за что отвечает ответственный за пожарную безопасность в организации
Пожарная безопасность: три популярных вопроса работодателей
эксперт по охране труда, научный сотрудник ВНИИ труда Минтруда России
Зачастую пожарной безопасностью в организации занимаются не профессионалы, а работники, на которых возложили эти обязанности. Поэтому возникает множество вопросов, например, как провести обучение и противопожарный инструктаж. Разберемся с экспертом
1. Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность?
Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) работодатель вправе возложить ответственность за пожарную безопасность на отдельного сотрудника организации, который по своей должности и характеру работы отвечает за охрану труда.
Если в компании нет такого сотрудника и штатным расписанием не предусмотрена отдельная штатная единица, вы можете поручить эти обязанности любому сотруднику, включая руководителя организации. Для этого организуйте обучение сотрудника безопасности в специализированном учебном центре.
2. Сколько людей могут одновременно находиться на объекте защиты?
В Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением № 1479, сказано, что организация обязана внести в инструкцию о мерах пожарной безопасности порядок содержания территории и зданий, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов, порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов и многое другое. Кроме прочего, в инструкции обязательно должно быть отражено допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
Этот показатель чаще всего уже обозначен в проектных документах на объект. Если такой информации нет, предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, можно посчитать самостоятельно. В основе расчета должна лежать информация о количестве эвакуационных выходов. В СанПине 1.13130.2020 заложено требование в помещениях с одним выходом не допускать скопления в 50 и более человек. Если помещение находится на цокольном и подвальных этажах — не более 15 человек одновременно.
Если нет нормативных требований о максимальном количестве людей, считайте следующим образом: не менее 1 кв. м на одного человека. Используйте также результаты оценки пожарного риска, если она проводилась ранее.
Образец инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ можете скачать в конце статьи.
3. Как и когда проводить инструктаж по противопожарной безопасности?
Все сотрудники компании должны в обязательном порядке прослушать вводный инструктаж при приеме на работу. Периодичность, с которой работодатель проводит первичный и повторный противопожарные инструктажи, зависит от профиля организации.
Инструктажи может проводить специалист по противопожарной безопасности, если такой есть в штате, или сотрудник, на которого руководство возложило эту обязанность.
Кроме того, в обязанности руководителя входит организация обучения сотрудников пожарно-техническому минимуму. Программы обучения стандартизированы, их должен утвердить территориальный орган МЧС России (Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645). Существует определенная периодичность обучения. Обучение по программам пожарно-технического минимума проходят руководители, специалисты и работники организаций, которые:
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Инструкция о мерах пожарной безопасности при огневых работах 740.4 КБ
Что надо знать бизнесу о пожарной безопасности и чего ждать от пожарного инспектора
Кого касается пожарная безопасность?
Законодательством установлен круг лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (далее-ПБ). Это руководители организаций и должностные лица, лица, назначенные ответственными за обеспечение ПБ, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.
Таких ответственных должностных лиц (не считая граждан и рядовых работников) в экономике и социальной сфере около 4 миллионов человек. Не со всеми из перечисленных лиц контактируют пожарные инспектора. Но ПБ, в той или иной форме, касается всех 4 миллионов. Возникает вопрос: понимают ли все они, как соблюдать требования ПБ? Что конкретно надо делать?
Чего бизнес не понимает?
Ответственные должностные лица не понимают, что система ПБ представляет собой совокупность сложных противопожарных мероприятий: инженерно-технических, архитектурно-конструктивных, объемно-планировочных систем и средств, а также организационных методов управления противопожарным поведением людей.
ПБ является «круглосуточной» и «круглогодичной» системой. Даже на небольшом предприятии или в организации она состоит как минимум из 1200–1700 параметров. Соответственно мест и участков, где должны соблюдаться и где могут быть нарушены требования ПБ, — несколько тысяч.
Должностные лица не понимают, что для соблюдения требований ПБ им необходимо:
И многие другие работы: планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление.
Почему бизнес этого не понимает?
Первая причина. Государство не обеспечило ответственных должностных лиц стандартами и инструкциями: как эффективно и правильно выстроить противопожарную работу? Они путаются в море условий, запретов, ограничений. И не знают, с чего начинать, что является главным, что является критерием их деятельности.
Вторая причина. Если в соответствии с действующим законодательством ответственные должностные лица обязаны выявлять нарушения требований ПБ, то пожарный инспектор должен контролировать именно «выявление ими нарушений». Вместо этого пожарный инспектор сам выявляет нарушения. Этим самым он запутал должностных лиц, что от них требуется: самим выявлять нарушения или ждать, что это сделает инспектор при очередной проверке? Ответственные за ПБ лица «ждут» пожарного инспектора. И ничего не предпринимают для соблюдения требований ПБ.
Методы работы пожарного инспектора дезориентируют руководителей хозяйствующих субъектов: «Что конкретно надо делать по предупреждению пожаров и надо ли делать что-либо вообще?».
Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
Дезориентируя руководителей хозяйствующих субъектов «что конкретно надо делать. », инспектор им непонятен. Кроме этого, он использует непонятную и запутанную систему требований ПБ. Запутанную до такой степени, что в ней не могут разобраться даже пожарные специалисты. Вот их мнение:
«. совершенно нелогичной представляется ситуация, когда мощнейшие проектные институты с огромным штатом высококвалифицированных специалистов самого разного профиля способны грамотно проектировать любые уникальные объекты, но не способны обосновать принятые противопожарные мероприятия. »;
«На каком языке это написано? Отдельные перлы нужно прочитать по 6 раз, чтобы, читая седьмой раз, понять, что все равно ничего не поймешь!»
«Постоянно слышу одну и ту же фразу: «Сейчас специалист по пожарной безопасности нам это переведет»;
«Государственный пожарный надзор для меня уже давно не инструмент для достижения каких-либо целей, а скорее обезьяна с гранатой — иногда рванет там, где надо, а в основном рвет во вред нашему горемычному государству».
Непонятна логика инспектора, при которой ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от пожара, ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от штрафа. Получается замкнутый круг: не обеспечил ПБ — пожар, штраф, обеспечил ПБ — пожар, штраф.
Инспектор непонятен еще и потому, что налагает на собственника штраф, чтобы тот сохранял от пожара имущество, ему же и принадлежащее, как будто он сам этого не хочет. Непонятно, почему пожарный инспектор применяет двойное наказание: за одно и то же нарушение требований ПБ наказывает и руководителя, и юридическое лицо?
Инспектор непредсказуем. Зная сотни и тысячи требований ПБ, он сам не понимает, как их осуществить на практике. И требует от руководителя нести личную ответственность за работы, которые непосредственно не относятся к компетенции руководителя, а являются обязанностями других работников организации. Руководитель лично должен:
Разве за это должен лично отвечать руководитель? Ясно, что нет. Но руководитель читает предписание пожарного инспектора и не может понять: «Что от меня хотят? Если я должен лично отвечать за „систему“, которая обеспечивает соблюдение всех требований ПБ, то это правильно. А если я должен лично отвечать за исправность клапана мусоропровода, то правительство, по-прежнему, не только кошмарит бизнес, но и перешло к мордованию руководителей».
Непредсказуем еще потому, что при каждой новой проверке предлагает все новые и новые мероприятия, цели которых непонятны. И список таких непонятностей и непредсказуемостей можно продолжать.
Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
Чтобы не было пожара, необходимо, чтобы инспектор понимал полную картину положения дел. На самом деле выявленные инспектором нарушения — это далеко не полная картина противопожарного состояния, это менее 20 % нарушений от фактически имеющихся. Мало того что не полная картина, да еще к этому не проверяется техническая эффективность тех мер, которые предлагаются для устранения этих менее 20 % несоответствий. Очевидно, что деятельности пожарного инспектора недостаточно для того, чтобы не было пожара.
Вот поэтому в предписании пожарный инспектор пишет одно, а страна горит от другого. Если так, то и штраф бессмысленный, потому что накладывается «за одно, а горит от другого». Поэтому-то мы и говорим: «Пожарный инспектор думает, что он приходит «чтобы не было пожара». А на самом деле он приходит, чтобы написать оторванное от жизни предписание и для галочки оштрафовать. Вот мнения пожарных инспекторов и предпринимателей:
• «Вообще никак наличие органов пожарного надзора на количестве пожаров не отражается»;
• «Сейчас ИП и юрлица выполняют требования предписаний не для того, чтобы от пожаров спастись, а для того, чтобы от пожарных инспекторов спастись.
Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
Проблема в том, что пожарный инспектор требует применять экономически не обоснованные противопожарные системы и средства „где надо и где не надо“. Стоимость этих систем и средств не по карману российскому бизнесу и бюджету. Размер затрат на ПБ уже достигает 10 % стоимости гражданских зданий и 15 % стоимости промышленных и высотных зданий. Плюс немалые управленческие и эксплуатационные расходы. В целом затраты на ПБ страны достигли сотен миллиардов долларов, являются одними из самых высоких среди развитых стран. Власть все наращивает и наращивает непомерные и неэффективные затраты на ПБ. Вот мнения специалистов:
• „Пожнадзор“: в мозгах прописано это — только противопожарные мероприятия, требующие значительных материальных, денежных и физических затрат»;
• «А у меня в районе наш доблестный пожарный надзор нагнул муниципальный детский центр в общей сложности более чем на 600 тысяч рублей. И все это при наличии исправной пожарной автоматики»;
• «В большинстве случаев эти меры просто памятник неадекватности потраченных финансовых средств»;
• «Главная задача — кого-нибудь нагнуть на выполнение противопожарных работ и услуг в аффилированной компании или выполнить „политический“ заказ».
От неподъемной стоимости невозможно выполнить дорогостоящие предписания, что влечет бессмысленные и огромные штрафы: на граждан до 5000 рублей; на должностных лиц до 30000 рублей; на ИП до 50000 рублей; на юридических лиц — до 500 000 рублей. При пожаре до 1 миллиона рублей; приостановление на срок до 90 суток деятельности юридических лиц и ИП.
Появилась новая форма наказания инспектором: «Не нравится — идите в суд».
Вне зависимости от результата рассмотрения дела судом соответствующие необоснованные расходы на участие — это уже наказание. Потому что, чтобы чего-то добиться, надо «ходить по судам». А это огромные управленческие затраты.
Все эти бессмысленные расходы и бессмысленные штрафы — это выбрасывание денег на ветер. «На ветер» еще хуже, чем налоговый инспектор отбирает деньги в бюджет.
Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
«Один на один» означает, что инспектор не разъясняет, не консультирует, не предлагает приемлемое, не дает достаточный срок, он превращен в буквоеда. «Один на один» означает, что суд не поможет. Судья руководствуется той же непонятной и запутанной системой требований ПБ, что и инспектор.
«Один на один» во взаимоотношениях со страховыми компаниями означает, что они не помощники предпринимателю. Страховые компании осуществляют страхование с любыми нарушениями требований ПБ. После пожара: «В возмещении убытков вам отказываем. Вы нарушили требования ПБ», которые страховщики до пожара видели «своими глазами».
«Один на один» в контексте расследования пожаров означает, что никакой адвокат не поможет. Картину пожара фиксируют правоохранительные органы. Они часто в качестве причины пожара выдвигают мало доказанные условия возникновения огня, потому что в большинстве случаев причину их возникновения точно установить невозможно, а у следствия задача — найти и причину пожара и виновника. Но дело рассматривается исходя из того, как предварительное расследование зафиксирует картину пожара.
В рамках составленных документов работает адвокат. А поскольку в стране отсутствует экспертный бизнес, который тут же, по следам пожара, фиксирует альтернативное (от следователя) мнение по «картине» пожара и дает свою оценку причины пожара, то адвокату не к кому обратиться за альтернативным мнением.
Будущее пожарного надзора
Как складывается судьба государственного надзора контроля за соблюдением требований ПБ? Государственный надзор на стадии проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений (зона ответственности Ростехнадзора) усиливается. Т.е. количество проверок и количество принятых мер, в том числе штрафов, увеличивается.
Государственный контроль на стадии эксплуатации зданий и сооружений, контроль за организациями (зона ответственности органов Госпожнадзора МЧС РФ).
Здесь МЧС РФ внесло предложение не осуществлять контроль за небольшими организациями, если они продекларируют свою безопасность. По остальным объектам надзор МЧС РФ по-прежнему останется жестким.
Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Пожарных норм и правил так много, что их знать предпринимателю практически невозможно. «. Тогда что надо делать? Опыт показывает, что эту работу надо поручать специалистам ПБ. Сегодня на рынке много предложений по экспертным услугам в области ПБ. Первую группу экспертных услуг составляют предложения по оценке соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудиту ПБ).
Эти предложения о том, что экспертная организация показывает хозяйствующему субъекту, какие имеются у него несоответствия. Но проблема в том, что такая оценка способна показать только часть из имеющихся несоответствий и только на определенный момент времени. Через какой-то период времени она «устареет». И главное — она не является механизмом, который меняет состояние, не устраняет недостатков. Такой услуги недостаточно для соблюдения всех установленных требований ПБ.
Вторая группа экспертных услуг — это осуществление «пожарно-профилактической работы» (далее — ППР).
Когда специалист ПБ, за руководителя, выполняет его функции: формирует проекты противопожарных инструкций и приказов, осуществляет контроль за соблюдением требований ПБ, обосновывает выделение финансовых средств и т. п. За исключением «непередаваемых начальственных» функций: утверждение руководителем инструкций и приказов, принятие решений по результатам контроля за соблюдением требований ПБ, выделение руководителем финансовых средств и т. п.
Разумеется, ППР выполняет и задачи предыдущей услуги — оценки соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудита ПБ).
Имеется два варианта получения ППР
Первый — когда хозяйствующий субъект берет в качестве работника соответствующего специалиста. В одних случаях ППР выполняет специально освобожденный работник. Но тут есть проблемы. Специалист уволился — ищи нового. В других случаях такие работы выполняют специалисты, совмещая несколько функций.
Например, инженер по охране труда выполняет и работы по пожарной профилактике. Или руководитель службы безопасности осуществляет противопожарные контрольные меры.
При совместительстве, как правило, — хороший специалист в вопросах охраны труда или в вопросах охранной безопасности, но недостаточно квалифицированный в противопожарных вопросах. У многих организаций объем ППР составляет менее ежедневной восьмичасовой занятости. Но специалисты предлагают себя на полный рабочий день — то есть опасность переплаты незаработанного.
Второй вариант получения ППР.
Когда с экспертной организацией заключается договор на аутсорсинг (аренду) специалиста ПБ. Более выгодно взять в аренду специалиста, чем содержать соответствующего работника в штате. Потому что:
Другими словами, экспертная организация берет на себя выполнение всех обязанностей руководителя. Она выступает скорой пожарной помощью, консультантом, круглосуточным помощником, защитником от бюрократии чиновников, исключая ситуацию «один на один с инспектором».
Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
В связи с отсутствием общероссийских стандартов по технологии проведения ППР, хозяйствующий субъект издает приказ, который выделит (отделит, обособит) от других функций управления организацией функцию «Пожарно-профилактическая работа». Выделение ППР в самостоятельную функцию позволяет увидеть ее предмет. Это дает возможность передавать выполнение профилактических работ по приказу своему работнику или по договору арендованному специалисту (экспертной организации).
Вот что надо включить в приказ:
Пожарно-профилактическая работа — это управленческие работы, направленные на организацию соблюдения структурными подразделениями, службами и должностными лицами требований пожарной безопасности.
Лица, выполняющие пожарно-профилактическую работу, — должностные лица, структурные подразделения или экспертные организации должны знать:
Это минимально необходимый объем работ, который приглашенные специалисты ПБ разовьют и расширят (планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление и др.).
Рекомендуем заключать договор и на то, что экспертная организация «тут же», по следам пожара, осуществит техническое исследование и установление причин его возникновения. Осталось пригласить специалиста в качестве своего работника или экспертную организацию. Обсудить эти функции в качестве обязанностей, договориться о цене и заключить договор.
По мнению специалистов в западных экономиках, например в США, после пожара 44 % предприятий не могут возобновить свою деятельность и исчезают с рынка, 28 % предприятий восстанавливаются лишь в течение трех лет, и только 23 % продолжают функционировать непосредственно после пожара.
За что отвечает ответственный за пожарную безопасность в организации
Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 37
Руководители организации имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
(см. текст в предыдущей редакции)
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Ответственный за пожарную безопасность: назначение и ответственность
Бывая в зданиях не только производственного, складского назначения, но и внутри общественных объектов довольно часто на дверях различных помещений можно увидеть, как знаки категории по взрывопожарной опасности, так и таблички, указывающие фамилию, инициалы ответственного за противопожарное состояние или пожарную безопасность.
В первом случае несложно догадаться, что присвоение опасным по возможности взрыва или пожара помещениям происходит еще на стадии проектирования зданий и сооружений, но кто назначает ответственного за пожарную безопасность и кого, часто этот вопрос остается открытым?
Кто может быть назначен на эту должность
Если переформулировать этот вопрос, это человек, который отвечает за пожарную безопасность не только отдельных помещений, на дверях которых часто указываются разные фамилии, а в целом за все здание, строения предприятий, организаций, жилую застройку поселков, городов.
Лицо, ответственное за пожарную безопасность, для любых по назначению объектов, территорий населенных пунктов, в ст. 38 ФЗ-69 определяется следующим списком:
Упомянуты и квартиросъемщики, арендаторы квартир домов, относящихся к различному по имущественной и организационной подчиненности жилищному фонду, если иное не предусматривается соответствующими договорными обязательствами.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что за обеспечение пожарной безопасности на территориях населенных пунктов отвечают представители федеральных и муниципальных властей, владельцы частных жилых домов, владельцы квартир.
А за соблюдением противопожарного режима на земельных участках предприятий, организаций, во всех строениях, расположенных на них – собственники помещений, руководители, лица, назначенные приказом и дополнительным соглашением согласно своим профессиональным обязанностям по трудовому договору.
ППР указывает, что руководитель объекта любого назначения должен назначить должностное лицо, отвечающее за пожарную безопасность, которое будет обеспечивать соблюдение противопожарных требований на защищаемом объекте.
Учитывая перечень лиц, указанных ст. 38 Закона о ПБ, он никоим образом не снимает с себя всю полноту ответственности, но делегирует часть своих обязанностей и прав для организации комплекса противопожарных мероприятий в границах защищаемого объекта, будь это административное учреждение, производство или общественное здание.
В зависимости от размеров объекта, таких должностных лиц может быть довольно много, чтобы каждый из них отвечал за вверенный участок:
Правильность такого подхода проверена временем, потому что назначение одного ответственного лица за пожарную безопасность приемлемо только для небольшого по размерам и площади помещений, количеству работников объекта, а для крупных предприятий, организаций – это будет просто бюрократическая формальность, понятная всем, так как выполнение таких обязанностей без отрыва от основной профессиональной деятельности невозможно.
Важно, что закон не предъявляет специальные требования, ограничения к кандидатурам лиц, ответственных за ПБ, но здравый смысл подсказывает, а практика рекомендует руководителям объектов выбирать их из следующего круга своих подчиненных и нанимаемых специалистов:
Поэтому ответственными за пожарную безопасность на объектах обычно назначаются:
Последний вариант, как и создание группы, службы по обеспечению ПБ, как правило, характерен для крупных компаний, производственных предприятий с особо опасными производствами; логистических, складских комплексов с высокой пожарной нагрузкой, в т.ч. охраняемыми корпоративными, частными пожарными формированиями.
Кроме того, последнее время появился новый вид услуг – аутсорсинг пожарной безопасности, и те руководители объектов, которые не желают тратить свое время, отвлекать от основных обязанностей подчиненных, заключают договоры с организациями, выполняющими весь комплекс работ – от обучения мерам ПБ до технического сервиса сетей водоснабжения, систем защиты зданий.
Пожарная безопасность в учреждении
Порядок обучения
Сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, может быть назначен, но не имеет права приступить к выполнению обязанностей без прохождения, с освобождением от основной работы, обучения ПТМ по специально разработанным программам, в т.ч. с учетом специфики основных технологических процессов, рабочих режимов на объектах защиты.
Такой вид обучения организован и проводится в рамках требований ст. 25 ФЗ-69, «ППР в РФ»; с указанием конкретных условий по НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций», утвержденных в 2007 году.
ПТМ в объемах комплекса знаний законодательных актов, нормативной документации по пожарной безопасности в части организации противопожарного режима, сохранения безопасного ведения производства, технологических процессов; изучения средств и способов тушения пожаров при их возникновении на объектах; навыков предупреждения возгораний, эвакуации людей и имущества проходят:
Такое обучение должно проводиться в течение месяца после устройства на работу. Периодичность обучения для руководителей, ответственных лиц, работающих на взрывопожароопасных производствах – ежегодно после последнего получения свидетельства, а для руководства, должностных лиц организаций с нормальными условиями – раз в 3 года.
Обучение с отрывом от основной профессиональной деятельности проводится на базе учебных центров ФПС МЧС, учебно-методических центров ГО и ЧС республик, краев, областей, территориальных органов МЧС; а также в образовательных заведениях противопожарного профиля, учебных курсах, оказывающих такие услуги.
Руководители, главные специалисты, ответственные за ПБ предприятий со взрывопожароопасными производствами по возможности должны проходить обучение по программам ПТМ в специализированных центрах с оборудованными полигонами, выполненными согласно специфики таких объектов.
Непосредственно на объектах по утвержденным программам ПТМ обучают:
Их обучение ведет руководитель или ответственный за ПБ, прошедший соответствующую подготовку.
Приказ о назначении
Документ о назначении ответственного/ответственных за ПБ на объектах организации утверждает ее руководитель.
Его форма мало чем отличается от обычных кадровых приказов о назначении ответственных должностных лиц за выполнение каких-либо необходимых для нормального функционирования организации мероприятий:
Образец приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность
Наиболее полный, соответствующий нормам делопроизводства, образец приказа можно посмотреть в информационном банке «Деловые бумаги» коммерческой версии «Консультант Плюс», однако и в свободном доступе в интернете несложно разыскать подходящий к ситуации на объекте приказ о назначении ответственных за ПБ, пример приложили по кнопке Скачать.
Важно: такое назначение возможно только с письменного согласия, а должностная инструкция каждого работника претерпевает изменения – вносимые дополнительные обязанности по обеспечению ПБ. Вопрос повышения оплаты или иные поощрительные меры – по согласованию с работодателем по трудовому договору и внесением дополнительных соглашений.
Кроме того, все указанные в этом и других приказах лица, отвечающие за противопожарный режим, согласно ППР, должны быть указаны в инструкции о мерах пожарной безопасности разработанной для объектов организации.
Обязанности и права ответственного за пожарную безопасность
Ответственное лицо за соблюдение и обеспечение пожарной безопасности, вступив на эту должность, приобретает как обязанности, так и права:
Единственной приятной привилегией, является возможность ходатайствовать о поощрении членов ДПД, других работников, активно способствующих поддержанию должного противопожарного режима, в противовес – выносить предложения о наказании виновных в грубых нарушениях и не соблюдении ПБ.
Ответственность при невыполнении своих обязанностей
В ст. 38 Федерального закона о ПБ, кроме перечня лиц, несущих ответственность за нарушения норм и правил, также определена их ответственность согласно законодательству – от дисциплинарной до уголовной.
И это непросто декларация, угроза получения до семи лет лишения свободы при гибели на пожаре более двух человек, если вина ответственного за пожарную безопасность будет доказана. К сожалению, такие пожары, вызванные рядом причин, в т.ч. бездеятельностью, халатностью как собственников зданий, так и руководства, ответственных лиц, не редкость, как и приговоры по результатам уголовного расследования.
Не впадая в крайности, тем не менее следует помнить, что по ст. 20. 4 КоАП за нарушения требований ПБ должностные лица, в зависимости от тяжести административного правонарушения, могут быть подвергнуты штрафу от 6 до 50 тыс. р. (на момент написания статьи).