за что отвечает роспотребнадзор в многоквартирном доме
О полномочиях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ
В связи с увеличением количества поступающих обращений потребителей о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике разъясняет, что рассмотрение таких обращений осуществляется с учетом распределения полномочий между Роспотребнадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений (Государственная жилищная инспекция).
Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Роспотребнадзор вправе применять меры и давать разъяснения по вопросам, отнесенным только к компетенции службы, а именно по вопросам соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защиты прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике вправе при рассмотрении обращений граждан по вопросам нарушения требований санитарных норм и правил при предоставлении услуг ЖКХ осуществлять проверку соответствия питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим, вирусологическим, паразитологическим и радиологическим показателям; измерение уровней шума и вибрации создаваемые работой тепловых узлов жилого дома, лифта, компрессоров, холодильного оборудования магазинов расположенных в жилых домах, механической приточно-вытяжной системы вентиляции; контролирует выполнение дезинфекционных и дератизационных мероприятий, а также содержание контейнерных площадок, мусоропроводов.
В сфере защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике при рассмотрении обращений граждан вправе осуществлять проверки на предмет соблюдения исполнителями требований законодательства в области защиты прав потребителей по своевременному предоставлению полной и достоверной информации об услугах и исполнителе, по предоставлению услуг ЖКХ, оказываемых на основе возмездных договоров, с соблюдением требований, установленных нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок выполнения работ (услуг).
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ, а также вступать в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» утверждено Положение, которое определяет предмет проверок службы государственного жилищного надзора по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданам обязательных требований в сфере ЖКХ.
Согласно статьи 12 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений осуществляют контроль за работой управляющих компаний, товариществ собственников жилья и ЖСК, за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов, содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами, выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Все нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, к порядку предоставления коммунальных услуг, к установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг, к раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, изданы на основании и во исполнение Жилищного Кодекса РФ, что объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения исполнителей и потребителей услуг.
Исходя из изложенного выше, обращения потребителей по вопросам содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые поступают в Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, направляются в порядке, установленном Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в Государственную жилищную инспекцию КБР, по адресу КБР, г. Нальчик, ул. Балкарская, 102.
В обращениях потребителей иногда содержатся вопросы материального характера: возмещение убытков и (или) морального вреда, причиненных оказанием услуг, не соответствующих условиям договора и установленным требованиям, возврат излишне оплаченных денежных средств. Здесь следует отметить, что такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.
Полномочия Роспотребнадзора в жилищной сфере
Полномочия Роспотребнадзора в жилищной сфере
В силу положений статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими, в том числе, отношения с участием граждан потребителей (в частности, касающихся принятия соответствующих мер по пресечению нарушений обязательных требований жилищного законодательства), отнесены к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.
На территории Ленинградской области уполномоченным органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит региональный государственный контроль (надзор) в области жилищных отношений является Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 67).
Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т.ч. Управление Роспотребнадзора по Ленингадской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, путем:
— привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп. 3 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);
— обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп. 7 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);
— вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).
При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.
О полномочия Роспотребнадзора в сфере ЖКХ.
О полномочия Роспотребнадзора в сфере ЖКХ.
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями и прочими исполнителями услуг в сфере ЖКХ, а также с учетом коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012, на которой были рассмотрены вопросы «взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов, осуществляющих государственный жилищный надзор», Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике разъясняет свои полномочия и функции по данным вопросам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 Управление осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 13 (п. 8.1) Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют государственный жилищный надзор, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 14 (п. 9) Жилищного кодекса РФ осуществляют муниципальный жилищный контроль.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ:
– под государственным жилищным надзоромпонимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
– под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (ст. 40 Закона о защиты прав потребителей) не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.п. 10, 11, ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
На прошедшей 22 июня 2012 года коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было отмечено, что территориальным органам Роспотребнадзора надлежит обеспечивать реализацию своих надзорных функций и полномочий в жилищной сфере, а именно:
· привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
· обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
· вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1).
При этом иметь в виду, что основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
В случае обращения в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг следует учитывать разграничение полномочий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов региональной и муниципальной власти в области жилищных отношений и направлять в адрес Управления заявления и жалобы, относящиеся к компетенции Управления.
За что отвечает роспотребнадзор в многоквартирном доме
В Роспотребнадзор по Республике Алтай продолжают поступать обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Между тем, контроль качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг не входит в компетенцию Роспотребнадзора. Роспотребнадзор контролирует выполнение требований санитарного законодательства (СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-80 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест») и законодательства в области защиты прав потребителей, и рассматривает обращения, связанные с нарушением условий проживания. Например: низкий уровень освещения в жилых помещениях, повышенный уровень звука от определенного источника, повышенная влажность, плохое качество питьевой воды, оборудование и эксплуатация контейнерных площадок с нарушением санитарных требований и т.п. В части соблюдения законодательства по защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рассматривает обращения граждан, связанные с не доведением до потребителей информации, предусмотренной действующим законодательством. В частности в соответствии со ст.39, 156 и 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации приняты следующие документы, устанавливающие требования к перечню и порядку предоставления жилищно-коммунальных услуг: — постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; — постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Данные нормативно-правовые акты содержат требования, связанные с порядком и условиями предоставлением информации, в частности в квитанциях, при непосредственном обращении и т.п. За непредоставление информации, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность по ч.1 и ч.2 ст.14.8. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями, предусмотренными этой статьей, относятся к компетенции Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай. Управление Роспотребнадзора не вправе подменять другой контролирующий орган. Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай, куда следует обращаться при возникновении проблем, связанных с несоблюдением требований по использованию и сохранности жилья или общего имущества в многоквартирном доме. При некачественном оказании коммунальных услуг управляющими компаниями. При неправомерности решений на общем собрании жителей многоквартирного дома, в т.ч. о выборе способа управления многоквартирным домом. При невыполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, не соблюдении порядка предоставления коммунальных услуг или не соответствии их качества и объема установленным требованиям законодательства и т.п.. Государственная жилищная инспекция Республики Алтай расположена по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09. Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует жителям региона направлять свои обращения по вопросам обслуживания жилого фонда в соответствии с компетенцией и полномочиями контролирующих органов. Это сократит время рассмотрения обращений и позволит принять необходимые меры в установленные законодательством сроки. |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 892 гостей онлайн |