за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Права потребителей электроэнергии. Защита прав потребителей электроэнергии

Права потребителей электроэнергии.

Защита прав потребителей электроэнергии.

Права потребителей электроэнергии.

Электроэнергия является товаром, но товаром специфическим: ее производство и потребление происходит в один и тот же момент, электроэнергия не может складироваться.

Несмотря на это, как уже упоминалось, электроэнергия это тоже товар, вследствие этого у её потребителей есть определенный перечень прав и права потребителей электроэнергии также подпадают под действие закона о защите прав потребителей. Следовательно, у потребителей электроэнергии есть такие же права, как и у всех потребителей, а именно:

— на возмещение ущерба.

Предлагаем применительно к правам потребителей электроэнергии рассмотреть каждое перечисленное право отдельно.

Право потребителей электроэнергии на качество: электроэнергия, как и любой товар имеет характеристики качества, основные из которых это напряжение и частота, а также другие показатели: несинусоидальность напряжения, провал напряжения, перенапряжение и другое. Электроэнергия должна соответствовать установленным параметрам качества. Эти параметры регламентированы в ГОСТ 13 109-97.

В случае отклонения параметров качества электроэнергии от установленных параметров, потребитель вправе требовать приведение их в соответствие, а также требовать возмещения реального ущерба с поставщика электроэнергии, которое произошло по причине низкого качества электроэнергии. К сожалению, в России многие потребители часто и безуспешно борются с поставщиками электроэнергии на предмет приведения её качества в соответствие с нормативными документами, однако вопросы компенсации затрат потребителей электроэнергии и снижения тарифа на электроэнергию, если она будет низкого качества в действующем законодательстве не определены, поэтому необходимо особое внимание уделять указанным вопросам еще на этапе заключения договора энергоснабжения с поставщиком электроэнергии.

Также к правам потребителей электроэнергии, относящимся к качеству, можно причислить право на бесперебойность энергоснабжения. Бесперебойность энергоснабжения зависит от многих факторов, таких как категория надежности или ввод графиков аварийных ограничений. Но в любом случае этот вопрос также должен быть четко урегулирован в договоре энергоснабжения.

Право потребителей электроэнергии на безопасность: любой потребитель электроэнергии имеет право требовать безопасность в процессе его энергоснабжения, а также безопасность для жизни и здоровья, имущества и окружающей среды. Электроэнергия – источник повышенный опасности, поэтому сетевая компания обязана обеспечить безопасность энергоснабжения. Однако не стоит забывать, что в случае, если непосредственно состояние энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии угрожает его безопасности, то сетевая компания может по решению Ростехнадзора отключить электроэнергию до приведения потребителем своих энергопринимающих устройств в соответствие.

Право потребителей электроэнергии на информацию:в соответствии со «Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынка электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №24 от 21.01.2004 сетевые компании, генерирующие компании, гарантирующие поставщики обязаны раскрывать информацию о своей деятельности: информацию о технологическом присоединении, основных условиях договоров, ценах на электроэнергию и многое другое.
Право потребителей электроэнергии на возмещение ущерба: при возникновении ущерба, вызванного нарушением условий договора поставщиком (который может быть вызван низким качеством электроэнергии, перебоями в электроснабжения, завышением цены и многое другое), потребитель имеет право требовать возмещения причиненного ему ущерба и морального вреда в досудебном или судебном порядке.

Защита прав потребителей электроэнергии.

При нарушении вышеперечисленных прав, защита прав потребителей электроэнергии может быть организована следующим образом:

— обращение в органы по защите прав потребителей;

— обращение в органы прокуратуры;

— обращение в федеральную антимонопольную службу, если нарушение выразилось в злоупотреблении поставщика электроэнергии своим доминирующим положением на рынке;

— подача исковых заявлений в суды различных инстанций;

Защита прав потребителей электроэнергии является очень важным делом, поэтому, при возникновении нарушений, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по РД.

Источник

Базовые знания о праве на свет

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии и в каких законодательных актах искать ответы на вопросы?

за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть картинку за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Картинка про за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме

Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.

Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?

Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?

Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».

за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть картинку за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Картинка про за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме

Кому мы платим за электроэнергию?

Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию.

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.

Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.

Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она?

Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос.

Кто такой гарантирующий поставщик?

С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.

На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам.

Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.

Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?

1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:

2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей.

3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.

4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.

О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.

Какими нормативными актами пользуемся?

1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).

2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.

3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.

4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.

Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д.

Источник

Ответственность Энергосбытовой компании.

К вопросу об ответственности гарантирующего поставщика электроэнергии

Кто может и должен осуществлять снабжение потребителей электрической энергии?

Кто несет ответственность за качество энергии, сроки ее поставки, условия договора, цену?

На все эти вопросы можно ответить кратко — гарантирующий поставщик (пример ПАО «Мосэнергосбыт», далее по тексту — ГП). Именно эта организация отвечает за электроснабжение любого обратившегося к ней абонента (потребителя).

за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Смотреть картинку за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Картинка про за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме. Фото за что отвечает потребитель электроэнергии в частном доме

В настоящее время ГП является по сути необходимым «злом», которое не стыдно лишний раз привлечь к ответственности.

Необходимо оговорить следующий момент: ответственность, предусмотренная ГК РФ и Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии (далее — ОПФРР), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, носит гражданско-правовой характер. Тем не менее из-за исключительного статуса ГП, он может быть привлечен и к административной ответственности.

Таким образом, в отношениях по снабжению электрической энергией, предусмотренных ГК РФ и ОПФРР, возможны следующие случаи наступления ответственности ГП перед иными субъектами:

— за надежность снабжения потребителя электрической энергией и ее качество (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР);

— за необоснованное введение ограничения режима потребления электрической энергии (п. 25 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Договор энергоснабжения, предусмотренный в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ, не включает в себя возможность привлечения третьих лиц к процессу энергоснабжения, т.е. всего законодателем предполагалось 2 стороны в договоре — абонент (потребитель) и энергоснабжающая организация. В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

При этом важно отметить, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (п. 30 ОПФРР).

Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

В современных условиях, когда деятельность по физической доставке электроэнергии потребителю в подавляющем большинстве случаев возлагается энергоснабжающей организацией (ГП) на третьих лиц (сетевую организацию — СО), норма п. 2 ст. 547 ГК фактически устанавливает для ГП возможность ухода от ответственности.

Ответственность ГП в данном случае строится по модели ответственности должника за действия третьих лиц (ст. 403 ГК).

Большую проблему, в частности, представляет отсутствие в законодательстве четкой регламентации ответственности субъектов электроэнергетики за качество предоставляемой потребителю электроэнергии, которое продолжает оставаться весьма низким.

При этом согласно ОПФРР сетевая организация несет ответственность за качество электроэнергии только в случае наличия прямого договора потребителя с сетевой организацией, а также в случае передачи электроэнергии через объекты электростанций или других потребителей (п. 30 ОПФРР). Поэтому нормы, устанавливающие ответственность ГП за качество электроэнергии (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР), носят, по сути, декларативный характер, если гражданско-правовая ответственность ГП в данном случае будет обусловлена необходимостью доказывания его вины.

Таким образом, привлечь ГП к гражданско-правовой ответственности оказывается весьма затруднительным, поскольку доказать его вину в данной ситуации в принципе невозможно, тогда как ответственность за третьих лиц является безвиновной. В ситуации возмещения убытков потребителям ГП вина сетевой организации не влияет на возможность привлечения ГП к ответственности, что непосредственно следует из положений ст. 403 ГК.

Ответственность ГП предусматривается и КоАП РФ, Жилищным кодексом РФ, тарифным законодательством (Постановление Правительства РФ N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике») и иными нормативными актами.

Так согласно ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ приняло 06.05.2011 Постановление N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Применение при расчетах с потребителями ГП необоснованных тарифов также является основанием для возникновения ответственности гражданской и административной: во-первых, суд обяжет вернуть неосновательное обогащение, полученное при применении не того тарифа, а во-вторых, при желании потребитель может обратиться в УФАС, ГЖИ (Государственная жилищная инспекция) с жалобой на действия ГП. ГП в этом случае будет привлечен к административной ответственности.

ГП всегда несет ответственность за полное или частичное ограничение режима электропотребления, в случае если такое ограничение было введено без достаточных оснований и повлекло наступление вредных последствий для потребителя. Самыми распространенными основаниями для введения ограничения режима электропотребления является соглашение сторон договора, нарушение потребителем условий по оплате электроэнергии, выявление неучтенного потребления электрической энергии, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, необходимость проведения ремонтных работ, нарушение потребителем введенного ранее в отношении его ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и т.д.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возникновения права ГП на введение режима ограничения подачи электроэнергии.

Отдельного внимания заслуживают споры о бездоговорном и безучетном потреблении электрической энергии. На первый взгляд, ГП не может нести ответственность за подобные действия потребителя. Однако у ГП есть обязанность производить расчет согласно показаниям измерительных приборов учета. Более того, ГП обязан, согласно п. 167 ПП РФ N 442, проверять соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (дело N А50-12066/2012, N А50-8437/2013).

Несмотря на кажущуюся прозрачность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ГП, при возникновении спорных ситуаций и рассмотрении дел в суде часто на практике встречаются следующие проблемы, разрешение которых коренным образом влияет на ответственность ГП (необходимо помнить, что ответственность наступает только при виновном поведении).

При спорах с потребителями о расчетах за поставленную электроэнергию ответственность ГП при неверно произведенном расчете может быть вызвана тем, что сетевая компания или сам потребитель предоставил некорректные данные. Например, о нахождении точки поставки, характеристике энергопринимающего оборудования, сведения о газификации или электрификации многоквартирного жилого дома и т.д.

При спорах о качестве электроэнергии необходимо привлекать к участию в деле сетевые компании, т.к. именно они несут ответственность за состояние и содержание электрических сетей, уровень напряжения в сетях и т.д., а не привлекать к ответу только ГП. Подобные судебные решения крайне редко исполняются, т.к. у ГП нет правовых оснований производить с имуществом (сетями) иной компании какие либо действия, поэтому ГП в порядке регресса адресует требования к сетевым компаниям. Это приводит к затягиванию судебных процессов, а в результате будет страдать потребитель, т.к. именно у него не будет электроэнергии надлежащего качества.

При спорах о ценообразовании ответственность наряду с ГП должны нести органы государственной власти, ответственные за принятие тарифов, а также иные лица, так или иначе влияющие на ценообразование в сфере энергоснабжения.

Источник

Как подключить электричество на участке

И как долго придется ждать

Строительство частного дома и жизнь в нем немыслимы без электричества. Поэтому среди всех коммуникаций его подключают в первую очередь.

В конце 2011 года я приобрел 14 соток под Санкт-Петербургом и начал строить двухэтажный дом. Его общая площадь составляет 140 м². Свою историю строительства я рассказывал в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Первым делом я подал заявку в местную сетевую организацию — «Ленэнерго» и быстро получил технические условия (ТУ) на электрификацию участка. Но возникла проблема: мой участок находился в 80 метрах от ближайшей ЛЭП. По закону организация должна за свой счет тянуть линию до границы моего участка.

Сейчас подключение электричества выглядит не так страшно: заявки подаются онлайн, а клиентский сервис сетевых организаций заметно улучшился.

Расскажу обо всем по порядку.

Что вы узнаете

Правила подключения электричества к участку

К электричеству можно подключать как уже построенный частный дом, так и участок без построек. Во втором случае вы просто пользуетесь электроэнергий от щита учета на столбе — это металлический ящик, где расположен счетчик.

По закону за 550 Р гражданин имеет право получить мощность 15 кВт по третьей категории надежности. Всего таких категорий три:

Законодательная база. Вопрос подключения электроснабжения регулирует постановление правительства № 861 от 27.12.2004 «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». Сокращенно — «Правила технологического присоединения».

Документ устанавливает права и обязанности граждан и электросетевых организаций. Последние обеспечивают подачу электричества от трансформаторных подстанций до потребителя.

Договор подключения к электросетям публичный, то есть он обязует коммерческую организацию исполнять свои обязанности перед массовым потребителем. Если есть техническая возможность подключения участка или дома, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

Правила подключения с 1 июля 2020 года. С 1 июля 2020 года вступило в силу постановление правительства № 262 от 10.03.2020, устанавливающее правила техприсоединения заявителей с мощностью от 15 кВт до 150 кВт. А также постановление правительства № 544 от 18.04.2020, которое вводит новые обязанности электросетевых компаний по применению интеллектуальных приборов учета.

Подключение электричества к частному дому сильно упростилось. Ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к сетевым компаниям. Людям больше не нужно платить за счетчики и их установку, на что раньше могло уходить 10—20 тысяч рублей.

Еще с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. Остается обязанность следить за сохранностью счетчика, если он установлен в зоне ответственности потребителя, то есть в доме или на земельном участке.

Вот основные изменения, которые вступили в силу:

выделяется домовладельцам по третьей категории надежности

Тяжело сказать, 15 кВт — это много или мало. Например, если дом отапливается газом, горячее водоснабжение и приготовление еды также идет с помощью газа, то такой мощности хватает с запасом.

Но мой дом, например, не подключен к газу и отапливается электричеством по ночному тарифу — ночью тысячелитровая емкость с водой нагревается электронагревателем мощностью 9 кВт. Подогретая вода круглосуточно циркулирует в системе отопления, обогревая помещения.

Еще есть чайник — порядка 1,5 кВт, насос в колодце — 0,8 кВт, стиральная машина — 2 кВт, холодильник — 0,7 кВт и другая техника. Как видим, в моем случае мощности 15 кВт хватает впритык. Если бы я отапливал дом не только ночью, когда потребление энергии минимально, а еще и днем, часто бы срабатывал автомат — «выбивало пробки».

Подытожу: мощности 15 кВт хватает для удовлетворения основных бытовых нужд в частном доме. Но не в тех домах, где электричество используется для отопления, подогрева воды и приготовления пищи.

Как победить выгорание

Способы подключения электричества

Существует два способа подключения: либо пройти все процедуры самостоятельно и с минимальными финансовыми вложениями, либо заплатить специалистам — это дороже, но быстрее.

Самостоятельно. Это тот путь, которым шел я. Все общение с «Ленэнерго» я вел через почту заказными письмами с уведомлением. Уведомление — это специальная карточка, которая возвращалась мне на почту с печатью и датой, когда организация приняла мое письмо. Таким образом я следил, чтобы ни один из моих запросов не потерялся.

По моим подсчетам, я сэкономил не менее 75 тысяч на установке линии из трех столбов. И еще около 65 тысяч — на всем цикле подключения, если сравнить с услугой под ключ. Но зато потерял много времени, частично в связи с личными обстоятельствами.

Собранный мной щит учета. Сначала он висел на трубостойке, сейчас на столбе Кабель в гофре берет начало у столба и далее уходит к дому на глубине от 0,5 м

Под ключ. Услуга под ключ позволяет быстро подключить электричество. Клиенту не нужно ни о чем беспокоиться, погружаться в предмет и что-либо делать. Фирма сама уладит бюрократические формальности, установит щиток на ближайшем столбе и дотянет кабель до дома. Стоимость такой услуги в нашем регионе составляет 75—80 тысяч рублей.

Чтобы найти фирму, представляющую подобную услугу, достаточно вбить в поисковике фразу «электричество под ключ + город». Вот пример подобной компании в Санкт-Петербурге.

Требования для электрификации

Льготный тариф на подключение подразумевает, что ближайшая ЛЭП находится на балансе сетевой организации, а сам участок сети находится на территории сельского или городского населенного пункта.

Если подключаемый участок расположен в рамках коллективных объединений, например садоводческого товарищества — СНТ или дачного — ДНП, то касательно коммуникаций там действует свой регламент. Он утверждается на общих собраниях садоводов. Льготный тариф в этом случае не применяется.

Способы подвода электричества на участок

Электрический кабель от ЛЭП к дому можно тянуть по воздуху и под землей. Например, сетевая организация установила для меня три опоры и пустила провод по воздуху. По своему же участку я прокладывал провод под землей, так как мне не хотелось портить вид висящим проводом. Кроме того, под землей я мог проложить кабель сам и протянуть его до любой стены дома.

Воздушный. Для этих целей обычно используется СИП — самонесущий изолированный провод. Он сделан из алюминия или его сплавов, а в качестве изоляции используют специальный полиэтилен, устойчивый к солнечному свету и влаге.

Внутри СИП фазные жилы скручиваются в жгут вокруг нулевой жилы, в центре которой протянут стальной сердечник. Сердечник и есть несущая основа всего кабеля. Но бывают облегченные версии СИП без стального провода.

Воздушный способ наиболее простой и удобный — размеры участка и расстояние до дома обычно не требуют установки промежуточных опор. Поэтому кабель тянется напрямую от ближайшего столба ЛЭП к стене дома. Это работа на высоте, поэтому необходимо обратиться к специалистам.

Подземный способ прокладки кабеля к дому — это более дорогостоящий варианти вот почему:

Что потребуется для самостоятельного подключения

Как минимум нужно купить материалы, чтобы собрать щиток согласно утвержденной схеме. А также материалы, чтобы протянуть кабель от ЛЭП до дома. В зависимости от типа прокладки кабеля и сложности работ, возможно, потребуется помощь электрика.

Перечень оборудования. Щит учета обычно устанавливают на ближайшую к границе участка опору ЛЭП, но также его можно установить на отдельную трубостойку, забор или фасад дома. Место установки согласовывают с сетевой организацией. Как правило, выбирают металлический щит с уровнем защиты IP54 — устойчивый к влаге и пыли.

Для удобного доступа и визуальной проверки щит монтируется на высоте 1,6—1,8 м над землей. Сетевая организация может поставить щит учета выше — в 2,5—3 метрах от земли, чтобы избежать кражи счетчиков и проводов. Для потребителя это означает, что придется ставить лестницу каждый раз, когда нужно добраться до счетчика или обесточить дом.

Внутри щита устанавливается вводной автомат и прибор учета — счетчик. После счетчика обычно ставят УЗО — устройство защитного отключения. Оно срабатывает на утечку тока и защищает человека от удара электричеством.

Что лучше — однофазная линия или три фазы. В зависимости от количества присоединяемых фаз бывают два вида вводов:

Сколько и за что нужно платить

Итоговая сумма будет зависеть от расположения дома на участке, удаленности ЛЭП, а также способа укладки кабеля — воздушным способом или под землей.

Потратил в 2013 году на расходники 8050 Р

Вводной автомат, УЗО, дин-рейки и прочие расходники4100 Р
Двухтарифный счетчик «Меркурий-231»2000 Р
Металлический щиток IP541950 Р

Я собрал щиток сам. Сейчас стоимость аналогичного щита с наполнением, учитывая стоимость работ, составила бы 10—15 тысяч рублей.

я заплатил за подключение к ЛЭП

Я заплатил еще 5000 Р за запитку щита учета от сети — включая все расходники.

Документы для подключения

Коротко опишу документы, которые понадобятся для технологического присоединения.

Заявка на подключение (образец). Чтобы подать заявку на технологическое присоединение:

Также ознакомьтесь с детальной инструкцией для заявителей.

Технические условия на присоединение к электросетям. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон. ТУ я получил быстро, но их исполнение со стороны сетевой организации затянулось.

Проект системы электроснабжения участка. Этот проект я составил самостоятельно, взяв за образец чей-то проект на строительном форуме «Форумхаус». Отправил его в «Ленэнерго», мне его без проблем согласовали.

Лицевая сторона моих ТУ. Срок действия ТУ обычно составляет два года, затем их можно продлить

Порядок самостоятельного подключения электричества на участке

Последовательность взаимодействия с сетевой организацией выглядит следующим образом:

К какой сетевой организации нужно подключаться. Подключаться нужно к той организации, чья ЛЭП проходит рядом с участком.

Чтобы узнать, кому принадлежит ближайшая ЛЭП, спросите у соседей либо дойдите до подстанции, от которой тянется линия. Обычно на ней указан собственник и телефон. Если и это не помогло, нужно обратиться в местную администрацию. В Москве также можно воспользоваться онлайн-сервисом, который по координатам участка определяет ближайшие объекты электроснабжения — с расстояниями до них и балансовой принадлежностью.

Плохо дело, если ближайшая ЛЭП окажется частной, тогда про все льготы и подключение за 550 Р можно забыть. Например, линия может принадлежать некоммерческому партнерству, созданному соседями, которые установили ЛЭП и трансформатор за свой счет. В этом случае собственники попросят плату за право подключиться.

Что делать после заключения договора

Расскажу порядок моих действий. Повторюсь, что с 2020 года процедура стала проще.

Уведомление сетевой организации. Когда я собрал щиток по утвержденной сетевой организацией схеме, я уведомил их по почте о том, что выполнил свою часть ТУ. Дальше мне пришлось ждать выполнения их части договора. Требовалось установить ЛЭП из трех столбов — пришлось долго ждать, пока меня включат в инвестпрограмму и поставят на очередь монтажных работ. В то время «Ленэнерго» все делало нехотя, и процедура растянулась почти на два года.

Монтажные работы и пуск электричества. Столбы устанавливали зимой 2014 года. Установили с большим трудом — из-за плохой погоды и особенностей грунта. После установки опор со мной связался монтажник. Я заплатил ему 5000 Р за то, чтобы он повесил на опоре и запитал щит учета, сюда входили также затраты на провод и другие материалы. Еще он опломбировал счетчик, и с этого момента я мог пользоваться электричеством. Оставалось только уведомить сбытовую компанию.

Получение акта об осуществлении технологического присоединения. Акт мне передал монтажник после установки щита учета на столбе. Этот акт понадобится, чтобы заключить договор со сбытовой компанией.

Что делать в случае отказа

Сетевая организация не вправе отказать в заключении договора, если есть техническая возможность подключения участка.

Отказать могут в случае, если ближайшая ЛЭП находится слишком далеко от участка: более 500 метров в сельском населенном пункте и более 300 метров — в городском. Тогда придется тянуть линию за свой счет или дожидаться, когда электросетевая инфраструктура приблизится к вашему участку.

Также сложности могут возникнуть, если проходящая рядом ЛЭП принадлежит частным собственникам. В этом случае по законодательству уладить все проблемы с третьими лицами обязана электросетевая организация. Если она не сможет договориться с собственником ЛЭП о присоединении мирным путем, то будет добиваться этого через суд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *