за что нам платят маз
За что будут платить МАЗ и КамАЗ, и кому это надо?
Если Россия введет утилизационный сбор для автопроизводителей стран ТС, цены на грузовики МАЗа могут увеличиться на 7-14 тыс долларов
Если Россия введет утилизационный сбор для автопроизводителей стран Таможенного союза (ТС), цены на грузовики МАЗа полной массой 14-40 тонн могут увеличиться на 7-14 тыс долларов. Такие выводы сделали аналитики агентства «Бизнес-новости».
Напомним, недавно Минпромторг России подготовил проект изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», по которому автопроизводители ТС обязаны уплачивать утилизационный сбор при поставках в Россию.
По мнению аналитиков, на Минпромторг давление оказал Евросоюз, критиковавший российский механизм уплаты утилизационного сбора. Пока его уплачивали только те, кто ввозил в страну новые и подержанные импортные авто. Россияне были освобождены от обязательных уплат, а просто гарантировали самостоятельно утилизировать свои выпускаемые транспортные средства.
Теперь Минпромторг намерен потребовать денег не только на технику, произведенную в России, но и на авто из Беларуси и Казахстана. Такие меры существенно ослабят конкурентоспособность белорусских грузовиков МАЗ на российском рынке, поскольку цены на продукцию увеличатся.
Судя по данным Белстата, за 2012 год всего в Россию было экспортировано белорусского товара на сумму 16,3 млрд долларов. Из них 1,25 млрд долларов составил экспорт грузовых автомобилей, которые составили в общем объеме экспорта 7,7%.
Российские эксперты обозначили, что в прошлом году в России Минский автомобильный завод продал 13,4 тыс крупнотоннажных грузовиков в 14-40 тонн, доля которых составила на рынке примерно 13%.
Уже за первые два месяца текущего года в России было продано 10,1% новых грузовиков МАЗ. Дальнейшие прогнозы специалистов говорят о снижении показателя из-за введения утилизационного сбора.
Самое интересное, что не только МАЗ, но и российский КамАЗ при таком повышении станет менее конкурентоспособным в сравнении с импортными авто. Но государство обещает не оставить производителей в беде и всячески лоббировать интересы МАЗа, который уже сегодня испытывает проблемы.
«Хочу довести до ума машину, вот и потрачу на это первую зарплату». Сколько платят студотрядовцам на МАЗе
Студенческий отряд на Минском автомобильном заводе: кем трудятся бойцы и сколько им платят, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Матвей Мицкевич
— Коллектив автозавода довольно молодой, ребята, которые приходят к нам трудиться летом, быстро вливаются в него, — говорит председатель профкома «МАЗа» Валерий Курсевич. — Для них это неоценимый опыт общения с профессионалами плюс закрепление теоретических знаний на практике. Можно сказать, мы выдаем им билет во взрослую жизнь. Считаю, студотрядовское движение должно развиваться и дальше.
Валерий Курсевич
32 бойца 4 студотрядов приступили к делу на МАЗе 6 июля и будут трудиться до конца месяца. Работают по-взрослому: пять дней в неделю с двумя выходными. График тоже не детский — на месте необходимо быть в 7:00. Зато в 15:20 они свободны как ветер, и остается уйма времени на отдых.
Цеха МАЗа сродни муравейнику. На первый взгляд всё происходящее напоминает броуновское движение частиц. Но стоит присмотреться — и понимаешь: это отлично налаженный механизм, каждый на своем участке и отвечает за важный этап производства.
Среди квалифицированных тружеников легко заметить студотрядовцев: они одеты в рабочую форму с соответствующим логотипом. В остальном различия минимальны. С сосредоточенными лицами молодые люди занимаются делом.
Первым встречаю Максима Корякина из Минского государственного профессионального лицея № 9 автомобилестроения. Он парень с опытом, в составе студотряда пришел на МАЗ во второй раз.
— Основная обязанность — подвоз автомобильных камер. Но когда не хватает рук, могут дать и другие задания. И это классно — получаешь опыт на разных участках. Мне помогает куратор, который дает много ценных советов. Коллектив хороший, удается даже перебрocиться шутками с коллегами. Это создает отличное настроение. Очень надеюсь, что после учебы приду сюда по распределению.
Максим Корякин
Максим — человек серьезный. Первую зарплату, около 500 рублей, собирается потратить на техосмотр собственного автомобиля и доведение его до ума.
— Без машины молодому человеку сейчас никуда, — считает он.
Его однокашник Матвей Мицкевич по-настоящему трудится впервые:
— Сначала было тяжеловато, особенно рано вставать, но постепенно привык. Что делаю? Соединяю перемычки на аккумуляторных батареях, ставлю на АКБ крышки, собираю фары, устанавливаю на автомобиль задние фонари. Что-то дается очень легко, а над некоторыми задачами приходится попотеть. Если что-то перепутаешь, нужно начинать заново.
Обещанной зарплатой (она такая же, как у Максима) он доволен. Матвей — заядлый велосипедист, поэтому часть пoлучки израсхoдует на обновление своего любимого железного коня.
А вот студент академии авиации Александр Шелуха несколько выбивается из общего ряда. Егo специальность связана с авиационным радиооборудованием, так чтo подкрепить на практике прoфессиoнальные знания здесь вряд ли получится.
Александр Шелуха
— Затo хoрoший oпыт oбщения в коллективе. Я со всеми смог найти общий язык, мне часто помогают словом и делом. Работа простая, но кропотливая, требует усидчивости. Занимаюсь сборкой крючков, на которые вешают занавески в автомобиле, и крыш для кабин. Очень хочу пойти учиться в автошколу, деньги будут весьма кстати, — улыбается парень.
После окончания смены ребят ждут сюрпризы.
— Для всех бойцoв студотряда предусмотрены бонусы, — рассказывает второй секретарь Заводского районного комитета БРСМ Екатерина Сивенко. — Узнаем, чем мoлoдежь интересуется, и предлагаем билеты в разные места. Кто-то захочет потусить в аквапарке, кто-то с друзьями сходить на квест. Кроме того, поощряются лучшие работники, которых отметило руководство завода.
«Отпуск провели в Дубае». Рабочие «Беларуськалия», МАЗа, МТЗ и БелАЗа рассказывают о своих зарплатах
«Вот на заводе люди и за три миллиона работают», — подобные реплики можно встретить фактически при любом обсуждении доходов белорусов. Но так ли это на самом деле? И каковы заработки на пресловутых заводах в кризис? Onliner.by решил спросить об этом у самих заводчан. Четыре сотрудника белорусских предприятий-флагманов рассказали о своих бюджетах, тратах, планах и мечтах.
«Раньше на МТЗ была 13-я зарплата, теперь нет»
Алексею 33 года. Вот уже 15 лет он работает на одном из самых известных заводов страны — Минском тракторном заводе. По специальности мужчина слесарь-ремонтник.
По словам Алексея, когда-то на МТЗ была 13-я зарплата, но сейчас ее нет. Доплачивают за выслугу лет. Максимальная сумма, которую Алексей получал по этой графе, — до миллиона.
— Премии у нас бывают. К примеру, из фонда руководителя. Сам начальник может выделить каких-нибудь 200 тыс. Или делают доплаты за экономию электроэнергии, — объясняет он. — Еще у нас на заводе есть соцсоревнование между цехами. Так и называется — «соцсоревнование». Оценивают цеха по тому, как выполнили планы, были ли пьяные на работе, украли ли что-то и так далее. Если есть «залеты», цех с соревнования снимают. А лучшему платят премии.
Мужчина живет в своей квартире с женой и 9-летним сыном. Бюджеты у них с женой раздельные.
— У меня жена получает больше, чем я. Она работает мастером на частном производстве, и зарплата у нее — 8 млн, — говорит Алексей. — Я мужчина неизбалованный. Купил два раза в год джинсы, пару кофт — мне хватает. А вот жена каждый месяц хочет что-нибудь новое. Она два дня на работу в одном и том же не ходит.
Коммунальные платежи семьи — на Алексее. Всего в месяц жировка, телефон и интернет тянут на 1 млн рублей.
— За кружки и дополнительные занятия ребенка платит уже жена, — говорит Алексей. — Одно занятие — 30—50 тыс., а за месяц выходит полмиллиона.
Еду в семье также покупают сообща. Как правило, затариваются по-крупному, на пару недель. Из бюджета Алексея уходит еще около 2 млн.
— Ну а уже мелкие покупки типа хлеба, молока делаю я. Как правило, на ценник не смотрю, стараюсь смотреть на качество. Сосиски и колбасы берем гродненские. Мясо — шею покупаем. Субпродуктами не питаемся, — говорит Алексей. — Я еще курю. Пачки мне на дня три хватает.
— Иногда мы выбираемся в кино или в кафе. В отпуск в прошлом году съездили в Болгарию.
Алексей говорит, что еще сейчас они делают ремонт в квартире. К примеру, недавно закончили комнату сына.
— Последняя крупная покупка — диван для сына в комнату. На прошлой неделе мы сложились и купили жене телефон, — объясняет мужчина. — Сейчас вот хочу ремонт сделать во всей квартире. И хочется, и колется. Так что деньги пойдут туда. Я кредиты брать не люблю. Лучше накопить, если уже так сильно нужно. Но откладывать не особо получается.
Меня устроила бы зарплата в 10 млн. Это те деньги, с которыми я бы ни в чем себя не ограничивал. А то так пойдешь в магазин, сынок говорит: «Хочу LEGO». А ты посмотришь на этот LEGO и говоришь: «Не, сына, давай на день рождения».
«С зарплатой на МАЗе за год смог отложить около 20 млн»
Серафиму 21 год. Выпускник молодечненского ПТУ №21, он работает в строительно-ремонтном цеху еще одного знаменитого предприятия Беларуси — Минского автомобильного завода.
— По профессии я штукатур 4-го разряда, — рассказывает парень. — Зарплата варьируется от 4 млн до 6 млн. У мастеров выше — 6—7 млн.
Живу в общежитии. Плачу за него где-то 200 тыс. Раз в два месяца покупаю проездной на 20 поездок — это еще около 100 тыс.
Парень говорит, что на еду особо не тратится: питается кашами типа риса и гречки. Мясо покупает изредка. В общем, на еду в месяц у него выходит около миллиона.
— Вот мой обычный чек из магазина, — показывает фото Серафим. — Вы видите, это молоко, хлеб, сметанник и вода. Уложился в 50 тыс. Иногда бывает меньше.
Парень говорит, что в кафе ходит редко. Основной аргумент — проще приготовить еду дома, чем переплачивать.
Остальные деньги (а это 2,7—4,7 млн), по словам Серафима, идут на одежду, бытовую химию и другие нужные вещи.
— В кино и музеи хожу редко. Одному скучно, а друзья чаще всего заняты, — говорит он. — За границу в отпуск не ездил никогда. Вы знаете, и не планирую. Я считаю, что лучше отдохнуть дома, чем платить бешеные деньги за то, чтобы поехать куда-то за границу.
Как признается сам парень, последняя его крупная покупка — ноутбук за 5,8 млн. Купил его парень два года назад. Говорит, что скопил сам.
— Кредиты или рассрочки всякие не беру, предпочитаю оплачивать сразу все, — объясняет молодой человек. При этом, по словам Серафима, остальные свободные деньги он старается откладывать.
— За год работы на заводе удалось отложить где-то около 20 млн, — делится парень. — Конечно, мне хотелось бы зарплату побольше, но и эта меня устраивает. Для такого времени деньги довольно неплохие.
«На БелАЗе за разряд могут доплатить тысяч 300—400»
Виктору 23 года. Он наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики на Белорусском автомобильном заводе — на том, что выпускает знаменитые карьерные самосвалы. Работает парень там почти два года.
— У меня 5-й разряд, работа в три смены, — говорит Виктор. — В итоге зарплата составляет 5,9—6 млн. С премиями сложно. Какое-то время были премии за идеально выполненную работу. Теперь такого нет. Урезали. Если есть желание, подработку найти можно. В краткосрочной перспективе подработать у нас особо негде, в долгосрочной же можно освоить смежную специальность и тоже подрабатывать. Можно повысить разряд, там оклад больше тысяч на 300—400. Но от оклада уже считаются премии, надбавки другие. Вот и получается, что суммарная зарплата выше.
Виктор живет с родителями в Жодино. Поэтому съемное жилье денег не съедает.
— Сначала я оплачиваю счета за телефон и интернет, — говорит парень. — За телефон выходит около 200 тыс., так как много звоню по работе. И еще столько же приходится тратить на интернет.
Виктор дает родителям пару миллионов на оплату «коммуналки» и еду. Кроме того, у парня есть кредит за ноутбук — это еще около миллиона из бюджета.
— Кредиты я беру очень редко. В этот раз выхода особо не было. Накопления отсутствовали, поэтому пришлось купить так, — говорит он.
В итоге на все про все у рабочего БелАЗа остается около трех миллионов. Где-то он помогает родителям, что-то тратит на одежду, бытовую химию и развлечения.
— Я считаю, что нужно хорошо отдыхать, а то можно потерять вкус к жизни. Да и работать тогда приятнее. Особенно когда отдых хороший и культурный, — объясняет парень. — Очень люблю страйкбол. Это одно из моих главных увлечений. Обожаю рыбалку. Свободные деньги идут и сюда. Иногда выезжаю в кино или театр в Минск. От нас до столицы 40 минут на маршрутке. В отпуск стараюсь ездить куда-нибудь по Беларуси. Этим летом хочу в Гомель. Никогда там не был. Выехать куда-то далеко не получится: два моих замечательных друга решили сыграть свадьбы. Так что все деньги, которые были отложены, уже распределены.
Виктор говорит, что с его работой хотелось бы получать миллионов 8. Говорит, тогда он смог бы нормально жить.
— Я не скажу, что у меня маленькая зарплата или что меня как-то там ущемляют. Нет. Но на мой субъективный, конечно же, взгляд, за такую работу можно было бы платить и 8 млн, — заключает парень.
«Да все знают про наши крутые зарплаты на „Беларуськалии“»
Солигорчанин Олег — молодой горняк. Парню нет еще и 30. Работает он в ОАО «Беларуськалий» машинистом горных выемочных машин. Проще говоря, именно он добывает калийную соль.
— Работа тяжелая, на глубине. Смена — 7 часов. Всего у нас четыре смены: утренняя, дневная, вечерняя и ночная, — говорит парень. — Зарплата зависит от того, сколько породы мы достанем. Больше сделаешь — больше получишь. Платят хорошо — 23—30 млн. Вот в прошлом месяце у меня было 23 млн, к примеру. Жаль, расчетники выбрасываю, так бы вам показал. Бывают у нас и премии за хорошую работу. Обычно не меньше 2 млн могут добросить. Плюс различные доплаты. Никого не обижают, как видите. Хотя да, работа вредная.
Олег развелся с женой и сейчас живет в своей квартире один. Холостяцкий бюджет парень тратит исключительно на самого себя.
— 400 тыс. у меня ушло на «коммуналку», еще столько же на интернет и телефон, — перечисляет он. — Около 2,5 млн потратил на топливо. Купил машину Audi A8. Про еду не скажу, очень сложно посчитать. Я, как правило, на цены не смотрю. Беру то, что нравится. Вот последнее, что покупал: молоко, творог, фрукты, мясо, хлеб.
По примерным прикидкам Олега, на еду у него выходит где-то около 4 млн в месяц. Парень посещает тренажерный зал, поэтому часть денег идет на занятия и дополнительное питание.
По словам парня, рестораны, бары и кафе — это стабильные еженедельные развлечения. Парень позволяет себе съездить в Минск на концерты и open-air.
Олег говорит, что его вполне устраивают и работа, и зарплата.
— Понятно, что человеку всегда мало денег, — делится соображениями он. — Я вот уже думаю, что было бы здорово получать 100—150 млн.
«Сказали, не хотите менять банк — платите 30 рублей комиссии». Работники МАЗа не будут получать зарплату в «Приорбанке»
После почти 20 лет сотрудничества Минский автомобильный завод решил расторгнуть зарплатный проект с частным «Приорбанком» и оставить только государственный «Беларусбанк». По сообщениям работников, тем, кто не согласен уходить из «Приорбанка», предложили два варианта: получать зарплату там же, но взять на себя оплату комиссии, или получать деньги в кассе завода.
«Говорят, если не хотите менять банк, платите раз в месяц 30 рублей комиссии»
В редакцию стали обращаться работники Минского автомобильного завода, которых наниматель уведомил о том, что завод перестанет начислять зарплаты на карточки «Приорбанка» с 18 июня 2021 года. С этого момента — только «Беларусбанк». Для тех, кто не хочет, получка по-прежнему будет приходить в «Приорбанк», но уже с комиссией.
«Обращаю внимание, что комиссионное вознаграждение за перечисление заработной платы в этом случае будет автоматически списываться банком в момент зачисления денежных средств на карт-счет», — пишет в уведомлении директор по финансам предприятия.
Второй предложенный для несогласных вариант — получить зарплату в кассе на проходной завода в будние дни с 14 до 16 часов.
— Причин перевода зарплатного проекта нам не называли, мы очень удивились, — рассказывает работник МАЗа Иван. — Изначально нас обслуживали два банка — «Беларусбанк» и «Приорбанк», работник сам выбирал, какой банк ему удобнее. Но на прошлой неделе тем, кто получает зарплату в «Приорбанке», стали выдавать вместе с табелем распоряжение переходить в «Беларусбанк». Говорят, если не хотите менять банк, будете платить раз в месяц по 30 рублей комиссии. При этом «Приорбанк» прислал сообщение, что никакой комиссии за это не будет.
Если судить по дате договора с «Приорбанком», завод обслуживался в нем 18 лет. По данным на конец 2020 года, на предприятии работало 15 тысяч 387 человек (в конце 2019 года было больше на 212 человек). Сколько из них пользуются зарплатным проектом «Приорбанка», нам не рассказали: это «коммерческая тайна».
Что говорит руководство МАЗа и «Приорбанка»?
В «Приорбанке» не стали отвечать на вопросы о причинах прекращении сотрудничества с автомобильным заводом, ограничившись тем, что «информация, касающаяся данных клиентов, их численности, структуры, а также взаимодействия между банком и клиентами, носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению без их согласия».
Руководство МАЗа пояснило Onliner, что причиной перехода в другой банк стала оптимизация затрат. Кроме того, на место «Приорбанка» придет «Банк „БелВЭБ“».
— Ввиду дальнейшего развития и укрепления сотрудничества с основными кредитующими банками ОАО «Беларусбанк» и ОАО «Банк „БелВЭБ“», ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» будет осуществлять зачисление заработной платы на лицевые счета данных банков. Решение обусловлено необходимостью оптимизации трудовых и материальных затрат на осуществление расчетно-кассового обслуживания. При этом акцентируем внимание, при переоформлении лицевых счетов, работникам заработная плата будет выдаваться в кассе общества, — уточнила заместитель гендиректора по финансам Елена Хатеева.
Имеет ли право работник отказаться переходить в другой банк?
Напомним, похожие истории стали всплывать летом прошлого года. По слухам, предприятия, у которых доли собственности принадлежали государству, получили от вышестоящих органов распоряжение перевести счета из частных банков в государственные — «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк». Однако сейчас несколько частных банков пояснили, что оттока государственных предприятий в последнее время не заметили.
Также мы уточнили у юриста и бухгалтера, имеет ли право работник отказаться от перехода в другой банк.
— Каждая компания выбирает зарплатные проекты в банках, где наиболее выгодные для них условия. Как правило, в том же банке, где у предприятия открыт основной счет по работе, так уменьшаются суммы всевозможных комиссий и обслуживание в целом дешевле, — поясняет экономист одной из частных компаний. — Так как в законодательстве нет информации о том, что работнику нельзя отказывать в такой услуге, наниматель может отказаться перечислять ему зарплату на счет в другом банке. Но имеет право и согласиться. В таком случае комиссию за это должен платить наниматель, а не работник. Сейчас размеры комиссий во всех банках разные, но большинство привлекают клиентов, предлагая даже 0,1% от перечисленной суммы. Правда, это лишние бумажки для бухгалтерии: зарплату такого работника нужно проводить отдельной ведомостью и платить отдельно комиссию, а если их много и у каждого разный банк — на перечисление им зарплат может уйти целый день.
Работнику может быть удобен конкретный банк по разным причинам. Например, в этом банке у него кредит, вклад или просто это ближайшее отделение к дому. Может ли работник отказаться переходить в другой банк?
— Наниматель не вправе принудить работника поменять банк по причине перевода зарплатного проекта в другой банк. Законодательных и технических ограничений на перечисление заработной платы на карт-счет, открытый работником в другом банке, не существует. Более того, выплата заработной платы путем перечисления на счет в банке осуществляется только по желанию работника (ч. 3 ст. 75 Трудового кодекса). Таким образом, получается ситуация, что наниматель вправе предложить, но работник вправе отказаться от перехода в другой банк или даже от получения заработной платы на свой карт-счет в принципе. В таком случае наниматель обязан будет обеспечить своевременное получение заработной платы работником через кассу компании, — комментирует юрист корпоративной практики компании Legaltax Егор Кравченко.
По закону также нельзя обязать работника платить комиссию, если его счет находится в другом банке.
— Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Банковские комиссии за перечисление заработной платы среди них не упоминаются. Иными словами, наниматель не вправе возложить на работника комиссию за перечисление денежных средств на карт-счет работника. Это связано с тем, что работник должен получить причитающиеся ему по трудовому договору (контракту) денежные средства в полном объеме, а наниматель обязан обеспечить своевременную и полную выплату заработной платы, — говорит Егор Кравченко.
Если вам удобно получать зарплату на карточку одного банка, а зарплатный проект у предприятия в другом, юрист говорит, можно добиться получения зарплаты туда, куда вам удобно.
— В таком случае рекомендую обратиться с заявлением к нанимателю с просьбой перечислять заработную плату на ваш карт-счет, открытый в удобном вам банке (предоставив при этом нанимателю необходимые реквизиты). Законодательство не содержит исключений, при которых наниматель может отказать в такой выплате на карт-счет, — подытожил юрист.