за что отвечает жэк
Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Эксперт в статье:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal
Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
Также к категориям льготников относятся:
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Большой долг за коммунальные услуги: что делать?
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.
Какие обязанности ЖЭКа перед жильцами: кто занимается ремонтом дома и отдельной квартиры, платные и бесплатные услуги
Жизнь в многоквартирных домах сегодня кипит как никогда. Повышение платы за коммунальные услуги и перманентное снижение уровня поддержки жилищного фонда вызывают большое количество вопросов. В большинстве случаев негодования проживающих имеют эмоциональную подоплеку, потому как собственники квартир даже не знают обязанности ЖЭКа, закрепленные в действующем законодательстве.
Взаимоотношения с управляющей компанией строятся исключительно на договорных условиях (жилищные договоры). Чаще всего редакция контрактов с компаниями является безоговорочной или носит характер оферты. Крайне редки случаи, когда проживающие могут вносить изменения в предлагаемые редакции договоров, а еще реже, когда договор может просмотреть опытный юрист.
Как регулируется ответственность ЖЕКов
Рассматривая платные услуги ЖЭКа, их необходимость или целесообразность, необходимо обратиться в букве Закона.
Основными регламентирующими деятельность управляющих компаний документами на сегодня являются:
Ответственность ЖЭКов регламентируется по большей части Жилищным Кодексом, согласно которому контролируется деятельность профильных компаний на договорной основе. В течение срока действия договора на оказание коммунальных услуг обязанности ЖКХа перед жильцами должны исполняться надлежащим образом.
Обязанности жэка перед жильцами: обслуживание, порядок предоставления услуг
Жители многоквартирного дома, оплачивая услуги ЖКХ, часто не совсем верно, а то и вовсе не представляют что же именно они могут требовать от этой управляющей конторы.
Бесплатные услуги ЖЭКа
По закону, в перечень обязательных услуг, которые предоставляет ЖЭКа входят содержание общего имущества дома, его своевременный ремонт, уборка территории. В рамках этих задач жилищно-эксплуатационная контора предоставляет бесплатные (обязательные) услуги:
Бесплатные услуги жилищной конторы:
Важно: замена конфорок, переключателей, любых сменных элементов в стационарных электрических плитах в квартире – также бесплатно оказывается электриком ЖЭКа
Количество бесплатных услуг ЖКХ довольно большое. Но стоит понимать, что управляющая контора занимается именно общим имуществом и несет ответственность в первую очередь за него и последствия от его неисправности. Так, если в результате прогнившей крыши вашу квартиру затопило, то все материальные последствия будет нести ЖЕК.
Платные услуги ЖЭКа
В большинстве жильцы многоквартирного дома рассчитывают на сотрудников ЖКХ и в случае ремонта своего личного приватизированного помещения. Часто у граждан появляется потребность в срочных услугах электрика, если запахло проводкой, или сантехника, когда начинает течь кран или есть желание поменять свою вану, добавить несколько батарей.
Безусловно, контора может предоставить такого рода услуги, ведь в ее рабочий коллектив входят такие специалисты, но делать это на бесплатном основании она не обязана.
Поэтому ЖКХ предоставляет и платные услуги для многоэтажек:
То есть, услуги которые требуются вам лично для создания комфортных условий именно в вашей квартире будут отнесены к платным.
Что делать, если жэк не выполняет свои обязанности
В настоящее время остро стоит вопрос с качеством предоставления коммунальных услуг. Согласно действующему законодательству собственники жилых помещений могут оставить за собой право ухаживать за своим имуществом. Альтернативным решением вопроса является передача управления собственностью профильной компании. В большинстве случаев «избавиться» от навязанных услуг практически невозможно. Вдобавок управляющие компании фактически не исполняют надлежащим образом свои обязанности по многоквартирным домам. Ситуация выглядит так, как будто организации занимаются только начислением и сбором обязательных платежей.
Вопросы по жилому дому надлежит решать на общем собрании.
Первичный орган управления правомочен отказать управляющей компании в оплате услуг ненадлежащего качества или не оказанных вовсе.
При этом любой из собственников правомочен обратиться к руководителю профильной компании письменно, указав проблемный вопрос.
Важно: лучше всего вручать такие обращения, удостоверившись в том, что на втором экземпляре проставлена отметка принимающей стороны. это будет свидетельством того, что жилищно-эксплуатационная контора уведомлена о первичной претензии.
Так начинается процесс досудебного урегулирования спорных моментов. Согласно норме Закона, с ЖЭКа должен поступить ответ в течение 10 дней.
Если управляющая компания решает отложить дело в долгий ящик, а попросту проигнорировать обращение, за этим может последовать жалоба на ЖЭК в жилищную инспекцию. Это специальный орган, в обязанности которого входит надзор за работой управляющих компаний.
В жалобе указывает каким образом ЖЭК не выполняет свои обязанности, а также просьба привлечь ответственных лиц организации к административной ответственности. На рассмотрение такой жалобы у надзорного органа есть 30 дней. По истечении этого срока проводится проверка оснований для формирования жалобы и выносится предписание управляющей компании.
В случае, если наружный ремонт или другой обязательный вид услуг не проводится, домоуправление получает административное взыскание. Наличие двух таких наказаний лишает права обслуживать конкретный дом. Если доля обслуживаемого фонда, по которому имеются серьезные претензии, достигает 15% и более, компанию вообще могут лишить лицензии.
Методы воздействия жилищной эксплуатационной конторы
Для того чтобы расстаться с нерадивым управленцем, существует коллективный метод решения проблемы. Отказаться от предоставления услуг управляющей компании можно в случае, если такое мнение поддерживают более чем 50% жильцов многоквартирного дома. Причины могут абсолютно любые, например, ненадлежащего качества сантехнический ремонт или разбитый электрический щиток. Такое право проживающих закреплено в статье 198 Жилищного Кодекса.
Последней инстанцией, которая занимается решением вопросов в сфере жилищного законодательства, является суд. В этой инстанции рассматриваются вопросы общего характера, ненадлежащего ремонта или качества оказанных услуг. Собственники жилых помещений нередко обращаются исками с требованием провести ремонт в своем жилище, если утрата внешнего вида квартиры стала следствием аварийного состояния фонда (например, протекающей крыши или меж стенных швов). Для восстановления своих прав придется понести определенные расходы, в частности, на проведение экспертизы.
Бездействие, которое годами наблюдается со стороны проживающих в многоквартирных домах, только увеличивает состояние коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Экономия» за счет неоказанных услуг методично перетекает в карман должностных лиц. При этом во время проведения проверок часто выясняется, что на бумаге услуги оказываются своевременно и в полном объеме.
Восемь мифов о ЖКХ
На популярные вопросы про работу УК отвечает юрист
Я юрист, который работает с обращениями в управляющую компанию.
Часто я сталкиваюсь с тем, что люди не очень хорошо понимают, как устроено ЖКХ и кто за что отвечает. В этой статье я разберу самые популярные заблуждения.
Общее, или общедомовое, имущество — это все, что находится за пределами квартир и предназначено для их обслуживания, например лестничные площадки, лифты, коридоры, крыша. Чтобы имущество считалось общим, оно должно обслуживать хотя бы две квартиры. Полный перечень такого имущества перечислен в статье 36 жилищного кодекса.
Но в документах на недвижимость общее имущество прописывают не всегда. Переход права собственности регистрируют в Росреестре. После этого право на недвижимость можно подтвердить выпиской из ЕГРН. В выписке перечислено имущество, на которое распространяется право собственности и ответственность.
Общего имущества по умолчанию в выписке нет. Чтобы оно появилось, собственники должны собраться вместе и зарегистрировать на него право собственности. Для этого надо обратиться в Росреестр с заявлением и приложить справку из бюро технической инвентаризации о составе общего имущества. Так делают нечасто.
Отсутствие общего имущества в документах на квартиру рождает миф, что за его содержание платить не нужно. Нет регистрации права — нет и ответственности.
Реальность. Право собственности на квартиру автоматически подразумевает право собственности на общее имущество. Собственники общего имущества его содержат — платят за ремонт и содержание. В квитанции на оплату ЖКУ эта строка называется «Содержание помещения».
Чтобы содержать общее имущество, собственники выбирают управляющую организацию или создают в доме ТСЖ. Минимальный перечень работ для содержания общего имущества указан в постановлении правительства № 290.
Платить за общее имущество надо, даже если в квартире никто не живет. Логику объяснил Конституционный суд: расходы на общее имущество помогают поддерживать дом в жилом состоянии для всех собственников. Если человек не живет в доме, от этого он не перестает быть собственником. Значит, он должен оплачивать содержание и текущий ремонт наравне со всеми.
Перерасчет могут сделать только при определенных обстоятельствах и для отдельных видов коммунальных услуг. У нас уже вышло две статьи, как это работает:
Бывает, приходит платежка, а там реквизиты новой управляющей компании или триста рублей за шлагбаум. Оказывается, так решили на общем собрании. Но если собственник квартиры на нем не был и ничего не решал, кажется справедливым, что эти решения его не касаются и за шлагбаум можно не платить.
Реальность. Общее собрание собственников дома — орган управления домом как объектом недвижимости. Оно не решает, что жильцам делать со своими квартирами, но решает, как использовать общее имущество и кто за ним будет следить: какая-то УК или ТСЖ. Решения общего собрания обязательны для собственников всех помещений в доме — даже если это, скажем, хозяин магазина на первом этаже. Если собственник пропустил собрание и не высказал свое мнение — это его проблемы.
Чтобы не пропустить общее собрание, следите за входящей почтой и просматривайте объявления на первых этажах подъездов. По закону о проведении собрания должны оповещать за 10 дней. Способ оповещения может быть разным. По умолчанию это заказное письмо, но на собрании собственники могут передоговориться на что-то другое, например на объявления в подъездах.
Вот что обязательно должно быть в уведомлении об общем собрании:
Порядок проведения общих собраний описан в статье 45 жилищного кодекса.
Раз решения общего собрания обязательны для всех собственников, логично, что все собственники имеют право в нем участвовать. Но это не всегда так.
Реальность. Существует два вида общих собраний: собрание собственников жилья и собрание членов товарищества собственников жилья — ТСЖ. Второе проводится, если в доме создано ТСЖ. Какие-то вопросы может решить любое собрание, но есть и такие, которые обсуждаются только на собрании ТСЖ или только на собрании собственников.
Примеры вопросов, которые решает собрание ТСЖ:
Примеры вопросов, которые решает собрание собственников:
Чтобы принимать участие в собраниях ТСЖ, нужно быть его членом. Покупка жилья не делает собственника членом товарищества. Для этого надо написать заявление о вступлении в ТСЖ на имя председателя и передать его председателю или правлению с отметкой о принятии на вашей копии документа. К заявлению нужно приложить копии документов о праве собственности на жилье.
В законе нет строгой формы заявления, достаточно фразы «Прошу принять меня в члены ТСЖ „Рога и копыта“ в соответствии со статьей 143 ЖК РФ. Документы о праве собственности прилагаю».
С даты подачи заявления вы автоматически становитесь членом ТСЖ. Торжественной процедуры или тайного ритуала приема в товарищество в законе не предусмотрено.
Вступление в ТСЖ дает собственнику больше прав, но появляются и обязанности, например платить членские взносы. Правда, на практике все собственники обычно платят одинаковые суммы независимо от статуса, потому что эти деньги идут на содержание и ремонт общего имущества.
Чтобы договориться о том, кто кому что должен и в какие сроки, нужен договор. Когда управляющая компания оказывает услуги, а собственники за эти услуги платят — это взаимные обязанности. Но бывает так, что эти обязанности не зафиксированы на бумаге. Поэтому может показаться, что у УК нет оснований требовать оплаты своих услуг. Но с ЖКХ все не так просто.
Реальность. ЖКУ можно условно разделить на две части: жилищные и коммунальные. Жилищные — это услуги управления, а также содержание и ремонт помещений, коммунальные — это электроэнергия, отопление, холодная и горячая вода.
В зависимости от платежа действуют разные нормы закона, но везде есть оговорки, которые можно обобщить так: если вам оказывают услуги и вы ими пользуетесь, то вы обязаны за них заплатить, даже если нет бумажного договора с подписями сторон.
Для жилищных услуг письменный договор ни на что не влияет — платить должны все собственники помещений. Это закреплено в статьях 30, 36, 154, 158 и 162 жилищного кодекса. Законность этого подтвердил Верховный суд.
А еще в основании всех жилищных услуг лежат решения общего собрания собственников дома. Как мы уже выяснили, они обязательны для всех.
Для коммунальных услуг договор нужен, его заключают с УК или поставщиком услуг напрямую. Но это не обязательно письменная бумага с подписями сторон. Чтобы договор считался заключенным, достаточно совершить какое-то действие, которое говорит о намерении пользоваться услугами. Это может быть передача показаний счетчиков в УК или оплата услуг. Но достаточно и простого факта проживания в квартире с коммуникациями для предоставления услуг. Если в квартире из крана течет вода, собственник обязан за нее платить.
Отсутствие письменного договора также не дает права УК отключать услуги. Бывает, что УК используют этот аргумент, чтобы надавить на должников. Это незаконно. УК имеет право отключить горячую воду и электричество, если долг превышает сумму за два месяца, рассчитанную по нормативу. А вот отопление и холодную воду в многоквартирном доме отключать нельзя независимо от суммы долга.
С канализацией все сложнее: прямого запрета на отключение нет, но при этом люди часто жалуются в прокуратуру, а та заставляет УК включить ее обратно. Но в любом случае письменный договор никак не влияет на эти правила.
Некоторые собственники считают, что взносы на капремонт можно вычитать из суммы в квитанции и платить за ЖКУ сколько осталось.
Реальность. Раньше взносы на капремонт и правда были добровольными, но с 2015 года они стали обязательными. Если не платить взносы, деньги взыщут через суд вместе с пенями и госпошлиной за подачу иска. Иск подаст фонд капитального ремонта — или УК, если по решению общего собрания собственники перечисляют деньги на счет дома.
Почему это правильно, объяснил Конституционный суд. Его доводы основаны на том, что собственники своевременно не задумываются о сборе денег на капитальный ремонт, а когда подходит срок ремонта, денег нет — ведь их не собирали. В итоге дома постепенно ветшают. Чтобы деньги на капремонт собирать заранее, и придумали взносы.
Если вычитать взносы из коммунальных платежей, рано или поздно их взыщут в судебном порядке. Кроме самих взносов придется заплатить пени и госпошлину за рассмотрение иска в суде.
Не платить взносы могут только жители новостроек, чьи дома еще не включены в программу капремонта, и домов в аварийном состоянии. Как это устроено и куда уходят деньги, читайте в нашей статье о капремонте.
Квитанция на оплату ЖКУ — это платежный документ, в котором написано, сколько и за что надо заплатить. Но на квитанции не ставят печать и подпись бухгалтеры или директора управляющей компании. Из-за этого собственник жилья может решить, что у нее нет юридической силы и оплачивать ее не стоит — нарисовать квитанцию может кто угодно.
Теоретически фальшивую квитанцию может прислать какая-то другая управляющая организация, а не та, что работает в вашем доме. Проверить это можно в системе ГИС ЖКХ.
Все УК обязаны размещать квитанции в этой системе. Поэтому можно найти электронную квитанцию и сравнить сведения в ней со сведениями в бумажной: сумму платежа, данные УК и идентификатор платежного документа. Эта норма пока не действует для УК Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — там она заработает с 1 июля 2019 года.
Бывает, что собственникам не нравится, как УК управляет их домом, и они на общем собрании решают поменять действующую УК на другую. А та ссылается на часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ: мол, по закону досрочно расторгнуть договор с УК можно, только если она его не соблюдает. Не можете этого доказать — терпите.
Реальность. Это положение закона стало причиной большого числа судебных споров: собственники хотели расторгнуть договор с УК, но не считали себя обязанными доказывать, что управляющая компания работает плохо. В 2011 году президиум Высшего арбитражного суда постановил, что собственникам надо разрешить досрочно расторгать договор с УК, даже если та его соблюдает. Если общее собрание собственников дома решило сменить УК и поменять способ управления домом — так тому и быть.
Счетчики воды, газа и электричества время от времени приходится проверять или менять — за это должен кто-то платить. Если счетчик в квартире, обычно вопросов нет — жильцы соглашаются, что делать это должны они. А если в подъезде, то жильцы часто считают, что за обслуживание счетчика должна платить УК: в конце концов, подъезд — это общее имущество, а значит, и счетчик тоже.
Реальность. По закону все, что связано со счетчиками для квартиры, — ответственность собственника: установка, ввод в эксплуатацию, сохранность, своевременная замена. Эту обязанность нельзя переложить на УК только потому, что счетчик оказался за пределами квартиры.
Чаще всего в подъездах размещают счетчики электроэнергии. Для эксплуатации дома это удобнее: никто не прячет счетчик в короб, чтобы выглядело красиво, поэтому можно просто открыть шкафчик или электрощитовую и проверить или поменять прибор.
Но это все равно счетчик собственника, и его сохранность прежде всего в интересах него самого. Если прибор сломается, платить за свет, воду или газ придется по нормативам, а они обычно выше фактических показателей счетчиков.
У управляющих компаний есть свои общедомовые счетчики. По их показаниям они рассчитываются с поставщиками услуг и определяют, сколько ресурсов нужно на общедомовые нужды: свет в подъезде, влажную уборку, полив клумб. Эти расходы оплачиваются за счет статьи «Содержание помещения» и не имеют отношения к оплате электроэнергии или водоснабжения в каждой конкретной квартире.
Ответы на частые вопросы про ЖКУ
Гладко только на бумаге, в реальности российские законы крутятся в обе стороны.
Инна, Вы все точно написали. Даже в ГЖИ жалобу на УК или ТСЖ писать без полезно. Государство полностью разрешила коррупцию и мошенничество в сфере ЖКХ.
Можно уточнить, краны трубозапорной арматуры сразу после стояков (краны, перекрывающие поступление холодной/горячей воды), относятся к общему имуществу, либо же это ответственность собственника? В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 указано, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. То есть по идее это должно быть общим имуществом, но в договоре УК написало, что границей эксплуатационной ответственности между общедомовым имуществом и имуществом,
принадлежащим Собственнику, для Собственника является:
на системе холодного водоснабжения – первое отключающее устройство на ответвлении от
стояков, включая данное отключающее устройство, а в случае отсутствия отключающего устройства на
ответвлении от стояка граница устанавливается по первому сварному (резьбовому) соединению на
ответвлении. В случае если Собственник самостоятельно произвел замену отключающего устройства (на
кран-фильтр и т.п.), то это отключающее устройство является имуществом Собственника. УК утверждает, что это уже ответственность собственника. Как все таки правильно?
Евгений, по описываемой ситуации сформировал позицию Верховный суд в решении от 30 ноября 2011 года № ГКПИ11-1787 (рекомендую с ним ознакомиться полностью). Суть решения заключается в выводе:
«Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома. Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.
С учетом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку подпункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает его местоположение как внутри, так и за пределами помещения.»
При этом, переложить границу ответственности, указанной в Правилах 491 невозможно, поскольку такое право не предоставлено ни управляющей организации, ни собственникам и по общему правилу, ответственность за содержание и ремонт несет управляющая до первого отключающего устройства включительно.
Ну и по факту, самостоятельная замена общего имущества автоматически не влечет за собой функциональное назначение такого имущества и от такой замены оно не перестает быть общим имуществом. Но следует помнить, что в случае аварии, связанной с первым отключающим устройством, именно на собственника, производившего замену, будут пытаться переложить все последствия такой аварии.
Евгений, эта зона ответственности управляющей вне зависимости от того, что указано в договоре. По сути, такие условия ущемляют права потребителей, поэтому имеет смысл обратиться в жилищную инспекцию и(или) в Роспотребнадзор.
Дмитрий, Спасибо! Просто один раз авария случилась, но УК переложила ответственность на застройщика, якобы они поставили бракованный кран, теперь из-за этого довольно сложно договориться с УК о той же замене кранов, когда я вижу, что они уже не полностью перекрывают воду, пришлось на кухне менять самим, так как они просто отказались, потому что якобы не удобно менять их было, а так сказали, что в любом случае это уже зона моей ответственности. Просто есть ли сейчас возможность куда-то обратиться, чтобы УК заменила эту строку в договоре, что якобы краны являются зоной ответственности собственника? Просто УК не очень хочет слушать мои доводы на этот счет.
Roman Aka Magician, выход из состава членов ТСЖ лишает лишь права голоса на собрании товарищества. По оплате, то по-прежнему вы будете обязаны оплачивать обязательные платежи, связанные с обслуживанием дома. ТСЖ не может обязать вас покрасить забор, поскольку у них нет таких полномочий. Собственник, не являясь членом ТСЖ, обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги, соблюдать правила проживания в жилом помещении.
Дмитрий, спасибо за отличную статью.
Может вы сможете подсказать, кто прав? –
У нас в доме общедомовой теплосчётчик установлен, но в эксплуатацию не введён. Платим вот уже два года по нормативам. УК начисляет плату за отопления по формуле 2 из 354-ПП – она не учитывает коэффициент отопительного периода (7/12) и используется в случае оплаты только в рамках отопительного периода (7 месяцев в году). Вот только платим мы круглый год. В моем понимании, для этого случая должна использоваться формула 2(1) с использованием коэффициента 7/12.
УК говорит, что у них всё ОК, и никакой перерасчёт они делать не планируют. Где правда? И если она на моей стороне – как добиться от УК перерасчета?
Шагид, альтернативой управляющим является создание ТСЖ.
Дмитрий, Это надо, что бы нашелся вожак, который будет биться с УК за то, что бы дом ушел в ТСЖ. Нужна команда, которая готова работать Домоуправлением. У нас на массиве я знаю тоько один дом, который ушел в настоящее ТСЖ.
Интересно про счётчики в новостройке. Они же должны стоять по закону? И вводить их в эксплуатацию должен застройщик, правильно? В какой момент счётчики переходят на баланс собственнику? Сразу после подписания АПП? Но отсутствие, допустим, паспортов на них не является поводом, чтобы не подписать АПП. Как тогда быть, если, допустим, оказалось, что счётчик неисправен?
Дмитрий, ясно, спасибо!
Valentin, застройщик обязан установить счетчики на коммунальные услуги согласно ст. 12 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении. » При этом в законе не указана обязанность застройщика их опломбировать, поэтому при приемке квартиры следует попросить у застройщика паспорта на счетчики (без паспорта счетчик нельзя ввести в эксплуатацию и использовать его при расчетах). Если не дают паспорта на счетчики, то отразите об этом в акте приемки.
Дмитрий, А вот и нет. Застройщик при сдаче привел данные по проекту что теплопотери дома минимальные и по этой причине общедомовой счетчик не нужен, оплата по минимальному тарифу. Естественно он так сэкономил. Комиссия так и приняла у него дом. А у управляшки своя логика, раз счетчика нет, то оплата по максимальному тарифу. В общем цуки и не докажешь.
А если. УК в доме нет, но есть как бы созданное ТСЖ. Ну или еще какое-то объединение, самоименуемое «собранием жильцов дома». При этом проводились какие-то собрания, принимались какие-то решения, идет сбор средств неизвестно на что, при том, что никаких документов, договоров и т.п. на руках у жильцов нет.
в почтовый ящик кидают уведомления, о необходимости оплатить то, оплатить се. В качестве подписи на бумажках (просто отпечатанный на принтере абзац) указано «от имени жильцов дома».
Denis, если в доме нет УК, то вероятнее всего способ управления домом ТСЖ. Чтобы узнать информацию о своем доме и ТСЖ советую подружиться с двумя Интернет-ресурсами:
1. Реформа-ЖКХ www.reformagkh.ru
2. ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru
Найдите свой дом на данных ресурсах и поизучайте её. Можно найти как Устав ТСЖ, так и протокол собрания по созданию ТСЖ и другую информацию.
По оплате за консьержа, то это дополнительная услуга и её стоимость должна утверждаться решением общего собрания членов ТСЖ (если в доме нет УК), поэтому необходимо ознакомиться с таким решением и его формулировкой. Ну а тот факт, что размер оплаты идет по количеству комнат, то законодательством данный вопрос не урегулирован и все отдано на «откуп» общему собранию.