за что отвечает координационная цель педагогического общения
Понятие и функции педагогического общения
Тазаян Арменуи Анна
Понятие и функции педагогического общения
Понятие педагогического общения, его функции
Профессионально важные качества педагогического общения:
1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2. способность к эмпатии и пониманию людей;
3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;
4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;
6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8. хорошие вербальные способности;
9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.
Функции педагогического общения:
— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;
— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;
— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;
— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;
— функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;
— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.
— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.
— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.
в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.
Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.
Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.
Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.
Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.
Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).
Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.
Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.
Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.
Специфика педагогического общения с детьми
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическое общение с детьми – это профессиональное общение педагога с детьми, осуществляемое как в рамках педагогического процесса, так и за его пределами, направленное на установление комфортной атмосферы, сплочение детского коллектива и передачу учебной информации.
Цели педагогического общения
Педагогическое общение с детьми, в зависимости от поставленных целей принято подразделять на две основные группы:
Основная цель педагогического общения с детьми обусловлена задачами, стоящими перед системой государства и ее основными ориентирами, и заключается в следующем: осуществление ориентации каждого ребенка на процесс обучения и воспитания, создание необходимых условий для полноценной реализации педагогического процесса.
Процесс взаимодействия педагога и детей должен способствовать ориентации ребенка в мире человеческих ценностей, воспитанию у него нравственных и эстетических компетенций, формировать черты поведения, необходимые для полноценного существования в обществе.
Таким образом, значимость педагогического общения с детьми очевидна. Эффективно организованный процесс общения педагога и детей способствует не только усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и способствует становлению и развитию личности ребенка.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение с детьми выполняет практически все основные функции, возложенные на общение в принципе. Однако имеется ряд характерных функций педагогического общения.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные функции педагогического общения с детьми:
Таким образом, в педагогическом общении с детьми реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
Средства педагогического общения
Одной из важнейших характеристик педагогического общения с детьми являются средства общения, которые представляют собой способы передачи информации от педагога к ребенку и выражают отношения между ними.
Принято выделять следующие основные категории педагогического общения:
Цели и функции педагогического общения
Цели и функции педагогического общения
Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата [3].
Педагогическое общение можно рассматривать как установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающий эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей [3].
Рассматривая педагогическое общение, Я.А.Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П.Блонский, А.В.Луначарский, С.Г.Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения [1]. А.С.Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику[4]. В.А.Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом, как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя [5].
Белорусский классик Я.Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.
В 80-90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов – экспериментаторов (В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А.Амонашвили, А.А.Леонтьева, И.И.Рыдановой и др.) [1].
Процессы демократизации, гуманизации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, её саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения [1].
Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса.
По целям общение можно разделить на биологическое и социальное.
Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.
Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида [2].
Цели профессионально-педагогического общения, прежде всего, обусловлены целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами. Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами по работе, учениками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности.
Процесс принятия и присвоения ценностей, включает ряд условных этапов:
перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык (раскрытие образа в музыке, то, что ребенок видит в пьесе);
активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается (исполнение пьесы на инструменте);
включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей (пьеса становится любимой);
изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности [1].
Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школ.
Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед учащимися как один из основных источников учебной информации в области музыки. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся [2].
Воспитательная функция профессионально-педагогического общения занимает или, по крайней мере, должна занимать центральное место. Ведь один из главных смыслов взаимодействия с педагогом заключается в том, чтобы способствовать приобщению растущего человека к сложившейся в обществе системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими людьми.
Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в общении. Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого из своих учеников, особенности его отношений к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек? Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и ученики познают друг друга.
В педагогическом общении реализуется функция организации и обслуживания учебной деятельности. Через общение учитель получает информацию и об эффективности организации познавательной и практической деятельности учеников: как они поняли учебный материал? Насколько хорошо умеют использовать новые знания для решения исполнительских задач? Таким образом, выполняя как бы вспомогательную роль, общение существенно влияет на качество педагогической деятельности [1].
Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражаемость учащихся, поднимается их настроение, возникает задор. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учителем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающийся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными теоретическими познаниями, или талантливый исполнитель, бывает неинтересен своим ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользуется уважением учащихся.
В педагогическом общении реализуется функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Учитель, как правило, обладает большим жизненным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его ученики. Такое преимущество дает определенные права на проявление своей компетентности, как в конкретных областях знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладывает серьезные обязательства по качественному исполнению подобной роли педагога. Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные контакты учителей и учащихся, тем больше возникнет возможностей для приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям старших поколений. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся [6].
В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения.
Исходной является функция открытия ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реализация связана с умением педагога «подать себя» детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мирных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом зависит характер последующего общения.
Функция соучастия призвана поддерживать ученика в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия (например, чаще хвалить). Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться его слышать, вовремя предложить необходимую помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое «Я».
Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
Специфика педагогического общения. Педагогическое общение
Специфика педагогического общения
1.1 Функции педагогического общения
Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.
В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися, интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. При этом используется вся совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Как отмечает Н. В. Кузьмина, педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей. Эта система осуществляет организуемое педагогическим коллективом (как своим важнейшим элементом) обучение и воспитание личности обучающегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и, что особенно важно для анализа общения,разные единицы: структурные, функциональные, содержательные. В этом широком контексте педагогическое общение определяется как «. такое общение педагога (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога». Кроме этого педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.
В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности педагога и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение педагога с учащимися, с другими педагогами, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит педагог, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.
Для определения сущности общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной и уровневой организации (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Карпенко, В. Н. Панферов, Е. Ф. Тарасов, Я. Яноушек и др.). Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В. Н. Панферов выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический (познавательный) и регулятивный. Б. Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т. е. аффективного компонента.
Субъекты общения несут собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как изначально реализующие разные функции общения. Так, согласно А. А. Брудному, в коммуникации (общении)могут быть выделены три начальные функции: активационная – побуждение к действию; интердиктивная – запрещение, торможение («нельзя – можно»); дестабилизирующая – угрозы, оскорбления и т. д., и четыре основные функции общения: инструментальная – координация деятельности путем общения; синдикативная – создание общности, группы; самовыражения; трансляционная. Последняя представляет для педагогического общения особый интерес, так как «эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки».
Более детальный анализ функций общения позволяет диффе-ренцировать контактную, информационную, побудительную, ко-ординационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния (Л. А. Карпенко). Анализируя речевое общение, Р. Якобсон выделил шесть основных функций речи, существенно дополняющих три основные функции языка, названные еще в начале 40-х годов Н. С. Трубецким (экспликативную, апеллятивную, экспрессивную). По Р. Якобсону,основными функциями речи являются:
1. Эмотивная (экспрессивная, аффективная) — отношение говорящего к сообщаемому («Как жаль, какая неприятность!», «Снова дождь пошел»).
2. Конативная — побуждение адресата к действию, просьба, приказ.
3. Референционная (когнитивная, денотативная) — выражение мысли.
4. Поэтическая — демаркация реального и воображаемого.
5. Фатическая — поддержание контакта (например, «Алло», «Привет», «Как живете?»).
6. Метаязыковая — уточнение, регуляция собственного высказывания.
Несколько иначе речевые функции определил М. Холлидей. Наблюдая за речевым развитием своего сына,он выделил семь функций речевого поведения:
• инструментальную (удовлетворение материальных потребностей); регулирующую (контроль поведения окружающих);
• взаимодействия (поддержание контакта);
• эвристическую, поисковую (почему);
• воображаемую (внутренний мир);
• информативную (сообщение новой информации).
Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении являются следующие:
— конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;
— организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;
— коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной, организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;
— информационно-обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;
— эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;
— контрольно-оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.
Таким образом, отметим, что очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия.
1.2. Педагогический оптимизм
Современный философ Е. В. Абоносимова рассматривает «оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры, который всегда структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную деятельность человечества», и считает его эмоционально-рациональной мировоззренческой составляющей социума, способной восстановить духовное здоровье общества. Хотя оптимизм преимущественно идеальный объект восприятия, у него все же существует физическая характеристика – это здоровье (соматическое, нравственное и др.). Этико-культурологический и педагогический анализ показывает, что оптимизм человека является целостным проявлением не только культуры, но и структуры личности.
Он проявляется во всех сферах жизни и деятельности личности и является частью последней.
Так, И. П. Подласый в учебниках по общей педагогике, по коррекционной педагогике пишет о том, что «личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Профессия педагога требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм»
В педагогической литературе существует достаточно приблизительная трактовка близких по значению понятий – педагогической любви; доверия, веры в ребенка и его возможности, что затрудняет выстраивание стратегии и тактики воспитания оптимизма, оптимистической уверенности в успехе, формулировку его цели, исследование условий и способов приобщения к педагогической культуре и оптимизму как его проявлению.
Таким образом, педагогический оптимизм не только профессиональное качество, как у И. П. Подласого, но и личностное. Исходя из этого, можно заключить, что педагогический оптимизм – профессионально-личностное качество, отчасти приобретаемое (как у М. Зелигмана, и ему можно научить-ся, отчасти личностное, врожденное (как, например, у К. Роджерса, и его можно развить в целенаправленно развиваемых благоприятных педагогических условиях.
Для педагогов оптимизм – профессионально-личностное качество, необходимое в обучении и воспитании, поскольку мы ведем воспитанника «поступательно вверх: от незнания к знанию» (А. С. Белкин, фактически от беспомощности, о которой говорит М. Зелигман, к силе и упорству, как призывает педагогика сотрудничества.
Организация процесса обучения на основе признания самоценности каждой личности имеет корни и в отечественной педагогике сотрудничества. Одним из самых эффективных и педагогически целесообразных способов организации обучения является создание ситуации успеха, т. к. это предоставленная педагогом возможность, в которой ребенок обязательно достигнет значимого учебного результата и оценит его как успешный. Технология создания ситуации успеха складывается из целого ряда педагогических приемов созидающего характера, среди которых снятие страха, внесение мотива, неосуждающая дискуссия, похвала, высокая оценка детали и др.
Ситуация успеха – реальное воплощение идеи педагогического оптимизма. Совокупность позитивно окрашенных эмоциональных воздействий и педагогических приемов конструктивного характера (среди которых похвала и одобрение) образует ситуацию успеха – способ мастерски организовать учение так, чтобы оно вело к новым свершениям, «от незнания к знанию, вперед и выше» (по А. С. Белкину); стало значимым (по Ш. А. Амонашвили, К. Роджерсу) и венчалось успехом (В. А. Сухомлинский, А. С. Белкин, Ю. В. Андреева).
Принцип педагогического оптимизма основывается на радости, что зарождается в творческом труде. В ней раскрываются природные дарования ребенка, закаляются его воля, характер, формируется нравственно-эстетический идеал, отрицается созерцательный оптимизм. С целью развития у ребенка радости созидания педагог сам должен овладеть педагогическим мастерством, тактом, моральной культурою.
Умение раскрыть творческий потенциал ребенка, поддержать его стремление самовыражения добрым словом и чутким отношением является настоящим искусством, которым должен овладеть педагог. Оптимизм устраняет недоброжелательность, злобу и подозрительность в отношениях между педагогом и воспитанником, создает живую, радостную атмосферу общения и взаимопонимания, вызывает ощущение счастья. И. Г. Песталоцци в письме к другу о таком состоянии духовного переживания отмечал, что воспитанники имеют по выражению лица педагога понимать, что он всегда вместе с ними, переживает их успехи и неудачи.
Важность юмора отмечал В. Сухомлинский, указывая, что задачей педагога является «воспитывать чувство благородного юмора: способность сочетать радостное удивление с соболезнованиями, сопереживанием, сожалением. Ребенок, который, улыбаясь, сочувствует и жалеет, никогда не будет смеяться над человеком, высмеивать ее тогда, когда надо помочь».
Чувство юмора помогает решить воспитательные и дидактические проблемы. Педагогическийюмор считается составной профессионального мастерства и осуществляет следующие функции:
1. Создание атмосферы доброжелательности и искренности. Характеризуется отсутствием злой иронии унижающего достоинство ребенка и отчуждает его от коллектива, переключает внимание с самоуглубления на раздраженное самооправдания. Насмешливость педагога над ребенком превращает ее в изгоя, поощряя и усиливая насмешки над ней сверстников, доводя их до издевательств. Гармонизируя отношения между педагогом и ребенком, юмор воспитывает навыки самоанализа и самоконтроля, способствует осознанию гуманистического идеалу.
2. Констатация эмоциональной зрелости, содействие активному психической саморегуляции, нивелирование уровня тревоги у детей, приучения к поддержанию интеллектуально и эмоционально искренних отношений со сверстниками.
3. Обновление развития высших интеллектуальных чувств. Умение детей воспроизводить комическое в рисунках, изделиях из различных материалов, наблюдать его в себе и друзьях формирует мировоззрение.
4. Обеспечение психологической разгрузки, устранения умственной усталости, сопровождающей обучения, содействие удержанию внимания, лучшему усвоению
Ведущими признаками педагогического юмора В. Прокопенко считал оптимизм,жизнерадостность и определили следующие его функции:
а) содействие развитию интеллекта и стимулирования деятельности мышления;
в) объединение учителей и учеников;
г) корректировка взаимоотношений и поведения педагогов и учащихся
Д. Гришин и В. Прокопенко также раскрывают условия эффективности юмора в педагогическом процессе:
— смеяться можно над тем, что действительно заслуживает осмеяния;
— юмор должна проявляться в безобидном шутке, высмеивании;
— юмор должен быть тактичным;
— нужно отвечать шуткой на шутку
В. Сухомлинский советовал педагогам изучать, познавать мир детства, пытаясь понять и почувствовать в нем жизнерадостность, призвал творить детство именно средствами радости, в чем видел сохранения здоровья, силы духа, состояния сердца. Основное значение в этом творческом процессе, по его мнению, имеет оптимизм.
1.3. Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения можно выделить временной аспект, который позволяет рассматривать процесс этого общения как некоторую логически обусловленную последовательность этапов.
Этапы педагогического общения соответствуют логике педагогического процесса, включая замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. В соответствии с этим принято выделять следующие основные этапы педагогического общения.
1. Прогностический этап. Состоит в предварительном моделировании преподавателем предстоящего общения со студентами в процессе подготовки к осуществлению педагогической деятельности.
2. Начальный период общения. Состоит в знакомстве с аудиторией, группой и в организации непосредственного общения с ней.
3. Этап управления общением. Имеет место уже непосредственно в ходе развивающегося педагогического процесса и состоит в реализации предварительно выбранной и смоделированной технологии общения.
4. Заключительный этап. Состоит в анализе результатов осуществления выбранной технологии общения и в моделировании новых технологий для решения последующих педагогических задач.
Первый этап. На этом этапе педагогического общения осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, процесса и содержания общения, исходя из целей и задач занятия, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога и особенностей обучаемых. При этом заранее выбирается эмоциональный настрой на будущее занятие, исходя из состава и численности группы, сложившегося опыта общения. Продумываются «лирические отступления», как возможное заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение и др.
Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, заранее предвидеть возможную атмосферу занятия, ощутить возможный уровень взаимоотношений в ходе предстоящего общения и на этой основе точнее построить как содержательную, так и методическую структуру взаимодействия.
Таким образом, на этом этапе ярко выступают как элементы нравственно-психологические, так и собственно коммуникативно-технологические, происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.
Второй этап педагогического общения представляет собой организацию непосредственного взаимодействия педагога с аудиторией в начальный период контакта с ней. Этот этап во многом определяет успешность дальнейшего развития как содержательно-дидактической системы деятельности, так и ее социально-психологической основы. Важными его элементами для педагога являются: а) конкретизация спланированной ранее модели общения; б) уточнение условий и структуры предстоящего общения; в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. При установлении контакта в общении важную роль играет нешаблонность, оригинальность поведения педагога.
Третий этап педагогического общения заключается в управлении общением в ходе развивающегося педагогического процесса и в управлении самим этим процессом, в организации обучения в ходе проведения взаимодействия. На этом этапе педагог осуществляет задуманную систему коммуникации, оказывает речевое воздействие, подбирает и реализует различные средства общения и передачи информации, поддерживает контакт.
На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогическогопроцесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и социально-психологическом.
Эмоциональный, или поверхностный уровень общения определяет комфортность ситуации педагогического общения, однако не характеризует содержательных его сторон.
Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. Именно на этом уровне развертывается объяснительный процесс как стержневой элемент личностно-группового педагогического общения и обеспечения желаемой эффективности учебно-познавательной деятельности.
Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога и участников воспитательно-образовательного процесса между собой.
На заключительном, четвертом этапе педагогического общения педагог в случае необходимости анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, соотносит все это с содержательными аспектами осуществленной деятельности, тем самым прогнозирует предстоящее последующее взаимодействие с аудиторией. Этот этап представляет собой своеобразную обратную связь в общей структуре общения.
Представленные этапы раскрывают наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. Хотя в реальной педагогической деятельности они могут быть иными. Некоторые этапы, например, могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, наоборот, чрезмерно растянутыми. Все зависит от ситуации, в которой происходит педагогическое общение.
Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.