Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

Уважение к ребенку: воспитать полноценную личность

С детства мы привыкли слышать фразу «старших нужно уважать». Нас учили, как вести себя в общественном транспорте, когда рядом пожилой человек, как разговаривать со старшими, как реагировать на замечания умудренных жизнью людей. Везде прослеживалась мысль о том, что с взрослыми нужно быть максимально вежливыми, терпеливыми и тактичными. В свою очередь старшие всегда чувствовали себя уполномоченными вовремя сделать замечание не только своему ребенку, но и чужому, поругать или вылить свое раздражение на «хулигана», если этого сильно захочется.

Получилось так, что издавна в нашем обществе сложился стереотип: дети обязаны уважительно относиться к взрослым, взрослые же могут вести себя с детьми так, как им хочется (они же взрослые!) Старшие могут говорить детям все, что думают о них и выражать это в любой форме, дети не имеют на это права.

А нужно ли уважение нашим чадам? Что такое уважение к ребенку и в чем оно должно выражаться?

Что такое уважение

Вот, что говорит толковый словарь Ефремовой: «Уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. Признание важности, значимости, ценности чего-либо; высокая оценка чего-либо».

Исходя из трактовки данного понятия, дети должны признавать достоинства старших, которых уважают, почитать их. И никто с этим не спорит: ведь каждый взрослый человек значим для общества, он полезен и важен на своей работе, в своем доме, а также представляет ценность просто как личность.

Что же великого сделали дети, чтобы старшие смогли относиться к ним с уважением?

Уважаем ли мы своих детей?

Если бы взрослый человек занимался каким-то делом, даже развлечением, его никогда бы не заставили, даже не дав десяти минут, все бросить и бежать мыть посуду. Причем, форма самой просьбы была бы совсем иной, с «волшебными» словами и почтительным тоном в голосе.

Ольга воспитывает пятилетнюю дочь Ксению. Однажды, когда она пришла забирать малышку из детского сада, воспитатель пожаловалась ей, что девочка начала нарушать порядок во время обеда: веселиться и всех отвлекать от еды.

Пока девочка убирала за собой игрушки, чтобы уйти домой, ее мама спросила у воспитателя: «А что, моя дочь продолжала веселиться во время обеда даже после вашего замечания?» «Никто никому не делал замечания, я просто выгнала ее и всех, кто сидел с ней рядом, из-за стола. Большие они уже, чего с ними церемониться? В следующий раз будут знать, что нужно тихо сидеть и есть, а не развлекаться».

Судя по обычному поведению взрослых, дети никак и ничем не заслуживают их уважительного отношения. Стоит хоть чуть-чуть чадам раздражить нас, из наших речей исчезает всякий такт, а из отношений уходит всякая уравновешенность, а порой и здравый смысл.

Как ребенку заслужить уважение?

«Сколько тебе лет, что ты учишь меня?», «Ты вначале дорасти до моих лет, потом будешь говорить», «Почему? Да потому, что я, твоя мама, так сказала!»

Часто слышали мы в своем детстве подобные фразы, когда хотели что-то объяснить старшим, высказать свое мнение, добиться справедливости. Порой эти же выражения в некоторых вариациях слышат от нас наши дети.

Кто-то из ребятишек тихо обижается, чувствуя унижение, кто-то начинает разрабатывать стратегию самозащиты, кто-то «мотает на ус» модель поведения и ждет, когда настанет его час быть старшим.

Что нужно сделать ребенку, чтобы к нему начали относиться, уважая его как личность? Как завоевать наше почтительное отношение этим маленьким жителям земли?

Дети малы и глупы. Они не прожили долгую жизнь, не совершили подвигов, не посадили дерево, не построили дом, не родили сына. Что должно заставить нас, их родителей, вместо грубых и унизительных фраз и действий отвечать на капризы и промахи наших чад тактично, не причиняя душевной боли?

Уважение в качестве воспитания

Ответ прост: уважительное отношение дети не должны заслуживать, они должны его получать в качестве правильного воспитания. Выбирая позицию не унижать достоинства ребенка, мы сможем воспитать чадо полноценной личностью. Такое дитя, подросши, не будет бояться высказать собственное мнение, будет уважительно к другим людям, будет уверено в том, что его принимают и любят.

Мария, тридцатилетняя молодая мама, вспоминает:

«Отношения с мамой не сложились ни у меня, ни у трех моих братьев. Мама сама своими словами и поступками разрушила всякую близкую связь с нами.

Когда мне было двенадцать лет, один раз я не пришла домой в положенное время, заигравшись с подругами. Мама вышла меня искать и когда на соседней площадке увидела меня, прямо при моих друзьях она сильно ударила меня и со злостью прокричала что-то обидное. Так она выливала свое раздражение на нас: когда она приходила уставшая с работы, за любую даже мелкую оплошность мы чувствовали себя ничтожествами, когда слышали, как она называла нас, и когда терпели ее побои.

Чувство обиды, низкая самооценка, нежелание видеть маму – это все плоды ее отношения к нам».

Если мы хотим, чтобы дети относились к нам с почтением, мы должны в первую очередь показать на собственном примере, что значит уважать другого человека. Мы должны дать почувствовать ребенку, что его ценят, с ним считаются, к нему прислушиваются. Получивши уважение от нас, родителей, дитя будет способно отдавать его нам. Более того, многие взрослые люди, видя наше учтивое отношение к своему ребенку, и зная, что именно так полагается вести себя с этим человечком, будут стараться стать обходительнее с нашим чадом.

Как воспитывать, уважая?

Многие родители не представляют себе процесса воспитания без крика, унижений, пренебрежительного отношения к ребенку или к тому, что для него ценно. Всегда проще один раз крикнуть грубое: «Еще раз туда пойдешь – выдеру тебя как сидорову козу!», чем несколько раз спокойно запретить и также тактично предупредить о наказании вследствие непослушания.

Ребенок должен быть уверен в вас, в вашей любви и благосклонности к нему. Даже во время наказания он может быть спокоен: «Мама и папа любят меня, поэтому наказывают за непослушание». Наказание также может унижать достоинство ребенка, а может и влиять созидающе на его личность. Выбор средств воспитания лежит на совести родителей.

Подобные ситуации происходят на детских площадках очень часто. Но заканчиваются они, к сожалению, нередко криками, подзатыльниками и обещаниями страшных наказаний, на которые дети уже реагируют, как на пустой звук, ведь всем известно, что мама не оторвет голову своему ребенку, хотя и обидно это слышать от самого близкого человека.

Стоит стремиться максимально использовать в воспитании такие методы, которые заведомо не будут уничтожать в ребенке все доброе, не будут лишать собственного достоинства, научат ребенка слышать слова родителя, а не его крик, понимать строгие запреты, а не угрозы дать ремня? Это сложнее, требует больших усилий, времени, терпения, но это будет убеждать вашего малыша в вашем уважении к нему и учить его уважать вас, его родителей.

Источник

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

Что-то изменилось в нашем мире: нынешние дети не готовы уважать старших только за их возраст.

изменилось в нашем мире: нынешние дети не готовы уважать старших только за их возраст. Это касается, учителей, родителей, бабушек и дедушек. Что с этим можно сделать и как стать таким родителем, которого ребенок уважает?

Что такое уважение

Мы интуитивно чувствуем разницу между любовью и уважением, хотя объяснить это бывает трудно. Уважение — очень важный компонент любых близких отношений. Чтобы отношения были добрыми, комфортными и «питательными», в них должно быть примерно пополам любви и уважения, говорят психологи. И к связям это относится на 100%.

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

Любовь — это глубокое чувство симпатии и привязанности. Можно сказать, что любовь рождается в сердце, и мы вряд ли можем ее контролировать — наоборот, часто она руководит нами.

Уважение — это особое отношение к другому человеку: мы видим его как отдельное ценное существо, наделенное достоинствами и свободой. Уважение живет, скорее, в разуме, для него важны справедливость, соблюдение правил и границ, внимание к интересам другого человека. Это тоже очень глубокое и древнее чувство, оно свойственно даже животным, как и любовь.

Если в отношениях много любви и мало уважения, мы обращаемся с человеком, как с игрушкой, стремимся присвоить его и управлять им: можем тискать, прерывать его занятия без спроса, не придавать значения его просьбам и желаниям.

Если, наоборот, много уважения и мало любви — из таких отношений уходит душа, они становятся сухими и формальными.

20 правил хорошего воспитания глазами ребенка

Давайте послушаем ребенка из его «точки мудрости», из самых глубин души, которая знает: всем детям придется вырасти и прожить длинную жизнь. Как же тогда их лучше воспитывать?

Что значит «ребенок меня не уважает»

Часто в отношениях с детьми мы хорошо ощущаем их любовь и привязанность, чувствуем, что дети нуждаются в нас. Но не видим уважения к себе. В чем это выражается?

— Дети игнорируют наши просьбы, их нужно десять раз звать за стол или напоминать про уроки.

— Они могут без спроса «нарушать территорию»: брать наши вещи, заходить в аккаунт на компьютере, валяться на нашей кровати.

— Они грубят, общаются с нами панибратски, как с приятелями, могут подтрунивать, дразнить.

То есть, если ребенок не уважает родителя, он не видит в нем то самое отдельное ценное существо с достоинствами и личными интересами. Иногда это происходит недочетов в воспитании — скажем, мама с папой давали плохой пример общения внутри семьи. А иногда это значит, что ребенок в самом деле в родителях глубоко разочарован и не видит причин их уважать.

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

10 типичных ошибок родителей в воспитании детей

Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей.

Как плохие привычки ломают уважение

Самый простой способ восстановить уважительные отношения с детьми — провести ваших семейных привычек. Может быть, в доме такой стиль общения, что дети автоматически воспроизводят не лучшее поведение взрослых: орут плохого настроения, занимаются поиском виноватых вместо решения проблемы и могут буднично сказать за чаем: «Ты что, совсем тупой?»

Проверьте, нет ли в этом списке пунктов, которые описывают привычки вашей семьи.

— Эмоциональная неустойчивость: из родителей может легко взорваться, разыгрывать драму или ходить угрюмо, игнорируя домашних. Для взаимного уважения нужна стабильная и предсказуемая обстановка.

— Непоследовательность: родители устанавливают правила, тут же их меняют или нарушают, обещают и не выполняют, спорят друг с другом по одним и тем же вопросам.

— Грубости с близкими: родители оскорбляют друг друга в глаза или за глаза, громко выясняют отношения, не умеют решать проблемы без перекладывания ответственности и «я тебе говорил/а».

— Неспособность признать свою неправоту и извиниться: с возрастом дети все лучше осознают родительские недостатки и видят, в чем они неправы. Без признания собственных ошибок родители снижают доверие к себе.

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

— Сухие правила: в отношениях с ребенком мало чувств, доверия и открытости, зато есть формальные правила, которые надо соблюдать без учета ситуации и состояния.

— Слишком много запретов: ребенку отвечают «нет» на любые просьбы, не прислушиваются к его мнению, вгоняют в слишком строгие рамки.

— Сравнение ребенка с другими детьми: ребенку говорят, что он не так хорош, как «сын маминой подруги», заставляют его подражать.

— Отсутствие у ребенка права голоса: к сыну или дочке не прислушиваются, не придают значения его желаниям.

— Требование уважения: как ни грустно, не работает призыв уважать взрослого просто за то, что «я твоя мать» или «я тебя кормлю, одеваю и плачу за твои айфоны». Скорее, такое требование вызовет только сопротивление. При этом вы совершенно точно можете уважать себя за то, что воспитываете ребенка и много делаете для него!

7 вещей, которым ребенка можно научить только на своем примере

Как измениться родителям и стать вдохновляющим примером для ребенка или скорректировать воспитательные моменты.

Если вы нашли в этом списке «свои» пункты — не стоит унывать. Представьте, что это квест или жизненный вызов — улучшить свое поведение внутри семьи. Результаты принесут пользу и вам, и детям на много лет вперед. Ведь если взрослые ведут себя уважительно, то ребенок будет их копировать.

Как добиться уважения ребенка: высший пилотаж

Развитие и обучение ребенка строится на подражании почти целиком. Помните эту занудливую поговорку: «Повторенье — мать ученья»? — она про подражание и копирование поведения, а не про число повторов ради заучивания. Мы уже проговорили, что в семье с «уважительными» привычками дети тоже будут вести себя прилично. Но это еще не все.

Пожалуй, главный секрет заключается в том, что ребенок очень хорошо чувствует, счастливы его родители или нет. Довольны ли собой, строят ли интересные планы, имеют ли энергию для жизни. И если это не так — он частично отключает подражание и ищет другие образцы. И уважение отключает тоже. Это эволюционный механизм, который позволяет нам улучшать свою жизнь. Конечно, многое зависит от особенностей психики ребенка — его уверенности или тревожности, но в целом это так.

Поэтому если мама или папа «вкалывают как проклятые», «еле доползают до подушки» и просто устали от жизни, то вряд ли они дождутся почитания от детей. Возможно, это будет сочувствие или жалость, возможно, пренебрежение. Но не уважение.

А человек увлеченный, довольный жизнью, имеющий свои интересы и цели всегда вызывает уважение и желание подражать. Он обладает уверенностью, магнетизмом, и его хочется ценить. С ним приятно общаться и обмениваться эмоциями, он интересен сам по себе.

Поэтому придется повторить еще одно знакомое правило: «Воспитывайте себя, а дети подтянутся». Не всегда это просто: многие семьи живут в сложных условиях, и сил хватает только на самое важное — работу, быт, школу, помощь близким.

Но надо искать выход. Стараться делать жизнь интереснее и счастливее, умнеть, мудреть, работать над собой, становиться живым и энергичным человеком. Мы делаем это не только для себя, но и для детей. И это лучший способ стать родителем, которого ребенок уважает.

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются

Как вырастить ребёнка счастливым?

Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя: как сделать так, чтобы твой ребенок вырос счастливым человеком?

Источник

Уважение к ребенку — ключ к развитию его личности

Все роди­тели меч­тают о том, чтобы в жизни их детей все сло­жи­лось наи­луч­шим обра­зом, чтобы дети были здо­ровы, счаст­ливы, успешны. Роди­тели гово­рят, что готовы сде­лать все ради этого.

Сего­дня мно­гие роди­тели пони­мают, что вырас­тить сына или дочь — это не только накор­мить, одеть и дать обра­зо­ва­ние, но и помочь сво­ему ребенку стать цель­ной, креп­кой, уве­рен­ной лич­но­стью, кото­рая смо­жет найти свое место в обще­стве, не сло­маться, не озло­биться, стал­ки­ва­ясь с раз­ными про­бле­мами. Что же нужно для того, чтобы ребе­нок стал успеш­ным, любя­щим чело­ве­ком, уме­ю­щим ува­жать себя и других?

Все довольно про­сто. Если мы хотим, чтобы дети ува­жали нас, то нужно с пеле­нок ува­жать их и видеть лич­но­сти в них.

Ува­же­ние про­яв­ля­ется в том, как мы гово­рим с чело­ве­ком. Чело­века вос­пи­ты­вает слово, не только его зна­че­ние, но и инто­на­ция, эмо­ци­о­наль­ный настрой, вло­жен­ный в него. В буду­щем, в своем обще­нии с окру­жа­ю­щими, наши дети будут отра­жать нашу манеру раз­го­вора, наши выра­же­ния, наши типы эмо­ци­о­наль­ного реа­ги­ро­ва­ния на раз­лич­ные ситу­а­ции. Соот­вет­ственно, если роди­тели с дет­ства не ува­жают ребенка, поз­во­ляют себе посто­янно кри­ти­ко­вать его, кри­чать, делать еже­ми­нут­ные заме­ча­ния, уни­жают обид­ными сло­вами («ты тихоня», «у тебя ничего не полу­чится», «у тебя нет слуха», «вечно ты копа­ешься»…), то, во-пер­вых, роди­тели сами про­грам­ми­руют детей на неудачу, а во-вто­рых, могут быть уве­рены, что когда ребе­нок под­рас­тет, он будет вести себя точно также по отно­ше­нию к ним. Жизнь все рас­став­ляет по своим местам — то, что вы отда­ете, то и полу­ча­ете обратно.

У нас в стране сло­жи­лась куль­тура «нега­тив­ных выска­зы­ва­ний» — нам намного легче кри­ти­ко­вать, жало­ваться, чем хва­лить, поощ­рять и гово­рить о пози­тив­ном. Давайте ста­раться изме­нить эту тра­ди­цию и не пере­да­вать ее нашим детям.

Попро­буйте вне­сти в свой лек­си­кон, осо­бенно в обще­нии с детьми, как можно больше при­ят­ных, пози­тив­ных слов — ска­зан­ное часто реа­ли­зу­ется. «У меня все хорошо», «Я счаст­лива», «Ты у меня такой сооб­ра­зи­тель­ный», «Как у тебя это хорошо полу­чи­лось», «Когда я тебя вижу, мне ста­но­вится хорошо на душе» и т.д. Детям важно знать, что их любят и при­ни­мают такими, какие они есть, и тогда их таланты и спо­соб­но­сти будут рас­цве­тать на глазах.

Что ж, мы пони­маем, что для того, чтобы вырас­тить успеш­ного, хоро­шего чело­века, нужно с дет­ства его ува­жать. Что же еще вхо­дит в это поня­тие «ува­же­ние»? Без­условно это права чело­века, кото­рые он имеет уже по факту сво­его рождения.

Какие права имеет ребенок?

Право на ува­же­ние к его лич­но­сти, т.е. к его мыс­лям, чув­ствам, суж­де­ниям, состо­я­нию. Нам часто кажется, что только наше мне­ние имеет право на суще­ство­ва­ние, что только у нас может болеть голова или быть пло­хое настро­е­ние, но это не так!

Право на ошибку. Ребе­нок живет пер­вый раз, а расти и взрос­леть так трудно. Есть ли среди взрос­лых хоть один чело­век, кото­рый не ошибался?

Право на уни­каль­ность. Каж­дый ребе­нок осо­бен­ный, не надо срав­ни­вать его с дру­гими. У каж­дого свои спо­соб­но­сти и дости­же­ния. Пусть он не отлич­ник по мате­ма­тике, зато он не выпус­кает из рук исто­ри­че­ские книжки. Пусть он не умеет писать отлич­ные сочи­не­ния, но зато он заме­ча­тельно обща­ется с людьми и у него много дру­зей. Посто­ян­ное срав­не­ние ребенка с дру­гими, при­во­дит к сни­же­нию его само­оценки. Ему начи­нает казаться, что у всех вокруг все полу­ча­ется, а он не может ничего. Помо­гите ребенку осо­знать свою изна­чаль­ную цен­ность, уви­деть и раз­вить свой потен­циал, пове­рить в себя!

Право на соб­ствен­ность. Перед тем как при­нять какое-либо реше­ние по поводу соб­ствен­но­сти сво­его ребенка (игру­шек, учеб­ни­ков, одежды…), спро­сите у него раз­ре­ше­ния, посо­ве­туй­тесь с ним. Иначе вы рис­ку­ете вырас­тить бес­хо­зяй­ствен­ного человека.

Право на тайну. Если ваш малыш или под­ро­сток дове­рил вам тайну — хра­ните ее так же серьезно, как тайну взрос­лого чело­века. Если ребе­нок слу­чайно услы­шит, как вы ее кому-то рас­ска­зы­ва­ете, то он больше уже нико­гда не смо­жет вам дове­рять. Как он может быть уве­рен, что это не повто­риться вновь?

Очень важно для пол­но­цен­ного раз­ви­тия лич­но­сти ребенка создать в семье без­опас­ную атмосферу.

Поста­рай­тесь не сры­ваться на детях. Вы при­шли с работы, устали, воз­можно, у вас был неудач­ный день, но мы не имеем права выме­щать все это на детях. Они не вино­ваты и не могут за себя посто­ять, они еще маленькие.

Также в семье необ­хо­димы обя­зан­но­сти и дис­ци­плина, но не авто­ри­тар­ные отно­ше­ния. Если вы хотите, чтобы ваш ребе­нок вырос не инфан­тиль­ным, а ответ­ствен­ным чело­ве­ком, то поста­рай­тесь не решать за него все его про­блемы и удер­жите себя от иску­ше­ния давать гото­вые рецепты и советы. Про­сто под­ве­дите ребенка к реше­нию, кото­рое он при­мет сам и сам за него будет отвечать.

Источник

Уважение и унижение ребенка – в чем они проявляются? Педагог – профессия творческая?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:36, доклад

Описание

Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. Педагог – это инженер человеческих душ.

Работа состоит из 1 файл

семинар.doc

1. «Уважение и унижение ребенка – в чем они проявляются?»

Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. Педагог – это инженер человеческих душ.

Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Ученики хотят видеть в своем учителе прежде всего такие качества как: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождаются ответная любовь и доверие.

Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела. Источниками профессионального долга и ответственности являются не только социальная ответственность учителя, но прежде всего ответственность перед каждым конкретным ребенком.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель.

В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным – вовсе не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованиями педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. По выражению А.С.Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношений, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувства юмора. Добрый юмор дает возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должны мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя – эталон.

2. «Педагог – профессия творческая?»

Творчество характеризует профессиональную деятельность любого педагога. Если нет в нем творческой жилки, нет любви к своему делу – как сможет он передать своим ученикам знания, привить им интерес и желание учиться, зажечь искру в детских глазах. Каждый учитель – творец!

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др.

Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Смотреть картинку Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Картинка про Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются. Фото Уважение и унижение ребенка в чем они проявляются