за что блокируют счет ип в банке

Слишком подозрительно. Зачем банки блокируют счета предпринимателей

Блокировка расчетных счетов организаций и индивидуальных предпринимателей — один из наиболее действенных механизмов борьбы государства с уклонением от уплаты налогов и легализацией преступных доходов. Для большей эффективности такой борьбы государство активно вовлекает в нее кредитные организации. Положения Федерального закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» фактически предписывают банкам контролировать своих клиентов так же, как это делают государственные структуры.

За невыполнение требований «антиотмывочного» законодательства банку могут грозить серьезные последствия вплоть до отзыва лицензии. Из-за этого подобные процедуры со стороны банков утратили формальный статус и существенно осложнили положение предпринимателей. По данным общественной организации «Деловая Россия», только с начала года банки заблокировали 500 000 счетов компаний и индивидуальных предпринимателей. Даже если предположить, что эта цифра завышена в десять раз, все равно можно говорить о массовом применении банками блокировок счетов.

В любых сомнительных ситуациях банки перестраховываются. Они предпочитают заблокировать расчетный счет организации или индивидуального предпринимателя до выяснения обстоятельств. В отдельных случаях «под раздачу» могут попасть предприниматели, которые не имеют никого отношения к преступным схемам. Существует как минимум четыре критерия, по которым операции добросовестного клиента могут признать сомнительными.

Слишком маленькие налоги

В настоящее время минимальный размер налогов, которые должен платить в бюджет предприниматель по мнению банков, составляет не менее 0,9% от общего оборота. Если по каким-то причинам, не связанным с уклонением от уплаты налогов (например, плохие финансовые результаты), объем налоговых платежей окажется меньше указанного порога, банк может заблокировать клиенту расчетный счет.

При использовании нескольких счетов, открытых в разных банках, проблема может возникнуть и у предпринимателя, формально не попадающего в группу риска. Если организация оплачивает налоговые платежи с одного счета, то банки, в которых открыты и активно используются другие счета, их просто не видят. Это может повлечь блокировку. Проблему можно решить, если предоставить банку информацию об уплате налоговых платежей с других счетов организации.

Снятие миллионов наличными

Попытки снять со счета крупные суммы денег напрямую или через счета индивидуальных предпринимателей вероятнее всего закончатся блокировкой счетов. Речь идет о схемах формата «организация переводит 5 млн рублей на счет индивидуального предпринимателя, на следующий день он снимает всю сумму наличными».

Результат предсказуем: блокировка как счетов организации, так и индивидуальных предпринимателей. Дальше последует долгий разбор полетов со стороны банка: запрос документов и информации; выяснение, какими экономическими целями обусловлена подобная схема.

Чтобы избежать такого сценария, можно рекомендовать индивидуальному предпринимателю снимать деньги частями, хотя бы по 1-2 млн рублей. При этом нужно быть готовым дать пояснения о характере работы и причинах снятия наличных.

Отсутствие сотрудников

Если в штате организации с большими оборотами нет сотрудников, кроме генерального директора, то это дает основания предполагать фиктивный характер работы. Аналогичный подход банки применяют и к индивидуальным предпринимателям.

Ситуация, при которой ИП справляется один, кажется нормальной — на то он и индивидуальный предприниматель. Но это характерно для микробизнеса. Если же через счета ИП проходят десятки миллионов рублей за какие-то товары, работы или услуги и ему для осуществления такой деятельности не требуется наемные сотрудники, то это вполне резонно вызывает вопросы со стороны банков и контролирующих органов.

В подобной ситуации счет могут заблокировать и запросить необходимые пояснения и документы. Для разблокировки счета руководителю потребуется дать подробные пояснения о своей деятельности: чем занимается, есть ли офис, кто является клиентом, как построена работа и так далее. Если объяснение звучит правдоподобно, то предпринимателя, вероятно, оставят в покое. Если нет — последует блокировка счета.

Запись в ЕГРЮЛ

Запись о недостоверности сведений в единый реестр ЕГРЮЛ вносится по многим причинам. Например, если налоговики обнаружат несовпадение фактического и юридического адреса компании. Или если адрес содержит неточности: к примеру, в документах указан номер дома, но не прописан номер офиса.

Подобная запись предполагает возможное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ и запрет на любые регистрационные действия для учредителей и руководителя компании. Налоговый орган может направить сведения о недостоверности в банк, который вправе приостановить операции или расторгнуть договор.

Спасет ли другой банк

В сложившихся условиях самый действенный метод борьбы — это открытие счета в другом банке. Как правило, банк, заблокировавший операции по закону №115, отказывает клиенту в дальнейшем обслуживании. Правда, перевести деньги с замороженного счета на практике оказывается сложно: узнав о блокировке, другие банки могут отказать проблемному клиенту.

Виной тому положение Банка России от 20 июля 2016 года № 550-П. Оно регламентирует порядок обобщения информации об организациях, осуществляющих сомнительные операции. Попадание в такой черный список в большинстве случаев влечет автоматическую блокировку счетов организации, открытых во всех банках, а также невозможность открыть новый счет.

Ситуация тупиковая: банк заблокировал счет и предлагает отправить остатки денежных средств на счет организации, открытый в любом другом банке, а открыть новый счет не представляется возможным. Иногда в такой ситуации спасает открытие счета в небольшом банке за пределами первой сотни. Такие банки даже научились строить на этом бизнес: в отдельных структурах специально ослабили контроль, чтобы привлечь «проблемных» клиентов.

Проблема может возникнуть, даже если организация или ИП не успели попасть в черный список. В 2018 году сама формулировка «перевод собственных денежных средств в связи с закрытием счета» может привести к мгновенной блокировке денег, поступивших на счет в другом банке. Подобная формулировка дает новому банку информацию о том, что деньги переводятся не добровольно, а вследствие блокировки по закону №115.

Источник

Блокировка счета ИП налоговой

за что блокируют счет ип в банке. Смотреть фото за что блокируют счет ип в банке. Смотреть картинку за что блокируют счет ип в банке. Картинка про за что блокируют счет ип в банке. Фото за что блокируют счет ип в банке

Банк заблокировал счет у ИП — почему это возможно

Ситуация, когда банк заблокировал счет ИП, нередкая. Но почему она становится возможной? Причин тому может быть несколько. Все их описывает ст. 76 НК РФ, и хотя в ее тексте все положения приводятся применительно к налогоплательщикам-юрлицам, на них следует ориентироваться и ИП (п. 11 ст. 76 НК РФ), относящимся к числу:

Основные причины блокировки счета ИП таковы:

Срок принятия налоговиками решения о блокировке счета разнится в зависимости от основания, по которому эта мера применяется. Вы можете не утруждать себя подсчетами, а получить бесплатный доступ к КонсультантПлюс и увидеть эти сроки там. Эксперты К+ уже все рассчитали.

Сам банк в процедуре блокировки счетов является только исполнителем, обязанным беспрекословно выполнить предписание налоговой инспекции (п. 6 ст. 76 НК РФ). Причем сделать это он должен в день поступления соответствующего документа из ИФНС (п. 7 ст. 76 НК РФ). Передаст его налоговый орган электронным способом (п. 4 ст. 76 НК РФ). А ИП извещение о блокировке счета получит в течение 1 рабочего дня, наступившего после дня принятия решения, т. е. не исключено, что это произойдет позднее, чем банк произведет блокировку.

Результатом блокировки счета является ограничение возможности использовать для расходных операций находящиеся на нем средства:

То есть в первой ситуации использовать счет можно, но при этом нельзя остаток на счете снизить до величины меньшей, чем сумма, приводимая в решении о блокировке. Использование этих средств допускается только в случае платежей с очередностью, соответствующей очередности налоговых перечислений, или с более высокой (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о том, какие платежи можно совершать с заблокированного счета, читайте в нашей статье.

Самым неприятным следствием блокировки является невозможность открыть другой расчетный счет ни в этом же банке, ни в другом на территории РФ. Прямой запрет на это содержит п. 12 ст. 76 НК РФ. А поскольку ФНС России с целью оперативного информирования банков о наличии заблокированных счетов создала на своем сайте специальный сервис, отражающий такую информацию, данные о существовании ограничений на использование налогоплательщиками собственных счетов стали общедоступными. То есть получить их беспрепятственно и бесплатно может любое лицо, решившее воспользоваться сервисом. Для этого достаточно знать ИНН лица, информация о котором запрашивается. Соответственно, у любого контрагента ИП (как действующего, так и потенциального) есть возможность узнать, что у предпринимателя существуют проблемы с доступом к собственным денежным средствам.

Как отменить блокировку счета ИП

Зная причины, в силу которых в качестве наказания может быть применена блокировка счета, лучше, конечно, принять меры для того, чтобы такая санкция вообще не имела места. Но если она все-таки оказалась реальностью, прежде всего следует устранить причину ее введения:

Любое из этих действий обязывает налоговую инспекцию к принятию решения об отмене блокировки счета в течение 1 рабочего дня (пп. 3.1, 8 ст. 76 НК РФ). Этот день отсчитывается с даты, когда ИФНС стало известно об устранении причины наложения санкции, т. е. она должна увидеть:

В банк решение об отмене блокировки будет передано электронным способом не позднее рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Однако даже если реакция ИП на факт состоявшейся блокировки окажется достаточно оперативной (всё необходимое для ее отмены будет совершено в день начала действия ограничения на пользование счетом), всё равно в течение как минимум 3 рабочих дней возможности пользоваться подвергшимся блокировке счетом не будет.

Итоги

Блокировка расчетного счета является одной из санкций, применяемых к ИП, совершающему налоговые правонарушения определенных видов. Осуществляет ее банк, но делается она по решению ИФНС. Основными причинами наложения такой санкции служат неуплата налогов, страховых взносов, пеней или штрафов, а также несдача налоговой отчетности. В период действия блокировки открытие иных расчетных счетов запрещено. Чтобы снять блокировку, необходимо устранить причину, ее вызвавшую.

Источник

115-ФЗ. Как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось

Центробанк опубликовал методичку с советами по 115-ФЗ: о профилактике блокировки счетов, ограничении дистанционного обслуживания и отдельных операций. В методичке заботливо подобраны советы для предпринимателей: как работать, чтобы банк не заподозрил в обнале и незаконных доходах. А еще там есть инструкция на случай, если блокировка уже произошла.

Мы несколько раз внимательно прочитали эту методичку и рекомендуем всем ценителям прекрасного тоже проделать наш путь. Но жизнь коротка, а время — единственный невосполнимый ресурс, поэтому для всех остальных мы подготовили желтую плашку и подробный рассказ.

10 заповедей необнальщика

Кого это касается

Это касается всех, кто имеет счет в банке и использует его для бизнеса, подработок, личных расчетов или крупных переводов. Это могут быть предприниматели, фирмы и физлица, которые честно работают и ничего не нарушают. Но они могут неправильно оформить документы, ошибиться в платежке, пытаться снизить налоги или просто не сообщить банку об изменении важных данных. Банку это может показаться подозрительным, он задаст вопросы и на время приостановит операции по счету.

Иногда предприниматели решают, что во всем виноват конкретный банк. И вместо того чтобы готовить документы по запросу банка, они ищут справедливости в соцсетях. Но банки выполняют требования Росфинмониторинга, ЦБ и федерального закона. Если банк закроет глаза на нарушения или сомнительные операции, его накажут и пострадают остальные клиенты.

Какие операции могут попасть под подозрение

В методичке есть отдельный термин — подозрительные операции. Это платежи и переводы, на которые банк обязан обратить внимание и выяснить, нет ли тут чего-то незаконного.

Подозрительной считается операция, у которой есть хотя бы один из этих признаков:

Если банк замечает такую операцию, это еще не значит, что он сразу заблокирует счет. Это значит, что он должен разобраться и может использовать для этого меры, которые описаны в законе. Центробанк напомнил о них в инструкции.

Как работать с банковским счетом, чтобы не было лишних запросов и проверок

ЦБ советует делать так.

Сообщайте банку и налоговой об изменениях в бизнесе. Например, если добавился новый вид деятельности, поменялся адрес или назначен новый директор. Все можно сделать через интернет: сначала внести изменения в госреестры, потом сообщить об этом банку. Тогда у банка не вызовет подозрений поступление денег за ремонт автомобиля, если по документам фирма занимается дизайном сайтов.

Инструкция ФНС по внесению изменений в регистрационные данные:
для ИП,
для юрлиц

Проверяйте достоверность сведений в ЕГРЮЛ. Налоговая периодически проверяет адреса: вдруг фирма зарегистрирована в офисном центре, а на самом деле никогда там не работала и арендует офис в другом месте. Если такое подтверждается, компанию могут исключить из реестра. Но сначала в ЕГРЮЛ появится отметка, что сведения недостоверные. Банк это тоже заметит и может обращать больше внимания на операции по счету. На самом деле фирма могла не получить письмо с запросом от налоговой, а ситуация легко решается представлением договора аренды. Отметку о недостоверности уберут.

Подробно заполняйте платежки. В назначении платежа нужно указать не только номер счета, но и за что переводятся деньги. Так же должны делать ваши клиенты.

Как указывать назначение платежа

Неправильно ❌Правильно ✅
Оплата по счету № 25 от 01.06.19Оплата обслуживания сайта на основании договора № 18 от 01.02.19 за июнь по счету № 25 от 01.06.19
Оплата по договору № 8 от 01.05.19Оплата аренды офиса за июль 2019 года на основании договора № 8 от 01.05.19 и коммунальных услуг за период с 01.06.19 по 30.06.19 по счету № 11 от 01.07.19

Вовремя отвечайте на запросы банка. Если банк задает вопросы, их не стоит игнорировать. Если просят представить документы для проверки, нужно это сделать в установленный срок или объяснить банку, почему сейчас это невозможно и когда получится. Иногда банку хватает устных пояснений, но если запрашивают письменные, то подробно опишите специфику бизнеса, схемы операций, их экономическую суть.

Банк не может знать об особенностях всех видов бизнеса. Например, ему может показаться странным, что вы получаете деньги от клиента и сразу же перечисляете их за какую-то рекламу, а себе оставляете только фиксированный процент. Но это законная схема работы с контекстной рекламой, просто банку нужно ее объяснить.

Не дробите бизнес. Иногда предприниматели открывают несколько фирм или оформляют ИП на жену и маму, чтобы снизить налоги и уменьшить свои риски. Например, имущество записывают на одну фирму, кредиты берут на другую, договоры аренды заключают с третьей, а с поставщиками работают через четвертую. Это может быть как законным способом вести бизнес, так и налоговой схемой, которая вызовет подозрения у банка.

Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной

Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок

Тогда банк может принять такие меры:

Если у клиента повышенный уровень риска

Банки присваивают клиентам степень риска с учетом своих регламентов. Этот уровень может повышаться или понижаться в зависимости от операций. Если у клиента повышенный уровень риска, банк может:

Иногда в соцсетях и СМИ появляются слухи о блокировках счетов и судах с банками, хотя на самом деле речь шла только о том, что клиенту ограничили дистанционное обслуживание и какое-то время все платежки пришлось приносить на бумаге.

Если ограничен доступ к интернет-банку

Ограничение дистанционного обслуживания — это одна из мер, которые может предпринять банк, если операции кажутся ему подозрительными. В этом случае клиент распоряжается своими деньгами без ограничений, но должен передавать платежки на бумаге. Такая мера может быть вообще не связана с законом 115-ФЗ. Если не можете войти в интернет-банк, позвоните в колцентр или своему менеджеру, чтобы выяснить причину.

Если банк запрашивает много документов

Банк может запрашивать столько документов, сколько нужно для проверки операции. Это могут быть любые документы. Список устанавливает служба контроля конкретного банка.

Банк это делает не чтобы подтвердить подозрения, а чтобы их снять и убедиться, что клиент ничего не нарушает. ЦБ объяснил, что запрос и проверка документов — это не повышенный интерес к конкретному клиенту, а стандартная процедура любого банка. А финмониторинг — это его обязанность по отношению к любому владельцу счета.

Если операция приостановлена

Банк может приостанавливать операции, по которым ему что-то кажется подозрительным. Иногда из-за такого статуса клиенты делают вывод о блокировке счета. Но приостановление — это не блокировка и даже не отказ от проведения. Приостановление — это когда банк не выполняет распоряжение о переводе денег в тот же день, а задерживает его на срок до пяти рабочих дней, как положено по закону. Еще это может быть из-за ограничения дистанционного обслуживания, тогда платежку нужно принести в банк лично.

Приостановление может понадобиться на время проверки. Если представить по запросу все документы и пояснения, операцию проведут.

Если банк не запросил документы, но не провел операцию

Центробанк пояснил, что это означает отказ в проведении операции или заключении договора банковского счета. То есть конкретное поручение клиента не будет исполнено, а договор с ним не заключат.

Но точную причину лучше уточнить в банке: иногда платежку не проводят потому, что она неправильно заполнена. Выяснять причины отказа нужно самостоятельно. Банк не обязан сообщать о них без запроса.

Если все-таки есть решение об отказе в проведении операции, банк обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Это не право банка, а обязанность по федеральному закону.

Если не получается собрать все документы или нужно больше времени

Банк сам решает, какие документы запрашивать и в какой срок клиент должен их представить. Если проигнорировать запрос или не уложиться в сроки, это повод для отказа в проведении операции.

Если потом представить недостающие документы и пояснения, банк может пересмотреть решение об отказе. Об этом он тоже сразу сообщит в Росфинмониторинг. Документы рассматривают в течение 10 рабочих дней. После этого скажут, устранена причина первичного отказа или нет. Если банк не пересмотрел решение, но оно кажется необоснованным, нужно обращаться в межведомственную комиссию при ЦБ. Это можно сделать через сайт ЦБ или почтой.

К заявлению нужно приложить:

До обращения в комиссию нужно обязательно подать в банк заявление о пересмотре решения об отказе. И только после ответа банка, что это невозможно, стоит писать в ЦБ. Иначе обращение вообще не рассмотрят, потому что не соблюдается процедура.

Что ответит комиссия ЦБ

Комиссия рассматривает обращения 20 рабочих дней. Ответ пришлют тем же способом, каким отправляли заявление. Итогом может быть:

Если решение в пользу клиента

Комиссия сообщит об этом самому клиенту и в тот банк, что ему отказал.

Банк направит сообщение в Росфинмониторинг. Оттуда информация уйдет в ЦБ. А ЦБ отправит ее в другие банки. Реабилитация клиента по одному случаю отказа в проведении операции не означает, что автоматически будут пересмотрены решения по другим операциям.

Если комиссия отказала в пересмотре решения банка

Проверьте, вдруг есть новые документы, которые раньше не передавались ни банку, ни комиссии. Их можно еще раз отправить в банк. Или придется идти в суд.

Документы можно повторно отправить в банк, даже если комиссия пока не прислала ответ. И в суд тоже можно пойти не дожидаясь ее решения.

Кто еще следит за операциями и сообщает в Росфинмониторинг

За вашими операциями следит не только банк. Еще обязанность присматриваться к ним и сообщать в Росфинмониторинг без предупреждения есть:

Они сообщат Росфинмониторингу о подозрениях по поводу покупки квартиры, регистрации фирмы или оформления доли в бизнесе вообще без предупреждения и объяснения причин. Не потому, что не захотят вам рассказывать, а потому, что это им запрещено по закону.

Источник

Три ситуации, когда ИП грозит блокировка счета

Если банк заблокировал расчетный счет — это значит, что все операции по нему приостановлены до выяснения обстоятельств. Выяснять эти обстоятельства, звонить в банк, объяснять, представлять документы, оправдываться перед контрагентами за задержку оплат придется вам.

Расскажем о трех ситуациях, когда банк может заблокировать счет ИП, и дадим рекомендации, как действовать.

ИП переводит деньги со счета на личную карту

Деньги ИП — его собственность и не делятся на «предпринимательские» и личные. Такое разъяснение выпустил еще в 1996 году Конституционный суд (п. 4 Постановления КС РФ от 17.12.1996 № 20-П). Главное — уплатить налоги. Средства, которые останутся после этого, предприниматель может тратить по своему усмотрению. Например, перевести деньги на личный счет, открытый на физлицо.

Итак, предприниматель перечисляет деньги на свою платежную карту, но банк усматривает в этой операции попытку незаконного обналичивания и отказывается ее провести. Если банк расценит операцию как сомнительную, он блокирует счет и запрашивают у ИП пояснения, ссылаясь на «антиотмывочный» закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Суды встают на сторону налогоплательщика и признают незаконными отказы банка в переводе денег между счетами предпринимателя (Постановление 12 ААС от 30.11.2017 № 12АП-12945/2017). Судьи подчеркивают, что банк не вправе брать на себя функции налоговой инспекции (Постановление АС Дальневосточного округа от 07.05.2015 № Ф03-1619/2015.). Однако, если предприниматель регулярно переводит деньги с расчетного счета на личный, и суммы переводов явно несопоставимы с масштабами его деятельности, то суд может принять сторону банка. Согласится с тем, что идет обналичивание денежных средств (Постановление АС УО от 14.07.2016 № Ф09-7507/16.). В первую очередь банк заинтересуют переводы на сумму 600 000 руб. и более, поскольку именно такие суммы операций с наличными подлежат контролю (пункт 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ.).

Совет. Чтобы счета не заблокировали, не указывайте назначением платежа «Пополнение собственной карты». Безопаснее такая формулировка: «Перевод собственных денежных средств, оставшихся после уплаты налогов ИП, на личные нужды».

ИП получает оплату от клиента на личную карту

В Налоговом кодексе нет прямого запрета на использование личных карт для деятельности ИП. Но оговорки есть в инструкциях Центробанка и в условиях банковского обслуживания (Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Одно из ограничений, повторимся, о недопустимости использовать личный счет в предпринимательской деятельности. Если такое происходит, то банк может приостановить или вовсе прекратить использование банковской карты.

Интересное дело рассматривалось в Самарском областном суде. Руководитель ООО требовал признать действия банка по блокированию его банковской карты незаконными (Апелляционное определение Самарского областного суда от 06.06.2016 № 33-7055/2016).

Дело было в следующем: руководитель ООО — физическое лицо систематически использовал свою личную карту для предпринимательской деятельности. Компания, которой он руководит, продает автомобили с пробегом, в том числе как комиссионер. Компании периодически срочно требовались свободные деньги, чтобы заключать выгодные сделки. Руководитель ООО заключал со своей компанией договоры целевых займов, по условиям которых занимал компании деньги на коммерческие цели. Он переводил деньги на расчетный счет компании со своей личной банковской карты. После того, как сделки заключались, компания возвращала заем своему руководителю на банковскую карту.

Суд пришел к выводу, что действия банка законны. Банковская карта физического лица использовалась им в предпринимательской деятельности. Обороты по карте вызвали обоснованные подозрения банка, что послужило поводом для проверки и принятия по ее итогам решения о блокировке карты.

ИП регулярно снимает наличные с корпоративной карты

Банки с опаской относятся к снятию денег с карты ИП, поэтому они установили ограничения — комиссию и лимиты по суммам снятия наличных с расчетного счета ИП. Дело в том, что Центробанк довольно жестко борется с обналичиванием денежных средств. Если банк не будет следить за операциями с наличностью, он рискует потерять лицензию. Отдел финансового мониторинга отслеживает суммы снятия и принимает соответствующие меры — блокирует счет, требует объяснений.

Совет. Не снимайте все или почти все деньги со счета сразу, его наверняка заблокируют и попросят объяснить происхождение поступивших денег. Придется предъявить сотрудникам договор и закрывающие документы по сделке с клиентом, дождаться завершения проверки. Словом, все деньги со счета лучше не снимать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *