за что можно написать заявление в полицию на человека
Оскорбление личности
Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.
Статья за оскорбление личности
Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:
Оскорбление может выражаться в следующих формах:
Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.
До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.
К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений
Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.
Ответственность за оскорбление человека
В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.
По КоАП РФ
Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.
Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:
Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:
Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:
Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.
По УК РФ
Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.
Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):
Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:
Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:
Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:
Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:
Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.
Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.
Заявление об оскорблении
Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.
Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.
Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд
Можно использовать оба этих способа одновременно.
При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:
В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.
Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.
Чтобы чтобы грамотно оформить исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:
К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц
Подается иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.
Как наказать обидчика?
Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.
В качестве подтверждения вы также можете представить:
Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством
Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Можем ли мы подать на них в суд за оскорбление личности и подрывание авторитета?
Анна
В настоящее время за оскорбление предусмотрена административная ответственность. Но обратите внимание — для квалификации действий как оскорбления необходима неприличная форма высказываний
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати
тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей.
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч
до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот
тысяч рублей.
Если неприличных выражений (непечатных,» нелитературных») в высказываниях не имеется — пострадавший гражданин вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите чести и достоинства.
Что делать, если тебе угрожают?
Что делать при угрозах, и как правильно вести себя, если начинают угрожать физической расправой? Недопустимо пускать ситуацию на самотек, ведь от своевременно принятых мер защиты зависит личная безопасность, а также жизнь и здоровье близких. В этой статье расскажем, что делать, если тебе угрожают расправой, и куда можно обратиться за защитой.
Как узнать, угрожали ли вам?
Что делать, если тебе угрожают расправой? Прежде всего, нужно оценить характер угрозы – насколько она реальна, в чем выражается, какие дополнительные мотивы и требования высказывает инициатор конфликта. Учтите, что даже давнее знакомство с человеком не устраняет потенциальную опасность, если он настроен воплотить угрозу в реальность.
Что может быть тому, кто угрожает? Сперва определим, при каких условиях может наступать ответственность за личную или анонимную угрозу. По закону можно привлечь гражданина к ответственности, если угроза характеризуется следующими признаками:
создавала реальную опасность жизни или здоровью, что следует из характера действий правонарушителя или его слов;
выдвинута реальная угроза распространить иным лицам сведения, которые могут вас опорочить.
Если тебе пишут и угрожают причинением ущерба имуществу, привлечь к уголовной ответственности будет невозможно. Дело в том, что за причинение вреда материальным ценностям и имуществу ответственность наступает по факту противоправных действий. Даже если угроза такого вреда будет реальной, привлечь к ответственности невозможно до фактического нанесения повреждений имуществу.
Угрозы нередко сопровождаются требованием выполнить определенные действия или воздержаться от них. Например, под угрозой физического насилия может совершаться хищение в форме грабежа. В интернете или по телефону могут звучать угрозы за не вовремя выплаченный долг и т.д.
Даже если требования совершить определенные действия являются законными, это не дает права угрожать применением силы или иным способом. Подтвержденный факт угрозы повлечет уголовное наказание.
Как вести себя, если тебе угрожают? Запомните ключевое правило – не стоит легкомысленно относиться к высказанной угрозе, равно как и выполнять требования правонарушителя. Если позволяет ситуация, постарайтесь сохранить доказательства угрозы – письмо, аудио- или видеозапись, переписку в социальных сетях или по электронной почте. Такие доказательства существенно упростят поиск виновных лиц.
Незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы – каждое сообщение о потенциальном преступлении должно быть зарегистрировано и проверено сотрудниками полиции. Только проверка компетентных сотрудников МВД даст однозначный ответ – угрожали ли вам, и может ли наступить ответственность за такие противоправные действия. Если факт противоправных действий будет подтвержден, правоохранительные органы окажут помощь при угрозах и приступят к установлению виновных лиц.
Если вам угрожает опасность
Что делать, если угрожают физической расправой?
Что делать, если есть угроза жизни? Если вы получили угрозу убийством и вам угрожает реальная опасность, нужно незамедлительно написать заявление в полицию или сообщить о преступлении в устной форме. При устном обращении все показания оформляются в виде протокола, который вы должны лично проверить и подписать. В письменном заявлении особое внимание уделите следующим пунктам:
место, время и способ угрозы – личное обращение, по почте, по телефону, через интернет и т.д.;
характер угрозы – убийство, причинение телесных повреждений вам или близким, распространение порочащих данных и т.д.;
контактные данные лиц, которые могут подтвердить факт устной угрозы;
ссылки на письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, скриншот с интернет-страницы;
сведения о преступнике, если его личность вам известна, либо любые данные, позволяющие найти это лицо;
мотивы, по которым высказаны угрозы – религиозная или расовая вражда, политические убеждения и т.д.;
иная информация, которая поможет расследовать факты угроз и установить личность преступника.
Максимальный срок за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью составляет до 5 лет.
При обращении в полицию вам предстоит обосновать причину и основания для проведения проверки. Если во время доследственной проверки факт угрозы будет подтвержден, доказывать вину будут правоохранительные органы и сторона обвинения.
Куда обращаться, если тебе угрожают? Устное и письменное сообщение о преступлении можно подать в любой территориальный отдел МВД. Даже если вы находитесь далеко от дома (командировка, отпуск и т.д.), при возникновении угроз можно обратиться в ближайший пункт полиции. Если вам угрожает непосредственная опасность на улице или в ином публичном месте, вы можете позвать на помощь любого представителя правоохранительных органов.
Если угрожают по телефону
Что сделать, если тебе угрожают по телефону, и можно ли самому сделать запись такого звонка? Наиболее часто с угрозами по телефону приходится сталкиваться, когда коллекторские агентства пытаются оказать воздействие на должника по кредитам. Реальность таких угроз нельзя недооценивать – случаи умышленного уничтожения имущества должников или причинения им физического вреда практически ежедневно попадают в прессу.
Даже в случае полного погашения долга перед банком сложно рассчитывать, что угрозы со стороны коллекторов прекратятся. Только подача заявления в полицию будет гарантией вашей безопасности.
При телефонных угрозах отсутствует непосредственная опасность для здоровья, так как преступник находится не рядом с вами. Это дает возможность записать разговор, обдумать сложившуюся ситуацию, проконсультироваться с юристом или сразу обратиться в МВД.
Целесообразно сразу после звонка обращаться в правоохранительные органы. В этом случае будет возможность зафиксировать повторные звонки и угрозы, что станет доказательством для уголовного дела. Если у вас есть техническая возможность записать разговор, запись можно представить при обращении в полицию. Она облегчит поиск злоумышленников, однако для признания ее доказательством потребуется проведение специальной экспертизы.
Письмо с угрозами
Что будет, если человек угрожает в письменной форме – направил письмо по почте, подбросил или передал записку с угрозами? При обращении в полицию письменный документ поступает на экспертизу – профессиональные специалисты проверят его на наличие следов преступника, возьмут отпечатки пальцев и образцы почерка.
Современные технические средства, в большинстве случаев, позволяют установить личность злоумышленника, поскольку на любом документе остаются следы. Письменный документ с угрозами после проведения экспертизы будет приобщен к материалам уголовного дела и станет доказательством.
Как вести себя при угрозах?
Что делать, если тебе угрожают расправой? Прежде всего, нужно оценить характер угрозы – насколько она реальна, в чем выражается, какие дополнительные мотивы и требования высказывает инициатор конфликта. Учтите, что даже давнее знакомство с человеком не устраняет потенциальную опасность, если он настроен воплотить угрозу в реальность.
Что может быть тому, кто угрожает? Сперва определим, при каких условиях может наступать ответственность за личную или анонимную угрозу. По закону можно привлечь гражданина к ответственности, если угроза характеризуется следующими признаками:
создавала реальную опасность жизни или здоровью, что следует из характера действий правонарушителя или его слов;
выдвинута реальная угроза распространить иным лицам сведения, которые могут вас опорочить.
Если тебе пишут и угрожают причинением ущерба имуществу, привлечь к уголовной ответственности будет невозможно. Дело в том, что за причинение вреда материальным ценностям и имуществу ответственность наступает по факту противоправных действий. Даже если угроза такого вреда будет реальной, привлечь к ответственности невозможно до фактического нанесения повреждений имуществу.
Угрозы нередко сопровождаются требованием выполнить определенные действия или воздержаться от них. Например, под угрозой физического насилия может совершаться хищение в форме грабежа. В интернете или по телефону могут звучать угрозы за не вовремя выплаченный долг и т.д.
Даже если требования совершить определенные действия являются законными, это не дает права угрожать применением силы или иным способом. Подтвержденный факт угрозы повлечет уголовное наказание.
Как вести себя, если тебе угрожают? Запомните ключевое правило – не стоит легкомысленно относиться к высказанной угрозе, равно как и выполнять требования правонарушителя. Если позволяет ситуация, постарайтесь сохранить доказательства угрозы – письмо, аудио- или видеозапись, переписку в социальных сетях или по электронной почте. Такие доказательства существенно упростят поиск виновных лиц.
Незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы – каждое сообщение о потенциальном преступлении должно быть зарегистрировано и проверено сотрудниками полиции. Только проверка компетентных сотрудников МВД даст однозначный ответ – угрожали ли вам, и может ли наступить ответственность за такие противоправные действия. Если факт противоправных действий будет подтвержден, правоохранительные органы окажут помощь при угрозах и приступят к установлению виновных лиц.
Если вам угрожает опасность
Что делать, если угрожают физической расправой?
Что делать, если есть угроза жизни? Если вы получили угрозу убийством и вам угрожает реальная опасность, нужно незамедлительно написать заявление в полицию или сообщить о преступлении в устной форме. При устном обращении все показания оформляются в виде протокола, который вы должны лично проверить и подписать. В письменном заявлении особое внимание уделите следующим пунктам:
место, время и способ угрозы – личное обращение, по почте, по телефону, через интернет и т.д.;
характер угрозы – убийство, причинение телесных повреждений вам или близким, распространение порочащих данных и т.д.;
контактные данные лиц, которые могут подтвердить факт устной угрозы;
ссылки на письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, скриншот с интернет-страницы;
сведения о преступнике, если его личность вам известна, либо любые данные, позволяющие найти это лицо;
мотивы, по которым высказаны угрозы – религиозная или расовая вражда, политические убеждения и т.д.;
иная информация, которая поможет расследовать факты угроз и установить личность преступника.
Максимальный срок за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью составляет до 5 лет.
При обращении в полицию вам предстоит обосновать причину и основания для проведения проверки. Если во время доследственной проверки факт угрозы будет подтвержден, доказывать вину будут правоохранительные органы и сторона обвинения.
Куда обращаться, если тебе угрожают? Устное и письменное сообщение о преступлении можно подать в любой территориальный отдел МВД. Даже если вы находитесь далеко от дома (командировка, отпуск и т.д.), при возникновении угроз можно обратиться в ближайший пункт полиции. Если вам угрожает непосредственная опасность на улице или в ином публичном месте, вы можете позвать на помощь любого представителя правоохранительных органов.
Если угрожают по телефону
Что сделать, если тебе угрожают по телефону, и можно ли самому сделать запись такого звонка? Наиболее часто с угрозами по телефону приходится сталкиваться, когда коллекторские агентства пытаются оказать воздействие на должника по кредитам. Реальность таких угроз нельзя недооценивать – случаи умышленного уничтожения имущества должников или причинения им физического вреда практически ежедневно попадают в прессу.
Даже в случае полного погашения долга перед банком сложно рассчитывать, что угрозы со стороны коллекторов прекратятся. Только подача заявления в полицию будет гарантией вашей безопасности.
При телефонных угрозах отсутствует непосредственная опасность для здоровья, так как преступник находится не рядом с вами. Это дает возможность записать разговор, обдумать сложившуюся ситуацию, проконсультироваться с юристом или сразу обратиться в МВД.
Целесообразно сразу после звонка обращаться в правоохранительные органы. В этом случае будет возможность зафиксировать повторные звонки и угрозы, что станет доказательством для уголовного дела. Если у вас есть техническая возможность записать разговор, запись можно представить при обращении в полицию. Она облегчит поиск злоумышленников, однако для признания ее доказательством потребуется проведение специальной экспертизы.
Письмо с угрозами
Что будет, если человек угрожает в письменной форме – направил письмо по почте, подбросил или передал записку с угрозами? При обращении в полицию письменный документ поступает на экспертизу – профессиональные специалисты проверят его на наличие следов преступника, возьмут отпечатки пальцев и образцы почерка.
Современные технические средства, в большинстве случаев, позволяют установить личность злоумышленника, поскольку на любом документе остаются следы. Письменный документ с угрозами после проведения экспертизы будет приобщен к материалам уголовного дела и станет доказательством.
Как правильно подать жалобу в любое ведомство
И добиться нужного результата
Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.
Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.
Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.
Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.
Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.
Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.
Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».
Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за оскорбление.
Отличия жалобы от заявления или претензии
Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.
Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.
Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.
По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.
На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.
На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.
На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.
На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.
На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.
На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.
Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.
Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.
Требования к жалобе
Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.
Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:
Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.
Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.
Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.
Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.
А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.
Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.
Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.
Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.
Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.
Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.
А чего тут бояться?
Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.
Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.
Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.
Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.
Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.
В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.
Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Способы подачи жалобы
Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.
Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.
Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.
Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.
Там есть специальный раздел досудебного обжалования.
Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.
Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:
Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.
Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.
Жалоба в прокуратуру
Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.
Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.
Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.
Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.
Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.
На что можно жаловаться
Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.
Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.
Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.
Как узнать, куда жаловаться
Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.
Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.
Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.
Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.
Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».
Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.
У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.
Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.
В целом алгоритм действий такой:
Как должна отреагировать прокуратура
Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.
Прокуроров все ведомства боятся
Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.
Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом « по-народному », то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.
Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.
Как не получить отписку
Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.
По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.
Что делать, если не помогла прокуратура
Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.
Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.
В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.
Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.
Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.
Как правильно жаловаться
Кстати, считаю правильным это, т.к. люди не хотят делать свою работу хорошо. Не надо считать обращения в госорганы доносом.
Ольга, да, так мы просто обращаем внимание на то как улучшить положение дел
во многих регионах есть порталы для жалоб, на которые отвечают быстрее и, зачастую, лучше, чем через обращения граждан.
Наш город в Москве, Наш Санкт-Петербург, Добродел в Мособласти, Народный контроль в Татарстане и т.д.
Можно про них отдельно написать
Портал г. Пермь: «Управляем вместе»
Жаловались в трудовую инспекцию, когда мужу продлили вахту на третий месяц без его на то согласие. Лицо он материально ответственное, самовольно покинуть место вахты не мог. А сменщика просто не присылали. Уж не знаю, как проверяла инспекция, но все указанные нарушения на момент проверки не были обнаружены, и документы все были в норме, и профсоюзная организация образовалась ещё аж полгода назад. Документы проверяли левой пяткой, так как их фальсификация была видна невооружённым взглядом. Но ситуация решилась к тому моменту, дальше муж не стал продолжать тяжбу с уже бывшим работодателем.
Тяжба с ЖКХ и ветхим жилым фондом длилась у нас долго и безуспешно. Несколько лет. Чиновники открыто хамили в лицо, стоило включить телефоны, улыбались, отмалчивалась. Были отписки разных ведомств, отфутболивания от одного к другому. Были суды. Но большинство доводов игнорировалось. И спасло нас, пожалуй, только то, что пришёл застройщик, и тогда дом сразу стал аварийным и уже не подлежащий капитальному ремонту.