Магжа́н Жумаба́ев (25 июня 1893, урочище Сасыккуль, Сарыайгырская волость, Петропавловский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 19 марта 1938, Алма-Ата, Казахская ССР) — казахский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы.
Содержание
Биография
1905—1910 гг. — учёба в медресе Кызылжара (Петропавловск), где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.
1910—1911 гг. — учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников — классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов.
В 1912 г. в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.
1913—1916 гг. — учёба в Омской учительской семинарии, где учится с Сакеном Сейфуллиным, заканчивает семинарию с золотой медалью.
Большое участие в его судьбе приняли академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и ученый Мыржакип Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г. Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось. Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».
В 1917 году на Втором всекиргизском сьезде в Оренбурге избран с Ахметом Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников.
В начале 1918 г. поэт был арестован представителями партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарым-ды біp суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).
В 1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.
В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».
В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В.Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов.
«Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В.Шестериков).
В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем.
Политическая деятельность
Летом и зимой 1917 года в Оренбурге принимает участие в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских сьездах, как делегат от Акмолинской области.
Создание Союза писателей Казахстана
В в 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт В.Брюсова, где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения казахских писателей, которое он назвал «Алка» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах, и находила сторонников. Программа «Алка» одобрялась в переписках, но не была принята, поскольку не было и собрания. «Алка» организационно осталась неоформленной. Данное намерение создать литературное объединение было признано большевистскими властями признаком национализма, попыткой алашордынцев реанимироваться и вредить советскому строю. Вместе с тем, идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана впоследствии выразилась в создании Союза писателей Казахстана.
Арест
В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области. В 1934 году он пишет письмо М.Горькому и Е.Пешковой. В 1936 благодаря их ходатайству Жумабаев был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключенных. Но через полтора года, 30 декабря 1937 года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.
Реабилитация
Более 20 лет его вторая жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение Магжана. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован. Его стихи вернулись к народу.
В 1993 году к его столетию в Петропавловске установлен трёхметровый гранитный памятник сидящего поэта с соколом на плече.
Литература
Труды
Поэтические издания
Собрания сочинений
Исследования
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Магжан Жумабаев» в других словарях:
Жумабаев, Магжан — Магжан Жумабаев каз. Мағжан Бекенұлы Жұмабай Дата рождения: 25 июня 1893(1893 06 25) Место рождения: Акмолинская область, Российская империя … Википедия
Жумабаев Магжан — Магжан Жумабаев каз. Мағжан Бекенұлы Жұмабаев Дата рождения: 25 июня 1893 Место рождения: Акмолинская область, Российская империя Дата смерти: 19 ма … Википедия
Жумабаев М. — Магжан Жумабаев каз. Мағжан Бекенұлы Жұмабаев Дата рождения: 25 июня 1893 Место рождения: Акмолинская область, Российская империя Дата смерти: 19 ма … Википедия
Жумабаев — фамилия. Жумабаев, Магжан (1893 1938) казахский советский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы. Жумабаев, Ринат Атогалиевич (род. 1989) казахстанский шахматист, гроссмейстер (2009) … Википедия
Жумабаев — Магжан (1896 ) казакский поэт. Происходит из зажиточной семьи. Учился в татарской средней школе, медрессе, в Омской учительской семинарии, окончил Московский литературно художественный институт. Лит ую деятельность начал в 1909 1910. Первый… … Литературная энциклопедия
Жумабаев, Магжан — [1896 ] казахский поэт. Происходит из зажиточной семьи. Учился в татарской средней школе, медрессе, в Омской учительской семинарии, окончил Московский литературно художественный институт. Лит ую деятельность начал в 1909 1910. Первый сборник… … Большая биографическая энциклопедия
Канай би — КАНАЙ КУТТЫМБЕТУЛЫ Род деятельности: бий, оратор, полководец, общественный деятел … Википедия
История Казахстана — История Казахстана … Википедия
Союз писателей Казахстана — общественная творческая организация, объединяющая более 750 казахстанских профессиональных литераторов. В силу различных причин, прежде всего традиционного уважения к писателям и поэтам (акынам) в казахской культуре, пользовалась и отчасти до сих … Википедия
Таким образом, на первом этапе своего творческого пути М. Жумабаев формируется как поэт с ярко выраженным гуманистическим направлением, вырастает из просветителя-демократа в бойца национально-освободительного движения в Казахстане, стремится сделать из своей поэзии активную участницу общественной борьбы. Не все на этом пути удалось. Но то, что он жил своим временем, что, будучи лириком, не уходил от его насущных задач в безмятежные мечтания, честно и преданно вставал на рубежах борьбы за счастье своего народа, своей нации, вне всякого сомнения.
Дело №… Летопись горького времени: Повести, рассказы, статьи, очерки и стихи.- Алматы: Жазушы, 1989. – 432 с.
В этом сборнике дана художественная и документальная проза, поэтические произведения, героями которых стали люди с трагическими судьбами. Сборник состоит из 2 глав:1) Свидетельствуем против…; 2) Возвращенные имена. Во 2 главе представлена статья Зулейхи Жумабаевой и Хайруллы Махмудова « Возвращение поэта», также даны стихи М. Жумабаева, воспоминания родственника З. Жумабаевой С. Бакенова « Верность». Следующий сборник – альманах «Алем», глава «Возвращение»: М. Жумабаев стихи.
Алем: альманах.- Вып.1.- Алматы: Жазушы,1991.
Елеукенов Ш. Жања жолдан : Єдеби портреттер, зерттеулер.-
В этой брошюре Г. Ж. Есмагулова. Философская проблема человека в мировоззрении М. Жумабаева.- Алматы: Казак университет!. – 2001.- 32с.
Мировоззрение М.Жумабаева рассматривается как глубокое по своему содержанию философское учение о человеке, раскрывается особенности понимания М. Жумабаева в роли интеллекта, воли и нравственности в жизни человека.
«Аргамак казахской поэзии»
М. Жумабаев. Пророк: Стихи и поэмы. Пер. с каз./ Сост., вступ. ст., комментарии Б. Канапьянова.- Алматы: Изд. Дом «Жибек жолы».- 2002.- 400 с.
« Настоящее издание впервые знакомит русского читателя с творческим наследием великого казахского поэта ХХ века Магжана Жумабаева, имя которого много лет было под запретом. В книгу включены стихи, поэмы в переводах известных поэтов Казахстана и России, а также статьи о нем, комментарии к произведениям и библиографии о жизни и творчестве».
Издание осуществлено по программе Министерства культуры, информации и общественного согласия РК, издательским домом «Жибек жолы», но этого явно было недостаточно, и была создана инициативная группа по финансовому содействию в оплате труда переводчиков. С историей выпуска книги знакомит нас Есенгельды Мукыжанов руководитель инициативной группы издания книги «Пророк», президент АО «Сайран»- К читателю.
Вступительная статья принадлежит перу известного поэта Бахытжана Канапьянова, здесь он дает краткую биографию, оценку творчества М. Жумабаева. Как, подчеркивает Е. Мукажанов: « Я признателен поэту Бахытжану Канапьянову, который во
время работы над данным изданием в буквальном смысле слова жил Магжаном и только им, его творчеством, его эпохой. » Послесловие написал Какимбек Салыков не менее известный поэт, под таким заголовком « Звезда Магжана», и вообще ему принадлежит идея познакомить русского читателя с творчеством М. Жумабаева.
М. Жумабаеву удалось выразить сложнейшие стороны духовной жизни человека. Его любовь к природе отличается высокой одухотворенностью. Лирический пейзаж в самом высоком смысле этого понятия впервые введен в поэзию советского Востока именно Магжаном Жумабаевым. С его именем связано творческое внедрение новых поэтических форм (очевидно, не без влияния Фета и Блока), совершенно неизвестных до него. В этом причина его всеобъемлющего влияния на современную казахскую поэзию. Больше того, можно с полным основанием утверждать, что стилистическая система М.Жумабаева фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка.
М. Жумабаев активно занимался и переводом. Им переведены некоторые труды В. И. Ленина, а также многочисленные произведения Лермонтова, Гете, Гейне, Фета, Байрона и др. русских, зарубежных классиков.
В годы утверждения суверенитета Казахстана над бескрайним нашим небосклоном с необычайной яркостью зажглась некогда померкнувшая звезда Магжана. Абсолютно другой жизнью живет ныне поселок Сарытомар у озера Сасыкколь, бывший совхоз им. М. Жумабаева, ныне Жумабаевского района Северо – Казахстанской области, где 25 июня 1893г. родился Магжан Бекенович Жумабаев – выдающийся поэт казахского народа. Да, Магжан Жумабаев поистине велик, его значение и место в казахской поэзии еще в 1927 году прозорливо определил Мухтар Ауэзов: «Из казахских поэтов и писателей, конечно, люблю Абая. С самого детства все мое существо и мое бытование – как бы пропитаны творчеством Абая.… После него люблю Магжана. Люблю его европейское естество, и блеск поэтической мысли. Рожденный в среде казахских поэтов аульного уклада жизни, он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры, храма мировой поэзии. Его поэтическая индивидуальность настолько велика и уникальна, что она перерастает рамки своей эпохи. Из числа нынешних поэтов и писателей только поэтическое слово Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений. Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе». Первый его поэтический сборник «Шолпан» вышел в 1912г, в Казани. И это становится событием в новой казахской литературе. Имя Магжана Жумабаева, его стихи и поэмы у всех на слуху в литературных кругах Омска, Петропавловска, Семипалатинска, ни один поэтический вечер не проходит без стихов поэта. В это время Магжан Жумабаев знакомится со многими представителями казахской интеллигенции, из них некоторые в недалеком будущем стали членами и руководителями партии «Алаш». В 1922г. председатель Совнаркома Туркестанского края Турар Рыскулов и секретарь ЦК Туркестана Султанбек Ходжанов приглашают М. Жумабаева в Ташкент,где он стал преподавать в Казхско – Кыргызском институте просвещения. В это же время М. Жумабаев активно сотрудничает в газете «Ак жол», журналах «Сана» и «Шолпан». В 1923 г. по приглашению народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия Луначарского поэт приезжает в Москву и преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся. В столице он принимает активное участие в работе Восточного Издательства, где выходят книги на тюркских языках, и учится в Высшем литературно – художественном институте, которым руководил В. Я. Брюсов. « Высокая поэтическая одаренность. Это от природы…плюс глубокие знания математики, музыки, изобразительного искусства», отмечал Валерий Брюсов, характеризуя творчество поэта М. Жумабаева. Он уже был автором научного труда, «Педагогика, который был издан в Оренбурге, занимался переводами классиков русской поэзии.
В 1927г. М. Жумабаев, завершив учебу, возвращается в Казахстан. Через два года он был арестован и осужден на десять лет. До суда он находился в Бутырской тюрьме в Москве, затем срок отбывает в Карелии и в Архангельской области. Находясь в лагере, в 1934г. поэт пишет письмо М. Горькому и Е. Пешковой. Благодаря ходатайству Е.П. Пешковой 14 мая 1934г. Президиум Верховного Совета СССР сократил срок заключения до семи лет, и 2 июня 1936г. М. Жумабаев согласно этому предписанию покинул Свирский лагерь политзаключенных. Но через год с небольшим вновь был арестован во время своего пребывания в Алма-Ате и 19 марта 1938года расстрелян органами НКВД.
О сложном жизненном пути М.Жумабаева обстоятельно рассказывает в своем обширном ходатайстве о реабилитации поэта (датировано еще 1969г.) Сайфи Кудаш – виднейший башкирский писатель, близко общавшийся с поэтом в Северном Казахстане в 1910-1915 гг. Вот, что писал Сайфи Кудаш: «М. Жумабаева я считал и считаю одним из наиболее своеобразных и больших мастеров стиха. В этом плане он достойный преемник Абая. В тоже время в нем, как в капле воды, отразилась вся сложность эпохи, в которой он формировался, жил, работал и трагически погиб…»
Магжан Жумабаев, биография которого наполнена непростыми испытаниями, — талантливый поэт ХХ века. Он заплатил жизнью за преданность и любовь к Казахстану. Узнайте подробнее о жизни и творческой деятельности тонкого лирика и пылкого патриота.
Магжан Жумабаев: биография писателя
Магжан Жумабаев (Мағжан Жұмабаев) родился в 1893 году в знатной семье. Его отец, бий Бекен, был волостным управителем из племени атыгай. Мальчик стал третьим ребенком и появился на свет на севере Казахстана, в урочище Сасыккуль Петропавловского уезда.
Матерью Магжана была узбечка Гульсум, первая жена Бекена. Отец позаботился о хорошем образовании сына:
Кто такой Магжан Жумабаев, революционная казахская интеллигенция узнала, когда вышел его дебютный сборник поэзии «Шолпан». Случилось это через год после окончания Магжаном курса в медресе.
Юный Магжан: YouTube / Қазақстан Тарихы
В Омской учительской семинарии, в которой Магжан учился с 1913-го, его талант к литературе отметил академик Григорий Потанин и директор Александр Сидельников. Молодой поэт своей тягой к знаниям и любовью к народу напоминал Чокана Валиханова, поэтому педагоги взяли под свое покровительство:
По приказу руководителей «Уш жуз» в 1918 году талантливого поэта арестовывают. Долгие семь месяцев писатель просидел в Омской городской тюрьме. Спасся чудом: карающий меч революции по необъяснимым причинам миловал Магжана.
Некоторое время после освобождения казах занимается журналистикой, а затем переехал в Ташкент, где с 1922-го преподавал в Казахско-киргизском институте. В это время в печатных изданиях («Шолпан», «Акжол», «Сана») поэт публиковал стихи.
По приглашению Анатолия Луначарского казахский писатель преподавал в Московском институте востоковедения. Одновременно совершенствовал знания в Литературном институте. Талант казаха заметил русский поэт-символист Валерий Брюсов. Ему импонировал поиск молодым поэтом собственного литературного почерка.
Поэт Магжан Жумабаев: YouTube / Қазақстан Тарихы
В этот период деятель казахской литературы:
В конце 1930-х Жумабаев вернулся в Казахстан. Он преподавал в Петропавловске, активно публиковался. Тем временем большевики начали первые преследования творческих людей за пантюркизм и национализм.
Против Магжана Жумабаева дело было открыто в 1929 году. Его заключили в Бутырку, а затем сослали в Карелию. Заботилась о поэте вторая супруга — Зулейха Жалтырова. Первая жена погибла во время родов.
Зулейха стремилась вернуть любимого мужа из лагерей. Ее трепетную любовь и самоотверженность описал Бакенов в повести «Верность». Женщина передала Максиму Горькому письмо от Магжана, который находился в лагере СЛОН. Уменьшить срок с 10 до 7 лет помогла супруга Горького — Екатерина Пешкова.
В 1936 году Жумабаева освободили. Однако на свободе он пробыл чуть меньше года. В декабре 1937-го его вновь арестовали в Алма-Ате, а спустя три месяца расстреляли в застенках НКВД.
Имя великого поэта и его творчество вернули народу в 1960 году благодаря стараниям Зулейхи Жумабаевой.
Творчество Жумабаева: YouTube / Қазақстан Тарихы
Магжан Жумабаев: стихи
Юного Жумабаева часто сравнивают с образом Есенина: волнистые волосы, пылкий и глубокий взгляд. Что же известно о творческом достоянии Магжана Жумабаева?
Поэтическое наследие основателя новой казахской литературы прошло испытание временем и доказало свою художественную ценность. Главные особенности его произведений — тонкое лирическое переживание мира, разноплановость художественных образов.
Его творчество оказало могучее влияние на всю казахскую литературу послеабаевского периода. Ранние произведения творца не известны. Еще во время учебы в медресе Жумабаев пишет первые произведения, исполненные лиризма. Это качество творческого почерка Жумабаева проявилось в первом сборнике его стихов «Шолпан» (1912). Главная героиня поэзии этого периода — родная степь, природа Казахстана.
Жумабаев: YouTube / Қазақстан Тарихы
Вот некоторые стихотворения, которые представляют интимную беседу поэта с родным краем:
Веяния революции 1917 года пробудили в поэте патриотические чувства. Мастер слова ощутил связь с родными краями, указывал на необходимость вернуться к национальным истокам.
Жумабаев обращается к героическим страницам национальной истории. В его произведениях оживают Абылай-хан и батыр Баян, Асан Кайгы.
Поэт описывает Казахстан как прародину кочевников: в поэме «Батыр Баян» и поэзии «Домбра» Жумабаев создает образ легендарной земли Туран. Автор призывает не забывать о чести и доблести, геройстве — качествах, которые должны проявляться в потомках тюрков.
Эту же мысль реализует поэт в стихотворении «Прошлое», где обращается к истории джунгарского порабощения. Жумабаев призывает народ сбросить оковы неволи. Позднее эта тема была продолжена в поэме «Сказка» о султане Сыздыке — сыне Кенесары Касымова.
Во времена обучения в Московском литературно-художественном институте Жумабаев обращается к поэтике символизма. Он стремится познать запредельное и выразить суть явлений в символах. Жумабаев заявляет о себе как о непревзойденном лирике, размышляющем о непростой судьбе беззащитной женщины, которую шариат делает бесправным, бессловесным существом, униженным и гонимым даже родными и близкими. Пишет он также и стихи на русском.
Поэт-гуманист Магжан Жумабаев не желал видеть людей угнетенными. Он с болью оценивал кровавый революционный путь, пытаясь разглядеть в туманном будущем достойную жизнь казахов. Именно это сделало его творческий вклад таким ценным и важным для развития культуры Казахстана.
К столетию писателя на его родине установили памятник. Многие школы и улицы, а также Высший колледж города Петропавловска сегодня носят имя поэта. Магжан Жумабаев, биография которого напоминание о трагическом периоде уничтожения национальной элиты, — это пример верной и искренней любви к Казахстану и своему народу. Его стихи на русском с упоением читают в разных государствах.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Вчерашние критики Магжана Жумабаева сегодня позиционируют себя его сторонниками
Ровно 72 года назад советская власть приговорила к расстрелу известного казахского поэта и диссидента Магжана Жумабаева. Политик Мурат Ауэзов в действиях нынешней власти слышит отзвуки сталинских репрессий.
ЗНАКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Ровно 72 года назад был казнен один из основоположников современной казахской поэзии и один из лидеров казахского национально-освободительного движения первой половины 20-го века Магжан Жумабаев. Известный поэт и публицист, считавшийся одним из духовных лидеров партии «Алаш», Магжан Жумабаев был расстрелян 19 марта 1938 года.
В жизни отдельных народов и наций бывают люди, которые играют важную роль, в их творчестве отражается эпоха, особенности жизни своей нации.
И если Абдулхамид Чолпан, Абдулла Кадырий, Жомарт Боконбаев, Ишангали Арабаев, Габдулла Токай и Галымжан Ибрагимов являлись великими поэтами и писателями узбекского, кыргызского и татарского народов во времена возрождения национальной жизни многих тюркских народов в начале прошлого века, то для казахов одним из таковых считался Магжан Жумабаев.
Но в сталинские времена многие из вышеперечисленных личностей были репрессированы. К тому же современные казахские историки называет Магжана Жумабаева не только великим поэтом и публицистом, но и своего рода «зеркалом жизни», отражавшим наиболее существенные моменты, стороны жизни своей нации, ее потребности, стремления.
Магжана Жумабаева сравнивали с русским поэтом Валерием Брюсовым, который в русской литературе остается как один из самых образованных поэтов. Ещё при жизни Жумабаев был хорошо воспринят не только казахской читательской средой и слушателями, но и в России его ценили высоко. По словам литературоведов, в 1920-е годы было ясно, что в степи появился поэт мирового уровня – Магжан Жумабаев.
Главный редактор сборника о движении «Алаш» Мамбет Койгельды, который в течение нескольких лет изучал творчество и жизнь Магжана Жумабаева, говорит нашему радио Азаттык:
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И АРЕСТЫ
Как говорит Мамбет Койгельды, для достижения этой цели в 1917 году Магжан Жумабаев становится в ряды движения «Алаш», объединившего самых ярких представителей казахской интеллигенции, руководителями которого были Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейхан и Миржакып Дулатов.
Стоит отметить, что движение «Алаш» представляло казахскую нацию в Государственной думе России, выдвигая такие важные вопросы, как всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую Федеративную Республику с президентом и Законодательной думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков.
Позже, в декабре 1917 года, было провозглашено первое казахское самостоятельное государство под названием «Алаш-Орда». Именно в рядах алашординцев, как говорит Мамбет Койгельды, Магжан Жумабаев провел большую просветительскую работу, в том числе написав учебники по созданию системы образования в Казахстане.
Однако, по словам историка, ещё одной причиной преследования большевиками Магжана Жумабаева оказалась его открытая критика политики того режима, идеологов советского государства, в частности социалистического реализма.
говорит Мамбет Койгельды.
Родившийся в 1893 году в Петропавловске, Магжан Жумабаев происходил из зажиточной семьи, его отец Бекен был бием. Из-за этого часто Магжана Жумабаева обвиняли в защите баев своего времени. Большую часть своей жизни он преследовался советскими властями.
Магжан Жумабаев несколько раз в своей жизни сидел в тюрьме. Первый раз он был арестован в 1918 году, после чего в течение шести месяцев пробыл в тюрьме. Второй арест Магжана Жумабаева последовал в 1929 году. Тогда он был осужден на десять лет и семь из них находился в Соловецком концлагере. В 1936 году, после ходатайства Максима Горького, Магжан Жумабаев был выпущен на свободу.
СОВЕТСКИЙ МИНИСТР ГОВОРИТ О ПЫТКАХ
Однако спустя год, уже 30 декабря 1937 года, по злостному навету поэт вновь был арестован. Подробности последнего ареста Магжана Жумабаева, через год после которого его расстреляли, вспоминает Шериаздан Елеукенов, бывший советский министр печати, ныне биограф Магжана Жумабаева.
По его словам, спустя шесть дней после ареста, 6 января, Магжан Жумабаев собственноручно пишет признательное письмо о том, что работал на японскую разведку. Шериаздан Елеукенов говорит, что на такой шаг поэт мог пойти только после примененных к нему почти в течение недели пыток.
Он зачитал корреспонденту радио Азаттык признательное письмо Магжана Жумабаева, написанное в январе 1938 года народному комиссариату внутренних дел Казахской ССР:
«Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю, что предъявленные мне обвинения в том, что я, Жумабаев, занимался на протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я, Жумабаев, начал заниматься с 1919 года и продолжал эту работу до 1929 года, то есть по день моего ареста и отправки в лагеря. По отбытии таковых и возвращении в Казахстан в 1936 году я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного государства».
Уже по прошествии нескольких лет, как говорит Шериаздан Елеукенов, многие архивы сообщили, что на самом деле принадлежность Магжана Жумабаева и других алашординцев к шпионажу установлена не была.
РЕАБИЛИТАЦИЯ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ
Творчество Магжана Жумабаева не поддерживала не только Советская власть, но и некоторые представители казахской литературы. Поэт и прозаик Сабит Муканов в своих мемуарах «Школа жизни» и «Год взросления» искажал данные об алашординцах, в том числе и о Магжане Жумабаеве, называя поэта националистом и защитником баев.
Против алашординской идеологии и творчества Магжана Жумабаева выступали и другие казахские поэты и писатели советского периода. В их числе был и покойный поэт Абдильда Тажибаев, который после реабилитации Магжана Жумабаева написал вступление к сборнику его стихов. Также в числе критиков поэта был и бывший министр печати при советской власти Шериаздан Елеукенов.
Однако в разговоре с корреспондентом радио Азаттык Шериаздан Елеукенов пытался оправдать свою раннюю критику в адрес Магжана Жумабаева, говоря, что это было требованием времени.
— В советское время мы были идеологическими работниками. Даже Мухтар Ауэзов, который его хвалил в свое время, критиковал его.
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ИМЯ
Однако Мурат Ауэзов, культуролог, сын известного казахского писателя Мухтара Ауэзова, говорит радио Азаттык, что Магжан Жумабаев всегда был родным человеком для семьи Ауэзовых и его гибель потомки Мухтара Ауэзова до сих пор считают величайшей трагедией.
С детства, говорит Мурат Ауэзов, он знает стихи Магжана Жумабаева и даже те периоды своей биографии, когда он как бы отходил от казахского языка, был русскоязычным.
В продолжение беседы о Магжане Жумабаеве, комментируя массовые репрессии 1930-х годов, Мурат Ауэзов говорит, что только по несовершенству души своей и пещерному сознанию человек склонен к репрессиям.
В период с 1935 года по 1941 год в Советском Союзе были арестованы около двадцати миллионов человек и семь миллионов из них расстреляны. Тогда, по словам Мурата Ауэзова, наряду со многими яркими представителями творческой интеллигенции восточных колоний Советов жестокому и беспощадному истреблению подверглись также и видные сыны казахского народа.
Их уничтожали не только физически, но и сжигали книги, запрещали песни и даже репрессировали имена, говорит Мурат Ауэзов в разговоре с корреспондентом радио Азаттык.
Тут надо отметить, что слова Мурата Ауэзова не совсем точны. Сын Мухтара Магауина – Магжан – намного старше своего тезки по фамилии Ауэзов. Но если уж говорить о том, кто из казахской интеллигенции первым назвал своего отпрыска Магжаном, то это был поэт Жумекен Нажимеденов.
Тоталитарная власть выбивала из строя самых лучших, самых образованных, самых волевых и дееспособных. И одним из таких людей, по мнению Мурата Ауэзова, был Магжан Жумабаев, который воплотил в себе вышеперечисленные качества, но оказался в числе многомиллионных жертв тоталитарного режима.
Вспоминая сталинские репрессии, прошедшие около 80 лет назад и оставившие печальный отпечаток в истории множества отдельно взятых людей и даже целых наций, ныне проживающих уже в независимых государствах, хочется верить, что времена изменились.
ОТГОЛОСКИ КОЛОНИАЛЬНОГО БЫТИЯ
И задаешься вопросом, как обернулась бы судьба Магжана Жумабаева и многих его современников, репрессированных в советские годы, при нынешней системе власти? Нельзя в одну реку войти дважды, сказал Мурат Ауэзов, отвечая на вопрос корреспондента радио Азаттык.
— Времена изменились, но тоталитарный режим в осколочном, в каком-то карикатурно-трагическом виде продолжает существовать. И
По его мнению, и сегодняшняя власть использует репрессии в отношении лучших представителей своего народа.
Беседуя с корреспондентом радио Азаттык и сопоставляя сталинские времена жестоких репрессий в отношении Магжана Жумабаева и других ярчайших представителей казахской интеллигенции, Мурат Ауэзов в заключение сказал: