Утреня со славословием что это
Утреня
У́треня (заутреня) (греч. ὄρθρος (ортхрос) (от глагола ὀρθρίζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.
Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений
Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня. Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» — характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час, совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час, Шестой час, Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час, Вечерня, Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина).
Литургическая тема Утрени
Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово.
Происхождение Утрени
Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом.
Виды Утрени
Утреня бывает вседневная (будничная) и праздничная (варианты – воскресная, полиелейная, славословная). Рядом особенностей обладают великопостная и заупокойная Утреня.
Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.
Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».
Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.
Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.
Основные тексты Утрени
Среди текстов, читаемых и воспеваемых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выделяют неизменяемые (сотавляющие своего рода каркас службы) и изменяемые, которые подбираются согласно уставу в зависимости от: а) дня седмицы (из Октоиха – книги, включающей тексты богослужений седмичного круга), б) дня года (из Миней – книг, содержащих тексты богослужений годового круга), в) дней Великого поста или Пасхи (из Триоди Постной и Триоди цветной соответственно). Таким образом, в утреню как службу суточного круга, сохраняющую четко определенную структуру (неизменяемые части), включаются тексты седмичного и годового богослужебных кругов, а также великопостного и пасхального цикла. Неизменяемые части утрени помещены в Часослове и Служебнике.
Важнейшим и в то же время наиболее древним неизменяемым текстом утрени является псалом 50, в котором по-особому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокрушен». Вечерние и утренние богослужения, во времена Ветхого Завета связанные с жертвоприношениями, в христианское время включили такие тексты, где предлагается новое понимание служения Богу, когда на смену жертвам приходит молитва и сокрушение сердечное. Также ключевыми неизменяемыми текстами являются хвалитные псалмы 148–150 и великое славословие – раннехристианский гимн, составленный из стихов Св. Писания.
К вышеуказанным древнейшим неизменяемым текстам утрени в монашеской практике были присоединены шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состоявший изначально из 10 библейских песней. Приблизительно в ХII в. к самому началу утрени была присоединена дополнительная служба для особой молитвы за царя – двупсалмие, центром которой являются два “царских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид прообразует вечного Царя – Господа Иисуса Христа. Так мессианская тема утрени стала проявляться с самого ее начала.
Устав будничной Утрени изложен в 9 главе Типикона, праздничной – в главах 2, 3, 4 и 5.
Основные отличия современной церковной практики совершения утрени от предписаний Типикона
Время совершения
В наши дни в городах утреня нередко совершается вечером, в соединении с вечерней, причем как в случае воскресной или праздничной утрени в составе Всенощного бдения, так и в случае будничных служб.
Неуставная практика служения Утрени вечером впервые появилась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совершались обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литургия, в 15–16 — Вечерня. Такой распорядок был как в монастырях, так и на приходах. Однако в XIX в. ритм жизни в столицах стал препятствовать старому богослужебному графику. Как следствие, в Санкт-Петербурге и в Москве возникла практика служить Утреню вечером, чтобы собираться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это нововведение прижилось не сразу. Многие церковные авторитеты были его противниками. В частности, митр. Московский Филарет запрещал в своей Московской епархии служить подобным образом, упрекая священнослужителей в лености. Но несмотря на сопротивление, к началу XX в. в России Утреня совершалась утром почти только в одних монастырях. Св. Иоанн Кронштадтский был один из немногих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была редкость.
Количество текстов
Сокращение уставного количества богослужебных текстов встречается очень часто, причем сокращению или отмене подвергаются не только продолжительные святоотеческие чтения и рядовые кафизмы, но и тропари канона (распространеныы варианты чтения «на 6» и «на 4»), стихиры и прочие изменяемые части.
Изменение набора используемых текстов
В современном богослужении произошла, в частности, практически полная замена «Непорочных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на полиелей. Непорочны по логике Типикона – воскресный текст. Согласно Типикону, полиелей совершается только от отдания Крестовоздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до недели Сыропустной. В остальное время на его месте в службе предусмотрены Непорочны.
Дониконовский Типикон (Око Церковное) предписывал пение Непорочных в продолжение всего года, даже тогда, когда поется полиелей. В последнем случае полагалось петь Непорочны, затем тропари по непорочных и полиелей.
Кроме того, тропари каждой песни канона предварялись и перемежались стихами соответствующих библейских песней, что сохранилось до настоящего времени на будничной великопостной утрене.
Схема Утрени на всенощном бдении
Евангельские чтения на воскресной Утрене
Общее число эпизодов Евангелия, читаемых на воскресной всенощной, — одиннадцать. Это чтение может быть заменено лишь в случае совпадения воскресного дня с двунадесятым праздником.
Воскресные евангелия на утрене оказывают влияние на состав эксапостилария, его богородична и евангельской стихиры, которые зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха.
О православном богослужении. Утреня.
Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется «полиелейной». Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется «славословной». И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.
Двупсалмие
Шестопсалмие
Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.
Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»
Тропари
Кафизмы
Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.
На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)
Полиелей
На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.
Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися. » Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.
Величание и псалом избранный
Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися. «
Ипакои, седальны, степенны антифоны
За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти. «)
Прокимен и Евангелие
50-й псалом
На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения «Воскресение Христово видевше. » (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.
Канóн
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.
После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.
После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим. «. В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются
Светúльны (эксапостилáрии)
Хвалитные псалмы и стихиры
Великое славословие
После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.
Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.
Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви. «, Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.
Отпуст
Код для блогов / сайтов |