за что отвечает фискальная политика

за что отвечает фискальная политика. Смотреть фото за что отвечает фискальная политика. Смотреть картинку за что отвечает фискальная политика. Картинка про за что отвечает фискальная политика. Фото за что отвечает фискальная политика

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Источник

Фискальная политика — что это такое, ее виды и суть простыми словами

Что такое фискальная политика?

Под фискальной (налогово-бюджетной) политикой понимается использование государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, особенно макроэкономические условия, включая совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляцию и экономический рост.
за что отвечает фискальная политика. Смотреть фото за что отвечает фискальная политика. Смотреть картинку за что отвечает фискальная политика. Картинка про за что отвечает фискальная политика. Фото за что отвечает фискальная политика
Содержание статьи:

Суть фискальной политики и ее типы

Налогово-бюджетная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать экономический цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая бросила вызов предположениям классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта. По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим кризисам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и проводить мягкую налоговую политику, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор чрезмерно оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и больше взимать налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой дефицит бюджета во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как стимулирующая (экспансионистская) или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Стимулирующая фискальная политика

Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может предоставить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.

Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи.

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, строительство большего количества автомагистралей могло бы увеличить занятость, стимулировать спрос и рост.

Стимулирующая фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами, когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.

Пионер налоговой политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации экономического цикла и регулирования экономического производства.

Недостатки фискальной политики стимулирования

Растущий дефицит относится к числу жалоб на стимулирующую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных «красных чернил» (убытков и долгов) может оказать давление на рост и в конечном итоге создать необходимость в разрушительной жесткой экономии. Многие экономисты просто оспаривают эффективность стимулирующей фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.

Политика стимулирования также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются политики, наблюдается тенденция к последовательному уклону от более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов. Высокая инфляция и риск широко распространенных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут серьезно повредить экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.

Сдерживающая фискальная политика

Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сдерживающую фискальную политику, возможно, даже до такой степени, что вызывает кратковременную рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла. Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.

Там, где стимулирующая фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, поскольку она крайне непопулярна с политической точки зрения. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению стимулирующей или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита для сдерживания инфляции.

Резюме

Кто занимается фискальной политикой?

Фискальная политика принимается государством. Она противоположна денежно-кредитной политике, которая проводится через центральные банки или другой денежно-кредитный орган. Так например, в США фискальной политикой руководят как исполнительная, так и законодательная ветви власти. В исполнительной власти две наиболее влиятельные должности в этом отношении принадлежат президенту и министру финансов, хотя современные президенты также часто полагаются на экономических советников. В законодательной ветви власти Конгресс США санкционирует налоги, принимает законы и ассигнования на любые меры налогово-бюджетной политики посредством своей «власть кошелька». Этот процесс предполагает участие, обсуждение и одобрение как Палаты представителей, так и Сената.

Основные инструменты фискальной политики

Инструменты фискальной политики используются правительствами, которые влияют на экономику. К ним в первую очередь относятся изменения уровней налогообложения и государственных расходов. Чтобы стимулировать рост, снижаются налоги и увеличиваются расходы, часто с привлечением займов путем выпуска государственных долговых обязательств. Чтобы сдержать экономику от перегрева, принимались бы противоположные меры.

Как фискальная политика влияет на население?

Последствия любой фискальной политики не всегда одинаковы для всех. В зависимости от политической ориентации и целей политиков снижение налогов может затронуть только средний класс, который обычно является крупнейшей экономической группой. Во времена экономического спада и повышения налогов именно этой группе, возможно, придется платить больше налогов, чем более богатому высшему классу. Точно так же, когда правительство решает скорректировать свои расходы, его политика может затронуть только определенную группу людей. Например, решение построить новый мост даст работу и дополнительный доход сотням строителей. С другой стороны, решение потратить деньги на строительство нового космического челнока выгодно только небольшому, специализированному кругу экспертов и компаний, что не принесет значительного увеличения совокупного уровня занятости.

Должно ли государство вмешиваться в экономику?

Одно из самых больших препятствий, с которыми сталкиваются политики, — это решить, в какой степени государство должно принимать непосредственное участие в экономике и экономической жизни людей. Но по большей части признается, что определенная степень участия государства необходима для поддержания динамичной экономики, от которой зависит экономическое благополучие населения.

А на этом сегодня все про фискальную (налогово-бюджетную) политику. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Фискальная политика — что это и как работает

Фискальная политика (налогово-бюджетная) — представляет собой один из базовых инструментов регулирования экономических процессов в любом государстве.

До разработки кейнсианской экономической теории как таковой фискальной политики просто не существовало. Правительство просто рассматривало пропорции распределения объёма производства страны и платежей за пользование коллективными благами. Даже на сегодняшний день из-за сравнительно недавнего начала использования фискальной политики, государства ещё не могут в полной мере раскрыть полностью потенциал её использования.

1. Что такое фискальная политика простыми словами

Основные инструменты фискальной политики — это изменение величины государственных расходов и изменение ставок налогообложения с целью регулирования доходной части бюджета.

Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась во второй половине XX века, когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

В краткосрочно периоде фискальная политика проводится для поддержания стабильного уровня объёма выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. В долгосрочном плане фискальная политика обеспечивает стабильные темпы экономического роста.

Важно учитывать, что фискальная политика проводится государством в условиях неопределённости. Это касается прежде всего вопроса правильной идентификации текущего экономического цикла. Далеко не всегда удаётся определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний в экономике.

за что отвечает фискальная политика. Смотреть фото за что отвечает фискальная политика. Смотреть картинку за что отвечает фискальная политика. Картинка про за что отвечает фискальная политика. Фото за что отвечает фискальная политика

В результате этого фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Основные цели фискальной политики:

2. Фискальная политика и бюджет государства

Одна из основных задач фискальной политики регулировать дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета возникает, когда государственные расходы больше налоговых сборов. При сокращении поступлений от налогов государство вынуждено финансировать дефицит бюджета из других источников, изыскивая средства для финансирования дефицита.

Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета:

Первые два способа ведут к росту государственного долга, по которому нужно платить проценты. Эти выплаты являются первоочередной статьёй расходов государственного бюджета.

Основные инструменты фискальной политики

3. Виды фискальной политики

По используемым методам и инструментам фискальную политику разделяют на политику прямого воздействия и политику косвенного воздействия.

В основе прямой политики воздействия лежит изменение величины государственных закупок при финансировании государственных производственных предприятий, инвестировании в производственную и непроизводственную инфраструктуру, государственные закупки товаров и услуг.

Методы косвенной политики непосредственно влияют на производителей и потребителей путём воздействия на расходы производителей и доходы потребителей. Например, изменение налогооблагаемого минимума, налоговые льготы.

В зависимости от того, на что и как государство использует фискальную политику, последняя делится на:

3.1. Дискреционная

Дискреционная фискальная политика — это сознательные действия государства, направленные на изменение величины государственных расходов или величины собираемых налогов с целью регулирования дефицита государственного бюджета и экономического роста.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы.

3.2. Автоматическая

Автоматическая фискальная политика заключается в незапланированных структурных изменениях в чистых налогах и правительственных закупках, происходящих при перемене макроэкономического состояния экономики государства с сохранением неизменного уровня налоговых ставок и программ по трансферу. Автоматическая (недискреционная) фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, использует механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла.

Автоматическая фискальная политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Рестрикционная фискальная политика воздействует на экономические циклы. Используя её, нельзя полностью стабилизировать экономику, просто спады и подъёмы будут иметь более сглаженные последствия.

И дискреционная, и автоматическая фискальные политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, однако ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед.

В периоды экономического спада государство проводит стимулирующую фискальную политику. В этой ситуации необходимо стимулировать совокупный спрос внутри государства или совокупное предложение, либо два параметра сразу. Для этого государство повышает объем госзакупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферы. Стимулирующая фискальная политика в большинстве случаев способствует восстановлению экономики.

В период «перегрева» экономики власти проводят сдерживающую фискальную политику. В основе её лежит сокращение расходов и трансферов, а, также, повышение налогов. Данные меры приводят как к сокращению совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Аналогичная политика проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин послужит основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Особенно это вероятно, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создаёт приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

4. Плюсы и минусы фискальной политики

5. Эффективность фискальной политики

Изучение последствий фискальной экспансии (увеличение расходов или снижение налогов в целях стабилизации экономики и стимулирования экономического роста) показало, что применение данных мер имеет наибольший эффект при следующих условиях:

Фискальная политика наиболее эффективна в случае высокой чувствительности спекулятивного спроса на деньги и инвестиции к процентной ставке. В обратной ситуации фискальная политика абсолютно неэффективна, а денежная политика сопровождается существенным эффектом вытеснения.

При отсутствии резервов увеличения объёма производства и занятости фискальная экспансия эффективна лишь в краткосрочной перспективе.

6. Исследования в области фискальной политики

Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям.

7. Заключение

Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объёма государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос и, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочной перспективе фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде.

Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством.

Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства регулировании экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам. Если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то более широко используют налоговые изменения.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей

Источник

Фискальная политика

Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 13.11.2021

Что такое Фискальная политика?

Ключевые моменты

Понимание фискальной политики

Фискальная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать деловой цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая опровергала предположения классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.

В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы – это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта.По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.1

Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим спадам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.

Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и / или меньше платить налоги, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор излишне оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и / или больше платить налоги, чтобы снизить совокупный спрос.

Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой бюджетный дефицит во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как экспансионистская или сдерживающая фискальная политика соответственно.

Политика расширения

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, за счет строительства большего количества автомагистралей это может увеличить занятость, стимулируя спрос и рост.

Быстрый факт

Основатель налогово-бюджетной политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации делового цикла и регулирования экономического производства.

Недостатки расширения

Политика экспансии также популярна – до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются лица, определяющие политику, обычно наблюдается постоянный уклон в сторону более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

Сдерживающая политика

Там, где экспансионистская фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, так как она крайне непопулярна в политическом отношении. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению экспансионистской или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита с целью сдерживания инфляции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *