за что могут отобрать земельный участок у собственника
За что могут отобрать земельный участок у собственника
ЗК РФ Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается:
1) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если решение о комплексном развитии территории принято Правительством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта;
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если решение о комплексном развитии территории принято Правительством Российской Федерации по инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, либо если решение о комплексном развитии территории принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) уполномоченным органом местного самоуправления в случае, если решение о комплексном развитии территории принято главой местной администрации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Изъятие для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Порядок указанного согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обязан:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) обеспечить размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом принято решение о ее комплексном развитии, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц;
2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса.
7. В случае, если земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены физическим или юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых менее срока, указанного в подпункте 4 пункта 4 настоящей статьи, изъятие таких земельных участков осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. Для прекращения права безвозмездного пользования или права аренды в связи с изъятием таких земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, физическим и (или) юридическим лицам в течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком или договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения соответствующих прав. При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае, если подлежащие изъятию у правообладателей в соответствии с настоящей статьей земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, изъятие таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является основанием для одновременного прекращения прав третьих лиц на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
9. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии указанных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, либо юридическое лицо, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающее в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. С момента прекращения права собственности на земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, на такие земельные участки возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае изъятия таких земельных участков соответственно для государственных нужд Российской Федерации, государственных нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд. Такие земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов лицам, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
Ст. 56.12 ЗК РФ. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки
За что могут забрать участок в 2021 году и как этого избежать?
Даже у законного собственника могут забрать участок. Кому из владельцев дач, загородных домов и земель сельскохозяйственного назначения стоит насторожиться? В этом материале Bankirs.ru расскажет:
Что говорит закон
Согласно статьям 49,50 и 56 Земельного кодекса РФ, участок могут забрать по нескольким причинам:
Разберемся в причинах, по которым у хозяина могут забрать участок более подробно.
Участок могут забрать по решению властей
Принять решение о том, чтобы изъять участок могут региональные власти. В данном случае собственнику компенсируют стоимость надела. Другими словами, государство принудительно покупает вашу собственность. Если администрация принимает решение о том, что участок ей необходим, она обязана уведомить собственника об этом за один год до изъятия.
Вам пришлют соответствующее постановление и дадут 12 месяцев на то, чтобы получить компенсацию и передать права собственности. Если вы не планируете брать деньги или вам кажется, что сумма компенсации занижена, вы можете подать запрос на то, чтобы получить другой земельный участок взамен вашего.
Сумма возврата зависит от рыночной стоимости участка. Сначала проведут независимую экспертизу недвижимости, а после определят его стоимость. К полученной сумме прибавят компенсацию за упущенную прибыль с земли. В этом случае вы не сможете отказаться от сделки.
Участок могут забрать для запланированного развития территории
Здесь землю также конфискует регион, поскольку именно он утверждает и разрабатывает план развития территорий. Если ваш участок находится в месте, где предполагается комплексное развитие, то местные власти также обязаны уведомить вас об изъятии. Основание для этого – планировка и межевание района.
Если у местного самоуправления возникнет необходимость забрать ваш участок, у них будет семь дней на то, чтобы подготовить все документы для совершения сделки. В этом случае вам полагается денежная компенсация, которая окупает потерю землю.
У собственника есть месяц на то, чтобы принять добровольное решение. Отказ в этой ситуации не возможен. Власти могут прибегнуть к принудительному изъятию недвижимости.
Землю могут изъять из-за ненадлежащего использования
Даже если вы ничего не будете делать на своем участке, государство может посчитать, что земля используется не по назначению. В этом случае ее могут забрать и передать более нуждающимся.
Такое может быть в ситуациях, когда надел предназначен для индивидуального жилищного строительства, а вы ничего не построили на нем за несколько лет или вовсе на нем не появлялись. Исключение в таких ситуациях – природные бедствия и чрезвычайные ситуации, из-за которых использование участка невозможно.
Среди причин для отчуждения собственности может быть загрязнение почвы и окружающей среды. Например, на своей территории вы организовали производство чего-то, что наносит вред земле и природе.
Вам будет выслано требование о том, чтобы привести участок в порядок. Если вы его проигнорируете, то участок выставят на торги. Оспаривать решение придется в суде.
Когда из-за реквизиции можно лишиться участка
Данная причина является самой редкой из всех возможных. В данном случае участок могут забрать из-за стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий (эпидемия животных). Землю принудительно заберут у владельца, но компенсируют ее стоимость. В некоторых случаях землю забирают на время. Такая возможность прописана в ст. 51 Земельного кодекса РФ.
При реквизиции вам выдадут специальный сертификат, который подтверждает причину изъятия надела. Этот документ также свидетельствует о праве получения другой земли или финансовой компенсации.
Почему могут конфисковать надел
Согласно Земельному кодексу РФ, государство может конфисковать загородные объекты недвижимости. Это возможно только в том случае, когда собственник надела совершил какое-либо противозаконное деяние, а решение об изъятии принял суд. Тогда данную собственность выставят на торги.
Когда судебный пристав может забрать участок
Приставы могут реализовать надел, как и другое имущество для погашения задолженности. Однако здесь нет исключений как в случае с единственным жильем. Исключение – участок, на котором стоит дом, где проживает должник. При этом другого жилья у его семьи нет.
Когда могут конфисковать надел, если не платить взносы
Садоводческое некоммерческое товарищество не может лишить собственника земельного участка при неуплате взноса. В данном случае долги можно взыскать только в судебном порядке. Поскольку срок исковой давности почти для всех дел – три года, председатель СНТ может взыскать задолженность с владельца участка только за этот период.
Как избежать изъятия участка
Сохранить имущество можно только в том случае, когда его забирают при нецелевом использовании. В этом случае необходимо привести участок в порядок, а также оплатить административный штраф в сроки, которые указаны в предписании.
Оставить участок в собственности можно также, когда его изымают за долги. Если вы найдете другие деньги для погашения задолженности надел оставят.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
За что могут отобрать земельный участок у собственника
ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56.3. ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.
8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кустарник и самовольное строительство: за что могут изъять дом и землю
Дача, как и любая другая недвижимость, требует от собственников соблюдения норм и правил, установленных российским законодательством. За некоторые нарушения владельцы могут даже лишиться загородного участка вместе с домом.
Вместе с юристами рассказываем, у кого и за что могут изъять дачу, дом или земельный участок.
Изъятие за неиспользование
Первая причина, по которой у собственника могут изъять дачу, — это неиспользование. Согласно действующему закону, если за три года собственник не использовал землю категории индивидуального жилищного строительства для строительства жилья и участок стоит заброшенный, то государство может назначить процедуру изъятия, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев.
В трехгодичный период не включается время, необходимое для освоения участка, и время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду других обстоятельств, исключающих такое использование, отметил генеральный директор юридической компании «Достигация» Артем Баранов. Он пояснил, что особенность указанного основания в том, что если в течение трех лет собственник менялся, то применить указанную статью невозможно, так как срок начинает течь заново с момента регистрации права у нового владельца.
Изъятие за нецелевое использование
Дача или частный дом также могут быть изъяты у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований российского законодательств. Законом конкретизированы частные случаи ненадлежащего использования земли:
если использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
В этих случаях изъятие земельного участка производится по решению суда. В течение шести месяцев со дня вступления решения суда в силу муниципалитет должен выставить участок на торги.
«Начальная цена изъятого земельного участка на публичных торгах — это его рыночная стоимость. Если принято решение об изъятии земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, начальная цена определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в надлежащий вид», — объяснила адвокат Юлия Бурдина.
Если расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена участка устанавливается равной одному рублю, подчеркнула адвокат. Она пояснила, что если публичные торги по продаже земли признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца проводятся повторные торги и первоначальная цена земельного участка снижается на 20%.
Средства, вырученные от продажи участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, а также работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.
На практике указанная статья применяется довольно часто, рассказала эксперт. Например, власти провели проверку соблюдения земельного законодательства на участке и выявили нарушение — невыполнение требований по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания.
«Ответчику было выдано предписание привести земельный участок в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства (зачистить участок от кустарника и произвести перепашку). Суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок не приведен в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, пришел к выводу о необходимости его изъятия в связи с неиспользованием», — рассказала адвокат.
Изъятие для государственных нужд
Изъятие вашей дачи для государственных нужд возможно, если она находится в границах района, в отношении которого принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки. На практике изъять участок могут только в исключительных случаях, например для выполнения международных договоров России, для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения, уточнил Баранов.
«Ярким примером служат участки, которые изымались во время строительства спортивных объектов в Сочи. В подобных случаях происходит оценка участка и процедура выкупа. Собственник земли должен быть уведомлен об изъятии в письменной форме, а затем выбрать один из двух вариантов: получить денежную компенсацию или сделать запрос на получение другого земельного участка, который мог бы возместить рыночную стоимость имеющегося», — пояснил Соловьев.
Если на земельном участке находятся строения, за них также полагается компенсация, которая определяется, исходя из рыночной стоимости. «Возможен вариант с предоставлением другого земельного участка вместе с домом по договору мены. Стоит отметить, что возмещение должно быть равноценным. Если цена предоставляемой взамен недвижимости ниже выкупной цены, изымаемой для госнужд, собственнику должна быть возмещена разница в цене в срок, не превышающий трех месяцев», — пояснила адвокат.
Другие причины изъятия дачи, дома или земли
Кроме специфических случаев, касающихся использования земли и частных домов на них, недвижимость могут изъять и по другим основаниям, но только по решению суда.
Есть несколько распространенных случаев, когда сделка покупки/продажи может быть оспорена, а у собственника изъята недвижимость: