за что могут отозвать лицензию у банка
Отзыв лицензий у кредитных организаций — суровая, но необходимая мера, которая направлена на оздоровление всего сектора. Через нее Центробанк (ЦБ) повышает регулятивные требования к банкам, источникам формирования их капиталов и качеству активов. В итоге от процедуры выигрывают все — и банки, и банковские клиенты. В 2021 году за отзывом лицензий Bankiros.ru следит как и в предыдущие годы.
Какие банки ЦБ лишил лицензии в 2021 году — список
Сетевая Расчетная Палата
Красноярский Краевой Расчетный Центр
Современные Стандарты Бизнеса
Важно! Центробанк отзывает лицензии у кредитных организаций в течение всего года, поэтому таблица будет регулярно обновляться — вслед за новостями на банковском рынке.
Причины отзыва лицензии у банков
Есть два списка оснований, по которым регулятор отзывает лицензии: когда он обязан и когда может это сделать (ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Случаи, когда Центробанк обязательно отзовет лицензию:
Оставшиеся случаи — те, в которых регулятор может отозвать лицензию, но сделает это необязательно:
Но на практике основания у отзыва лицензий обычно такие: нарушение федеральных законов и нормативных актов о банковской деятельности, недостоверность финансовой отчетности, неспособность погасить кредитные задолженности.
Например, так в 2016 году рухнула пирамида Внешпромбанка. У кредитной организации отозвали лицензию за неоднократное нарушение Федерального закона «О противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также у банка был недостаточным размер собственного капитала — в совокупности это привело к громкому судебному разбирательству и аресту собственников.
Что происходит c банком, лишенным лицензии
В первую очередь ЦБ назначает временную администрацию, а впоследствии берет ее функции на себя. Затем в течение 15-ти дней регулятор подает в арбитражный суд заявление с требованием:
В течение месяца суд должен вынести одно из двух решений. Если суд удовлетворяет первое требование ЦБ, то назначается ликвидатор. Чаще всего им выступает АСВ — Агентство по страхованию вкладов. Если кредитная организация признается банкротом, назначается конкурсный управляющий.
Что происходит внутри банка с отзываемой лицензией? В этот период приостанавливается расчетно-кассовое обслуживание, запрещаются любые сделки, операции и выплаты, закрываются отделения. Клиентам возвращают имущество, оформленное по договору хранения или доверительного управления. Если у банка достаточно средств, они возвращаются вкладчикам и кредиторам. В противном случае имущество банка продается, а вырученные деньги идут на погашение долгов. Если полученных от реализации имущества средств не хватает для закрытия задолженностей, банк признается банкротом.
Как узнать, что банк попал в черный список ЦБ?
Все о деятельности российских банков — их лицензиях, структурных подразделениях, финансовой отчетности, надвигающейся ликвидациях — можно узнать на сайте Центробанка. Для этого:
В перечне вы увидите все банки, когда-либо прекратившие работать в РФ (их названия и регистрационные номера). Здесь же можно прочитать приказ об отзыве лицензии: документ, который в подробностях раскрывает, что стоит за ликвидацией конкретного банка.
О том, что у кредитной организации отозвали лицензию, Центробанк также пишет на главной странице сайта cbr.ru — в разделе новостей.
Как узнать, что у банка могут отозвать лицензию
Специального списка банков, находящихся на грани закрытия, не существует. Центробанк проводит проверку финучреждений в отдельные периоды времени — после того, как последние сдадут финансовую отчетность о своей деятельности. Если у регулятора возникают сомнения, более тщательную проверку проводят в конкретных банках. Но публикации такие сведения не подлежат: об отозванных лицензиях клиенты узнают, когда соответствующее решение уже принято в ЦБ.
Но есть косвенные признаки, которые указывают, что банк испытывает трудности. Например:
Поэтому перед тем, как брать очередной кредит или открывать вклад, важно выбрать надежный банк. Предпочтительно — с многолетним присутствием на рынке, наличием развитой сети филиалов и хорошей клиентской поддержкой. Отсутствие негативной информации в СМИ также будет дополнительным плюсом.
Массовая ликвидация банков в России: в чем причина и чем это грозит
Сегодня банковский сектор продолжают покидать многие, даже крупные игроки. Кто-то уходит сам, но в большинстве случаев банки лишаются лицензий. В этой же ситуации государственные банки показывают рекордные прибыли. Давайте разберемся, почему государство забирает лицензии и чем это грозит всему финтех-рынку.
Кто остался без лицензии
С чем связана такая тенденция?
Почему отзывают лицензии
Однако основной фактор — это, конечно, политика регулятора. В самые неблагополучные годы для российской экономики — 1990-е — количество кредитных учреждений, например, росло.
Не секрет, что в течение последнего десятилетия Центробанк сокращает размер и численность игроков российского финансового рынка: количество банков с 2005 года уменьшилось на 72% — с 1 300 до приблизительно 350. Концентрация отрасли растет кратно.
На каком основании банки лишают лицензии? Формально поводов очень много, и лишить лицензии можно абсолютно любой банк, даже системообразующий. Вопрос в том, что предпочитает делать регулятор — контролировать и регулировать или вместо этого забрать лицензию.
Мировая практика показывает, что сила финансового рынка — в его равномерной распределенности, а не в концентрации. У регуляторов сегодня есть все необходимые инструменты для контроля отрасли и обеспечения прозрачности всех процессов. Современные информационные технологии позволяют контролировать игроков досконально, штрафовать в случае нарушений, как это делают за рубежом. Но можно и сразу отзывать лицензию — конечно, это выбор, который принимается регулятором.
Сами отказались
Однако это может и отражать нежелание собственников терять активы в случае принудительного отзыва лицензии. Ведь наиболее часто выбираемая Центробанком процедура в случае отзыва — это ликвидация, которая проходит очень проблемно и для собственников, и для клиентов банка.
Западная практика при этом другая. В США из более чем 4 500 банков в прошлом году было отозвано лицензии всего у четырех. Одна лицензия — принудительно, остальные — добровольно, но все четыре банка продолжают работать, так как переданы в управление другим финансовым организациям.
К чему это может привести?
В результате сейчас ситуация в отрасли нестабильная — наблюдается уменьшение рентабельности и настороженное отношение акционеров, предпринимателей к банковскому бизнесу. Новые лицензии не выдаются, желающих заниматься этим бизнесом практически нет. Постоянные отзывы лицензий влекут за собой недоверие граждан к банковской системе в целом. Люди все меньше заинтересованы в том, чтобы хранить свои средства в частных банках.
Какие для обычных клиентов последствия такой концентрации отрасли? Сейчас они еще проявились не в полной мере, но уже вызывают тревогу. Сегодня ставки на кредиты в России редко опускаются ниже 14% при ключевой ставке ЦБ в районе 5%. Таким образом, банки на слабоконкурентном рынке имеют огромные прибыли. Этот фактор, конечно же, мешает развитию экономики в России, малый и средний бизнес сегодня, в посткризисное время, чувствует себя более зажатым, находится в состоянии стагнации из-за отсутствия легкого доступа к капиталу.
Как итог, суммарная прибыль всех крупных и средних российских компаний в 2020 году составила 12,43 млрд рублей. Из них 783 млн рублей, или 6%, приходится на один банк — СберБанк. Получается, не банки работают на экономику, а наоборот. И изменить ситуацию может только сильный конкурентный финансовый рынок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Основания для отзыва банковской лицензии
Основания для отзыва банковской лицензии – закрытый перечень нарушений, за которые Банк России отзывает лицензию кредитной организации.
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», существует два списка оснований для применения такой санкции Центральным банком: когда он однозначно обязан и когда он может это сделать.
Банк России обязан отозвать банковскую лицензию в следующих случаях:
Банк России может отозвать банковскую лицензию (но не обязан это делать) в результате следующих нарушений:
ЦБ назначает в банк временную администрацию не позднее следующего дня после принятия решения об отзыве лицензии. По закону такая кредитная организация должна быть ликвидирована. При достаточности средств проводится добровольная ликвидация, при недостаточности – процедура банкротства.
На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода – история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года. Всего за 2009 год лицензий лишились 44, а за 2010-й – около 20 банков.
Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
Информация об изменениях:
Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
ГАРАНТ:
О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных см. Указание Банка России от 17 сентября 2009 г. N 2293-У
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ пункт 6 части первой статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
Информация об изменениях:
6.1) неоднократного в течение одного года нарушения требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 7.2, 7.3 и 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;
7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
10) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
11) неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.
Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов.
Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;
ГАРАНТ:
О порядке определения минимального размера уставного капитала для кредитных организаций, осуществивших процедуру реорганизации см. письмо Банка России от 23 октября 2002 г. N 141-Т
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
ГАРАНТ:
О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Указание Банка России от 24 марта 2003 г. N 1260-У
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
О порядке вступления в силу пункта 4 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона см. статью 3 Федерального закона от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 100 тысяч рублей;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 5 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5) если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11.2 настоящего Федерального закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 6 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
6) если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 7 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
7) если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с базовой лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 8 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
8) если банк с универсальной лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и в установленный частью девятой статьи 11.2 настоящего Федерального закона срок не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 9 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
9) если банк с базовой лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и в установленный частью десятой статьи 11.2 настоящего Федерального закона срок не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 10 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
10) если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил 90 миллионов рублей или более, или небанковская кредитная организация, созданная после 1 июля 2016 года, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью тринадцатой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 11 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
11) если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил менее 90 миллионов рублей, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) (за исключением его снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России) ниже размера собственных средств (капитала), имевшихся у нее на 1 июля 2016 года;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ пункт 12 части второй статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
12) если небанковская кредитная организация не выполнила требования, установленные частями пятнадцатой и шестнадцатой статьи 11.2 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.
Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
ГАРАНТ:
О типовых недостатках, допускаемых в организации работы при отзыве лицензий на осуществление банковских операций см. письмо Банка России от 2 октября 2002 г. N 134-Т
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России:
не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
ГАРАНТ:
Текст абзаца приводится в соответствии с внесенными изменениями
Согласно телеграмме Банка России от 12 июля 2001 г. N 88-Т в ходатайстве об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с настоящей статьей необходимо указывать кандидатуру руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией
совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Федеральным законом. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций или на день, определенный Федеральным законом, либо в установленном им порядке;
2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;
Информация об изменениях:
4) если иное не предусмотрено федеральным законом, до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается:
совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей;
исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований, за исключением случаев прекращения обязательств из финансовых договоров, определения и исполнения нетто-обязательства в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
5) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях;
6) кредитная организация осуществляет возврат клиентам кредитной организации их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.
ГАРАНТ:
Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией), см. Указание Банка России от 5 июля 2007 г. N 1853-У
Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:
1) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и настоящей статьей, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
2) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
3) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.
Требования работников кредитной организации о выплате выходных пособий, компенсаций и иных выплат, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу текущих обязательств.
ГАРАНТ:
Положения части двенадцатой статьи 20 настоящего Федерального закона (в Федерального закона от 20 апреля 2021 г. N 92-ФЗ) об осуществлении государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» функций временной администрации финансовой организации применяются в отношении финансовых организаций, у которых лицензии отозваны (аннулированы) Центральным банком РФ после 18 октября 2021 г.
Оплата расходов, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации, производится назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России. В случае возложения функций временной администрации по управлению кредитной организацией на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» смета расходов утверждается указанной корпорацией в порядке, установленном ею по согласованию с Банком России.
В период после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации кредитная организация имеет право:
1) взыскивать и получать задолженность, в том числе по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат авансовых платежей, ранее осуществленных кредитной организацией, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;
2) осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;
3) получать доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, а также от операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;
4) осуществлять по согласованию с Банком России возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет или корреспондентский субсчет кредитной организации. Порядок согласования возврата ошибочно зачисленных денежных средств устанавливается нормативными актами Банка России;
Информация об изменениях:
6) осуществлять иные действия по выполнению функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
Информация об изменениях:
7) прекращать обязательства из финансовых договоров и определять нетто-обязательство в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ в пункт 8 части тринадцатой статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
8) передавать права (требования) и (или) переводить долг по допущенным к клирингу обязательствам, возникшим из договоров, заключенных кредитной организацией за счет клиента (клиентов), а также осуществлять передачу имущества, являющегося предметом обеспечения исполнения таких обязательств, в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и правилами клиринга.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.