Ужасы жанр кино это что

История фильмов ужасов
– зарождение страха

Существует множество фильмов, сценарий которых воплощает все самые заветные мечты и фантазии, и где концовка является типичным Happy end, а есть иные фильмы, которые обнажают ваши страхи, обостряют чувство тревоги и паники от несуществующей угрозы. Фильмы ужасов способны раскрывать первородную натуру человека: ранимость, фобии, боязнь смерти, страх перед непознанным. Все самые темные человеческие стороны, которые и отталкивают и привлекают одновременно, заключены в этом жанре кино. Откуда в кинематографе появился этот всепоглощающий ужасами формат, и, как развитие привело его на пик популярности? Мы расскажем, покажем и испугаем!

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Первый horror появился еще задолго до фотоаппарата и не выделялся в отдельный жанр или целое направление. Искусственное создание ужасающих картин было немыслимым, пока не появился некто Этьен Робер, живший во Франции во времена революции. Под занавес ночи, в разрушенной монастырской часовне он устраивал жуткие представления с помощью натянутых экранов, страшных звуков и тумана. Некая игра света позволяла видеть в расплывающихся силуэтах призраком и демонов. Это была «Фантасмагория» Робера, которая в дальнейшем переросла в один из этапов театрального жанра, а в современном мире реализуется как театр теней.

Если кто-то любит «готические романы», то этот период ужастиков будет вам особенно близок, потому что именно данный литературный жанр является основой любого современного фильма ужасов. Все действия книг разворачивались в мрачных замках и подземельях, а их персонажи сошли со страниц в наш современный кинематограф: Дракула, Призрак оперы, Франкенштейн, доктор Джекилл. Они известны всем, их любят и даже делают героями мелодрам и мюзиклов, однако ранее эти мистические персонажи были воплощением страха и пугали даже одним своим именем.

Жанру ужасов пора переходить от теории к практике, и произошло это только с появлением братьев Люмьер и их изобретения. С этого момента все ужасы начали реализоваться на больших экранах, чем еще сильнее завлекали и интересовали людей. «Замок дьявола» (1896) – первая ужасающая картина, которую увидел мир и отправная точка для дальнейших киношедевров, конкурирующих с комедиями и мелодрамами.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Появились фильмы ужасов, значит и должны появиться актеры, которые будут играть монстров. Лон Чейни (Lon Chaney) – первая звезда ужастиков, на счету которого целая галерея образов вурдалаков и упырей. Он блистательно справлялся с любой поставленной задачей, за что и получил прозвище «человек с тысячу лиц».

Чем быстрее развивался кинематограф, тем страшнее и сложнее становились фильмы ужасов. В 1919 году в Германии вышла картина «Кабинет доктора Калигари», которая затмила все предыдущие ужастики тем, что держала зрителя в страхе от начала и до самого конца. Интересный сюжет и эффект неожиданности сделали свое дело и фильму стали подражать, идеи улучшать и придумывать свои особенности, которые впоследствии превратились в клише фильмов ужасов. Классическим набором фильмов 20-30-х годов считались люди, которые с наступлением полнолуния превращаться в оборотней, вампиры, живущие в замках и нападающие на ближайшие поселения, а также второстепенные герои, такие как призраки, скелеты и мертвецы. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным героям и это работало.

Появление звука в фильмах подняло ужастики на совершенно другой уровень, ведь теперь музыкальное и голосовое сопровождение еще больше нагнетало и пугало людей. Известная уже тогда компания «Universal Studios» активно занялась съемками ужастиков и так увлеклась, что в мировой прокат начали выходить фильмы продолжение: сиквелы и трилогии. Идеям не было конца, сценаристы один за другим выдавали потрясающие сюжеты и даже придумывали своих персонажей. Именно так появились фильмы про древние цивилизации и умерших фараонов. Казалось бы, нет ничего особенного в замотанном мертвеце и его мертвой свите, однако этот сюжет стал классикой и навсегда вошел историю жанра horror.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Сегодня четкие границы фильмов ужасов сильно размыты. Элементы ужастиков могут присутствовать в каждом жанре кино, могут перемешаться и сами жанры, но неизменным остается то, что horror всегда привлекает внимание! Сейчас уже сложно говорить о том, сколько именно выделилось жанров ужасов в современном кинематографе, но точно больше 10: это и психологические ужасы, драматические фильмы ужасов, боди-хорроры, научно фантастические хорроры, готика, сверхъестественные ужасы и т.д.
Их разнообразие подкрепляется современными технологиями, спецэффектами и фантазией сценаристов. Компьютерная графика позволяет снять фильм ужасов практически без участия актёров, видео и звукомонтаж соорудят кадр любой сложности, а количество эффектов напугает даже самого заядлого поклонника. Не смотря на то, что это очень специфический жанр кино и не все понимают его смысл, он имеет богатую историю, многолетний труд и невероятное количество фанатов. Еще неизвестно кто потрясет мировой кинематограф в следующий раз!

Источник

Ужасы нашего времени: почему жанр хоррора влечет даже слабонервных

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

«Бабадук» и «Оно следует за тобой», «Ведьма» и «Сырое», «Не дыши» и «Убрать из друзей» — благодаря этим картинам мы не первый год читаем о начале хоррор-ренессанса. Но только в прошлом году появились настоящие жанровые блокбастеры. Страх не сдал позиций и в 2018-м. Последней сенсацией, которой не ждали, стало «Тихое место» Джона Красински, за первый уик-энд проката в Америке собравшее больше 50 миллионов долларов. Для сравнения — всего на пару миллионов меньше, чем «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга с бюджетом в 10 раз больше. «Тихому месту» удалось и кое-что посложнее: заставить зрителей во всех без исключения залах замолчать. Пока идет фильм, никто не хрустит поп-корном — все вжимаются в кресла и зажимают рты, когда хочется ахнуть или предостеречь героя от неосторожного шага.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Кадр из фильма «Тихое место»

Хоррор как метафора

«Увидев сценарий, я понял, что эта история — не просто очередной ужастик. Это одна из лучших метафор родительского статуса. На что ты по-настоящему готов ради своих детей?» — говорил в интервью Красински. Самые значимые образцы жанра хоррора — всегда метафоры чего-то большего, какого-то коллективного глубокого страха, а не просто истории о призраках или чудовищах в подвале. По сути, социальные комментарии, облеченные в форму развлекательного кино. По тому, как менялись с годами темы хорроров, можно многое сказать о состоянии общества в этот момент. Например, когда женщины получили доступ к оральной контрацепции — и с ним контроль над собственным телом, входящий в конфликт с религиозными установками и вере в «божью волю», — зло все чаще стало наведываться на экраны в облике невинных детей. Тогда же в человеческие жизни принялись активно вмешиваться демоны и прочие библейские создания, вплоть до самого антихриста, — вспомним «Изгоняющего дьявола» или «Омена».

Даже самые затертые хоррор-клише — ростки наших глубинных страхов и убеждений. Все знают, например, что, оказавшись в фильме ужасов, точно не стоит заниматься сексом — он практически всегда заканчивается смертью кого-то из участников. Создатели молодежных малобюджетных ужасов любят этот прием за возможность лишний раз показать на экране тела молодых и свежих актеров, но корнями троп «секс = смерть» все равно уходит в религиозные установки, проросшие глубоко в культуру и западного, и российского общества. Удовольствие ради удовольствия, а не продолжения рода — это грех, влекущий наказание. Его нарушители и получают. Но, несмотря на интересное происхождение каждого из таких клише, если жанр начинает строиться только на тасовании одних и тех же сто раз разыгранных карт, следить за ним становится скучно. Именно это и произошло с хоррором в 90-е — в тот момент жанр растерял склонность в рефлексии. Даже «Крик», появившийся как раз как мета-хоррор, издевка над всеми его клише, став франшизой, тут же растерял весь свой задор.

Ужастики нового поколения, спровоцировавшие разговор о втором пришествии хоррора, на самом деле возвращают нас к истокам. Они утягивают зрителя вглубь, за образы картонных маньяков и монстров. Каждый из режиссеров выбирает тему, которая наиболее ему близка. Это может быть сексуальность или семья, опасности digital-эры или вопросы расовой идентичности.

Но хотя темы разные, общие черты у большинства этих фильмов все-таки есть. Реальность и большинство обитающих в ней существ оказываются враждебно настроенными по отношению к главным героям. Дело больше не в одном монстре — Фредди Крюгере, Джейсоне, убийце-каннибале, — а в полном искажении окружающего мира. Зло приходит не из темноты и не из-под кровати, а из газетных заголовков, из ощущения растерянности и разобщенности. Чудовище, поселившееся в подвале, оказывается подавленным чувством вины, прорвавшимся сквозь психологические защиты. Люди, выжившие после апокалипсиса, пугают больше, чем загадочная болезнь, до этого выкосившая две трети человечества. Именно поэтому так популярны истории о семьях, держащихся вместе в игре «все против всех». И поэтому все больше хорроров строится вокруг историй о взрослении.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Кадр из фильма «Прочь»

Героиня французского хоррора «Сырое» пробует сырое мясо и уже не может остановиться, боясь растущего желания свежей плоти и крови, но не умея с ним совладать. Религиозная студентка Тельма влюбляется в подругу и открывает в себе сверхъестественный дар, который не хочет принимать и не может усмирить. Керри из недавнего ремейка ленты 1976 года обнаруживает в себе телепатические способности и весь город, включая ее саму, заливает кровью — не только свиной, но и человеческой. Датчанка Мари из норвежской ленты «Когда звери мечтают» понимает, что загадочные смерти, происходящие в ее деревушке, напрямую связаны со странными переменами, происходящими с ее собственным телом. 19-летняя Джей из «Оно следует за тобой» после первого же секса заражается странной болезнью — она начинает видеть странных существ, преследующих ее повсюду и пытающихся утянуть за собой.

Встать в этот ряд с большой вероятностью может и ремейк «Суспирии» Ардженто, выходящий в этом году: режиссер проекта Лука Гуаданиньо, до этого снявший «Большой всплеск» и «Зови меня своим именем», одинаково убедительно умеет рассказывать истории и о всепожирающей страсти, и о хрупкой звенящей юности. Переход из беззаботного детства в жестокую реальность никогда не был безболезненным. Изменения, происходящие с телом, пробуждающаяся сексуальность (пожирание плоти и жажда крови в кино практически всегда символизируют именно секс), пугающая и взрослых, и самих подростков, чувство отверженности и чужеродности в привычном обществе — для переноса этого состояния на экран кинематографисты часто используют образы оборотней и ведьм. Те, кто не может ужиться с собственной темной стороной, не потеряв над ней контроль, заканчивают плохо. Те, кто пытается загнать ее на чердак, отрицая происходящие перемены, заканчивают не лучше: игнорируемое и замалчиваемое однажды вырвется наружу, и никакие религиозные установки и чувство вины не смогут сдержать этот поток.

Реальность против фантазий

Разобраться, кто или что из присутствующего на экране — настоящее зло, теперь сложнее, чем когда-либо. В фильме «Спокойной ночи, мамочка» близнецы ждут возвращения матери домой. Она возвращается после операции вся в бинтах, с полностью скрытым лицом, и кажется отчужденной и холодной. Их ли это мать, или из больницы под ее видом пришел совсем другой человек? Это история об опасной незнакомке или о равнодушии детей к родителям, ослабевании связей внутри семьи? Кто окажется злодеем, а кто жертвой? Есть ли здесь злодеи вообще, или главное зло — паранойя, охватывающая героев? Все эти вопросы, которые можно задать по поводу одного только фильма, вышедшего в 2014 году, идеально ложатся в политическую и социальную повестку 2018-го — в эпоху fake news, когда быть полностью уверенным в реальности происходящего вокруг невозможно.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Кадр из сериала «Американская история ужасов»

Нервозность в обществе сегодня выше, чем когда-либо. Если власть выступает против мигрантов, а президент позволяет себе пренебрежительные высказывания об угнетенных группах, значит ли это, что он выдает официальное разрешение на открытую агрессию тем, кто еще недавно скрывал свои взгляды? Когда кто-то голосует за кандидата от консерваторов, значит ли это, что он готов пойти и дальше в своей неприязни к тем, против кого направлена консервативная политика? Что делать и что чувствовать, когда те, кого еще недавно вы считали славными людьми, оказываются по другую сторону баррикад? Сколько еще скелетов в шкафах скрывают эти и другие славные люди? А сколько их у вас? Становитесь ли вы плохим человеком, если необходимость быть политкорректным, следить за каждым словом, чтобы никого ненароком не обидеть, вызывает все больше раздражения и все меньше понимания? А что если однажды и вы сорветесь?

Райан Мерфи, автор сериальной хоррор-антологии «Американская история ужасов», не зря посвятил последний сезон выборам в Америке и сделал главными героями не сверхъестественных монстров, а обычных людей, взвинченных до предела. Именно потому, что реальность страшнее фантазий, хоррор так нужен людям сегодня. Да, фильмы ужасов нас пугают. Но страх этот — карманный, его легко контролировать. Можно выключить фильм. Можно закрыть руками глаза. Можно посмотреть подборку мемов с клоуном Пеннивайзом, танцующим под дурацкие поп-хиты. Закрыть руками глаза на свою реальную жизнь не получится. Не получится стереть из реальности последствия чьих-то политических решений, посмеявшись над коллекцией шуток про их автора. Или нажать кнопку «выкл», когда на вас нападают.

Уютные катастрофы и карманный ужас

В научной фантастике есть отдельный поджанр, который называется cosy catastrophe — «уютной катастрофой». Так называют истории о конце света, в которых апокалипсис оказывается не так уж страшен. Людей больше нет, и некому творить все прошлые ужасы, ограничений тоже нет, и деньги не имеют никакого значения. Теперь главный герой, по счастливой случайности оставшийся последним человеком на Земле, наконец может пожить в свое удовольствие. Он выбирает любой дом по нраву или садится в любую машину и отправляется в путешествие. Берет любые продукты, которые ему нравятся, занимается тем, чем всегда хотел, и очень доволен новой жизнью после массовой смерти. Такие истории не то чтобы популярны в современном кино — в полнометражных фильмах «уютных катастроф» не много. Однако жанр ужасов используется многими для возвращения чувства комфорта и стабильности. Это уже не просто хоррор, а «хюгге хоррор». Теплое одеяло, дождь за окном, пара зажженных свечей и отвратительный кровавый слэшер на экране ноутбука — можно ли представить себе более умиротворяющую картину?

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Кадр из фильма «Оно»

Пару лет назад в моду вернулись 1980-е — не только на подиумы, но и на экраны. Тогда вышла целая череда ностальгических фильмов и сериалов, возвращающих зрителя в 80-е и 90-е, в самой мирной их версии. Самый яркий пример — «Очень странные дела» — история про группу детей из маленького городка, столкнувшихся с необъяснимым и готовых с ним побороться. Даже действие недавнего ремейка «Оно» перенесли в 80-е — в оригинальной истории действие «детской» ее части происходило в конце 50-х годов. Именно в 80-е, туда, где нет мобильных телефонов и Facebook, а дети спасают мир, испорченный взрослыми, современные люди готовы бежать от нынешних политических потрясений и порожденных ими тревог. Знаменитую серию «Черного зеркала», SanJunipero, выполненную в той же стилистике 80-х, в Сети назвали «эпизодом, который поможет выкинуть из головы Трампа». Про «Тихое место» говорят похоже. «Это как раз то, в чем люди нуждались. Наконец вышел фильм, заставивший всех хоть на минуту заткнуться», — пишет о картине Красински журналист Vulture. Удивительным образом оказывается, что ностальгическая наивная фантастика и кровавые ужасы в определенном контексте — примерно одно и то же: способы себя успокоить или утешить. И если ностальгия по временам, когда деревья были большими, а мы маленькими, так успешно продавалась последние несколько лет, теперь пришло время хорроров.

Их преимущество еще и в том, что они не только дают возможность сбежать от реальности, но и помогают начать разговор о пугающих, неудобных вещах. Традиционные слэшеры или фильмы о захваченных призраками домах, конечно, помогут вам только отвлечься, забыв о безжалостной реальности. Что уже немало. А вот новые хорроры способны на большее: они не только обозначают проблемы общества, но и поднимают волну обсуждения вокруг них. Причем одновременно расширив аудиторию, которую могут заинтересовать эти вопросы, зацепив тех зрителей, для которых упомянутые проблемы всегда были невидимыми. Это смог сделать, например, фильм «Прочь». Как заставить обратить внимание на чужие проблемы тех, кто никогда не задумывался о своем привилегированном положении, не думал о расизме или был уверен, что его давно нет, а живем мы в «пострасовом» мире? Зубодробительная социальная драма о рабстве, сколько бы наград ни собрала, не получит такого же массового охвата: те, кто хочет от кино развлечений, на нее просто не пойдут. Зато на хоррор — вполне возможно.

Источник

Фильм ужасов

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Фильм ужасов (разг. ужа́стик, хо́ррор; англ. horror film, horror movie ) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения. Так, известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). [1] Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.

Содержание

Характерные черты

Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный элемент может развиваться как на фоне каких-то фантастических событий (в своё время югославский критик Бранко Мунтич дал следующее определение жанра «фильм ужасов» — киножанр, который на фоне фантастических событий развивает мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа [2] ), так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д. Кроме того, исходя из определения, поэтического образа в фильме ужасов может и не быть вовсе — как и всякий жанр, жанр фильм ужасов не обошло стороной и массовое, поточное производство таких фильмов, где образ теряется в шаблонности и заштампованности сюжета и событий.

История жанра

1890-е—1920-е годы

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

1930-е—1940-е годы

В начале 30-х годов компания Universal Pictures Co. Inc. выпускает фильм ужасов «Дракула» (1931) по одноимённому роману Брэма Стокера, который сразу становится очень популярным. В компании понимают, что нужно развивать тему монстров и выпускают экранизацию готического романа ужасов Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» — «Франкенштейн», режиссёром которого становится Джеймс Уэйл. Фильм тоже имеет большой успех, и далее выходит «Мумия» и «Человек-невидимка». Режиссёр «Дракулы» Тод Броунинг снимает фильм «Уродцы», основанный на книге «Шпоры» Тэда Роббинса, который получается настолько провокационным, что был официально запрещён в нескольких штатах, однако впоследствии был признан национальным достоянием и в 1994 году включён в Национальный кинорегистр Библиотеки Конгресса. Если «Уродцы» не имели в своё время должного успеха, то «Дракула», «Франкенштейн», «Мумия» и некоторые другие фильмы получили несколько продолжений. Благодаря этим фильмам прославились такие выдающиеся актёры жанра, как Борис Карлофф, Бела Лугоши и Лон Чейни младший.

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

Ужасы жанр кино это что. Смотреть фото Ужасы жанр кино это что. Смотреть картинку Ужасы жанр кино это что. Картинка про Ужасы жанр кино это что. Фото Ужасы жанр кино это что

В 1931 Фриц Ланг выпускает фильм «М», рассказывающий историю серийного убийцы детей, которого играет Петер Лорре.

У других студий в жанре ужасов был намного меньший успех, чем у Universal, Paramount выпустили «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931), Warner Brothers «Тайна музея восковых фигур» (1933), оба фильма имеют важное значение для жанра.

В 1941 году Universal выпустили фильм «Человек-волк», тем самым в серии «классических фильмов ужасов» появился ещё один монстр. Фильм был не настолько успешным, как предыдущие фильмы ужасов компании, но стал самым значимым фильмом об оборотнях тех лет. К концу 1940-х годов Universal стали в одном фильме совмещать сразу несколько своих монстров. Например, это фильмы: «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), «Дом Дракулы» (1945) и другие. Чем дальше шёл такой подход к серии своих фильмов, тем больше стало чувствоваться, что компании уже не хватает сюжетов и они стали выпускать пародии на свои же фильмы, «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), «Эббот и Костелло встречают человека-невидимку» (1951) и другие.

В то же десятилетие Вэл Льютон выпустил несколько малобюджетных фильмов для RKO Pictures, которые получились очень атмосферными: «Люди-кошки» (1942), «Я гуляла с зомби» (1943) и «Похитители тел» (1945).

Первым фильмом ужасов, выпущенным в Индии, был фильм «Махал» (1949). Это был сверхъестественный триллер и самый ранний известный фильм на тему реинкарнации.

1950-е—1960-е годы

Конец 1950-х — начало 60-х годов знаменательны для жанра ужасов прежде всего появлением британской компании Hammer Film Productions, которая специализировалась на выпуске фильмов ужасов. Их фильмы пользовались огромным успехом и в настоящее время по праву считаются классикой, такие фильмы как «Проклятие Франкенштейна» (1957), «Дракула» (1958) и «Мумия» (1959) не только прославили компанию, но и вывели в звезды замечательных актёров Питера Кашинга и Кристофера Ли. Многие фильмы Hammer были вольными римейками фильмов компании Universal и дали вторую жизнь персонажам, которых уже стали забывать, — Дракула и Франкенштейн, подчас во многом переосмыслив их и открыв с неожиданной стороны.

Разновидности и поджанры

Слэшер

Слэшер представляет собой поджанр фильмов ужасов (иногда называемых «фильмы отсчёта тел» или «фильмы мёртвых подростков»), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и поочерёдно убивает группу жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день.

Фильмы о людоедах

Первым фильмом, в определённой степени посвящённом проявлениям людоедства, является фильм 1963 года «Кровавое пиршество» («Blood Feast»). В свою очередь, этот своеобразный поджанр фильмов ужасов отделился от фильмов про зомби. [14] Проявление каннибализма в фильмах ужасов имеет много общего с подобным проявлением таких персонажей, как зомби. Одним из отличительных признаков первого является то, что каннибалы в фильмах ужасов являются живыми существами, в отличие от зомби. [14]

Одним же из самых знаменитых фильмов ужасов является серия фильмов о Ганнибале Лектере — «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон», «Ганнибал: Восхождение». Также немаловажно значение фильма «Людоед».

Особняком стоит снятый в псевдодокументальной манере цикл приключенческих фильмов итальянских режиссёров Руджеро Деодато и Умберто Ленци «Ад каннибалов» (1977—1980), в основе сюжета которых — трагические истории современных белых людей, случайно попавших в руки примитивных племен Южной Америки, Новой Гвинеи и пр.

Тема каннибализма отражена также в российском фильме «Новая Земля» (2008).

Фильмы об оборотнях

Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Спустя почти семьдесят лет вышел римейк последнего фильма (снял Джо Джонстон). Эти фильмы обозначили многие стереотипы кинематографических оборотней.

Фильмы о вампирах

Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурируют бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови, иначе говоря, вампиры.

Фильмы о зомби

Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурируют воскресшие мертвецы, иными словами — зомби. В различных фильмах зомби показаны по-разному, от еле передвигающихся и разлагающихся на ходу, до существ, превосходящих людей в скорости, силе, ловкости и т. п. Есть также фильмы, в которых зомби фигурируют в образе добрых и положительных персонажей, но такой образ зомби больше характерен для комедий.

Готический фильм

Первые известные готические фильмы (или «фильмы ужасов») создал немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. Выдающиеся готические фильмы созданы режиссёрами Фрэнсисом Фордом Копполой («Дракула Брэма Стокера»), Вернером Херцогом («Носферату — призрак ночи»).

Комедийные фильмы ужасов

Тенденции в развитии жанра

Маркетинговые исследования показали, что большое число любителей фильмов ужасов — это подростки и совсем молодые люди. Поэтому, начиная примерно с конца 1980-х годов, в США стало выходить много фильмов ужасов, специально рассчитанных на подростковую аудиторию.

Ужасы в сериалах

Одним из первых сериалов, который носил черты фильма ужасов, был сериал «Сумеречная зона», шедший в период с 1959 по 1964 года в США. Сериал состоял из серий, сюжет которых не был связан друг с другом. Также стоит выделить такие сериалы, как «Dracula: The Series» (сериал шёл с 1990 по 1991 год и состоял из 21 серии), «Дом ужасов Хаммера» (Hammer House of Horror), «Сказки тёмной стороны» (Tales from the Darkside), «Кошмары Фредди» (шёл с 1988 по 1990 год в течение двух сезонов), «Оборотень» (Werewolf) и «Кафе кошмаров» (Nightmare Cafe).

Особое место занимает популярный в своё время телесериал «Байки из склепа», шедший с 1989 по по 1996 год в течение 7 сезонов и насчитывающий 93 серии. Сериал состоит из отдельных не связанных между собой серий. Также с 1995 по 1996 год шёл сериал «Американская готика» («Шериф из преисподней»), в основе которого лежит правоохранительная деятельность шерифа небольшого города, шериф же обладает некой сверхъестественной силой, которую он получил от сил зла. Сериал состоит из 22 серий. Немаловажное значение имеет заслуживший внимание многих телезрителей мистический сериал «Твин Пикс», в основе сюжета которого лежит история расследования специальным агентом ФБР Дейлом Купером (Dale Cooper) шокирующего убийства юной школьницы Лоры Палмер. По мотивам телесериала также было выпущено несколько книг.

С 1996 по 1998 год на экраны выходил сериал «Полтергейст: Наследие». Сюжет сериала сводится к деятельности паранормальной группы «Наследие» по обнаружению проявления потусторонней силы в материальном мире. Сериал шёл в течение 4-х сезонов и насчитывает 88 серий. В некоторой степени к проявлениям фильмов ужасов в сериалах имеет и такой известный сериал, как «Секретные материалы», многие серии которого носят напряжённый характер.

Из других сериалов можно выделить: «Баффи — истребительница вампиров» (сериал носит ярко выраженный молодёжный характер), «Пятница, 13-е» (сериал не имеет ничего общего с оригинальным фильмом). Некоторые сериалы лишь содержат некоторые элементы ужасного, но не являются полностью таковыми: «Профиль убийцы» повествует о работе агента ФБР по раскрытию особо тяжкие убийств; «Тысячелетие» Криса Картера схож с прошлым сериалом, но расследование подобных преступлений ведётся с использованием сверхъестественных способностей одного из сотрудников ФБР — он видит то, что происходило на месте преступления; сериал «Вечный рыцарь» рассказывает о вампире, который работает в полиции Торонто, очень схож с ним и сериал «Ангел», главным героем которого тоже является вампир, к которому также периодически приходят воспоминания из вампирского прошлого; «Серный камень» повествует о полицейском, который ловит 113 сбежавших из ада проклятых душ (однако сериал насчитывает только 13 серий); сериал «Клан» основан на настольной игре Vampire: The Masquerade; сериал «Сверхъестественное» рассказывает о приключениях братьев Сэма и Дина Винчестеров, которые путешествуют по Соединённым Штатам на чёрном автомобиле Chevrolet Impala 1967 года, расследуют паранормальные явления, многие из которых основаны на американских городских легендах и фольклоре, и сражаются с порождениями зла, такими, как демоны и призраки.

Известные режиссёры фильмов ужасов

Известные актёры фильмов ужасов

Известные персонажи фильмов ужасов

Девочка-убийца, умершая в колодце, убивающая с помощью смертоносной кассеты в фильме «Звонок».Пеннивайз

Жестокий клоун-убийца, герой одного из самых известных романов Стивена Кинга — знаменитого мастера ужасов.Лунный маньяк или НасильникМаньяк из фильма «Доктор Икс».ПирамидоголовыйОгромное человекоподобное существо с металлической пирамидой, скрывающей голову, один из чудовищ фильма «Сайлент Хилл».Каяко Саэки The Grudge/ПроклятиеМстительный дух убитой девушки из фильма ужасов Проклятие (2004)

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *