за что отвечает лобная часть мозга ребенка

Почему подросткам полезно совершать ошибки

Чем мозг подростка отличается от детского и взрослого

за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть фото за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть картинку за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Картинка про за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Фото за что отвечает лобная часть мозга ребенкаЭллен Стекен Даль врач, автор блога о здоровье половых органов

за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть фото за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть картинку за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Картинка про за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Фото за что отвечает лобная часть мозга ребенкаНина Брокманн врач, автор блога о здоровье половых органов

Как выглядит и как работает мозг?

Твой мозг — это большой серый комок, который плавает в черепной коробке — маленьком «бассейне» с мозговой жидкостью.

Внешняя часть мозга называется корой, она вся в складках. Это означает, что поверхность у нее невероятно большая. Кора головного мозга — самый тонкий слой мозга. Тем не менее, именно в ней находится большинство наших нервных клеток (нейронов). А клетки головного мозга отвечают за все (или почти все), что мы делаем.

Нейроны разговаривают друг с другом с помощью сигналов, которые они посылают через длинные отростки, напоминающие провода. Они называются аксонами. Ты можешь считать, что аксоны — это «мосты» между клетками мозга. Через эти «мосты» сигналы и информация посылаются в бешеном темпе.

Все новое, чему ты учишься и что испытываешь, создает новые «мосты» между нейронами в мозгу. Мы говорим, что мозг пластичен. Подобно пластилину, из которого ты наверняка не раз что-то лепила, мозг формируется и изменяется под влиянием окружающей среды.

Области мозга, которые часто и много используются, увеличиваются в размере, и в них образуются более широкие «трассы», связывающие их с другими мозговыми областями. Если, например, ты активно играешь в гандбол, вырастут новые «мосты» между областями мозга, отвечающими за управление теми частями тела, которые ты используешь для броска, маневров и забивания голов.

Так наш пластичный и фантастический мозг заботится о том, чтобы у нас лучше и лучше получались те вещи, над которыми мы много работаем. Чтобы он правильно рос и развивался, необходимы сложные задачи и повторение.

Чем мозг ребенка отличается от мозга подростка

Если вынуть мозг ребенка и взрослого человека из черепной коробки и сравнить их друг с другом, мы не найдем больших различий. Оба состоят из одних и тех же частей и функционируют абсолютно одинаково. Разница между детьми и взрослыми заключается скорее в том, какие области мозга мы используем, как части мозга «общаются» друг с другом и какие из них доминируют. Человеческий мозг достигает полного развития после 20 лет и продолжает адаптироваться к окружающей среде до самой смерти.

В детстве в твоей голове происходят большие изменения: мозг впитывает все, что с тобой происходит. Он пока не знает, чем ты будешь заниматься — танцами, футболом, пением, — поэтому сохраняет всю информацию на тот случай, если она тебе позже понадобится.

Ты можешь сравнить детский мозг с ребенком детсадовского возраста: он очень любознателен и собирает все, что найдет на земле. Он пока еще не знает различий между золотом и серым камнем, важными и неважными вещами.

Мозг быстро растет, чтобы суметь сохранить новую информацию. Особенно активно формируется и утолщается с каждым годом кора головного мозга и ее многочисленные нервные клетки.

В подростковом возрасте начинает происходить противоположное. Мозг забит информацией, и неизвестно, нужна ли она вся ему. Настало время навести порядок.

По мере того как ты постепенно понимаешь, кто ты такая и что тебе нравится, мозг начинает избавляться от лишних «мостов» и ненужного использования клеток.

Впервые с твоего рождения кора головного мозга уменьшается! Мозг начинает специализироваться на том, чтобы стать тобой! Что же мне действительно нужно из всего этого бардака? Что действительно имеет для меня значение?

В то же время мы видим, что в тех областях мозга, которые мы много используем, образуются широкие «трассы» вместо тонких висячих мостиков. Это знак того, что мозг становится более опытным.

Чтобы решать сложные задачи, необходимо задействовать обширные участки мозга одновременно. Области нашего головного мозга должны научиться по-новому «разговаривать» между собой. Это непросто. И, возможно, здесь кроется одна из причин, почему в подростковом возрасте все так запутанно.

Лобная доля – начальник в твоей голове

В 15-16 лет ты ощущаешь себя самостоятельной, возможно, твое тело уже выглядит по-взрослому, но тем не менее ты еще не можешь ничего решать. Пока родители устанавливают границы. Это потому, что твой мозг еще не обладает некоторыми важными качествами: у него нет «шефа».

В России взрослым человек считается только с 18 лет. Это даже немного рано, если мы говорим о мозге и его развитии. У девушек мозг полностью сформируется только после 20 лет, в то время как юношам должно исполниться 25, чтобы у них появился «начальник» в голове.

«Начальник». нашего головного мозга — это лобная доля. Она находится прямо за твоим лбом, в передней части мозга. Лобная доля — это та область мозга, которая отвечает за планирование, управление и организацию нашей жизни. Она получает сигналы от других отделов мозга, например, о чувствах, которые мы испытываем, о том, что мы видим, о воспоминаниях, к которым мысленно возвращаемся. Лобная доля перерабатывает эти сигналы, сортирует их в зависимости от важности и приходит к определенному плану.

Этот отдел головного мозга начинает впервые заявлять о себе в подростковом возрасте. Именно лобная доля по-настоящему определяет разницу между ребенком и взрослым.

Изучение нового и возможность ошибаться позволяют лобной доле учиться и развиваться. Все ошибки, которые мы допускаем и на которые осмеливаемся в подростковом возрасте, приводят к тому, что мы становимся умными и уверенными в себе людьми. Ты находишься в таком периоде, когда падаешь, но при этом остаешься уверенной в том, что взрослые рядом и помогут тебе снова подняться на ноги.

Три задачи мозга

Сначала твой мозг должен научиться трем вещам. Мы называем их тремя задачами мозга.

1. Последствия. Это результат того, что ты делаешь. Подростковый мозг с трудом представляет последствия своих решений. Например, последствием слишком большой скорости при езде на мопеде может быть то, что ты упадешь и получишь травмы или наедешь на кого-нибудь, и этот человек может серьезно покалечиться или даже умереть.

Маловероятно, думаешь ты? Да, как правило, все обходится. Но тем не менее слишком много подростков погибают или калечатся в дорожных авариях. Они недооценивают шансы того, что может произойти что-то опасное, и рискуют, потому что намного хуже представляют последствия, чем взрослые.

2. Контроль импульсивного поведения. Что это значит? Импульс — это внезапное желание что-то сделать, часто что-то веселое или волнующее. Например, тебе вдруг захочется съесть целую пачку чипсов, нырнуть с высокого обрыва, чтобы показаться крутой, или поцеловать того, в кого ты влюблена.

Если ты можешь хорошо контролировать свои импульсы, то не совершаешь бездумно те поступки, мысли о которых вдруг приходят на ум. Например, можешь сама себя остановить от прыжка, пока не проверишь глубину незнакомого водоема.

У взрослых тоже возникают импульсы, но они им так часто не следуют. У взрослых лучше развит контроль над ними.

3. Разум и чувства. Мозг взрослого человека натренирован выбирать, что он будет делать, основываясь на планировании и рациональности. Мозг подростка в большей степени управляется чувствами. Эмоции на удивление часто бывают плохими советчиками, и они могут лгать. Чувства могут заставить тебя сделать такие вещи, о которых ты потом будешь сильно сожалеть.

Благодаря тому, что тобой управляют чувства, ты активно интересуешься важными вопросами. Это хорошо! Но в то же время подчинение собственным эмоциям может сделать тебя более уязвимой к манипуляциям со стороны людей, которые не желают тебе добра. Например, тебя могут склонить к сексу до того, как ты станешь достаточно взрослой, к тому, чтобы ты отослала свои интимные фотографии или отправилась на встречу к незнакомцу, в которого влюбилась в интернете.

Чувства нам необходимы, но нельзя им слепо доверять.

Источник

Лобная доля и ее поражение

за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть фото за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Смотреть картинку за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Картинка про за что отвечает лобная часть мозга ребенка. Фото за что отвечает лобная часть мозга ребенка

Традиционные системы классификации делят лобные доли на предцентральную кору (область, непосредственно перед центральной или сильвиевой бороздой ) и префронтальную кору, простирающаяся от лобных полюсов до предцентральной коры, включая лобную оперкулярную часть. Префронтальная кора в разделяется на:

— орбитофронтальную кору (включая орбитобазальные или вентромедиальные и нижние медиальные области);

— вентролатеральную префронтальную кору;

— дорсолатеральную префронтальную кору,

— медиальную префронтальную кору (содержащая переднюю дентальную извилину, предлимбическую и инфралимбическую кору):

— каудальную префронтальную кору (которая включает в себя лобные глазные поля ).

Каждая из этих областей имеет широкую связь как с другими регионами лобной доли, так и с другими структурами мозга.

Дорсолатеральная лобная кора отвечает за планирование, формирование стратегии и исполнительное функционирование. Пациенты с дорсолатеральными лобными поражениями имеют тенденцию к апатии, изменениям личности, абулии и отсутствию способности планировать или последовательно выполнять действия или решения задачи. Эти пациенты имеют плохую рабочую память на вербальную информацию (если в основном затронуто левое полушарие ) или пространственной информации (если поражено правое полушарие).

Фронтальная оперкулярная часть содержит центр экспрессии речи. Пациенты с левосторонним фронтальным оперкулярным поражением демонстрируют афазию Брока ( Broca) и трудность нахождения слов, тогда как пациенты с эксклюзивным правосторонним оперкулярным поражением имеют тенденцию к развитию экспрессивной апросодии ( aprosodia).

Орбитофронтальная кора имеет дело с ингибированием ( торможением ) реакции. Пациенты с орбитофронтальными поражениями, как правило, демонстрируюи расторможенность, эмоциональную лабильность и нарушения памяти. Пациенты с такой приобретенной социопатией или психопатоподобным расстройством, как говорят, имеют «орбитальную личность». Личностные изменения вследствие орбитального повреждения включают импульсивность, пуэрилизм, грубый юмор, сексуальную расторженность и полное пренебрежение к другим людям.

Пациенты с поражениями нижних медиальных отделов лобной доли (базальный передний мозг) демонстрируют тенденцию к антероградной и ретроградной амнезии и конфабуляциям.

Один из кажущихся парадоксов дисфункции лобной доли заключается в том, что врачи и психологи могут жаловаться на «неспособность пациента сделать что-либо», но, по крайней мере, при поверхностном тестировании психического статуса, пациент кажется нормальным или только имеющим легкие нарушения. Эта диссоциация может быть ключом к тому, что дисфункция лобной доли имеет место у больного.

При поражении лобной доли обращает на себя внимание:

Источник

Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?

Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?

Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?

Попробуем разобраться в некоторых из них.

Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.

Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ

А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.

Сложнее, сложнее

Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).

Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.

Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера

И наконец.

Итак, какова ее роль?

Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?

С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.

Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

Бросается в глаза, что.

Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.

Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?

Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.

Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?

Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.

Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.

Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.

Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.

Источник

Развитие лобных долей мозга у детей с 3 до 7 лет

Неспроста 3 года и 7 лет – это возрастные кризисы у ребенка. Это периоды психических новообразований, которые являются результатом развития мозга, и в частности, лобных долей.

В 3 года мы уже может говорить о праксисе как именно о сфере произвольных осознанных предметных действий. То есть включается теменная и премоторная кора как верхушка моторной системы (при условии созревания более «нижних» этажей, которые отвечают на элементарные двигательные функции).

В 3 года ребенок способен руководствоваться общими правилами (например, в детском саду), выполнять инструкции, сопротивляться отвлечению. Речь для него играет регулирующую функцию и сохраняет ее даже при наличии внешних отвлекающих факторов (именно поэтому у детей с нарушением понимания обращенной речи такое «гиперактивное» поведение). В одном из экспериментов показано, что дети-дошкольники лучше воспринимали инструкцию устно по сравнению с той, которую показывали визуально (на карточках). То есть слухоречевой анализатор имеет приоритет над зрительным в деятельности (к возрасту 6-7 лет они уравниваются по мере того, как возрастает способности к опосредованию информации знаком).

При этом собственная речь ребенка с 3 лет играет роль дополнительной стимуляции в его деятельности. Однако до 5 лет этот стимул является общим, не избирательным, то есть не помогает ребенку избегать ошибок, тормозить себя (нет избирательности). К 5 годам наступает важнейший момент в системе самоконтроля и саморегуляции: созревает система избирательных связей во внутренней речи. То есть внешняя речь для саморегуляции становится излишней, при этом ребенок уже может сам направлять свои действия, осуществляя выбор. (Помним, что диагноз СДВГ ставится с 5 лет, и понимает, почему – потому что управляющие функции мозга не формируются).

Что касается серийной организации действий (например, показывать геометрические фигуры в определенной последовательности, которая периодически меняется), то в 3 года ребенок еще склонен к инертности, ему сложно гибко подстраиваться под изменения программы. Способности к такому переключению созревает к 4-5 годам.

К 6 годам вырастает произвольное внимание благодаря развитию фронто-таламических связей (то есть связей между лбом и таламусом). И если до этого возраста ребенок мог удерживать длительно внимание там, где ему интересно и «хочется» (эмоциональный компонент), то с 6 лет ребенок способен справиться с импульсивностью и ориентироваться на собственно информационный компонент деятельности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что при незрелости 1 функционального блока мозга (об этом писала в предыдущем посте) – блока регуляции тонуса и бодрствования – лоб созревает позже. Именно поэтому мы так часто видим детей неусидчивых, импульсивных, со слабым самоконтролем эмоций и поведения. Потому что первичен в таких случаях дефицит подкорковых структур (полученный в результате КС, общего наркоза, гипоксии, асфиксии итд).

Итак, к 7 годам, то есть к моменту поступлению в школу, ребенок умеет:

А также имеет развитый праксис, оперативную память. Способен опираться на речевую и зрительную инструкцию.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три блока мозга, которые участвуют в осуществлении высших психических функций:

«Передний» мозг создает и реализует программы различных видов деятельности. Он отвечает за праксис, в том числе и за моторную сторону речи, мышление, сознание, планирование, произвольность, инициативу, волю. Если глобально, то определяет личность человека.

Каждый отдел мозга имеет свое время созревания и включения в работу функциональных систем. Одни и те же психические функции на протяжении развития могут осуществляться разными «ансамблями» мозговых зон. То есть по мере взросления происходит перестройка функциональных систем.

Например, часто родители детей с ЗРР рассказывают, что у ребенка был откат в речи: до 1.5-2 лет от говорил простые слова, а потом замолчал. Это могло случиться именно на этапе перестройки речевой системы: в данном возрасте происходят глобальные изменения. Происходит специализация полушарий по речи, и функция переходит в левую гемисферу. То есть новые структуры, включающиеся в работу, должны быть готовы. Плюс любая перестройка – это критический период, в течение которого любые стрессы (болезнь, прививка, аллергическая реакция и т.д.) могут оказать сильное негативное влияние.

Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам. Но это не значит, что до этого возраста она не работает.

Один известный на просторах интернета специалист недавно писал, мол, как так нейропсихологи в заключениях ребенку могут писать «несформированность префронтальной коры»! Она же созревает уже в сознательном возрасте!

Это не правда. Конечно, нельзя говорить о полной зрелости в 3, 7, 12, 18 лет. Но в данные возрастные этапы лобная кора уже работает и наращивает свои возможности. Префронтальная кора отнюдь не «спит» до 23 лет! Более того, в детском возрасте, по результатам аппаратных исследований, обменные процессы в данной зоне превышают по скорости взрослые в два раза.

Развитие ребенка:

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого. 1 год является переломным для развития мозга и его переднего отдела в частности. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать. При этом торможение в исследованиях удавалось «включить» при зрительном сопровождении соответствующей части инструкции.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

В заключение скажу, что 3 года – действительно критический период в развитии ребенка. Важнейший. Часто родители неговорящих детей возраста, близкого к 3 годам, пытаются убеждать себя (и меня заодно на консультациях), что «ребенок имеет право не говорить до 3 лет». К сожалению, здесь дело не только в речи, а в том, что отсутствие речи лишь иллюстрирует, что в развитии что-то происходит не так, есть проблема.

В 3 года у ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Есть схема тела, образ «Я». Поэтому часто при задержке речи мы также наблюдаем у ребенка и проблемы с соответствующими процессами.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *