за что давали рыцарский крест
Рыцарский крест Железного креста
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ры́царский крест Желе́зного креста́ (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) — степень военного ордена Железного креста, высший орден нацистской Германии, признание особой храбрости в бою или успехов в руководстве войсками во время Второй мировой войны. Введён 1 сентября 1939 года с восстановлением ордена Железного креста. Имел пять степеней, появлявшихся по ходу войны. Самой распространённой была низшая степень — собственно Рыцарский крест, ею награждены 7365 человек.
Из них сухопутные войска вермахта — 4770 человек, люфтваффе — 1787 человек, кригсмарине — 318 человек, иностранные воинские формирования (союзники Германии) — 43 человека, СС — 466 человек.
Рыцарским крестом были награждены все участвовавшие в войне 18 фельдмаршалов сухопутных войск, оба гросс-адмирала и все шестеро фельдмаршалов люфтваффе.
Среди награждённых Рыцарским крестом всего было 48 иностранцев: 18 румын, девятеро итальянцев, восьмеро венгров, четверо эстонцев, по двое словаков, японцев, испанцев, финнов и один бельгиец.
Кроме того, 15 февраля 1945 года и 23 марта 1945 года Рыцарским крестом награждены вымышленные герои: боец Гитлерюгенда Гюнтер Новак и подполковник Генрих Шерхорн (операция советской разведки, организованная Павлом Судоплатовым).
Внешне повторяет форму и способ ношения Большого креста Железного креста, но вместо золотой имеет серебряную оправу. Носители Рыцарского креста имели право не закрывать воротник шинели, чтобы награда была видна.
На немецком солдатском жаргоне награда имела неофициальные названия «жестяной галстук» и «шейное железо». Про военнослужащих, которые из честолюбия целенаправленно стремились получить её, их сослуживцы говорили, что у тех «болит шея» или они «страдают ангиной».
Железный крест
Страна | |
Тип | орден |
Дата учреждения | 10.03.1813 г. |
Первое награждение | неизвестно |
Последнее награждение | 05.1945 г. |
Статус | не вручается |
Кому вручается | всем категориям военнослужащих |
Основания награждения | за храбрость на поле боя |
Содержание
История награды
Эскиз ордена был выполнен собственноручно королём Фридрихом Вильгельмом III, окончательную версию разработал известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель.
Форма Железного Креста была умышленно выбрана так, чтобы напоминать крест немецкого (тевтонского) ордена. В противоположность другим наградам, Железный Крест умышленно делался без использования большого количества драгоценных металлов — это было обычное железо в серебряной оправе. Железо, из которого делался орден, должно было отражать дух того времени: Пруссия, собирая средства для финансирования войны с Наполеоном, выменивала у зажиточных и знатных граждан украшения из драгоценного металла на простые стальные (один из лозунгов: Золото для защиты, железо — для чести (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)).
Железный Крест был первой европейской наградой, которая вручалась вне зависимости от звания или сословия, но только за боевые подвиги, что сильно повысило её популярность.
В нижней части креста всегда указывался год учреждения данной версии ордена (1813, 1870, 1914 или 1939). В 1813 г. верхний луч креста украшали инициалы короля Фридриха Вильгельма III (FW), в центре ордена находилась дубовая ветвь. В 1871 и 1914 г.г. в центре находились инициалы соответственно кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II, а в верхней части — стилизованная прусская королевская корона. Адольф Гитлер при возобновлении этого ордена в 1939 г. вместо своих инициалов приказал добавить в центр ордена свастику, чтобы показать, что национал-социалистическое государство является основой этой награды.
Немецкие генерал-фельдмаршалы Блюхер (31 августа 1813) и Гинденбург (9 декабря 1916) за свои выдающиеся заслуги были награждены особой, специально для них учреждённой степенью. Этот Железный Крест представлял из себя золотую восьмиконечную звезду. Так как эти кресты вручались лишь дважды, они носят собственные имена «Звезда Блюхера» (нем. Blücherstern) и «Звезда Гинденбурга» (нем. Hindenburgstern).
Орден возобновлялся в 1870, 1914 и 1939 годах. С 1819 года он стал государственным символом сначала Пруссии, а затем и Германии.
Статут награды
Основания для награждения
Порядок ношения
Железный Крест крепился на левой стороне мундира, 2-го класса — на ленте, а 1-го класса — на заколке. Рыцарский Крест надевался на специальную ленту и носился на шее поверх галстука. Дубовые Листья, Мечи и Бриллианты представляли собой специальные дополнительные знаки к «основному» Рыцарскому Кресту, которые крепились на кольце, сквозь которое пропускалась его лента.
Описание награды
Внешний вид
Желто-оранжевые ленты одни из самых ранних и их расцветка связана с дефектом производителя, использовавшего при их изготовлении неправильные красители. Нарушения прекратились после лицензирования производства в 1940-41 годах. Тогда вышло специальное распоряжение, предписывавшее использовать при производстве лент только определенные красители, кроме черного.
В дополнение к оригинальной награде награждённый мог в частном порядке заказать ее уменьшенную копию 25х25 мм. (фрачник), либо купить необходимое количество дубликатов.
Как правило, награда вручалась либо в голубом бумажном конверте с названием написанным готическими буквами (Eisernes Kreuz 2nd Klasse), либо в специальной кожаной коробочке (последний способ применялся для лиц достаточно высокого звания, либо при покупке). При этом, награжденный получал соответствующую запись и штамп в свою солдатскую книжку, а также сопроводительные документы. Документ мог быть написан готическим или обычным шрифтом с указанием имени, звания, названия части и класса присвоенной награды. Описание подвига, за который была присвоена данная награда, упоминалось лишь в редких случаях на обратной стороне документа, где еще раз проставлялись подпись и печать.
Существует вариант Железного креста 2-го класса, так называемый «Shinckleform». Его части состояли из механически обработанного Железного креста Первой мировой войны, и имели более узкие лучи, а также более мелкое изображение свастики и цифр года. Таким крестом, в январе 1940 года, был награждён oberstabsarzt (майор медицинской службы) Cornelius Buchler, во время его службы корабельным доктором на корабле поддержки линкора Deutschland, вышедшим в море незадолго до нападения Германии на Польшу.
Железные Кресты 2-го класса также выпускала Испания в ходе и после Второй мировой войны. Качество этих крестов было гораздо худшим, чем у германских образцов. Изготавливались они с помощью различных технологий и из большого спектра материалов.
Награда вручалась в коробочке, обтянутой черной кожей, с изображением креста на крышке. Внутри крышка футляра была отделана белым атласом, крест же в свою очередь размещался в углублении, обтянутом бархатом. Сопроводительные документы не отличались от документов для креста 2-го класса. Крест полагалось носить без ленты на левой стороне груди на нагрудном кармане мундира. Железные кресты 1-го класса выпускались также в Японии и Испании. Японские предназначались для моряков, дислоцировавшихся в Японии. Эти кресты были выпущены в малом количестве и на сегодняшний день являются большой редкостью. Крестами, выпущенными в Испании, награждался личный состав Испанской Голубой Дивизии и Голубого Легиона. Следует заметить, что в Испании свастика после окончания Второй мировой войны не была поставлена вне закона, так что производство Германских Железных крестов там продолжалось и после войны, при этом их качество варьировалось от очень высокого до очень низкого.
Наиболее важными были отличия в качестве изготовления между оригиналами награды и официальными копиями. На оригинале мелкие детали мечей имелись с двух сторон. Ювелиры, изготавливающие копии для каждодневного ношения копировали детализацию только на лицевой стороне мечей, тыльная сторона была плоской. Копии отличались от оригиналов, так же, по серебряному содержанию.
Вместе со знаком награждённому вручалась и копия со стразами, для повседневного ношения. Ювелиры также делали множество копий для частного приобретения награждёнными. Их качество зависело от квалификации ювелиров. Существовали копии и без бриллиантов на рукоятках мечей.
Звезда Большого креста Железного креста (Stern zum Großkreuz). Знак представляет собой золотую восьмилучевую звезду, на которую сверху наложен Железный крест 1-й степени, образца 1939 года. Предположительно, по аналогии с однотипными «Звездой Блюхера» (Blücherstern) и «Звездой Гинденбурга» (Hindenburgstern), её должны были вручить самому успешному немецкому генералу Второй Мировой войны. Но поскольку в 1945 году Германия была побеждена, эта награда так и осталась невостребованной и единственный известный экземпляр этой награды сегодня находится в Музее Военного училища Соединенных Штатов, в США.
Примеры награждений
В ходе Второй Мировой войны было награждено:
Железным Крестом 2-го класса — около 3 млн человек (в т.ч. 39 женщин).
Железным Крестом 1-го класса — от 300 до 575 тыс. человек (в т.ч. 2 женщины).
Рыцарским Крестом — 7361 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями — 890 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами — 160 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами — 27 человек.
Рыцарским Крестом с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами — 1 человек (к слову, это был пилот Ханс-Ульрих Рудель).
Большим Крестом Железного Креста — наивысшей награды, существовавшей с момента учреждения ордена в 19 веке. Этим человеком был рейхсмаршал Герман Геринг, получившим его в 1940 г. после разгрома Франции. Однако в 1945 г. Гитлер лишил его этой награды.
Железный крест, железные сердца
Прусский Железный крест (das Eiserne Kreuz) был учрежден королевским указом 10 марта 1813 года и предназначен для награждения, прежде всего, всех чинов прусской королевской армии – от генералов до рядовых солдат и ополченцев-ландверовцев (ратников), отличившихся в Освободительной войне против наполеоновской Франции. Именно этот не узко-сословный, как у прежних королевских орденов, а общенародный характер новой награды, пожалование которой не зависело от знатности, чина или звания награждаемого, самым радикальным образом отличал ее от всех предыдущих наград, носивших (впрочем, не только в Пруссии, но и во всех других тогдашних европейских государствах!) строго сословный характер. Поэтому встречающееся иногда (даже в специальной литературе!) определение Железного креста как «ордена», строго говоря, неточно. Награждение орденом в описываемое время имело своей необходимой предпосылкой (или же, наоборот, следствием) возведение награждаемого в дворянское (кавалерское, или рыцарское) звание и знаменовало собой как бы его причисление к некоему избранному рыцарскому братству, главой (Гроссмейстером) которого являлся (или считался) правящий Монарх. Нижний чин ни в коем случае не мог получить Орден, оставаясь при этом по-прежнему нижним чином. Именно поэтому лица, пожалованные Железным крестом, именовались отнюдь не «кавалерами», или «рыцарями» (Ritter), а «обладателями» (Inhaber) Железного креста. Даже после введения, уже много позднее, при Гитлере, придавшем изначально прусскому Железному кресту общегерманский статус, дополнительной степени «Рыцарского креста Железного креста», награжденные крестом этой степени лица именовались все-таки не «кавалерами», а «носителями Рыцарского креста» (Ritterkreuztraeger).
Тем не менее, существование определенной преемственности между крестом духовно-рыцарского Тевтонского ордена (основная территория «орденского государства» – «орденсштата» – которого исторически располагалась на территории будущего Прусского королевства) и Железным крестом 1813 года (учрежденным не где-нибудь, а именно в этом Прусском королевстве!) отрицать невозможно.
Все объясняется наступлением в Пруссии (как, впрочем, и по всей Германии) наполеоновской эпохи, эпоха чужеземного владычества и борьбы с ним «сумрачного германского гения» (эпоха Освободительных войн).
В эту эпоху средневековые тевтонские рыцари не только перестали казаться «просвещенным умам» спесивыми и жестокими фанатиками католицизма (какими они казались «образованным сословиям» еще совсем недавно, в конце прошлого, XVIII столетия), но даже превратились в своего рода образец для всех «честных пруссаков», и, более того – для всех «честных немцев» (причем не только военных). Ведь они, будучи выходцами из всех земель Германии (а не только из какой-то ее отдельной части), создали не одно из бесчисленных «удельных» карликовых германских государств, а государство Тевтонского, то есть (Обше-) «Немецкого» ордена, имевшее принципиальные «немецкие» устои и видевшееся немецким патриотам эпохи антинаполеоновских войн воплощением государственной идеи, равным образом заложенной и в Прусском государстве того времени. Все более распространялось мнение, что между государственной идеей древней клерикальной (теократической) духовно-рыцарской державы Тевтонского ордена и государственной идеей светской (секулярной) Прусской державы под скипетром королей из династии Гогенцоллернов имелись черты очевидного сходства.
Данное обстоятельство иллюстрируется историей учреждения Железного креста, не случайно появившегося в 1813 году, в период Освободительной войны. Железный крест был почти полной копией символа средневекового Немецкого ордена – черного креста, который братья Ордена носили на своих белых плащах. Впрочем, сходство было парадоксальным, ибо прусский Железный крест, несмотря на свое внешнее сходство с тевтонским орденским крестом былых времен и, тем самым, как бы напоминая о прошлом, являлся, в силу своего упомянутого выше «общенародного» характера, во всех других отношениях наградой Нового времени.
Известный поэт эпохи Освободительных войн Макс фон Шенкендорф воспел связь новой прусской награды с былым Тевтонским рыцарским орденом, в следующем стихотворении, посвященном прусскому королю Фридриху-Вильгельму III:
Лента сего ордена обвивается
Вокруг духов отважных героев,
А ее магистр – король,
Отыскавший сей древний знак.
Иными словами, современный автору стихотворения король (Пруссии), отыскавший (то есть вновь начавший почитать) былой символ ордена, стал его новым (Верховным) магистром-«гохмейстером», а современное автору Прусское королевство – возрожденным средневековым орденским государством в Пруссии. Чтобы особо подчеркнуть преемственность Прусского королевство по отношению к средневековому рыцарскому ордену, стихотворец даже пошел на сознательную неточность, назвав прусский Железный крест «орденом» (хотя отлично знал, что тот в действительности орденом отнюдь не является)!
В связи с этим в восстановленном орденском замке Мариенбург (средневековой резиденции Верховных магистров Тевтонского ордена в Пруссии) спустя несколько лет появился витраж, на котором был слева изображен средневековый рыцарь Тевтонского ордена, а справа – прусский ратник-«ландштурмман», участник Освободительной войны 1813-1815 годов против Наполеона Бонапарта.
Добровольцы-«ландштурмисты» («ландверовцы») 1813 года виделись создателям витража преемниками рыцарей Тевтонского (Немецкого!) Ордена (как защитника «общенемецких» или «общегерманских» интересов, в существовании которых в эпоху средневековых рыцарей-тевтонов мы очень склонны усомниться!).
Единственным исключением в этом плане являлась эксклюзивная форма данной награды, изготовленная в одном единственном экземпляре для прусского фельдмаршала Гебгарда Леберехта фон Блюхера, князя Вальштатского, за победу над Наполеоном при Бель-Альянсе (Ватерлоо) в 1815 году – Железный крест в обрамлении сияния из золотых лучей – так называемая «звезда Блюхера» (Bluecherstern). Эта не предусмотренная Статутом «экстраординарная» степень Железного креста, вопреки широко распространенному даже среди фалеристов заблуждению, несмотря на свое (неофициальное!) название, отнюдь не являлась «звездой к высшей степени ордена», поскольку Железный крест, как мы уже знаем, собственно орденом не являлся и никакой звезды к нему не полагалось. Точно такими же уникальными, эксклюзивными, изготовленными в единичных экземплярах формами Железного креста являлись, например, шейный Большой крест Железного креста, изготовленный во время Великой (Первой мировой) войны специально для германского фельдмаршала (а также будущего второго и последнего рейхспрезидента Веймарской республики) Пауля фон Гинденбурга унд Бенкендорфа с золотым обрамлением (хотя обрамлению для всех степеней Железного креста по Статуту полагалось быть не золотым, а серебряным!), или «парадный вариант» шейного Большого креста Железного креста, изготовленный во время «Европейской гражданской войны» 1939-1945 годов специально для рейхсмаршала Германа Геринга не из железа, а из полудрагоценного камня оникса с платиновым обрамлением (!), о чем еще пойдет речь чуть ниже.
Уставные степени прусского Железного креста
Прусский Железный крест имел всего три уставные степени (класса):
1)Большой крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes), для пожалования выдающихся полководцев за победу в решающем сражении;
2)Железный крест I степени, или I класса (сокращенно ЕК1);
3)Железный крест II степени, или II класса (сокращенно ЕК2).
При этом для «простых смертных» (исключая коронованных особ, их близких родственников и выдающихся полководцев) невозможно было получить сразу Железный крест I степени, в обход креста II степени.
Большой крест Железного креста носился на шее, на черной шелковой ленте с двумя белыми полосками по краям (цветов черно-бело-черного прусского флага, заимствовавшего свою цветовую гамму от черно-белых цветов династии Гогенцоллернов, в свою очередь, перекликавшихся с черным, на белом поле, крестом рыцарей Тевтонского, или Немецкого, ордена).
Железный крест I степени (на булавке) прикалывался к мундиру (хотя первоначально существовал и вариант Железного креста с «петельками», или «ушками», по краям, для пришивания награды к мундиру).
Железный крест II степени носился на ленте в петлице (причем, если награжденный им военнослужащий позднее жаловался Железным крестом I степени, то вместо полученного им ранее Железного креста II степени он носил только соответствующую ленточку в петлице, да и то не всегда – например, фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер, последовательно награжденный за храбрость и спасение в бою командира Железными крестами обеих степеней, обычно носил только крест I степени, без ленточки креста младшей степени в петлице).
В годы Первой мировой войны, в связи с общей нехваткой драгоценных металлов, серебряную окантовку на Железных крестах II и I стали заменять посеребренным белым металлом. Эта традиция была продолжена и в годы Второй Мировой войны.
IV.Мытарства Берлинской Виктории
После поражения Третьего рейха в 1945 году, по решению четырех держав-победительниц, Железный крест был удален с боевого значка в руке богини, и квадрига с Викторией простояла на Бранденбургских воротах без креста (нo зато с государственным флагом марксистской ГДР!) до самого воссоединения Германии. Железный крест был снова возвращен на свое прежнее место на боевом значке в руке богини Победы только после объединения Германии, в 1990 году, где он и красуется по сей день.
Как уже говорилось выше, в период Освободительных войн против наполеоновской тирании состоялось всего пять награждений Большим крестом прусского Железного креста. Этой высшей степенью Железного Креста были награждены:
1) Гебгард Леберехт фон Блюхер (31 августа 1813 года)
2) Фридрих Вильгельм Бюлов фон Денневиц (15 сентября 1813 года)
4) Богислав Фридрих Эмануэль фон Тауэнтцин (26 января 1814 года)
5) Иоганн Давид Людвиг граф Йорк фон Вартенбург (31 марта 1814 года)
V.Кульмский крест – свидетель русской славы
Первоначально на прусском Железном кресте совершенно отсутствовали какие бы то ни было надписи или изображения, что еще больше усиливало его сходство с рыцарским крестом Тевтонского Ордена. Но позднее на реверсе прусского Железного креста появились три дубовые веточки, начальные буквы имени короля-учредителя «ФВ» (FW, то есть: Friedrich-Wilhelm) под прусской королевской короной, и год учреждения награды «1813». Это изменение было связано с коллективным награждением сразу двенадцати тысячам иностранных подданных прусским Железным Крестом в его первоначальной форме (вошедшей в историю наполеоновских войн вообще и в историю русской Императорской Гвардии – в частности, под названием «Кульмского Креста»).
В награду за проявленную в сражении при Кульме доблесть граф Остерман-Толстой был пожалован русским Императором Александром I Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия II степени, австрийским Императором – Командорским крестом Военного ордена Марии-Терезии, а прусским королем – Орденом Красного орла первой степени (первого класса). Кроме того, Фридрих-Вильгельм III, лично наблюдавший за ходом битвы, объявил, что награждает за доблесть, проявленную в этом сражении, всех участвовавших в нем русских «чудо-богатырей».
И тут же встал вопрос о том, чем же их конкретно наградить? Ведь пожалование иных наград, кроме только что учрежденного Железного креста, прусским королем было приостановлено, в Железный крест, по своему Статуту (Уставу), являлся наградой отнюдь не коллективной, а индивидуальной, предназначался исключительно для награждения пруссаков и лишь за редким исключением жаловался иностранцам (да и то – преимущественно немцам из армий других германских государств). Вот тогда прусский король и решил проявить свою редкостную «способность к импровизации», объявив Железный крест в его выдававшейся до сих пор форме особым «Знаком отличия» под названием «Кульмский крест», не имеющим своего Статута. И было решено вручать Кульмский крест не за личную доблесть и не по отдельности конкретным отличившимся в бою русским офицерам и нижним чинам, а, в качестве коллективной награды – по полкам, в знак признания коллективных заслуг данной гвардейской части и в память о Кульмском сражении.
Поэтому через четыре месяца с небольшим, 4 декабря (старого стиля) 1813 года, одной из берлинских шелкоткацких фабрик был дан специальный королевский заказ на изготовление целой партии в 12 000 Кульмских крестов, поскольку король поначалу решил воспользоваться своей прежней идеей об изготовлении наградных крестов из черной шелковой ленты с белой каймой (а для прочности укрепить ленту бумагой). Однако комиссия по учреждению Кульмского креста, осмотрев образцы «ленточных крестов», проект отклонила и сделала другой заказ – на кресты из жести с серебряными и бронзовыми рантами – для нижних чинов, и из серебряного листа – для офицеров (тут уж скуповатый прусский король проявил необычную для себя щедрость!).
Вручать Кульмские кресты русским гвардейцам планировалось 23 апреля (старого стиля) 1814 года в Париже, после подписания мирного договора. Однако план сорвался из-за недостаточного количества наградных знаков, имевшихся в наличии на тот момент. Поскольку наградной лист от 2 сентября (старого стиля) 1813 года был уже обнародован, представлялось невозможным вручить награду одним, а других обойти. Ведь в русских полках уже стало известно, что весь личный состав гвардейских частей – от генерал-фельдмаршала до рядового! – награжден «прусским крестом».
И тогда русские гвардейцы, не дожидаясь пожалования «настоящих» крестов, стали сами делать себе кресты из жести и кожи французских трофейных седел, накладывая черную кожу на белый металл и оставляя металлическую полосу с дырочками для пришивания креста к мундиру.
До наших дней дошло несколько вариантов Кульмского креста – одни пришивались к мундиру, другие – прикалывались булавкой, третьи имели на концах петельки или шарики и пришивались за них. Возможно, кстати, что некоторые русские генералы получили, все-таки, вместо Кульмских, Железные кресты (эти две награды, в самом деле, не всегда отличишь друг от друга).
В первой половине XIX века Кульмский крест пользовался в России огромной популярностью и почетом, хотя именовали эту награду в нашей стране по-pазному, одни – «Прусским Железным Крестом», другие – «Знаком Отличия Железного Креста» (по аналогии со Знаком Отличия Военного Ордена Святого Георгия). Знаки, изготовленные в Берлине, попали в столицу Российской империи только в мае 1815 года. 26 апреля (старого стиля) 1816 года «Русский Инвалид» писал: «. 24 числа сего месяца получены здесь отличия «Железного креста». Его Величество Король Пруссии Высочайше соизволил определить оные для раздачи тем из Гвардейских частей, которые с отличным мужеством сражались при Кульме в 17 день августа 1813 года. По случаю вручения сих лестных наград командующий Гвардейским корпусом Господин Генерал от Инфантерии Милорадович отдал следующий приказ: «Государь Император и Союзные монархи вместе с целой Европою отдали полную справедливость непреодолимому мужеству, оказанному войсками Российской Гвардии в знаменитом бою при Кульме в 17 день августа 1813 года. Но Его Величество Король Прусский, желая особенно ознаменовать уважение Свое к отличному подвигу сих войск, соизволил наградить их Знаком Отличия Железного Креста. » (курсив наш – В.А.).
С тех пор «русский Железный крест» часто присутствовал на полковых и юбилейных Знаках частей Российской Императорской Гвардии.
VI.Прусский Железный крест после 1815 года
Судьба прусского Железного креста (приобретшего со временем всегерманский статус) после 1815 года была такова. Награждение им прекратилось с окончанием Освободительной войны против Наполеона I и возобновлялось всякий раз с началом каждой новой войны, в которой участвовала Пруссия. Таким образом, Железный крест был как бы «восстановлен» для награждения участников Германо-французской) войны 1870-71 годов и Первой мировой войны 1914-18 годов (причем не одних только пруссаков, а в последнем случае – не одних только немцев, но и их союзников). На реверсе Железного креста сохранялся (на верхнем луче) первоначальный вензель учредителя награды «ФВ» («FW»), то есть «Фридрих-Вильгельм» («Friedrich-Wilhelm»), три дубовые веточки (в центре креста) и дата учреждения награды «1813» (на нижнем луче); на аверсе – дата начала новой компании и, тем самым, «восстановления» награды (на нижнем луче креста) – например, «1870» или «1914», вензель правящего на момент выдачи знака прусского короля «В» («W»), то есть «Вильгельм» («Wilhelm», соответственно, I или II), и прусская королевская корона.
До 1918 года Железный крест, несмотря на объединение Германии и провозглашении ее империей (Вторым рейхом), во главе с королем Пруссии в качестве императора, по-прежнему считался прусской королевской (а не общегерманской) наградой и потому по-прежнему носился на черно-белой ленте цветов прусского флага, соответствовавших унаследованным от цветов древних тевтонских рыцарей цветам прусской королевской династии Гогенцоллернов, чей фамильный герб представлял собой испанский щит, четвертованный в серебро и чернь. Знак Железного креста украшал также белый, с черным одноглавым коронованным орлом, военный флаг Пруссии, а позднее – прусские и германские полковые знамена и штандарты, военный (и одновременно – военно-морской) флаг Северо-Германского Союза (ставший в 1871 году военным и военно-морским флагом объединенной под скипетром Гогенцоллернов Германской империи), штандарты короля и кронпринца Пруссии, а также германских Императора и Кронпринца (причем при этом речь шла об одних и тех же людях).
В период Франко-прусской войны 1870-1871 годов Большим крестом прусского Железного креста были награждены следующие девять немецких военачальников:
1) Гельмут граф фон Мольтке (22 марта 1871 года)
2) Август Карл фон Гёбен (22 марта 1871 года)
3) Принц Фридрих Карл Прусский (22 марта 1871 года)
4) Кронпринц Альберт Саксонский (22 марта 1871 года)
5) Август Карл фон Вердер (22 марта 1871 года)
6) Эдвин фон Мантейфель (22 марта 1871 года)
7) Kронпринц Фридрих Вильгельм Прусский (22 марта 1871 года)
8) Король Вильгельм I Прусский (16 июня 1871 года)
9) Великий герцог Фридрих Франц II Мекленбург-Шверинский (4 декабря 1871 года)
В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов награждения Большим крестом прусского Железного креста удостоились следующие пять германских военачальников:
1) Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф (9 декабря 1916 года)
2) Король Вильгельм II Прусский, Император Германский (11 декабря 1916 года)
3) Август фон Маккензен (9 января 1917 года)
4) Кронпринц Леопольд Баварский (4 марта 1918 года)
5) Эрих Людендорф (24 марта 1918 года).
Всего в период Первой мировой войны 1914-1918 годов более 200 000 комбатантов были награждены Железным крестом I и более 5 200 000 – Железным Крестом II степени. Кроме того, Железным крестом были награждены германские крейсер «Эмден» и субмарина У-9. «Железные кресты» изображались на чехлах для касок германских солдат, на германских аэропланах, привязных аэростатах, дирижаблях (цеппелинах), бронеавтомобилях, бронепоездах и танках – и даже на флягах и крышках портсигаров! Правда, к концу Великой войны изображения лапчатых «Железных крестов» на германских самолетах и другой военной технике стали заменять упрощенным вариантом – прямыми черными равносторонними «крестами Святого Николая» с белой окантовкой. В годы «Европейской Гражданской Войны» 1939-1945 годов именно эти черно-белые кресты «упрощенной формы» стали эмблемой на военной технике вермахта и Ваффен-СС.
Лица, уже получившие Железный крест в период Франко-прусской войны 1870-71 годов и повторно награжденные им в период Великой (Первой мировой) войны, получали так называемую «пристежку-реплику» («Wiederholungsspange») в форме серебряной поперечной планки с накладным миниатюрным знаком Железного креста, крепившейся к черно-белой ленте Железного креста II степени (II степень) или к мундиру над нагрудным Железным крестом I степени (I степень).
VII.Все новые «неуставные» варианты
Прусский король и германский император Вильгельм II Гогенцоллерн, являвшийся протектором (покровителем) прусского королевского (протестантского) ордена иоаннитов, страстно желал быть принятым в Тевтонский рыцарский орден. Однако его желанию препятствовал строго католический характер этого ордена. Наконец, было найдено компромиссное решение. Кайзер Вильгельм II был принят почетным комтуром (командором) в «марианскую линию» Тевтонского ордена, доступ в которую был открыт и протестантам. С тех пор он носил на шее особый «комбинированный» крест – орденский знак комтура «марианской линии» Тевтонского рыцарского ордена, наложенный на белый мальтийский крест ордена иоаннитов с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами креста, увенчанного золотой короной над скрещенными золотыми же мечами остриями вверх.
VIII.Железный крест балтийцев
Свой собственный «Железный крест» был учрежден и руководством «остзейских» (прибалтийских) немцев – бывших подданных Российской империи, поднявшихся в 1918 году на борьбу с большевизмом. В период боевых действий против красных в Прибалтике функции политического представительства балтийского населения южной Лифляндии и Курляндии выполнял так называемый «Балтийский Национальный Комитет» (БНК), председателем которого являлся бывший офицер Русской Императорской армии барон Вильгельм фон Фиркс. В 1919 году БНК учредил «Железный крест балтийцев» (das Eiserne Kreuz der Balten), вошедший в историю под названием «Балтийского креста» («Baltenkreuz»). Соответствующее решение было принято на заседании БНК в устной форме. Во всяком случае, никакого документа об учреждении данной награды в письменной форме не сохранилось. Условия награждения определялись должностными инструкциями. В письме Балтийского Национального Комитета Генеральному Командованию VI Резервного Корпуса (германских оккупационных войск в бывших прибалтийских губерниях Российской империи) сообщалось, что «Балтийским крестом» могли награждаться все офицеры и нижние чины, принимавшие участие в боевых действиях против большевиков в Прибалтике в течении не менее чем трех месяцев. В рамках Балтийского Национального Комитета была сформирована специальная «Комиссия по награждению Балтийскими крестами», осуществлявшая награждения по представлению командиров соответствующих частей и подразделений. Награждения осуществлялись в период с июля 1919 по конец 1921 года. За указанный период была вручено в общей сложности 21 839 «Железных крестов балтийцев». Интересно, что не только в прибалтийских странах, но и в гитлеровской Германии «Балтийский крест» дозволялось носить на военной форме и на гражданской одежде в качестве официально признанной награды, приравненной к государственным. Из всех наград германских белых добровольцев 1918-1923 годов подобного признания в Третьем рейхе, кроме «Балтийского креста», удостоился лишь знак бременских фрейкоровцев – так называемый «Железный Роланд».
Что же касается «Балтийского креста», то его форма была идентична форме креста на гербе Верховных магистров (Гохмейстеров) Тевтонского (Немецкого) духовно-рыцарского ордена, история которого была неразрывно связана с историей Прибалтики. Автором дизайна «Балтийского креста» был член Балтийского Национального Комитета барон фон Рапп(е). Основой награды служил широкий равносторонний прямой крест, изготовленный из железа и покрытый черным лаком. На него был наложен более узкий, цветного металла, позолоченный прямой равносторонний крест с позолоченными геральдическими лилиями на концах. Нижний, прямой, черный крест являлся эмблемой Тевтонского ордена и его прибалтийского (ливонского) филиала. Наложенный же на него более узкий позолоченный крест был упрощенным по форме вариантом золотого «костыльного» («усиленного») креста Иерусалимского королевства, пожалованного королями Иерусалимскими тевтонским рыцарям за доблесть, проявленную ими при обороне Святой земли от неверных. Аналогичной наградой за доблесть, но только полученной тевтонами уже от французского короля-крестоносца Людовика Святого, были и золотые геральдические лилии – fleurs de lys Французского Королевства.
До наших дней дошло также немалое количество «неуставных» вариантов «Балтийских крестов»: изготовленных целиком из цветного металла, из серебра или из оксидированного белого металла; иногда встречаются экземпляры с посеребренным или никелированным нижним крестом (которому по Статуту полагалось быть черного цвета), экземпляры с лучами, расширяющимися к концам (как у «лапчатого» прусского Железного креста) и т.д.
«Железный крест балтийцев» имел всего 1 степень. Награжденным дозволялось носить его как на булавке слева на груди, так и на бело-голубой ленточке цветов «Балтийского ландесвера» (а точнее – цветов флага города Риги), имевшего четырехчастное бело-голубое знамя, бело-голубые флюгера на пиках у кавалеристов своего Дозорного отряда и круглые голубые кокарды с белым ободком. В случае ношения «Балтийского креста» на ленточке к верхнему концу креста приделывались кольцо и дужка для продевания ленты. Засвидетельствованы также многочисленные случаи ношения нагрудного «Балтийского креста» на булавке одновременно с ленточкой в петлице (по аналогии с ношением прусского нагрудного Железного креста I степени одновременно с ленточкой Железного креста II степени в петлице), что побудило многих фалеристов к ложному выводу о якобы существовавших двух степенях «Балтийского креста», а также в миниатюрном («фрачном») исполнении.
IX.Возрождение Железного креста в Третьем рейхе
как общегерманской военной награды
В «Веймарской республике», пришедшей на смену рухнувшему на 48-м году своего существования Второму рейху Гогенцоллернов (1871-1918) и не имевшей собственных государственных наград, Железный Крест не выдавался. Однако его изображение по-прежнему украшало военный флаг Германии (теперь уже республиканской!) и знамя Объединения германских союзов ветеранов войны «Союз Киффгейзера» (Kyffhaeuserbund). Нагрудный значок членов Союза фронтовиков «Стальной Шлем» (Der Stahlhelm/Bund der Frontsoldaten) представлял собой миниатюрное изображение стальной солдатской каски со знаком Железного креста.
Железный крест был восстановлен фюрером и рейхсканцлером Адольфом Гитлером 1 сентября 1939 года, причем в качестве уже не только прусской, но и общегерманской военной награды. В соответствии со своим новым, общегерманским статусом, он с 1939 по 1945 год выдавался не на черно-белой прусской, а на черно-бело-красной ленте цветов государственного флага Германской державы. К концу «Европейской Гражданской войны» 1939-1945 годов общегерманский Железный крест имел фактически восемь степеней:
1)Железный крест II степени (2 300 000 награжденных);
2)Железный крест I степени (300 000 награжденных);
4)Рыцарский крест с Дубовыми листьями (Ritterkreuz mit Eichenlaub) Железного креста (850 награжденных, их них 76 чинов Ваффен-СС);
5)Рыцарский крест с Дубовыми листьями и Мечами (Ritterkreuz mit Eichenlaub und Schwertern) Железного креста (150 награжденных, в том числе 24 чина Ваффен-СС);
7)Рыцарский крест с золотыми Дубовыми листьями, Мечами и брильянтами (Ritterkreuz mit Goldenem Eichenlaub, Schwertern und Brillanten) Железного креста (им был награжден всего один военнослужащий германских вооруженных сил – полковник «Люфтваффе» Ганс-Ульрих Рудель, уничтоживший 500 неприятельских танков и самоходных орудий);
8)Большой крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes, которым был также награжден всего один человек – министр авиации и имперский маршал Герман Геринг, 19 июля 1940 года за решающий вклад «Люфтваффе» в победу над Францией).
Кроме собственно немцев (как «имперских», так и этнических), Рыцарским крестом Железного креста был награжден также ряд военнослужащих стран-союзниц Третьего рейха: 18 румын, 10 итальянцев, семеро венгров, два испанца, два финна, два японца и два словака.
Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста, кроме германских военнослужащих, были за военные заслуги награждены следующие восемь иностранцев:
22 ноября 1942 года – генерал-лейтенант и командир 6-й румынской пехотной дивизии Михай Ласкарь;
13 декабря 1942 года – генерал-лейтенант и командир испанской добровольческой «Синей дивизии» (Division Azul) действовавшей в 1941-1943 годах на Восточном фронте и обязанной своим названием синему цвету форменных рубашек служивших в ней на добровольной основе испанских фалангистов (так что принятое в советской литературе обозначение этой дивизии как «Голубой» является совершенно неверным!) Августин де Муньес-Гранде;
8 декабря 1943 года – генерал-майор и командир румынской 6-й кавалерийской дивизии Корнелиу Теодорини;
4 апреля 1944 года- генерал-полковник и командующий румынской 3-й армией Петре Думиреску;
«Гитлеровский» (общегерманский) Большой крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes) имел в диаметре 63,5 миллиметров (тогда как «гитлеровский» же Железный крест II и I степени имел в диаметре всего 44 миллиметра). Хотя, согласно по становлению об учреждении этой степени общегерманского Железного креста, Большой крест должен был иметь не серебряную, а золотую окантовку, пожалованный рейхсмаршалу Герману Герингу 19 июля 1940 года единственный Большой крест имел серебряную окантовку. Согласно дневниковой записи генерала Йодля от 11 марта 1940 года «фюрер высказался против использования золота в оформлении Ж(елезного) К(реста), как нарушения традиции». Правда, берлинской фирмой «К.Э. Юнкер» все же было изготовлено несколько экземпляров Большого креста с «золотой» (в действительности же – позолоченной) окантовкой, но ими так никто и не был награжден до конца Второй мировой войны.
Поскольку восстановленный при Адольфе Гитлере в общегерманском масштабе Железный крест (в отличие от своего предшественника – прусского королевского Железного креста) официально считался «орденом», в конце 1940 года, по распоряжению Орденской канцелярии, была – в единственном экземпляре! – изготовлена (теперь уже «уставная»!) 8-лучевая звезда со «штралами» и наложенным на нее изображением Железного креста образца 1939 года (с коловратом в перекрестье). Весной 1945 года замок Клесгейм в Австрии (близ города Зальцбурга), где располагалась Орденская канцелярия, был захвачен американскими войсками, овладевшими, в числе прочих военных трофеев, и этой «звездой», вывезенной ими в США, где она хранится по сей день в Музее Военной Академии Соединенных Штатов в Уэст-Пойнте.
Как видим, число военнослужащих, награжденных всеми степенями Железного креста в период «Европейской Гражданской Войны», было значительно меньше числа награжденных ими за предыдущую, Великую войну. Особенно скупым гитлеровское командование оказалось в смысле награждения Железными крестами штабистов, а тем более – тыловиков.
Лица, награждённые одной из степеней Железного креста в период Первой мировой войны и повторно заслужившие эту награду в годы Второй мировой, награждались «пристёжкой-репликой» («Wiederholungsspange») в форме серебряного гитлеровского «имперского орла» с коловратом над серебряной планкой с датой «1939», крепившейся на черно-бело-красной общегерманской ленте Железного креста II степени (II степень) или над носившимся без ленты на груди Железным крестом I степени (I степень).
По своей форме «гитлеровский» общегерманский Железный крест, в общем, повторял прусский королевский (несмотря на то, что его лучи были несколько более широкими и «разлапистыми», чем у прусского), но на аверсе «гитлеровского» креста прусский королевский вензель был заменен наклонной «лунной» свастикой-гаммадионом (коловратом, крюковидным или гамматическим крестом); на нижнем луче креста была проставлена дата «1939», а на реверсе – только дата учреждения награды «1813».
Следует заметить, что этот учрежденнный Гитлером орден в форме «уширенного» («расширенного») геральдического креста имел предшественников в прошлом, гораздо более далеком, чем даже эпоха средневекового Тевтонского Ордена, восходя к символике древней христианской секты несториан (Церкви Востока). В своем труде «Царь мира» знаменитый французский традиционалист Рене Генон писал об этом, в частности, следующее:
«В Центральной Азии, и особенно в районе Туркестана, находили несторианские кресты, котьорые по своей форме являются точной копией рыцарского креста; и, более того, в центральной части некоторых из них находится знак свастики». (Генон Р. Царь мира // Между Шамбалой и Агартой. М., «Яуза»-«ЭКСМО», 2005, стр. 233). Но это так, к слову.
Золотые Дубовые листья (Goldenes Eichenlaub) к Рыцарскому кресту Железного креста были изготовлены лишь однократно – для упомянутого выше гитлеровского аса полковника Ганса-Ульриха Руделя.
Единственный выданный при Гитлере шейный Большой крест Железного креста был – специально для рейхсмаршала Германа Геринга – изготовлен в двух вариантах: повседневном (из железа, с серебряной каймой) и парадном (из полудрагоценного камня оникса и с окаймленными платиной краями).
X.Судьба Железного креста после Второй Мировой Войны
В послевоенной Германии (как в демократически-правовой ФРГ, так и – тем более! – в социалистической ГДР) награждение Железным крестом не производилось, однако нос современного эсминца «Бундесмарине» (ВМС ФРГ) «Эмден» был украшен знаком Железного креста – в память о германском крейсере «Эмден» времен Первой мировой войны. Белый брейд-вымпел командующего «Бундесмарине» также украшен знаком Железного креста. Железный крест является символом германских федеральных вооруженных сил (бундесвера) и украшает, в качестве эмблемы, всю германскую военную технику – танки, бронетранспортеры, самолеты, вертолеты, ракеты и пр. В то же время на круглой, окаймленной узким дубовым венком, бронзовой Почетной медали германского бундесвера (Федеральных вооружённых сил ФРГ) изображен государственный герб объединённой Германии – одноглавый орел без короны, державы и скипетра – на фоне контурного изображения «общегерманского» Железного креста. Почетный крест бундесвера, имеющий три степени («в бронзе», «в серебре» и «в золоте») представляет собой лапчатый крест в форме прусского Железного креста, обремененный в перекрестье круглым медальоном, окаймленным узким дубовым венком, с изображением германского государственного орла, наложенного на контурный «общегерманский» Железный крест. Почетная медаль и Почетный крест бундесвера носятся на ленте с широкой черной центральной полосой, окаймленной двумя красными полосками, и с двумя желтыми полосками по краям (цветов современного трехполосного черно-красно-золотого государственного флага единой Германии).
Здесь конец и Господу нашему слава!
На цветной фотографии, помещенной нами в качестве иллюстрации к настоящей фалеристической миниатюре, запечатлен прусский Железный крест за Франко-прусскую войну 1870-1871 годов с памятными Дубовыми листьями к 25-летию окончания этой войны и с «пристежкой-репликой» времен Первой мировой.