную суть восточных боевых искусств. А еще окончательно утверждает новых звезд жанра: все того же Джета Ли, Чжан Цзыи (ее вы могли видеть в «Крадущемся тигре» или «Мемуарах гейши»), Мэгги Чун («Любовное настроение») и Тони Люна, совсем недавно громко вернувшегося в уся с марвеловским «Шан-Чи».
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Уся жанр что означает
Уся (кит. 武俠 ) — приключенческий жанр китайского фэнтези (литература, телевидение, кинематограф), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами. Термин «уся» образован путём сращения слов ушу (боевое искусство) и ся (рыцарь).
Содержание
История жанра
Одним из первых произведений в жанре уся была танская новелла «Куньлуньский раб», повествующая о чернокожем невольнике, который благодаря чудесному навыку прыгать с крыши на крышу и взбираться по гладким стенам домов спасает из мандаринского гарема подругу своего хозяина. К жанру уся можно отнести и знаменитый средневековый роман «Речные заводи».
Во времена династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1912) на изображения «благородных разбойников» был наложен запрет с тем, чтобы описания фантастических единоборств не воспламеняли души подданных императора. Вторую жизнь жанр обрёл с обвалом императорского Китая в начале XX века.
Коммунистические власти Китая неодобрительно относились к авторам уся, зато в Тайване и Гонконге с 1960-е по 1980-е гг. уся развился в один из самых популярных жанров массовой культуры. На Западе первые поклонники китайского фэнтези появились с публикацией переводов произведений гонконгского автора Цзинь Юна. Последние годы XX и начало XXI вв. были ознаменованы появлением компьютерных игр в жанре уся (Jade Empire, Dynasty Warriors).
Основные характеристики
Действие уся разворачивается в особом вымышленном мире («цзянху»), который населяют мастера единоборств, объединённые в различные секты, кланы и школы. Законы и суды в этом мире по определению несостоятельны, поэтому самым благородным и сильным борцам приходится самостоятельно поддерживать правопорядок.
Во многих случаях эта задача выпадает молодому человеку, который, испытав большое горе, с честью проходит все лишения и испытания, чтобы стать «лучшим мастером единоборств» во всём Китае. Подобно Робин Гуду, он приходит на помощь тем, кто не в состоянии постоять за себя. В других случаях сюжет построен на перипетиях борьбы между благородным мастером единоборств и его столь же сильным, но лишённым благородства соперником.
Уся в кино
С распространением спецэффектов и экономическим подъёмом Китая создались предпосылки для возрождения китайского фэнтези с боевыми искусствами. Большая заслуга в этом принадлежит ленте тайваньского режиссёра Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), которая стала самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории США и была представлена к премии «Оскар» в десяти номинациях.
Вслед за Энгом Ли внимание на уся обратил китайский режиссёр Чжан Имоу, обогативший жанр уся крупнобюджетными драмами «Герой» и «Дом летающих кинжалов».
Уся жанр что означает
Уся (кит. 武俠 ) — приключенческий жанр китайского фэнтези (литература, телевидение, кинематограф), в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами. Термин «уся» образован путём сращения слов ушу (боевое искусство) и ся (рыцарь).
Содержание
История жанра
Одним из первых произведений в жанре уся была танская новелла «Куньлуньский раб», повествующая о чернокожем невольнике, который благодаря чудесному навыку прыгать с крыши на крышу и взбираться по гладким стенам домов спасает из мандаринского гарема подругу своего хозяина. К жанру уся можно отнести и знаменитый средневековый роман «Речные заводи».
Во времена династий Мин (1368—1644) и Цин (1644—1912) на изображения «благородных разбойников» был наложен запрет с тем, чтобы описания фантастических единоборств не воспламеняли души подданных императора. Вторую жизнь жанр обрёл с обвалом императорского Китая в начале XX века.
Коммунистические власти Китая неодобрительно относились к авторам уся, зато в Тайване и Гонконге с 1960-е по 1980-е гг. уся развился в один из самых популярных жанров массовой культуры. На Западе первые поклонники китайского фэнтези появились с публикацией переводов произведений гонконгского автора Цзинь Юна. Последние годы XX и начало XXI вв. были ознаменованы появлением компьютерных игр в жанре уся (Jade Empire, Dynasty Warriors).
Основные характеристики
Действие уся разворачивается в особом вымышленном мире («цзянху»), который населяют мастера единоборств, объединённые в различные секты, кланы и школы. Законы и суды в этом мире по определению несостоятельны, поэтому самым благородным и сильным борцам приходится самостоятельно поддерживать правопорядок.
Во многих случаях эта задача выпадает молодому человеку, который, испытав большое горе, с честью проходит все лишения и испытания, чтобы стать «лучшим мастером единоборств» во всём Китае. Подобно Робин Гуду, он приходит на помощь тем, кто не в состоянии постоять за себя. В других случаях сюжет построен на перипетиях борьбы между благородным мастером единоборств и его столь же сильным, но лишённым благородства соперником.
Уся в кино
С распространением спецэффектов и экономическим подъёмом Китая создались предпосылки для возрождения китайского фэнтези с боевыми искусствами. Большая заслуга в этом принадлежит ленте тайваньского режиссёра Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000), которая стала самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории США и была представлена к премии «Оскар» в десяти номинациях.
Вслед за Энгом Ли внимание на уся обратил китайский режиссёр Чжан Имоу, обогативший жанр уся крупнобюджетными драмами «Герой» и «Дом летающих кинжалов».