Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие

Разница между самоуверенностью и уверенностью

Удивительное свойство русского языка виртуозно играть оттенками очень близких по значению слов и понятий поистине поражает. Вот чем, к примеру, самоуверенность отличается от уверенности в себе? На первый взгляд, они так близки… Но при ближайшем рассмотрении – бесконечно далеки друг от друга! Почему следует различать самоуверенность и уверенность? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Определение

Самоуверенность – чрезмерная, необоснованная, показная уверенность человека в собственной непогрешимости, излишняя бравада.

Уверенность – свойство личности, основанное на объективной оценке человеком собственных способностей, возможностей и навыков.

Сравнение

Как ни поразительно, по наблюдениям психологов, самоуверенность – это первый признак неуверенного в себе человека. Самоуверенные люди прячут свои комплексы под агрессивностью, показной храбростью, эгоистичностью, высокомерием, бравадой и даже внешней невозмутимостью. Основы как уверенности, так и самоуверенности закладываются еще в детстве: многое зависит от внешних факторов (к примеру, развода родителей) и воспитания. Неправильно воспитанный индивид вырастает злым, пассивным, обидчивым, суетливым. Эти негативные качества он прячет под маской самоуверенности.

Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть картинку Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Картинка про Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие

Уверенный человек – это Личность. Он осознает свои преимущества и недостатки, уважает свою индивидуальность, ни перед кем не заискивает, несет себя по жизни с чувством собственного достоинства. Уверенность неотделима от искренности: она несовместима с ложью и лицемерием. Уверенный человек не боится выражать свое мнение, в том числе и перед большой аудиторией, умеет настоять на своем. Но при этом адекватно реагирует на критику и замечания. Он способен самостоятельно делать выводы о происходящем, не полагаясь только лишь на мнение окружающих, традиции и авторитеты. Уверенный принимает людей такими, какие они есть.

Самоуверенный (то есть на самом деле неуверенный) человек стремится к доминированию над окружающими, к славе, к власти. Он спорит буквально по любому поводу и постоянно попадает в «скользкие» и конфликтные ситуации, болезненно самолюбив и излишне обидчив. Самоуверенный считает, что жизнь постоянно бросает ему вызов, поэтому многие обыденные обстоятельства становятся для него настоящей проблемой.

Многие крупные компании при тестировании будущих сотрудников отдают предпочтение именно уверенным, а не самоуверенным соискателям, поскольку считают, что особенности характера и поведение последних может повредить интересам дела.

Источник

Уверенность в себе или самоуверенность?

митр. Лима­соль­ский Афа­на­сий

Грешно ли быть уве­рен­ным в себе и верить в себя, то есть счи­тать, что можешь само­сто­я­тельно спра­виться с любой ситу­а­цией, воз­ни­ка­ю­щей на жиз­нен­ном пути? И чем отли­ча­ется разум­ная уве­рен­ность в себе от эго­и­стич­ной само­уве­рен­но­сти?

На эти вопросы отве­тить не так-то просто, потому что это тонкая про­блема, кото­рую каждый пере­жи­вает по-своему. Что здесь можно ска­зать? Совсем не обя­за­тельно, что чело­век, дей­стви­тельно жела­ю­щий изме­нить свою жизнь, имеет эго­и­стич­ную само­уве­рен­ность. Хри­сти­а­нин, как пра­вило, гово­рит, что сде­лает все от него воз­мож­ное, а Бог помо­жет.

Вспо­ми­на­ются мона­ше­ские обеты при постриге, когда дающий их обе­щает соблю­дать их, не пола­га­ясь только на себя.

– Пре­бу­дешь ли в подвиге и в оби­тели до послед­него вздоха?

– Да, с Божией помо­щью.

– Будешь ли хра­нить воз­дер­жа­ние с преду­смот­ри­тель­но­стью и бла­го­го­ве­нием?

– Да, с Божией помо­щью.

– Ты пришел сюда, чтобы сохра­нить послу­ша­ние до самой смерти?

– Да, с Божией помо­щью.

Итак, чело­веку задают несколько очень важных вопро­сов, причем на неко­то­рые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу огра­ни­чен­но­сти чело­ве­че­ских спо­соб­но­стей, а он уве­ренно отве­чает: «Да, я буду делать то, что вы гово­рите, но только с помо­щью Бога». При этом личная сво­бода никем не отме­ня­ется, а, сле­до­ва­тельно, не отме­ня­ется и наша соб­ствен­ная лич­ность. Когда мы гово­рим о нашем бытии, лич­но­сти, то имеем в виду, что можем руко­во­дить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сде­лать то-то и то-то, а Бог пусть помо­жет мне достиг­нуть этого. Но если я не дости­гаю жела­е­мого, то сми­ря­юсь и прошу Гос­пода о про­ще­нии, с кро­то­стью и пока­я­нием запол­няю ту пустоту, кото­рая созда­ется невоз­мож­но­стью осу­ществ­ле­ния того, о чем я заяв­лял.

Все ска­зан­ное выше каса­ется, прежде всего, моло­дых людей, для кото­рых осо­бенно харак­терна само­на­де­ян­ность. А когда чело­век уже взрос­лый, в годах… Какая уве­рен­ность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начи­нать со всеми про­щаться… После 50 чело­век начи­нает гото­виться, «пако­вать свои вещи» – подобно тому, кто воз­вра­ща­ется домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закон­чился, оста­лось два или три дня, нужно нако­нец соби­раться, скла­ды­вать вещи, одежду, укла­ды­вать их, сти­рать, уби­рать в чемо­дан, быть гото­вым к тому, чтобы уехать через пару дней.

Вы ведете себя совер­шенно по-раз­ному – в первый день отпуска, когда знаете, что оста­не­тесь в этом месте на месяц или два, и в послед­ние дни. В эти дни все кон­чено – вам оста­ется только соби­рать вещи…

Когда чело­век только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерз­но­ве­ние, но и пред­по­ло­же­ние о том, как он при­сту­пит к своему делу, как рас­по­ря­дится днями своей жизни, как он всту­пит в брак, создаст семью, будет про­дви­гаться по карьер­ной лест­нице, брать кредит, стро­ить свой дом… Если он лишен такого взгляда в буду­щее, отхо­дит в сто­рону, заяв­ляя: «Я ничего не смогу сде­лать», то в этом нет ничего хоро­шего – это нездо­ро­вое, болез­нен­ное пора­жен­че­ство, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пора­жен­цами и рабами. Но, конечно, царями мы ста­но­вимся только после того, как обуз­даем наши стра­сти и грехи, кото­рые делают нас своими рабами. Только тогда духов­ная сво­бода пре­тво­рится в реаль­ность наших реше­ний и дел.

Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Хри­стом в своей жизни, потому что хочу сле­до­вать за Ним… Итак, я хочу быть хри­сти­а­ни­ном, у меня может не полу­читься, но я хочу этого – в сора­бот­ни­че­стве с Богом. С Божией помо­щью и уповая на Его под­держку, я могу. Мне нужно пока­зать свое наме­ре­ние, и Бог даст мне тре­бу­е­мые силы – как гласит пре­крас­ное изре­че­ние из Пате­рика, кото­рую отцы часто повто­ряют: «Пусть Бог даст силу вашим наме­ре­ниям и жела­ниям».

У нас нет силы, у нас, воз­можно, мно­гого нет, но глав­ное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сде­лать, я хочу быть хри­сти­а­ни­ном, я хочу сле­до­вать Еван­ге­лию, я хочу дер­жать свое слово и свое обе­ща­ние Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я про­явлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя сво­бода и Божия сила будут рабо­тать вместе ради блага меня, как чело­века, на пути к совер­шен­ству».

Так раз­ре­ша­ется вопрос: «У меня уве­рен­ность в себе или эго­и­стич­ная само­уве­рен­ность?» Нали­чие или отсут­ствие эго­изма ста­но­вится явным бла­го­даря совсем дру­гому.

Иногда чело­век должен ока­зать сопро­тив­ле­ние. Он должен быть настой­чи­вым в том, что есть его.

Многие будут гово­рить вам: «Вы упрямы, вы сле­ду­ете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тро­стинка, кото­рую ветер качает туда-сюда? Неужто вы дума­ете, что если ско­ман­ду­ете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?

Нужно иметь твер­дость гово­рить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет жела­ния идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу сво­боду, я не могу ей мешать, но я, без­условно, не считаю обя­за­тель­ным для своей сво­боды делать то, чего не хочу. Это все».

Как все мы знаем из соб­ствен­ного опыта, чело­век должен иногда быть настолько тверд, настолько непо­ко­ле­бим в своих убеж­де­ниях, что даже если все его окру­же­ние будет давить на него или угро­жать, тем не менее он отве­тит: «Я не отка­жусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»

Чело­веку не нужно раз­ру­шать себя, он не должен дей­ство­вать так, чтобы всегда и во всем усту­пать якобы из сми­ре­ния. Такая пози­ция не имеет отно­ше­ния к сми­ре­нию, потому что под­лин­ное сми­ре­ние не обез­глав­ли­вает чело­века. Сми­ре­ние делает нас совер­шен­нее; сми­ре­ние предо­став­ляет нам сво­боду выбора в пони­ма­нии того, где мы должны усто­ять, а где нет; где должны ска­зать «нет» и остаться на месте, а где – пол­но­стью под­чи­ниться дру­гому чело­веку – без­условно.

Так что нельзя думать, будто бы нам не при­стало хотеть что-то изме­нить в своей жизни, иметь мечту – осо­бенно в моло­до­сти – напри­мер, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невоз­можно, – ну и что? Я должен пере­стать хотеть? Разу­ме­ется, невоз­можно не иметь жела­ний – только мерт­вый ничего не хочет. Даже вели­кие святые имели боль­шие жела­ния… Какие же? Испол­нить Божию волю. И хотя святые обычно по сми­ре­нию усту­пали, но, когда дело каса­лось Божией воли, они оста­ва­лись непре­клон­ными. Они были непо­ко­ле­бимы, так что даже если бы весь мир обру­шился на них, они не изме­нили бы своего поло­же­ния.

Вспом­ним, что гово­рил святой Косма Это­лий­ский: «Когда ты видишь турок и они тре­буют серебро, поз­воль им взять серебро; они захо­тят земли – отдай им поля; раз­реши им взять все – и не сопро­тив­ляйся. Только не отда­вай туркам свою душу». В этом ты должен оста­ваться непо­ко­ле­би­мым. Ты должен выучить, что значит «нет», и отве­тить всему, что пося­гает на твою душу: «Нет». К сожа­ле­нию, в наши дни многие под­ростки гово­рят: «…но это же мои друзья – что я могу сде­лать? Это моя ком­па­ния – как я могу ска­зать им “нет”? Разве могу я разо­ча­ро­вать их и пойти против?»

Здесь не может быть двух мнений. Есть опре­де­лен­ные гра­ницы в наших отно­ше­ниях с людьми. Как гласит посло­вица: ты же не поз­во­ля­ешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гости­ную, даже пройти на кухню, но ему не доз­во­лен доступ в твои личные покои. Незна­комцы просто не могут туда войти. Есть опре­де­лен­ные пре­делы, и мы гово­рим: «Нет, сюда вы не можете войти».

Нам необ­хо­димо научиться обо­зна­чать эти пре­делы. И, как мы уже гово­рили, истин­ное сми­ре­ние дарит чело­веку лич­ность – чрез­вы­чайно силь­ную, но ни для кого не опас­ную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Кото­рый управ­ляет миром, никому не нанося ущерба.

Бог дал нам сво­боду делать все, что мы хотим. У нас есть сво­бода отвер­гать Его, оскорб­лять Его… Он дал нам эту сво­боду, потому что у Него нет чув­ства неза­щи­щен­но­сти. У сми­рен­ного чело­века тоже нет чув­ства неза­щи­щен­но­сти, он не скло­нен к подо­зри­тель­но­сти или сла­бо­сти; он поз­во­ляет другим посту­пать, как те хотят, но сам оста­ется непо­ко­ле­би­мым в своих реше­ниях. Он уверен, но никому не мешает.

Эго­и­стич­ная само­уве­рен­ность есть в том случае, когда чело­век гово­рит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуж­да­юсь». Но не в том случае, когда вы гово­рите: «С Божией помо­щью, я сделаю; я попы­та­юсь это сде­лать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»

Напри­мер, вы гово­рите: «Я хотел сдать эти экза­мены; я сделал все воз­мож­ное, я учился, я во всем посту­пал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обна­ру­жи­вает вашу внут­рен­нюю сущ­ность как духовно здо­ро­вую. Да, вы чув­ству­ете разо­ча­ро­ва­ние – по-чело­ве­че­ски, но вы не будете ощу­щать уныния или отча­я­ния и бро­сать все. Вы гово­рите себе: «Ладно, я при­ни­маю эту неудачу, я рас­смат­ри­ваю неудачу как воз­мож­ный резуль­тат. Это меня не пугает, это не вызы­вает у меня паники. Неудача не раз­да­вит меня. Это допу­стимо – столк­нуться с неуда­чей, ведь она не всегда имеет отри­ца­тель­ные послед­ствия… Я чело­век, я огра­ни­чен в своих воз­мож­но­стях, я не иде­а­лен, не все­мо­гущ, я не могу добиться всего…»

Вот почему, даже когда святые гре­шили, у них были силы под­няться вновь с про­сто­той и здо­ро­вым отно­ше­нием; если они гре­шили, то кая­лись из самой глу­бины своего сердца, и так до самой смерти, но они нико­гда не под­да­ва­лись чув­ству угне­те­ния и депрес­сии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начи­наем зани­маться мучи­тель­ным само­ко­па­нием и тер­за­нием, как будто согре­шить есть что-то стран­ное для нас… Неужто вы и впрямь счи­та­ете себя настолько важным и непо­гре­ши­мым, что рас­счи­ты­вали нико­гда не оши­баться и не в чем не погре­шить?

Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «заме­шаны» в нас. Это обыч­ное для нашего состо­я­ния дело, и поэтому даже скром­ный чело­век должен быть бла­го­ра­зум­ным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осто­рож­ным и не под­вер­гать себя опас­но­сти». Сми­рен­ный чело­век будет дей­ство­вать осмот­ри­тельно, в то время как над­мен­ный скажет, что нет про­блем, а потом – бац! – падает…

Жить во Христе не значит, что вы спо­койно можете «про­спать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе про­хо­дит в серьез­ной борьбе; вы должны запла­тить за свою сво­боду кровью. Слова «Я буду сле­до­вать за Хри­стом» испол­нить не так-то просто, и в этом нет ничего стран­ного. Жизнь во Христе тре­бует мно­гого, иногда очень мно­гого. Чтобы обре­сти такую жизнь, необ­хо­димо при­ло­жить к этому все свои силы… Иными сло­вами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что поже­ла­ете. Вы боре­тесь. Жизнь во Христе – это борьба.

пере­вела с англий­ского Анге­лина Лео­нова
5 мая 2011 г.

Источник

Уверенность в себе и самоуверенность

Вания Маркович

На первый взгляд эти понятия очень близки, их легко спутать. Искусная игра слов сбивает с толку: нам кажется, что если звучание схоже, то и значения совпадают. На самом деле разница между этими двумя явлениями огромна, и путаница может иметь весьма негативные последствия.

Как же все-таки отличить уверенность в себе от самоуверенности?

Самоуверенность

Это состояние маленького беззащитного ребенка, который не знает самого себя. В стремлении защитить своего внутреннего малыша от агрессии окружающего мира, человек начинает активно демонстрировать псевдоуверенность.

Внешне это проявляется через высокомерие, напыщенность, надменность, стремление к гонке за успехом.

Они прячут свои комплексы за длинным списком способностей, достижений и материальных благ.

Высокий доход, дорогие машины, вещи всемирно известных брендов, большая квартира в центре города, регулярные путешествия в разные страны, подтянутое тело, соответствующее современным стандартам красоты, — список постоянно пополняется новыми пунктами, но не приносит чувства удовлетворения. Эти внешние атрибуты успеха – не что иное, как попытка заполнить внутреннюю пустоту и притупить беспокоящее подозрение, что человек по-прежнему недостаточно хорош.

Уверенность в себе

Он знает свои таланты и способности, сильные и слабые стороны. Он не боится выражать свое мнение и быть таким, какой он есть.

Это не значит, что у такого человека все получается идеально – конечно, нет. Мы все оступаемся, принимаем неверные решения, сталкиваемся с критикой и замечаниями в свой адрес. Но человек, который находится в состоянии уверенности, не оставляет внутри себя места для самобичевания, чувства вины и страха перед лицом возможной ошибки.

Он не охотится за чужим вниманием, потому что мнение других людей не является для него приоритетом. Такой человек в состоянии здраво оценивать свои достижения, принимать ответственность за собственные поступки и самостоятельно делать выводы. Его самооценка зависит только от него самого, и признание (или непризнание) окружающих не может на это повлиять.

Какое состояние вам ближе? Уверенности в себе, когда каждый, даже самый незначительный момент жизни важен и ценен? Или самоуверенности, при котором значение имеет только то, что могут оценить и признать окружающие?

Что выбираете вы? Зависимость от материальных ценностей или полную свободу от них? Жизнь в состоянии гонки за успешным успехом и постоянном страхе его потерять или чувство уверенности, что самое дорогое – это ваш внутренний мир, который никто не сможет отнять?

Источник

В чем разница между уверенностью и самоуверенностью — психология

До недавнего времени я сам считал, что понятия уверенность и самоуверенность одно и то же. И многие люди тоже так считают. Но пару лет назад я узнал и осознал, что между этими понятиями огромная пропасть, несмотря на похожее название и даже некоторую схожесть.

Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть картинку Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Картинка про Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие

Разберём в чём же разница

Итак, начну с уверенности в себе. Это качество свойственно обаятельным, развитым и независимым личностям. Вернее у них оно довольно хорошо развито. А также, в какой-то мере, она есть у большинства людей. У кого-то это качество сильнее развито, у кого-то слабее.

Есть такое понятие, как зона комфорта. Чем больше у вас зона комфорта, тем увереннее вы в себе.

Это те обстоятельства и те ситуации, в которых мы знаем, что делать и как лучше это сделать.

Пример, у вас есть любимое кафе, вы были там много раз, вы возможно уже знакомы с кем-то из персонала, знаете меню, знаете, где туалет и т. д. Короче, знаете, как всё устроено в этом месте. Это кафе находится в зоне вашего комфорта, и в нём вы чувствуете уверенность в себе.

И другая ситуация. Вы пришли в новое кафе, в котором вы ещё не были. Тут вы, скорее всего, будете чувствовать себя неуверенно, так как не знаете, как всё тут работает. Но, зато, когда вы всё выясните, вы расширите свою зону комфорта.

То же относится и ко всем сферам нашей жизни. Мы тем увереннее себя чувствуем, чем больше знаем и чем больше наша зона комфорта.

Следовательно, чем чаще мы расширяем свою зону комфорта, тем быстрее становимся уверенным в себе человеком.

Самая важная область в которой нужно развиваться и тем самым увеличивать свою зону комфорта — это область коммуникации с людьми, или по-другому это можно назвать общительностью.

Стать общительными нам мешают страхи, и скромность, что, по сути, тоже набор страхов. Страхи, что все вокруг враждебны, что мы получим в ответ отказ и из-за этого расстроимся, страх быть оскорблённым и т.д.

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.

Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть картинку Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Картинка про Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие

Что же нужно делать?

Нужно избавляться от этих страхов! И чем лучше у нас получится избавиться от них, тем лучше и быстрее мы сможем расширять свою зону комфорта и становится более уверенными в себе. Ибо, если мы можем быстро найти общий язык с незнакомыми людьми, то соответственно быстро можем расширить зону комфорта.

Очень рекомендую вам направить свои усилия в этом направлении. Коммуникабельность открывает многие двери!

Настоящий мужчина обязан быть уверенным в себе! Для этого он должен побороть свои страхи и разрушить ненужные барьеры, быть умным и знающим, быть независимым и обаятельным, быть физически и морально сильным. Должен уметь найти выход из любой ситуации.

Настоящий мужчина всегда должен знать, что делать! Даже тогда, когда не знает!

Что такое самоуверенность

И не случайно мы это делаем после абзаца про настоящих мужчин. Вы спросите почему? А вот почему:

И не случайно, т. к. женщина от природы физически менее сильна и нуждается в защите, а также в защите своих детей. Кроме того, женщине сложнее сделать выбор, мешают эмоции.

А, так как многие люди не видят разницы между самоуверенностью и уверенность в себе, то женщины ошибочно полагают, что самоуверенные мужчины могут им дать то, что нужно.

На практике, самоуверенные люди действительно имеют долю уверенности в себе, но они настолько уверены, что они правы, что давят своей упёртостью и не считаются с мнением других людей. Они не способны на диалог и считают только своё мнение единственно правильным.

Стремление быть всегда правым – признак вульгарности.

Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть картинку Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Картинка про Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие

Соответственно, женщины решившие связать свою судьбу с самоуверенным мужчиной, вероятно смогут почувствовать себя «как за каменной стеной», но будьте готовы, что за этой стеной у вас не будет калитки, и не будет свободы.

А если вам повезёт и вам достанется уверенный в себе мужчина, то вы будете чувствовать поддержку и опору, но при этом у вас останется ваша свобода.

Но таких мужчин, к сожалению, меньшинство. И чтобы увеличить свои шансы встретить его, вам нужно развиваться и самой становиться лучше и гармоничнее.

Уверенный в себе человек не нуждается в своей половине, он и так целый. И ему интереснее с целыми людьми.

Источник

Уверенность в себе или самоуверенность?

Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Смотреть картинку Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Картинка про Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие. Фото Уверенность в себе и самоуверенность в чем отличие
Монашеский постриг

Грешно ли быть уверенным в себе и верить в себя, то есть считать, что можешь самостоятельно справиться с любой ситуацией, возникающей на жизненном пути? И чем отличается разумная уверенность в себе от эгоистичной самоуверенности?

На эти вопросы ответить не так-то просто, потому что это тонкая проблема, которую каждый переживает по-своему. Что здесь можно сказать? Совсем не обязательно, что человек, действительно желающий изменить свою жизнь, имеет эгоистичную самоуверенность. Христианин, как правило, говорит, что сделает все от него возможное, а Бог поможет.

Вспоминаются монашеские обеты при постриге, когда дающий их обещает соблюдать их, не полагаясь только на себя.

– Пребудешь ли в подвиге и в обители до последнего вздоха?

– Да, с Божией помощью.

– Будешь ли хранить воздержание с предусмотрительностью и благоговением?

– Да, с Божией помощью.

– Ты пришел сюда, чтобы сохранить послушание до самой смерти?

– Да, с Божией помощью.

Итак, человеку задают несколько очень важных вопросов, причем на некоторые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу ограниченности человеческих способностей, а он уверенно отвечает: «Да, я буду делать то, что вы говорите, но только с помощью Бога». При этом личная свобода никем не отменяется, а, следовательно, не отменяется и наша собственная личность. Когда мы говорим о нашем бытии, личности, то имеем в виду, что можем руководить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сделать то-то и то-то, а Бог пусть поможет мне достигнуть этого. Но если я не достигаю желаемого, то смиряюсь и прошу Господа о прощении, с кротостью и покаянием заполняю ту пустоту, которая создается невозможностью осуществления того, о чем я заявлял.

Все сказанное выше касается, прежде всего, молодых людей, для которых особенно характерна самонадеянность. А когда человек уже взрослый, в годах… Какая уверенность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начинать со всеми прощаться… После 50 человек начинает готовиться, «паковать свои вещи» – подобно тому, кто возвращается домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закончился, осталось два или три дня, нужно наконец собираться, складывать вещи, одежду, укладывать их, стирать, убирать в чемодан, быть готовым к тому, чтобы уехать через пару дней.

Вы ведете себя совершенно по-разному – в первый день отпуска, когда знаете, что останетесь в этом месте на месяц или два, и в последние дни. В эти дни все кончено – вам остается только собирать вещи…

Когда человек только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерзновение, но и предположение о том, как он приступит к своему делу, как распорядится днями своей жизни, как он вступит в брак, создаст семью, будет продвигаться по карьерной лестнице, брать кредит, строить свой дом… Если он лишен такого взгляда в будущее, отходит в сторону, заявляя: «Я ничего не смогу сделать», то в этом нет ничего хорошего – это нездоровое, болезненное пораженчество, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пораженцами и рабами. Но, конечно, царями мы становимся только после того, как обуздаем наши страсти и грехи, которые делают нас своими рабами. Только тогда духовная свобода претворится в реальность наших решений и дел.

Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Христом в своей жизни, потому что хочу следовать за Ним… Итак, я хочу быть христианином, у меня может не получиться, но я хочу этого – в соработничестве с Богом. С Божией помощью и уповая на Его поддержку, я могу. Мне нужно показать свое намерение, и Бог даст мне требуемые силы – как гласит прекрасное изречение из Патерика, которую отцы часто повторяют: «Пусть Бог даст силу вашим намерениям и желаниям».

У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божия сила будут работать вместе ради блага меня, как человека, на пути к совершенству».

Так разрешается вопрос: «У меня уверенность в себе или эгоистичная самоуверенность?» Наличие или отсутствие эгоизма становится явным благодаря совсем другому.

Иногда человек должен оказать сопротивление. Он должен быть настойчивым в том, что есть его.

Многие будут говорить вам: «Вы упрямы, вы следуете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тростинка, которую ветер качает туда-сюда? Неужто вы думаете, что если скомандуете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?

Нужно иметь твердость говорить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет желания идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу свободу, я не могу ей мешать, но я, безусловно, не считаю обязательным для своей свободы делать то, чего не хочу. Это все».

Как все мы знаем из собственного опыта, человек должен иногда быть настолько тверд, настолько непоколебим в своих убеждениях, что даже если все его окружение будет давить на него или угрожать, тем не менее он ответит: «Я не откажусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»

Человеку не нужно разрушать себя, он не должен действовать так, чтобы всегда и во всем уступать якобы из смирения. Такая позиция не имеет отношения к смирению, потому что подлинное смирение не обезглавливает человека. Смирение делает нас совершеннее; смирение предоставляет нам свободу выбора в понимании того, где мы должны устоять, а где нет; где должны сказать «нет» и остаться на месте, а где – полностью подчиниться другому человеку – безусловно.

Так что нельзя думать, будто бы нам не пристало хотеть что-то изменить в своей жизни, иметь мечту – особенно в молодости – например, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невозможно, – ну и что? Я должен перестать хотеть? Разумеется, невозможно не иметь желаний – только мертвый ничего не хочет. Даже великие святые имели большие желания… Какие же? Исполнить Божию волю. И хотя святые обычно по смирению уступали, но, когда дело касалось Божией воли, они оставались непреклонными. Они были непоколебимы, так что даже если бы весь мир обрушился на них, они не изменили бы своего положения.

Вспомним, что говорил святой Косма Этолийский: «Когда ты видишь турок и они требуют серебро, позволь им взять серебро; они захотят земли – отдай им поля; разреши им взять все – и не сопротивляйся. Только не отдавай туркам свою душу». В этом ты должен оставаться непоколебимым. Ты должен выучить, что значит «нет», и ответить всему, что посягает на твою душу: «Нет». К сожалению, в наши дни многие подростки говорят: «…но это же мои друзья – что я могу сделать? Это моя компания – как я могу сказать им “нет”? Разве могу я разочаровать их и пойти против?»

Здесь не может быть двух мнений. Есть определенные границы в наших отношениях с людьми. Как гласит пословица: ты же не позволяешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гостиную, даже пройти на кухню, но ему не дозволен доступ в твои личные покои. Незнакомцы просто не могут туда войти. Есть определенные пределы, и мы говорим: «Нет, сюда вы не можете войти».

Нам необходимо научиться обозначать эти пределы. И, как мы уже говорили, истинное смирение дарит человеку личность – чрезвычайно сильную, но ни для кого не опасную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Который управляет миром, никому не нанося ущерба.

Бог дал нам свободу делать все, что мы хотим. У нас есть свобода отвергать Его, оскорблять Его… Он дал нам эту свободу, потому что у Него нет чувства незащищенности. У смиренного человека тоже нет чувства незащищенности, он не склонен к подозрительности или слабости; он позволяет другим поступать, как те хотят, но сам остается непоколебимым в своих решениях. Он уверен, но никому не мешает.

Эгоистичная самоуверенность есть в том случае, когда человек говорит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуждаюсь». Но не в том случае, когда вы говорите: «С Божией помощью, я сделаю; я попытаюсь это сделать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»

Например, вы говорите: «Я хотел сдать эти экзамены; я сделал все возможное, я учился, я во всем поступал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обнаруживает вашу внутреннюю сущность как духовно здоровую. Да, вы чувствуете разочарование – по-человечески, но вы не будете ощущать уныния или отчаяния и бросать все. Вы говорите себе: «Ладно, я принимаю эту неудачу, я рассматриваю неудачу как возможный результат. Это меня не пугает, это не вызывает у меня паники. Неудача не раздавит меня. Это допустимо – столкнуться с неудачей, ведь она не всегда имеет отрицательные последствия… Я человек, я ограничен в своих возможностях, я не идеален, не всемогущ, я не могу добиться всего…»

Вот почему, даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас… Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибаться и не в чем не погрешить?

Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «замешаны» в нас. Это обычное для нашего состояния дело, и поэтому даже скромный человек должен быть благоразумным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осторожным и не подвергать себя опасности». Смиренный человек будет действовать осмотрительно, в то время как надменный скажет, что нет проблем, а потом – бац! – падает…

Жить во Христе не значит, что вы спокойно можете «проспать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе проходит в серьезной борьбе; вы должны заплатить за свою свободу кровью. Слова «Я буду следовать за Христом» исполнить не так-то просто, и в этом нет ничего странного. Жизнь во Христе требует многого, иногда очень многого. Чтобы обрести такую жизнь, необходимо приложить к этому все свои силы… Иными словами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что пожелаете. Вы боретесь. Жизнь во Христе – это борьба.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *