за что может взиматься госпошлина
Понятие «госпошлина» уже давно на слуху российских граждан. Людям, обращающимся в государственные органы, приходится выплачивать определенные суммы за получение нужной услуги. Давайте разберемся, за что взимается госпошлина, какие она выполняет функции, существует ли возможность уменьшения ее размера или вовсе освобождения от нее.
Определение
В России порядок уплаты государственной пошлины регламентируется гл. 25.3 НК. В Кодексе приводится более развернутое определение интересующего нас платежа. Согласно НК, госпошлина – это денежный сбор, который взимается с организаций и физлиц при обращении их в госорганы, структуры местной власти или иные институты, а также к должностным лицам, уполномоченным федеральным, региональным и местным законодательством, за совершением юридических действий, закрепленных Налоговым кодексом, кроме тех, которые осуществляются консульскими учреждениями РФ. Выдача документов и дубликатов при этом признается юридически значимыми действиями, а вот предоставление копий уже ими считаться не будет.
Немного истории
Термин «пошлина» происходит от слова «пойти». Сначала понятие обозначало «то, что пошло с товаров».
История пошлины началась очень давно. К примеру, в Средневековье этот платеж использовался очень часто. Пошлиной тогда назывался сбор, взимаемый за пользование мостами и дорогами. Феодалам платили за исполнение судебных функций, охрану порядка и реализацию других важных управленческих задач. Однако наиболее популярными были пошлины за въезд и перемещение по государству, княжеству или отдельному городу. Иноземные купцы тоже платили за право продавать свои товары.
Как же получилось, что пошлина стала государственным сбором? К XVII в. четко обозначились границы государств. Для контроля перемещения людей из одной страны в другую были созданы таможни. Как раз с этого времени пошлины стали рассматриваться как один из инструментов экономического регулирования.
В Древней Руси собирали так называемый мыт – аналог таможенной пошлины. Сбор проходил в местах стоянок возов и лодок. Уже в XII в. мыт стал официальным государственным сбором. Но все это относится к таможенной сфере. А как обстояли дела в других областях общественной жизни?
В XII в. система государственной и местной власти была довольно разветвленной. Правителем Руси считался великий князь, родственники которого сидели в уделах, поэтому назывались удельными князьями. На местах, кроме того, были наместники (в городах) и волостели (в волостях). Они занимались решением вопросов территориального значения и получали за свою работу своего рода вознаграждение – корм. Он мог быть как в денежном выражении, так и в натуральном. При этом население платило практически за все: свадьбу, развод, суд. Наместники получали плату даже за прибытие в город. Жили они, конечно, очень даже хорошо.
Государственная пошлина – это сбор или налог?
Такой вопрос возникает у многих лиц. Он вполне обоснован. Дело в том, что госпошлина – это платеж, включенный законодательством в налоговую систему страны. Соответственно, ее можно рассматривать как особую разновидность налога. Сходство состоит в обязательности отчисления в бюджет и распространении на платеж все общих правил. Отличие заключается в целевом характере платежа и возмездности. Ведь взамен уплаты госпошлины заявитель получает встречное предоставление – требуемую услугу. В случае с налогами этого не происходит.
Из приведенной выше информации вытекает ответ еще на один злободневный вопрос – куда поступает госпошлина? Суммы перечисляются в федеральный, региональный или местный бюджет в зависимости от уровня, на котором находится орган, в который обращается плательщик. В каждой такой структуре выдается квитанция, где указываются реквизиты для уплаты госпошлины. Сегодня совершить отчисление можно самыми разными способами. В последнее время популярным вариантом стала оплата онлайн. Если по каким-то причинам заявителю квитанция выдана не была, получить реквизиты для уплаты госпошлины можно в канцелярии соответствующего органа власти. В таком случае заявителю придется вписывать их в бланк квитанции собственноручно.
Госпошлина – это платеж, установленный федеральным законодательством. Следовательно, он обязателен к отчислению на всей территории государства. Суммы, в соответствии со ст. 50, 56, 61, 611, 612 БК, зачисляются по нормативу в 100 % в бюджет соответствующего уровня.
Кто платит сбор?
В качестве плательщиков госпошлины выступают юрлица, иностранные в т. ч., а также физические лица (иностранцы, граждане РФ, лица без гражданства), когда они:
Нюансы
Если за совершением юридического действия обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих льгот, выплата установленной суммы осуществляется в равных долях. В случае освобождения от уплаты госпошлины кого-либо из них, величина отчисления подлежит уменьшению пропорционально числу этих лиц. Оставшаяся сумма перечисляется субъектами, не имеющими льгот.
Функции платежа
Объект госпошлины – это юридические действия, услуги органов местной, региональной, государственной власти, других уполномоченных структур и должностных лиц. Перечень таких услуг закреплен НК и является закрытым. Всего в нем предусмотрено более 200 видов услуг. Их можно разделить на 4 группы и соотнести с функциями платежа:
С 29.12.2010 г. пошлину не взимают при внесении в документ исправлений ошибок, допущенных должностным лицом или органом, оформившим его при совершении юридического действия.
Нормы налогового права
Для расчета облагаемой базы учитывается или непосредственно стоимость услуги, предоставляемой заявителю, или цена иска. Налоговый период, как правило, отсутствует. Это связано с особенностями сроков отчисления платежа, предусмотренных НК.
Обычно госпошлина перечисляется перед совершением требуемого юридического действия. Однако из данного правила есть исключения. В этих случаях устанавливается налоговый период, а пошлина взимается после совершения действия:
Ставки
В НК предусмотрены тарифы, используемые при расчете госпошлины в зависимости от органа, совершающего юридическое действие, характера оформляемого документа или специфики регистрируемой сделки.
Согласно Кодексу, ставка может быть выражена в твердой сумме, являться смешанной – пропорциональной либо прогрессивной.
Система расчета пропорциональной ставки по имущественным документам зависит от степени родства. Прогрессивная ставка предполагает увеличение суммы платежа по мере повышения облагаемой базы. Размеры этих тарифов дополнительно могут ограничиваться максимальными и минимальными пределами. В некоторых случаях в ставке учитывается единица объема документа (к примеру, при постраничном удостоверении).
Как оплатить госпошлину со скидкой?
В гл. 25.3 НК предусмотрено около 90 льгот, предоставляемых плательщикам сбора. Их виды устанавливаются в зависимости от совершаемых действий, категории субъектов и пр.
Льгота по уплате госпошлины может быть условной или безусловной. Для получения первой необходимо соблюсти определенное условие. К примеру, при оформлении документов о наследстве льгота по уплате госпошлины предусмотрена для лиц, проживавших с наследодателем до момента смерти. Безусловная льгота (например, скидка при уплате сбора в 50 %) устанавливается инвалидам 1, 2 гр.
Кроме этого, предусмотрено полное освобождение от перечисления платежа в бюджет. Такая льгота, в частности, предоставляется учреждениям культуры и другим организациям и органам, находящимся на бюджетном финансировании. Освобождены от обязанности уплачивать госпошлину также некоторые категории граждан: инвалиды и участники ВОВ, Герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы.
Следует также сказать о льготах, предусмотренных в зависимости от конкретных юридических действий. Так, например, сбор могут не уплачивать истцы:
Возврат суммы
Основания для возврата либо зачета госпошлины закреплены в ст. 333.40 НК. Возврат сбора плательщику, в соответствии с нормой, осуществляется полностью или частично, если:
Если сумма пошлины плательщику возвращена не была, она засчитывается в счет уплаты сбора при повторном обращении, если трехгодичный период с даты принятия предыдущего решения не истек, а заявитель предъявил первоначальную квитанцию.
В случае заключения мирового соглашения до вынесения постановления арбитражным судом 50 % уплаченной госпошлины подлежит возврату истцу. Однако данное правило не распространяется на ситуации, когда указанное соглашение было оформлено на стадии исполнения решения.
Исключения
В НК закреплены случаи, когда госпошлина возврату не подлежит. Речь о следующих ситуациях:
Кроме того, сумму сбора не возвращают за заявления о регистрации/расторжении брака, смене имени или внесении иных исправлений в запись органа ЗАГС, если они удовлетворены не были, т. е. указанные действия уполномоченные органы не совершили.
Аналогичное правило действует и в случае отказа лица от госрегистрации права, обременения (ограничения) после обращения в соответствующие госструктуры. При этом если регистрация права, ограничения (обременения) на недвижимость была прекращена, на основании заявления сторон возвращается 50 % выплаченного сбора.
Организационные вопросы
Возврат излишне выплаченной/взысканной суммы пошлины осуществляется по заявлению плательщика. Оно подается в тот орган или тому должностному лицу, которые уполномочены совершать соответствующие юридические действия, за которые произведена оплата. Если возврат должен быть произведен в полном размере, к заявлению следует приложить подлинники платежных квитанций, а если частично – копии. Решение об удовлетворении просьбы принимается соответствующим органом или должностным лицом.
Непосредственный возврат суммы производится подразделением Федерального казначейства по месту уплаты.
Если субъект хочет вернуть госпошлину по делу, рассматриваемому в суде, мировом в том числе, свое заявление он подает в ИФНС по месту нахождения соответствующей судебной инстанции.
Направить обращение можно до истечения трех лет с даты уплаты. Возврат производится в течение месяца со дня направления заявления.
Зачет госпошлины
Возможность его осуществления также предусмотрена в НК. При зачете излишек ранее уплаченной суммы за определенное юридическое действие засчитывается в счет выплаты за аналогичную услугу.
Чтобы воспользоваться своим правом, плательщику необходимо подать заявление в орган или должностному лицу, к которым он обращался ранее. Направить обращение можно также в течение трех лет с даты вынесения решения о возврате излишней суммы или со дня перечисления ее в бюджет.
Зачет производится в порядке, закрепленном в гл. 12 НК.
Дополнительные гарантии
В соответствии с НК, лицам, обращающимся в уполномоченные органы, может быть предоставлена рассрочка или отсрочка уплаты госпошлины.
Чтобы воспользоваться этой возможностью, заинтересованное лицо направляет ходатайство. Отсрочка/рассрочка может быть предоставлена в пределах периода, закрепленного п. 1 ст. 64 НК. При этом в Кодексе предусматривается еще одна важная гарантия. На сумму госпошлины, по которой предоставлена отсрочка/рассрочка, в течение всего ее срока проценты не начисляются.
Контроль
Проверку правильности начисления и уплаты госпошлины в государственных нотариальных органах, органах ЗАГС и прочих учреждениях, совершающих юридические действия в интересах плательщиков и взимающих сбор, осуществляют инспекторы ИФНС. Все указанные структуры должны предоставлять контролирующим органам сведения о предоставленных ими услугах.
За что может взиматься госпошлина
НК РФ Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.19 НК РФ
1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в абз. 1 пп. 6 п. 1 ст. 333.19 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 19-ФЗ)
7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
(пп. 15 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 16 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 491-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.
Ст. 333.19 НК РФ ч.2. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
За что может взиматься госпошлина
НК РФ Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.20 НК РФ
1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 48-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.
Ст. 333.20 НК РФ ч.2. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
Что такое государственная пошлина?
Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой.
Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам.
Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение ее уплаты гражданин вместе с документами подает квитанцию.
В большинстве случаев в законе не указан точный размер суммы, а лишь говорится о том, какой процент и от чего она составляет.
Как рассчитать размер государственной пошлины при обращении в суд?
У данных способов имеются недостатки. Так, к недостаткам первого способа можно отнести вероятность ошибки в расчетах. При втором методе вы рискуете сделать ошибку при выборе категории дела, для которого сбор рассчитывается. Кроме того, необходимо понимать, что калькулятор применяется только при обращении в суд. Для остальных случаев он не подходит.
При подаче иска в суд лучше всего пользоваться калькулятором пошлины, так как это позволит избежать ошибок.
При обращении в арбитражный суд
В подавляющем большинстве случаев иски в арбитражный суд носят имущественный характер и направлены на взыскание денег с нарушителя договора.
По такого рода заявлениям определение размера пошлины не представляет трудности.
Достаточно лишь рассчитать, какую сумму составит процент от цены иска.
Кроме того, на сайте любого арбитражного суда в сети интернет есть калькулятор пошлины, который позволяет очень точно определить ее размер.
К примеру, если физлицо подает иск с требованиями имущественного характера, цена которого составляет 1 млн. руб, величина сбора составит 23 тыс. руб.
При подаче иска в суд общей юрисдикции
Для начала необходимо понять, к какой категории относится иск. Это обусловлено тем, что суды общей юрисдикции рассматривают большое количество самых разнообразных дел.
Для исков о взыскании денежных суммы пошлина рассчитывается как процент от цены заявления. Для неимущественных исков, например, о расторжении брака она, как правило, установлена в твердой денежной сумме.
Кроме того, для так называемых административных исковых требований об оспаривании действий органов власти РФ сбор тоже устанавливается в твердой денежной сумме.
В некоторых случаях при подаче заявления гражданин освобождается от уплаты госпошлины. К таковым относятся иски о защите прав потребителей, о взыскании задолженности по заработной плате и об усыновлении ребенка.
При подаче документов в суд общей юрисдикции необходимо четко понимать, к какой категории дел относится ваш иск, так как это напрямую влияет на размер пошлины.
Определяем размер пошлины при обращении в мировой суд
Расчет размера при обращении в мировой суд аналогичен описанному выше. Никаких особенностей в этом плане законодательство не содержит.
Как определить размер государственной пошлины при обращении в районный суд?
Методика определения пошлины в районный суд ничем не отличается от вышеописанной. Вы также можете воспользоваться калькулятором (как правило, они есть на порталах судей того или иного региона) или подсчитать размер сбора самостоятельно.
Отсрочка при уплате госпошлины
В ряде случаев, например, когда у истца из-за его материального положения нет возможности уплатить государственную пошлину сразу, он может подать заявление о рассрочке или отсрочке ее уплаты.
Рассрочка представляет собой разделение суммы сбора на несколько частей, а отсрочка предоставляет возможность выплатить деньги позже.
Законодательство РФ не содержит четких критериев, когда изменяется порядок уплаты этой суммы, и целиком и полностью возлагает данный вопрос на усмотрение суда.
Возврат государственной пошлины
Основания для возврата сбора установлены в ст. 333.40 НК РФ и к ним, в частности, относятся:
В ряде случаев госпошлина не может быть возвращена заявителю. Это расторжение брака, внесение исправления в актовую запись и т.д.
К последствиям неверного расчета данного сбора относится увеличение сроков рассмотрения дела. То есть если гражданин не полностью уплатил пошлину, суд оставляет иск без рассмотрения.
Резюме
Сам по себе расчет государственной пошлины несложен. Основной трудностью является правильно определить, к какой категории гражданских дел относится тот или иной иск. Квалифицированный юрист, проанализировав все обстоятельства дела, сможет правильно выбрать данную категорию.
Поэтому при подаче иска мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным юристом. Наши специалисты, имея большой опыт участия в различных судебных процессах, помогут вам избежать всех вышеописанных проблем.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
в каких случаях лицо, участвующее в деле, освобождается от уплаты государственной пошлины:
а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;
б) государственное учреждение «Театр музыкальной комедии» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и предписания управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ на бесспорное списание сумм нецелевого использования средств федерального бюджета;
в) прокурор области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы города «О сдаче автобусных маршрутов в аренду»;
г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке;
д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;
е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.
От уплаты государственной пошлины по делам, арбитражными судами, освобождаются (статья 333.37 НК РФ)
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;
б) государственное учреждение «Театр музыкальной комедии» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и предписания управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ на бесспорное списание сумм нецелевого использования средств федерального бюджета;
в) прокурор области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы города «О сдаче автобусных маршрутов в аренду»;
г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке; — д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;
е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.
при этом «в» — ст.333.37 п.1 пп.1; «г»- ст.333.37 п.1 пп.1.1;«е»-ст.333.35 п.1 пп.5.
При подачи заявления в суд об обращении взыскания на заложенное имущество в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (в отношении должника введена процедура наблюдения) должен ли кредитор оплачивать государственную пошлину?
Готов предложить вам услуги по представлению ваших интересов в суде. Сам арбитражный управляющий.
В решении апелляционного суда сказано: » Взыскать с. Ф.И.О. в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей.» Я уплатила 150 руб (половина от суммы пошлины по иску по гражданскому делу), о чем имеется квитанция (я ее прилагала) в деле.(на сайте суда в калькуляторе гос. пошлины рассчитывается сумма 150 руб.) Возникает 2 вопроса. 1. Как я могу доказать, что пошлина уплачена и уплачена верно? 2. Могу ли данный факт использовать в кассационной жалобе как факт нарушения судом норм материального права?
Неправильное исчисление госпошлины, если оно имело место на самом деле, не влияет на разрешение предмета спора. Основание для отмены решения нижестоящего суда по такому основанию как неправильное применение норм материального права касается их применения при разрешении существа спора, т.е. это те нормы, на основании которых суд принимал решение не в Вашу пользу. Вы можете указать на неправильное исчисление госпошлины, если это на самом деле так, решение в этой части может быть изменено на правильную сумму