Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце
Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6 (44 стр.)
Комиссар Николаевского порта одолжил мне морской бинокль. Прячась за каким-то теплым железным кожухом, я долго рассматривал берега, надеясь увидеть людей. Но ни людей, ни других признаков жизни нигде не было видно.
Невозможно было поверить, что это действительно крымская земля, Таврида, что в каких-нибудь ста километрах отсюда благоухающее солнце греет листву буковых лесов.
В бухте Караджи мы простояли четыре дня. Шторм упорствовал, не стихал, и каждый раз при виде оловянного моря, ревущего без всякой надобности и смысла, начинала саднить на сердце тоска.
«Димитрий» за эти четыре дня стал похож на брандвахту — общежитие для всякого портового люда и отставных моряков, где они ютятся со своими замызганными и бранчливыми семьями.
Такие брандвахты существовали почти во всех больших портах. Под них отводили устаревшие, изношенные пароходы. Их ставили на причал в самом отдаленном уголке порта, чтобы они не портили своим видом современный пейзаж.
Брандвахты мигом обрастали принадлежностями сухопутного, главным образом кухонного быта — жестяными трубами от печурок, веревками для просушки белья и самим бельем — разноцветным, почему-то главным образом фиолетовым и мутно-розовым, — цинковыми погнутыми корытами, решетчатыми ящиками, где почмокивали кролики с глазами как из красной смородины, престарелыми котами, что мылись на салингах с видом отставных адмиралов, щенками, лаявшими на чаек, что подбирали вокруг брандвахты отбросы.
За четыре дня стоянки «Димитрий» сразу же оброс стираным бельем. Стирали его без мыла, забортной водой. Поэтому оно было покрыто желто-серыми пятнами и разводами. Отовсюду уже тянуло густым запахом жилья.
Во время шторма мешочники безучастно смотрели, как бесценное их добро летело в море. Иные мешочники даже помогали матросам.
Но сейчас, когда страх смерти прошел, мешочники начали роптать и обвинять капитана в самоуправстве. К тому же нечего было есть.
Капитан, пользуясь правилом «об аварии на море», приказал открыть трюм, где мы везли для Крыма немного ячневой крупы. Крупу роздали пассажирам. Варить ее было нельзя: камбуз из-за шторма не работал. Кроме того, уже не хватало пресной воды.
Крупа была густо перемешана с мышиным пометом. Пассажиры занимались тем, что перебирали эту крупу, а потом съедали ее сухой, как едят семечки.
Воду на «Димитрии» берегли. На каждого в сутки выдавали только по литру этой пахнущей железом, мутноватой воды со дна цистерны.
Еще гимназистом я читал о традиционных бунтах на парусных кораблях, о пистолетном дыме и капитанах, выброшенных в море мятежной командой. Но никогда, ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде, я не мог вообразить, что буду свидетелем такого бунта в двадцатом веке, на нашем мирном Черном море, у берегов благословенного Крыма.
Начали бунт шесть «жоржиков» — матросов в широченных брюках клеш. К ним присоединилась часть мешочников.
— Почему стоим четвертые сутки? — кричали матросы.
Им объясняли, что шторм еще не стих, что между Тарханкутом и Севастополем тянутся оставшиеся после войны обширные минные поля и по ним идти в такой шторм — безумие.
Матросы и мешочники послали к капитану делегатов, но капитан, выслушав их, сказал, что пароход все равно будет отстаиваться сколько нужно и незачем пассажирам соваться не в свое дело.
— А с голоду подыхать — наше дело? — зашумели матросы. — Другие капитаны напролом по минам идут, ничего не боятся! А нам что ж, давать дуба из-за этого тюти капитана! Пусть подымает пары и снимается. А то разговор у нас с ним будет короткий. За борт — и амба! Даем полчаса на размышление. За свою шкуру дрожит, старый хрыч, на нас ему начхать! Сами поведем пароход! Подумаешь, большое дело!
Мешочники, бегая злыми глазами, поддакивали матросам, хотя и побаивались, поглядывая на море. Оно все еще неслось в небольшом отдалении от нас вереницей стремительных пенных валов.
На третий день стоянки в Караджи к нам в каюту постучал боцман «Димитрия». Он вполголоса сказал, что матросы и часть мешочников собрались около каюты капитана, шумят, ломятся в дверь каюты и грозятся выбросить старика капитана в море.
Комиссар Николаевского порта встал, натянул шинель, взял маузер, приказал нам без нужды до его выстрела не подыматься на палубу и вышел вместе с боцманом. По лицу у комиссара ходили железные желваки: он был взбешен.
Мы ждали выстрела, но его все не было. Вскоре до нашей каюты дошли дикие слухи. По словам матросов с «Димитрия», комиссар якобы сразу же стал на сторону «жоржиков». Он вошел в каюту к капитану, и было слышно, как он кричал на старика. Потом вышел, сказал «жоржикам», что капитан — старая рухлядь и контра, но от того, что его выбросят в море, толку все равно не будет. Надо выбрать из своей среды человека, который мог бы заменить капитана. Дело это серьезное, потому что придется отвечать потом перед правительством. Поэтому его следует тщательно обсудить без вмешательства гражданских пассажиров и без продажных душ — мешочников.
— Пошли в трюм! — сказал комиссар. — Обсудим и выберем капитана. Айда, братишки!
Как только братишки с комиссаром спустились в трюм, матросы с «Димитрия» по приказу капитана с непостижимой быстротой закрыли трюм толстыми деревянными досками, завинтили их болтами, а сверху еще навалили разный груз с палубы. Очевидно, дело это было рискованное, потому что матросы с «Димитрия» хотя и посмеивались, но руки у них тряслись.
В трюме гремели заглушенные проклятия, потом раздались выстрелы. Матросы стреляли вверх. Это было совершенно бессмысленно: выйти из трюма они не могли.
Наша каюта тотчас сообразила, что комиссар сговорился с капитаном и нарочно увел матросов в трюм. «Как Сусанин!» — радостно сказал молодой мичман. Все были взволнованы тем, что в трюме нет продуктов и воды, и радовались, что комиссар себя не выдал. Иначе ему был бы верный конец.
— Эй, подальше от трюма! Полундра! — на всякий случай покрикивал боцман.
К вечеру шторм начал стихать. «Димитрий» снялся с якорей и, медленно работая машиной, вышел из бухты. Его тотчас начало качать, но эта качка по сравнению с недавней, штормовой, казалась просто колыбельным баюканьем.
Утром я проснулся оттого, что в иллюминатор свободно лилось солнце. Стекло иллюминатора заросло солью. Но даже через ее серую пленку сияла густейшая синева. Качки не было, «Димитрий» только тихо вздрагивал от вращения винта.
Я выскочил на палубу и зажмурился. Слезы потекли у меня из глаз. Прошло несколько минут, пока я снова начал различать все окружающее.
«Димитрий» шел в густой и глубокой синеве. Трудно было уловить ту черту, где синева моря переходила в синеву неба. Крутым откосом, отлитым из золота, сверкал с левого борта мыс Лукулл.
Со снастей срывались оттаявшие сосульки и разбивались о палубу, превращаясь в зернистый снег.
За кормой стояла чернильная стена уходящего тумана. И в тишине бухт, в сиянии зимнего бережливого солнца, в ясности и приморской живописной прелести открылся Севастополь, как некий русский величественный Акрополь.
Акрополь таврический
При входе в Северную бухту к «Димитрию» подошел катер с вооруженными матросами. Они поднялись на палубу, открыли трюм и крикнули вниз:
— С легким паром, сачки! Вылезай по одному! Живо! Начальник выходит последним!
— За вами приедет сам комендант порта.
Но комендант, конечно, не приехал, и комиссар только посмеивался в прокуренные усы.
«Димитрий» отшвартовался у пассажирской пристани в Южной бухте. Пассажирам объявили, что дальше «Димитрий» не пойдет. Течь на «Димитрии» усилилась, швы в обшивке разошлись, машина была почти сорвана с фундамента, и потому пароход уведут прямо на корабельное кладбище.
Мне было жаль «Димитрия», особенно когда к нему подошел буксир и «Димитрий», давая прощальные гудки, поплелся вслед за буксиром на свалку.
Все-таки этот благородный и дряхлый корабль сделал последнее напряжение, прорвался через ледяной шторм и спас всех нас.
Я вышел на берег. Попутчики мои незаметно исчезли. Я остался один.
Куда было идти? И я пошел, конечно, на Графскую пристань, чтобы посмотреть на Севастополь, погруженный в желтоватую древнюю дымку, и решить, что делать дальше. Знакомых у меня в Севастополе не было, если не считать девушки-поэтессы. Но я забыл ее адрес и даже имя.
Я сидел на скамье, греясь на слабом солнце, и дремал от тишины и успокоения, наступившего после недавнего бурного плавания.
Сидел я, должно быть, долго, пока желтоватая дымка не начала приобретать багровый оттенок и с моря, где заунывно мычал звуковой буй на Константиновском рифе, не дохнуло холодным ветром.
Задачи развития: развивать воображение, мыслительную
деятельность, логическое мышление, способствовать
желанию учащихся расширять свой словарный запас.
Воспитательная цель: воспитание интереса к театру, опираясь на
осознание учащимися тесной взаимосвязи языка,
общества, книг и театра.
Оборудование урока: таблички со словами для словарно-
орфографической работы, табло с лексическим знанием
словарных слов, плакат с изображением театра им. Ф.М.
Достоевского, раздаточный материал, тестовые
дидактические карточки «Синтаксический разбор СПП».
Попутное повторение: части речи и главные члены предложения,
лексика, однородные члены предложения, виды
односоставных предложений, виды разбора (4, 1, 2).
I. Организационный момент.
II. Обобщение изученного.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по обобщению знаний по теме «СПП», проверим свои знания и умения по этой теме, попутно повторив изученный.
Задание: раскрыть лексическое значение данных слов, записать в
тетрадь (слова записаны на листочках и прикреплены на
магнитную доску).
Виртуоз – [ вир – мужчина, человек сильный, благородный мастер блестящий артист (лат.) ]
Подобрать однокоренные слова (виртуозный, виртуозность, виртуозно)
Премьера – ( фр. premiere первая ).
Первое представление театральной пьесы.
Мизансцена ( фр. miseegzcene )
Размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.
Пантомима [ греч. pantomimos – всему подражающий ]
Мимическое театральное представление без слов.
2. Работа по развитию речи.
Задание. Устно составить предложения с этими словами,
определить вид предложения по наличию грамматической
основы.
3.Синтаксический разбор предложения.
[Никогда не забывайте], что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП; состоит из двух простых предложений, первое – главное, второе – придаточное изъяснительное, которое стоит после главного, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что; связь подчинительная:
1 простое (главное) – односоставное, определенно-личное, распространенное, полн., неосложненное;
2 прост. (придаточно изъяснительное) – двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными доп.)
4. Графический диктант.
Задание: прослушать предложение, изобразить его графически, то
есть начертить его схему, прокомментировать ее.
Театр говорит нам о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к будущему.
[ ], ( как …). Придаточное изъяснительное.
[Много лет он мечтал о такой роли], (какую (то есть, такую роль) сыграл сегодня).
[Нужно читать только те книги], (которые (книги) учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков).
[ ], (которые …).
— Какие придаточные предложения мы еще знаем?
—
5. Творческая работа.
1. Какой памятник архитектуры изображен на фотографии?
2. Любите ли вы ходить в театр? Почему?
3. Какой спектакль вы смотрели в последний раз?
4. Какие чувства вы испытываете в театре?
5. Нужен ли нам театр?
6. Составить СПП на тему «Театр» по схемам, выделить главное и придаточное, указать вид придаточного.
1. [ ], (который …).
2. ( Если ________ ), [ ].
3. ( Когда ), [ ].
4. На выбор.
6. Итоговый вывод в форме фронтального опроса.
— Какие предложения называются СПП?
— Расскажите о строении СПП.
— Назовите основные группы СПП по их значению?
— Как определить вид придаточного предложения? Какие придаточные предложения вы знаете?
— Какие знаки препинания ставятся в СПП?
— Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
— Назовите основные виды СПП с несколькими придаточными?
7. Выставление и комментирование оценок.
III.Домашнее задание.
с. 58 (устно), упражнение 136.
8. Работа по тестовым карточкам.
Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, графически объяснить изученные орфограммы, сделать указанные виды разбора.
1. Русский2 язык принимается всюду1 в мире как предмет, без знания которого невозможен прогресс, развитие науки.4
2. Знание1 – рудник, который никогда не исчерпаешь.2,4
3. Я полюбил эту маленькую2 окраинную улицу и был уверен, что она самая1 живописная в мире. 4
4. Шарахался по полю гул, будто метался в стороны и смертно ревел гигантский2 зверь1, загнанный в круг.4
5. К хуторку, где располагался2 санбат, подъехали1 перед самой темнотой.4
6. Сухие листья кленов и берез, с ветвей срываясь, устилают крыши, пока их ветер дальше не унес.
7. Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну.
8. Небо все чернело, будто чугунная туча росла из-под земли.
9. Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятерятся.
10. Мы выбежали на крыльцо и бросились туда, откуда слышались шорох и странные звуки.
11. Травы скашивают рано утром, пока они еще не уронили росы.
12. Я стал подражать странному звуку, чтобы приманить птицу.
13. Русский народ всегда любил природу, потому что всегда был близок к ней.
14. Как же должен быть счастлив человек, коли он умеет и любит пахать, сеять зерно, добывать уголь, руду, водить паровозы, обтачивать послушный металл.
15. Настоящий поэт приносит в стих что-то свое, пусть это и не сразу бросается в глаза.
16. Едва начал брезжить рассвет, а мы уже поднялись и вышли на улицу.
17. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке.
18. Снег все становился белее и ярче, так что слепило глаза.
19. Русскими мастерами печи расписывались так, что израсцы напоминали листы интересной книги.
20. Запоздалая сова чиркнула крылом по дереву и полетела туда, где погуще и потемнее.
21. Бьется насмерть парень бравый, так что дым стоит сырой.
22. Мы хотим, чтоб всем хватало хлеба, чтоб не знали дети про войну.
23. Дальше в лесу так пышно раскинулся папоротник, что закрыл своей высокой зеленью даже высокие пни.
24. Все вокруг потускнело, будто солнце зашло за облака.
25. Все высыпали из леса на поляну и тревожно смотрели на юг, откуда должны были прийти самолеты.
26. Утром я проснулся оттого, что в иллюминатор свободно лилось солнце.
27. Сколько ни грозили ему револьвером, Метелица не произнес ни единого слова.
28. Настанет время, когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
29. Вечером здесь не удалось продвинуться дальше, потому что вся лощина впереди сплошь покрылась огнем.
30. Облака так низко нависали над землей, что корни сосен закутывались туманом.
Ключ к проверке.
1) придаточное определительное;
2) придаточное определительное;
3) изъяснительное;
4) сравнительное;
5) придаточное определительное;
6) времени;
7) изъяснительное;
8) сравнительное;
9) условия;
10) места;
11) времени;
12) цели;
13) причины;
14) условия;
15) уступительное;
16) времени;
17) цели;
18) следствия;
19) образа действия и степени;
20) места;
21) следствия;
22) причины;
23) образа действия;
24) сравнительное;
25) места;
26) причины;
27) уступит.;
28) определительное;
29) причины;
30) образа действия и степени.
Сложносочиненные
и сложноподчиненные предложения
Контрольные работы
Здравствуйте, уважаемая редакция!
С большим удовольствием читаем вашу газету, которая, несомненно, является огромным подспорьем в нашем нелегком труде. Подумав, решили предложить коллегам контрольные работы по русскому языку для учеников 9-х классов по темам «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения».
Цель данных контрольных работ – помочь учителю, работающему по технологии разноуровневого дифференцированного обучения, проверить знания своих питомцев по синтаксису сложного предложения. Ученикам предлагаются два варианта заданий примерно одинаковой степени сложности, составленных на основе учебника русского языка для 9-го класса (авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.). Эти задания позволят учителю проанализировать уровень усвоения девятиклассниками учебного материала (от обязательного, требующего знаний изучаемой темы, до творческого). Полученные результаты помогут учителю проследить динамику развития каждого ученика. Каждая тематическая контрольная работа состоит из заданий четырех уровней. В задания первого уровня включены вопросы и практические упражнения, выполнение которых – «обязательный минимум» для ученика. Задания второго уровня сложнее, в них включены вопросы, вынесенные в учебнике в раздел «Примечания». Конструирование предложений, составление схем – это задания третьего уровня, выполнение которых предполагает осознанный подход ученика к решению поставленных задач. Задания четвертого уровня требуют от ученика творческой активности и применения знаний при написании сочинений, составлении кроссвордов, тестов, тезисов и т.д.
Бердыгалиева Людмила Тимофеевна,
Сон Лилия Николаевна,
лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВАРИАНТ I
I. Допишите предложения:
Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых…
II. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).
1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А.Чехов)
1. Отметьте ряд соединительных союзов:
б) то – то, или, а, не то – не то;
в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и);
г) либо, но, также, зато;
д) да (= но), то – то, однако, ни-ни.
2. Отметьте ряд разделительных союзов:
б) или, либо, то – то, не то – не то;
в) зато, а, ни – ни, тоже, или;
г) чтобы, и, будто, также;
д) и, что, тоже, либо, или.
I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).
1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский)
II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.
1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг.
Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.
1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.
2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.
3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.
Напишите сочинение-миниатюру «Осень в городе» (используйте ССП).
ВАРИАНТ II
I. Допишите следующие определения:
Сложные предложения – это предложения…
Сочинительные союзы служат для…
II. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.
Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.
Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.
Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».
III. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).
1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.
IV. Тест (cм. вариант I)
I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).
1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)
II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.
1. Днем в степи стояла невыносимая жара ночью то(же) было душно. 2. Животное царство пустыни так(же) бедно как бедна его флора. 3. Все внимательно слушали диктора я так(же) заинтересовался. 4. В жару птицы замолкают за(то) оживает мир насекомых. 5. Только глупец падает в одну и ту(же) воду. 6. Я высоко ценил Петьку за(то) что он был бескорыстным и верным другом.
Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.
1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. 3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.
По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нем ССП с разными союзами:
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Выберите правильный ответ:
1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых:
а) простые предложения равноправны по смыслу;
б) предложения связаны между собой интонационно;
в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.
2. Сложноподчиненное предложение состоит:
а) только из придаточных предложений;
б) из двух независимых предложений;
в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.
3. Указательные слова могут стоять:
а) только в главном предложении;
б) только в придаточном предложении;
в) и в главном, и в придаточном предложениях.
4. Придаточное предложение может стоять:
а) только перед главным предложением;
б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;
в) только после главного предложения.
II. Спишите текст, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.
Чтобы скоротать время я отправился побр_-дить по лесу.
Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.
В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.
У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.
III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).
1. С придаточными изъяснительными:
а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.
б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.
в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.
2. С придаточными определительными:
а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.
б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.
в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.
г) Как мудро ни шей а все шов виден.
3. С придаточными времени:
а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.
б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.
в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места. (А.Пушкин)
г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.
4. С придаточными уступительными:
а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.
б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.
в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.
г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.
5. С придаточными причины:
а) Куда сердце летит туда и око глядит.
б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!
в) Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце.
6. С придаточными сравнительными:
а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.
б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.
в) Каково деревце таковы и яблочки.
г) Откуда ветер оттуда и дождь.
I. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.
1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу.
3. Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной.
4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.
II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.
1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (К.Паустовский)
2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (М.Монтень)
3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)
III. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:
1. Придаточное сравнительное.
2. Сравнительный оборот.
3. Придаточное условное.
4. Другие придаточные.
Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле. (______)
Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)
Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______)
Большая душа как большой костер издалека видна. (______)
Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:
Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.
I. Выберите правильный ответ:
1. В сложноподчиненном предложении может быть:
а) только две основы;
б) любое количество основ;
в) две и более основы.
2. Укажите неверное утверждение:
а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;
б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;
в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.
3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:
а) сочинительные союзы;
б) только интонация;
в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.
4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:
б) одной или нескольких запятых;
в) тире и двоеточия.
II. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.
В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.
К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.
III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).
1. С придаточными определительными:
а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.
б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.
в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.
г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.
2. С придаточными места:
а) Чуть-чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.
б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.
в) Куда сердце летит туда и око глядит.
г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.
3. С придаточными условия:
а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.
б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.
в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.
4. С придаточными цели:
а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.
б) Откуда ветер оттуда и дождь.
в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.
5. С придаточными образа действия и степени:
а) Воздух становился так редок что было больно дышать.
б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.
в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.
г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.
6. С придаточными изъяснительными:
а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.
б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.
в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.
I. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.
1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.
2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.
3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.
II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.
1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.
2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.
3. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.
III. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:
1. Придаточное условное.
2. Придаточное сравнительное.
3. Другое придаточное.
4. Сравнительный оборот.
Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)
Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______)
Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_____)
Скажи он правду ему бы все равно не поверили. (______)
Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:
Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.
Л.Т. БЕРДЫГАЛИЕВА,
Л.Н. СОН,
лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан