за что был арестован чернышевский
Неудачное устрашение: гражданская казнь Н.Г. Чернышевского
В Российской империи в XIX веке существовала смертная казнь, но применялась она довольно редко. Но это не означает, что российское законодательство того времени было очень мягким в отношении людей, признанных правонарушителями. Существовали другие способы жестоко наказать тех, кого власти признавали особенно опасным. Уже в начале 1860-х годов публициста Н.Г. Чернышевского в секретных документах политической полиции именовали «врагом номер один». После ареста и суда он был приговорен к каторге и ссылке. Но для усугубления эффекта от приговора была назначена еще и гражданская казнь революционера.
Гражданская казнь: сущность и назначение
Процедура гражданской казни применялась не только в России – она была довольно распространена в средние века. По сути она представляла собой публичный ритуал, демонстрирующий лишение подсудимого всех прав, положенных ему по рождению положению и состоянию.
Поскольку в сословном обществе сословные различия составляли основу системы прав человека, демонстрировалось в первую очередь лишение сословных дворянских привилегий. Делалось это путем демонстративного уничтожения атрибутов принадлежности к сословию (например, с дворянина снимали знаки рыцарского достоинства и ломали его меч либо шпагу). Проведение этой процедуры означало, что сам преступник, а часто и все его семейство отныне не принадлежат к привилегированному сословию, а отнесены к числу «подлых» простых людей. Именно из-за чувствительности для бывшего дворянина потери сословных привилегий гражданская казнь применялась почти исключительно к «благородным».
В России XIX века сословные различия сохранялись. Соответственно, оставалась и возможность применения лишения сословных привилегий в качестве наказания для преступника. В частности, процедуре гражданской казни были подвергнуты осужденные декабристы.
Некоторые применявшиеся в то время карательные процедуры гражданской казнью не являются. В частности, ею не была имитация расстрела петрашевцев – жестокое психологическое издевательство, изображающее «государево помилование в последнюю минуту». Подвергаемый гражданской казни заранее знал, что, несмотря на присутствие палача, во время этой процедуры никакого физического вреда ему причинено не будет (далее могло быть по-разному).
Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского отличалась от других случаев важной деталью: подсудимый не был дворянином. Чернышевский был потомком крепостных крестьян, сыном священника, а по роду собственных занятий (литератор и преподаватель) – мещанином. Следовательно, у него было мало сословных привилегий, которых его можно было лишить. В его случае процедура символизировала исключение из «хорошего общества» законопослушных людей.
Процедура гражданской казни Н.Г. Чернышевского
Следствие по делу арестованного Чернышевского продолжалось более полутора лет. 678 суток арестованный провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости (это было очень суровое место, предназначенное для особо опасных преступников). Приговор был вынесен в начале февраля 1864 года – 14 лет каторги и пожизненное поселение в Сибири. Царь сократил вполовину срок каторги, но оставил в силе пожизненную ссылку. Предшествовать же этому наказанию должна была гражданская казнь – вероятно, в целях устрашения возможных соратников осужденного.
Она состоялась 19(31) мая 1864 года на Мытнинской площади Петербурга. Для проведения процедуры был возведен эшафот с позорным столбом, обеспечена усиленная охрана. Было довольно много зрителей – сочувствующая осужденному интеллигентная молодежь и осуждавшие его городская беднота и рабочие. Впрочем, известно, что вторая категория полагала, что Чернышевский осужден за то, что протестовал против отмены крепостного права (так подавалась его критика методов проведения крестьянской реформы).
Сама гражданская казнь состояла в том, что осужденного возвели на эшафот, прочитали всем присутствующим приговор (впрочем, слышно всем было очень плохо и люди, не бывшие в курсе дел заранее, так и не поняли, за что карают осужденного), затем повесили ему на грудь табличку с надписью «государственный преступник» и поставили на четверть часа к позорному столбу, надев на руки цепи. Но даже революционеры признавали, что наручники цепей были очень широкими, то есть заковывание было чисто символическое. После стояния у столба Чернышевского поставили на колени и сломали над головой шпагу (это было чисто процедурное действие, так как мещанин Чернышевский никаких прав на ношение шпаги не имел).
Подробное описание процедуры дал революционер М.П. Сажин, непосредственный свидетель происходящего. Существует и еще несколько свидетельств. Между ними есть мелкие расхождения, но в принципе никто из зрителей не мог видеть все от начала до конца. Общий же ход процесса описан у всех одинаково. После гражданской казни Чернышевский был отправлен по этапу к месту отбытия наказания – сперва под Иркутск, а после в Нерчинскую каторгу.
Результаты гражданской казни Чернышевского
Каковы бы ни были цели публичной процедуры «лишения прав состояния» в отношении Н.Г. Чернышевского, результаты ее оказались мизерными. Сам осужденный воспринял гражданскую казнь совершенно спокойно. Отказаться от своих политических и философских убеждений его не смогли заставить не только этот (в сущности безобидный) ритуал, но и последовавшие за ним каторга и строгая ссылка.
Лишить семью Чернышевского (у него была жена и двое сыновей) каких-то привилегий ритуал тоже не мог – у них этих привилегий не было. Произошла чисто человеческая трагедия (Ольга Сократовна Чернышевская очень любила супруга), но и только. Семья жила бедно, но оба мальчика получили образование. Самого же Николая Гавриловича всех прав лишила основная часть приговора, а не гражданская казнь. Хотя в 1883 году он благодаря просьбам родных получил разрешение вернуться в Европейскую Россию, но до конца жизни (он умер в 1889 году) оставался фактически ссыльным, полностью контролируемым властями.
После демонстративной расправы над Чернышевским не произошло и снижения градуса политической напряженности в России. Революционное движение только усиливалось. В нем появились течения куда более радикальные, чем утопическая революционная демократия Чернышевского. Мало того – осужденный получал знаки поддержки даже в ходе процедуры гражданской казни; в частности, ему был брошен букет цветов. За это действие даже арестовали четырех девушек, хотя дело закончилось недолгим задержанием.
Позже в России еще несколько раз применяли процедуру гражданской казни по отношению к идейным противникам режима. Однако уже случай с Чернышевским убедительно доказал, что воздействие ее является минимальным и никак не может повлиять на изменение общественных настроений.
Гражданская казнь на Мытнинской площади
31 мая 1864 года состоялась Гражданская казнь Николая Гавриловича Чернышевского
Ты теперь никто
Для обуздания дерзких вольнодумцев всегда существовали проверенные и действенные средства. В царской России смертная казнь по возможности не применялась, разве что в исключительных случаях. Революционеров ожидали каторжные работы в Сибири. Но перед тем как особо опасный для властей осуждённый отправлялся по Владимирке (в начале этой дороги ныне московское Шоссе Энтузиастов) в далёкий путь, он подвергался унизительной гражданской казни, предполагавшей лишение сословных, политических и гражданских прав. В историю вошли события, связанные с применением этой процедуры к декабристам, а через несколько десятилетий – и к Николаю Гавриловичу Чернышевскому.
Дорога на эшафот
Николай Чернышевский начал идти по опасной дороге ещё в студенческие годы. Именно тогда началась его революционная деятельность и появились первые литературные работы. Закрытых тем для него не было. Он писал литературно-критические и историко-литературные работы, освещал экономико-политические вопросы. Николай Гаврилович был ещё и идейным вдохновителем тайной молодёжной революционной организации «Земля и воля».
Источник: http://www.rewizor.ru
В 1862 году Чернышевский был арестован, а обвиняли его в составлении прокламации «Братским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание попало в руки Всеволода Костомарова, который оказался провокатором. Но уже до этого в служебной переписке между жандармерией и полицией Чернышевский назывался «врагом империи номер один». А непосредственно поводом для ареста, стало упоминание фамилии Чернышевского в письме эмигранта Герцена в связи с идеей издания «Современника» в случае его запрещения властями в Лондоне.
Источник: https://24smi.org
Следствие по делу Чернышевского затянулось, оно шло полтора года. Во время заключения Николай Гаврилович несколько раз объявлял голодовку и продолжал трудиться. Кроме статей, он завершил в тюрьме роман «Что делать», опубликованный в журнале «Современник». В феврале 1864 года вынесли приговор: ссылка на каторгу на четырнадцать лет и пожизненное поселение в Сибири. Император Александр II сократил каторгу до семи лет, но в целом Чернышевский провёл в царских учреждениях уголовно-исправительной системы более двадцати лет. В мае 1864 года состоялась гражданская казнь.
Утро туманное
Гражданская казнь Чернышевского проходила на Мытнинской площади в Петербурге дождливым и туманным утром 31 мая 1864 года. Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял чёрный столб с цепями. Были приняты серьёзные меры безопасности. Вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу. Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник». Герцен откликнулся на это судилище следующими словами: «Это новую Россию Россия подлая показывала народу, выставляя Чернышевского на позор».
Источник: https://24smi.org
Дождь усиливался, и палач надел на Чернышевского фуражку, за что он кивком поблагодарил палача. Стояние в цепях продолжалось четверть часа. К ногам Чернышевского одна из присутствующих девушек бросила цветы и тут же была арестована. Казнь была свёрнута, Чернышевского посадили в карету и увезли. Оставшаяся на площади молодёжь, провожала своего учителя криками: «До свидания!». Уже на следующий день его отправили в Сибирь.
Эпилог
Первые три года революционер провёл на монгольской границе, а после был переведён в Александровский завод. Чернышевскому было разрешено встречаться с женой и малолетним сыном. Он мог общаться с другими заключёнными и, главное, он мог работать. Когда закончился срок каторги, он выбрал для своего постоянного места жительства город Вилюйск. В письмах с каторги и из ссылки он никогда не жаловался, был спокоен и бодр. В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили жительство в Астрахани, в 1889-м за несколько месяцев до смерти – в родном Саратове.
Чернышевский Николай Гаврилович
Пространства имён
Действия на странице
Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (Шаблон:СС, Саратов — Шаблон:СС, Саратов) — русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель. [1]
Содержание
Биография
Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников» [2] ; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
Литературная деятельность
Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».
В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник».
В 60-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Главное философское сочинение Чернышевского — «Антропологический примат в философии» (1860). В нем изложена монистическая материалистическая позиция автора, направленная как против дуализма, так и против идеалистическою монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положения о материальном единстве мира, объективном характере законов природы, используя данные естественных наук. [3]
1861 год. Оглашается царский манифест об отмене крепостного права, начинается осуществление реформы. Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах, крайнюю напряженность. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», Чернышевский является его несомненным вдохновителем. [8]
В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.
Арест и следствие
Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».
Каторга и ссылка
7 февраля 1864 года был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.
Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевскому дозволено вернутся в европейскую часть России, в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).
Смерть
Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Шаблон:МестоЗахоронения.
Журналистская деятельность
Продолжая традиции критики Белинского, стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды.
Философские взгляды
Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».
Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов (напр., закона при чинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями такими как Фейербах. [1]
По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».
Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».
Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.
Политическая идеология
Крестьянский вопрос
В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.
В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.
Социально-экономические воззрения
Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передаёт учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наёмного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвёртый сон Веры Павловны).
Отзывы
Педагогическая теория
В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.
Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.
Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
Произведения
Романы
Повести
Литературная критика
Публицистика
Мемуары
Философия и эстетика
Переводы
Цитаты
«Прогрессивные люди в Европе, так восхищавшиеся Северо-Американскими Штатами, с такой гордостью ставившие их в пример всем европейским нациям, смущены и скомпрометированы слабостями, какие обнаружились в их идеале» (Из рецензии (1861) Чернышевского на «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» американского экономиста Г. Кэри).
«Если бы экономисты отсталой школы понимали неизбежность влияния государства на экономические отношения, они, вероятно, вместо пустых толков об утопической системе невмешательства занялись бы определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ неизбежного вмешательства» (Экономическая деятельность и законодательство).
Память о Чернышевском
Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:
Географические названия
Е. К. Максимов, «Имя твоей улицы»:
Чернышевский родился в Саратове, здесь прошли его детские и юношеские годы.
После успешного окончания Петербургского университета Николай Гаврилович возвращается в Саратов и в 1851 —1853 годах преподает словесность в мужской гимназии. На уроках молодой преподаватель стремился возбудить интерес учеников к общественным вопросам, знакомил не только с передовой литературой, но и с русской и всеобщей историей, воспитывал идеалы добра и справедливости. Его демократические убеждения и творческие методы преподавания и воспитания выделяли его из среды преподавателей, а антикрепостнические настроения вызывали недовольство начальства.
В 1853 году Чернышевский уезжает в Петербург, где защищает магистерскую диссертацию, начинает сотрудничать в «Отечественных записках» А. А. Краевского, становится сотрудником, а затем и руководителем журнала «Современник». С приходом Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова «Современник» стал органом революционной демократии, идейным центром революционного движения 60-х годов.
В 1862 году за революционную деятельность Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере он написал свой знаменитый роман «Что делать?», на котором воспитывался ряд поколений русских революционеров. После двух лет заключения в крепости его подвергли гражданской казни и отправили на каторгу в далекую Сибирь. Около двадцати лет провел Чернышевский на каторге и в ссылке в Сибири, потом он был доставлен в Астрахань под надзор полиции, где прожил шесть лет. Лишь в 1889 году ему разрешили возвратиться на родину, в Саратов. Здесь Чернышевский прожил несколько месяцев, занимаясь литературным трудом.
Похоронен Н. Г. Чернышевский в Саратове на Воскресенском кладбище.
Памятники
Памятники Н.Г.Чернышевскому установлены в Саратове (на одноимённой площади, а также на могиле писателя), а также в Санкт-Петербурге, Вилюйске, Москве и посёлке Чернышевский.