Узел тетради что такое
Узел тетради что такое
Полезное
Смотреть что такое «Узел» в других словарях:
УЗЕЛ — (Knot) 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies knot, carrick bend) неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) надежный,… … Морской словарь
УЗЕЛ — (1) УЗЕЛ (1) узла, м. 1. Место, где связаны концы чего н. (веревок, канатов, ниток), или завитое в петлю и стянутое место на веревке, канате, нитке. Завязать узлом. Завязать узел. Узлы на веревке. Морской узел. Глухой узел. 2. перен. Место… … Толковый словарь Ушакова
УЗЕЛ — (1) УЗЕЛ (1) узла, м. 1. Место, где связаны концы чего н. (веревок, канатов, ниток), или завитое в петлю и стянутое место на веревке, канате, нитке. Завязать узлом. Завязать узел. Узлы на веревке. Морской узел. Глухой узел. 2. перен. Место… … Толковый словарь Ушакова
УЗЕЛ — муж. (узкий) узловина муж. (а пск., жен.) узляк, ка муж., курск. узол, вост. узелок, лочек, узлишка узлища,; перевой гибких концов и затяжка их, завязка. Узлы вяжутся различным перевоем; в домашнем обиходе знают: глухой, бабий или простой узел;… … Толковый словарь Даля
УЗЕЛ — • УЗЕЛ, 1). В анатомии утолщение или увеличение органа или ткани, например лимфатический узел или синусно предсердный узел нервной ткани, контролирующий ритм сердца. 2). В ботанике узел место на стебле растения, откуда отходит лист или листья. 3) … Научно-технический энциклопедический словарь
узел — См. связка в узел завязать, разрубать гордиев узел, рассечь гордиев узел. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. узел связка; блок, прибор, установка, агрегат, секция,… … Словарь синонимов
узел — 1. УЗЕЛ, узла; м. 1. Затянутая петля на верёвке, канате и т.п.; место, где связаны концы чего л. (верёвки, нитки, платка и т.п.). Большой, тугой, сложный у. Верёвочный у. У. на галстуке. Завязать узлом. Развязать у. Затянуть у. Распутывать узлы… … Энциклопедический словарь
узел — узел логический узел Точка присоединения к сети, устройство, подключенное к сети (компьютер, мост, маршрутизатор, порт коммутатора, шлюз и т.п.). В общем случае может использоваться для обозначения любого активного элемента сети. Синоним понятия… … Справочник технического переводчика
Узел — – область сопряжения двух или более элементов конструкции. При расчете узлом считается группа всех основных элементов, необходимых для представления работы узла в процессе передачи соответствующих внутренних сил и моментов. Узел сопряжения… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Узел — морской: а беседочный; б шкотовый; в выбленочный; г восьмёрка; д удавка; е плоский; ж шлюпочный; з кошачьи лапки; и рыбацкий штык; к стопорный; л штык с двумя шлагами. УЗЕЛ, 1) место соединения двух тросов или петля (схватка), стянутая на тросе.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
УЗЕЛ — в технике 1) Часть машины, механизма, установки и т. п.; состоящая из нескольких более простых элементов (деталей)2)] Совокупность функционально связанных сооружений, машин или других устройств (напр., гидроузел, радиоузел)3) Пункт на пересечении … Большой Энциклопедический словарь
Почему воспаляются лимфоузлы на шее, и что делать?
Лимфатические узлы – это своего рода биологический фильтр, защищающий организм человека от проникновения чужеродных патогенов. Они содержат специфические иммунные клетки-лимфоциты, которые подавляют активность рост и активность возбудителей различных заболеваний.
Аномальные размеры лимфатического узла – сигнал о том, что в организме происходит борьба с болезнью. Локализация находиться в зоне воспаления лимфатического узла. Это первые органы, которые страдают от удара, когда количество возбудителей значительно превышает норму.
Классификация шейного лимфаденита
Острый лимфаденит шеи, сопровождается сильными болями и покраснением лимфатических узлов. Поскольку это не самостоятельное заболевание, а симптом, сначала лечат не лимфатические железы, а саму болезнь. При хроническом шейном лимфадените лимфатические узлы значительно увеличены.
Зависимость конкретного лимфатического узла от заболевания
От области локализации увеличенных лимфоузлов можно сделать предположение по поводу того, о каком заболевании идет речь. Даже при самостоятельном определении причины произошедших в организме изменений не стоит заниматься самолечением, т. к. это может привести к необратимым процессам в организме.
Таблица – Локализация лимфатических узлов, зоны дренирования и причины увеличения
На буграх затылочной кости
Кожный покров задней части шеи и волосистой части головы
В области сосцевидного отростка
Среднее ухо, ушная раковина (справа или слева), височная часть скальпа
локальные инфекционные процессы;
В верхнем шейном треугольнике
Ухо, кожа лица, слюнные железы, зев и ротовая полость, слизистые носа, миндалины и язык
В нижнем шейном треугольнике
Органы шеи, кожа грудной клетки и верхних конечностей, подмышечные и шейные лимфоузлы
местные инфекционные поражения;
опухоли шеи и головы;
Органы брюшины и грудина
Кожный покров верхней части грудины
новообразования молочной железы;
Почему воспаляются лимфоузлы на шее
Лимфатические узлы расположены по всему телу и служат для того, чтобы обезвреживать патогены, инородные вещества или раковые клетки. С этой целью они производят определенный тип лейкоцитов и лимфоцитов. Каждый лимфоузел является, так сказать, фильтрующей станцией определенной области.
Если лимфатические узлы набухают только в определенных местах, это дает врачу доказательства возможных заболеваний. Опухшие лимфоузлы указывают на активность заболевания.
Увеличение лимфатических узлов также может указывать на наличие ВИЧ. Опухолевые заболевания (лимфолейкоз) могут влиять на сам организм. Укусы насекомых и аллергия также провоцируют появление данного симптома.
Вариации симптомов шейного лимфаденита
Клиническая картина зависит от типа возбудителя и тяжести первичного заболевания. При вирусной инфекции организма, лимфатические узлы увеличиваются, становятся болезненными, но все эти изменения исчезают сами по себе через несколько недель.
Однако при бактериальной инфекции симптомы воспаления лимфатических узлов на шее выглядят по-разному, т. к. такие заболевания обычно сопровождаются образованием и накоплением гнойных масс. Лимфоузлы на шее заметно увеличиваются, становятся твердыми и хорошо заметными.
Если наблюдаются вышеперечисленные симптомы, необходимо обратиться к врачу. Дело в том, что лимфаденит на начальной стадии гораздо легче вылечить. В запущенных случаях без хирургического вмешательства не обойтись.
Что делать при подобных симптомах
Лечение опухших лимфатических узлов всегда зависит от причины дискомфорта. В более тяжелых случаях, бактериальная инфекция являющаяся триггером, подлежит лечению антибиотиками. Если отек сохраняется более 2-3 недель или дискомфорт возвращается, следует принимать кардинальные меры.
При тактильном осмотре врач определит, является ли уплотнение жестким или мягким, подвижным или неподвижным, и вызывает ли прикосновение боль. Эта информация уже может быть чрезвычайно полезна для определения причины. Самолечение в данном случае недопустимо. Даже если при воспалении лимфоузлов на шее отсутствует высокая температура, консультация со специалистом является залогом скорейшего выздоровления и исключения вероятности развития осложнений.
Лечение шейного лимфаденита
Если увеличенные лимфатические узлы мягкие и безболезненные, значит, иммунная система активно действует против болезнетворных организмов. После того, как инфекция побеждена, размер узлов возвращается к норме.
Лечение шейного лимфаденита следует начинать с выявления причин инфекции и устранения источника. После гриппа, ангины, острых дыхательных путей лимфатические узлы возвращаются в норму без лекарств спустя некоторое время. В противном случае врач может назначить противовоспалительные препараты.
От точности диагностики будет зависеть методика лечения. Индивидуальная схема терапии разрабатывается только после получения результатов проведенного обследования.
Если медикаментозная терапия недостаточно эффективна, тогда проводится операция по удалению лимфоузлов – лимфодиссекция. Необходимость в хирургическом вмешательстве возникает для получения материалов, чтобы провести гистологическое исследование. Такой подход позволяет определить тип и стадию происходящих в организме нарушений и подобрать эффективную схему лечения.
Профилактика шейного лимфаденита
Чем лечить воспаленные лимфоузлы на шее, может ответить только опытный врач. Если вовремя не посетить специалиста, то не исключено, что в организме будет дальше прогрессировать заболевание. Если в процессе острого течения не принять меры, то болезнь становится хроническим, что значительно осложняет процесс выздоровления.
Как завязать узел: 20 узлов для выживания, которые нужно знать
Умение завязать узел, причём узел крепкие, надежные и подходящий к конкретной ситуации, очень важно не только для выживальщиков и бушкрафтеров, но и для охотников, рыболовов и просто любителей отдыха в дикой природе. Ведь с помощью узла можно не только соединить два конца веревки, но и отремонтировать снаряжение, зафиксировать один предмет к другому, изготовить простейшие ловушки, а также решить много других задач.
Как завязать узел: 20 узлов для выживания, которые нужно знать
Сегодня мы расскажем про наиболее популярные и одновременно универсальные узлы, а также подробно объясним – в каких случаях какой узел применять, и как этот узел завязать.
1. Прямой узел
Основное его предназначение – связывать вместе веревки, а также фиксировать веревочный узел вокруг какого-либо предмета. По своей прочности прямой узел многократно превосходит простой узел и отличается устойчивостью к самопроизвольному развязыванию, что позволяет применять его даже в тех случаях, когда на веревку предполагается приложение значительных усилий.
Чтобы завязать прямой узел, необходимо положить веревки концами навстречу друг к другу, после чего веревку, идущую справа налево завести под вторую веревку и, выведя конец слегка вверх, отвести обратно вправо. Со второй веревкой проделывается все тоже самое, но в зеркальном виде (при этом, свободный конец веревки в последний момент заводится под конец первой веревки, образуя петлю). Готовый узел (если он завязан правильно) выглядит полностью симметричным. Все, что останется сделать – это затянуть его потуже – и веревки будут надежно соединены воедино.
2. Выбленочный узел
Выбленочный узел является одним из наиболее универсальных узлов, применяемых в морских такелажных работах. С его помощью выполняется закрепление тросов, канатов и веревок к матчам и другим предметам, имеющим гладкую округлую поверхность. Данный тип узла отлично подойдет для прикрепления веревок, подверженных натяжению, к палкам и колышкам (например, при изготовлении растяжек для тента и т.д.)
Чтобы завязать узел, нужно взять веревку и без натяжки обернуть ее вокруг предмета (на который предполагается ее закрепить), создав таким образом петлю. После этого нужно сделать еще один оборот, создав вторую петлю, после чего пропустить конец веревки внутрь нее, и затянуть узел.
3. Булинь
Один из наиболее простых и, одновременно – популярных узлов. Он отличается большой универсальностью и надежностью (узел не склонен к самопроизвольному развязыванию, а также не затягивается под нагрузкой, что позволяет легко развязать его тогда, когда это требуется). Булинь в тех или иных вариациях применяется в альпинизме, морском деле, при высотных и спасательных работах.
Чтобы завязать узел (мы говорим, в данном случае, о классическом варианте булиня, поскольку существует множество его разновидностей, включая скользящий узел), потребуется взять веревку и сформировать малую петлю, после чего провести конец веревки ниже и обвести его вокруг палки или другого объекта, на который выполняется закрепление. После этого конец следует пропустить внутрь первой петли снизу вверх и, обведя его вокруг верхней части веревки, вновь пропустить сквозь петлю, но уже сверху вниз. Далее нужно будет лишь хорошо затянуть концы, и булинь будет готов.
4. Восьмерка
Этот узел применяется, главным образом, в качестве «стоппера», предохраняющего закрепленные на веревке предметы от перемещения или потери, а также в качестве страховочного узла, препятствующего свободному прохождению веревки через люверсы и другие крепежные элементы.
Чтобы завязать “восьмерку”, нужно сформировать узел одним из концов, затем, двигая его в обратном направлении, перекинуть через веревку и, вновь развернув конец в первоначальном направлении, пропустить его сквозь первую петлю и затянуть. Несмотря на сложное описание, завязать такой узел очень легко. Единственным его недостатком является сложность развязывания, особенно, если восьмерка была очень сильно затянута.
5. Шкотовый узел
Также, как и прямой узел, служит для связывания двух свободных концов различных веревок, но, в отличие от первого, применяется не только для тросов равных диаметров, но и для заметно отличающихся.
Для того, чтобы его завязать, нужно сложить конец большей по толщине веревки в форме буквы j, а конец тонкой веревки провести под средней частью получившейся полупетли. После этого тонким концом нужно обвести сразу две части j-образного конца и, сделав один оборот, вывести его в бок (пропустив его под начало тонкой петли). Но, стоит отметить, что наибольшую прочность шкотовый узел обеспечивает именно при соединении различных по диаметру тросов. Если же предполагается связать пару одинаковых веревок, то лучше отдать предпочтение прямому узлу.
6. Простой штык
Этот простой (на что указывает и его название) узел позволяет обеспечить надежную фиксацию веревки к статичным и подвижным объектам, к которым предполагается приложить значительное усилие или статичную нагрузку. Ввиду того, что он является незатягивающимся, развязать его в случае необходимости также просто, как и завязать. Основное назначение простого штыка – швартовка судов, фиксация грузов при перемещении, закрепление буксируемой техники и т.д.
Завязывается этот узел следующим образом: конец веревки обвести вокруг объекта, создав таким образом петлю, после чего завести его внутрь получившейся петли (образовав таким образом петлю меньших размеров), после чего еще раз завести конец в петлю (на этот раз – в малую). Если требуется большая надежность – по такому же принципу можно завязать еще одну петлю, увеличив таким образом общую надежность узла.
7. Линьковая намотка
Очень удобный узел в тех случаях, когда длину веревки приходиться периодически корректировать (в том числе – поддерживая ее в натянутом состоянии). Применяется он при креплении грузов, поднятии предметов на высоту, швартовке лодок, установке растяжек для палаток и тентов, а также во многих других случаях.
Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.
8. Рыбацкий узел
Применяется, главным образом, при связывании тонких веревок и рыболовных лесок, а также служит для привязывания к ним различных объектов.
Чтобы завязать узел, нужно пропустить леску через отверстие рыболовного крючка и, создав небольшую петлю, обмотать оставшимся концом основную леску несколько раз. После этого следует пропустить конец через созданную ранее петлю и, после этого – через вторую петлю, образовавшуюся после предыдущей операции. После затяжки этот узел будет крайне трудно развязать (а его самопроизвольное ослабевание практически полностью исключено).
9. Встречный проводник
Один из лучших узлов для связывания двух ремней или лент, отличающийся огромной надежностью и, вместе с тем – простотой завязывания.
Для создания встречного проводника нужно наложить две соединяемых ленты одна на другую, после чего завязать на месте их соединения (с соответствующим отступом от ближних концов) простой узел и крепко затянуть его.
10. Подвижный штык
Служит для закрепления дополнительных веревок на основную. Чтобы завязать его, нужно одним из концов вспомогательной веревки завязать узел полуштык (о нем говорилось выше) вокруг основной веревки, а затем внутри образовавшейся петли завязать еще один полуштык. Полученное соединение надежно закрепит дополнительную веревку на теле основной.
11. Прусик
Схватывающийся узел, применяемый в альпинизме и при высотных работах в качестве страховочного. В свободном состоянии достаточно легко перемещается по основной веревке, но, в случае падения (при приложении на страховочную веревку большой нагрузки) моментально стопорится.
Чтобы завязать “прусик”, нужно обернуть петлю из страховочной веревки вокруг главной веревки трижды (понять, как это правильно сделать, можно из приведенного ниже рисунка), после чего провести свободные концы троса внутрь оставшейся петли и выполнить затяжку. Правильно затянутый прусик должен свободно перемещаться по веревке при помощи руки, но останавливаться при резком рывке.
12. Удавка с полуштыками
Этот узел (называемый в английском варианте древесным) служит для закрепления веревки на цилиндрические предметы с грубой, неровной или шероховатой поверхностью. Является самозатягивающимся и широко применяется в морском деле, при такелажных и погрузочных работах, при перетаскивании тяжелых объектов и т.д.
Чтобы его завязать – нужно лишь обернуть веревку вокруг требуемого объекта (например – бревна), после чего обогнуть конец вокруг основной веревки, завести его внутрь петли и несколько раз – 4 или 5 – обвить ее. После этого останется лишь выполнить затяжку, и узел будет готов к использованию.
13. Змеиный узел
Змеиный (или как его еще называют – Кровный) узел служит для связывания воедино двух веревок одинакового или близкого диаметра. Одним из наиболее употребительных его применений является связывание рыболовных лесок и шнуров.
Чтобы завязать “змеиный узел”, необходимо положить две лески параллельно друг к другу, соединяемыми концами в разные стороны. Затем обвить каждым концом противоположную леску 5 или 6 раз и, развернув концы в обратном направлении, пропустить их в петлю между лесок (в том месте, откуда начиналась намотка).
14. Артиллерийский узел
Предназначается для создания прочной неподвижной петли на главной веревке без применения вспомогательных.
Завязывается он довольно просто – нужно лишь создать петлю при помощи свободного конца, после чего завести его под петлю. Затем петлю нужно немного растянуть, после чего продеть ее верхний виток внутрь нее самой (так, как показано на рисунке). После этого готовый узел нужно лишь немного подтянуть, и он готов к использованию.
15. Плоский узел
Служит для соединения двух веревок, но, в отличие от многих других узлов, отличается своей простотой.
Для завязывания плоского узла необходимо сформировать петлю при помощи свободного конца любой из веревок. Затем конец другой веревки следует провести над этой петлей, после чего пропустить под первой коренной веревкой, над первым концом, под первой веревкой первой петли, а затем – над второй коренной веревкой внутри узла и под первой веревкой с другой стороны узла (все может показаться сложным, но посмотрев на схему — легко убедиться в том, насколько легко выполняется этот узел). Его затяжку следует выполнять, прилагая примерно равное усилие к обоим концам.
16. Грузовая петля
Применяется для точного дозирования тягового усилия при перевозке или перетаскивании объектов. Отличается удобством и, одновременно, относительной простотой исполнения.
Начинать завязывание грузового узла необходимо с создания артиллерийского узла (о нем рассказывалось чуть выше). Как только он будет создан, свободный конец пропускают сквозь кольцо карабина (или другое устройство, при помощи которого крепится трелюемый объект), а затем – сквозь петлю артиллерийского узла. Выведя конец из петли, его дважды оборачивают вокруг парной веревки (между петлей и кольцом), завязывая при каждом обороте узел.
17. Бочечный узел
Как нетрудно догадаться из названия, применяется он для закрепления бочек, ведер и другой цилиндрической тары.
Для создания такого узла нужно завязать полупрямой узел, развести края его петли чуть в сторону, а на центральную веревку установить перемещаемый объект. Затем боковые петли следует приподнять вверх так, чтобы они охватили бочку чуть выше средней части (это условие безопасно, поскольку при недостаточно высоком расположении веревки бочка можете перевернуться и выпасть из петли). В некоторых случаях (если веревка коротка, и ее концы не равны по длине), на некотором расстоянии от крышки завязывается дополнительный узел, соединяющий вместе конец и коренную веревку.
18. Узел камикадзе
Очень полезный узел тогда, когда нужно сократить длину веревки, не перерезая ее и не сокращая ее прочность и механические свойства.
Для завязывания “узла камикадзе” нужно сложить веревку в средней части трижды так, чтобы оставшаяся длина соответствовала новому требуемому размеру. После этого свободными концами нужно в противоположных направлениях завязать вокруг двух частей веревки узлы типа полуштык и затянуть их. После этого веревка окажется укороченной, сохранив при этом свою прочность и упругость.
19. Узел для треноги
Служит для связывания вместе трех стоек с образованием регулируемой треноги.
Чтобы завязать этот узел, необходимо положить в ряд будущие стойки, положить на них веревку и, обведя одну из крайних стоек, завязать на ней выбленочный узел (его описание было в самом начале). После этого несколько раз – 5,6 или 7 – следует обмотать веревкой все три стойки. После этого нужно дважды обмотать оставшимся концом все обмотки стоек, выполненные коренной веревкой и, сделав это (и дойдя до крайней стойки) завязать на ней еще один выбленочный узел. После этого тренога будет полностью готова, и ее можно будет установить на нужное место.
20. Крестовинный узел
Служит для надежного связывания двух палок крестообразно друг к другу.
Чтобы завязать его, нужно создать выбленочный узел на одной из палок недалеко от места их пересечения (но не в притык к нему). Затем следует обмотать по спирали обе перекладины 6 или 7 раз свободным концом и, дойдя до начала обмотки, связать оба конца веревки при помощи прямого узла.
Разработка занятия по знакомству с клеткой «Путешествие клеточки» 1 класс
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса. В детском саду можно организовать специальные занятия, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
В этом помогает знакомство детей с тетрадью в клетку. Чтобы будущему школьнику было легче работать в такой тетради, нужно уделить этому немного времени.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро-пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Знакомство с тетрадью в клетку можно превратить в игру.
Цель занятия: научить детей пользоваться тетрадью в клетку, ориентироваться на плоскости листа.
• Развить умение пользоваться клеткой, работать с тетрадью в клетку.
• Научить правильно ориентироваться на плоскости листа.
Развивающие (метапредметные):
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради для самостоятельных работ.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей, карточки-ответы по географическому диктанту, рисунок клетки, картинка с изображением комара, квадраты из цветной бумаги.
Их расчертят на листе
Разбегутся по тетрадке.
-Правильно о клетке.
Педагог показывает нарисованную бумажную клетку и представляет всем детям новую гостью.
Жила-была в лесу клеточка. Обычная бумажная клеточка: маленькая, квадратная, белая. Она уже и не помнила, как оказалась в лесу. Ей казалось, что всю жизнь она провела среди травы и корней. Жила она во мху под пеньком, рядом с поваленной осиной. Жила – и вздыхала. Никто не хотел с ней дружить.
Однажды рано утром сквозь сон клеточка почувствовала, как её что-то сильно придавило к земле. Она встрепенулась, вскочила – но увидела лишь рыжий хвост. Лиса случайно наступила на неё, когда шла по своим делам. Клеточка горько заплакала – никому она не нужна.
— Почему вы плачете? – рядом с клеточкой на травинку сел комарик.- Вам нельзя плакать, вы же бумажная и промокнете!
— А что мне делать? Я никому не нужна! – воскликнула клеточка.
— Милая клеточка, хотите, я буду вашим другом?
— Вы будете дружить со мной? – недоверчиво спросила клеточка.
— Клеточка, я знаю дом, где живут ваши братья и сёстры. Хотите, мы полетим туда?
Комарик и клеточка поднялись над деревьями, и клеточка впервые увидела лес с высоты. Высоко в небе светило яркое солнце. Оно согрело клеточку, и у неё расправились все уголочки. Клеточке было тепло и хорошо.
Постепенно комарик стал снижаться. Впереди показались дома. Комарик влетел в окно на втором этаже одного дома и приземлился на столе.
— Вот мы и прилетели. К сожалению, я не могу долго находиться рядом с вами: меня здесь не любят и постоянно за мной охотятся. Но я буду навещать вас. Не скучайте!
— Спасибо! – крикнула клеточка вслед улетающему другу.
Она огляделась. На столе лежали ручки, разноцветные карандаши, линейка и раскрытая тетрадь в клеточку. Клеточки в ней были ровные-ровные, белые и очень красивые. На некоторых были нарисованы кружки, палочки и цифры.
— Мама, я сделал математику. Тетрадка на столе. Можно пойти погулять? – услышала клеточка голос мальчика.
Педагог демонстрирует тетрадь. Объясняет, что с клетками в тетради нужно обращаться бережно, у каждой клетки в тетради есть свои секреты. Давайте узнаем об этих секретах.
Знакомство детей со сторонами клетки.
На доске появляется крупно нарисованная клетка. У детей на столе белые листочки с одной начерченной на них клеткой. Педагог обращает внимание на то, что у клетки есть потолок – это верхняя сторона клетки, и просит детей обвести её синим карандашом слева направо (вместе с детьми выполняет задание на образце). Затем показывает на пол – это нижняя сторона клетки, дети обводят её зеленым цветом справа налево. Потом педагог поочередно просит детей поднять левую и правую руку, дети обводят соответствующие стороны клеток: сначала левую сторону жёлтым карандашом сверху вниз, затем правую сторону красным карандашом снизу вверх.
-Сколько всего сторон у клетки?
Педагог обращает внимание на то, что когда стороны соединились, то между ними получились углы, которые тоже имеют своё название. Появляется друг клеточки – комарик.
— Комарик соскучился по своей подруге клеточке и решил её навестить. Педагог просит одного ребенка посадить комарика на правую сторону клетки, затем – на верхнюю. Спрашивает детей: на каких сторонах клетки посидел комарик? (на правой и на верхней). Педагог просит ребёнка посадить комарика в углу между этими сторонами. Педагог спрашивает: Как вы думаете, какое название будет иметь этот угол? (Правый верхний угол). Проводится соответствующая работа с каждым углом.
-Сколько всего углов у клетки?
-Ребята посмотрите внимательно на свои клеточки. Каждая вершина одного угла клетки совпадает с вершинами углов других клеток. Давайте на пересечении вершин любым цветным карандашом поставим точки.
-Сколько вершин у клетки?
Педагог показывает клетку на доске, которая пунктиром делит клетку пополам по вертикали, горизонтали и диагонали
— Ребята, все эти линии делят клетку пополам, и пересекаются в одном месте. Как называется это место? Дети предлагают свои ответы. (Центр клетки)
Дети берут подготовленные квадраты и сгибают их по горизонтали, по вертикали и по диагоналям, точку пересечения отмечают красным карандашом.
— В своих клетках на листочках найдите центр и отметьте любым карандашом
Я по клетке побегу, (имитация бега)
Стороны все оббегу.
И в углах попрыгаю, (прыгают)
Ногами там подвигаю. (поднимают поочередно левую и правую ноги)
В центр клетки забегу, (бегут)
Руки выше подниму (поднимают высоко руки)
Низко стану приседать,(приседают с поднятыми руками)
Центр клетки надо знать.
После физкультминутки дети садятся на место и открывают тетради.
Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.
Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.
Предложите детям такие задания:
— Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.
— На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.
— Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.
В тетрадях прописан образец задания.
Педагог рассказывает, что при письме надо соблюдать следующие правила:
— между грудью и столом расстояние 2 см.
— тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по- другому, ребенку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
— нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок должен соответствовать середине груди.
— оба локтя лежат на столе.
Сели прямо, ноги вместе.
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте.
Можно начинать писать.
Пальцы делают зарядку.
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке.
Будут линии писать.
(дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки).
Педагог на доске выставляет две картинки: фонарный столб и книжная строка
-Что изображено на первой картинке? – Фонарный столб.
-Наши клеточки в тетради тоже могут располагаться столбиками. Дети раскрашивают в тетради столбики из трех клеток сверху вниз.
-Что изображено на второй картинке? – книжная строка.
-Клетки в тетради могут идти строчками. Раскрашивают в тетради строчки из трёх клеток слева направо.
(В первом классе идет знакомство с таблицей, понятия столбик и строка помогут ребенку легко ориентироваться при изучении данной темы).
Можно тренироваться на больших листах разлинованных на клетки. Найдите клетку в первом столбике в первой строке, поставьте точку. Найдите клетку во втором столбике в третьей строке, нарисуйте цветочек. Найдите клетку в четвертой строке в четвертом столбике нарисуйте солнышко и т.д.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают ее синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».
Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.
— Вы любите путешествовать?
-Вам когда-нибудь приходилось путешествовать по клеточкам?
— Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны!
Педагог проводит графический диктант.
— Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен был получиться такой же рисунок, как у меня (Педагог показывает детям карточку- ответ ). Затем берет клеточку с доски и проверяет работы у детей.
Рефлексия. На маленьких квадратах-клетках дети рисуют смайлики с улыбками и выставляют на доске.