за что отвечает служба безопасности в банке
Что проверяет служба безопасности при приеме на работу
Когда проводится проверка
Служба безопасности при приеме осуществляет целый комплекс мер, направленных на пресечение возможных экономических потерь организации как из-за действий конкурентов, так и из-за работников компании.
Поэтому основные усилия безопасников направлены на работу с кадрами, в частности:
В отношении соискателя проверка происходит:
При устройстве в коммерческую организацию. В крупных компаниях обычно функционирует собственная служба безопасности, которая нередко состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов. Эти люди используют инструменты и навыки проверки, полученные на прежней работе. Задача такого отдела — защитить интересы организации, ее имущество и нематериальные ценности от несанкционированного посягательства, сохранение коммерческой тайны и предотвращение конфликтов внутри компании. В этом случае порядок работы СБ регулируется локальными актами (Концепцией безопасности, Положением о СБ).
Проверка документов
Поскольку главная цель службы безопасности при проведении проверки — выявить факты, которые негативно влияют на выполнение соискателем своей трудовой функции, то основной массив исследований проводится до приема на работу. Для этого каждая организация формирует анкету, которую предлагают заполнить кандидату, что позволяет выяснить первичную информацию о нем.
Прежде чем обрабатывать полученные из анкеты сведения, необходимо взять у соискателя письменное согласие на обработку персональных данных. В противном случае на организацию вправе наложить штраф в соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.
Итак, что проверяет служба безопасности при трудоустройстве, какие сведения изучают ее представители перед приемом на работу? Обычно исследованию подвергается следующее:
Трудовая биография. Для этого просят предоставить рекомендательные письма. Если есть сомнения, представители службы звонят бывшим работодателям, а иногда и коллегам. Это позволяет выяснить реальные причины увольнения, особенности характера человека, его компетентность и отношения с коллегами.
Информация из социальных сетей. Иногда личные качества кандидата имеют приоритетное значение. Такой прием, как изучение соцсетей, дает много информации о сотруднике и даже помогает составить его психологический портрет.
Во многих организациях при приеме проверяется кредитная история соискателя и наличие связей с конкурирующими организациями.
Отказ в работе по решению службы безопасности
Работодатель не вправе отказать кандидату из-за того, что тот когда-то нарушил ПДД либо выложил сомнительное фото в Сеть. Случаи, когда служба безопасности отказала в приеме на работу на основаниях, не имеющих ничего общего с деловыми качествами, нарушают действующее законодательство и расцениваются как дискриминация (ст. 64 ТК РФ). Компания использует результаты того, что проверяет служба безопасности при приеме на работу, лишь в качестве вспомогательной информации, необходимой для выбора между двумя равноценными кандидатами при приеме и закрытии вакантной должности.
В случае если кандидат не согласен с полученным отказом и считает его необоснованным, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Но какой-либо специальной меры пресечения для работодателя законодательство не устанавливает. Максимум, что присуждают несостоявшемуся сотруднику, — это компенсация морального вреда. В любом случае работодатель вправе заявить, что у соискателя недостаточно навыков делового общения, что является необходимым условием получения вакансии и практически недоказуемо.
Служба безопасности банка: принцип работы, условия, требования к сотрудникам
В статье рассмотрим, как функционирует служба безопасности банка (СББ). Ведь в любой организации банковской сферы должна обеспечиваться надежная охрана объектов, обладающих ценностью и находящихся у нее на хранении. Кроме того, защите подлежат сведения информационного характера, касающиеся самого банка, проводимых им сделок, его клиентов.
Что это?
Описанная выше функция возлагается на службу безопасности банка. Она представляет собой особую структуру, работа которой часто остается незамеченной клиентами. Несмотря на это, деятельность ее сложна и многогранна.
Устройство СББ
Во время оформления кредита все вопросы решает кредитный менеджер. На нем лежит прием заявок, подписание кредитных договоров. Деятельность СББ при этом нередко остается незамеченной.
Основной принцип деятельности службы финансовой безопасности банка – принятие своевременных превентивных мер. Которые необходимы, чтобы исключить или уменьшить ситуации, связанные с мошенничеством.
Основные задачи и функции СББ
Основными проблемами, с которыми ежедневно приходится работать сотрудникам структуры, являются попытки совершения мошеннических действий, предоставление клиентами подложных сведений и документов, недостоверных платежных документов, а также попытки завладеть секретной информацией.
Вам будет интересно: Сколько должен зарабатывать мужчина: мнение женщин и девушек
Многогранность деятельности проявляется также в выполнении разнообразных функций (контрольных, охранных), осуществлении определенных задач:
Служба безопасности работает с клиентами, которые обратились в банковскую организацию. Причем клиенты, как правило, не знают, что все процедуры и предписания выполняются под полным контролем сотрудников структуры. Прямой контакт с клиентом возможен, если последний нарушает правила использования кредита, не осуществляет выплаты по нему, отказывается от сотрудничества с банком после получения займа.
Служба безопасности также проверяет документы заемщика, которые он предоставляет в момент оформления кредитного договора, источники сведений о клиенте с применением разнообразных ресурсов, к примеру, интернета.
Если имеется необходимость, сотрудники службы непосредственно контактируют с банковскими клиентами. Они имеют право совершать звонки в места трудовой деятельности заемщика, по месту его проживания. Чтобы подтвердить и проверить сведения, которые заемщик передал на хранение.
Служба безопасности банка, ВТБ к примеру, сотрудничает с правоохранительными службами. Интересен тот факт, что многие сотрудники СББ являются бывшими работниками правоохранительных органов. Это, обычно, является одним из основных требований, предъявляемых банком к потенциальным сотрудникам, при их трудоустройстве в указанную структуру.
Служба безопасности также проверяет кредитные истории клиента, причем не только в своем банке, но и в других (если она имеется). С этой целью формируются запросы в бюро кредитных историй, используются сведения собственных баз, в которых отражены данные о всех недобросовестных плательщиках.
Наиболее полная картина о финансовой платежеспособности заемщика составляется посредством сотрудничества со сторонними организациями, к примеру, налоговыми и другими банками. Это значит, что служба безопасности, Альфа-Банка, к примеру, может сотрудничать с аналогичной Сбербанка или банка ВТБ.
Мониторинг
После того, как структура принимает решение в отношении определенного клиента (отрицательное или положительное), ее сотрудники переходят к выполнению мониторинговой функции, обеспечению сохранности имущества, которое выступает залоговым объектом.
Завершающий этап деятельности службы безопасности банка заключается во взыскании долга с клиента, если таковой образовался. С этой целью сотрудники СББ готовят документы, которые были собраны в ходе проверки, и доказательную базу для обращения с исковым заявлением в судебные органы.
Объекты, проверяемые службой безопасности банка
Одной из основных обязанностей сотрудников структуры является доскональная и тщательная проверка документации, предоставляемой заемщиками при попытке получения кредита. Для чего она нужно, объяснять не нужно. Это помогает избежать мошенничества. Данная проверка происходит определенным образом.
Служба безопасности анализирует и проверяет следующие виды документов, которые могут подтвердить платежеспособность заемщика банка:
Справка, подтверждающая размер доходов. В ней указываются реквизиты (ИНН, ОГРН), используя которые сотрудники структуры могут по специализированным базам данных уточнить интересующие их сведения об организации, в которой трудоустроен заемщик. Если быть точнее, то по базе проверяют сотрудников организации, руководителей, структуру, контактные сведения работодателя, месторасположение. То есть, работник службы безопасности может сразу выяснить, не находится ли организация в процесс признания ее банкротом, не наложен ли арест на ее имущество, если ли она в стоп-листах и черных списках. Довольно часто представители СББ совершают контрольные звонки на место трудоустройства потенциального клиента. Что проверяет служба безопасности банка еще?
Наличие судимости у клиента. Проверяют в данном случае не только заемщика, но и его ближайших родственников. Кроме того, службе потребуется проверить, какие штрафы, административные взыскания, другие санкции фактически применялись в отношении их будущего заемщика.
Кредитная история. Данный этап проверки предполагает тщательный анализ кредитной истории заемщика: нарушал ли он когда-либо кредитные обязательства, каким образом это происходило. Также сотрудники структуры в целом оценивают качество сотрудничества заемщика и банка в прошлом.
Репутация. Чтобы проверить репутацию потенциального заемщика, представители службы безопасности банка ПАО «ВТБ» могут совершать простые звонки соседям, родственникам, сослуживцам с целью опроса. Кроме того, данные могут собираться при помощи делового круга, Интернета, средств массовой информации. В настоящее время огромную популярность набирает проверка с использованием страниц интернет-блогов и социальных сетей. Помимо этого, не исключается такой способ сбора данных о потенциальном клиенте, как взаимовыгодное общение и неофициальный обмен сведениями между структурами безопасности разных банковских организаций. Подобный прием позволяет выявить неплатежеспособность и недобросовестность клиентов. То есть, если заемщик внесен в черный список одного банка, то велика вероятность, что его внесет в черный список другой банк, сотрудничающий с первым.
Сотрудничество с правоохранительными органами
Немалую помощь в сборе необходимой информации оказывает наличие у сотрудников службы безопасности или банка налаженных связей неофициального характера в таких структурах, как правоохранительные органы, налоговые инспекции, пенсионные фонды и прочее. Также подробную информацию о потенциальном клиенте структура может получать, обращаясь в специальные бюро.
Вердикт
В результате подобной проверки выносится вердикт о благонадежности клиента. При положительном ответе заявка на кредитование передается менеджеру для дальнейшего рассмотрения. В противных случаях ее дальнейший анализ останавливается, то есть, клиент получает отказа в предоставлении кредита.
Прямой убыток
Любая ошибка при оформлении кредита службы безопасности банка может привести к возникновению прямого убытка в виде непогашенного займа. В связи с этим, работников в данную структуру подбирают особо тщательно, предъявляя к ним довольно высокие требования. Как правило, в подобных банковских структурах трудятся юристы, аналитики, бывшие работники правоохранительных органов, имеющие определенные знания и навыки, налаженные связи, большой опыт работы с базами, склонные к анализу, имеющие замечать любые мелочи, способные повлиять на окончательное решение.
Позвонили из службы безопасности банка: как вовремя заметить подвох
Если бы эти деньги теряли только москвичи, то каждый житель лишился бы 110 рублей. Если бы мошенники переключились на екатеринбуржцев, то потери были бы больше — 933 рубля с каждого.
Причем в 97 случаях из 100 мошенники похищают деньги с помощью социальной инженерии — то есть вводят клиента в заблуждение и буквально заставляют перевести им деньги.
Рассказываем, что точно не скажет настоящий сотрудник банка.
«Здравствуйте, это служба безопасности. Назовите номер карты»
Опасность: позвонить могут с любого номера. Мошенники научились использовать уязвимости протоколов телефонных соединений: так они подставляют «красивый» номер, клиент банка видит знакомые цифры — и не сомневается, что разговаривает с настоящим сотрудником.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Мы остановили подозрительную транзакцию. Кто-то пытается подобраться к вашим деньгам — нужно заблокировать карту. | Я уточняю данные, чтобы зайти в твой кабинет. Я уже залогинился по номеру телефона — осталось получить код. |
Как на самом деле. Банк использует для уличения мошенников разные способы, в том числе специальные алгоритмы, которые отслеживают изменения счетов клиентов. Поэтому нельзя заранее сказать, какие операции банк посчитает подозрительными, — но в первую очередь это переводы на новые реквизиты.
Главное отличие настоящей службы безопасности от мошенника — банку достаточно услышать, что вы не подтверждаете операцию. Никаких кодов для блокировки никогда не запрашивают.
Что делать. Спросите, по какой именно карте подозрительная операция. Настоящий сотрудник без труда скажет последние 4 цифры номера карты, а мошенник, наоборот, будет просить у клиента номер, еще и целиком.
«Помогите нам сохранить ваши деньги»
Мошенник предлагает заблокировать карту: конечно же, клиент соглашается. В этот же момент — прямо во время разговора — жертва слышит «динь». Это смс от банка, которое якобы подтверждает блокировку.
Опасность: мошенники уже научены, что не все говорят код из смс. Поэтому переключают на IVR — интерактивное голосовое меню, а потом уже просят ввести код в тоновом режиме после сигнала. Жертва вводит код на смартфоне, а не диктует человеку — это создает иллюзию безопасности.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Сообщите, пожалуйста, цифры из сообщения, чтобы я смог заблокировать счет. | Ахаха, спасибо за код, сейчас я зайду в твой личный кабинет. |
Когда банку нужны пароли из смс: при телефонном разговоре — никогда.
Что делать. Прервать разговор и срочно заблокировать карту, если успели сообщить код. Мошенник уже вошел в личный кабинет — теперь ему нужно вывести деньги.
«Помогите поймать мошенника»
Жертву успокаивают — карта заблокирована, деньги заморожены — и просят поговорить еще и с сотрудником внутренней службы безопасности. Якобы именно работник банка пытался вывести деньги со счета, а не какой-то посторонний мошенник — помогите его вычислить.
Опасность: клиента максимально долго держат на линии — нужно провернуть аферу в течение одного разговора. Поэтому мошенник никогда не скажет «передал информацию, вам перезвонят», а сразу же переключит на коллегу.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
У вас чуть не украли деньги, хорошо, что мы успели вовремя. Помогите нам найти преступника! | Ты уже в игре: у нас есть доступ к личному кабинету, а сейчас мой сообщник поможет обнулить счета. |
Как должно быть. Служба безопасности банка никогда не привлекает клиентов к поиску нечестных сотрудников. И уж тем более сотрудник банка не попросит обманывать своего коллегу.
Что делать. Вы не обязаны ничего объяснять и соглашаться ловить мошенников: просто бросьте трубку.
«Переведите деньги на страховой счет»
В разговор вклинивается второй мошенник — «охотник за нечестными сотрудниками банка» — и говорит точную сумму остатка на счете. Он не ошибается ни на копейку, потому что сидит в личном кабинете жертвы.
Мошенник уверяет, что всю сумму нужно перевести на страховой счет, чтобы деньги с «заблокированного» счета не потерялись. Он уже создал этот «страховой» счет и сам может его пополнить — от клиента требуется только назвать код из смс.
Но главное: во время этой операции можно вычислить тех самых нечестных сотрудников, которые пытались снять деньги. Якобы они следят за счетом — и обязательно позвонят, если увидят перевод.
Опасность: часто мошенники перехватывают звонки от настоящих сотрудников банка. Схема простая: они просят жертву набрать код, который якобы несет добро и счастье — защищает счет, подтверждает личность. Но на самом деле жертва настраивает переадресацию — и на все звонки отвечает мошенник.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Когда позвонят из банка и спросят, переводите ли вы всю сумму, ничего не рассказывайте — это и есть те нехорошие сотрудники, которые чуть не украли ваши деньги. Будем их ловить. | Я уже создал черновик перевода в твоем кабинете. Если позвонят настоящие сотрудники — молчи. Проболтаешься — я ничего не получу. |
Как должно быть. Когда счет заблокируют, то вместе с ним заблокируют и карту. Логин и пароль от личного кабинета станут недействительными — их придется придумывать заново. Обязательно уточнят, разглашены ли данные карты, если да — оформят перевыпуск.
Что делать. Шанс сохранить деньги есть — нужно отказаться от перевода на якобы страховой счет, когда вам позвонят настоящие сотрудники банка.
Запомните USSD-команду, которая включает переадресацию: **21*+7XXXXXXXXXX#. Все звонки, в том числе и настоящей службы безопасности, уйдут на номер мошенников. Сотрудник банка никогда не попросит вводить такую команду на телефоне.
«Если не переведете деньги — банк вас оштрафует»
Чтобы клиент скорее подтвердил перевод, мошенник сообщает, что в ином случае банк заберет 50% суммы. Якобы деньги нельзя просто заморозить — банк ими пользуется, поэтому их нужно скорее положить на другой счет.
Здесь две схемы: либо клиент сам переводит деньги, либо за него это делает мошенник. В первом случае мошенник сообщает реквизиты «страхового» счета, и клиент пополняет его. Во втором — сам создает операцию в личном кабинете жертвы и просит код подтверждения.
Опасность: «страховой» счет, на который просят перевести деньги, принадлежит подставному лицу — его называют дроп. Этот человек за небольшую плату оформляет на себя обычную дебетовую карту, а затем передает ее мошенникам. Поэтому вернуть деньги с карты дропа будет почти невозможно, даже если у жертвы будут его данные.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Чтобы перевести деньги на страховой счет и избежать штрафа со стороны банка, продиктуйте код из смс. | Скажи код, и я нажму кнопку «перевести» в твоем кабинете. |
Как должно быть. Нет никаких штрафов: все тарифы прописаны в договоре. Клиент может распоряжаться своими деньгами как угодно: захотел — снял деньги, захотел — перевел.
Что делать. Это последний шанс: не говорите код из смс. И не переводите сами: никаких «страховых счетов» не существует.
Около месяца назад звонили такие. Говорят: «Мы из службы безопасности ВТБ. Вы сегодня переводили Сергею Глущенко 14 000 рублей?» Я говорю: «Возможно. » В общем очень скоро они сами повесили трубку. А карты ВТБ у меня нет и никакого Глущенко я не знаю)
Пару раз звонили. Спрашивали: вы переводили деньги Васе Пупкину в Уфу. Я всегда радостно соглашаюсь: Конечно, переводила. На том конце либо в ступор впадают, либо ругаются матом и бросают трубку.
Но самый действенный способ, если вам звонят из «Службы безопасности банка» немедленно положить трубку и, если вы тревожный человек, перезвонить самому по известному вам номеру, чтобы убедиться, что все хорошо.
И мне звонили, буквально на днях. Перевод на 5390 руб в Красноярске «зарегистрировали». Блин, ты сбрасываешь, а они повторно названивают: «По какой причине, Иван Иванович, вы сбрасывание звонок?»
Через 5 дней ещё раз позвонили, с тем же подкатом, у меня нет ни карты сбербанка, ни счета в нем. Слов нет.
Клиенты сбербанка будут получать много таких звонков. база данных утекла, СБ не действует а уровень грамотности клиентов сбера на дне!
Я на любые звонки из служб безопасности ругаюсь матом и желаю побыстрее сдохнуть. Перехожу на личности и национальные особенности звонящих. Так же описываю их половые предпочтения и желаю, что бы когда понадобится им талончиков в онкологию не нашлось. Вешают трубку :-(, иногда ругаются.
Вы страшный человек)))
Оформил на сайте Тинькофф банка кредитку, заполнил все данные в форме. После этого позвонили из банка и начали спрашивать ещё раз всю ту же информацию, включая уровень ЗП. Вроде бы не мошенники, а данные все равно приходится называть по телефону. IT на уровне
Мне как то позвонили типа какой то Зайчиков третий раз пытается снять деньги с моей карты и называют сумму где то около 20000 рублей. Я говорю идите на. У меня нет столько денег, в ответ измененным голосом мне отвечают уже не любезные сотрудники: потому что ты бомжара и бросают трубку)))
Вы бы сделали какую-то идентификацию ваших опросов.
А то звонять «мы проводим опрос от банка», после таких статей получают сброшенную трубку, звонок в банк, а там и правда опрос был.
Какой-нибудь push в приложение или сообщение в чат, что вам сотрудник звонит, не пугайтесь
Обычно, когда звонят мошенники, слышно шум колл центра в трубке. При разговоре с банком такого никогда нет, потому что телефоны нормальные.
Olga, лол, при разговоре с Тинькофф (сам им позвонил) было слышно отчетливо о чем говорят коллеги оператора на заднем фоне. Причем довольно громко, включая громкий смех. А на холд (удержание с музычкой) в Тинькофф почему-то не ставят. «-Минуту», и ты несколько минут слышишь дыхание оператора + разговоры его коллег на фоне. И это не однократный случай с одним оператором)))
Шум специально делают, чтоб было похоже.
Игорь, а я подумала, что у них там целая куча мошенников сидит и все кому то звонят)
Наталья, так и есть. Они делают массовый обзвон из одного помещения. Никогда сб не звонит из колл-центра!
Nadia, Это в основном в тюрьмах такие колл-центры. Сидят зэки и обзванивают.
Игорь, нет. Чтобы совершить перевод нужен новый код.
Nastia, причем тут банки.
Этим полиция должна заниматься.
и самое прикольное. ЧИТАЙТЕ SMS.
например
————
Код для совершения операции 1111111111.
Не сообщайте его никому!
————
вот честно. прочитайте и ОСОЗНАЙТЕ слова «Не сообщайте его никому!»
Звонят периодически, говнюки, при этом мои ФИО знают и даже банк. Сразу включаю «тётку бессмыссленную», бесконечно туплю, переспрашиваю (слыша радость в голосе от легкой добычи) потом либо «- Вечер в хату, часик в радость чифир в сладость», либо сами вешают трубку, понимая что их троллят
Я сегодня попала в такую ситуацию с лже-Сбером. Уже в процессе поняла, что меня разводят. Деньги успела перевести на другие счета. А вот карту придётся перевыпускать(
Звонили неделю назад как раз по описанному сценарию. Когда минут через 5 разговора стали спрашивать номер карты, чтобы идентифицировать для отмены транзакции (якобы транзакция заморожена на 10 минут и если не отменить, то деньги уйдут), стало ясно, что это мошенники. Звонок в сбер подтвердил, что это были мошенники и такого номера у них нет в базе.
Ну тут и так понятно. Если спрашивают паспортные данные или любую другую конфиденциальную информацию, значит мошенники.
Мне звонили со сбербанка, говорили, что с моего личного кабинета была отправлена заявка на кредит, просили подтверждения. После того как я не подтвердила, сказали, что необходимо меня идентифицировать как клиента и попросили номер любой карты, если я им не могу предоставить такую информацию, то они будут вынуждены все мои карты заблокировать. Сказала, что даю добро, блокируйте все что сможете. 😁😁😁😁. Разговор на этом закончился. Личный кабинет у меня уже год как заблокирован. Да и нет у меня карт сбербанка.
Звонили из Тинькоффа где-то месяца полтора назад. Говорили про подозрительный перевод за границу, и что карту заблокировали за этот перевод (а я, так уж случилось, действительно делала перевод накануне). Но когда они начали задавать тупые вопросы, чтобы разблокировать карту, я поняла, что это мошенники. Ведь кто-кто, а этот банк знает обо мне все (это немного страшно, но зато наверняка определяю обман)
Мне как-то звонил «лже-Тинькофф», называя именем жены (!). Я-то пользуюсь их услугами, но супруга — нет. Понятно, что перепутались данные в какой-нибудь слитой базе. Но этот факт сломал звонящего, он бросил трубку и пока больше не звонили. А жаль — хотелось успеть пожелать ему всего плохого.
ДА!Обворовывали несколько раз.На последние звонки посылаю в ж..у!
Тоже звонили 2 дня подряд на прошлой неделе от имени Сбера, обращаются по имени-отчеству. Хотя карты Сбера у меня много лет уже нет. Якобы я перевел N-ную сумму денег в Альфу. В первый раз я сразу им сообщил, что пусть ищут лохов дальше. На том конце бросили трубку. На следующий день та же легенда с того же номера. В этот раз я сказал, что якобы действительно выполнил перевод несколько минут назад именно на такую сумму. «Перевод выполнен с айпи в Иркутске. Вы там находитесь?». Отвечаю, что да (хотя нет). «Зачем вы, Дмитрий Батькович, обманываете банк? Вы находитесь в другом городе (называет мой город)». Тут я не выдержал и послал мОлодца куда подальше, чтобы он своей мамаше позвонил, на деньги развёл. Так этот хмырь начал пугать, что найдёт меня )))