за что можно бить жену в исламе
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Вопрос: Честно говоря, я удивлен вашими мудрыми и проницательными ответами. Я действительно хочу больше узнать об Исламе, но каждый раз, когда узнаю что-то новое, это вызывает у меня сомнения. Я хотел бы спросить, правда ли, что Коран позволяет мужчине бить свою жену? Если да, то прошу разъяснить этот вопрос.
Ответ: Хвала Аллаху
Мы очень рады, что вы читаете наш сайт и стремитесь больше узнать об Исламе. Просим Аллаха направить вас к тому, что принесет вам счастье в этом и будущем мирах.
В Коране нет ничего, что позволяет предположить, что мужчина имеет право жестоко обращаться со своей женой.
1. Коран предписывает хорошее отношение к своей жене: уважать ее, делать ей добро, даже если он не любит ее.
Аллах сказал: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Женщины 4:19).
2. Коран разъяснил, что женщина имеет право на своего мужа так же, как муж имеет право на нее.
Аллах сказал: «…жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый» (Корова 2:228).
Этот аят указывает на то, что у мужа больше прав, соответствующие его роли защитника, попечителя, ответственного за расходы на семью и т.п.
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предписал доброе отношение и почитание по отношению к жене. Более того, он считал лучшим человеком среди людей того, кто лучше относится к своей семье. Он сказал: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я – лучший из вас отношением к своей семье». Ат-Тирмизи, 3895 и Ибн Маджа, 1977. Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».
4. И из тех прекрасных слов, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про благодеяние к женщинам – когда муж кормит свою жену и кладет ей в рот кусочек еды, это засчитывается ему как милостыни (садакъа). Он сказал: «Каждый раз, когда вы тратите что-нибудь, вы получаете за это награду, даже за кусочек еды, который вы кладете в рот своей жены». Аль-Бухари, 6352 и Муслим, 1628.
5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами, потому что вы взяли их (в жены) как доверие (амана) Аллаха. И близость с ними вам дозволена, согласно слову Аллаха. Ваше право по отношению к ним состоит в том, что они не должны впускать в ваше ложе никого, против вашей воли. А если они поступят так, ударьте их, но не причиняйте страдания. Их право по отношению к вам состоит в том, что вы будете кормить и одевать их в разумных пределах». Муслим, 1218.
Слова «они не должны впускать в ваше ложе никого, против вашей воли» означают: не позволять входить в дом никому, кого он не любит, будь то посторонний мужчина или женщине, или родственники жены, – этот запрет касается всех (из слов имама ан-Навави).
Из хадиса можно понять, что мужчина может ударить жену, не причиняя ей боль, если для этого есть причина, например, прекословие или непослушание мужу. Это подобно словам Всевышнего Аллаха: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (Женщины 4:34)
Если женщина восстает против своего мужа и не подчиняется его приказам, то он должен следовать этому методу, увещевать ее, или покинуть ее ложе, или ударить ее. Ударить можно при условии, что это не причинит ей вреда. Хасан аль-Басри сказал: «Это означает, что он не должен причинять ей боль».
Целью этого является не причинение страданий или унижение. Это делается для того, чтобы она поняла, что согрешила, нарушив права мужа, и что муж имеет право исправить ее.
И Аллах знает лучше.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Новое в блогах
Как правильно бить жену в исламе. Советы современных богословов
Авторы книг об исламском этикете объясняют, какая жена заслуживает побоев, чем именно ее нужно бить, куда следует наносить удары и что нужно при этом говорить.
Мохаммед Камаль Мустафа, автор книги «Женщина в Исламе»:
Не нужно использовать слишком толстый прутик. Прут должен быть тонким и легким и не должен оставлять на коже царапины или гематомы.
Удары не должны быть сильными и жесткими, так как ваша конечная цель вызвать у женщины страдания душевные, но не физические.
Доктор Гази Аль-Шимари, эксперт по семейным отношениям, Саудовская Аравия:
Джордж Буске, автор книги «Секс-этикет в Исламе»:
Еженедельная программа «Шариат и жизнь», телеканал «Аль-Джазира»:
Битье подходит не для каждой жены. Некоторые жены воспринимают битье как унижение, в то время как других устраивает то, что их бьют, и именно на последних битьем можно воздействовать в случаях, если они восстают против своих мужей.
Абдул-латиф Муштахири, автор книги «Вы спрашиваете, и ислам отвечает»:
Гассан Аша, автор книги «О подчинении женщины в исламе»:
Муж имеет право произвести телесное наказание в отношении жены в случаях, если она:
— Отказывается делать все, чтобы выглядеть привлекательной для мужа.
— Отказывается удовлетворять его сексуальные потребности.
— Покидает дом без разрешения.
— Пренебрегает своими религиозными обязанностями.
Орудие наказания (прут) следует держать на виду, так, чтобы ваша жена могла всегда его видеть.
Доктор Мухаммад Аль-Арифи, автор наставлений молодым мусульманам во время шоу о семейной жизни на телеканале LBC TV:
Женщину следует бить чем-то легким, например, зубочисткой или рукой. Муж, бьющий жену, дает ей понять: женщина, ты зашла слишком далеко. Удары в лицо не разрешены, так как синяки могут сделать женщину уродливой.
Прощальная проповедь Мухаммеда
Для понимания того, что в исламе бесправное положение женщин и узаконенное избиение женщин не есть редкое явление и действие каких-то «неправильных» или «неидеальных» мусульмане, а обязательная религиозная норма, установленная Мухаммедом, мы приводим его последнюю речь, после которой он вскоре умер.
Так что же Мухаммед сказал перед смертью? Что посчитал самым главным?
Мухаммед также приказал. бить женщин, что соответствует аяту Корана 4:34. Также он сравнивает женщин с домашними животными по бесправию в исламском обществе.
Текст прощальной проповеди
Тексты, относящиеся к тематике
Передают со слов Амра ибн аль-Ахваса аль-Джушами, что во время прощального паломничества Пророк воздал хвалу Аллаху и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать (людей,) сказав: «Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо они подобны пленницам в ваших руках, и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас право на ваших жен, и у ваших жен есть право на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть. Что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» [Хадис ат-Тирмизи № 104].
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!» [Коран 4:34].
«Назидать, раздельно спать, бить…»
В каком случае муж может ударить жену и имеет ли он вообще такое право?
Смысл коранических строк, напрямую касающихся этого вопроса, таков:
«Мужья являются главами[1] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].
Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][2] подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].
Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];
(2) [если не подействует], то спите раздельно[3] [то есть по возможности дистанцируйтесь];
(3) [а если и это не поможет] то стукните[4] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей][5].
Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]» (Св. Коран, 4:34)[6].
Начнем с известного и достоверного факта о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил[7] ни одну из своих жен[8].
В Коране в качестве последней возможной формы наставления со стороны мужа в адрес строптивой жены говорится «стукните их». Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман)[9]. Необходимо еще отметить, что бить по лицу однозначно запретно.
Важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет относительно ударов[10]. Затем через некоторое время[11] был ниспослан аят, допускающий битье в качестве последнего способа повлиять положительно на супругу[12]. Именно положительно! Ученые однозначно высказывались о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого пророка Мухаммада (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы)[13]; (2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — «(если и допускается, то только) ударом, который не будет жесток!»; (3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!»[14]
Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что «мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)», не имеют канонической достоверности (да‘иф) [15].
Как вести себя мусульманину, если супруга непокорна ему, не прислушивается и не выполняет религиозные предписания?
В этой ситуации важно проявлять тактичность и деликатность, ведь человек не может измениться в одночасье. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь, и, возможно, вы придете к согласию.
Недавно в Интернете видел видеоролик, как в какой-то мусульманской стране была жестоко избита женщина. Как вы можете это объяснить?
Зачастую именно мусульманские семьи связывают с образом агрессивно настроенного мужа, бьющего свою жену по поводу и без. Но нужно разграничивать то, к чему призывает Ислам, и то, как воплощают (или не воплощают) в жизнь религиозные каноны отдельные его представители.
Думаю, следует перестать искать корень зла где-то вовне, а обратиться каждому к своему сердцу и спросить: «А что лично я сделал для умножения в мире добра? Отозвался ли на чужую беду?» Когда люди перестанут указывать на проблемы пальцем, а начнут думать о путях их решения и действовать, понимая свою полную сопричастность миру, тогда и будет вырван корень зла. Бог в помощь.
«Женщина подобна ребру»
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, женщина подобна ребру! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь[16], а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну»[17].
Ученые поясняли: «В женщине имеется некая природная «изогнутость» характера. В полной мере исправить это невозможно![18] Вместе с этим, если запустить, оставить без внимания, то это может прогрессировать и принять «уродливую форму». Но и излишне усердствовать в выравнивании не стоит, так как характер подвержен «ломкости». Сломить дух, уничтожить личность — легко, но для набожного человека — категорически недопустимо!
«Я назидаю вас быть хорошими [воспитанными; уважительно и снисходительно относиться] к женщинам [особенно к женам! Станьте же таковыми]»[19]; «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[20], — говорил Пророк.
Хадис о сравнении женщины с ребром призывает мужей быть более сдержанными, мягкими, деликатными, для того чтобы уметь склонять и располагать к себе сердце супруги. Слова Пророка призывают к выстраиванию определенной внутрисемейной политики, предусматривающей наличие таких качеств, как умение прощать и проявлять терпение. Стараясь жестко выровнять невыравниваемое, можно потерять в жене друга и близкого человека. Не секрет, что для полноценности мирского существования как жена нуждается в муже, так и муж нуждается в жене. Утвердительное повествование посланника Божьего как бы констатирует одно из правил благополучной семьи: если вы хотите, чтобы жена была вашей второй половинкой, опорой и дополняла вас так же, как и вы ее, тогда наберитесь терпения; нетерпимость, грубость, жесткость здесь неуместны!
В природе имеются определенные законы, в том числе и в психологии человека. Ради нашего благополучия пророки обращали внимание на эти законы мироздания, давая мудрые советы, которые учат сосуществовать с неизменным, не теряя при этом чувства гармонии и ощущения мирского счастья[21].
К чему должен стремиться муж и к чему должна стремиться жена
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Весь этот [бренный] мир — то, что приобретаемо (чем человек пользуется, наслаждается). Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая (благонравная) супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый, любящий и любимый супруг]»[22]. Муж и жена должны стараться быть таковыми друг для друга.
«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[23].
Также муж и жена должны помогать друг другу удаляться от адского наказания в вечности. Одной из главных причин потери мирского благополучия и вечного блаженства является «куфранун-ни‘ма» (неблагодарность).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мне был показан Рай, я взял там гроздь (кисть райских плодов), которой, если я принес бы ее вам, вы могли бы питаться и насыщаться до Конца Света![24] Я [также] видел Ад. Подобного [ужаса] я никогда не встречал. Я воочию лицезрел, что большая часть обитателей его — женщины». — «Почему, о посланник Божий [именно женщины]?», — спросили у него сподвижники. «За неверие[25] их». — «Неверие (неблагодарность) пред Богом?», — уточнили у него. «Нет, неверие (неблагодарность) перед теми, кто рядом с ними; за неблагодарное отношение к благодеянию, к чему-то хорошему [совершенному для них, ради них]. [Ведь зачастую] относишься хорошо к одной из них [к одной из женщин, например, к жене] на протяжении века [то есть очень долго], а она, увидев в тебе (от тебя) что-то [то, что ей не понравилось, вдруг] восклицает: «Я так ничего хорошего от тебя и не увидела (не дождалась)! [Или другой пример из нашей жизни: «Ты погубил мою молодость, я потратила на тебя лучшие годы своей жизни. » и т. п.]»[26].
Суть не в том, — кто, где и в каком количестве окажется, а в умении извлечь назидание из повествования. Безусловно, мужской шовинизм здесь абсолютно неуместен. Подобные повествования могут озвучиваться в назидание, но не как упрек. Хадис обращен не столько к женщинам, сколько к мужчинам, взывая их к осознанию ответственности за тех женщин, которые рядом с ними, находятся под их опекой.
К слову сказать, исследователи позитивной психологии из США пришли к выводу, что «чувство благодарности повышает качество нашей жизни»[27].
Муж и жена обязаны помогать друг другу как в хозяйственных делах, так и в вопросах пробуждения благородства, набожности и бдительности к проявлению отрицательных черт нашей человеческой природы.
«Удачный брак — это строение, которое нужно всегда реконструировать» (А. Моруа). Супруги должны быть на страже своего семейного счастья, не идя на поводу капризов, усталости и причуд характера. Пускай же семейные узы будут Божественной связью между душами, не превращаясь в ржавые пудовые кандалы!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355.
То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.
[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, в наихудшем положении пред Богом в Судный День окажутся те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны (секреты), переданные (раскрытые) одним из них другому [особенно это касается секретов интимного характера]». Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 570, хадисы № 123–(1437) и 124–(1437); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».
Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.
Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.
[3] Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 466.
[4] «Вадрибуухунна» — стукните, (слегка) ударьте, отшлепайте их. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Ташкент: Камалак, 1994. Т. 1. С. 446; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 767; Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1283; Александрова З. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1995. С. 431, 454.
[5] Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, являющиеся носителями коранического благородства и мягкости. Те же, которые не являются таковыми по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, которые прелюбодействуют и безответственны в выполнении семейных обязательств, то такие «мужья» сами заслуживают или уголовного, или административного преследования со стороны общественности.
[6] Подробнее пояснения к аяту см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254.
[7] «Воистину, [для любого верующего] именно в посланнике Божьем — наилучший пример» (см.: Св. Коран, 33:21).
[8] Слова ‘Аиши, приведенные в своде хадисов имама ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 951, хадис № 79–(2328); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 522, хадис № 4786, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 215, хадис № 1984, «сахих».
[9] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 20. С. 272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 378.
[10] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 378; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис № 2146, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 581, хадис № 9819, «сахих».
[11] Такая последовательность предположительно наиболее верна. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[13] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 379.
[14] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2146, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1985, «хасан сахих».
[15] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2147, «да‘иф»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1986, «да‘иф».
[16] В одном из достоверных хадисов поясняется: «Если начнешь [упорно] выравнивать ее, то сломаешь. Ломание ее — это развод с нею». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 59–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадис № 59–(1468); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2111, «сахих».
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 65–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 65–(1468); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 370, хадис № 1191, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.
Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадисы № 59–(1468) и № 60–(1468); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 668, 669; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314, хадис № 5186; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадисы № 2111 и 2112, оба «сахих».
[18] См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 216.
У мужчин также имеется некая природная «изогнутость» характера, так как Адам и Ева были сотворены Господом миров из одной квинтэссенции. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 315.
В Священном Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Творца, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1); «Он Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Господа, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость)» (см. Св. Коран, 7:189).
[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314 и 316, хадис № 5186 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1012, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.
[20] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».
[21] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 316.
[22] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 585, хадис № 64–(1467); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 64–(1467); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3232, «сахих».
[23] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих».
Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).
[24] Кстати, это не говорит о необъятных размерах данных плодов, ведь в Раю иное понятие материи и сути вещей.
[25] В тексте хадиса употреблено слово «куфр», которое переводится как «безбожие, неверие; неблагодарность».
[26] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1672, хадис № 5197, 5198; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 372, хадисы № 5197 и 5198; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 20. С. 265, 266, хадисы № 5197 и 5198.
[27] «Это стало ясно из эксперимента с несколькими людьми, которые перенесли трансплантацию внутренних органов. «Ученые разделили их на две группы: первые вели дневник, где описывали свои эмоции, происшествия и ожидания, а вторые кроме этого еще и размышляли о пяти вещах, за которые они могли бы быть благодарны прожитому дню. Спустя три недели участники из первой группы чувствовали себя так же или несколько хуже, а все, кто учился испытывать благодарность, — значительно лучше и в целом были больше удовлетворены жизнью». См.: Благодарность как лекарство // Psychologies, май 2008, № 27. С. 37.