за что держатся моряки на корабле во время парада

Морской парад — дело тонкое: Покажем лишь то, что можем

Гордостью ВМФ России стали именно подводные лодки

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Сегодня — День ВМФ, и значит сразу в нескольких российских городах проходят военно-морские парады.

Парад для военного человека — это не только строевой шаг и выправка, это ещё и демонстрация силы и новых вооружений, своеобразная выставка технических достижений. Ещё с советских времен именно на парадах являли широкой публике, а заодно и иностранным военным атташе новинки в области ракетостроения и иной сухопутной и воздушной техники. Мол, знай наших!

Военно-морской флот парады тоже всегда проводил помпезно — во всех «морских столицах», где находятся штабы четырех российских флотов (Владивосток, Североморск, Севастополь, Калининград) и Каспийской флотилии (Астрахань). Здесь на рейды в последнее воскресение июля, когда флот отмечает свой праздник, выходили лучшие представители корабельного состава — крейсера, эсминцы, БПК, ракетные корабли, да и просто катера с боевым предназначением. Мощно и красиво. Новые корабли появлялись на парадах регулярно — судостроители не подводили, в пик могущества ВМФ СССР в 1985 году имелось в наличии в составе флота 1561 кораблей. Было что показать, причём не только на парадах.

Сейчас флот «нырнул под воду» — ставка сделана именно на подводные лодки. Да, производятся фрегаты и корветы, малые ракетные корабли, но до крупных проектов в размере авианосцев и крейсеров дело пока не дошло.

Собственно, и на нынешних морских парадах, главный из которых проходит сегодня в Санкт-Петербурге, где теперь располагается главный штаб ВМФ, красой и гордостью стали именно подводные лодки. На Кронштадтском рейде впервые ошвартованы три атомные подводные лодки, среди которых есть и новый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А «Князь Владимир» — АПЛ, которая вошла в состав Северного флота 12 июня 2020 года. Надо же чем-то мир удивить.

В «подводном строю» также представлены на нынешнем Главном параде ВМФ атомный подводный крейсер проекта 949А «Орёл» и многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Вепрь». В парадной линии находятся также дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ «Палтус» — «Дмитров» и «Владикавказ», и дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» — «Краснодар», «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Понятно, что в общей численности кораблей на параде, а их насчитывается 54 единицы, подлодки могут показаться скромной «эскадрой», но вот по значимости они занимают первое место. И это именно предмет гордости для президента и Верховного главнокомандующего Владимира Путина. Это его приоритет в развитии ВМФ и морской стратегии России. Ставка именно на подводные лодки.

Минобороны недавно анонсировало, что в ближайшие годы Военно-морской флот в ближайшие годы будет усилен 14 атомными подводными лодками. Речь идёт о АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М», которые завод «Севмаш» должен передать ВМФ до 2027 года — по две подлодки в год. Это много или мало для поддержания обороноспособности страны на должном уровне? Дорого или вполне «съедобно» для военного бюджета, который расходуется и на другие вооружения?

В составе ВМФ России, согласно официальной статистике, численность субмарин составляет 62 единицы. Из них атомных подлодок, с баллистическими, крылатыми ракетами и общего назначения — 49, из которых в готовности выйти хоть завтра на боевое дежурство лишь 50 процентов. Остальные в ремонте, в процессе модернизации, что-то там меняют и усовершенствуют.

Сколько сейчас у России имеется АПЛ, в том числе действующих и находящихся на вооружении, никто вам точно не скажет, оперировать можно лишь теми, которые сошли со стапелей и поступили в ВМФ в последние годы. Самые «свежие» АПЛ проекта 885 М «Ясень», нынешняя «Казань» и головная лодка «Северодвинск», которая уже несет боевое дежурство. Это лишь верхушка того огромного подводного айсберга, который представляют российские подводные силы. В большей степени достоверности можно сказать, что в советские времена было построено около 250 подводных атомоходов. И заявленных сейчас в таком сравнении 14 подлодок — это вроде как и немного по количеству, но по ударной мощи они могут одним залпом своих ракет уничтожить полмира.

С ценой тоже нет особой прозрачности. Из заявленного известно, что АПЛ К-659 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» обошлась Минобороны в 47 миллиардов рублей (сейчас это порядка 602 миллионов долларов), а вот АПЛ проекта 955 «Борей» стоит заметно меньше — 23,2 миллиарда рублей (около 313 миллионов долларов).

Впрочем, даже если эти цифры считать условными и корректируемыми (вероятно, в сторону увеличения), то по сравнению со стоимостью новейшего американского авианосца «Джеральд Р. Форд», которая по официальным данным составила 17,5 миллиардов долларов (утверждают, что на самом деле сумма перевалила за 20 млрд), это сущий пустяк. То есть взамен одного авианосца можно построить как минимум 20 АПЛ проекта «Ясень» и «Борей», каждая из которых способна отправить его на дно. Этим фактом, вероятно, и можно объяснить отсутствие у России авианосцев — мы любим дёшево и сердито.

— Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России — это очень позитивный сигнал, — считает политолог, эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. — Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.

Сейчас, с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток, Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.

В общем, это такие подводные «кошки-мышки», про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своём бестселлере времён холодной войны «Охота за «Красным Октябрём». Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно.

Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому, что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчётной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина — «Ясень» или «Борей».

Нынешний военно-морской парад, конечно, не будет исключительно «подводным», пройдут там и надводные корабли — возглавит ордер крейсер «Маршал Устинов», но ориентир очевиден — Россия ушла под воду для достижения стратегических целей в Мировом океане.

Источник

Самые яркие моменты и секреты трансляции Главного военно-морского парада в честь Дня ВМФ

26 июля — день, который проходит под Андреевским флагом. Праздник ВМФ. Россия — морская держава с великой историей, и отмечают с историческим размахом. Герои дня — моряки, которые несут вахту, и те, кто ждет их на берегу. А еще — конструкторы, благодаря которым наши корабли настоящие властелины океанов.

Филигранная точность маневров — высокое морское искусство. И показать все с наилучших ракурсов тоже искусство — телевизионное. Трансляцию вел Первый канал.

В репортажах корреспондентов Первого канала самые яркие моменты парада, уникальные кадры с ходового мостика корабля-гиганта и из капитанской рубки, откуда управляли всем кильватерным строем. А еще — буря зрительских эмоций и секреты телевизионной кухни.

Без внимания не остались и корабли в Финском заливе. В Кронштадте президент побывал рано утром. А это снято в скоростном катере уже на пути в Петербург: на мониторах кадры трансляции. Камеры Первого буквально повсюду. Аж 70 точек съемки, но в этой аппаратной промахов не бывает.

На Сенатской площади знаменные группы с государственным и Андреевским флагами. Над Адмиралтейством поднимают кормовой Георгиевский флаг линейного корабля «Азов». Этот флаг — одна из главных реликвий Военно-морского флота, награда для кораблей за беспримерные отвагу и мужество, которыми во все времена славились русские моряки.

«Весь личный состав Военно-морского флота достойно выполняет самые сложные задачи. В таком безупречном служении, в служении нашим людям, Отечеству нашему отражается уникальная морская душа каждого матроса и офицера. Мы гордимся выдающимися ратными победами наших соотечественников. Сегодня мы отдаем дань уважения и признание героям Великой Отечественной войны, всем поколениям флотоводцев и моряков, корабелов и первопроходцев», — сказал глава государства.

Сегодня Андреевский флаг можно встретить в самых отдаленных частях планеты. Прямо сейчас в походах около 60 кораблей ВМФ. Российский флот расширяется и обновляется. За последние восемь лет он получил порядка 200 новых кораблей. Еще 40 получит в этом году. Только в минувший понедельник заложены по два новых фрегата, подлодки и вертолетоносца.

«Уникальные преимущества и повышение боевых возможностей флота будут достигаться за счет широкого внедрения передовых цифровых технологий, не имеющих аналогов в мире гиперзвуковых ударных комплексов, беспилотных подводных аппаратов, за счет самых эффективных средств обороны», — сказал президент.

В разгар парада сообщение от Минобороны: успешно завершаются испытания первой подлодки — носителя подводного аппарата «Посейдон», а также гиперзвуковой ракеты «Циркон». Уже известно, что последними собираются вооружать по крайней мере новейшие фрегаты типа «Адмирал Касатонов».

«Новые корабли под управлением блестящих флотских экипажей, для которых верность долгу, крепость морских устоев и память о предшественниках священны. Священна так же, как любовь к морю, к своей семье, к Отечеству. Знаю, наследники — внуки и правнуки моряков-победителей — никогда не подведут Родину. Будут верны заветам великого русского адмирала Павла Степановича Нахимова мыслить прежде всего о славе России и родного флота. С праздником вас, да здравствует Военно-морской флот. Ура!» — приветствовал Верховный главнокомандующий.

Зрители занимают места и Нева закипает. Парадный строй уже рядом с площадью, и оттуда наиболее выгодный вид на парад.

Прямо по ходу движения экипажи кораблей получают указания из центра управления парадным строем. Он находится в ходовом командном пункте на фрегате «Адмирал Касатонов». Офицеры с секундомерами следят, чтобы корабли вовремя проходили контрольные точки.

О том, что в параде техника разных флотов, понятно даже по названиям. В голове строя противодиверсионные катера: «Юнармеец Заполярья», «Юнармеец Балтики», «Юнармеец Каспия» и «Юнармеец Беломорья».

Встречное течение, волна впереди бурлящих моторов — командиры особо переживают за более легкую технику, ведь у нее особая миссия. Это координируют уже в другом штабе.

С маленького судна Петра I ведет отсчет весь Российский флот, столетиями защищавший страну. Проносят и знамена соединений времен Великой отечественной войны — моряки-герои в самое пекло перебрасывали войска, потому в строю легендарные «Катюши» и Т-34 — нелегкий груз.

Точно «нос к корме» — противоминные корабли: «Павел Хенов», тут же премьера парада — тральщик нового поколения «Владимир Емельянов», умеющий дистанционно расчищать безопасные коридоры в минных полях и быстро покидать зону. Но на параде нужно держать скорость — строго девять узлов.

«Экипажи кораблей и командиры натренированы ко всем этим ситуациям, поэтому очень уверенно управляли своими кораблями и катерами во время прохождения по реке Нева», — говорит командир Ленинградской военно-морской базы, контр-адмирал Вячеслав Родионов.

Все не просчитать. Вот незадолго до начала парада контр-адмирал засек на горизонте «неприятеля». Видимо, это бревно занесло сюда во время вчерашней грозы. Лучшие военные экипажи обсуждают план действий, напряжение растет, но, благо, течение быстрое — помеха исчезла в заливе. Хотя бревно словно щепка для ракетных катеров и кораблей — их возглавил «Димитровград».

И пойти он так может на три тысячи миль без остановки. Исключительная дальность плавания нового поколения ракетных кораблей проекта «Каракурт». От его вида у людей на набережной захватывает дух, а телезрители задерживают дыхание.

Моряки в белоснежной сияющей форме, словно единое целое со своими кораблями, стоят не шелохнувшись. Восхитительное зрелище!

В финале парада своей фирменной изящной линией на корпусе покрасовался и корабль «Великий Устюг» — ставший известным после ударов ракетами «Калибр» по террористам в Сирии. Ну а гигантские корабли, которые просто не помещаются в Неву, прошли сегодня в акватории Кронштадта.

Ровный строй — друг от друга полтора кабельтовых или 200 с небольшим метров. Корабли идут максимально близко. На палубах у членов экипажа в шеренгах своя дистанция.

В морском фарватере корабли идут тактическими группами. Вначале малые ракетные, десантные. Затем их «старшие» коллеги. Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков».

Новейший патрульный корабль «Василий Быков» входит в акваторию строго секунда в секунду. И сразу попадает в объектив. Ведь у Первого канала своя карта маневров. Камеры повсюду. Кадры трансляции в эфире и на огромных экранах в Петербурге и Кронштадте, где трибуны под завязку.

Таким парад не видят даже его участники. Наблюдают со стороны. На борту «Петра Моргунова» 100 человек. Есть новобранцы, есть и те, кто четверть века на службе. Сам же корабль — даже не новобранец, моряки говорят «юнга» — сейчас проходит испытания.

Вместе с командой парад смотрит и бессменный член экипажа. Кошка — то ли Муся, то ли Фаня, а кто-то вообще зовет Тельняшкой. После торжественного смотра праздничный обед будет у всех моряков и она не исключение — строго по корабельному графику.

Зрители на причальной стенке Кронштадта, чтобы сделать удачный кадр, не сидят на месте. Дружно приветствуют каждый корабль. Когда бинокль в руках ребенка — дело семейное. Ведь в городе воинской славы живут целые флотские династии. И, конечно, для них сегодня смотреть на тех, кто в море, значит быть вместе.

Те, кто делал общий праздник — военные, ответственные за парад, и телевизионщики — главные по картинке, наконец могут обсудить как все получилось.

Последние три недели мы все были в одной лодке, а точнее, на кораблях, самолетах, в штабах и на военных базах. Четвертый год подряд. И это фото на память — в наш общий дембельский альбом.

Источник

Непарадная сторона Главного морского парада

В День ВМФ проблемы катастрофически стареющего российского флота власть попытается утопить в шампанском

Сегодня у складов шкиперского имущества Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте давно позабытый ажиотаж. Помощники командиров балтийских кораблей, а также прибывших сюда с Черноморского, Северного флотов и Каспийской флотилии, требуют одного — побольше и поскорей свежей шаровой краски и сурика для приведения в божеский вид бортов и надстроек. Потому что менее чем через две недели стоять этим кораблям на швартовых бочках в Финском заливе и на Неве. Только за этим они и пришли сегодня в Кронштадт (некоторые в буквальном смысле за тридевять земель!) — на Главный морской парад. Который четвертый год подряд состоится в последнее воскресенье июля, когда вся страна примется отмечать День Военно-Морского флота России.

Вне всякого сомнения — это снова будет грандиозное зрелище. Миллионы зрителей по всей стране будут в восторге. Уж что-что, а разного рода торжественные марши наше Минобороны научилось проводить лучше всех в мире. В очередной раз это было доказано менее месяца назад, на Красной площади в Москве.

В Финском заливе, можно ожидать, будет еще круче. Уж слишком много сил и денег на это уже угрохано. Сколько именно — военные, конечно, не расскажут. Но, судя по масштабам подготовки, — много больше, чем на отгремевшее 24 июня 2020 года отложенное празднование Дня Победы в столице России. Военными моряками на впечатляющий «Большой сбор» в Финском заливе одного только топлива сожжено уже многие тысячи тонн.

Судите сами. Для участия в Главном морском параде отряд Каспийской флотилии, в состав которого вошли малый ракетный корабль «Великий Устюг», противодиверсионнные катера «Юнармеец Татарстана», «Юнармеец Дагестана» и «П-436», а также десантный катер «Д-178», по рекам, озерам и водохранилищам через 56 шлюзов совершил 25-суточный переход из Астрахани. Прибыл в Кронштадт лишь на прошлой неделе.

Точно так же — по внутренним речным путям (по системе Беломорканала, через крупнейшие озера Европы — Онежское и Ладожское) на парад добирались три противодиверсионных катера Северного флота «Юнармеец Заполярья», «Юнармеец Беломорья» и «Валерий Федянин». Только прежде, чем у Беломорска войти в пресную воду, они были еще и отбуксированы в Белое море с Кольского полуострова.

Еще более сложный маршрут на Балтику протяженностью свыше 5000 миль оказался у черноморского патрульного корабля «Василий Быков». Из Севастополя он вышел еще 10 июня, а на рейд Кронштадта вокруг всей Европы прибыл с некоторым опозданием. Причина — в Средиземном море «Василию Быкову» пришлось взять под охрану «Остапа Шеремета» и «Ивана Сидоренко», суда «Газпром флота», направлявшиеся из Владивостока в те же воды для достройки газопровода «Северный поток-2».

Видимо, Москва располагает очень тревожной развединформацией, что наши недоброжелатели в США намерены, если потребуется, и вооруженной силой воспрепятствовать завершению прокладки стратегически и политически важной для них «трубы». Поэтому дополнительный российский аргумент в виде 76,2-мм автоматической артустановки «Василия Быкова», шедшего в попутном направлении, был сочтен не лишней предосторожностью в столь деликатном деле.

Как бы там ни было — 7 июля «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко» благополучно прибыли в Калининград. А «Василий Быков» через сутки — в Кронштадт.

Следим далее за очень непростой хроникой подготовки к Главному морскому параду-2020. 13 июля в Финский залив в надводном положении в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Кулаков» вошел огромный атомный подводный ракетный крейсер «Орел» (проекта 949 А, шифр «Антей»). За кормой этого отряда Северного флота остались Баренцево и Норвежское моря, Северная Атлантика и балтийские проливы.

Проще другому североморскому экипажу — дизель-электрической подводной лодки «Санкт-Петербург». Она еще 7 апреля 2020 года, после девяти лет опытной эксплуатации в Баренцевом море, отправилась в Кронштадт на техническое обслуживание и модернизацию. Поэтому давно на месте.

Но, продолжим рисовать впечатляющую картину «хождений за три моря» нашего флота в эти дни на Главный морской парад. 6 июля на аэродром Кипелово в Вологодской области приземлились два противолодочных самолета Ил-38 Н морской авиации Тихоокеанского флота, базирующиеся на Камчатке. Перелет вышел протяженностью в 8000 километров. А на другой день, 7 июля, под Санкт-Петербург перелетели из Крыма для участия в параде воздушные посланцы Черноморского флота — пять многоцелевых истребителей Су-30 СМ, три противолодочных самолёта-амфибии Бе-12, два вертолёта Ми-8, противолодочный вертолёт Ка-27 ПЛ и разведывательный вертолёт Ка-31 Р.

Ладно, не станем мелочиться и упрекать устроителей будущего торжества в излишней расточительности. Понятно, что они нам ответят: корабли, мол, должны плавать, самолеты и вертолеты — летать а моряки и флотские летчики — учиться воевать в океане. Вот, дескать, они в долгих перелетах и переходах и учились.

Или вот еще вопрос. Те же противодиверсионные катера — они ведь для чего созданы? Чтобы обезопасить наши военно-морские базы от боевых пловцов потенциального противника. Коли те «грачата», которых сейчас пригнали в Кронштадт с Северного флота и с Каспия, четверть года проведут вдали от своих штатных мест службы — означает ли это, что столь длительный срок им на местах основной дислокации и оберегать-то особо нечего? Ответ вы, полагаем, и сами знаете.

Мы это не к тому, что парады в честь Дня Военно-Морского флота РФ не нужны. Нужны, и очень! Потому что любимы и народом, и моряками, и ветеранами. Не у одного мальчишки сердце заходится, когда он впервые в жизни видит и слышит вблизи оглушительную океанскую мощь. Поэтому спустя годы часто и сам на десятилетия ступает на стальную палубу, посвящая жизнь флоту.

Для это все сгодилось. Переезд под балтийские ветры из Москвы Конституционного и Верховного судов, штаб-квартиры Объединенной судостроительной корпорации, Главного командования и Главного штаба Военно-Морского флота. В эту палитру с точки зрения Кремля и Главный морской парад четыре года назад вписался очень органично.

Только многое ли добавилось к давно привычному нам торжеству на День флота? Ну, показывали стране впечатляющую теперь картинку из Севастополя. Теперь камеры установили на берегах Невы и Финского залива. И ради этого тратить принципиально иные деньги, моторесурс и топливо в немыслимых объемах? Ради этого на месяцы срывать с мест множество людей и ломать привычный для них ритм службы?

Не целесообразней ли деньги, что уйдут на организацию помпезного Главного морского парада, отдать своим кораблестроителям? Чтобы спустя несколько лет те вооружили нас дополнительными, зато настоящими стальными поводами для гордости? А то ведь вот какая досада: по сведениям из питерского же Военного учебно-научного центра нашего флота, средний возраст боевых кораблей ВМФ России недавно превысил 25 лет. У США этот показатель — 20 лет. У КНР — 13 лет.

Правда, ни в День ВМФ, ни в его канун столь огорчительные цифры поминать всуе как-то не принято. Шампанское горчить начинает.

Корреспондент «Свободной прессы» поинтересовалась, как северная столица России готовится к параду. Выяснилось, что первая репетиция прошла в Кронштадте в минувший четверг. В ней приняли участие 15 кораблей и катеров из 46, которые вытянутся в кильватерные колонны в праздничный день.

При этом, вероятно, чтобы не привлекать на берега массы зрителей, что небезопасно в условиях пандемии, Минобороны решило сообщить о тренировке постфактум. Но местные жители и те, что приехали на остров Котлин из соседнего Ломоносова, а также — из Петербурга, все равно заполнили Южную стенку кронштадтской Усть-Рогатки практически до отказа.

— Толпа собралась немаленькая, — сказал корреспонденту «СП» очевидец. — В день парада нам вряд ли удастся что-то увидеть воочию. Разве что с крыш и деревьев, если кто надумает туда забраться. Все подходы к месту, откуда хорошо просматривается акватория, 26 июля перекроют. Как всегда — чтобы не мешали ВИПам.

Вспоминается и «питерская часть» Парада Победы, прошедшего 24 июня. Предполагалось, что пройдет он без зрителей. Дворцовую площадь «зачистили» от всех, кто не имел к торжественному маршу прямого отношения. Выставили двойную цепь охраны из полицейских и Росгвардии. Что не помешало желающим проигнорировать запреты и окрики силовиков, «оседлать» близлежащие газоны, деревья, столбы. И в возникшей давке полтора часа лицезреть происходившее на площади.

Теперь удивляемся: что же заболевших у нас все еще много?

Источник

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Началась эпоха военно-морских парадов тогда же, когда начался сам флот – в петровские времена.

Начало. Петр Великий

Началось все с Великого посольства и пребывания царя в Англии. Король Вильгельм III распорядился, чтобы Петру Михайлову (Первому) показывали все, что заинтересует его в английском флоте, вплоть до присутствия на смотре и маневрах флота на Спитхедском рейде. Петр ликовал, весь день находился на палубе, поднимался на мачты, стараясь вникнуть во все…

Только десять лет назад он впервые увидел парусную лодку, и вот теперь перед его глазами был реальный и эффективный «инструмент» морской мощи (причем услужливо «раскрытый»).

В последующие годы Петр I показал, что он не просто «царь-плотник», а выдающийся государственный деятель, стратег, сумевший в крайне невыгодной военно-политической и экономической обстановке победить в Северной войне и сделать отсталую аграрную страну империей. Делось это в сражениях, где «руками» государства были армия и флот, причем последний, абсолютно новый для государства, имел (благодаря гению Петра) четкий и ясный замысел концептуального развития и применения по предназначению на «стратегическом уровне», вследствие чего очень быстро вырос тактически.

Пример Петра сегодня недооценивают, а он предельно важен. Россия в ходе Северной войны столкнулась с державой, имевшей не только более сильные армию и флот, экономику, но и значительный военно-морской опыт. Казалось бы, нет смысла вкладываться в войну на море против такого противника. Но Пётр не просто вложился. Он смог сформулировать принципы, отталкиваясь от которых слабейший на тот момент русский флот успешно вёл свою войну против Швеции. Он создал свою доктрину, базируясь на которой, флот вёл и выиграл войну (обеспечив и десанты в Швецию, и «перехват» балтийской торговли в российские порты).

Имея ясное и чёткое понимание того, что и зачем они делают, русские моряки начали побеждать противника, против которого они, по идее, не должны были иметь никаких шансов.

Мы сегодня находимся в чём-то похожем положении: вокруг полно соперников и коалиций, безусловно враждебных нашей стране и имеющих превосходство в силах на море. И пример, данный первым российским императором, сегодня актуален как никогда.

Петр, любивший праздники и понимавший большую политическую и воспитательную роль достойного празднования «викторий», после первой крупной победы русского флота в 1714 г. при Гангуте устроил в Санкт-Петербурге первый военно-морской парад.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Огромный военно-морской парад состоялся 11 августа 1723 г. на Кронштадтском рейде после победы над Швецией в Северной войне. Флот, сыгравший в войне стратегическую роль, достойно встретил свой первый «кораблик» — маленький ботик, с которого и начался русский флот, за румпелем которого находился сам Петр Великий. Ботик прошел вдоль всего строя салютовавших ему кораблей (только линейных кораблей – 21, всего более 1,5 тыс. орудий).

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

К сожалению, Пётр I не оставил потомкам записанной концепции морской мощи для России. Введенный устав флота оказался скорее «шагом назад» от того, что и как флот успешно делал в Северной войне… И хотя впереди у флота было немало побед и достижений, были и периоды, когда он существовал скорее по инерции, без явной цели и ясного для всех смысла (с соответствующим «провалом» его боеготовности).

Известны две картины смотров флота с участием Николая I: Боголюбова А.П. «Смотр Балтийского флота» 1848 г., и Айвазовского «Черноморский флот» в 1849 г.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

При этом важно понимать, что понимание «дело идет к войне» было, и смотры были не просто «строевым мероприятием». Николая I интересовала реальная боеспособность флота. И вскоре её пришлось проверить на деле. Вот только на дворе были далеко не петровские времена.

Реалии той эпохи превосходно описал историк Сергей Махов:

Когда война гремела уже год, в 1854 г. военный совет Балтийского флота решил полностью отказаться от активных действий, отдав море противнику. Это решение совета заставило Николая I воскликнуть в гневе:

Балтийский флот оказался не готов… Далее последовали экстренные меры, которые не позволили союзникам прорваться к столице, но это был именно «экспромт». Тот флот, который красиво и мощно выглядел на императорском смотре в 1848 г., к делу и бою оказался абсолютно непригоден.

Смотр Черноморского флота императором состоялся в 1849 г., но там ситуация была абсолютно противоположной Балтийскому.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

В 1849 г. Черноморский флот находится не просто в боеспособном состоянии под командованием реформатора адмирала Лазарева, он был «на пике формы», будучи готовым дать бой любому противнику, хоть туркам, хоть французам, хоть англичанам, хоть самому черту… И победить!

Слово Сергею Махову:

Подробно все это описано в прекрасных статьях Сергея Махова, выделим главное:

А «завтра была война»…. Увы, Лазарева уже не было в живых, а созданная им система имела ключевым элементом его самого не только как талантливого адмирала-реформатора, но и лица, которому государь доверял безусловно.

Победа в Синопе над слабым противником (турками) стала спусковым крючком к вхождению в войну Англии и Франции, высадке крупного союзного десанта в Крыму. Черноморский флот бездействовал, отдав море противнику… При этом сегодня известно, что противник наш находился в весьма скверном состоянии, и, дав ему сражение (которого требовал Корнилов), наш флот имел большие шансы получить свой Трафальгар. Увы, вместо этого все закончилось потоплением кораблей (первые из которых топились вообще с пушками и припасами)…

Мы видим антипример по отношению к Петру. Понимание того, зачем нужен флот и как им необходимо управлять, есть только у одного адмирала, у остальных облечённых властью лиц есть лишь смутное понимание того, что, вообще говоря, флот нужен, но не более того.

На Чёрном море несколько другая ситуация – боеспособный флот создан, но увы, единственный человек, имевший понимание того, для чего и как его использовать, умер.

Оставшиеся без чёткого понимания того, зачем они существуют, моряки резко «сдают». Остальное известно. Масштабные смотры не помогли.

Почти как сегодня. Начало XX века

В конце июля (по старому стилю) 1902 года на рейде Ревеля (ныне Таллинн) проходил высочайший смотр судов Императорского флота. Присутствовали император Николай II, германский кайзер Вильгельм II, немецкие корабли в качестве «гостей». Вскоре большинство из новых боевых кораблей, участвовавших в смотре, отправились на Тихий океан, на новую базу флота – в Порт-Артур.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Смотры кораблей на некоторое время стали регулярными. В 1903 году Балтфлот участвовал в грандиозном празднике по случаю 200-летия Санкт-Петербурга. А в 1904 году, когда уже шла Русско-японская война, на Ревельском же рейде проходил смотр 2-й Тихоокеанской эскадры, которой суждено было пройти вокруг земного шара и встретиться с японским флотом в проливе у острова Цусима и практически полностью погибнуть (оставшиеся корабли сдались, прорвались во Владивосток только несколько кораблей и посыльное судно).

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Надо сказать, что праздники и торжества с участием флота в России тех лет были весьма масштабными и зрелищными, а престиж флотской службы был высок. В боеготовности, однако, были такие провалы, которые стоили России жестокого поражения в Русско-японской войне с тяжелейшими политическими, и, что до сих пор недооценивается, психологическими последствиями.

При этом перед началом Русско-японской войны у многих отечественных моряков явно присутствовала недооценка сложности и ответственности дела, которому они себя посвятили («было много хороших моряков, но оказалось очень мало хороших военных моряков»).

Из книги В. Ю. Грибовского «Вице-адмирал Рожественский»:

Дальше были Порт-Артур и цусимский разгром нашего флота. Сам Рожественский перед уходом 2-й Тихоокеанской эскадры уже смотрел на свои боевые перспективы совсем иначе. Но было уже поздно. Готовиться к войне нужно было раньше, теперь нужно было только воевать. Но за спиной у наших моряков была недостаточная и откровенно слабая подготовка флота к реально начавшейся и уже идущей войне (от стратегии в целом до выбора типа снарядов) и слишком много парадного лоска.

В 1908 г. в Женеве вышла книга «Панама русского флота» Бориса Тагеева, человека удивительной биографии, выпущенная под псевдонимом Рустам Бек. Слово «Панама» в старые времена использовалось (а кое-где и сейчас используется) в значении «афера». После грандиозного скандала, разразившегося во Франции в 1892—1893 годах из-за чудовищной коррумпированности и воровства на строительстве Панамского канала, «Панамой» стали называть любое мошенничество в особо крупных размерах.

Книга носила разоблачительный характер и была посвящена вскрытию пороков, которые были характерны для русского императорского флота в предвоенные годы и в начале войны с Японией. Тагеев знал тему неплохо – он сам участвовал в войне, служил в Порт-Артуре и попал в японский плен.

Приведём только одну цитату из этого произведения:

Остальное известно. Но как это похоже на то, что мы наблюдаем сегодня!

Наши дни. ГВМП-2020

В конце июля Россия традиционно отмечает День Военно-морского флота. В 2020 году этот день выпадает на 26 июля, и тогда же в Санкт-Петербурге прошел Главный военно-морской парад.

Парады — это хорошо, но только когда войска и силы, представленные на них, боеспособны без оговорок. В случае с ВМФ России это не совсем так, и вместо ощущения несокрушимой военной мощи Главный парад вызывает совсем другие ассоциации, в основном со временами Николая II и Рожественского.

«Фасад парада» не должен закрывать реальных проблем флота, то, что все было «красиво на параде», не должно быть оправданием существования критических проблем нашего флота (уровень которых означает даже на поражение, а разгром в войне).

А главная проблема нашего ГВМП именно в этом! У нас сейчас «все хорошо», проблем не просто «нет», их «просто не может не быть»! Причем все это происходит не только на уровне обывателя, но и «высшего военно-политического руководства». Фактически наши Главные военно-морские парады служат именно для замены реальной работы яркой картинкой.

Есть вопросы по тому, какие корабли участвовали в параде.

Зачем «тащить» на ГВМП атомный подводный крейсер (АПКР) проекта 949А? Да, это до сих пор мощный ударный корабль (под умелым управлением и командованием), фактор которого до сих пор воспринимается ВМС США как дамоклов меч. Однако модернизация АПКР проекта 949А и всего 3 поколения атомоходов была сорвана (причем сорвана фактически целенаправленно), и получить давно положенный средний ремонт (с модернизацией) реально смогут в будущем только несколько единиц атомоходов 3 поколения. На сегодня по своему техническому уровню представленный на ГВМП АПКР «Орел» соответствует техническому уровню середины 80-х годов, имея при этом серьезные ограничения по эксплуатации!

Сорванная ВМФ модернизация еще вполне пригодных к делу кораблей особенно наглядно видна на примере участников ГВМП: рейдового и базового тральщиков (подробности в статьях М. Климова «Что не так с нашими тральщиками» и «Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700″).

В своем настоящем виде это давно устаревшие и абсолютно изношенные единицы, не имеющие никакого боевого значения (только нести флаг на параде). Зачем было этот позор ВМФ выставлять на ГВМП?

Особенно с учетом того, что за границей вполне успешно модернизируют корабли наших экспортных проектов, в т.ч. противоминные.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Зачем было позориться демонстрацией на ГВМП не просто импортной противоминной системы DIAMAND (частью которой является БЭК INSPECTOR), а фактически небоеспособной системы, неспособной решать задачи в сколько-нибудь сложных (реальных) условия? Причем навязывание которой флоту сопровождалось весьма дурно пахнущими подробностями и удавливанием (ради «импорта») успешных отечественных разработок.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Представляет собой интерес и то, что не стали показывать на ГВМП-2020, а именно — корвет «Гремящий» проекта 20385. Когда-то этот корабль обещал стать развитием серии 20380 и одновременно родоначальником новой. Но не срослось.

Хочется узнать: почему он не участвовал в параде? В своё время факт того, что заказчик корабль ещё не принял, не помешал продемонстрировать на параде фрегат «Адмирал Горшков». Всё ли нормально с «Гремящим»? Стоит иметь в виду, что этот корабль оснащён принципиально новым, довольно сложным и очень дорогим радиолокационным комплексом. Кто и почему пропихнул этот РЛК на корабль ближней морской зоны, который должен быть массовым и дешёвым, непонятно. Сбивает ли воздушные цели этот корабль со своим дорогостоящим РЛК?

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Факт непоказа нового корвета на параде тревожит. Это как-то не по-нашему, спрятать новейший корабль. Есть заявление в СМИ экс-директора Северной верфи об «ускоренном проведении государственных испытаний» для того, чтобы сдать корабль ВМФ до конца августа, однако, с учетом того, что на сегодня РЛК «Заслон» «Гремящего» не смог обеспечить сбития еще ни одной воздушной цели, отсутствие «Гремящего» на ГВМП — это, скорее, «убрать с глаз Верховного» (дабы не возникали неудобные вопросы).

Еще хуже ситуация с морской авиацией…

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Морской ракетоносной авиации нет с 2010 года, у ВКС не нашлось для Верховного главнокомандующего и ГВМП даже одного Ту-22М3 из состава Дальней авиации. Это очень символично: случись война, и ВКС самолётов флоту не дадут. Своих задач навалом. Да и подготовка к полётам над морем и нанесению ударов по авианосным группам и соединениям кораблей нужна особенная (в т.ч. в части взаимодействия с ВМФ).

Демонстрация на параде абсолютно древних Ил-38 — это как рукой махнуть на противолодочную авиацию вообще: что-то там летает, и ладно… Если Ил-38Н с «Новеллой» еще что-то может, то Ил-38 с исходной поисковой прицельной системой «Баку» практически потерял боевое значение еще в 90-х годах.

Вертолёты тоже не смогли вызвать положительных эмоций: Ка-27 и Ка-29 на сегодня в России уже не производятся, до перспективной «Миноги» ещё очень далеко, по факту серийных морских вертолётов у нас нет. На модернизированных Ка-27, показанных на параде, стоит высокочастотная ГАС, малоэффективная для поиска подводных лодок, и… полностью отсутствует поисково-прицельная система (ППС). Установленные вместо «родной» для Ка-27ПЛ ППС «Осьминог» «костыли» в виде командно-тактической и радиогидроакустических систем ни в коей мере заменой «вырезанной» ППС быть не могут.

При всем при этом хорошее, безусловно, есть, и на ГВМП-2020 это был первый серийный фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350. Флот, Минобороны, ОПК провели большую работу по доводке проекта, и сейчас, несмотря на ряд узких мест (в первую очередь в части противолодочной обороны, в т.ч. из-за вертолета Ка-27М), это очень достойный проект, которым можно по-настоящему гордиться.

Пошла серия новых МРК проекта 22800, которые убедительно показали, что наша промышленность при нормальной организации в состоянии строить полностью боеспособные корабли быстро и недорого. С МРК, однако, есть вопрос: в серию «Каракуртов» и «Буянов-М» вложено примерно ¼ стоимости ударного авианосца. Встаёт вопрос: а их что, ещё и от подлодок и авиации надо охранять? Было бы куда логичнее создавать такие корабли как многоцелевые.

Но, увы, у флота сегодня новая религия – «калибризация». Дело важное и полезное, но к ней одной дело не должно сводиться даже близко. Основная угроза для России с моря – подводная. Корабли должны иметь возможность хоть как-то бороться с подлодками.

Это понимание у нас отсутствует.

Тем не менее, корабли проекта 22800 «получились», особо стоит отметить по-настоящему выдающуюся работу конструкторов. Им бы ещё правильное тактико-техническое задание…

А в авиации есть новые Су-30СМ и корабельные истребители МиГ-29КУБ. И те, и другие весьма полезны, жаль только, что их мало.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Прошла в строю в Кронштадте новенькая «Варшавянка» для Тихоокеанского флота, подлодка «Петропавловск-Камчатский», первый построенный для ТОФ носитель ракет «Калибр». Правда, сразу хочется задать вопрос: а есть ли там вменяемое телеуправление для торпед? Антиторпеды? Возможность применить ПЛУР? Низкочастотная буксируемая протяженная антенна? Ответ на все вопросы: нет. А почему?

А потому, что кое-кому было важнее отчитаться, что лодка построена, нежели напрячься и передать ВМФ корабль, боеспособный без скидок. Но вместо антиторпед (и эффективных средств противоторпедной защиты) лодка получила записи в журнале об участии в параде.

Добавляются новые «единички», но остаются критические уязвимости, каждая из которых способны потопить ВМФ даже в войне со слабым, но компетентным противником.

Как солдат, у которого есть всё – абсолютно всё, кроме патронов. И взять патроны негде. При этом нельзя сказать, что он ни на что не годен. Он здоров, тренирован физически, более-менее обучен, неплохо экипирован.

Он просто де-факто безоружен. Но для парадов это не важно, правда?

Заключение

Военный парад – это не просто праздник. Это символ военной мощи, и не зря существует в чём-то похожее по содержанию понятие «смотр». Это показ военной силы. Показ своим гражданам, чтобы создать у них чувство сопричастности, гордости и уверенности в могуществе того общества, частью которого они являются.

Показ другим нациям: одним, чтобы боялись напасть, другим — чтобы верили в возможности потенциального союзника.

Парады — важный элемент международной дипломатии. Можно вспомнить грандиозные парады в Англии на Спитхэдском рейде. В 1937 году на параде в честь коронации Георга VI там присутствовал советский линкор «Марат».

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Ирония ситуации в том, что именно смотр и маневры на Спитхэдском рейде, показанные Вильгельмом III Петру, стали одним из ключевых факторов, сделавших Россию морской державой. В связи с этим неудивительна эмоциональная реакция в британских СМИ на наш Главный военно-морской парад.

Здесь же необходимо отметить весьма достойное представление России на параде в честь 70-летия НОАК в 2019 г. в Циньдао. В нём принял участие новейший фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», что было куда лучше, чем если бы с Тихоокеанского флота пришёл старый корабль советской ещё постройки. «Горшков» показал нашим соседям, что, в каком бы кризисе мы ни находились в части кораблестроения, но наши конструкторы и инженеры по-прежнему способны создавать современную боевую технику, а промышленность, пусть и медленно, но начинает выходить из кризиса. Это был важный сигнал.

Но за «парадной дипломатией» должны стоять реальные возможности, а они в случае с ВМФ должны подразумевать отсутствие серьёзных уязвимостей.

Мы можем позволить себе строить мало кораблей, но не можем позволить себе оставлять «дыры» в обороноспособности, например, в противоминных возможностях.

Путь наши подлодки устарели по сравнению с лодками противника, но их потенциал должен быть реализован по максимуму, со всеми средствами гидроакустического противодействия, антиторпедами и высоким уровнем выучки экипажей, прежде всего тактической. Тогда послание, которым является парад, отражает реальность и приносит стране безусловную пользу.

Но если парад представляет собой гигантский блеф и если за ним потом следует то, что последовало за торжественными смотрами начала прошлого века (Порт-Артур и Цусима), то эффект от парадов обращается в катастрофу, и союзники и противники полностью теряют веру и страх. Но самое главное – полностью и безоговорочно теряется вера во власть у своего населения.

за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада
за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть фото за что держатся моряки на корабле во время парада. Смотреть картинку за что держатся моряки на корабле во время парада. Картинка про за что держатся моряки на корабле во время парада. Фото за что держатся моряки на корабле во время парада

Несколько уничтоженных «всухую» подлодок и заминированная база, из которой мы не можем быстро и без потерь выйти, создадут у населения впечатление не просто о том, что ему лгали, а о слабости, неполноценности и непригодности всей государственной машины.

При этом в силу того, что толпы не умеют мыслить рационально, ложью будет считаться вообще всё, что исходит от властей. Даже правда.

А это уже революционная ситуация.

Так что военно-морские парады, за которыми не стоит реальная сила, могут выйти нам настолько боком, что это не поддаётся никакому описанию. Это не значит, что их не надо проводить, ни в коем случае. Они нужны и именно в том виде, в котором их проводят. Просто они не должны подменять собой реальные военные возможности.

Парады нужны. Но военная сила, которая демонстрируется на ГВМП, должна быть настоящей. Без единого бутафорского элемента. Настоящие тральщики с настоящими, а не музейными противоминными возможностями, настоящие, а не мифические антиторпеды на всех без исключения боевых кораблях и подлодках, настоящие гидроакустические станции на корабельных вертолётах, а не раритеты, от которых турки попадали бы на землю от смеха.

Сейчас это, к сожалению, не так, и для нашей страны это очень опасно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *