Юдофобия что это простыми словами
Значение слова «юдофобия»
юдофо́бия
1. то же, что антисемитизм; неприязненное отношение ко всему еврейскому, к самим евреям ◆ Параллельно с еврейским шовинизмом нас обвиняли в юдофобии. С. Д. Довлатов, «Марш одиноких», 1982 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова релейный (прилагательное):
Синонимы к слову «юдофобия»
Предложения со словом «юдофобия»
Понятия, связанные со словом «юдофобия»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «юдофобия»
Это простодушное нежелание признавать холокост как нечто исключительное, из ряда вон выходящее одной юдофобией объяснить невозможно.
Вишистские чиновники усердствовали в разжигании конфликтов на почве юдофобии.
Иногда понятие «антисемитизм» совершенно некорректно отождествляют с понятием юдофобия – неосознанное психологическое чувство неприязни к евреям.
Что такое юдофобия и как от нее избавиться
Национализм и ксенофобия имеют сотни форм, одна из них – ненависть к евреям и всему еврейскому. В одних источниках это называют антисемитизмом, в других – юдофобией. Однако невооруженным взглядом видно, что это неклассическая фобия, а больше политическое явление. Однако ее изучением занимается психология.
Юдофобия – что это
Юдофобия – это ненависть к евреям и всем еврейскому. Название образовано от греческих слов judaeus, что означает «еврей» и phobos, что означает «страх». Непринятие и непонимание культуры, отвращение – классические проявления юдофобии. Тревога и страх отходят на второй план. Ненависть распространяется не только на евреев как представителей народа, но и на их обычаи, религию (иудаизм), нравы, историю, культуру.
Признаки
Юдофоб страдает патологической неприязнью к евреям и всему, что с ними связано. Он избегает контактов с представителями этой культуры, относится к ним с пренебрежением. В современном мире со смешенными культурами несложно встретить человека с еврейскими корнями. Каждый такой контакт для юдофоба может закончиться панической атакой. Юдофоб старается как можно быстрее закончить контакт, убежать.
Приступ паники сопровождается соматическими реакциями:
Причины
Причины развития юдофобии:
Как бороться
Самостоятельная борьба уместна только при фобии легкой степени тяжести. Если фобия приобрела хроническое течение, а реакции не поддаются контролю, то нужно обратиться к психологу.
Самостоятельная борьба
Конкретизируйте свой страх, разберите его на составляющие, найдите причину. Может быть, бабушка все время твердила вам, что «с этими евреями лучше не связываться». Или вы смотрите слишком много политических новостей, которые разжигают межнациональную вражду. Или вы стали участником деструктивных отношений с представителем еврейской нации.
В последнем случае важно понять, что дело в особенностях конкретного человека, а не всего народа. Среди русских тоже много как достойных, так и недостойных представителей нации. Если виновато политическое влияние, то займитесь изучением истории. Сами проанализируйте независимые источники, сформулируйте свое мнение о еврейской нации. Та же рекомендация актуальна при борьбе со стереотипами или родительским внушением.
Помощь психолога
Психоаналитики полагают, что юдофобия – защитный механизм психики, который возникает в ответ на неуверенность личности, неспособность добиться успеха, чувство беспомощности. Такому человеку нужно обвинить кого-то в своих неудачах. Успешные евреи – самая подходящая кандидатура.
При помощи психоанализа, гипноза и других техник психолог помогает клиенту осознать иррациональность страха, избавиться от ненависти, разобраться в себе. Вместе с этим коррекция состояния предполагает информационное просвещение, сближение с культурой и религией народа, личное знакомство и взаимодействие с представителями нации. Все это происходит под контролем специалиста.
Чем опасна
Если мысль об уничтожении, гонении евреев не становится идеей фикс, и если человек не запирается дома из-за того, что боится где-то встретиться с евреем, то фобия неопасна. Юдофобия редко принимает такие формы, как мы только что описали. В большинстве случаев человек может спокойно сосуществовать с ней. Однако если, например, на деловой сделке, человек узнает, что имеет дело с евреями, то сделка не состоится. Предвзятое, пренебрежительное отношение к евреям иногда мешает в работе и личной жизни.
Профилактика
Основной метод профилактики – воспитание толерантности. И чем раньше оно начнется, тем лучше. Особое внимание нужно уделить воспитанию толерантности в детях. Идея равенства культур, уважения чужих особенностей должна транслироваться на уровне семьи, школы, государства.
Почему юдофобия?
Виноват ли коренной народ?
Вопрос, почему юдофобия (это более точный термин, чем антисемитизм) сохранялась на протяжении веков и не искоренена даже в наши дни, а напротив, лишь усиливается, в частности, в России, заслуживает особого внимания. На него в свое время попытался дать ответ Федор Достоевский в своей статье «Еврейский вопрос»: «Разумеется, мне ответят, что все обуреваемы ненавистью, а потому все лгут, – писал Достоевский, полемизируя с теми, кто обвинял русский народ в антисемитизме. – Рождается тотчас другой вопрос: если все до единого лгут и обуреваемы такою ненавистью, что с чего-нибудь да взялась же эта ненависть, ведь что-нибудь значит же эта всеобщая ненависть, “ведь что-нибудь значит же слово все!”, как восклицал некогда Белинский. Нет-с, уверяю вас, что в русском народе нет предвзятой ненависти к еврею, а есть, может быть, несимпатия к нему, особенно по местам и даже, может быть, очень сильная. О, без этого нельзя, что он еврей, не из племенной, не из религиозной какой-нибудь ненависти, а происходит это от иных причин, в которых виноват уже не коренной народ, а сам еврей (Ф.М. Достоевский. Еврейский вопрос. Собр. соч. В 15 т. Т. 2).
Достоевский вряд ли был знаком с работой Маркса «К еврейскому вопросу», в которой научно объясняются суть еврейства и причины его неприятия остальным миром. Он был гениальным писателем, но социологией и экономикой не владел, а потому объяснял юдофобию больше ссылками на исторические прецеденты и нетерпимость иудаизма к иноверцам. Религиозная нетерпимость, увы, сохраняется в среде ортодоксального еврейства и по сей день, что нередко оборачивается юдофобией там, где евреи все еще пытаются жить по нормам Шулхан-Аруха. Но, с точки зрения специалистов в области истории и политэкономии, эти обстоятельства, особенно в наши дни, второстепенны. Рост неприязни к евреям, особо обострившейся в конце ХIХ века и вылившейся в России и в некоторых других странах в еврейские погромы, совпал, как это на первый взгляд ни парадоксально, с промышленной революцией и становлением буржуазии как правящего класса, с переходом от натурального хозяйства к денежным отношениям. Русский народ, да и другие славянские народы оказались не готовы к этому прежде всего духовно, что в значительной степени облегчило грабеж крестьянства, чем активно занялись евреи-ростовщики и евреи-промышленники, нещадно эксплуатировавшие крестьян и бесправных рабочих. Одним из первых на то, что «…черты, характеризующие еврейство и придающие ему в современной жизни такое огромное значение и силу, суть в то же время и основные начала создавшейся за последние два века и все постепенно побеждающей буржуазии», обратил внимание русский писатель и философ Петр Астафьев. «В наше время представителей тех начал, которыми характеризуются еврейство, – позитивизма и утилитаризма, ровно столько же, сколько и представителей новой, только в новое время выработанной и равно чуждой и классическому и христианскому миру идеи, идеи социальной, – писал Астафьев. – Эта идея общества, производящего и распределяющего между особями жизненные блага, вытесняющая в наше время на Западе из жизни все решительнее и задачу политического государства, и идеалы духовной личности и народности, по существу своему утилитарна, только положительна и космополитична. Она по существу своему есть отрицание и классического, чисто-политического идеала государственности и христианского идеала высочайшего подъема и развития духовной личности. Представителем этой новой идеи нашего времени, идеи космополитически-социальной, является и новая сила, выработанная новым временем и находящая для себя в еврействе только естественного, могучего и богато одаренного союзника. Эта сила, неведомая ни классическому, ни христианскому миру, чисто-социальная, но берущая на наших глазах уже верх над силами политическими, государственно-национальными – есть сила буржуазии. Естественное духовное соседство с нею еврейства, природного носителя тех же начал, и столь же естественный союз его с этой новою завоевательницею всего современного мира и дают ныне еврейству то значение мировой силы, какого оно ранее никогда не имело». Петр Астафьев приходит, по сути дела, к тому же выводу, к которому пришел Карл Маркс в своей работе «К еврейскому вопросу», когда пишет: «Борьба против еврейства, таким образом, есть, прежде всего, борьба против буржуазии и ее современного господства». Астафьев отметил и другую, не менее важную сторону становления капиталистической системы хозяйства и насаждения буржуазных ценностей – незащищенность патриархальной России перед натиском буржуазии, лишенной корней и всякой духовности. Он отмечал, что «отсутствие воли и настойчивости ради утилитарных целей и великая эмоциональность» русского народа делают его особо уязвимым перед таким натиском. «Я утверждаю, – писал он, – что борьба этому народу (русскому. – В.Б.) с еврейством совершенно невозможна. Другим народам, например французам, немцам, англичанам, – присущи отчасти еврейские свойства: формальный разум, воля, утилитаризм – словом, «умеренность и аккуратность». В нашем национальном характере лежит чуть не презрение ко всему этому. Отсюда мы ничего не можем противопоставить ни еврейской сплоченности, ни еврейской трезвости, умеренности, практичности, семейному началу и т.д. Мы относительно еврейства – раса самая беззащитная» (П.Е. Астафьев. Письмо А.А. Пороховщикову. Цит. по: сб. «Русское самосознание». URL: http://russamos.narod.ru/l-astaf1). Удивительным образом эти слова Астафьева подтвердились после крушения Советского Союза и перехода России к свободной, т.е. капиталистической экономике. Русский народ действительно оказался самым беззащитным. И этим незамедлительно воспользовались предприимчивые евреи, которые быстро захватили ключевые позиции в экономике и политике на всем постсоветском пространстве.
В Советском Союзе власть время от времени использовала политический антисемитизм для разгрома оппозиции и любого инакомыслия. И тем не менее в народе юдофобия практически отсутствовала. Это объяснялось не столько драконовскими законами – в первые годы советской власти за юдофобские высказывания могли запросто поставить к стенке – сколько отсутствием в обществе частной собственности и буржуазии со всеми ее институтами и обожествлением наживы. В те времена советские люди, независимо от национальности, жили от получки до получки и занимали друг у друга без процентов, а не в банках. Материальная и социальная база юдофобии была ликвидирована вместе с буржуазией. Но, как только коммунизм был уничтожен вместе с Советским Союзом, эта база была восстановлена и юдофобия, увы, возродилась. Хотя бы потому, что среди российских олигархов, не говоря уже о высшем среднем классе, большинство составляют евреи.
Еще в 1996 году покойный олигарх Борис Березовский в интервью израильскому телевидению говорил «Степень коррупции в России полностью соответствует степени преобразований в России. Я не думаю, что в руках чиновников Израиля. есть возможность перераспределять богатства стоимостью в десятки, сотни миллионов и миллиардов. – это было ничье, это было государства, это было всех! Так вот, чиновник имел возможность одной росписью определить, тебе это принадлежит или другому. Хороший бой, который привел к результату, который мы сегодня имеем».
Во время одной из «иерусалимских встреч» еврейских миллионеров по Второму каналу израильского телевидения выступили еврейские олигархи Гусинский, Хаит и Малкин. Гусинский, в частности, заявил: «За последние годы в России произошло невиданное в истории перераспределение богатства. В 1991 году почти 90 процентами собственности владело государство. Сегодня огромная, богатая страна на 75 процентов уже не является собственностью государства. А 60 процентов российского капитала принадлежит еврейскому бизнесу». Другой еврейский олигарх, член Совета Федерации почему-то от Бурятии, Виталий Малкин (за 2011 год В. Малкин заработал свыше 1 млрд 11 млн руб. Кроме того, как свидетельствуют опубликованные данные в РБК, В. Малкин и его супруга владеют 5 земельными участками общей площадью более 24 гектаров. Самый крупный из них – более 20 гектаров – находится в Италии) признал: «Таких доходов и таких прибылей, которые можно было заработать в России, нельзя было заработать нигде. »
То, что 60% богатств России находятся под контролем еврейских олигархов, подтверждают и другие еврейские источники. В конце 90-х годов появился термин «семибанкирщина» (по аналогии с историческим термином «семибоярщина»), которым были обозначены семь российских олигархов, отфинансировавших переизбрание Ельцина в 1996 г. Среди них были: Борис Березовский (ЛогоВаз); Михаил Ходорковский (Менатеп-ЮКОС); Михаил Фридман (Альфа-Групп); Петр Авен (Альфа-Групп); Владимир Гусинский (Мост Груп); Владимир Потанин (Онэксимбанк); Александр Смоленский (СБС-Агро). Русским в этой компании был только В. Потанин. Все остальные не просто евреи, но и весьма активные сионисты. В ноябре 1996-го Березовский в интервью The Financial Times назвал имена этих семи человек как еврейских олигархов, контролировавших по его словам более 50% российской экономики и совместно влияющих на принятие важнейших внутриполитических решений в России (The Financial Times, 01.11.1996). Они и создали ту олигархическую форму правления в России, которую впоследствии назвали «семибанкирщиной». Ельцин, окруживший себя сионистами, без их совета, как известно, не принимал никаких решений.
Нынешнее руководство России с сионистами не просто заигрывает. С ними в Кремле играют в одну игру.
В самый разгар «лихих 90-х» писатель Эдуард Тополь, известный еврейский диссидент, эмигрировавший в США в 1978 г., вернулся в Россию и был поражен тем, до какого уровня развала, разрухи и нищеты, довела русский народ новая власть, в которой на первые роли выдвинулись евреи. Тополь написал тогда открытое письмо самому могущественному из них в то время олигарху Борису Березовскому, а также Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным еврейским олигархам, которое было опубликовано в еженедельнике «Аргументы и факты» (16.09.1998). Тополь отметил в этом письме, что в России «главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию – Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране». Эта ситуация больше встревожила Тополя, чем порадовала. Он спрашивал Березовского: «Но раз уж так случилось, что у нас вся финансовая власть, а правительство состоит из полуевреев Кириенко и Чубайса, вы ощущаете всю меру риска, которому вы подвергаете наш народ в случае обвала России в пропасть? Антисемитские погромы могут обратиться в новый холокост…
Сегодня народ, среди которого мы живем, – в настоящей беде. В стране – нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародерство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины, на панели.
Так скиньтесь же, черт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на ее кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. И скиньтесь не только деньгами – скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России из пропасти и излечение ее от лагерно-совковой морали и этики! Люди, которых вы спасете, оградят нас и вас от погромов, а матери скажут вам тихое «мазул тоф!»».
Этот вопрос поставлен перед всем мировым еврейством. И по ответу на него, по делам его человечество будет судить о «богоизбранном народе».
Попытки химеризации Руси
Попытки еврейской химеризации Руси предпринимались не раз. Под 986 годом в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Великому князю Владимиру с предложением принять их веру, что он решительно отверг. Л. Гумилев по данному вопросу написал следующее: «В 965-м “одоле Святослав козаромъ и градъ (Итиль) ихъ взя”. Эта победа решила судьбу Хазарии и Руси. Химера распалась. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору, крайне для них ценную. Эта победа предотвратила закрепление химеры на Руси. Варяги, сотрудничавшие с химерой, растворились в русском этносе. От них осталось только название династии князей воинов – Рюриковичи. Русь вернулась на традиции контакта с Византией – своим единственным стратегическим союзником. Концом процесса этнического выздоровления следует считать крещение Руси Владимиром Святославичем» (Л. Гумилев. Цит. соч. Выделено мной – В.Б.).
Более тысячи лет в иудаизме существуют проклятия в адрес Православия. И России не простили ни того, что Святослав разгромил Хазарский каганат, ни того, что его сын Владимир отказался принять иудаизм. Именно с крещения Руси идет отчет не прекращавшегося ни на день противостояния с ней мирового еврейства, сформировавшего к концу ХIХ века глобальную систему влияния в форме международного сионизма.
Длительное время евреи в России находились практически вне закона. Несколько раз их изгоняли из пределов государства российского царскими указами. Еще в 1113 году постановлением всех князей русских им было запрещено селиться на русских землях. Монголы евреев просто уничтожали поголовно.
В последней четверти XV века в Новгороде появилась религиозная группа Схарии, адепты которой предприняли попытку иудаизации Православия, подменяя его обряды и традиции теми, что приняты в иудаизме. Они и их ересь получили название «жидовствующие». В 1504 г. на Руси началось их преследование. При Иване Грозном крестившихся евреев не трогали, а не желавших переходить в Православие – казнили. Петр I (1672–1725 гг.) резко ограничил въезд евреев в Россию, хотя некоторые из них прекрасно себя чувствовали при его дворе. Петр говорил: «Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками. Они не получат разрешение поселяться и устраивать свои дела. Несмотря на мои распоряжения, они стараются осуществлять это подкупом моих чиновников с целью стать равноправными».
Императрица Елизавета Петровна была более решительной и своим Указом правительственному Сенату от 2 декабря 1742 года приказала «вышибить всех евреев вон из России».
Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686–1750), поясняя причины этого решения, писал: «Добавить весьма надобно о пагубнейшей вредоносности жидов, сиречь евреев, наилучше сказать иуд, предателей всесветных, дабы полное изъяснение дать причин их изгнания из России общим определением всех князей русских в 1113 году, а не то у доброхотных читателей может ложное мнение о жидах образоваться. Изгнаны они, иуды, из России за великие и злые душегубства, убиения ядом лучших людей, людей русских. Распространение отравных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней всяческими хитроковарными способами, за разложения, кои они в государственное дело вносят. А поскольку ни совести, ни чести, ни правды у жидов и в помине нет, то впускать их обратно в Россию – деяние, много хуже государственной измены. Маю я, что государство или республика, где жидов зело много, быстро к упадку или гибели придут, понеже или евреев – семена разложения, злопагубного пренебрежения родными обычаями, добрыми нравами повсюду вносят. Особливо опасны они, природные ростовщики-кровососы, тайные убийцы и всегдашние заговорщики для Великой России (курсив мой – В.Б.). Понеже народ Великороссийский самый мужественный на земле, честный и трудолюбивый, но прямодушный и чистосердечный, что немалую помеху к распознанию жидов, тайных иезуитов и масонов составляет. Безмерно гостеприимство народа русского. Сим некогда пользовались, а могут и в будущем пользоваться, если мы или потомки наши мудрый Указ 1742 года забвению предадим» (Татищев В.Н. История Российская. Т. 4. М., 1964).
В русофобской литературе эти слова Татищева нередко используют для демонстрации «несовместимости» России с западной цивилизацией. Но ведь Татищев дал, по сути дела, те же рекомендации, с которыми немногим позже него выступил Наполеон Бонапарт, провозгласивший, что он намерен «исправить евреев». Другое дело, что это они исправили Бонапарта к своей выгоде, а в конечном итоге и предали его при Аустерлице с подачи Ротшильдов английских и французских.
В России еще до Наполеона были предприняты попытки «исправить евреев», но основная ставка при этом была все же сделана на их ассимиляцию, что для «сыновей Завета» было абсолютно неприемлемо. Первоначально выходом стала «маранизация» – христианство принимали для внедрения во властные структуры и аристократические кланы России, а на деле продолжали исповедовать иудаизм и исполняли отведенные им роли в мировом походе за еврейскую химеризацию человечества. Затем отпала необходимость скрывать свою приверженность религии предков. И произошло это именно в России, где быстрыми темпами стала происходить иудаизация правящего класса, по образцу Хазарского каганата.
Екатерина Великая (1762–1796) своим именным указом от 1780 года первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая дворянство и духовенство (иудейское), с получением всех соответствующих прав. В списке родов русского дворянства иудейского исповедания значатся: Гинцбурги, Гринкруги, Ефроны, Каннегисеры (выходец из этого рода в 1918 г. пристрелил главу Петроградской ЧК еврея Моисея Урицкого), Поляковы и Юзефовичи. Даже русофоб и сионист Ричард Пайпс, известный больше как советолог, в своей статье «Екатерина II и евреи» (1957) признал, что Россия была первой европейской страной, предоставившей евреям права граждан, в том числе и избирательные.
При Павле I (1796–1801), который несколько ослабил ограничения гражданских прав евреев, изучением вопросов, связанных с их положением в России, занялся министр юстиции поэт Г.Р. Державин. Он обратил внимание на то, что обособленность евреев искусственно поддерживается с помощью иудаизма. «…Синагоги, – писал Державин в своем докладе царю, – являются не чем иным, как гнездами предрассудков и антихристианской ненависти; “кагалы” образуют государство в государстве, чего не должен допускать правильно устроенный политический организм». Вывод, как видим, тот же, что у Наполеона. Державин обратил также особо внимание царя на то, что, получив лицензии на продажу спиртного, еврейские корчмари спаивают крестьян. «В корчмах, открытых в чертах оседлости жидами, – писал Державин в своей докладной, – крестьяне развращаются, истощают свою жизнь. Из 1650 питейных заведений 1548 принадлежат жидам. Из 1297 табачных лавок 1293 были также собственностью жидов».
Большое влияние поэт оказал и на формирование взглядов Александра I (1801–1825), который предпринимал многократные попытки разрушить изоляционизм еврейской общины в России, ограничив власть кагала. Как и при Павле I, Державин предлагал заставить евреев заняться «честными и полезными ремеслами» и моральным самоусовершенствованием.
Александр I надеялся, что в результате эмансипации ускорится обращение евреев в христианство и таким образом их удастся ассимилировать. В развитие этих идей царь учредил специальный комитет по делам евреев.
В 1802–1803 годах, в рамках общего реформирования государственного устройства России, Державин, назначенный министром юстиции, попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост: утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей. Сумма по тем временам огромная. В должности министра поэт-царедворец продержался всего год и был отправлен в полную отставку. На прямой вопрос Державина, за что его увольняют, император Александр I откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь».
В 1817 году, уже после смерти Державина, император издал указ, запрещающий обвинять евреев в убийстве христианских детей «без всяких улик, по единому предрассудку». В результате были закрыты все дела по обвинениям в кровавых наветах. В том же году было учреждено Общество израильских христиан, в задачи которого входила помощь крестившимся евреям.
Как ни парадоксально это звучит, российские самодержцы были по-своему марксистами, так как выступали за ассимиляцию евреев и освобождение человечества от еврейства.
«Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, – писал К. Маркс в своей работе “К еврейскому вопросу”, – торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, ибо субъективная основа еврейства, практическая потребность, очеловечится, ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднен.
Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства» (написано К. Марксом осенью 1843 года. Напечатано в журнале «Deutch-Franzosische Jahrbucher» в 1844 году. Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 1. С. 408–413).
При Императоре Николае I (1796–1855) курс на ассимиляцию евреев был продолжен еще более жестко. В 1827 году подписали указ о воинской повинности для евреев. Был предпринят и ряд мер по защите крестьянства от беспредела ростовщиков. В 1844 году были ликвидированы кагалы – до этого признанные органы еврейского самоуправления. Для сбора податей и поставки рекрутов были выделены специальные люди из состава еврейских общин. Были отменены еврейские обычаи ношения пейсов, бритье головы женщинам и т.д. Специальным распоряжением Николай I запретил принимать евреев на гражданскую службу «доколе они остаются в еврейском законе» (Кременецкий И. Правовое положение евреев в России при царизме. URL: http://sohnut-odessa.narod.ru/pravpologenie).
И все же стены гетто рушились и в России, как и в других странах Восточной Европы, где особенно сильным было влияние кагалов и ортодоксального иудейства. Выходя за этот забор, евреи все чаще выбирали ассимиляцию, интегрировались, порывая с иудаизмом в пользу христианства, становились гражданами тех стран, где они родились и выросли. С начала 1860-х годов культурная изоляция евреев в России стала постепенно ослабевать по той же схеме, что и в Западной Европе. Постоянно росло число евреев, принимавших русский язык и обычаи, часто вместе с Православием, что давало возможность жить вне черты оседлости. Одним из таких крестившихся евреев был Мойша Бланк – дед В.И. Ленина. Еврейская молодежь стала поступать в гимназии и университеты. Как писал один из сионистских идеологов Кастейн, «к концу XIX столетия в Западной Европе уже каждый девятый еврей был женат на не еврейке». В России этот показатель ассимиляции евреев был примерно таким же в среде русской интеллигенции, где стало модным жениться на еврейках.
В 1859 году в Петербурге был основан банкирский дом Гинцбургов, один из крупнейших банков страны, который сотрудничал с Ротшильдами и другими еврейскими финансистами Европы. Евзель Гинцбург и его сын Гораций учредили затем Коммерческий банк в Киеве, Учетный банк в Одессе и Учетно-ссудный банк в Петербурге. Банкирский дом Гинцбургов финансировал строительство и эксплуатацию многих железных дорог России и создал в Сибири прииски по добыче золота и платины: Ленский, Забайкальский, Миасский, Березовский, Алтайский и другие. Братья Самуил, Лазарь и Яков Поляковы основали: Московский и Донской Земельные банки, Орловский Коммерческий банк, Промышленный банк в Киеве и прочие банки. Они были из первых частных строителей железных дорог в России…