Уволили по статье что делать с трудовой электронной книжкой
Что делать с трудовой книжкой, если уволили по статье
Продвижение по карьерной лестнице сопровождается взлетами и неприятными падениями. Сотрудники, которые находятся в плохих отношениях с нанимателем, могут потерять не только должность, но и профессиональную репутацию. Если уволили по статье, что делать с трудовой книжкой, знают не все. Чтобы избежать проблем в будущем, лучше разобраться в действующих нормах законодательства Российской Федерации и способах исправления опасной записи.
Основные положения
Все трудовые отношения закреплены в 80 и 78 статьях ТК РФ. В них указываются права и обязанности обеих сторон, а также приводятся ситуации, при которых разрывается контракт. В большинстве случаев закон защищает интересы работников, а не нанимателей.
Параграф 81 разрешает расторгнуть договор с сотрудником в одностороннем порядке. Существует четырнадцать причин, дающих право убрать человека с занимаемой должности. Самыми распространенными являются только шесть:
Зная, чем грозит увольнение по статье, руководство предприятия редко прибегает к такой мере. В действующей практике обе стороны договариваются и стараются избежать появления записи. Если разрыв отношений произошел по вине администрации, то у обиженного гражданина есть месяц для обращения в суд и восстановления профессиональной репутации.
Работодатель не имеет права без веских оснований выгнать сотрудника. Даже если хотят наказать нерадивого субъекта, то потребуется полный пакет документов, подтверждающий плохое выполнение обязанностей. Доказательствами нарушений являются:
Чтобы не было подлога, все предоставленные свидетельства должны быть заверены подписью фигуранта. Если есть бюллетень о нетрудоспособности из больницы, то увольнять за прогулы противозаконно.
В ходе судебного разбирательства гражданина не только восстановят в должности, но и потребуют материальную компенсацию.
После того, как человек потерял рабочее место по статье, ему выдают все документы и делают соответствующую запись в бланке. Чтобы не возникало проблем в будущем, пакет забирают в отделе кадров под подпись или высылают с уведомлением по почте.
В среднем сроки получения колеблются от одного до трех месяцев.
Неприятные последствия
Работодатели внимательно изучают трудовую книжку потенциального сотрудника. Наличие записи о том, что контракт расторгается по причине грубого нарушения обязательств, является негативным знаком для нанимателя. Человек предстает в глазах будущего начальства несерьезным и неблагонадежным.
Начинающие трудовую деятельность не понимают, чем грозит в дальнейшем увольнение по статье, поэтому не переживают о последствиях. Короткая фраза в документах превращается в тревожную кнопку. Не каждое предприятие рискнет устроить проблемного субъекта, и поиск новой работы усложнится в разы. Соискатель получает отказ до собеседования и не имеет возможности объяснить причину увольнения.
Многие компании пользуются безвыходной ситуацией и нанимают сотрудников на низкооплачиваемую должность.
Чтобы подтвердить квалификацию, приходится начинать с низов. Если человек является профессионалом в редкой специализации, то есть шанс «выторговать» место без урезания оклада.
Решение проблемы
Юристы рекомендуют искать выход из ситуации только в том случае, когда возникнут сложности с трудоустройством. Часто на предприятии не обращают внимания на записи и руководствуются послужным списком достоинств. Соискатель доказывает компетентность и устраивается на свободную должность.
Специалисты уверены, что если уволили по статье, то можно завести новую трудовую книжку. В кадровой службе пишут заявление об утере старого документа, после чего оплачивают стоимость бланка. Если сотрудник подходит нанимателю, то проблем в устройстве не будет. Иногда администрация интересуется профессиональной репутацией человека.
Если стаж не важен, то достаточно купить новый документ. Для людей с многолетним опытом юристы рекомендуют восстановить персональные данные до момента оформления на «проблемное» предприятие. Занятие хлопотное, но обезопасит перед пенсией от беготни по кабинетам и инстанциям.
Устраиваясь в серьезную компанию, надо готовиться к глубокой проверке. Служба безопасности легко получит информацию о соискателе из данных пенсионного фонда. Например, увольнение за прогулы на бывшей работе станет поводом для дальнейшего разрыва отношений из-за несоблюдения условий договора и сокрытия важных сведений.
Если есть спорные моменты, тогда их решают в суде. В статье 392 ТК РФ указывается, что в течение 30 дней после получения на руки трудовой книжки гражданин имеет право оспорить решение бывшего руководителя. Если контракт расторгли с нарушением закона, то есть шанс восстановиться на работе, исправить запись и получить денежную компенсацию. После положительного решения сотрудник увольняется по соглашению сторон.
Трудоустройство по знакомству — это самый легкий вариант избавления от проблемы. Человек не проходит собеседование и не конкурирует с другими соискателями. Не нужно избавляться от документов строгой отчетности и врать будущему нанимателю. Прошлую ошибку перекрывают хорошими рекомендациями и положительной характеристикой.
Негативная запись в трудовой — это не повод для переживаний. Многие граждане не знают, с чего начать, если уволили по статье и можно ли устроиться после на работу. Неприятные обстоятельства легко решить законными способами. Чтобы дальше без проблем подниматься по карьерной лестнице, стоит избегать спорных ситуаций.
Электронные трудовые книжки, сокращение работников, увольнение по инициативе работника: читаем свежие разъяснения Роструда
Нужно ли заверять печатью организации запись в бумажной трудовой книжке о переходе на электронный вариант? У кого должен храниться оригинал справки о трудовой деятельности (СТД-ПФР или СТД-Р): у работодателя или работника? Можно ли одновременно произвести сокращение и штата, и численности? На эти и другие вопросы ответили эксперты сервиса Роструда «Онлайн-инспекция.рф» в обзоре за август и за сентябрь.
Заверение записи о переходе на электронную трудовую книжку
Обязательно ли заверять печатью организации запись в трудовой книжке о переходе на электронную трудовую книжку?
Действующее законодательство не регулирует вопрос о порядке внесения такой записи в трудовую книжку. В связи с этим полагаем, что отсутствие печати не делает запись о переходе на электронную трудовую книжку недействительной.
Хранение оригинала справки СТД-ПФР
Работник, ранее отказавшийся от бумажной трудовой книжки, при трудоустройстве предъявил новому работодателю оригинал справки СТД-ПФР. Как следует поступить с этим документом: вернуть оригинал справки работнику или хранить в организации?
Данный вопрос не урегулирован законодательством. По нашему мнению, работодатель вправе выбрать любой вариант действий, в том числе вернуть оригинал справки работнику.
СПРАВКА
СТД-ПФР — это сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда. Регламент выдачи физлицам этих сведений утвержден постановлением правления ПФР от 21.01.20 № 46па (см. «ПФР утвердил порядок получения сведений из электронной трудовой книжки»). Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем, выдаются по форме СТД-Р
Увольнение без отработки двух недель
Установлены ли в законодательстве конкретные случаи, когда работник вправе уволиться по собственной инициативе до истечения двухнедельного срока — в удобный для него срок? Нужно ли прилагать к заявлению об увольнении документы, подтверждающие, что работнику необходимо срочно уволиться?
Исчерпывающий перечень случаев, когда работник вправе уволиться по собственному желанию в удобный для него срок, законодательством не установлен. Как правило, к таким случаям можно отнести те, когда человек по тем или иным уважительным причинам не может продолжать работать у данного работодателя. Некоторые из таких ситуаций перечислены в части 3 статьи 80 ТК РФ.
Также нормами действующего законодательства не установлена обязанность работника подтверждать, что он не может продолжать работу. Однако делать это все же рекомендуется.
Одновременное сокращение и численности, и штата
Возможно ли одновременно произвести сокращение штата (сокращение отдельных должностей) и численности (уменьшить количество работников по определенной должности)? Что должно быть указано в приказе о сокращении в таком случае?
Трудовое законодательство не содержит определения понятий «сокращение численности» и «сокращение штата». Запрет на одновременное сокращение должностей и численности работников в рамках одной должности также отсутствует. Таким образом, полагаем, что можно произвести сокращение и численности, и штата. В приказе указываются должности и количество должностей, которые подлежат сокращению. Подробнее о том, как оформить увольнение «по сокращению», читайте в статье « Выплаты при сокращении работника в 2020 году ».
Выплата среднего заработка при увольнении «по сокращению»
Каков предельный срок, по истечении которого уволенный работник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за второй и последующие месяцы после увольнения в связи с сокращением численности или штата организации?
С 13 августа 2020 работник вправе обратиться за выплатой среднего заработка за второй и последующие месяцы после увольнения в связи с сокращением численности или штата организации не позднее 15 рабочих дней после окончания соответствующего месяца (ч. 4 ст. 178 ТК РФ).
Отзыв заявления о сокращении рабочего дня
Вправе ли работник отозвать свое заявление о сокращении рабочего дня? Может ли такой сотрудник попросить перевести его на полный рабочий день?
Если сотрудник уже подписал дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на работу в режиме неполного рабочего времени, то он не вправе в одностороннем порядке отказаться от работы в указанном режиме. Обоснование — нормами действующего законодательства не установлено право работника на отзыв заявления о сокращении рабочего дня после подписания дополнительного соглашения к трудовому договору.
Если же после подачи указанного заявления допсоглашение к трудовому договору не было заключено, то трудовые отношения продолжаются в ранее установленном формате. Отзывать заявление не требуется. Достаточно отказаться от подписания дополнительного соглашения.
Обучение с частичным отрывом от работы
Вправе ли работодатель направить сотрудника на обучение для повышения квалификации с частичным отрывом от работы?
Трудовым законодательством не урегулирован случай повышения квалификации с частичным отрывом от производства.
Нужно учитывать, что при направлении сотрудника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). А если обучение происходит без отрыва или с частичным отрывом от производства, то упомянутые гарантии не предоставляются.
Как подставляют работодателей работники с электронными трудовыми книжками
Ксения Корчагина, юрист
С бумажными трудовыми книжками были проблемы, но мы к ним привыкли. Прогульщики заводили дубликаты. Кадровики заполняли с ошибками. Почта теряла эти книжки при пересылке.
С электронными трудовыми сложности только начинаются. Работники изобретают новые способы скрыть увольнения за прогул. Осознано и не очень подставляют работодателей на штрафы и проверки. На примерах разбираем, как не допустить произвола работников.
В статье узнаете
Подставы СТД-Р при приеме на работу
Работника уволили за прогул, выдали справку СТД-Р с записью об увольнении по статье. Чтобы скрыть это, сотрудник при новом трудоустройстве принес предыдущую СТД-Р без «нехорошей» записи. Работодатель принял на работу прогульщика или пьяницу.
Другая история. Работница еще не уволилась из ООО «РогаКопыта», но уже ищет работу. Новому работодателю вместо СТД-Р от ООО «РогаКопыта» принесла СТД-Р об увольнении из ООО «Волна». Ее приняли по основному месту работы. Теперь у фирмы споры с Пенсионным фондом, фонд требует оформить ее по совместительству, потому что по основному она числится в ООО «РогаКопыта».
Мужчина сидел в тюрьме. Устроился на месяц куда-то. Получил СТД-Р. Новый работодатель не узнает о криминальном прошлом работника.
Почему так?
С электронными книжками стало проще скрыть предыдущие места работы. Если работник отказался от бумажной трудовой, книжку ему выдают на руки. Дальше сведения о приемах, увольнениях хранит Пенсионный фонд. А работник при необходимости и увольнении получает у работодателя справку СТД-Р со сведениями о работе у этого работодателя.
В итоге у сотрудника есть бумажная трудовая с записью о переходе на ЭТК и несколько справок СТД-Р от разных работодателей. При трудоустройстве он обязан показать, а не оставить кадровику 1 справку СТД-Р.
Как избежать неприятностей?
Если есть сомнения в достоверности предоставленной работником СТД-Р, запросите справку СТД-ПФР. Это тоже сведения о трудовой деятельности, но их работник получает сам в Пенсионном фонде или на сайте госуслуг. Там пока не пишут причины увольнения, но есть информация обо всех работодателях с 2002 года. Да, работник имеет право не предоставлять СТД-ПФР. Но это будет лишний повод задуматься, что что-то не так.
Наш эксперт шаг за шагом описывает работу с электронными трудовыми книжками и отвечает на вопросы, которые могут возникнуть в процессе.
Как перейти на электронные трудовые книжки
Рассказать сотрудникам и не получить штраф от Роструда
В 2020 году в России начался переход к электронным трудовым книжкам.
С 2020 года сведения о том, что человека приняли на работу, повысили или уволили, передаются в Пенсионный фонд РФ в электронной форме. Переход с обычных трудовых книжек на электронные продолжается и в 2021 году.
Рассказываем, как это происходит.
Что такое электронная трудовая книжка
Специального термина «электронная трудовая книжка» в законодательстве нет. Так называют новый способ хранения сведений о том, где и кем работают люди. Раньше трудовой книжкой называли бумажную книжечку серо-зеленого цвета, в которую работодатели записывают, когда приняли кого-то на работу, перевели на другую должность или уволили. Теперь работодатели передают все это в ПФР в электронном виде, а бумажные трудовые в некоторых случаях могут не вести.
Какого-то отдельного документа вроде оцифрованной трудовой, где бы хранились все сведения о работе человека, нет. Есть база данных, из которой можно сформировать выписку на конкретного человека. Это и называют электронной трудовой книжкой.
Новый порядок действует с января 2020 года. Теперь каждый сотрудник может отказаться от бумажной трудовой, так как все сведения о его работе государство хранит в электронном виде. С 1 января 2021 года тем, кто впервые устроится на работу, трудовые в виде серо-зеленой книжки вообще не заводят.
ФЗ 439-ФЗ от 16.12.2019 — как формируются сведения о работе в электронном виде
В чем польза для работодателя. Работодателям проще вести учет в электронном виде, вносить исправления и заверять копии, чем заполнять бумажные книжки. С цифровыми трудовыми книжками можно не переживать, что они потеряются или испортятся, а Роструд во время проверки решит, что они неправильно оформлены или не так хранятся.
В чем польза для работников. Работающий или когда-то работавший человек сможет в любой момент заказать сведения о своей работе в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на портале госуслуг. Если работодатель исчезнет вместе с трудовыми, сведения о работе все равно можно будет подтвердить.
Что нужно делать работодателям
С переходом на электронные трудовые книжки у компаний появилась обязанность отправлять в ПФР отчет по новой форме, если приняли кого-то на работу, уволили, перевели на другую должность или получили от сотрудника заявление о том, хочет ли он сохранить бумажную трудовую книжку.
За не сданный вовремя отчет о трудовой деятельности или ошибки в отчете ПФР может выписать штраф от 300 до 500 Р директору или другому сотруднику компании, который обязан сдавать такие отчеты, или ограничиться предупреждением.
Что проверить в локальных актах
Локальные акты — это внутренние документы компании, которые регулируют ее работу вместе с трудовым кодексом. Они не могут ему противоречить, но могут детализировать. В зависимости от размера компании таких документов может быть больше или меньше. Обычно принимают правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие акты. У микропредприятий их может не быть вообще, закон это допускает.
Если есть отдельные положения о порядке приема сотрудников на работу, перевода на другую работу, увольнения, их тоже нужно проверить.
Вот что изменилось из-за перехода на электронные трудовые книжки:
В отдельном приказе можно определить сотрудника, ответственного за направление отчетов в ПФР. Это может быть сотрудник кадровой службы или бухгалтерии.
Курс о больших делах
Как сдавать отчет о трудовой деятельности сотрудников в ПФР
С 2020 года все работодатели сдают в пенсионный фонд новый вид отчетности — сведения о трудовой деятельности. Это основа для формирования электронных трудовых книжек. ПФР собирает все сведения о том, где, когда и кем работал сотрудник, в единую базу данных.
Отчет сдают по форме СЗВ-ТД. Он подается по всем сотрудникам, занятым по трудовым договорам, включая декретниц, иностранных граждан, тех, кто работает дистанционно и по совместительству, то есть сразу у нескольких работодателей. Если сотрудники работают по гражданско-правовым договорам, отчет СЗВ-ТД по ним подавать не нужно.
Сведения о трудовой деятельности включают:
Вот какие сведения о работе нужно включить в отчет:
Отчет подается в ПФР, если у сотрудника изменились какие-то сведения из перечисленных. Например, он устроился на работу или получил повышение. Если ничего не меняется, не нужно сдавать пустые отчеты или дублировать сведения из предыдущих.
Срок отправки отчета зависит от того, что произошло с сотрудником:
Форма для отчета утверждена ПФР, она едина для всех организаций и всех ИП с сотрудниками. Порядок подачи такой же, как и по обычной отчетности в ПФР: компании, в которых меньше 25 человек, могут сдавать отчет в бумажном или электронном виде, остальные сдают только в электронном.
Отчеты по форме СЗВ-ТД сдают только с 2020 года, для сведений о работе за прошлые годы предусмотрели вот такие правила:
Когда сотрудники должны подать заявления
Отказаться от бумажной трудовой книжки сотрудник может в любой момент, подав заявление. Сотрудники с опытом официальной работы, которые сейчас не работают по трудовой, могут сделать выбор, когда устроятся на работу. Люди, которые будут устраиваются на работу после 1 января 2021 года впервые, никаких заявлений вообще не подают. Работодатель по умолчанию заводит им электронную трудовую.
Если сотрудник решит оставить бумажную трудовую книжку, он имеет право передумать и перейти на электронную позже. Но если он откажется от бумажной трудовой, вернуться к ней не получится.
Что делать с сотрудниками, которые отказались от бумажных трудовых
Если сотрудник подает заявление об отказе от бумажной трудовой книжки, работодателю следует:
Выдать трудовую книжку сотруднику, который перешел на электронный формат, нужно в течение трех рабочих дней после того, как он подал заявление. Такой же срок установлен для выдачи сотрудникам документов, связанных с их работой. Если сотрудник согласен, трудовую можно отправить ему по почте заказным письмом.
Сотрудник забирает свою трудовую книжку домой и дальше может использовать ее, чтобы подтвердить сведения о работе до 2020 года. Трудовую книжку лучше не выбрасывать, не сжигать и не терять, на случай если у ПФР что-то куда-то пропадет.
Что делать с сотрудниками, которые сохранят бумажные трудовые
Трудовые книжки нужно продолжить вести и хранить, как обычно, в двух случаях:
Если сотрудник подал заявление до конца 2020 года, работодатель должен был сообщить об этом в ПФР в очередном отчете СЗВ-ТД.
Если до 31 декабря 2020 года сотрудник не сообщил о своем выборе, считается, что он не хочет ничего менять, — до тех пор, пока сам не передумает. Для таких нужно продолжить вести трудовые книжки. В ПФР дополнительно ничего сообщать не нужно.
Вот что еще должен делать работодатель:
Если сотрудник передумает, он сможет написать заявление об отказе от трудовой книжки в любой момент и забрать ее себе.
Кому оформлять трудовую книжку при приеме на работу
Если человек впервые устраивается на работу в 2021 году, бумажную трудовую заводить не нужно. Если опыт работы у нового сотрудника уже есть, работодатель должен проверить по записям в СТД-Р или в бумажной трудовой, что он решил насчет трудовой книжки. Если он от нее отказался, заводить новую или продолжать старую не придется. Если же он сохранил трудовую книжку, работодатель продолжает ее вести.
Подать заявление о переходе на электронную трудовую можно только работодателю, а перед этим трудовые отношения следует правильно оформить. Не исключено, что этот порядок упростят или у Роструда будет какой-то другой взгляд на эту проблему. Расскажем об этом, когда появится практика.
Как проверить, что выбрал сотрудник. Новый сотрудник может не помнить, подавал он прежнему работодателю какое-то заявление или нет. Если у него нет трудовой книжки, по записи в которой это можно определить, попросите его при приеме на работу представить сведения о своей трудовой деятельности.
В справке с такими сведениями есть специальная отметка о том, что сотрудник решил насчет бумажной трудовой и когда подал заявление. Получить такую справку человек может в ПФР или у бывшего работодателя. Новый работодатель не может сам запросить ее в ПФР, это персональные данные человека, они под защитой.
Как сделать выписку из электронной трудовой
Электронная трудовая книжка — это не какой-то отдельный документ, а совокупность записей в базе данных со сведениями о работе того или иного человека. Выписку из этой базы данных могут выдать работодатель или ПФР.
Работодатели включают в выписку сведения о работе человека в компании с момента трудоустройства и до обращения за выпиской, а в выписке из ПФР будут данные по всем работодателям, которые передали сведения, начиная с января 2020 года.
Скачать бланк справки СТД-РRTF, 114 КБ
Вот как выглядит выписка из электронной трудовой книжки:
Работодатели выдают выписки со сведениями о трудовой деятельности только тем сотрудникам, которые отказались от бумажных трудовых. Работодатель обязан выдать выписку в двух случаях:
В справке СТД-Р будут все сведения о работе у текущего работодателя:
В каком виде получать выписку, определяет сотрудник. Он имеет право попросить выдать ему выписку СТД-Р в электронном или бумажном виде. На то, чтобы ее выдать, у организации есть 3 рабочих дня.
Чтобы заверить электронную выписку, работодателю нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, нужно сообщить об этом сотруднику и предложить получить справку в бумажном виде или заказать в ПФР.
Бумажную выписку можно выдать на руки или отправить почтой по просьбе сотрудника. Это актуально для дистанционной работы, сотрудников в декрете и на больничном. В заявлении о выдаче справки нужно указать, в каком виде ее выдавать и куда высылать.
Как получить выписку в пенсионном фонде
С 2020 года сведения о трудовой деятельности можно получить не только у работодателя, но и в ПФР или заказать на сайте госуслуг. Это особенно удобно, если человек давно не работает, а для каких-то пособий нужна выписка из трудовой.
Выписку из ПФР могут получить и те, кто отказался от трудовой книжки, и те, кто продолжает ее вести, — данные работодатели передают по всем сотрудникам.
Объем сведений в справке СТД-ПФР не ограничен периодом с 2020 года. Из информационных ресурсов пенсионного фонда должна подгружаться информация о трудовой деятельности работника до 31 декабря 2019 года. Однако в ней указывается только наименование работодателей и периоды работы у них.
Если нужно проверить, платил ли работодатель за сотрудника пенсионные взносы, нужно заказать извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.
Как получить электронную выписку. ПФР может выдать выписку в электронном виде или в бумажном, если нужен документ со штампом:
Чтобы заказать электронную выписку, нужна регистрация на сайте госуслуг. Это бесплатно. На выписке будет стоять электронная подпись сотрудника ПФР — такая выписка равнозначна бумажной.
Чтобы получить выписку на сайте госуслуг, нужно заполнить и подать заявление. Для этого достаточно авторизоваться на портале, личные данные подтягиваются автоматически. Выписку высылают на почту, которая указана в личном кабинете портала госуслуг.
Чтобы получить выписку на сайте ПФР, достаточно зайти в личный кабинет, авторизоваться по данным от портала госуслуг и подать заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Выписка откроется прямо на экране, ее также можно скачать в виде PDF-файла.
Как получить бумажную выписку. Иногда выписку нужно принести и показать кому-то или приложить к пакету документов, тогда электронный вариант не подходит. Выписку в бумажном виде и с подписью уполномоченного лица можно получить в ближайшем отделении ПФР или МФЦ. Объем сведений в ней будет такой же, как и в выписке, заказанной на портале госуслуг или в личном кабинете ПФР.