Юрьев польский достопримечательности что посмотреть за один день летом самостоятельно
Юрьев-Польский: достопримечательности
Юрьев-Польский — небольшой город во Владимирской области России. Расположен в исторической местности Суздальское Ополье на реке Колокша в 180 км от столицы. Впитавший в себя дух старины, он хоть и находится в стороне от крупных туристических центров, но тем не менее также интересен, как и другие города Золотого кольца.
Что посмотреть в Юрьев-Польскиом самостоятельно?
Красивые места и основные достопримечательности города и окрестностей: фото с описаниями, советы куда сходить, куда поехать на машине, что посмотреть за один день.
Георгиевский собор
Одной из главных достопримечательностей города является Георгиевский собор (на англ. St. George’s Cathedral). Он был основан в 1230 году князем Святославом Всеволодовичем.
В 15 веке стены храма стали сильно разрушаться. Для того, чтобы сохранить собор, были призваны известные московские архитекторы. Однако внешний вид храма был сильно изменен, к тому же сильно пострадала великолепная каменная резьба.
В настоящее время белоснежный собор находится в хорошем состоянии. На его стенах можно рассмотреть фрагменты библейских мотивов и изображений святых. Внутри хранится Святославов крест — это прекрасно сохранившаяся святыня, увидеть которую приезжает много прихожан. Георгиевский собор является памятником архитектуры владимиро-суздальского зодчества.
Памятник Юрию Долгорукому
На центральной площади установлен памятник основателю города Юрию Долгорукому (на англ. Monument to Yury Dolgoruky). Он был открыт в 2002 году и расположен в окружении других известных достопримечательностей.
Над созданием монумента работал талантливый скульптор Игорь Черноглазов. На квадратном постаменте установлена гранитная фигура князя в полный рост. Своей правой рукой он слегка опирается на щит, а левой — придерживает край плаща. Его задумчивый взгляд устремлен вдаль, словно он принимает очень важное решение. Рядом с постаментом расположены два каменных льва, они словно защищают Юрия Долгорукова от непрошенных гостей.
В летнее время у подножья памятника устанавливаются вазоны с живыми цветами, а многие туристы приносят к нему цветы, как дань памяти родоначальнику города.
Земляные валы древнего города Мстиславль
Недалеко от Юрьева-Польского в небольшом селе Городище находятся земляные валы древнего города Мстиславль. Он был основан в 11 веке. По одной из версий его основал Владимир Мономах, по другой — его сын Мстислав. Город был практически полностью уничтожен во время нашествия татаро-монгол, а окончательное разрушение произошло в советское время.
В настоящее время от величественного Мстиславля остались только земляные валы, достигающие высоты 5 метров. Они образуют большое кольцо, в котором в древности располагалось городище. Перед валами находятся рвы глубиной от 3 до 5 метров. Во время археологических раскопок были найдены остатки стен, посуды и других предметов быта.
Сейчас недалеко от старинного города стоит маленькое поселение, жители которого очень бережно относятся к истории своей земли. Вид земляных насыпей и сейчас создает образ некогда могучего Мстиславля.
Усадьба Голицыных
Село Сима было передано Петром I во владение великому полководцу Михаилу Голицыну. Именно здесь расположилась усадьба его семьи. Она построена в начале 18 века, и за 200 лет значительно обветшала. Господский дом состоит из двух этажей и расположенных по бокам флигелей. Вокруг него находится благоустроенный парк и небольшой живописный пруд.
Кроме семейства Голицыных в этом доме жил знаменитый генерал П.И.Багратион. В Симу он приехал сразу после Бородинского сражения, в котором был сильно ранен. К сожалению, через некоторое время его состояние ухудшилось, и он умер. Петр Иванович был похоронен в возле местной церкви. Позднее он был перезахоронен, а на месте его могилы возвели памятный обелиск.
В главном доме расположен музей имени Багратиона. В нем хранятся копии документов и личные вещи генерала. Кроме этого в усадьбе находится библиотека и центр народного творчества.
Торговые ряды
На Советской площади города находятся Торговые ряды (на англ. Shopping Arcade). Они были возведены в 1877 году на месте сгоревшего деревянного Гостиного двора, который был построен еще во времена правления Екатерины Великой. Ряды имеют вид длинной галереи, в которой располагаются небольшие магазинчики.
Как и много лет назад они выполняют свою первоначальную функцию. Здесь расположены всевозможные сувенирные лавки и другие магазины. Изначально расположенная рядом площадь имела название Торговой, однако во время правления советской власти его изменили.
Многие местные жители считают Торговые ряды началом исторического района Юрьева-Польского. Именно отсюда начинаются многие туристические маршруты. Чтобы лучше узнать архитектуру города, его основные достопримечательности, нужно включать ряды в свой обзор по этим историческим местам.
Церковь Никиты Мученика
Одним из красивейших храмов города является церковь Никиты Мученика. Она была основана в 1796 году. Фасад здания выполнен в классическом архитектурном стиле. С трех сторон его украшают портики с белоснежными колоннами. Высокий барабан с большим количеством узких окошек наполняет храм светом и словно расширяет внутренне пространство. Его венчает небольшой купол, который устремляется в голубое небо.
В 1941 году храм был закрыт, а в его помещениях расположилась автостанция и мастерская по ремонту машин. В 80-х годах 20 века в церкви начались восстановительные работы. Уже в 1888 году там прошло первое богослужение. Никитский храм считается одной из жемчужин города. Он прекрасен в любое время года, поэтому его посещает много туристов.
В настоящее время все работы закончены. Очень мелодичный звон с колокольни храма наполняет окрестности спокойствием и умиротворением.
Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей
На территории Михайло-Архангельского монастыря находится Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей (на англ. Yuryev-Polsky Museum of History, Architecture and Art). Он был открыт в 1919 году.
В основу его экспозиций легли коллекции семей Голицыных, Салтыковых, а также переданные в дар собрания И. Беднякова, Д. Овсянникова и других. Сейчас в фондах музея хранится больше 16 тысяч предметов. В церкви Иоанна Богослова расположена Художественная выставка. Ее основными экспонатами являются шедевры живописи 16-17 веков и коллекция фарфора.
В Михайло-Архангельском соборе можно увидеть выставку деревянных скульптур, датированных 15-19 веком. Поскольку музей занимает помещения монастыря, его работа тесно связана с жизнью в обители.
Михайло-Архангельский монастырь
Наряду с Георгиевским собором Михайло-Архангельский монастырь является одним из старейших религиозных сооружений в городе. Он был основан в начале 13 века. За свою долгую историю обитель разорялась 4 раза, как во время татаро-монгольских набегов, так и в Смутное время.
Монастырь расположен на территории бывшего кремля. Его ансамбль состоит из Михайло-Архангельского собора, по бокам от которой расположились колокольня и трапезная, храма в честь Иоанна Богослова и Знаменской трапезной церкви.
Кроме этого на территории обители находится памятник деревянного зодчества 18 века — Георгиевская церковь. Летом в стенах монастыря разбивают сад с лекарственными растениями. Часть помещений обители занимает Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Парк молодоженов
Одной из самых романтических достопримечательностей города является парк молодоженов. Он появился в 2010 году и сразу стал очень популярен среди местных жителей. Парк был открыт в честь покровителей семьи и брака святых Петра и Февронии. Его главным украшением являются большие кольца, на которых можно прочесть надпись «Совет да любовь».
По традиции молодожены должны пройти через эти кольца и взяться за руки в знак того, что они соединили свои судьбы. Благоустроенные аллеи с изящными скамейками дополняют великолепные рябины. В парке находится «Поцелуев мост», «Поляна невест», на которой клумба с цветами образует сердце. Парк является местом обязательной остановки всех свадебных кортежей. Здесь делают потрясающие фотосессии, признаются в любви и попросят прощения за нанесенную обиду.
Церковь Рождества Христова
В начале 18 века на месте разрушенного деревянного храма была построена церковь Рождества Христова. Она представляет собой белокаменной здание, которое венчают пять куполов.
Фасад здания украшают лопатки и кокошники. В советское время церковь была закрыта. Ее помещения использовали для размещения молочного завода и типографии. Трехъярусная колокольня была полностью разрушена, а внутреннее убранство храма разграблено или уничтожено.
В настоящее время после масштабных реставрационных работ церковь снова принимает прихожан, здесь регулярно проходят службы. Благодаря труду реставраторов и архитекторов храму удалось вернуть его первоначальный вид, поэтому у его стен можно встретить очень много туристов.
Пожарное депо
На месте уничтоженных пожаром торговых рядов в конце 19 века было построено пожарное депо. Это одноэтажное здание из красного кирпича. Оно возведено в псевдоготическом архитектурном стиле. Сейчас пожарное депо имеет серо-белый цвет, а общую картину дополняют красные ворота.
Фасад здания украшают декоративные элементы. В годы правления советской власти часть помещений депо использовали для постановки спектаклей, кроме этого там устраивались танцы.
В настоящее время здание сильно обветшало и требует капитального ремонта. Однако несмотря на свой печальный внешний вид, оно сохранило черты изысканности и красоты. Как много лет назад депо выполняет свою первоначальную задачу, в нем располагается пожарная часть.
Петропавловский монастырь
В Юрьеве-Польском находится Петропавловский монастырь (на англ. Saints Peter and Paul’s Monastery). Его основание окутано тайнами и легендами. Ученые так и не сошлись во мнении, когда же он появился. Некоторые датируют первые постройки обители 16 веком, другие утверждают, что они были построены только в 17 веке.
С момента своего основания монастырь несколько раз был под угрозой закрытия, однако каждый раз его удавалось сохранить. В середине 19 века на месте деревянного храма был возведен каменный Петропавловский собор. Спустя 8 лет рядом с ним построили Успенскую церковь с высокой колокольней.
В советское время монастырь закрыли, а почти все постройки были уничтожены. До настоящего времени сохранилась только пятиярусная колокольня. В 2010 году принято решение о возрождении обители в качестве женского монастыря.
Богадельня Мещериных
В центре города находится богадельня Мещериных. Она была построена в 1904 году. Здание выполнено в неорусском архитектурном стиле. Оно состоит из двух этажей.
Фасад богадельни украшен декоративными элементами: пилястрами, ризалитами и закомарами. В нем содержались нетрудоспособные лица мещанского или купеческого сословия. Средства на содержание богадельни собирались с помощью благотворительности. В нем могли жить и женщины и мужчины.
Свое название здание получило в честь почетных жителей города Евгения Ивановича и Геннадия Ивановича Мещериных. Именно они пожертвовали деньги на возведение богадельни на 160 мест. В настоящее время в здании разместилась центральная районная больница. Не так давно ему было присвоено звание памятника гражданской архитектуры.
Свято-Введенский Никоновский монастырь
Одной из интереснейших достопримечательностей города является Свято-Введенский Никоновский монастырь (на англ. Vvedenskiy Nikon Monastery). Точную дату его основания установить не удалось, однако первые упоминания об этой обители относятся к 1628 году. Именно тогда была построена первая церковь в честь Николая Чудтворца.
В 1666 году деревянный храм заменила новая каменная церковь. Во второй половине 18 века на территории монастыря был возведен Введенский собор. Он имел пять глав и был богато украшен декоративными элементами. За свою долгую историю помещения монастыря не один раз горели, но их удавалось восстановить.
В советское время обитель была закрыта, а ее здания были отданы под склады и мастерские. В настоящее время монастырь полностью восстановлен и действует как мужской. В нем регулярно проходят богослужения.
Борисоглебская церковь
Рядом с храмом Рождества Христова расположена Борисоглебская церковь. Она была основана в конце 18 века. И представляла собой небольшой четверик, который венчала двускатная крыша с главкой.
Рядом с основным зданием располагалась трапезная. Поскольку храм Рождества Христова являлся летним приходом, в пару к нему была возведена зимняя церковь. В советское время она была закрыта. Ее помещения использовали для размещения молокозавода. В дальнейшем здание было полностью разрушено. От основной церкви остался лишь фундамент и небольшая часть стен.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению утраченного памятника архитектуры, однако из-за отсутствия средств строительство идет очень медленно. По замыслу архитекторов храму будет возвращен его первоначальный вид.
Усадьба Апраксиных
В маленьком селе Ратислово недалеко от города Юрьев-Польский находится усадьба Апраксиных. Эти земли были переданы во владение этой семьи в начале 18 века. Ансамбль усадьбы состоял из главного дома. Он был выполнен в классическом архитектурном стиле и состоял из двух этажей. По бокам от него располагались симметричные Г-образные флигели с галереями.
В 1802 году на территории усадьбы была возведена церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Она просуществовала до 1960-х годов, когда на ее месте был построен новый храм. В настоящее время флигели дома полностью разрушены.
В 20 веке в главном здании еще сохранялись фрагменты росписей и элементов декора, однако из-за отсутствия ремонта они были уничтожены. Сейчас в одном из зданий усадьбы расположена сельская школа, но его несколько раз уже переделывали, из-за чего оно утратило свой первоначальный внешний вид. Вокруг построек расположен живописный парк с тенистыми аллеями и 8 взаимосвязанными прудами.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Типичным образцом архитектуры юрьевского образца является церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была основана в 1712 году. Церковь была построена из камня и принадлежала Покровскому монастырю, который существовал сравнительно недолго. После закрытия обители церковь была превращена в приходской храм.
В 1768 году она была уничтожена пожаром, но благодаря местным жителям книги, иконы и церковную утварь удалось спасти. Спустя год на этом месте появился новый каменный храм, который сохранился до настоящего времени.
В 19 века к основному зданию были пристроены трапезная в неоготическом стиле и высокая колокольня. В 1941 году церковь была закрыта, а в ее помещениях расположились мастерские. Здание вернули верующим лишь в 1988 году, а спустя 4 года масштабной реставрации в ней прошли первые богослужения.
Собор Архангела Михаила
Главным храмом Михайло-Архангельского монастыря является собор Архангела Михаила (на англ. Cathedral of the Archangel Michael). Он был построен в конце 18 — начале 19 веков.
Согласно документам первая церковь в этом месте появилась в 1535 году. Она была сделана из дерева, а в 1560 году вместо нее был возведен новый каменный храм. Со временем он сильно обветшал, поэтому было принято решение о строительстве другого собора.
В советское время церковь была закрыта. В ней разместились выставочные залы городского музея, из-за этого внутреннее убранство было полностью уничтожено. В настоящее время в здании собора все также размещаются экспозиции, однако по договоренности между епархией и руководством музея в храме проводятся регулярные богослужения.
Храм в честь Живоначальной Троицы
Между Георгиевским собором и Михайло-Архангельским монастырем находится храм в честь Живоначальной Троицы (на англ. Zhivonachalnay Trinity Church).
В 1903 году впервые появилась идея о строительстве новой церкви в центре города, поскольку собор уже не мог вместить всех прихожан. После 4 лет сбора средств началось возведение храма, а в 1915 году в нем состоялось первое богослужение. Он был построен в псевдорусском архитектурном стиле.
Фасад здания украшало большое количество элементов декора, которые напоминали старинную резьбу. В советское время церковь была закрыта. От изящных украшений практически ничего не осталось, а главы были полностью снесены.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению храму его первоначального вида. Однако и сейчас в мрачном силуэте здания можно распознать некогда величественное строение.
Здание старинного амбара
Одним из памятников гражданской архитектуры является здание старинного амбара (на англ. The Building of an Old Barn). Оно было построено в конце 19 века. Это невысокое одноэтажное здание из красного кирпича светлого и темного оттенка. Его фасад украшают небольшие декоративные элементы. Общий вид завершает двухскатная крыша.
Несмотря на расположение в центральной части города, эта достопримечательность редко вызывает интерес у гостей города. Она разместилась среди жилых зданий и находится немного в стороне от основных туристических маршрутов. Однако это здание, отличающееся простотой и скромным внешним видом, охраняется государством как памятник регионального значения. В настоящее время постройка сильно обветшала и требует капитального ремонта.
Один день в Юрьеве-Польском
Марина Волоскова
Культуролог, историк, журналист
От редакции:
Сайт «Русская вера» начинает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Первый наш репортаж из старинного Юрьева-Польского.
Галерея Юрьев-Польский
Смотреть онлайн →
Памятник князю Юрию Долгорукому и Михайло-Архангельский монастырь
На фоне резкого подорожания отдыха за рубежом путешествия по России становятся все более привлекательной и популярной формой досуга среди россиян. Несмотря на всем известные «прелести» ненавязчивого отечественного сервиса, тем не менее многие выбирают отдых и путешествия по родной стране. Наибольший наплыв посетителей приходится на города «Золотого Кольца»: Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль и другие. Не остался в стороне и Юрьев-Польский. Гостиниц в Юрьеве-Польском не так много, что не удивительно для города площадью всего 10 км². Однако цены на проживание достаточно демократичные, за исключением выходных и праздничных дней.
Домик-апартаменты в Юрьеве-Польском
Из Москвы с Щелковского автовокзала в Юрьев-Польский ходят автобусы каждые два часа, как прямые, так и проходящие. Если ехать на один день, то на общественном транспорте добраться до Юрьева-Польского вполне возможно, а вот выбраться из города можно только либо на ночном проходящем поезде сообщением Кинешма-Москва, либо с пересадками через г. Кольчугино и г. Александров. Юрьев-Польский — один из древнейших городов, расположенный на реке Колокша, в 68 км к северо-западу от г. Владимира и в 180 км к северо-востоку от г. Москвы. Город был основан в 1152 году. В летописях Юрьев-Польский первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Юрия Долгорукого (1090-е годы — 1157 гг.). Вторая часть названия города, по мнению некоторых исследователей, образована от слова «поле», город стоит на суздальском Ополье. Вторая часть в названии возникла для уточнения местоположения Юрьева-Польского, потому что в этот период существовали города с тем же именем: до 1224 года — Юрьев (Тарту), а с 1224 — Юрьев-Повольский (Юрьевец), Юрьев в Поднепровье.
Стела «Я люблю Юрьев-Польский»
Известно, что Юрьев-Польский называли и Юрьев-Польско́й, что зафиксировано в БСЭ. Сейчас на картах и в документах город называется Юрьев-Польский. Однако от туристов и самих жителей города и Владимирской области неоднократно можно услышать наименование Юрьев-Польско́й. Город возник в районе концентрации финно-угорского племени меря, о чем нам сообщают мерянские гидронимы «Колокша» и «Гза». Юрьев-Польский как раз занимает стратегическую позицию у места слияния этих двух рек. С 1212 года Юрьев-Польский являлся центром удельного княжества, во главе которого был сын Всеволода Большое Гнездо (1154–1212 гг.) Святослав. В этот период в городской крепости был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь. В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая Липицкая битва.
Михайло-Архангельский монастырь за крепостным валом Юрьева-Польского
В 1340 году Юрьев-Польский вошел в состав великого Московского княжества. В 1552 году царь Иван IV (1530-1584 гг.) пожаловал Юрьев-Польский сыну астраханского хана Абдулле Ак-Кубекову (1533-1570 гг.), который перешел на сторону русских еще до падения Астрахани. В годы смуты Юрьев-Польский был сожжен поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. В XVII-XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.
Деревянный домик напротив Михайло-Архангельского монастыря
С 1708 года Юрьев-Польский находился в составе Московской губернии, а с 1796 года — в составе Владимирской губернии. В 1920 году был создан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. До 2010 года Юрьев-Польский являлся историческим поселением, однако приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был лишен этого статуса.
Центральная улица Юрьева-Польского
В Юрьеве-Польском действует ткацко-отделочная фабрика «Авангард»; завод по производству электросилового оборудования «Промсвязь»; мясокомбинат и завод сухого обезжиренного молока. В Юрьев-Польском районе развивается коневодство и животноводство.
Георгиевский собор — главная святыня Юрьева-Польского
Итак, Юрьев-Польский был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким: «…в том же году князь великий Юрий Долгорукий Суздальский был под Черниговом ратью, и возвратился в Суздаль на свое великое княжение, и, придя, многие церкви создал: На Нерли — святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и в свое имя город Юрьев заложи, называемый Польский, и церковь в нем каменную святого Георгия создал…»[1] По приказу князя Юрия Долгорукого была воздвигнута крепость, обнесенная сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
В 1230 году Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал Георгиевский собор, который значительно обветшал. На его месте четыре года спустя был построен новый. «В том же году князь Святослав разрушил в Юрьеве церковь святого Георгия каменную, потому что она обветшала и начала разрушаться. Создал же ее дед его, Юрий Владимирович; и начал Святослав новую создавать, прекрасней первой».[2]
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью[3]. «Благоверный князь Святослав Всеволодович совершил в Юрьеве церковь святого великомученика Георгия и украсил ее более иных церквей, ибо снаружи и внутри вокруг всей церкви по камню вырезаны святые весьма чудно; она же и до сего дня стоит».[4]
Скульптурные изображения на стенах Георгиевского собора
Резьба покрывает Георгиевский собор сверху донизу сплошным белокаменным ковром, сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему.
В колончатом поясе северного фасада Георгиевского собора расположены фигуры святых
В Георгиевском соборе находится рельефная композиция Распятие с предстоящими, называемая по традиции «Святославовым крестом», в основании которой стоит камень с надписью-посвящением Святослава Всеволодовича.
«Святославов крест»
Чтобы засвидетельствовать свое авторство, князь Святослав на гладко тесаном камне вырезал надпись из пяти строк, гласящую о том, что сей крест сделан князем Святославом в день памяти святого Иоанна Воинника в лето 1224.
Автограф князя Святослава
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу Георгиевского храма был пристроен Троицкий придел. В XV веке значительная часть Георгиевского собора обрушилась. В 1471 году силами московского купца Василия Димитриевича Ермолина (ок. 1420-х гг. — между 1481 г. и 1485 г.) собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
Скульптурное изображение льва на Георгиевском соборе
После восстановления от собора 1230-1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс). В 1781 году к Георгиевскому собору была пристроена четырехъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который стал полноценным храмом, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм оказался застроен позднейшими пристройками. Первым на это обратил внимание историк искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков (1844-1925 гг.). Тогда было предложено освободить собор от пристроек XVIII-XIX веков. Вместо Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор, который был освящен в 1915 году, однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.
Скульптурное изображение грифона на Георгиевском соборе
В 1923 году Георгиевский собор закрыли. В 1923-1936 годах колокольня, ризница и теплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984 гг.) и Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960 гг.). Последующие реставрации собора проводились в 1957-1960 и 1980-х годах.
К сожалению, дораскольные росписи собора не сохранились
Историком искусства Георгием Карловичем Вагнером (1908-1995 гг.) полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».
Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь (Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей) располагается в самом центре Юрьева-Польского в кольце древних земляных валов XII века.
Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском
В 1228 году князь Святослав начал строительство обители во имя святого Архистратига Михаила. Постройки монастыря были деревянными. Первый Михайло-Архангельский каменный храм — двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом, был построен в 1560 году. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
Храм в честь Архистратига Михаила в одноименном монастыре
В 1630 году в монастыре появляется новая клетская церковь, освященная в честь святого пророка Ильи. В 1625 году была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник — почти без всяких украшений.
Знаменская церковь Михайло-Архангельского монастыря
К Знаменскому храму примыкает построенный в 1763 году двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кельи и различные хозяйственные службы.
Архимандритский корпус Михайло-Архангельского монастыря
В 1654 году в западной стене монастыря построены Святые ворота. В 1670 году над Святыми воротами Михайло-Архангельского монастыря была сооружена пятиглавая Иоанно-Богословская церковь.
Иоанно-Богословская церковь Михайло-Архангельского монастыря
Отдельно стоящая колокольня была построена в 1684 году. В 1687 году был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов. Колокол весом 60 пудов в 1685 году приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 году на монастырские средства.
Колокольня Михайло-Архангельского монастыря
В трапезе южной стороны Знаменской церкви в 1792 году сооружен придел во имя святого пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви. Князь М.И. Кубенский (ум. 1548/1550 гг.) возвел вокруг монастыря каменную стену с тремя шатровыми башнями. Другая часть стены была построена в 1736 году. В этом же году на территории Михайло-Архангельского монастыря была возведена Георгиевская церковь. Церковь является образцом древних клетских храмов, в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружен без применения пилы и гвоздей.
Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря
В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина — село Большелучинское. В 1792 году было начато строительство Михайло-Архангельского собора. В 1804 году юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трехъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора. В 1809 году юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря. В 1814 году с северной стороны Знаменской церкви был пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.
Коллекция наличников на территории Михайло-Архангельского монастыря
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора. В 1918 году Михайло-Архангельский монастырь был закрыт. Юрьевский художественно-исторический и бытовой музей был основан в 1919 году во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени).
Коллекция наличников на территории Михайло-Архангельского монастыря
В 1922 году музей был переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения. 24 ноября 1924 года Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками. Георгиевская деревянная церковь была перевезена из села Егорье в 1968 году. Монастырский комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михайло-Архангельском соборе ведутся службы.
Михайло-Архангельский монастырь
Экспозиции Юрьева-Польского историко-архитектурного и художественного музея весьма разнообразны: от войны 1812 года до истории крестьянства и земледелия Владимирского Ополья. Самой популярной среди туристов является выставка «П.И. Багратион — национальный Герой России. Владимирцы в войне 1812 года».
В экспозиции «П.И. Багратион — национальный Герой России. Владимирцы в войне 1812 года»
Особое место в музее отводится теме войны 1812 года. Эта экспозиция работает с 1982 года. Все экспонаты, документы, фотографии рассказывают о тяжелейших военных событиях пережитых нашей Родиной. Один из разделов экспозиции знакомит с известным полководцем П.И. Багратионом, имя которого тесно связано с Юрьев-Польским краем, ведь он неоднократно бывал в селе Сима, в имении друга и родственника Б.А. Голицына. Экспозиционным центром считается карета, на которой раненный П.И. Багратион был привезен в село Сима.
Карета, на которой раненный П.И. Багратион был привезен в село Сима
Интерьер гостиной поражает резной мебелью 1686 года, бронзовой люстрой с позолотой, посудой заводов Попова, Гарднера, западноевропейских заводов.
Посуда производства знаменитых заводов
В экспозиции «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья» представлено множество документов, экспонатов, которые демонстрируют посетителям быт, нравы, обычаи людей, живших на Юрьевской земле много веков назад.
Конная молотилка. XIX век. Реконструкция
Здесь представлены редчайшие археологические предметы, относящиеся к IX в. единичные образцы височных подвесок, украшений в виде лошадки с гусиными лапками, ножные украшения. В одном из залов находится интересный и вместе с тем немного чудаковатый экспонат — велосипед системы «Паук» 1879 года из имения помещиков Калачевых.
Велосипед системы «Паук» 1879 года из имения помещиков Калачевых
Орудия труда, археологические украшения, ветряная мельница, русская печь, посуда, подлинные документы, интерьеры помещиков Калачевых — все это представляет немалый интерес.
Ваза конца XVIII века
Петропавловский монастырь
На пути к Петропавловской колокольне бывшего одноименного монастыря, рядом с улицей Красный Поселок, находится местный ничем не примечательный Дом культуры.
Дом культуры в Юрьеве-Польском
Петропавловский монастырь близ Юрьева-Польского существовал с XVI века как мужская обитель. Во время литовского разорения он был разрушен и сожжен. В XVII веке на месте обители за городом была построена деревянная холодная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для совершения службы присылались из города, из Михайло-Архангельского монастыря, священноиноки. К 1825 году церковь обветшала и была разрушена. С 1843 по 1853 годы был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Петра и Павла с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами по углам, с огромными высокими порталами, в византийском стиле. В 1861 году рядом с Петропавловским храмом построили теплую каменную Успенскую церковь. В мае 1898 года состоялась закладка колокольни в Петропавловском монастыре. Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в том же, что и весь монастырь, неорусском стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. В ведомости о состоянии Петропавловского монастыря за 1916 год отмечается, что «монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 году при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви». Тогда монастырь уже значился как женский. В Петропавловском монастыре располагались три храма: холодный пятиглавый Петропавловский; теплый двухглавый Успенский с приделом во имя Рождества Христова; пятиярусная Петропавловская колокольня; Вознесенский с пределами: преподобного Сергия Радонежского и святых апостолов Петра и Павла.
Петропавловская колокольня
Кроме храмов в монастыре был каменный двухэтажный дом для настоятельницы; двухэтажный корпус для инокинь; 28 деревянных келий; деревянная баня и три колодца. При монастыре имелась богадельня для престарелых инокинь, приют для девочек и приходская школа. 27 мая 2010 года было положено начало возрождению Петропавловского женского монастыря.
Военный мемориал в Юрьеве-Польском
Введенский Никоновский монастырь
До основания Введенского монастыря на его месте стояла приходская деревянная Алексеевская церковь. Точная дата основания монастыря неизвестна, но деревянная церковь во имя святителя Николы Чудотворца упоминается в окладных патриарших книгах 1628 года. В 1666 году была построена первая каменная церковь монастыря во имя преподобного Никона Радонежского, так как на месте монастыря, согласно преданию, стоял дом родителей преподобного Никона. Во время пожара 1710 года погибли деревянная церковь святителя Николы и старейшая из монастырских — соборная деревянная Введения Пресвятой Богородицы. В 1763-1766 годы церковь была отстроена вновь. В 1785 году монастырь с трех сторон был обнесен каменной оградой, а с четвертой, северной стороны по какой-то причине поставили деревянный забор, замененный на каменную ограду лишь в 1856 году. В 1811-1826 годах вместо обветшавшей соборной колокольни была выстроена новая, четырехъярусная, с воротами. Монастырь, тесно зажатый между жилыми кварталами, неоднократно горел. После этого решено было упразднить монастырь, а монахинь перевести в Петропавловскую церковь. Храмы после пожара восстановили и сделали приходскими. После революции храмы Введенского Никоновского монастыря были закрыты, и в них разместился склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод. 24 декабря 2000 года монастырь был вновь открыт как мужской. На территории возрожденной обители ведутся восстановительные работы, в связи с чем подступы к обители ограничены.
Вид на город с колокольни Михайло-Архангельского монастыря
Троицкий собор начала XX века
Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Троицкий собор был выстроен в псевдорусском стиле, украшен богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует.
Троицкий собор в Юрьеве-Польском
Храм Рождества Христова и Борисоглебская церковь
В описи города Юрьева-Польского 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается; следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу XVIII века. В 1792 году холодная каменная церковь была освящена в честь Рождества Христова, с приделами во имя святых чудотворцев бессребреников Козмы и Дамиана и во имя святой великомученицы Параскевы. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Существует предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Козмы и Дамиана, и только после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова в Юрьеве-Польском
Христорождественская церковь представляет сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников. Колокольня была полностью разрушена в советское время. В настоящее время Христорождественская церковь является действующей. В 1808 году была построена каменная теплая церковь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Борисоглебская церковь
Покровский храм и церковь великомученика Никиты
Женский Покровский монастырь существовал в городе Юрьеве-Польском весьма непродолжительное время. Деревянный храм на месте обители известен с 1712 года. В 1769 году усердием прихожан была построена каменная пятиглавая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя теплыми приделами: во имя святителя Николы Чудотворца и святого пророка Илии.
Вид на Покровскую церковь в Юрьеве-Польском
Церковь сохранилась до наших дней: высокая пятиглавая с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. Церковь святого великомученика Никиты в Юрьеве-Польском была построена в 1796 году прихожанами Покровской церкви.
Покровская церковь (слева) и Никитский храм в Юрьеве-Польском
Никитская церковь выстроена в стиле классицизма, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь. В советское время Покровский и Никитский храмы еще долго оставались действующими. Но в 1941 году церкви были закрыты и в них расположилась автостанция и авторемонтная мастерская. Богослужения возобновились в Никитском храме только в 1988 году. В 1992 году был освящен полностью восстановленный Покровский храм.
В Юрьеве-Польском немало таких домишек
В Юрьеве-Польском сохраняется типичная уездная деревянная застройка, также в городе немало старинных зданий в камне, которые нуждаются в реставрации. Например, одно из них занимает местная станция Скорой помощи.
Скорая помощь в Юрьеве-Польском
Хочется отметить, что туристический сервис Юрьева-Польского не справляется с потоком желающих ознакомиться с древностями. Это несколько портит впечатление о городе. Например, в билетной кассе, она же сувенирная лавка Михайло-Архангельского монастыря (музей-заповедник), очень сложно купить билеты, т.к. толпа туристов атакует кассу с таким напором, что запросто может покалечить кого-то менее наглого. Здесь, конечно, сотрудникам музея-заповедника давно пора наводить порядок. Проблема в городе и с общественным питанием. Обойдя большую часть города, встретила только одно кафе, и то в нем подали непрожаренную котлету на замызганной тарелке, а если следовать указаниям Яндекс-карты, то вместо кафе вас может ждать полуразрушенное нежилое здание. Вечная проблема многих городов — это крайне редкая нумерация домов и названий улиц. Как ориентироваться туристам? Нельзя не сказать и о культурном наследии города. Развалин в Юрьеве-Польском и районе, в частности усадьба Первушиных в местечке Лучки Юрьев-Польского района, предостаточно.
Частный сектор на берегу реки Колокши в Юрьеве-Польском
Хотелось бы, чтобы общество и государство, наконец, озаботились восстановлением подобных древнерусских архитектурно-исторических комплексов не только в формате отдельно стоящих зданий музеев, но создавая насколько возможно аутентичную культурно-историческую среду, включая достойный этих древних памятников туристический и паломнический сервис.
Фотографии автора
[1] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Книга 2 (1152–1173). Л. 55-56. https://lib.ruvera.ru/russian_history_2/index.html#54
[2] Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 274 https://lib.ruvera.ru/russian_history_5/index.html#274
[3] Тверская летопись // Полное собрание русских летописей. — Т. 15. — С. 355
[4]Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Русская летописная история. Книга 5 (1217–1241). Л. 304. https://lib.ruvera.ru/russian_history_5/index.html#304
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!