за что людям в организации платят деньги
Как объяснить сотрудникам, за что они получают деньги
Больше половины сотрудников не ощущают свою причастность к общему делу и не понимают, за что конкретно им платит работодатель, выяснили специалисты Kenexa High Performance Institute. Работодатели в таких случаях рискуют: те, кто не видит связи между результатами и оплатой, увольняются вдвое чаще
Вознаграждение Медведева на 10% состоит из фиксированного оклада и на 90% — из части нераспределенной прибыли, которая ему полагается как акционеру.
Но при измерении результатов его труда ему, по его собственным словам, проще ориентироваться на оборот, а не на чистую прибыль: доходность бизнеса в последние два года находится примерно на одном уровне.
Рост оборота компании и доли наиболее прибыльных направлений деятельности в его структуре он сам называет основными индикаторами собственной эффективности.
Продавцам везет
Больше половины (52%) сотрудников не видят связи между оплатой труда и его результатами — к такому выводу пришли исследователи Kenexa High Performance Institute, опросившие представителей 23 стран: 10 000 американцев и по 1000 респондентов из других стран, кроме Индонезии и Южной Кореи, в каждой из которых выборка составила 400 человек. Все опрошенные — штатные сотрудники компаний, в которых работают больше 100 человек.
Знают точно, за что им платят, лишь 29% респондентов, еще 19% не смогли уверенно ответить на вопрос исследователей. Лучше всего связь между результатами и оплатой прослеживается на позициях, связанных с продажами (47%), и у руководителей среднего звена (43%). Для остальных категорий сотрудников (администраторов, супервайзеров, технических работников и работников сервисных служб) эта доля составляет меньше 30%.
Каждый за себя
Сергей Каширин, гендиректор сети Sun Fashion, торгующей солнцезащитными очками дорогих брендов, не скрывает, что такая проблема существует и в его компании. «Особенно это касается линейного персонала и менеджеров среднего звена, — говорит он. — Задача наших продавцов — сделать из каждого посетителя покупателя. Чтобы они лучше это понимали, мы устанавливаем для них план продаж и премиальный фонд на весь коллектив, но выручку делим не поровну, как это обычно делают в других магазинах, а оцениваем вклад каждого продавца. При оформлении чека на кассе сотрудник выбирает свою фамилию». Чтобы продавцы понимали свои доходы вплоть до копейки, в компании существует специальная программа, в которую люди могут вбивать личные продажи за день и тут же получать результат. В структуре совокупного дохода продавца фиксированный оклад составляет лишь 35%, причем из года в год эта доля снижается, говорит Каширин.
Чем ниже должность сотрудника, тем меньше его интересует вопрос, как вознаграждение связано с результатами труда, сказала Наталья Яковлева, основатель и руководитель ГК «Авис». Впрочем, с руководителями высшего звена тоже не все так просто. Если, к примеру, фиксированные оклады менеджеров высоки при неясных (или маленьких) премиальных, то за реализацию трудоемких проектов они будут браться с неохотой, вздыхает Яковлева.
За что ставят тройку
«У нас есть система оценки деятельности каждого сотрудника, которая называется “Диалог”, — рассказывает Наталья Мамаева, менеджер отдела компенсаций и льгот “JTI Россия”. — В течение года руководитель корректирует работу подчиненного с целью повышения эффективности. В конце года подводится итог по пятибалльной шкале: “тройка” соответствует 100%-ному достижению результата». После аттестации оклад сотрудника может быть пересмотрен, добавляет Мамаева.
«Связь между компенсацией и результатом для специалистов часто теряется из-за проблем роста бизнеса компании, — полагает Ольга Киблер, HR-директор Parallels в России. — Когда Parallels из коллектива в 100 человек перешагнула рубеж 700, мы заметили, что люди перестали чувствовать, что их труд ценят». В 2008 г. здесь решили проводить процедуры оценки персонала. «Они позволяют нам поощрять хороших работников и отслеживать «сотрудников-паразитов», — отмечает она.
За что получает деньги наемный работник? Не понимаете? Сейчас поймете
«За что я плачу тебе деньги?» — обычный вопрос работодателя работнику, причем саркастический, как правило.
«За что я тут корячусь на тебя?» — столь же обычный вопрос работника к работодателю.
Разобраться, за что же действительно работодатель платит деньги наемному работнику, поможет моя собственная теория, закодированная в десять букв – «ПЗП – ПЗС – ПЗПИ»
Доступность как ресурс. «Плата за присутствие» (ПЗП)
Если сотрудник просто пришел на работу, это само по себе уже создает для работодателя ценность, даже если именно сейчас загрузки для этого сотрудника нет (а может и весь день не будет загрузки).
Ценность эта заключается в том, что сотрудник становится доступен нам как свободный трудовой ресурс, который можно будет использовать в любой момент, когда в этом возникнет необходимость.
Эта ценность должна быть оплачена, и она оплачивается.
Часть заработной платы ЛЮБОЙ сотрудник получает именно за это, т.е. за свое присутствие на рабочем месте, вне всякой зависимости от мнения на этот счет его самого и его работодателей.
«Плата за присутствие» (ПЗП) занимает наибольшую часть в оплате труда, например, охранников, продавцов в магазинах, дежурных ремонтников и электриков. В случае охранников это абсолютно очевидно всем. Неочевидно то, что руководители тоже сюда относятся.
В общем случае ПЗП всегда занимает (явно или неявно) весомую долю в оплате труда тех сотрудников, для которых главной или одной из важнейших задач является обеспечение стабильности какого-либо бизнес-процесса.
Само наличие ПЗП является одним из четких маркеров того, что человеку оплачиваются трудовые отношения, а не подрядные работы (где всегда оплачивается только результат).
Безусловно, что ПЗП тем больше, чем выше качество трудового ресурса сотрудника. Это также очевидно. Никто не будет долго оплачивать ПЗП балбесу или разгильдяю, который не может эффективно действовать тогда, когда появилась загрузка и в нем возникла нужда. И наоборот, очень квалифицированный и опытный сотрудник вправе рассчитывать на высокую оплату самого факта своего присутствия на рабочем месте, если он при этом всегда готов эффективно решить возникшую задачу.
Обеспечение стабильности текущих бизнес-процессов путем компенсации возникающих негативных изменений. «Плата за стабильность» (ПЗС)
Существует знаменитый пример (возможно, легендарный) характерной ПЗС (в сочетании с ПЗП). Это история о том, как Генри Форд оплачивал труд бригад, занимавшихся ремонтом и обеспечением работоспособности автомобильного конвейера.
Ремонтники получали повременную оплату (высокую), но только за то время, когда конвейер работал в штатном режиме. В это время от них требовалось только присутствие на работе в трудоспособном состоянии (ПЗП!). При этом, пока конвейер работал, они могли заниматься в своем помещении чем угодно. Можно готовить инструменты, можно играть в карты, можно спать и т.д.
Если конвейер ломался и останавливался, в помещении ремонтной бригады включалась световая сигнализация и звучала сирена. Именно в этот момент прекращалось начисление повременной платы ремонтникам. Оно возобновлялось только тогда, когда конвейер возвращался в штатный режим работы. Дальнейшие комментарии излишни.
Это был наиболее «чистый» пример ПЗС как платы не за труд в обыденном понимании («делание чего-нибудь»), а платы за определенный результат – поддержание на приемлемом уровне стабильности протекания необходимых компании бизнес-процессов.
Если этот результат (стабильность бизнес-процесса) устраивает работодателя (т.е. соответствует его нормам и стандартам), то сотрудник имеет безусловное формальное право на ПЗС вне зависимости от того, «делал» ли в общепринятом смысле он что-нибудь в это рабочее время.
Понятно, что демонстративное «ничегониделание» не способствует дисциплине, и люди деградируют, поэтому обычно это «свободное время без загрузки» сотрудника руководители «забивают» чем-нибудь еще, при этом часто совершаются типичные управленческие ошибки, когда человека нагружают второй процессной регулярной деятельностью в качестве прямого исполнителя, что приводит к конфликту приоритетов. Можно привести «химически чистый» пример такой ошибки – давайте заставим дежурного «аварийного» слесаря-ремонтника, который обычно «просто сидит», исполнять также функции охранника на воротах. До первой серьезной аварии все будет идти неплохо…
В общем случае, «забить» условно свободное время сотрудника, занятого обеспечением стабильности какого-то процесса, дополнительными обязанностями, можно и нужно, но правильно будет соблюсти при этом следующие условия:
N.B.
Бизнес-процесс в данном случае понимается в стандартном определении проектного менеджмента, т.е. как установившаяся регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для компании.
Бизнес-процесс может быть (а может и не быть) основан на каком-либо техническом процессе (работе оборудования, например).
Бизнес-процесс должен, не требуя непрерывного управления «сверху», работать в пределах неких «нормальных» рамок своих параметров (та самая стабильность). При этом изменения, нарушающие стабильность, нежелательны и должны быть скомпенсированы управлением «сверху».
Участие в проектной деятельности (инициация и управление позитивными изменениями). Плата «за позитивные изменения» (ПЗПИ)
Сюда входят все возможные мотивационные схемы, в которых вознаграждение деньгами рассчитывается «от результата». Под результатом понимается некое позитивное изменение – прирост объема продаж, или маржи, или прибыли, или исполненный проект и т.д.
Обычно те, кто оплачивает труд наемного персонала, считают, что они платят именно ПЗПИ, не понимая, что все сложнее на самом деле.
За что вам платят деньги на работе?
В своей речи в 1935-ом году Иосиф Сталин выдвинул лозунг, ставший впоследствии крылатой фразой: «Кадры решают все». Историческая оценка автора фразы неоднозначна, но озвученный им принцип взят на вооружение. Спустя шестьдесят шесть лет семнадцать человек, среди которых были Бек, Кокбёрн и Фаулер, подписали Agile-манифест разработки программного обеспечения, первой ценностью которого значилось: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов».
Сейчас много написано о том, насколько важны люди для любого бизнеса, что нужно отбирать лучших и как это делать. Эти книги написаны специалистами по HR для других специалистов по HR или руководителей, подбирающих себе сотрудников. Но что это означает на практике для «простых людей» — специалистов, ищущих работу, желающих строить карьеру и развиваться профессионально?
Что продается и покупается?
Для начала надо разобраться с основами. Что именно продает работник своему работодателю за зарплату? Распространено мнение, что сотрудник продает работодателю свои знания и навыки. Это достаточно логичный и очевидный ответ, который, вроде бы, подтверждается фактами. Например, в описаниях вакансий и резюме сотрудников можно найти списки языков и технологий, которые составляются очень аккуратно, чтобы ничего не упустить. Тем более, что в нашей сфере описания навыков просто формализуются: набор двух-, трех-, четырехбуквенных аббревиатур позволяют легко и компактно описать все, что нужно. Соответственно, распространено мнение: чем больше знает и умеет человек, тем дороже стоят его услуги.
Навыки важны. Если работа предполагает программирование на С++, то вряд ли человек, не знающий этот язык, может быть полезен. Но верно ли обратное? Гарантируют ли знания и навыки то, что человек принесет пользу на своём месте? Нет, не гарантирует. Бывает, что формально компетентный человек не приносит особой пользы или даже является балластом, то есть создает дополнительные проблемы.
Жил-был новоиспеченный менеджер Вася. Он сам недавно был техническим специалистом. И подобрал он себе сотрудников в надежде создать супер-команду, которая всех порвет. Но излишний фокус на технических навыках сыграл с ним злую шутку.
Обладая ментальностью технаря, он много внимания уделил знаниям технологий и подобрал очень сильных в этом отношении специалистов. Собрав команду, он с облегчением вздохнул: «Ну, теперь-то все будет хорошо!»
Однако спустя некоторое время, ему стало понятно, что хоть люди все и хорошие, но лыжи почему-то не едут. В чем это выражается? Сроки срываются, результат не устраивает клиента, сделанное приходится переделывать, а бесплодные споры съедают время.
Наш герой пытается бороться с этим, усиливая контроль и внедряя процесс, но это не даёт ожидаемого результата: микроменеджмент отнимает всё время, а попытки написать регламенты на все случаи жизни приводят к зашкаливающей бюрократии. Постепенно он понимает, если человеку чего-то не хватает внутри, то никакими внешними методами воздействия его не заставишь эффективно работать.
Причин, по которым технически грамотный человек оказывается бесполезен, может быть множество: не нашел общего языка с коллегами, не заинтересован в проекте, не вписался в существующий в компании стиль руководства, невнимателен к мелочам, боится принимать решения. Список можно продолжать, наверное, до бесконечности. Получается забавная ситуация. Хотя в вакансиях пишут о навыках, обладание навыками само по себе бесполезно. От того, что человек внутри себя что-то знает, никому ни холодно и ни жарко, за это знание платить никто не хочет. Хотят платить за создаваемую с применением этих знаний и навыков ценность, как ее понимают в этом конкретном месте. При этом совпадение описанных в резюме регалий с требованиями вакансии ничего не гарантирует.
Что же в итоге получается? Хоть на рынке труда все говорят в терминах знаний и навыков, но по-настоящему хотят получать от работников пользу, ценность. Сложность же заключается в том, что прямой однозначной связи между этими вещами нет.
Как это можно объяснить?
В теории систем есть понятие «эмерджентность», оно же «системный эффект». Это явление, при котором система демонстрирует какие-то свойства, не являющиеся суммой свойств элементов. Пример от противного: масса человека не является эмерджентным свойством. Масса человека просто складывается из масс всех его частей. Если от неправильного питания где-то прирастёт килограмм, то масса человека абсолютно прозрачным образом на тот же килограмм увеличится. Поведение, напротив, является эмерджентным свойством. Отдельные части человека не способны делать то же самое, что и целый человек просто в меньших количествах. Проявление такого свойства нельзя однозначно спрогнозировать из свойств элементов системы.
Способность создавать ценность — это эмерджентное свойство системы, которая состоит из сотрудников, руководителей, окружающей их среды того бизнеса, в котором они работают. Специальные навыки и знания сотрудников здесь лишь один из факторов успеха, важный, но не определяющий. Ничуть не менее важно, смогут ли все эти части системы адаптироваться и взаимодействовать друг с другом, чтобы возник тот самый системный эффект создания ценности. Способность людей адаптироваться друг к другу и к обстоятельствам определяется их личностными характеристиками, культурным багажом, уровнем развития общих компетенций (soft skills), мотивацией. Если эти факторы срабатывают как надо, то выстраивается такая система взаимодействия, которая и работает как «средство доставки» специальных навыков к проблемам, требующим их применения.
Какие практические следствия имеет эта модель для человека, строящего свою карьеру?
Продавать не навыки, а ценность
Выше было показано противоречие между распространенным убеждением «продаются навыки» и реальной потребностью работодателей. К чему это может привести на практике, рассмотрим на следующем примере.
Жил-был программист. Он проработал в компании три года, изучил за это время новые языки и технологии. Ощущая рост своих знаний и навыков, он решил, что достоин повышения до старшего разработчика или тимлида. Собравшись с духом, он пошел к своему руководителю и выдвинул свои требования, подкрепив их своим главным аргументом — возросшим уровнем подготовки. К его разочарованию руководитель был явно не в восторге от услышанного и отделался общими фразами о том, что он сделает все возможное, но ничего конкретного сейчас обещать не может.
В чем ошибка программиста в этом примере? Он пришел продавать свои навыки, а не ту ценность, которую он бы мог при помощи этих навыков создавать. По сути сотрудник говорит: «Я требую, чтобы вы нашли достойное применение моим навыкам» — и перекладывает эту заботу на плечи руководителя. Почему такой подход плохо работает? Потому что это нагружает руководителя проблемой, в решении которой, в первую очередь, должен быть заинтересован сам сотрудник.
Чтобы повысить шанс на успех, следовало зайти к руководителю не с требованием, а с интересным предложением. Это могло бы выглядеть вот так: «У нас есть вот такая проблема, мне было бы интересно этим заниматься, и у меня есть идеи, как ее можно решить. Давайте обсудим?»
В чем принципиальное различие этих подходов? Продажа своих навыков не предполагает знания клиента. Ценность заключена в самом человеке, а значит он будет везде одинаково полезен. Продажа ценности предполагает знание клиента, поскольку создание ценности происходит только во взаимодействии с ним и его уникальной ситуацией. Естественно, чтобы так зайти, надо предварительно подготовиться: собрать информацию о том, что происходит в компании, побеседовать об этом с коллегами и руководителями, проанализировать актуальные проблемы, сформировать по ним свои предложения. Хорошим побочным эффектом этой деятельности станут деловые связи.
Не все люди и места работы подходят друг к другу
Если отойти от концепции «мои навыки — моя ценность» и оценить пользу концепции «мое успешное взаимодействие с клиентом — моя ценность», то становится очевидно и то, что ценность может сильно меняться от ситуации к ситуации без изменения навыков. Нельзя нравиться всем людям, нельзя и быть одинаково полезным сотрудником для всех работодателей. Если человек плохо работает, то это не означает, что он в принципе некомпетентен. Может быть, ему просто надо найти другое место работы.
Планировать свое профессиональное развитие
Но какое это должно быть место? Чтобы понять, какой работодатель нужен, надо сначала разобраться в самом себе. Понять свои цели, карьерный план, сильные и слабые стороны. Определить, какую именно ценность и в каких условиях ты готов создавать сейчас и в будущем. По сути это означает системный подход к планированию своей карьеры. Имея в голове такой план, можно оценивать работодателей по степени соответствия ему, отбрасывая тех, которые в него не вписываются.
За что на самом деле платят деньги
За работу никто уже давно не платит или платят копейки. В мире почти 8 миллиардов людей, и всегда найдутся те, кто сделает работу быстрее и дешевле. Тем более учитывая «правило какого-то азиата», которое гласит: как бы хорош ты в чем-либо ни был, всегда найдётся какой-то азиат, который делает это лучше. Нормальные деньги платят не за то, что ты руками что-то делаешь (неважно, укладываешь асфальт на дороге или бумажки в офисе перекладываешь), а за редкие качества. Если у тебя нет ресурсов на организацию своего дела или просто на самодостаточную самозанятость — возможно, стоит прокачать какое-то полезное качество.
1. Уникальные навыки
Отличный кассир в «Магните» или «Табрисе» получает меньше, чем плохой геологоразведчик. Даже если у кассира опыт лет 15–20, это не играет роли: его навык практически бесполезен, и без труда можно найти сотню штрейхбрекеров на это место всего за пару дней. Поменять даже плохого геологоразведчика можно, но новый специалист будет ещё дороже, и найти его непросто: таких специалистов выпускают штучно, если смотреть в масштабах страны.
Мораль этой истории не в нефти или других полезных ископаемых, а в редкости навыка. Чем более редким, но полезным навыком ты овладеешь, тем больше сможешь требовать за свою работу денег. Ведь при наличии такого навыка уже ты становишься тем, кто выбирает место и условия труда. Уже компании и корпорации рассматриваются тобою как штрейхбрекеры. Не согласились вписать ещё один нолик в контракт? Согласятся другие. Конечно, это пример утрированный, но смысл именно таков. Платят не за работу, а за степень уникальности навыков.
2. Редкие знания
Можно получать большие деньги за редкие или тем более уникальные знания. Плохой физик-ядерщик, работающий на АЭС, получает несоизмеримо больше лучшего в мире кондуктора. Хотя у последнего работа намного тяжелее. Но дело в том, что при необходимости физик-ядерщик легко сможет выполнять функции кондуктора, а кондуктор не сможет выполнять функции физика-ядерщика.
Школьный учитель получает намного меньше преподавателя из вуза — это не потому, что в вузе работа тяжелее, скорее даже наоборот. Дело опять же в знаниях. Чтобы работать школьным учителем, нужно просто окончить соответствующий факультет в одном из высших учебных заведений. Чтобы работать преподавателем в вузе — нужно закончить магистратуру или опубликовать какие-то научные труды, защитить какие-то степени. То есть получить более высокие и уникальные знания. За них заплатят больше.
3. Полезные связи
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Истина жизни, регулярно подтверждающая свою истинность. Имея нужные связи, можно сократить путь до чего угодно, можно сократить необходимые для достижения результата усилия. За такие связи, конечно, тебе заплатят. Вот простейший пример: риелторы. Они получают деньги за свои связи, у них есть база «знакомых» продавцов недвижимости и такая же база покупателей. За умение найти нужных людей и «соединить» их риелторы и получают деньги. А совсем не за продажу недвижимости.
Ещё простой пример: сетевой маркетинг. Он полностью построен на связях и знакомствах — чем их больше, тем выше ты в иерархии. Часто можно встретить объявления о приглашениях в разные структуры, но сразу со своей базой. То есть сам сетевик реально не нужен, он бесполезен, и этой деятельности можно научить кого угодно, но вот его связи, его база уже стоят денег — за них заплатят.
Естественно, чем уникальнее, полезнее и шире связи у человека, тем больше денег он может за них получить. Международные представители государственного уровня получают сумасшедшие деньги совсем не за своё сидение в кабинетах — у этих людей есть высочайшие связи в разных странах мира. Эти связи так широки, что могут быть применены сотнями способов. Мексиканский наркокартель начинает рост не тогда, когда организует много лабораторий по всей стране, а когда находит нужные связи для переправки товара к потребителю. Иначе, имей такой картель хоть миллион тонн дури, какой в ней прок, если непонятно, как её доставить до потребителя.
4. Ответственность
Могут платить за готовность человека брать на себя ответственность. Чем она выше, тем больше заплатят. Вот смотри, работники всевозможных ломбардов получают ощутимо больше денег, чем простые продавцы продуктов. Это потому, что приёмщик в ломбарде берёт на себя ответственность за принимаемый товар, он должен проверить его исправность, состояние, оценить стоимость и предложить адекватную сумму. Если вместо настоящего айфона он примет китайскую копию, то встрянет тысяч на 15–20 и платить будет из своих кровных.
Хирурги получают большие деньги потому, что их ошибка может стоить человеку жизни — они несут за него ответственность. Если ошибка будет квалифицирована как халатность, то хирург может лишиться свободы и права работы по специальности. Чем большую ответственность готов брать на себя человек, тем больше денег он может требовать как компенсацию.
Что вам должен работодатель кроме зарплаты
На работе всем платят зарплату. Но это не все, что можно требовать от работодателя. Если у вас трудовой договор, можно получать деньги за время отдыха, болезни, возмещать расходы на бензин, проезд и питание, а еще забирать на работе деньги из госбюджета. Вот несколько выплат, которые положены тем, у кого есть трудовой договор. Требуйте, и дано будет вам.
Вот что вам должен работодатель
Больничные
Кому должны. Больничными называют пособия по временной нетрудоспособности. Это деньги, которые работодатель заплатит за время болезни, если есть больничный лист. То есть можно отлежаться дома или лечиться в больнице, не ходить на работу и не исполнять свои обязанности, а каждый день все равно оплатят. Это не выбор работодателя, а требование федерального закона: заболел работник — заплатите ему.
Кто платит. Первые три дня болезни работодатель оплачивает своими деньгами. С четвертого дня больничные возместит соцстрах — это тот фонд, куда работодатель каждый месяц платит за вас страховые взносы как раз на случай временной нетрудоспособности.
Заявление на выплату пособий из-за болезни сотрудник подает работодателю. А дальше уже компания либо заплатит сама, а потом попросит возмещения из фонда, либо передаст документы в фонд и деньги работнику придут напрямую из бюджета — так работает проект «Прямые выплаты» в некоторых регионах.
Как посчитать. Больничные платят за каждый календарный день болезни — их считают по больничному листу. Это может быть неограниченный период — хоть за полгода. Или несколько дней оплатят, а остальные нет — например если больничный лист выдан по уходу за членом семьи.
За каждый день платят средний дневной заработок. Формула расчета:
Еще при расчете больничных учитывают страховой стаж. 100% от среднего заработка получат только те, кто был застрахован как минимум 8 лет.
С 2021 года пособие по временной нетрудоспособности за полный месяц болезни не может быть меньше МРОТ — независимо от стажа работника и причины нетрудоспособности. Средний заработок за каждый день болезни в 2021 году составит минимум 412,64 Р : 12 792 Р / 31 день. Даже если стаж меньше восьми лет, а зарплата не выше МРОТ. Для месяцев, в которых меньше 31 дня, средний заработок будет выше.
Отпускные
Кому должны. Всем работникам с трудовыми договорами положен ежегодный оплачиваемый отпуск. В это время не нужно работать, но можно получать деньги за каждый день отдыха. Каждый отработанный год дает право на 28 календарных дней отпуска. Его можно разделить на несколько частей при условии, что одна из них будет не меньше двух недель.
За отпуск платят заранее — за три дня до его начала.
Кто платит. Отпускные платит работодатель, и ему их потом никто не возмещает. Но это не значит, что работодатель может не платить за ваш отдых. Он обязан предоставить положенное время для отпуска и отдать деньги, потому что это гарантирует трудовой кодекс.
Как посчитать. За каждый календарный день отпуска платят средний дневной заработок. Его считают не как для больничных, а по другой формуле — за 12 календарных месяцев. Сумму выплат за расчетный период делят на число фактически отработанных дней.
Количество отработанных дней считают за полные и неполные месяцы отдельно. Проще всего разобраться на примере с конкретными числами. Но есть вариант еще удобнее: совсем скоро выйдет калькулятор, который поможет не только заранее посчитать свои отпускные, но и запланировать выплаты после отпуска, чтобы не остаться без денег.
Командировочные
Кому должны. Если работа связана со служебными командировками, работник не обязан ездить по делам компании за свой счет. Например, менеджер отдела продаж должен поехать на презентацию в другой город на три дня. Работодатель должен оплатить ему расходы, связанные с командировкой: проезд, гостиницу, питание.
Кто платит. Командировочные — это расходы работодателя. Компенсаций из бюджета нет.
Если по работе придется ездить в командировки, заранее уточняйте, как оплачивают расходы. Чтобы не получилось, что нужно добираться «Блаблакаром», питаться фастфудом и ночевать на вокзале.
Единственное, что регулирует закон, — это размер суточных, который не облагается взносами и НДФЛ. Но это больше касается налогов и учета у работодателя. Обязательно сохраняйте все документы о расходах во время командировки. Они нужны для отчета и начисления налогов.
Компенсация за использование личного имущества
Кому должны. Если работник использует личное имущество в интересах работодателя, он может требовать компенсацию. Например, курьер развозит товары на своей машине. Или дизайнер создает логотипы на своем ноутбуке, а швея делает бортики для детских кроваток на своей швейной машинке.
Но эту компенсацию нельзя получить просто так, по требованию, например если прийти к работодателю и сказать: «Я тут поработал дома на своем компьютере, дайте денег за амортизацию». Требовать можно, только если есть договоренности и документы. В остальных случаях — на усмотрение работодателя.
Одно из условий компенсации — работодатель должен заранее знать, что используется личное имущество и это точно в его интересах. Все условия нужно обговаривать при подписании трудового или коллективного договора. Иначе может получиться так, что по работе и правда придется много ездить на своей машине, а компенсация за это не положена. Или наоборот: вы ездите на машине по служебным делам, можете получать деньги на бензин и ремонт, но не в курсе своих прав и ничего не просите, хотя в договоре это предусмотрено.
Кто платит. Компенсацию за личное имущество платит работодатель. Это его расходы, которые никто не возмещает.
Как посчитать. Выплаты зависят от условий договора. Это может быть фиксированная сумма или возмещение расходов по чекам. Например, всем работникам компания может выплачивать по 500 рублей в месяц на связь и по 1000 рублей на бензин. А может платить за бензин по чекам или по километражу, тогда расходы будут зависеть от фактического использования машины. В законах никаких лимитов и норм по компенсациям нет, поэтому всегда читайте трудовой договор и задавайте вопросы до его подписания.
Детские пособия
Кому должны. Если работница уходит в декрет или сотрудник компании решил пойти в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, работодатель будет платить им пособия.
Вот список таких выплат:
выплата при рождении ребенка в 2021 году
Автоматически эти пособия не начисляют. Если вы не в курсе, что имеете право на детские пособия, никто вам их на карту не переведет: нужно написать заявление и подтвердить право на выплаты документами.
Кто платит. Если есть трудовой договор, детские пособия в любом случае оформляет работодатель — документы нужно нести ему. Но деньги он возьмет из бюджета: их возместит соцстрах. По проекту «Прямые выплаты» пособия могут платить напрямую работнику — из бюджета ему на карту. Но это не во всех регионах. И заявление все равно подают на работе, а дальше бухгалтерия разберется.
Компенсацию за отпуск по уходу за ребенком до трех лет работодатель платит сам — это 50 рублей в месяц. И только при условии, что родитель реально сидит с ребенком.
Если планируете рождение ребенка или у вас уже есть дети и трудовой договор, почитайте подборку статей о детских выплатах на работе и не только:
Возврат НДФЛ с помощью вычетов
Но есть способ проще. Вы не ждете следующего года, а сразу после покупки квартиры получаете в налоговой справку о праве на имущественный вычет. Ее делают прямо в текущем году в течение месяца. Эту справку относите на работу, и с вас перестают удерживать НДФЛ. Тот налог, что вы раньше платили в бюджет, теперь получаете как прибавку к зарплате. Ждать конца года и подавать декларацию не придется.
У работодателя можно получить такие вычеты:
Работодатель не может отказать вам в предоставлении вычета. Если есть заявление или справка — пусть перестают удерживать НДФЛ.
Кто платит. Работодателю вычеты ничего не стоят. Он не платит за это своими деньгами. НДФЛ удерживают из вашей зарплаты, а работодатель выступает только налоговым агентом — переводит ваши деньги в бюджет. Если есть справка о праве на вычет, бухгалтер просто не удерживает и не перечисляет налог, но фирма при этом ничего не теряет.
Если не знали о таком способе получить вычет, еще не поздно забрать из бюджета налог за текущий год — на работе и без декларации.
Вынужденный прогул
Кому должны. Допустим, вы пришли на работу, а там все сломалось: нет света, на этаже потоп, отключили интернет. Вы готовы работать, но должны уйти домой. Вам все равно должны заплатить — за простой не по вашей вине.
Или вы отпросились из-за болезни, а работодатель уволил вас за прогул. Вы ему больничный лист, а он вам — трудовую книжку. Пока разбираетесь, работать не можете. А когда разберетесь, выяснится, что работодатель неправ и обязан восстановить вас в должности. Но этого мало: еще он должен выплатить компенсацию за вынужденный прогул. Это те дни, когда вы не ходили на работу не по своей вине, а из-за нарушения своих прав.
Кто платит. Вынужденный прогул или простой оплачивает работодатель за свой счет.
Как посчитать. Обычно на работе восстанавливаются по решению суда, а сумма компенсации указана в решении. За каждый день вынужденного прогула платят средний заработок за рабочий день. Но из общей суммы могут вычесть выходное пособие, если оно выплачивалось. Дополнительно можно потребовать компенсацию морального ущерба.
Простой не по вине работника оплачивают исходя из ⅔ средней зарплаты. А вот простой по вине работника не оплатят.
Компенсация за задержку зарплаты
Кому должны. Зарплату должны платить каждые полмесяца: аванс и остаток. Конкретные дни выплат установлены в трудовом договоре, и работодатель обязан соблюдать эти сроки. Если написано, что аванс платят 20 числа каждого месяца, а зарплату — 5 числа следующего месяца, эти суммы нельзя перечислять 25 и 10 числа. Зарплата, отпускные и другие выплаты с опозданием — это повод требовать компенсацию.
Кто платит. Компенсация за задержку зарплаты — это расходы работодателя. Даже если он не виноват, компенсацию все равно обязан выплатить.
Как посчитать. Компенсацию начисляют в процентах от зарплаты — 1/150 ключевой ставки ЦБ, которая действовала во время просрочки, за каждый день задержки. Это минимум, который гарантирует трудовой кодекс. Сумма может быть и больше, если это предусмотрено в трудовом договоре.
Компенсацию считают для каждой невыплаченной суммы отдельно. Если задержали часть зарплаты, проценты начислят на эту часть, а не на весь оклад.
Например, зарплату в размере 50 000 Р задержали на 20 дней в июле 2019 года. Ставка ЦБ в это время — 7,5%. Каждый день задержки обойдется работодателю в 0,05% от суммы выплаты — по 25 рублей в день, 500 рублей за весь срок. Фактически доходность задержки зарплаты составляет для работника 18,25% в год. Если требовать эту компенсацию, компании будет выгоднее взять кредит, но вовремя заплатить сотрудникам, чем пользоваться их деньгами и платить за каждый день просрочки.
Сверхурочная работа
Кому должны. Сверхурочная работа — это когда по договору у вас рабочий день с 9 до 18 часов, но вдруг из-за сложного и важного проекта пришлось работать до 20 часов. Это два часа сверхурочной работы.
Если пришлось задержаться по просьбе работодателя, переработку должны оплатить дополнительно. Но если вы сами решили остаться еще на два часа, потому что до этого несколько раз отпрашивались или не рассчитали силы, компенсация не положена.
Кто платит. Сверхурочная работа всегда в интересах и по инициативе работодателя, поэтому платит он без компенсаций за счет государства. При условии, что это не госорган, где зарплату получают из бюджета.
Как посчитать. За сверхурочную работу могут заплатить деньгами или дать дополнительный день отдыха. Вариант выбирает работник. Если компенсация деньгами, она должна быть больше обычной зарплаты:
Если хотите взять отгул, то время отдыха будет равно количеству часов сверхурочной работы. Если накопился день, можно не прийти на работу в пятницу. Если отработали сверхурочно два часа, можно пораньше уходить из офиса в течение двух дней. Отгул может быть и больше, но уже по договоренности с работодателем. Например, директор может предложить: «Задержитесь сегодня на два часа, чтобы доделать проект, — и завтра у всех выходной». Но все это нужно оформлять документами. А то не придете на работу — а вам прогул и увольнение по статье.
Работал в одной компании сисадмином. Флешки и прочую мелочевку покупал за свой счет по мере необходимости, лениво было с отчетами по каждой трате возиться чтоб деньги из кассы вернуть, зп позволяла.
Иногда оставался на ночь на работе, т.к. надо было некоторые вещи делать в отсутствии работников.
Никаких компенсаций за все это не просил, но финдир как-то прознала обо всем этом и просто договорилась с гендиром о том, что мне накинут 20% зп на постоянной основе)
Жаль таких компаний крайне мало..
Екатерина, очень было бы интересно увидеть статью про ненормированный рабочий день, а то это понятие кто как хочет так и трактует.
Как начнешь выдвигать требования, сразу можешь попрощаться с работой. И это везде..
Наталья, сегодня ищешь правду, а завтра работу)
Наталья, требования должны быть коллективными, одного уволить можно, а заменить коллектив, то проще директора)
Igor, так плати больше зарплату работникам как подрядчиков найми.платите копейки еще и возникаете по поводу налогов
Igor, закрой свой бизнес тогда, жлоб, и иди работай охранником в РЖД, выплаты он не хочет платить и соблюдать закон не собирается. Очень радуюсь, когда таких «работодателей» привлекают к реальной ответственности, а порой и сроки дают. Нечего к людям как к рабам относиться.
Работал я как-то в такой знаменитой компании РЖД. Так там в порядке вещей каждый день задерживаться из-за самодуров-начальников (которых больше, чем работников и которые свою пятую точку прикрывают перед вышестоящим начальством). В итоге не выдержал и уволился, к тому же платили копейки. Работаю теперь в частной крупной компании. В которой всё чётко и з/п достойная
Igor, типичное нытье жадных коммерсов. Сколько я такой хуйни слышал от своих директоров. Только ездят они на Х5 и жрут в гинзе, а сотрудники ездят на метро и жрут из контейнеров что с собой приносят. А так да, бедные коммерсы, ай-ай-ай, налоги платить заставляют, за отпуска плати, бухгалтера нанимай.
Смешно читать.
Igor, ну значит ты хреновый работодатель, 1с,секта,детей не любишь, не учился ты на управленца! Если на предприятии все ОК, с кадрами, то оно, предприятие работает как часы! Даже в отсутствии гендира в течении длительного срока. И платить ты не просто должен ТЫ обязан!
Эти правила справедливы, если гражданин работает в бюджетной организации, учреждении, а как быть, если гражданин работает в коммерческой?? Там эти правила не работают. Например, я работаю в коммерческой, частной стомат поликлинике, у нас такого нет.
Igor, ты же понимаешь, что это наследие совка. Вся система наследие совка. И если случится так, что государство решит сделать так, чтобы люди сами платили за себя ндфл и пенсионку, то я готов поставить бутылку пива на то, что тоже государство не досчитается огромного количества «пенсионных и налоговых денег», именно поэтому нашему государству проще возложить эту ответственность на работодателей и жестко контролировать их. И именно поэтому в идеале предприниматель должен обладать широчайшими знаниями начиная юриспруденцией заканчивая налогами, это я еще не беру в зачет что он должен быть экспертом в той области на чём он собирается бизнес строить.
Виталий, не нонсенс это страховка работника, от дебилов начальников и хозяев предприятий, чтоб не уволили без причины,или из ненависти что человек умнее) а так работник тебя пердупердил, а ты исчи замену), мучайся), если ты хреновый хозяин! А у хорошего реально кандидатов на вакансию много и работник от туда не уйдёт!
Igor, ты дебил! ОАЭ сидит на нефти, там все дети шейхоф и у них деньги с рождения на счёт заносит! Там население никогда не пойдёт работать кем то ниже чем нач отдела, а наёмных рабочих там в два раза больше чем населения страны! Конечно там государство о них и не думает! Едь туды там тебе место.
Igor, я просто тебя суппортю во всём. Считаю правильным и уместным эти законы применять в бюджетных организациях.
А если ты предприниматель, то подписывай свой договор, со своими условиями.
Одним из самых сильных краеугольных камней для меня считается, факт того, что если сотрудник решил уйти, то максимум должен отработать две недели, если же ты его увольняешь, то платишь минимум за три месяца его не работы.
Но это же нонсенс!
Igor, платит зарплату на этом усе. Знаешь че. За зарплату 20 к и на этом усё я только на стол могу навалить кучу энного вещества. Если на этом усё.
ДМС, страховка, в том числе за границей, оплата питания.
Кристина, не имеет право увольнять это проблема напильника что не хочет находить временную замену
с командировками не понятно. если я выезжаю в 3,00 а приезжаю в 21,00 мне ставят рабочий день и 1000 руб в придачу из которых 500-600 на еду уходит это нормально?
Андрей, во ФГУПах один день НЕ считается командировкой.
Василий, вы всё говорите о каких-то утопичных предприятиях, с какой-то невероятной сверхприбылью. А не обычных людях, которые начинают свой путь. И которые спотыкаются о большое количество проблем связанных с абсолютно всем в нашей стране. В общем я считаю, что управленцем не рождаются, им становятся или не становятся в противном случае.
По поводу СССР: да, они действительно за всё платили, потому что все работали на страну, и логично, что она сама себя обеспечивала, от туда невероятно большие штрафы с предприятий, чтобы казна пополнялась, от туда, и осталась системы в котором предприятие обязано делать отчисления и пенсии.
Василий, вы же не предприниматель, вот и судите со своей стороны. А я предприниматель, и сужу со своей. У меня богатый опыт, и много диких примером, о который ваш утопичный корабль предпринимательства разбивается в щепки.
Но мне реально не ясны мотивы, почему если сотрудник захотел уйти, то он МОЖЕТ отработать две недели и уйти, а если предприниматель захотел уволить, то он ДОЛЖЕН заплатить за три месяца НЕРАБОТЫ сотрудника. Ведь, что предприниматель, что сотрудник обычные люди. И у предпринимателя, тоже может быть семья и дети, и он ни чем не отличается от сотрудника. Пусть будет равно, ни вам не нам: два месяца.
Почему нельзя все гос.компании обязать работать по тем правилам, которые придумывает государство, а коммерческим структурам разрешить работать по своим правилам? Или хотя бы с не большими отступлениями по сравнению с гос.компаниями? Почему нельзя перенести груз отвественности выплаты пенсий и ндфл на сотрудника? Даже это будет не груз, а обязанность. Всё-таки его же деньги. Я за свои деньги сам отчитываюсь, а еще должен за его:) странно как-то?! 🙂 в общем, что предприниматель должен топить чтобы он, и его сотрудники получали денег больше путем придумывания акций для клиентов, и мотиваций для сотрудников, а не бороться с бюрократией и всей остальной ересью.
Igor, мне с того, что может быть твоё место займёт адекватный предприниматель.
Вот и всё.