за что отвечает официант
Должностные обязанности официанта в кафе и ресторане
Любой официант обязан всегда знать и помнить о том, что он является работником, который находится в подчинении у администратора соответствующего заведения. А это, в свою очередь, означает, что те требования, которые предъявляются к сотрудникам, распространяются в том числе и на него. Нельзя пренебрегать общими правилами и своими действиями наносить ущерб.
Перечень должностных обязанностей официанта
В каждом заведении могут быть свои правила и традиции, но если говорить в целом, то должностные обязанности официанта сводятся к следующему:
Должностные обязанности официанта также подразумевают то, что он должен произвести замену блюда, если такая необходимость возникла по его вине. Официанту (бармену) в кафе (в ресторане) следует помнить о том, что клиент всегда прав.
В должностные обязанности официанта, помимо всего прочего, входит также и заполнение счета. Все манипуляции следует осуществлять с самой высокой степенью аккуратности. Каждый из таких бланков должен быть заверен подписью администратора соответствующего заведения. При расчете клиентов официант должен выносить два счета, предварительно заверенные начальством.
Ну и, само собой разумеется, что самые главные должностные обязанности официанта – это встреча и проводы клиента. Причем этикет обязывает всегда приветствовать гостей и прощаться с ними, приглашать посетить кафе (ресторан) снова. В процессе провода клиента к столику его следует проинформировать обо всех торжествах и акциях, которые планируется провести в ближайшее время. Все замечания и предложения посетителей по данным мероприятиям официанты (бармены) в кафе (в ресторанах) обязаны передавать администраторам соответствующих заведений.
Должностная инструкция
Обязанности официанта в кафе сводятся к следующему:
Официант ресторана
Должностные обязанности официанта ресторана сводятся к следующему:
Перечень обязанностей старшего официанта
В каждом заведении есть человек, которому вменен контроль над другими сотрудниками. Обязанности старшего официанта сводятся к следующему:
Права официантов (барменов)
Само собой разумеется, что у официантов (барменов) в кафе (ресторанах), помимо обязанностей, имеются и права. Вот их перечень:
Обязанности и права официанта должны быть зафиксированы на бумаге.
Ответственность
Следует сказать несколько слов и об ответственности официанта (бармена) в кафе (ресторане). Она устанавливается должностной инструкцией, которая утверждается дирекцией соответствующего заведения и предусматривает определенного рода санкции.
Официант (бармен), обязанности которым не исполняются, подлежит незамедлительному увольнению.
Что нужно для работы официантом (барменом)?
Эта деятельность является не такой уж и легкой, как это может показаться на первый взгляд. Самыми главными в ней выступают такие качества, как добросовестное отношение к своим непосредственным обязанностям, аккуратность. Также следует знать себе цену и по мере возможности стараться соответствовать высокой планке. Ведь, как известно, можно быть специалистом в самой дешевой забегаловке и опозориться в каком-либо дорогом ресторане.
Немаловажным фактором является и любовь к людям. Очень сложно быть вежливым и почтительным, если окружающие вызывают неконтролируемое раздражение. Люди быстро почувствуют фальшь и вряд ли еще раз придут в это заведение. Этот нюанс обязательно нужно учитывать.
Надо ли получать образование?
Изначально может показаться, что любой человек сможет разносить еду и напитки. Но не все так просто. Не нужно забывать о том, что существует необходимость в получении специализированного образования по данной профессии. По этой причине, прежде чем приступать к поиску работы официантом (барменом) в одном из кафе (ресторанов) крупных городов, необходимо сначала окончить подготовительные курсы по специальности и регулярно посещать определенные тренинги для того, чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень. Всего вам доброго!
Обязанности официантов в кафе и ресторане
В обзоре поговорим об обязанностях официантов, о том, что должен знать официант, каким должен быть официант и об основных правилах работы. Кому публикация будет полезна? Естественно, обслуживающему персоналу, менеджерами/управляющим ресторанов, администраторам, ивент менеджерам, а также владельцам. |
Сразу стоит отметить, что многие из нас считают официантов просто исполнителями узкой функции, что не совсем корректно. Среди всех работников заведения (поваров, администраторов, барменов, швейцаров) они являются лицом ресторана и персоналом, который больше всего по времени проводит с клиентом, а значит, формирует мнение посетителей о заведении. Именно здесь кроются опасности или, наоборот, потенциальные возможности.
О рисках некачественного персонала в рамках настоящего обзора говорить не будем и сконцентрируемся на том, какой он, идеальный гарсон и что должен знать и уметь делать.
Базовые обязанности и умения официанта. Кликните по ссылке, чтобы быстро перейти в нужную вам часть статьи.
Приветливость и уважительное отношение к гостям
Пожалуй, это самое главное условие, это база, на которой можно выстроить знание меню, правил обслуживания и этикета и прочее. Принимая на работу нового сотрудника, администрация заведения должна в первую очередь обратить на его человеческие качества. Как только вы заметите пренебрежительные нотки, раздражение, не умение легко войти в контакт и непринужденно общаться, все это первые звоночки, которые должны мотивировать вас пристальнее присмотреться к соискателю.
Люди, приходящие в ресторан (на банкетное мероприятие) приходят отдохнуть от своих забот, хорошо провести время. Недружелюбный, унылый, раздражительный персонал могут, как ничто другое, испортить посетителям настроение и это очень плохо.
С момента встречи гостей у входа и до момента их расчета и ухода, главная точка контакта для них — это ваш официант, который должен уважительно и любезно общаться с ними, подсказывать удобные места, помогать разобраться с меню и выбрать блюдо и в принципе решать любые другие проблемы.
Доскональное знание меню и винной карты
Как не банально это звучит, но официант должен знать меню. При этом его владение может быть разным и здесь мы говорим не просто о знании количества позиций и их названиях, а о более детальном, если можно так выразиться, маркетологическом!
Постараемся прояснить. У любого ресторана есть свой PR отдел или менеджер, который занимается рекламой заведения, в его задачу входит привлечение клиентов. И результат его работы складывается из количества пришедших гостей. Официанты же — это ваши «менеджеры по продажам», в задачу которых входит соблюсти баланс между хорошей продажей услуг и удовлетворенностью клиентов.
Именно поэтому важно знать меню. Зная ингредиенты блюд, особенности их приготовления и подачи можно настолько вкусно и красиво презентовать более дорогие позиции в меню (особенно сомневающимся в выборе гостям), что посетители с радостью закажут больше, чем рассчитывали изначально и уйдут при этом довольными!
Теперь по порядку, что нужно знать официанту:
Как правило, обучаются этому месяц-два, в совершенстве же освоить все получится только через несколько месяцев. Однако по прошествии этого времени средний чек на гостя станет выше, как и чаевые официанта.
Не исключение и винная, чайная, кофейная, коктейльная карты. На начальных этапах работы стоит потратиться и дать опробовать официанту самые ходовые позиции. А с напитками, с которыми не получится этого, например, с дорогими, тоже есть выход: поручите бармену проконсультировать официанта насчет их вкуса и других характеристик.
Если у вас есть свой винный погребок или вы варите пиво прямо в стенах вашего ресторана, официант должен уметь преподать это в лучшем виде, рассказав как хранится ваше вино или как варится пиво, по какой технологии и какими оттенками вкуса оно обладает.
Совет от профессионала
Нет ничего страшного в том, что вы можете чего-то не знать! Просто извинитесь и скажите, что прямо сейчас уточните вопрос у бармена.
Стоп листом называют список позиций, которых нет или их невозможно приготовить из-за отсутствия ингредиентов.
В идеале, повара и бармены должны предоставлять официантам каждый день обновленный список, иначе официанту придется сначала принимать заказ, а после подходить к клиентам и отказывать в заказе блюда, что не очень хорошо.
Такой список позволит подготовиться официанту и подобрать удачные, с его точки зрения, замены отсутствующих позиций, так он сможет сразу предложить альтернативу и посетитель не почувствует дискомфорта из-за отсутствия его любимого блюда.
Знание правил обслуживания и этикета
К правилам обслуживания относятся все прямые обязанности официанта:
Ну и, конечно, нужно постоянно держать в поле зрения обслуживаемых гостей. Ситуаций, когда посетителю может понадобиться помощь официанта — уйма, начиная от уточнения заказа, заканчивая просьбой включить кондиционер.
При подаче блюд нужно пожелать «приятного аппетита», затем поинтересоваться, понравилось ли блюдо. Однако, слишком навязчивое внимание — тоже плохо, везде нужно подстраиваться индивидуально.
Что еще нельзя официанту:
Многие рестораны обеспечивают свой персонал специальной одеждой, однако, ответственность за чистоту и опрятность одежды несет официант. В отношении внешнего вида ничего сложного нет, эти требования в принципе должен соблюдать любой уважающий себя человек:
Опрятный внешний вид и обходительность оцениваются всегда! А от этого выиграет не только ресторан, о котором гости составят хорошее впечатление, но и сам официант. Людям часто сложно не оставить чаевые, когда обслуживание было на высоте.
Адекватное отношение к субординации
Работа официанта иногда заставляет подумать некоторых о том, что они главное звено в цепочке обслуживания гостей. Иногда это выливается в несерьезное отношение к целевым установкам ивент менеджеров, которые наставляют официантов изменить свой стиль обслуживания.
Ничуть не умаляя роли официантов, стоит все-таки заметить, бывают случаи, когда администрации ресторана виднее, как должно происходить обслуживание. В частности, при банкетных мероприятиях «повышенной сложности» требования к обслуживанию вырастают многократно, споры в таких случаях неуместны.
Поэтому, администрации стоит присматриваться к манере обслуживания своего персонала и к их реакции на замечания со стороны руководства, чтобы в ответственный момент понимать, на кого стоит полагаться, а кого стоит остерегаться.
Наличие справок (медосмотр) и техника безопасности
Последний блок, касающийся обслуживающего персонала — здоровье и техника безопасности. И то и другое должно быть. Работа официанта — это работа с людьми и, опосредованно, с пищей, поэтому наличие медицинский справок, прохождение медкомиссии — обязательное условие работы.
Даже если персонал здоров, администрации следует быть начеку, ведь все мы когда-то болеем, не исключение и персонал. Если вы видите, что официант стал вялым, шмыгает носом и не дай бог кашляет или чихает, его следует немедленно освободить от работы и отправить домой!
В идеале, о состоянии здоровья нужно справляться каждый день при приходе на работу. Такое требование, кстати, есть в нормативных актах по охране труда и работе обслуживающего персонала в системе общепита.
Наконец, последнее, что должен знать персонал — техника безопасности, которую можно свести к нескольким пунктам:
техника безопасности учреждения в целом, к которой относится знание путей эвакуации, действия при возникновении пожара, задымления и прочих ЧП;
техника безопасности при работе с пищей, в основном, — что делать при ожогах;
действия персонала при эвакуации из здания (персонал должен организовать эвакуацию без создания толчеи).
Плюс к этому, каждый официант должен знать, где, как и в каких случаях следует перекрывать воду, газ, отключать электричество.
Официант – основы профессии
Что включает в себя профессия официант, какой объем работы на него возлагается, что должен делать во время рабочей смены и какими качествами он должен обладать? Вроде бы простые вопросы, на которые я должен был дать ответ ранее, но лучше поздно, чем никогда))
Официант (от лат. officium– «должность, одолжение») – работник предприятия общественного питания, который обслуживает посетителей.
Навыки, необходимые официанту
Это основные пункты, из которых складывается ежедневная работа официанта. Есть еще множество тонкостей, подводных камней и исключений, но про это можно прочитать в новых заметках.
Личные качества
Кроме того, официант объединяет в себе множество профессий. про это я подробно писал тут:
Должностные обязанности
Эту тему я очень подробно раскрывал в заметке, сейчас лишь перечислю основные тезисы.
Это лишь самые главные пункты, которые бы я хотел выделить, есть еще много дополнительных, но от этого не менее важных.
Обучение профессии официант
Данная тема довольно обширна и требует отдельного поста, поскольку в несколько предложений её не раскрыть досконально.
Коротко лишь скажу, что это профессия широко востребована среди студентов и молодёжи и для работы в кафе или на летних площадках достаточно просто желания, физических и внешних данных. Многие сети ресторанов сейчас предпочитают осуществлять набор молодёжи на вакансии практически без опыта работы))
Они считают, что сами за пару недель способны сконструировать нужную им модель работника, чтобы он был послушен, не говорил лишнего и беспрекословно выполнял любые прихоти руководства.
С опытным официантом такие штучки не пройдут, да и зарплату работник со стажем потребует выше, а таким многим не угодны))
На своем опыте могу сказать, что я также в далеком 1996 году устроился работать в ночной клуб совершенно без опыта работы в этой сфере. Как это было, подробно писал в этой заметке.
Хотите также устроиться официантом без опыта работы? Нет проблем, читайте мой пост, в котором всё подробно описано, как это сделать.
Профессия наша довольно востребована, поскольку рестораны и кафе всегда существовали и будут развиваться и приумножаться. Так что при желании эту профессию можно осваивать и набираться опыта, со временем можно стать настоящим профессионалом.
Но, помните, что трудиться придётся довольно много и потратить при этом немало сил, энергии и нервов. Лишь в фильмах официанты получают огромные чаевые, не прикладывая к этому практически никаких усилий, очаровывают соблазнительных красоток, гуляют на вечеринках и посещают клубы.
Минусов в работе официанта также хватает, это большие физические нагрузки и общение с конфликтными посетителями, довольно сложный график работы и материальная ответственность, большое количество стрессов и негатива, отсутствие карьерного роста.
Однако плюсы зачастую бьют недостатки и многие люди всю жизнь посвящают этой профессии и это им нравится.
Так что выбор за вами))
Готов ответить на ваши вопросы, которые появились во время чтения заметки. Жду ваших комментариев.
С уважением, Николай
Заметки по теме:
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.9 / 5. Количество оценок 18
Будь первым, кто оценит статью
С 1996 года приобрел огромный опыт работая официантом, барменом, администратором в кафе, ночных клубах и ресторанах. Имею опыт работы на банкетах, фуршетах, выездных мероприятиях, знаком со многими коллегами в сфере общепита, являюсь автором видео-курса для официантов. Пишу о своей работе, новшествах в сфере общепита, открыт к общению с коллегами.
Классификация вин и рекомендуемая температура подачи
Основные правила столового этикета
Отличная статья согласны полностью так как сами предоставляем услуги выездных официантов на мероприятия. Стараемся использовать интересные материалы для увеличения опыта и квалификации официантов. Будем рады вас видеть в гостях у нас на сайте. Так же приглашаем официантов в команду. Звоните.
Алексей, удачи вам!
Публикуйте больше полезного контента на вашем сайте, тогда он будет более посещаемым.
Считается ли официант продовцом?
Однозначно могу ответить, что официант должен уметь красиво продавать свои услуги, напитки и закуски.
Ваш комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Должностная инструкция официанта
Функциональные и должностные обязанности официанта, на первый взгляд, хорошо всем известны — принимать заказы клиентов заведений общественного питания и приносить им еду и напитки. Однако, это только внешняя сторона работы, полный список обязанностей гораздо шире и может существенно отличаться в разных заведениях. Рассказываем, что представляет собой профессия официанта, кому она подойдёт, из чего состоит работа этого специалиста, а также представляем типовые должностные инструкции для официантов и барменов.
Профессия официанта
Официанты относятся к обслуживающему персоналу заведений общественного питания. Они приносят меню, принимают заказы посетителей и подают им еду и напитки. Многим кажется, что этим обязанности работников кафе и ресторанов ограничиваются, но в действительности они выполняют гораздо больше функций (подробнее в следующем разделе).
Должность официанта не предполагает специального образования и опыта. Часто на такую работу устраиваются студенты и люди, нуждающиеся в подработке. Однако, если претензий на дипломы нет, существуют весьма строгие требования к здоровью и внешнему виду. Все официанты проходят регулярный медицинский осмотр, который подтверждает отсутствие у них заразных заболеваний. Помимо медосмотра требуется закончить санитарное обучение, так как работник постоянно будет контактировать с едой и обязан соблюдать нормы гигиены. Работодатель, который примет в штат официантов без медосмотра, будет платить штраф и рискует репутацией своего заведения.
Немаловажное значение имеют внешность и внутренние качества. Официант должен быть аккуратным, опрятным и ухоженным. Среди личных качеств ценятся доброжелательность, внимательность, расторопность, хорошая память, коммуникабельность. Полезна будет хорошая координация, физическая выносливость (большую часть работы такие сотрудники проводят на ногах с подносами в руках).
Средняя зарплата официанта в регионах России не превышает 20 тысяч рублей, а в Москве — 40 тысяч рублей. Но доход в обоих случаях почти наверняка будет больше из-за чаевых. В заведениях более высокого класса, где гости всегда оставляют «на чай», неофициальный доход может превысить зарплату. Московские официанты в летние месяцы могут заработать около 100 тысяч рублей. Однако рассчитывать на большие чаевые в кафе в регионах всё же не стоит.
Функциональные обязанности
Что входит в обязанности официанта:
Конкретный список обязанностей зависит от заведения и работодателя. В некоторых кафе работники принимают заказы у стойки, в других — приносят меню к столам клиентов. Иногда требуется носить униформу, встречать гостей у входа и провожать к столам. Когда по стандарту обслуживания необходимо рассказывать о меню и рекомендовать какие-либо блюда, от кандидата на должность потребуют продемонстрировать работодателю умение грамотно и красиво говорить. Если заведение часто посещают иностранные туристы, официант должен знать английский язык.
Должностные инструкции официанта ресторана будут отличаться от инструкций работника кафе или бара.
Типовые должностные инструкции
Должностная инструкция официанта является приложением к трудовому договору и без него не имеет законной силы. Это документ, в котором раскрывается, что именно должен делать сотрудник на рабочем месте, а также какими правами наделяет его для этого работодатель.
Этот документ включает 4 стандартных раздела:
В первом разделе указывается, в какой категории относится сотрудник («рабочих» или «обслуживающего персонала») и требования к его профессиональной подготовке. Работодатель должен указать, что должен знать такой работник:
Во втором разделе подробно перечисляются должностные обязанности сотрудника. Они зависят не только от заведения, но и от разновидности официанта — «обычный», «бармен» или «старший». Чем точнее работодатель сформулирует обязанности работника, тем проще ему будет понять, что именно от него требуется. Это упростит контроль качества обслуживания, а также сделает работу коллектива более слаженной. Не рекомендуется нагружать официантов дополнительными обязанностями, которые будут отвлекать его от быстрого и качественного обслуживания посетителей.
В разделе «Права» указывают, какими правами работодатель наделяет сотрудника для качественного исполнения обязанностей. Здесь не нужно дублировать «стандартные» права из Трудового кодекса, а написать только те, которые непосредственно связаны с процессом работы:
Раздел «Ответственность» посвящается стандартным формулировкам об ответственности за качественное исполнение служебных обязанностей, бережное обращение с имуществом работодателя и соблюдение инструкций. За все нарушения предполагается наказание в соответствии с Трудовым кодексом (дисциплинарные взыскания) и Кодексом об административных правонарушениях.
Официанта
Остановимся подробнее на изложении должностных обязанностей в инструкции. Список будет зависеть от разновидности должности — «официант», «бармен» или «старший официант».
На должностных обязанностях «обычного» официанта мы подробно остановились в разделе «Функциональные обязанности». По своему усмотрению, работодатель может расширить или урезать этот перечень, подробнее разъяснить порядок обслуживания.
Официанта-бармена
Официант-бармен отличается тем, что обслуживает посетителей заведения не в зале, а за барной стойкой. Это его рабочее место, которое он не покидает ради разноса меню или блюд. Такой характер работы предполагает совсем другие функциональные обязанности:
Старшего официанта
Старший официант — это либо сотрудник, курирующий работу других официантов и одновременно выполняющий такую же работу (так называемый «бригадир») или специалист без функций контроля, но с более развитыми профессиональными навыками или опытом работы. Каждый работодатель вкладывает разное значение в термин «старший», поэтому обязанности специалистов с одинаковыми должностями в разных заведениях могут отличаться.
Примерный список обязанностей старшего официанта:
Заключение
Работа заведения общественного питания будет более качественной и эффективной, если работодатель грамотно сформулирует должностные обязанности для всего коллектива, в том числе для официантов. Труд этих специалистов сосредоточен вокруг обслуживания посетителей, но подразумевает выполнение некоторых дополнительных функций. Самый простой способ быстро подготовить качественное приложение к трудовому договору — скачать образец должностной инструкции и отредактировать его под свою ситуацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Должностная инструкция офис-менеджера
Должностная инструкция менеджера по продажам
Должностная инструкция технического директора: функции, обязанности