за что бог наказал воробья
Предали Христа: почему воробьи на Руси считались проклятыми птицами
Воробей относится к наиболее распространенному виду птиц, обитающих в средней полосе. Видя его каждый день, мы даже представить себе не можем, что в древность к нему очень часто относились с пренебрежением.
Такое странное, и мало объяснимое отношение к воробьям было связано с поверьями, возникшими после принятия христианства.
Воробей в преданиях и приметах
Хочется сразу отметить, что воробей в русском фольклоре очень редко играл положительные роли.
В давние времена наши предки были убеждены в том, что именно в него могла вселиться «нечистая» сила. Мрачную окраску этому придают и множество примет, связанных с птицей.
Раньше люди верили, что если прямо над головой, чирикая, пролетает воробей, то жди беду.
Вера людей в то, что воробей приносит беду дошла до таких размеров, что в некоторых южнорусских губерниях ночь с 31 августа на 1 сентября называли «воробьиной».
Существовала легенда о том, что именно в эту ночь все воробьи в округе таинственным образом исчезали, и слетались в определённое место, где чёрт (раньше считалось, что он ими управлял) совершал их пересчет.
…черт меряет воробьев четвериками, под гребло, убивая всех, сколько войдет в меру, и от пуская остальных.
Если перефразировать, то суть сказанного заключается в том, что по приданию, злой дух (чёрт) мерил птиц огромной меркой. Тех, кто в неё не помещался, он просто скидывал, отпуская размножаться. Остальных он ссыпал в пекло.
Люди в древности были уверены, что такое жёсткое наказание настигало воробьев за их позорное поведения и предательство Иисуса Христа.
Откуда же взялось такое поверье?
Данная легенда появилась уже в поздние времена, после принятия христианства.
Согласно поверью, во время гонения на Иисуса Христа все птицы сплотились, и пытались увести палачей от места, где он прятался. И только воробей указал недругам на него своим чириканьем.
Более того, согласно легендам, воробьи услужливо подносили палачам гвозди. А в момент, когда Христос уже был распят, голуби, желая закончить его мучения, ворковали: «Умер, умер!».
И только воробьи чирикали: «Жив, жив!». А обращаясь к Иисусу, они, злорадствуя, твердили: «Терпи, терпи!».
Кара сия настигает их за то, что подносили гвоздики, когда распинали Спасителя. Словарь славянской мифологии
Несмотря на то, что всё это легенды, не подкрепленные никакими доказательствами, кроме сказаний в русском фольклоре, наши предки все же верили в правдивость придания. Поэтому воробья невзлюбили и считали проклятой птицей.
Передвигается мелкими прыжками
Как гласит древняя легенда, за злодеяния, которое совершил воробей во время распятия Иисуса Христа, сами птицы связали ему лапки. Поэтому он не ходит, а прыгает.
Есть и другая версия, согласно которой воробья таким образом наказал Бог. Но это опять же легенда, к которой не стоит относиться серьёзно.
Узнали для себя что-то новое? Или просто понравилась статья?
Не забывайте оценить её ЛАЙКОМ и подписывайтесь на мой канал МАРФАИВАННА, что бы не пропустить выход новых статей!
За что бог наказал воробья
Две маленькие сестрички, прослушав библейскую историю об изгнании Адама и Евы из рая, сказали папе:
— Папа, если бы мы с Леной были в раю, то ни за что бы не съели плод познания добра и зла. Ведь Бог не разрешил его трогать, правда, папа?
— Правда, — улыбнулся отец и уложил детей спать.
На утро папа встал раньше всех, поймал во дворе воробья и посадил его в непрозрачную кастрюльку. Разбудив девочек, он показал им кастрюльку, которую поставил на подоконник отрытого окна в кухне и сказал:
— Пожалуйста, не снимайте крышку с этой кастрюльки, пока я не приду с работы. Когда я вернусь, то сам покажу вам сюрприз, который там находится. Если будете послушны, куплю вам новую игру.
Папа ушёл с мамой на работу, а ребятишки остались дома одни. Всеми силами пытались они себя отвлечь от кастрюльки, стоящей на кухне. Они давно переиграли во все игры, какие знали, но любопытство не давало им покоя — очень хотелось заглянуть в кастрюльку. В конце концов, старшенькая Маша уговорила сестричку Лену, которая ещё боялась, что папа будет ругаться, заглянуть в кастрюльку.
— Мы только одним глазком глянем и закроем, — сказала она. Папа даже не узнает.
Но как только Леночка приподняла крышку, воробьишка вылетел в окно. Испугавшись, девочки захлопнули пустую уже кастрюльку. Вечером вернулся папа, и, увидев, что кастрюлька пуста, сказал:
— Ну что, маленькие Евы, — не выдержали, выпустили птичку. Вот так и Ева не удержалась, чтобы не попробовать плод познания добра и зла.
— Папа, что это было за дерево такое, и почему с него нельзя было кушать, — спросила Маша.
— Дерево было обычным, и плоды съедобными, но, нарушив запрет Бога, первые люди сами как бы выбрали зло вместо добра, потому, что всякое зло начинается с непослушания, а с послушания всё доброе, чему бы научил Бог первых людей, когда б они были послушны. Этот воробушек был для вас сегодня деревом добра и зла, и вы тоже не послушались меня. Испытание Адама и Евы оказалось вам не по силам.
За что бог наказал воробья
В каждом городе Российской Федерации можно встретить воробья — небольшую оседлую птицу, которая имеет свойства передвигаться по земле прыжками. Почему же она именно прыгает, а не ходит, скажем, как голубь? Давайте разбираться в этом вопросе.
Если верить древним христианским поверьям, то воробей очень сильно обидел Иисуса Христа. Каким же образом? Считается, что именно эта небольшая птичка таскала гвозди для распятия Христа и язвительно чирикала над ним — мол, «Жив ты там?» или «Терпишь? Терпи!». После этого сам Господь на веки вечные проклял все воробьиное семейство и даже запретил людям употреблять его мясо в пищу. Также все воробьи получили невидимые оковы на ноги, из-за которых птица не может ходить, а только скачет. Кстати, тогда же появилось поверье, согласно которому истребление воробьев не считается грехом.
Да и в целом эта птица считалась проклятой. К примеру, если пролетит она над тобой, при этом чирикая, значит, ждет тебя неудача. А ежели в дом попадет, значит, за живой душой Сатаной был послан.
Мы, однако, живем уже в 21 веке, а значит должно быть логическое объяснения необычной природы этих небольших птичек. И объяснение имеется. Во-первых, воробей обладает слишком короткими ногами, что бы спокойно передвигаться по земле — он просто не смог бы удерживать равновесие, двигаясь как тот же голубь. Во-вторых, дело в весе — все небольшие птицы передвигаются прыжками, к тому же у них значительно больше энергии, которую они могут позволит тратить. Существует и третье, не менее интересное мнение, согласно которому у воробьев управляющая лапками мышца парная — сделав шаг, скажем, левой лапкой, вторая воспроизведет тоже самое действие.
За что бог наказал воробья
Вот две украинские поговорки о воробье : «Горобець маленький, а серденько має; горобець — молодець, а ластiвка краще». Воробьи — любители очищать огороды. Однако в Херсонской губернии их не били, а использовали другой способ: хозяева после захода солнца три раза оббегали голыми вокруг огорода. Говорят — помогало!
В темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом. Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.
Облик воробья (как и ворона, вороны, грача, галки, сороки) может иметь «инклюз», злой дух, приносящий своему хозяину деньги (Краковское воев., Величка, Zawil.PZUL: 254). В ровенском Полесье бытует представление о ходячем покойнике, принимающем вид воробья (Сарненский р-н, Чудель, зал. автора). С воробьем связаны плохие приметы: пролетевший с чириканьем над головой путника, он предвещает ему неудачу (Зап. Украина, Побережье, Польша, р-н Пшемысля, Gust.PPG: 178), влетевший в окно — большую беду (Россия, б. м., Аф.НРЛ3: 23) или покойника (Витебская губ., Витебский у., Вымно, Никиф.ППП: 196).
Свидетельством того, что ловля, печение и поедание воробьев были в прошлом обычными, может служить сообщение «Повести временных лет» под 946 годом о взимании княгиней Ольгой с древлян дани воробьями и голубями — «по 3 голуби да по 3 воробьи» (ПЛДР 1: 72), а также слова из «Моления Даниила Заточника», памятника XIII в.: «Лучше би ми воробей испечен приимати от руки твоея, нежели боранье плечо от государей злых» (СДЗ: 29). В этнографической литературе сведения о ритуальной ловле, печении и употреблении в пищу воробьев встречаются в различных славянских зонах, чаще всего у южных славян и в Полесье. Характерно, что и у южных, и у восточных славян подобные обычаи приурочены к святочному периоду — к Рождеству или Новому году. У сербов в различных районах на Рождество было принято разговляться печеными воробьями. В южной Сербии воробьев запекают внутрь рождественского поросенка, и, как только его вынимают из огня, сначала хозяин, а затем все домашние отведывают в первую очередь воробьев (Лесковацкое Поморавье, Ђор.ЖОЛМ: 341). Воробья помещают внутрь запекаемого рождественского животного у сербов в районах Ресавы (Кост.НОР: 199) и Ядара (Кост.НО: 407). В северо-восточной Боснии рано утром на Рождество всем домашним следовало отведать печеной тыквы, чтобы не одолевала злость, кизиловых почек, чтобы быть здоровым, как кизил, сыра и запеченных в рождественском животном воробьев — кусочка воробьихи (Семберия, Kajm.S: 94) или воробьев, нанизанных на вертел (Требава, Fil.PSB: 102). В центральной и северо-восточной Боснии разговляются запеченными воробьями (в районе Озрена, помимо воробьев, еще и большими синицами) для того, чтобы не нападала чесотка (Височка Нахия, Фил.ВН: 126, р-н Озрена, Маглай, Фил.ОМ: 367).
Чаще всего, однако, с поеданием воробьев связывается приобретение воробьиной легкости, живости и проворства. Македонцы Скопской Котлины перед Рождеством ловят и вялят воробьев, а на Рождество разговляются ими. С возгласом «пр, пр, пр!» съедают ИХ и бегут, чтобы весь год быть легкими и летать, как воробьи (фил.ОВСК: 376). В селах Подримы и Косова Поля на Рождество готовят для разговенья изжаренного на свином сале воробья, но перед тем как его съесть, прикасаются им к рогатому скоту, чтобы и скот, и те, кто это делает, были такими же легкими и резвыми, как воробей (Ястр.ОТС: 35). В юго-восточной Сербии в период Рождественского поста ловят воробьев, вялят их и на Рождество разговляются их мясом, чтобы быть проворными, как воробьи (р-н Верхней Пчини, Фил.ГП: 93). В центральной Сербии и Алексинацком Поморавье нечетное число воробьев, от одного до семи, запекают внутрь рождественского поросенка или пекут вместе с ним, и рано утром на Рождество все члены семьи прежде всего разговляются воробьями, считая, что благодаря этому они станут крепкими и здоровыми и будут способны к любой работе в новом году (Ант.АП: 173, р-н Алексинаца, Ант.ВНОП: 124). Севернее, в Груже, утром на Рождество все домашние, усевшись возле огня, разговляются воробьями. Мужчины при этом говорят: «Да омрсим од врапца месо, па да биднем лак као врабац, а јак као ждребац» [Разговеюсь мясом воробья и буду легким, как воробей, и сильным, как жеребчик]. Женщины говорят: «Да омрсим од врапче месо па да биднем лака као ждребица» [Разговеюсь воробьиным мясом и буду легкой, как кобылка] (Миј.ОЛТ: 298). Еще севернее, у хомольских сербов, чтобы стать легким и веселым, как птицы, разговлялись не воробьями, а диким голубем, куропаткой или дроздом (Милос.СОСХ: 78).
Обычай разговляться печеными воробьями в первый день Рождества для приобретения легкости в течение всего года известен и в Болгарии, в частности в Софийском округе (HDA 9/8: 186, Арн.БНП, сообщение проф. М. Янакиева). В северо-западной Болгарии, в районе Видина, хозяйка печет на Рождество пойманных и ощипанных воробьев и вместе с вином дает по кусочку каждому, чтобы он был легким, как воробей (Бяла Рада, БСУ 140: 287). В другом конце Болгарии, на северо-востоке, утром на Рождество все первым делом разговляются вялеными или испеченными на вертеле воробьями, чтобы весь год быть здоровыми и легкими и порхать, как воробьи (Силистренский окр., Бабук, АрхЕИМ 199: 5, Разградский окр., Кап.: 205). Есть свидетельства о бытовании этого обычая и у румын: в Слобозе (уезд Влашка) на Рождество едят воробьев, считая, что они придают сил (Gor.CSPR: 397). Изолированное и единичное, но поразительно точное соответствие этому южнославянскому обычаю, с той же самой мотивировкой, отмечено у русских, в самой глубине России. Тамбовские переселенцы в Оренбургской губ. в первый день Рождества ловили воробьев и разговлялись ими «на первом поданном блюде», чтобы таким образом приобрести «быстроту и легкость, подобно порхающему воробью, в течение целого года» (Алем.ИСО: 192, цит. по: Тульц.СВ: 163). У восточных славян поедание воробьев засвидетельствовано еще лишь в западном белорусском Полесье. В Брестском у. Гродненской губ. накануне Нового года ловили воробьев и готовили из них жаркое (Крач.БЗРС: 172-173). Мотив воробьиного жаркого встречается в шуточной свадебной песне из Винницкой обл. На свадьбе в доме жениха после обряда покрывания невесты свахи невесты поют ее матери, качая ее на руках: «Свашко моя, свашко моя, / Свашко моя мила, (2) / Я ж для тебе, свашко-пташко, / Горобчика вбила (2). / Із крилець холодець, / 3 головки печеня, — / Оце тобі, свашко-пташко, / Готова вечеря (2)» (Винницкий р-н, Мизяковские Хуторы, Вес. 2: 414).
Имеется немало свидетельств, относящихся географически к западной восточнославянской зоне (Волынь, западное Полесье, Гродненская, Виленская и Витебская губ.), о ловле воробьев в канун Нового года. Например, в Витебской губ. считали, что «в новогоднюю коляду есть тайная минута, когда все воробьи точно оцепенелые — глухи и слепы — и когда их можно переловить до последнего. Эту минуту знают только животные, от которых человек может выведать подслушиваньем, зарывшись в хлевном навозе» (Витебский у., Вымно, Никиф.ППП: 230). В отличие от южных славян, пойманных воробьев в этой восточнославянской зоне не съедают (за исключением упомянутого новогоднего жаркого в брестском Полесье), однако их связь с южнославянским обычаем печь воробьев можно видеть в том, что пойманных воробьев пекут и варят, сжигают, бросают живьем в печь или грозят припечь воробью клюв. Смысл этих действий тоже иной, чаще всего отвращающий: уберечь посевы от воробьев. Реже они имеют характер гадания о замужестве. Например, в Слонимском у. Гродненской губ. воробья бросают в печь девушки, гадающие под Новый год о замужестве: если воробью удастся вылететь из печи, то девушка вылеціць з хаты (Fed.LB 1: 314).
У кашубов ту же календарную приуроченность имеет забава, пародирующая ловлю воробьев, — naganianie wróbli в новогоднюю ночь. Она заключается в подшучивании над каким-нибудь простаком, которого ставят под крышу с мешком в руках и велят ловить воробьев, которых остальные обещают нагонять ему с крыши. Но вместо этого его с крыши обливают водой (Гданьское воев., пов. Старогард, Пинчин, ArchISK 524: 50, зап. В. Драбик).
Отметим, что южнославянско-кашубское соответствие обнаруживается в самом обычае разговляться дикими птицами. У южных славян это печеные или вяленые воробьи (реже — синицы, дрозды, голуби) на Рождество, которых ловят в Рождественский пост, у кашубов — разговление на Пасху засоленным мясом ворон, которых отлавливают в течение всего Великого поста (совр. Гданьское воев., Ястарня, Stelm.ROP: 122). Добавим, что в Польше печеных на костре ворон едят также в свой праздник, день Зеленых святок, пастухи Западных Бескид в районе Нового Сонча, а сорок — силезские пастухи района Ополя (ArchKESUJ 7257: 59, 7235: 23).
Повсеместно распространены различные обереги полей от воробьев. Название новогодней кашубской забавы — naganianie wróbli — находит соответствие в западнополесском святочном обычае гоняты воробухы, зафиксированном в Малоритском р-не Брестской обл., на самой границе с Волынской. Во время ужина (коляды) с кутьей все члены семьи закрывают глаза, а кто-нибудь стукает ложкой по лбу одного из сидящих, обычно детей, который должен угадать, кто его ударил. Это делается, «абы ячмэня у лити воробухы нэ объйидалы» (Орехово, ПЭС: 76). Сходный обычай отмечен у поляков в районе Сандомирской Пущи. В Рождественский сочельник, когда едят кашу, бьют ложкой по лбу соседа со словами: «A duš gol^bie z prosa, z tatarki, adus!» [Кыш, голуби, с проса, с гречихи, кыш!]. Когда едят ячменную кашу, ударяют ложкой в лоб, прогоняя ворон: «А si, wrony!» [Кыш, вороны!] (Kot.SP: 40). Два этих обычая, полесский и малопольский, особенно мотивировка и календарная приуроченность описанных действий и использование ложки, перекликаются с обычаем, известным в центральной Боснии: разговляясь на Рождество воробьями, все домашние едят по очереди одной ложкой, чтобы летом воробьи не ели жито (Височка Нахия, Фил.ВН: 126).
У восточных славян, в очерченной выше западной зоне, пойманных под Новый год воробьев сжигают или высушивают в печи и толкут в порошок, а весной их пепел или порошок смешивают с зерном и используют при первом севе, чтобы обезопасить посевы от воробьев (Украина, б. м., Куроч.НСУ: 89, вост. Волынь, Короб.ВВ: 37, Волынская губ., Звягельский у., Юрковщина, Koper.PELR: 145, Ковальский у., Голобы, Чуб.ТЭСЭ 3:437; Виленская губ., Szuk.WPL: 278-279, Витебская губ., Полоцкийу., Ловожь, Никиф.ППП: 230). В Житомирской обл., в районе Бердичева, в новогодний вечер воробьев пекут и варят, чтобы летом они не клевали в поле жита и конопли (АрхИИФЭ 15-3/708: 21). В Кобринском р-не Брестской обл. в этот день девочки, заходя в хату щедровать, пускают пойманного воробья, приговаривая: «Шчодрый вэчор, добрый вэчор, прынэсли вам птуху. Прыпэчемо носа, сэб нэ ели вам (на полю) проса». Или: «Шчодрый вэчор, добрый вэчор, пойнялы орабъя, одрубаемы (ёму) носа, сэб нэ йиу у вас проса» (Засимы, зап. автора). В соседнем Дро- гичинском р-не тоже ловят воробьев перед Новым годом, коляд- ники ходят по домам и говорят: «На Шчодруху зловыв птуху, од- рижымо носа, коб ны йила проса» (Симоновичи, ПЭС: 75).
Кроме того, известен ряд других магических действий и запретов, призванных обеспечить защиту посевов от воробьев. У белорусов Витебской губ. под Новый год девушки объезжают верхом на метле вокруг своей усадьбы (Никиф.ППП: 229). В Виленской губ. на Рождество не выкидывают в мусорную кучу старый веник (Szuk.WPL: 278). В южной Малопольше в Рождественский сочельник первую ложку крупы (каши) кладут воробьям на углы дома (совр. Вельское воев., Живецкий пов., Ляховице, ArchMEK 1/1554 II/1249: 67а). В Мазовше в день св. Валента (14.11) перед восходом и заходом солнца обсевают поле золой, чтобы св. Валент отгонял воробьев (Мазовше, Понаревье, КОО 2: 207). В Жешовском воев. сеют в день недели, на который пришелся день св. Валента (Ропчи- Це, Sul.ZER: 62). В Гродненской губ. сеют, смазав руки заячьим салом (Слонимский у., Fed.LB 1: 366), а в Черниговской губ. — салом, освященным на Пасху (Нежинский у., материалы Н. И. Толстого). В Волынской обл. при севе добавляют в семена тертую корку с Рождественской кутьи (Любешовский р-н, Ветлы, зап. автора). В Подлясье просыпают зерно для сева в отверстие ступицы колеса (Понаревье, Glog.ZM: 104). На Украине убивают воробья со словами: «Так вас всіх буду драти, як будете на просо літати!» (Украина, б. м., Ефим.СМЗ: 44). Сербы трижды обходят поле с палкой, которой убили змею перед Юрьевым днем, и затыкают ее в землю среди жита (р-н Божьяковины, Ъор.ПВП 2:184).
У украинцев и поляков существуют поверья о том, что раз в году черт меряет воробьев. Эти календарно приуроченные поверья связаны с временным исчезновением воробьев осенью и сокращением их численности. В ночь на 1/13.IX (накануне дня св. Симеона Столпника у украинцев, св. Егидия у поляков Куяв), изредка на 1/14.XI (накануне дня Козьмы и Демьяна в Ровен- ском у., Аг.Топ.ВРН: 242) или 28.Х (в день апп. Симона и Иуды у поляков Галиции) воробьи исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт (черти, злой дух, горобъевый, старший над воробь ями, водяной очеретяний или св. Семен) меряет их всех огромной меркой. Оставшихся сверх краев мерки он смахивает и отпускает назад на размножение, а прочих берет себе (Харьковская губ., Купянский у., Ив.ЖПК: 175, Волынская губ., Ровенскийу., Яполоть, Зел.ОРАГО 1: 278, Староконстантиновский у., Чуб.ТЭСЭ 3: 254, Покутье, Kolb.DW 32: 320, совр. Ивано-Франковская обл., р-н Тлумача, Стриганцы, Hod.MPWPL: 319), отдает водяным и болотным духам (Украина, б. м., Килим.УР 5: 159), ссыпает в пекло (поляки Галиции, ÔUMWB 19: 278, Польша, Куявы, Венцлавице, Kolb.DW 3: 195-196) или же убивает (Киевскаягуб., Аг.Топ.ВРН: 238-239, Радомышльский у., Соловьевка, Зел.ОРАГО 2: 617). В Житомирском у. горобъевый отпускает на волю лишь одну, девятую мерку (Аг.Топ.ВРН: 248), в Покутье черт отпускает девять мер, а десятую оставляет себе (Kolb.DW 32: 320).
Гуцулы считают св. Симеона Столпника защитником полей от воробьев и других птиц и празднуют с этой целью день осінниго Семена — «би жарва [птицы-вредители] не збитковала» (там же 54: 273). Ночь накануне Симеона Столпника, когда черт меряет воробьев, соединялась в некоторых частях Украины (Киевщина, Ровенщина, Галиция) с представлением о так называемой воробьиной ночи — ночи с грозой, громом и молниями (Аг.Топ.ВРН: 238-239, 240, 242). По поверью украинцев предгорий Карпат, на св. Симона воробьи собираются и темными ночами с проливными дождями и громовыми раскатами слетаются в леса на свой совет, а возвращаются около 1.IX (Лядское, Княжовское, Gust.PPG: 178-179); эти ночи называют «вечерами воробьев» (совр. Ивано-Франковская обл., Долина, Gust.PPG: 178-179). По сообщению С. Килимдика, в такую осеннюю «воробьиную ночь» «очеретяний» устраивает суд над воробьями и провинившихся прогоняет ветром на Лысую гору к чертям и ведьмам (Украина, б. м., Килим.УР5:159).(gumer.info)
* * *
(Из русского фольклора)
Вот сказали, воробья не слыхать,
Вот сказали, воробья не видать,
Не видать его, не видывать,
Его голосу не слыхивать.
А воробушек по улице идет,
В левом крылышке скрипочку несет,
Правым крылышком наигрывает,
С ноги на ногу попрыгивает.
* * *
(Самуил Маршак)
Воробьи по проводам
Скачут и хохочут.
Верно, строчки телеграмм
Ножки им щекочут.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Воробушки
(Валентин Берестов)
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть.
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить.
Ближе, ну ещё немножко.
Фурх! Удрал. Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
Воробей и подсолнух
(Эдуард Асадов)
Хвастливый горластый вор-воробей
Шнырял по дворам, собирая крошки,
Потом, за какой-то погнавшись мошкой,
Вдруг очутился среди полей.
Сел у развилки на ветвь березы
И тут увидел невдалеке
Подсолнух, стоящий у кромки проса,
Точно журавль на одной ноге.
— Славный ты парень! — сказал воробей. —
Вот только стоишь тут, уставясь в небо.
Нигде ты, чудило глазастый, не был,
Не видел ни улиц, ни крошек хлеба,
Ни электрических фонарей.
Прости, но ведь даже сказать смешно,
Насколько узки твои устремленья.
Вертеть головой и видеть одно:
Свет — вот и все, что тебе дано,
Вот ведь и все твои впечатленья.
Как из оконца, вот так порой
Глядит птенец из своей скворечни,
Но сколько ты там ни верти головой,
А видеть одно надоест, хоть тресни!
Почему Бог попускает живодерство?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя
Почему Господь попускает живодерство? Как он спокойно смотрит на издевательства животных, на дикие страдания и боль, которые испытывают беззащитные? Я слышу о происходящем, например, но не могу помочь из-за ограниченности своей. Почему Всесильный и Всемогущий не в силах оказывается помочь или облегчить страдание? Почему мне жалко, хотя я не очень и добрая, может быть, а Ему, Который есть Любовь, не жалко?
Отвечает иерей Сергий Ширапов:
Почему Бог спокойно смотрит на живодерство? Тот факт, что Бог попускает нам жить свободно, вовсе не значит, что Богу нравится все, что мы делаем, и что это Он оставит без наказания.
Вспомним такой рассказ из жития преподобного Пафнутия Боровского:
А вот такой случай описан в житии преподобного Нектария Оптинского:
«Из раннего его детства известен только один случай: однажды он играл около матери, а рядом сидела кошка, и глаза у нее ярко светились. Мальчик схватил иголку и вздумал проколоть глаз животного, чтобы посмотреть, что там светится, но мать ударила его по руке: «Ах ты! Вот как выколешь глаз кошке, сам потом без глазу останешься». Через много лет, уже монахом, старец припомнил этот случай. Он пошел к скитскому колодцу, где был подвешен ковш с заостренной рукояткой. Другой монах, не заметив батюшки, поднял ковш так, что острие пришлось прямо против батюшкиного глаза, и лишь в последнее мгновение старцу удалось оттолкнуть острие. «Если бы я тогда кошке выколол глаз, и я был бы сейчас без глаза, — говорил он. — Видно, всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете»».