за что брат вареньки спустил беликова с лестницы
Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» А. П. Чехова
Основные персонажи рассказа
Чехов «Человек в футляре» кратко
Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.
Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.
Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова.
Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».
Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.
Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова.
Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.
Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».
Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».
Читайте также: Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.
Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами
«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле», потому что он «прятал его в поднятый воротник», носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр от внешних влияний». Даже его предмет – «мертвые языки», был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.
Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло». Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!».
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить».
Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность». Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная».
Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук», но их отношениям не препятствовал.
Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.
На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.
Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, лег и уже больше не вставал». Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему», «не стало лучше».
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»
Это интересно: Рассказ «Анна на шее» Чехов написал в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Прочитать краткое содержание «Анны на шее» можно на нашем сайте. Несмотря на драматичность сюжета, рассказ не лишен юмора и иронии.
Содержание «Человека в футляре» по плану
Чехов Человек в футляре краткое содержание:
Повествование в рассказе ведется от лица Буркина, учителя гимназии. Буркин рассказывает историю о своем коллеге по фамилии Беликов.
Господин Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Его называют “человеком в футляре” за его замкнутый образ жизни. Беликов — одинокий мужчина за 40 лет. Он все время боится, как бы чего ни случилось. Беликов во всем видит опасность и всего боится: плохой погоды, общественного мнения и т.д. Строгий учитель Беликов держит в страхе всю гимназию. Его боятся все — даже директор.
Однажды в гимназии появляется новый учитель Коваленко. У этого учителя есть одинокая сестра Варенька. Учителя в школе сводят его с Варенькой. Беликов ходит к ней в гости, но не делает предложение. Он боится, как бы чего не случилось, если он женится.
Однажды Беликов видит, как Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это не нравится. Беликов приходит к Вареньке, чтобы высказать свою критику. Но дома он застает ее брата — учителя Коваленко. Беликов советует Коваленко и Вареньке не ездить на велосипеде, потому что ему это кажется неприличным.
Коваленко терпеть не может зануду-Беликова. Он выгоняет Беликова и толкает его с лестницы. Тот скатывается по лестнице. Варенька видит это падение и хохочет. Беликов не может пережить позора. Он целый месяц лежит в постели и не встает. Через месяц он умирает.
После смерти Беликова вся гимназия чувствует облегчение: всем легче без неприятного зануды-Беликова. Но вскоре жизнь в школе снова становится серой. Всем ясно, что дело не в одном Беликове. Вокруг живет много других “людей в футлярах”. Они, как и Беликов, мешают людям жить своей жизнью.
Читайте также: Пьеса «Три сестры» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание пьесы Три сестры для ознакомления с сюжетом произведения.
Видео краткое содержание Человек в футляре Чехов
В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.
Человек в футляре краткое содержание на видео:
«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова
А.П. Чехов, «Человек в футляре». Краткое содержание рассказа, кратчайший пересказ. Читать и слушать аудиокнигу. Главный герой – учитель Беликов, его характеристика, «маленький человек». Другие герои рассказа. Анализ: тема и проблематика. Как связаны рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»?
«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году.
В произведении рассказывается о гимназическом учителе Беликове, который жил словно в футляре: даже в хорошую погоду ходил с зонтиком и всё время боялся, «как бы чего не вышло». Коллеги пытались женить его на сестре учителя географии Вареньке, но Беликов так и не решился сделать предложение. Не выдержав насмешек, он вскоре умер. Лишь в гробу учитель казался наконец-то довольным: он нашёл себе футляр, где точно ничего не случится.
Рассказ входит в так называемую «Маленькую трилогию» Чехова. Историю Беликова рассказывает учитель Буркин ветеринару Ивану Иванычу; оба эти героя фигурируют также в произведениях «Крыжовник» и «О любви». Чехов изначально планировал продолжить серию рассказов, но эти планы так и не осуществились.
Содержание
Читать полный текст, слушать аудиокнигу
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание «Человека в футляре»
В деревенском сарае готовятся заночевать гимназический учитель Буркин и приехавший из города на охоту ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Буркин рассказывает историю своего недавно умершего коллеги — учителя Беликова, преподававшего в гимназии древнегреческий язык.
Иллюстрация Кукрыниксов
Беликов понимал только запреты. Если где-то что-то разрешали, он беспокоился: «Как бы чего не вышло!». Как ни странно, своими жалобами и вздохами он умудрялся держать в страхе всю гимназию, включая директора, и весь город. Под влиянием Беликова и ему подобных горожане стали бояться всего подряд: говорить, знакомиться, читать книги и веселиться.
Но однажды этот Беликов чуть не женился. В гимназии тогда появился новый учитель истории и географии — украинец Михаил Саввич Коваленко. С ним приехала сестра Варенька — чернобровая и краснощёкая женщина лет 30, весёлая и шумная. Учителя «от скуки» решили непременно поженить Беликова на Вареньке. Их стали всюду приглашать вместе и намекать на роман.
Варенька была не против выйти замуж, уж слишком тяжело ей было жить с братом. Беликов тоже вроде бы питал к ней симпатию, но стал ещё сильнее беспокоиться, «как бы чего не вышло». Он потерял сон, похудел и ещё сильнее спрятался в свой футляр. Время шло, они постоянно вместе гуляли, но предложения Вареньке он так и не делал.
Иллюстрация Д.А. Дубинского
Однажды на «влюблённого» Беликова с Варенькой в гимназии нарисовали злую карикатуру. Беликова это очень обидело.
Как-то раз Беликов увидел, что Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это показалось ужасно неприличным.
Иллюстрация Д.А. Дубинского
Тогда он пошёл к Коваленко в гости и сделал ему замечание: нельзя педагогам и женщинам ездить на велосипедах! Коваленко вспылил, послал гостя «к чертям собачьим» и спустил с лестницы. Варенька как раз возвращалась домой, увидела упавшего Беликова и рассмеялась.
Иллюстрация П. Пикнисевича
Униженный учитель после этого слёг и через месяц умер. Хоронили его в плохую погоду — все учителя были в калошах и с зонтиками, словно отдавая дань памяти «человеку в футляре». А сам Беликов в гробу казался довольным: он наконец-то лёг в футляр, «из которого уже никогда не выйдет».
Поначалу надеялись, что без унылого учителя в городе воцарится свобода. Но горожане так и продолжили жить по-прежнему: сурово, утомительно и бестолково.
Закончив рассказ, Буркин сокрушается, что людей вроде Беликова ещё очень много. Иван Иваныч начинает философствовать, что жить в тесном городе, заниматься бессмысленными делами, лгать и слушать ложь, проводить время среди глупых людей — это и есть наш футляр. Но Буркин останавливает его размышления: пора спать.
Герои произведения
Беликов
Беликов — учитель древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему уже за 40. Он скучен и боязлив, отгораживается от мира тёмными очками, воротником и мыслями о Древней Греции.
Казалось бы, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых человеческих радостей. Вся его жизнь — страдание, причём абсолютно бесцельное. Беликов и на работу идёт со страхом, и к другим учителям в гости ходит лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лёжа по ночам в постели, он боится, как бы его не зарезал собственный повар.
Но Беликов не просто «маленький человек», страдающий от своей ничтожности. В отличие от презираемого всеми щедринского «премудрого пискаря», он сумел подчинить себе других, навести в городе свои порядки. Парадоксальный образом этого человека, живущего в вечном страхе, боятся все остальные. «Как бы чего не вышло», — рассуждают горожане вслед за Беликовым.
Роман с Варенькой даёт ему шанс вырваться из круга бесконечных страхов. Но Беликов оказывается к такому не готов: «Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр». В итоге его «любовь» погибает из-за карикатуры и велосипеда.
Учитель умирает, но его похороны не выглядят трагично. Наоборот, горожане втайне радуются своему освобождению. Да и покойный Беликов кажется довольным: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!».
Варенька
Варвара Саввишна Коваленко — сестра учителя географии, который работает в одной гимназии с Беликовым. Это украинка лет 30, «высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поёт малороссийские романсы и хохочет». Варенька описана как девушка простоватая, но симпатичная.
Беликову она начинает выказывать благосклонность. С братом они постоянно ссорятся, и ей уже хочется выйти замуж — «для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти».
Когда Беликова хоронили, Варенька «всплакнула». Что было с ней дальше, не говорится. Скорее всего, судьба этой жизнерадостной девушки без Беликова сложится только лучше.
С.С. Боим
Коваленко
Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии в гимназии, где работает Беликов. Он полная противоположность «человека в футляре»: молодой, горячий, сильный. Вот он идёт по улице — «высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка».
Неудивительно, что Коваленко «возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог». Для него Беликов — символ «удушающей» атмосферы, царящей в городе и гимназии.
Вялотекущий конфликт Беликова с Коваленко заканчивается открытым столкновением, когда учитель древнегреческого пытается запретить географу катание на велосипеде. Коваленко выгоняет советчика из дома и в итоге становится одним из невольных «виновников» его смерти.
Анализ рассказа. Что писать в сочинении?
Тема рассказа «Человек в футляре» — страх перед жизнью, несовместимый со свободой и счастьем.
Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.
Вопрос, который автор ставит перед читателем, даже не в том, хорош или плох учитель Беликов. Вряд ли хоть кто-то из читателей всерьёз хотел бы быть похожим на «человека в футляре». Не зря выражение «человек в футляре» в русском языке стало крылатым, и произносят его всегда с осуждением.
Но Чехов рассказывает не просто о трагикомической судьбе провинциального учителя. Он предлагает задуматься о «футляре», который общество и каждый из нас создают себе сами.
После смерти Беликова горожане ждали, что теперь заживут свободнее, но уже спустя несколько дней жизнь их потекла по-прежнему, «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне». «Беликова похоронили, а сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» — завершает свой рассказ учитель Буркин.
Можно ли всем нам избавиться от своих «футляров»? На этот вопрос Чехов ответа не даёт. Устами Буркина он пресекает рассуждения Ивана Иваныча на эту тему, оставляя читателя самого раздумывать над этой проблемой.
Краткое содержание «Человек в футляре»
Всего получено оценок: 8068.
О произведении
Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».
В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».
Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.
Место и время действия
Основные события рассказа происходят в конце XIX века в России, в селе Мироносицком. События истории, рассказанной Буркиным, произошли в его родном городе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.
Заключение
В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.
Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.
Тест по рассказу
Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:
«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ
Кадр из мультфильма «Человек в футляре»: YouTube / Ukranima
Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.
«Человек в футляре»: краткое содержание
Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.
Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:
Экспозиция
Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:
Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.
Иллюстрация Ники Харгияновой к произведению «Человек в футляре»: YouTube / Nika Nova
Завязка
В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:
В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.
Развитие сюжета
Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.
Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».
Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы. Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок. Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.
Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.
Кульминация
Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.
Скульптурная композиция Давида Бегалова «Человек в футляре»: Instagram / Shateni_
Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.
Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.
Развязка
В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.
«Человек в футляре»: анализ произведения
Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:
История создания
История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.
Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.
Тема и конфликт
Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:
Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:
Кульминация «Человека в футляре»: YouTube / MyBook
Особенности композиции и жанр
«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:
Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:
Беликов
Беликов — удивительно скучный человек:
Мультфильм «Человек в футляре» по мотивам произведения Чехова: YouTube / InternetUrok
Михаил Саввич Коваленок
Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:
Варвара Саввишна Коваленок
Она преподаватель гимназии:
Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора