за что даются больные дети
Болезнь ребенка – наказание за грех или задача?
Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников
В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.
Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.
Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.
– Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?
Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:
– Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.
В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?
Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.
Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.
Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
– Болезнь – это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».
В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!
Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
– Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.
Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.
– В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?
Отец Андрей Битюков:
– Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.
Иерей Даниил Всилевский:
– Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.
Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
– Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.
Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
– У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей – это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал – зачем его учить говорить?».
Больные дети – это карма родителей
Многие люди, даже далекие ото всех духовных практик, прекрасно знают о том, что грехи предков неизбежно отражаются на будущих поколениях.
И многие даже интуитивно догадываются о том, что трудные или больные дети — это карма родителей, за которую пришло время расплачиваться, и что подобное явление в мире существует. На самом деле, об этом было известно достаточно давно: грехи, совершенные вами, в первую очередь отразятся на жизни вашего потомства.
Как карма родителей влияет на ребенка
Ребенок как карма родителей – эзотерика именно так рассматривает этот вопрос. Карма человека имеет некоторую особенность – расплата наступает не сразу, не моментально, а погодя. По этой причине многие из нас не задаются вопросом о том, как избежать горькой расплаты, ведь кажется, что минувшие деяния давно забыты, они никак не «аукнулись» нам, можно спокойно жить дальше.
Однако когда в семье появляется ребенок с отклонениями или особенностями, многие люди начинают впервые задумываться о том, отчего же это произошло. Одним это кажется жесткой несправедливостью, другим – карой небес, и лишь малая часть родителей догадывается о том, что подобное случилось с ними по их же собственной вине.
Трудно объяснить, отчего, к примеру, в семье алкоголиков рождается здоровый и нормальный ребенок, а в другой семье, где оба родителя ведут исключительно правильный и здоровый образ жизни, происходит такая беда. Большинство из нас лишь разводит руками в стороны, отдавая дань банальной случайности или другим ложным факторам.
Однако, согласно кармических законов, подобное случается не потому, что у кого-то из родителей было подорвано здоровье или что-либо повлияло на формирование плода в материнской утробе извне. А лишь потому, что пришел час платить по счетам.
Карма многим из нас представляется жестоким и непреклонным явлением. Почему жизнь так несправедлива, что обрушивает свой гнев на ни в чем не повинных детей? Ведь виноваты были родители!
На самом же деле, как уже отмечалось выше, кармическая расплата не случается с человеком тогда, когда он свершил неугодный проступок или причинил кому-то страдания или боль. Карма накапливается и расплачиваться за прошлые ошибки придется в будущем времени. По этой же причине широко бытует мнение, что все наши грехи влекут за собой весьма неприятное наказание – платить за них будут дети.
Влияние кармы родителей на детей нельзя недооценивать. Можно рассматривать этот вопрос с разных сторон. Например, многие практики уверены, что это сделано нарочно – ведь именно когда страдают самые близкие люди, человек испытывает самую сильную душевную боль, которая способна изменить его мировоззрение и сделать его чище.
Так, многим людям в силу природных особенностей человеческой психики, часто бывает плевать на мучения других, а также далеко не каждый может в полной мере осознать содеянное и решиться на весомые перемены. Личные же неудачи и трудности также не каждого способны сломить. А вот дети – уже совершенно другое дело. Именно они являются слабым и наиболее уязвимым местом любого человека, а потому любая проблема или несчастье, которые случаются с родным чадом, воспринимаются очень остро и причиняют больше всего душевной боли.
Однако все же многие практики уверены в том, что карма – явление не столь зловещее, и нарочно она не обрушивается на потомков, чтобы причинить мучения человеку. Просто кармическая расплата всегда приходит с запозданием, внезапно и неожиданно. Так как она всегда отсрочивается, нетрудно догадаться, что чаще всего «грешки молодости» приходятся как раз на тот возраст, в котором многие из нас обзаводятся семьей.
А кровные родственники всегда неразрывно связаны между собой незримыми узами, так что вполне логично, что плохие деяния одного из них способны отражаться даже на невиновных членах семьи.
В этом и состоит главная расплата кармы – она учит нас думать не только о себе, а заранее предвидеть последствия, чтобы мы не ощущали вину за то, что снова причинили боль тому, кто этого не заслужил.
Это напоминает снежный ком или круги на воде – вы бросаете камень в реку, и волны от него кругами расходятся, становясь все больше по мере удаления от центра.
Так вот этот центр и брошенный в реку камень – ваш плохой поступок, который сперва влечет за собой лишь небольшие последствия. Но чем больше проходит времени, тем массивнее становятся кармические долги, и самый последний круг зачастую приходится на тех, кто в этом совершенно не виноват, что вгоняет человека в беспросветную тоску и лишает всяческих сил.
Карма родителей особого ребенка накапливает в себе так много плохого, что становится негативной. По этой причине расплачиваться приходиться и ребенку, а также новым поколениям, ведь эти своеобразные круги на воде очень хорошо подходят под описание действия кармы: что посеешь – то и пожнешь!
Если вы свершаете благие и хорошие дела, то и последствия от них будут самыми благоприятными. Причем настоящая сила «кармических подарков» проявится спустя много времени после того, как вы сделаете этот поступок, когда вы уже наверняка о нем даже забудете. Этот же принцип касается и отрицательных деяний.
Отсутствие детей — карма родителей еще одного вида, когда она настолько загрязнена, что родить ребенка и продолжить род вообще становится невозможным.
Еще одна частая причина такого явления – родовая карма. Вспомните о кругах на воде, которые упоминались выше. Порой такие явления становятся настолько мощными, что расплата достигает многие поколения, лишая их возможности ощутить счастливое родительство. Чаще всего это означает, что «камень», брошенный «в воду», был настолько огромным, что даже нескольких поколений потомков человека мало, чтобы искупить этот грех. Зачастую это является следствием большого количества принесенного другим горя, издевательств, убийств, мучительных смертей.
Примечательно, что еще в давние времена люди заприметили это явление. Если над знатной семьей нависал венец бесплодия, то простые люди говорили, что это расплата потомков за ужасные грехи праотцов.
Карма любого человека является либо положительной, либо отрицательной. Есть редкие случаи, когда карма получается нейтральной, в результате долгого осознанного пути к мокше, но это – случай уже отдельный. Чтобы карма накапливала как можно больше положительной силы, необходимо совершать хорошие поступки, помогать людям, отказываться от своих низменных пристрастий. Причем делать все это необходимо от чистого сердца, а не для того, чтобы улучшить свою карму.
Изначально внутри каждого человек скрыта как светлая сторона, так и темная. И лишь от собственного выбора человека будет зависеть то, какой его карма станет в итоге – белой и чистой, или же темной.
Кармические долги от родителей
Итак, если грех человека настолько огромен, что его невозможно искупить одним человеком и за одну жизнь, то его отголоски приходятся и на будущие, невиновные поколения. Но как избавить ребенка от родовой кармы? Что сделать, чтобы потомки не страдали от того, чего они не совершали? Как обезопасить себя и свой род?
Прежде всего, вспомните о том, что карму можно изменить. Множественные хорошие поступки и дела существенно изменят карму, а потому расплата не будет иметь столь ужасающих масштабов, даже более того – вполне можно загладить свою вину и избавиться от кармического долга, если вовремя одуматься и встать на духовный путь. Для этого придется начать думать о других людях, как о самом себе – совершать действительно благородные и подчас истинно альтруистические вещи, жертвовать чем-то во имя благо окружающих, отступаться от эгоизма и приземленных, грязных желаний.
Безусловно, стоит это сделать хотя бы ради того, чтобы не оставлять после себя кармических долгов, платить по счетам за которые придется вашим собственным детям.
Для того, чтобы избавить и себя, и своих близких от последствий плохой кармы, стоит «накопить» достаточно хороших дел и свершений, которые создадут своеобразный запас, а потому в большом масштабе подобные события способны влиять на всю карму в целом, делать ее положительной, выводить человека из своеобразной «кармической ямы».
Таким образом можно избавиться даже от самой сложной родовой кармы, предотвратить дальнейшее возникновение и распространение «кругов на воде». В целом, хорошее дело означает бескорыстную помощь посторонним людям, нуждающимся и тем, кому не от кого ждать подарков судьбы.
Чем острее человек нуждается в поддержке, тем более хорошим будет такой поступок, по этой же причине опытные практики советуют не распаляться понапрасну, а помогать лишь тем, кто действительно в этом нуждается. Особенно – тем людям, которые никогда сами не попросят о помощи у посторонних.
Еще одна важная особенность: научитесь помогать другим, не ожидая ничего взамен, даже похвалы.
Также хорошо помогает восстановить хорошую карму помощь тем людям, которые оказываются в похожей ситуации. В этом случае вы словно играете роль духовного наставника, помощника. Если вы знаете семьи, где у родителей имеются подобные проблемы, постарайтесь не проходить мимо с равнодушием, а задайтесь вопросом о том, каково этой семье, и что, если это «проклятие» никогда ее не оставит?
Научитесь сочувствовать тем, кто в этом нуждается, даже если вам кажется, что люди заслужили такой участи. Судить других – не ваша задача, ваша главная цель – освещать другим путь и подсказывать направление.
И главное – уясните, что карма – это не страшная вещь и не явление, которое нависло над вами. Ее кара настигает лишь тех, кто причиняет другим боль и страдания, да и то не сама карма, как таковая – скорее, это усиленные ваши же грехи, которые обрели иной вид.
То есть, бояться кармы – очень глупо! Здесь резоннее тогда опасаться того, что вы совершаете. Но любой человек – это духовное и развитое существо, а потому вы можете контролировать свои поступки, можете жить так, чтобы ваша карма не имела черных пятен.
Итак, больные и несчастные дети — это карма родителей, которые жили не так, как следует, несли в мир зло и совершали плохие поступки.
В этом случае ребенок приходит в этот мир, чтобы отрезвить людей, заставить их опомниться, начать жизнь с чистого листа. Такие дети – скорее не наказание, они – учителя. Когда у Вселенной больше не остается никаких других способов, она обращается к этому. Поэтому, если вдруг с вами произошло подобное несчастье, не спешите злиться на весь мир и не ищите виноватых. Постарайтесь переосмыслить свою жизнь, проведите над собой долгую и кропотливую работу. Научитесь искать высший, духовный смысл жизни и своего существования. И всегда стремитесь к тому, чтобы не провести эту жизнь на земле впустую, ведь и вы были рождены с какой-то конкретной, важной и предопределенной целью!
Протоиерей Владимир Пархоменко: «В вечности младенцы спасают своих родителей»
За что посылаются детям болезни?
Когда болеет ребенок, кажется, что весь мир рушится и земля уходит из-под ног. Даже банальная простуда дорогого чада может стать поводом для слез и тяжелых переживаний, не говоря уже о более серьезных недугах. «Лишь бы дети были здоровы, остальное приложится», — говорим мы, вздыхая. Но как быть, если наши надежды не оправдываются? Куда бежать, на что надеяться, если самое дорогое и родное существо вдруг тяжело или, не приведи Господь, безнадежно заболело? Почему вообще болеют дети, не жестоко ли это со стороны Бога — наказывать невинную, не согрешившую еще душу тяжелой болезнью? В чем смысл детских страданий и можно ли с ними смириться? Все эти вопросы могут выбить из колеи кого угодно, а в особенности человека неверующего или того, чья вера еще недостаточно окрепла. Не случайно для многих внешних по отношению к Церкви людей именно страдания детей становятся главным аргументом в пользу безбожия. «Если бы Бог был, Он бы не позволил детям болеть и умирать», — говорят они. О том, есть ли смысл в таких высказываниях и как не сломаться, не пасть духом, если Бог посылает подобное испытание, мы поговорили с настоятелем храма в честь Рождества Христова г. Саратова протоиереем Владимиром Пархоменко.
Наследство Адама
— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?
Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.
Но Промысл Божий включает в себя и активное участие человека в своей собственной жизни и жизни других людей. Отчасти сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями. Если брать крайние примеры — у наркоманов рождается ребеночек с поврежденной природой, уже отравленный ядом. То же самое у алкоголиков и курильщиков. В данном случае вполне можно говорить, это — последствия поведения мам и пап.
— А если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? Разве это справедливо?
— В советское время нас учили, что дети не отвечают за родителей. Но это глупость, мы все друг с другом связаны. По закону любви, все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, случается родовая травма или еще что-то подобное, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Действительно, Господь допускает рождение глухих, слепых, глухонемых детей. Людям, у которых есть такие малыши, я бы советовал посмотреть православный документальный фильм «Форпост». В нем показан детский приют для больных детей при одном из украинских монастырей. Этот фильм о христианской любви в ее наивысшем проявлении и направлена эта любовь на малышей с недугами. В фильме очень хорошо и достоверно показано, как эта любовь привлекает благодать Божью и исцеляет болезни детей. И это не выдумка, это — правда.
Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья. И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде, его попросту не существует). В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают ради взрослых, необязательно за родителей.
В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. Кто согрешил: он или его родители? Как известно, Христос ответил, что не он и не его родители. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та высшая слава, которую получат дети, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.
Как ангелы
— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей… Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?
В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.
— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?
— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет. Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк. 18:16.).
Болезнь во спасение
— В жизни есть много примеров, когда в так называемых неблагополучных семьях рождаются вполне здоровые дети. И, наоборот, у здоровых и зачастую верующих родителей появляются на свет дети с тяжелыми заболеваниями. Как Церковь объясняет этот парадокс?
— В подобных случаях, как и во многих других, нельзя забывать о тайне Промысла Божьего. Каждому дается своя природа, у каждого свой крест. Кому-то посылаются тяжелые болезни, кто-то живет практически без них. В любом случае, здоров человек или болен, это состояние для него временно, поскольку и в том, и в другом случае живет он лишь временную жизнь, которая имеет своей целью жизнь вечную. Если нет вечной жизни, то и эта наша короткая временная жизнь не имеет никакого смысла.
Но на самом деле смысл в жизни есть и, исходя из него, временное пребывание человека на земле содействует его дальнейшему спасению. Более того, в христианской традиции мы знаем множество примеров, когда для спасения человека Церковь молилась, чтобы ему послались болезни.
В древней Церкви по этому поводу даже существовали специальные чины, которые применялись в «особо тяжелых» случаях. Например, для христиан, которые вначале вели благочестивый образ жизни, а впоследствии ударились в тяжкие грехи. За них молились, чтобы Господь дал им тяжелую болезнь, и чтобы она стала хотя бы малым воздаянием за совершенные грехи, но не в вечной жизни, что было бы гораздо страшнее, а в жизни земной, временной. И чтобы люди, сподобившиеся такого наказания, вернулись к своей прежней жизни.
Больной человек не может грешить, как прежде. Болезнь заставляет переосмыслить свою жизнь и взглянуть на нее по-новому. Многие святые сами просили Господа послать им болезни, которые приводили их дух в состояние смирения.
— А как же популярная поговорка «в здоровом теле — здоровый дух»? Получается, она не состоятельна?
— По сути, это антихристианская поговорка. Чаще всего бывает наоборот — в здоровом теле может обитать совсем не здоровый дух. Конечно, если толковать выражение «здоровое тело» исключительно как здоровый образ жизни, тогда еще можно с ней согласиться. Но все равно с большими натяжками: христианство знает массу примеров, когда в нездоровом теле находился здоровый дух.
— Какой должна быть духовная жизнь пап и мам, чтобы их дети не страдали от их же ошибок?
— Безусловно, родителям необходимо молиться за своих детей. Чаще всего именно мамы молятся за своих малышей. Материнская молитва имеет перед Богом огромнейший вес и значение. Но и отец как глава семейства должен молиться за всю свою семью и, в первую очередь, за своих детей. Также необходима и регулярная искренняя исповедь, чтобы нераскаянный грех родителей не отягощал своим грузом судьбы детей, не стал причиной их болезней и тяжелых испытаний.