за что отвечает арт директор
Кто такой арт-директор
Творческим специалистам тоже нужны дисциплина, чёткое планирование и единая концепция в работе. За всем этим следит арт-директор.
Это самый главный дизайнер?
В широком смысле арт-директор — это художественный руководитель любого творческого проекта: фильма, фестиваля, театра, ресторана, выставки, сайта или компьютерной игры. Но чаще всего этот термин используется именно в графическом дизайне. Так что да, можно сказать, что это главный дизайнер. В маркетинговых агентствах или дизайн-студиях арт-директор руководит созданием фирменного стиля и рекламных коммуникаций.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
То есть это менеджер проекта?
Не совсем. Менеджер проекта обычно решает организационные вопросы и регулирует коммуникации с клиентами. Эти задачи тоже могут входить в полномочия арт-директора, но его роль гораздо шире. Он генерирует идеи.
Именно арт-директор продумывает концепцию будущего дизайна. Исходя из брифинга заказчика, анализа рынка и современных трендов, он понимает, какие визуальные решения будут актуальны для той или иной сферы, чем зацепить аудиторию, как помочь клиенту зарабатывать больше. Работа арт-директора — предложить актуальное решение и довести его до реализации: с помощью команды дизайнеров, иллюстраторов или фотографов.
Неужели всё придумывает арт-директор, а дизайнеры и художники просто делают техническую работу?
Арт-директор задаёт вектор: что нужно, в какой стилистике, с каким настроением. Обычно он участвует в выборе мудборда и референсов, иногда делает эскизы. Словом, подбирает визуальные образы, на которые команда будет опираться в работе. Но дизайнерам тоже остаётся место для творчества. С узкими специалистами арт-директор может советоваться, когда принимает решения. Да и финальный результат полностью зависит от самих дизайнеров.
Даже при работе с готовым эскизом итоги могут получиться совершенно разными, если изменить пропорции, подобрать те или иные цвета, попробовать сочетания разных шрифтов, добавить в картинки больше или меньше деталей. Заранее продумать все эти мелочи невозможно, они возникают в процессе. И это всё делегируют дизайнерам. Арт-директор преимущественно контролирует разработку.
Самому арт-директору не обязательно уметь работать в программах?
Конечно же, обязательно! Невозможно контролировать процесс работы, не зная его тонкостей. Если бы арт-директор не имел собственного опыта работы с программами, было бы тяжело оценить, насколько хорошо члены команды трудятся, сколько времени требуется на разные этапы работы, какие задумки реализовать возможно, а какие — нереально. Кроме того, иногда арт-директору приходится напрямую вмешиваться в работу: зачастую проще и быстрее исправить что-то самостоятельно, чем вдаваться в долгие объяснения.
Что ещё должен знать и уметь арт-директор?
Это междисциплинарная позиция: профессионалу нужно думать и о красоте дизайна, и о его соответствии рынку, и об эффективном управлении командой. Обычно арт-директор — это опытный дизайнер, который также разбирается в маркетинге и менеджменте.
Важное качество арт-директора — насмотренность. Чтобы придумывать хорошие идеи и контролировать их реализацию, важно разбираться во всём многообразии дизайна, понимать, какие решения выстрелят и как технически можно добиться того или иного результата.
Знание маркетинга важно, потому что в основном графические дизайнеры занимаются брендингом и рекламой. У любого логотипа или рекламного баннера есть своя целевая аудитория, которой дизайн должен нравиться.
Наконец, управление персоналом — это отдельный важный навык. Хороший арт-директор знает, как понятно сформулировать задачу, как распределить работу между сотрудниками, как не сорвать сроки с учётом всех потенциальных форс-мажоров. Просто сильный дизайнер или маркетолог не может быть арт-директором, потому что для реализации проекта нужно координировать работу целой команды.
Любой дизайн делается под руководством
арт-директора?
Нет, конечно. Есть фрилансеры, которые работают в одиночку. Есть маркетинговые агентства, не специализирующиеся на дизайне, — у них в штате могут работать один или два дизайнера без чёткого разделения обязанностей: в таком маленьком коллективе арт-директор не нужен. Но если речь идёт о серьёзных дизайн-студиях и крупных проектах, то без арт-директора не обойтись.
Чем масштабнее дизайнерская задача, тем больше узких специалистов нужно, чтобы её выполнить. Но в команде непременно должен быть кто-то главный, чтобы организовать работу. Обычный менеджер проекта подходит не всегда: ему может не хватить знаний и опыта в дизайне. А руководитель должен понимать процесс работы изнутри и, если нужно, вникать в детали. Справиться со всем этим сможет арт-директор.
А можно выучиться на арт-директора, если нет опыта в дизайне?
Пожалуй, нет такого образования, которое позволило бы обучиться профессии совсем новичку. Как и любая руководящая должность, позиция арт-директора требует практического опыта работы — в данном случае в дизайне.
Магистерские программы или более короткие курсы онлайн и офлайн могут помочь получить дополнительные нужные знания, но неопытному человеку их будет недостаточно.
Значит, позиция арт-директора — это повышение, к которому стремится каждый дизайнер?
Не все специалисты обязательно желают стать арт-директорами. Эта работа требует много коммуникации, постоянной генерации новых идей, большой ответственности. Не всем это по душе.
Бывают дизайнеры, которые увлечены своим делом, но не хотят много общаться и руководить. А некоторые быстро выгорают от творчества и предпочитают заниматься рутинными делами. Все они могут развиваться как узкие специалисты в своей сфере. Арт-дирекшн — только один из векторов роста для дизайнера.
Кто такой арт-директор, сколько зарабатывает специалист и как им стать
Творческие люди нестандартно мыслят, могут полностью забыться в своей деятельности и потеряться во времени, страдают перепадами настроения, берегут индивидуальность, требуют внимания и особого подхода. Кто-то скажет, что это стереотип, другие же будут утверждать, что это реальность.
Как бы то ни было, а управлять креативной группой нужно. Да к тому же необходимо понимать все процессы, чтобы при случае заменить специалистов. Этим и занимается герой статьи. Сегодня я расскажу, кто такой арт-директор, чем занимается, сколько получает и как им стать, плюсы и минусы работы, где учиться на эту специальность.
Особенности профессии
Арт-директор – наставник, руководитель и координатор действий специалистов по креативу: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов, фотографов, музыкантов, актеров, декораторов, разработчиков игр и других творцов. Он же главный генератор идей, которые лежат в основе создаваемых проектов.
Простыми словами, это художественный руководитель любого детища, связанного с искусством и творчеством. Под детищем подразумевается фильм, театральная постановка, выставка, сайт, компьютерная игра, дизайн-проект, интерьер и т. д.
Арт-директора можно сравнить с проект-менеджером, который тоже следит за каждым этапом создания нового продукта. Но деятельность героя этой статьи шире. Он еще порождает идеи. Иногда знаний и навыков менеджера проектов может не хватать. Арт-директор же как руководитель должен понимать все процессы и уметь их осуществлять. Тут нужен опытный практик, который знает, как и что делают его сотрудники.
Арт-директор сам уже мало работает руками, но может заменить работников, которыми управляет. Его деятельность больше связана с людьми и с нахождением подхода к ним, чем с компьютерами, чертежами или другими инструментами. Профессия предполагает погружение как в творчество и креатив, так и в цифры, исследования и анализ. Поэтому не стоит думать, что подобная специализация – это сплошное веселье.
Арт-директор – это лидер и учитель, который обучает и вдохновляет своих подчиненных. Он следит за тем, чтобы в коллективе, который трудится над воплощением идеи, была дисциплина, четко планирует план работы, задает вектор действий, чтобы у проекта была единая концепция.
Такой специалист нужен при работе над серьезными и крупными проектами. В некоторых случаях, когда задачи слишком обширны и неподъемны для одного человека, арт-директоров назначается несколько. Всеми ими руководит креативный директор.
Функции арт-директора зависят от отрасли, в которой он работает. Чаще всего эти специалисты встречаются в среде графических дизайнеров, но нередко трудятся и в таких сферах деятельности, как:
Во всех отраслях одной из главных задач арт-директора остается понимание потребностей целевой аудитории. Другой важной задачей является креативная и оригинальная презентация пользователям услуги или товара.
Чтобы выполнить свою миссию, специалистам необходимо найти инсайт потребителей. Это скрытая потребность человека, его желание или проблема. Опытные руководители могут посмотреть на мир чужими глазами и понять инсайт целевой аудитории.
Обязанности арт-директора
В небольших компаниях должность арт-директора может отсутствовать. А в тех, где она все же есть, специалист, помимо своих обязанностей, выполняет функции дизайнера, копирайтера, рекламщика и т. д.
В должностную инструкцию входят следующие непосредственные задачи арт-директора:
Есть и специфические функции, которые зависят от места работы и сферы деятельности.
В задачи арт-директора входит проработка любого вида рекламы, мониторинг современных тенденций, анализ рынка, подготовка технического задания, составление отчетов, предложение визуального решения или интересного слогана, формирование общей концепции продвижения бренда, формирование имиджа компании и продукта.
Арт-директор вместе с декораторами, костюмерами, визажистами и другими специалистами трудится над созданием единой концепции спектакля или фильма. В этой среде его именуют художником-постановщиком. Он вместе с режиссером решает, какие декорации и реквизит использовать, в каком стиле будет фильм и какой общий образ использовать в кадре.
В задачи арт-директора входит ответственность за внешнее оформление и дизайн печатных изданий, создание своих или подбор чужих иллюстраций и фотографий, формирование единого стиля журнала или книги, контроль за версткой страниц и контентом на веб-платформах издательства.
Общая атмосфера, декор, стиль и интерьер заведения, каждая деталь, включая даже дизайн и расположение салфеток, организационные вопросы, план мероприятий и развлекательная программа, приглашение популярных артистов, организация концертов и вечеринок, продвижение бизнеса, привлечение новых посетителей – все это ложится на плечи арт-директора.
Арт-директора ведут переговоры с художниками, скульпторами, фотографами, специалистами в декоративно-прикладном искусстве и другими авторами работ, разрабатывают маркетинговые стратегии, подготавливают помещения для выставок, берут на себя организационные вопросы, продвигают работы и создают имя участнику выставки.
Арт-директор работает над разработкой и внедрением индивидуального стиля любого мероприятия: конференции, форума, банкета, симпозиума, свадьбы и т. д. В стиль входит главная идея всей концепции, декорации, световое и звуковое оформление, развлечения. Также специалист контролирует работу декораторов, фотографов, флористов, стилистов, осветителей и пр.
Навыки и качества профессионала
Требования к кандидатам на должность арт-директора:
Личные характеристики профессионала:
Зарплата и карьерные перспективы
Начать карьеру можно с помощника арт-директора. В среднем их зарплата равна 35 000 руб. После получения определенного опыта можно будет уже претендовать на должность и зарплату выше.
Этот путь предназначен для тех, кто только пришел в сферу. Нередко же арт-директоры вырастают из дизайнеров, музыкантов, декораторов, художников и из людей других творческих направлений. Также нередко ими становятся рекламные специалисты, маркетологи, event-менеджеры.
Заработная плата может различаться в зависимости от региона трудоустройства и области деятельности. Например, в дизайн-студиях можно получать в среднем 120 000 руб., в салонах красоты – 60 000–100 000 руб., в рекламных и пиар-агентствах – от 120 000 до 150 000 руб., в ресторанах – около 100 000 руб., а в киноиндустрии зарплата может быть больше 300 000 руб.
Если же говорить о региональном распределении, то в Москве арт-директоры зарабатывают от 60 000 до 180 000 руб., в Санкт-Петербурге – 50–160 тыс. руб., в регионах – до 120 000 руб. В среднем же по России доход арт-директора колеблется от 50 000 до 150 000 руб.
Арт-директор в итоге может стать директором собственного заведения. Некоторые специалисты становятся промоутерами.
Предложения об удаленной работе встречаются редко. Чаще арт-директора работают непосредственно с сотрудниками полный рабочий день.
Плюсы и минусы работы
Теперь разберем достоинства и недостатки работы специалиста.
Начнем с положительных моментов:
Стоит упомянуть и важные минусы:
Как стать арт-директором
Можно пойти двумя путями. Первый – это вертикальный карьерный рост. Подходит для тех, кто хочет стать арт-директором, но никогда до этого не работал в творческой сфере. В этом случае пройти карьерную лестницу нужно от начала до конца, т. е. от стажера до руководителя.
Либо пойти в другом направлении – горизонтальном. Специалист занимается повышением профессионализма, углублением компетенций и расширением зоны ответственности. Он становится лучшим в своем отделе или области и может давать советы и консультировать, заниматься делегированием обязанностей, наставлять и вдохновлять коллег. Этот путь подходит для творческих профессий и людей, которые любят и горят своей работой.
И для первых, и для вторых будут полезны онлайн-курсы, чтобы обрести, обновить и закрепить знания и навыки. Лучшие программы предлагают платформы Skillbox, Нетология, SKVOT, Masters, Среда обучения. Вот некоторые полезные обучающие курсы:
Конечно, совсем неопытному специалисту таких курсов будет недостаточно. Мало будет и вузовского образования по смежному направлению. Необходим практический опыт, который можно получить только во время работы. Кроме этого, надо больше заниматься творчеством, проявлять креатив, ходить на выставки и развивать художественный вкус, анализировать инсайты в рекламе.
Вакансии можно искать на специализированных сайтах по поиску работы. Например, на Яндекс.Работа, HeadHunter или SuperJob.
Заключение
Трогательная классическая музыка в ресторане и громкие клубные басы от диджея, атмосферная телевизионная реклама и современный интерьер в отеле, цепляющая обложка бестселлера и запоминающийся логотип крупной компании – все это элементы работы арт-директора.
Подходит ли вам подобная должность? Только получив первый опыт, можно точно это узнать. Поэтому советую пройти стажировку в компании или агентстве, а после записаться на онлайн-курс.
Арт-директор: обязанности
Раньше арт-директор, обязанности которого мы рассмотрим в статье, требовался преимущественно в рекламные агентства. Сегодня специалист всё чаще востребован в ресторанном бизнесе, на предприятиях и даже в корпорациях. Рассказываем почему, подсказываем, как и на что обращать внимание при выборе сотрудника.
Кто такой арт-директор
Арт-директор (от англ. art-director) дословно переводится как «творческий руководитель». По сути, это специалист, который должен разбираться в искусстве на уровне, достаточном для создания качественного проекта, а также быть при этом хорошим организатором, чтобы руководить процессами и людьми. Более того, в разных компаниях у арт-директора будут разные должностные обязанности.
В крупных компаниях зачастую в область ответственности арт-директора входит ещё и развитие своего отдела, а также оптимизация и автоматизация бизнес-процессов, которыми он руководит.
Обязанности и функции арт-директора
Если обобщить все задачи, которые возлагаются на этого специалиста, можно сказать, что он отвечает за:
Обратите внимание! Учитывая большое количество должностных обязанностей у арт-директора, работать удалённо у него вряд ли получится. Но ему могут предложить гибкий график. Если же в вакансии говорится об удалённой работе, скорее всего, имеется в виду не руководящая должность, а должность креативного дизайнера.
Навыки и качества успешного арт-директора
Считается, что, для того чтобы стать востребованным специалистом, арт-директору достаточно иметь высшее образование в сфере дизайна, рекламы и хороший художественный вкус. Однако на деле большую часть времени специалист взаимодействует с людьми. И результат его работы напрямую зависит от умения найти к каждому подход, тем более что один член его команды может быть хорошим исполнителем и с радостью будет выполнять все указания, в то время как другому для получения результата нужно давать больше свободы, разрешать проявлять инициативу.
Следовательно, здесь важно быть хорошим психологом, владеть методами управления персоналом (социально-психологическими, административными, экономическими), методами управления конфликтами.
Другие качества и навыки, которыми должен обладать хороший специалист:
Можно выделить и другие навыки, которые наверняка помогут арт-директору хорошо выполнять свои обязанности. А это: аналитическое, наглядно-образное мышление, умение презентовать себя и свой проект, эмоциональный интеллект, ориентация на результат, умение работать в команде, любознательность, трудолюбие.
Специфика работы арт-директора
Чаще всего работа специалиста строится на одной из двух моделей:
Уровень оплаты труда арт-директора
Заработная плата специалиста напрямую зависит от спектра его обязанностей и, соответственно, направления работы компании. Также имеет значение опыт. Согласно вакансиям, начинающим арт-директорам платят от 40 тысяч рублей, тем, у кого есть стаж от 5 лет — от 200 тысяч рублей и выше. Средняя заработная плата по России, согласно статистическим данным, около 46 тысяч рублей. Правда, часто под должностью арт-директора в этом случае понимается должность дизайнера.
Как стать арт-директором: где учиться, какие перспективы работы
Чтобы развить нужные для выполнения обязанностей арт-директора качества, желательно получить образование в сфере дизайна, маркетинга, менеджмента. Чаще всего специалисты делают карьеру, начиная работать дизайнерами. После занимают должности руководителя креативной группы и потом — арт-директора.
Но чтобы пройти этот путь, надо заниматься самообразованием: проходить курсы, читать полезную литературу. Наконец, если есть возможность, учиться в лучших международных школах дизайна, так как там готовят арт-менеджеров с учётом требований рынка. Преподают в таких школах практики — ведущие архитекторы, дизайнеры, работающие с домами мод. Примеры таких школ:
Специалисты, регулярно повышающие свою квалификацию, могут работать как в лучших компаниях России, так и за рубежом. К слову, некоторые вузы предоставляют онлайн-площадки, где их студенты могут размещать свои резюме, а потенциальные работодатели — искать сотрудников.
Должностная инструкция
Чаще всего в должностной инструкции арт-директора прописываются следующие обязанности:
Как правило, арт-директор — это управленец, который подчиняется непосредственно генеральному директору или руководителю компании.
Выводы
Арт-директор — одна из важнейших позиций в штате компании, ведь арт-директор регулярно проводит рекламные акции, организовывает мероприятия для увеличения прибыли, выполняет заказы клиентов. В обязанности специалиста входит, с одной стороны, продумывание концепции продуктов, генерация идей, с другой — управление командой в процессе их реализации. Поэтому при поиске арт-директора в свой бизнес важно смотреть не только на наличие дизайнерского образования или хорошего художественного вкуса у соискателя, но также на уровень прокачанности навыков (управленческих, организаторских, лидерских).
Ещё один важный момент — портфолио специалиста. Чем больше в нём проектов разной направленности, тем больше шансов, что он справится с новыми и нестандартными задачами.
Арт директор
С усложнением экономических и производственных процессов, происходит расширение рынка труда и появление новых современных и необходимых в соответствии с тенденциями времени профессий. Одной из них является должность арт-директора, характеризующаяся креативным подходом, разносторонностью функций и непременной востребованностью в сопровождении бизнес-процессов.
Арт-директор – это художественный руководитель, занимающийся вместе с командой разработкой и осуществлением различных творческих проектов в таких областях, как индустрия развлечений и отдыха, заведения красоты и здоровья, сегмент общественного питания, издательский бизнес, дизайн, рекламное дело и некоторые другие.
Актуальность и современность профессии
В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.
Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.
Популярность данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в штат такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.
Основные функции, которые выполняет арт-директор
Вкратце можно сказать, что основная функция арт-директора – генерация творческих идей и их последующая реализация. В своей работе руководитель также осуществляет технологическую, управленческую, маркетинговую функции.
Арт-директор занимается анализом рекламного рынка выпускаемой продукции или услуги для того, чтобы выяснить, какая стратегия оптимизации продаж необходима конкретной компании. Он принимает непосредственное участие в разработке творческих идей, составляет план организации мероприятий и рекламных акций, контролирует ход выполнения художественных проектов, оформляет необходимую отчетную документацию.
Специалист обязательно должен хорошо знать продукт или услугу, предоставляемые организацией, для того, чтобы сделать его привлекательным для клиентов, с выгодной стороны показать их достоинства.
В целях контроля над проектированием концепции фирмы и ее последующей реализации, арт-директору приходится координировать работу творческого коллектива. В подчинении у него могут находиться дизайнеры, копирайтеры, фотографы, проектировщики, промоутеры и другие творческие профессии. Если фирма небольшая, то практически все эти функции арт-директору приходится выполнять самому.
Должностные обязанности
Полный круг обязанностей арт-директора зависит от сферы деятельности и особенностей компании, в которой он трудится.
В целом, можно обозначить данный перечень следующим образом:
Именно арт-директор решает, какими способами лучше привлечь максимальное количество гостей на мероприятия или посетителей в развлекательные заведения (например, в салон красоты). От него зависит организация различных проектов, которые будут привлекать клиентов, исходя из основной концепции заведения.
Особенности работы в различных учреждениях
Арт-директор ночного клуба и других развлекательных заведений выполняет, прежде всего, административные функции. Он организовывает концерты, вечеринки, подбирает соответствующий репертуар в целях продвижения своего заведения, то есть, по сути, берет на себя режиссерские функции.
Руководитель непосредственно занимается разработкой концепции мероприятий и при этом взаимодействует с подрядчиками и исполнителями. В его ведении находится позиционирование заведения, привлечение новых клиентов, контроль за проведением развлекательных мероприятий.
В салоне красоты арт-директор осуществляет, в основном, работу с клиентами в целях повышения привлекательности заведения, а также решает управленческие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников по поводу рекламных компаний. Его деятельность, прежде всего, отвечает целям повышения числа постоянных клиентов и, соответственно, дохода заведения. При этом специалист должен превосходно ориентироваться в услугах и продуктах, предоставляемых салоном.
Обязанности арт-директора кафе или ресторана заключаются в разработке креативной концепции и активном продвижении заведения, а также осуществлении координаций действий PR-менеджера, дизайнера и др. специалистов по рекламе заведения. Арт-директору следует позаботиться о красивой визуальной подаче символики заведения, эффективном рекламном слогане, который всегда должен быть «на слуху» у потенциальных клиентов. Специалист обязательно должен представить с выгодной стороны «изюминки» заведения, сервис, фирменное меню.
В рекламном агентстве или издательском бизнесе арт-директор руководит художественным отделом, а также подбирает творческую команду исполнителей. Специалист разрабатывает рекламную концепцию, в рамках которой работает творческий коллектив. Он анализирует рынок, отслеживает ведущие тренды, вносит на рассмотрение руководства свежие идеи и предложения рекламного характера, помогает специалистам готовить технические задания, а также составляет отчеты по результатам проектов.
Арт-директор полностью отвечает за качество предоставляемых идей, визуальную концепцию бренда и рекламное позиционирование товарного знака.
Об особенностях работы арт директора в ночном клубе рассказано в следующем видеосюжете:
Требования, которые предъявляются к претенденту на данную должность
Специально ей не учат в учебных заведениях, поскольку руководитель часто совмещает в своей работе знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения других специальностей. В данном случае огромную роль играет опыт, наличие у художественного руководителя успешных осуществленных проектов, собственного портфолио.
Как правило, в прошлом, этот человек состоялся в одной из творческих профессий – художника, дизайнера, ведущего, музыканта. В результате успешного освоения настоящей должности, перед арт-директором открывается перспектива стать директором развлекательного заведения.
Для того, чтобы освоить данную профессию, арт-директор должен соответствовать ряду требований:
Арт-директор – это, прежде всего, креативный специалист и эффективный менеджер. Какой бы продукт или услугу не производила компания (развлекательное шоу, художественное произведение, модный журнал, косметическое средство и т.д.), данный специалист заботится о том, чтобы художественная концепция проекта находила отклик в симпатиях потребителя, реклама приносила успех, а дизайн вызывал положительные эмоции.
Тому, как стать профессионалом в данной должности, посвящена следующая видео лекция: