за что отвечают кнопки на джойстике экскаватора
Учимся управлять экскаватором
Мы снова осваиваем спецтехнику. На этот раз гусеничную машину – экскаватор.
Для работы на экскаваторе нужны специальные права. Выдают их в Гостехнадзоре, после двух месяцев обучения на курсах.
Пиктограммы на бортах наглядно показывают, что бывает с теми, кто не соблюдает технику безопасности.
Совмещенные с педалями рычаги управления ходом гусениц: левой и правой. Толкаем оба от себя – экскаватор едет вперед, тянем на себя – едем назад. Чтобы повернуть, допустим, направо, отпускаем правый рычаг (тормозим гусеницу); надо налево – отпускаем левый, а жмем вперед правый. Можно развести рычаги в разные стороны – тогда экскаватор развернется на месте.
Левый джойстик в подлокотнике сиденья отвечает за управление поворотом башни и манипулирование т.н. рукоятью – частью стрелы, на которой навешен ковш.
Красная штанга с левой стороны сиденья – это рычаг безопасности. Экскаватор будет работать, только если рычаг стоит в горизонтальном положении – как сейчас.
Джойстиковая или рычажная система для управления экскаватором-погрузчиком
Для того чтобы выбрать качественный и надёжный экскаватор-погрузчик необходимо учитывать много различных характеристик. Одной из важнейших характеристик является система управления. Компании, которые много лет использовали спецтехнику с рычажным управлением, с осторожностью относятся к джойстиковой системе.
К тому же инновационная система управления стоит на 250 тыс. руб. дороже. Безусловно, все эти обстоятельства мешают сделать правильный выбор. В течение многих лет на тематических форумах горячо обсуждаются преимущества и недостатки систем управления экскаватора-погрузчика
Как правило, средства, вложенные в инновации, окупаться. Однако новая система стоит на 250 тыс. руб. дороже, нежели классическая. Каждый способ управления уникален и обладает своим набором характеристик. Как выбрать оптимальный вариант? Постараемся выяснить.
Рычажная система управления
На протяжении многих лет классическая система управления являлась эталоном качества и долговечности. Отличительной особенностью является неприхотливость. Благодаря простой конструкции система может эксплуатироваться непрерывно на протяжении многих лет. Кроме этого, она обеспечивает прямую взаимосвязь между руками или ногами водителя и тормозом. Таким образом, обеспечивается непревзойдённая чувствительность.
Все органы управления механической системы управления расположены вдоль поворотной платформы. Таким образом, обеспечивается наиболее комфортное положение. Кроме этого, такое расположение органов управления позволяет снизить утомляемость водителя. Если бы педали и рычаги отклонялись в стороны, то оператор больше уставал. Механическая система состоит из большого количества соединений механизмов, тяг и различных рычагов.
В подвижном соединении двух частей механизма протекает процесс трения, поэтому оператор экскаватора-погрузчика должен приложить достаточно большое усилие к органам управления (педалям и рычагам). Все тяги и участки соединения комплектуются защитными элементами, изготовленными из стали. Участки соединений и тяги имеют ограниченный срок службы. Если спецтехника не эксплуатировалась в течение долгого времени, то нужно проводить настройку системы управления транспортным средством. Также существенным минусом механической системы управления является потребность постоянного смазывания шарнирных элементов.
Спецтехника, оборудованная рычажной системой управления, комплектуется специальными устройствами, которые дают возможность увеличить мощность двигателя экскаватора-погрузчика. Данные устройства называют по-разному.
Современные системы управления экскаватором-погрузчиком
Уже на протяжении многих лет компании начали применять инновационную систему управления. Многие современные модели экскаваторов-погрузчиков оснащаются данной системой. Главным органом управления данной системы является джойстик.
Управление спецтехникой
На тематических форумах пользователи в ходе дискуссий выяснили, что наиболее надёжным и качественным является сервоуправление. Однако инновационные системы бывают различных видов. Классическая рычажная система управления является общепринятой и популярной, а автоматическая система вышла на рынок несколько десятков лет назад, поэтому не приобрела широкой популярности. Многие пользователи тематических форумов пишут, что автоматическая система часто выходит из строя.
На рынке экскаваторов-погрузчиков сложилась двойственная ситуация. На некоторых моделях спецтехники инновационная система входит в базовую комплектацию. При этом существуют модели, в которых джойстиковая система является опциональной.
Как настроить рабочее место оператора экскаватора?
Производители оснащают кабины дорожно-строительной техники, пожалуй, не хуже, чем в легковых автомобилях премиум-класса. Если оператору будет комфортно работать, то производительность будет выше. Ведь тот же экскаватор может быть сколь угодно компьютеризированным, оснащённым множеством вспомогательных систем, но если человеку будет неудобно, то деньги на покупку дорогостоящей машины потрачены зря.
«В первую очередь стоит настроить зеркала. Это, по сути, глаза оператора. И следующий, может и банальный момент, но не менее важный – настройка кресла. В сиденье заложены возможности для множества настроек – под вес и рост оператора, под длину рук и т. д. Грамотная регулировка позволит не уставать в процессе работы», — объясняет эксперт по технической поддержке Volvo CE Россия и СНГ Александр Штин.
Про режимы работы
В компьютерах современных экскаваторов предустановлены варианты для разных условий эксплуатации. Во многих моделях присутствуют три стандартных режима – экономичный, нормальный и повышенной мощности. Где-то они оптимизируют потоки гидравлического масла, не нагружая двигатель, а где-то – регулируют мощность силовой установки.
Некоторые производители идут ещё дальше и позволяют более точно подбирать параметры под выполнение разных задач. Например, в экскаваторах Volvo CE оператор может пользоваться любым из 10 режимов.
Первые два – Idle — предназначены для прогрева двигателя на 800 оборотах в минуту и операций, не требующих усилий на 1000 оборотах в минуту.
Ещё два режима F на 1200 и 1300 оборотах в минуту нужны для выполнения точных работ и при установке на стрелу навесного оборудования в качестве крана-перегружателя. При этом также повышается давление в гидросистеме на 10%.
4 режима General (от 1400 до 1700 оборотов в минуту) разработчики рекомендуют включать для работы с выемкой грунта.
Режим High переводит мотор на 1800 оборотов в минуту, а режим Power – на 1900 оборотов. Они позволяют достигать максимальной производительности в работе, правда и расход топлива тоже вырастет.
«Чтобы понять, правильно ли выбран режим работы, оператор должен задействовать полный ход джойстика. Это видно по давлению в гидросистеме, если она выше 15 бар, то режим верный. Если этот показатель ниже, то обороты избыточны», — рассказывает руководитель отдела обслуживания ООО «Фалкон» (дилер Volvo CE в Армении) Вардан Мусяелян.
К слову, чувствительность джойстика также можно настроить. Для этого нужно зайти в меню бортового компьютера и выбрать один из вариантов.
Помимо предустановок для работы с навесным оборудованием, современные модели экскаваторы позволяют запрограммировать до 20 собственных различных вариантов с настройкой потока и давления гидравлики.
Про органы управления
Как мы говорили в самом начале, оператору важно настроить удобное положение в кресле в том числе и для того, чтобы во время управления экскаватором не уставали ноги и руки. Для управления стрелой нужно постоянно пользоваться джойстиками, поэтому рука не должна быть в напряжении.
Напомним, передвинув правый джойстик вперёд и назад, оператор управляет движением стрелы вверх и вниз. А движения влево и вправо открывают и закрывают ковш. Джойстик слева отвечает за поворот платформы при его перемещении влево и вправо и за управление рукоятью при перемещении вперёд и назад.
Как правило, на правом джойстике в современных моделях также размещают кнопку временного усиления мощности в гидравлической системе. Нажав на неё, оператор может, не увеличивая расход топлива, придать усилие ковшу, например, при врезании в грунт.
Рядом располагают кнопку плавающего положения стрелы.
«При её активации стрела плавно опускается под собственным весом, что экономит топливо и уменьшает нагрузку на пальцево-втулочные соединения. Особенно удобно эту функцию использовать при работе с гидромолотом. Но ни в коем случае включать плавающее положение нельзя, если экскаватор «отжимается» на ковше, иначе он просто упадёт», — предостерегает тренер операторов Volvo CE в Украине Сергей Негриевский.
Подготовил Артём Щетников
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
За что отвечают кнопки на джойстике экскаватора
Управление гусеничным экскаватором Хитачи, Каматцу, JCB
В настоящее время существует несколько вариантов управления рабочим оборудованием прямым и обратным ковшом экскаватора:
В настоящее время существует несколько вариантов управления рабочим оборудованием (более подробно излагается на http://www.ekskavator-portal.ru/upravlenie-ekskavatorami-hitachi-cat-jcb-hyundai-tveks-ek.html): прямым и обратным ковшом экскаватора:
При этом органы управления – так называемые джойстики расположены стандартно для всех видов.
Экскаваторы оснащенные европейским вариантом управления марок:
Левый джойстик – поворот платформы и работа рукояти, правый действие ковшом и подъём/опускание стрелы/
Отечественные экскаваторные машины – Тверской Экскаватор ЕК-14, 18, 20 – по сравнению с предыдущим вариантом изменены варианты работы джойстиков.
Американское управление – не крестообразное как у двух предыдущих, а икс-образное. Рукояти движутся не вперед/назад, а по диагоналям. Такими системами оснащаются:
В большинстве случаев возникают проблемы, если машинист экскаватора пересаживается на гусеничные или колёсные экскаваторы с различным управлением. При этом нужно заново обучаться.
Некоторые компании, обслуживающие спецтехнику предлагают вариант изменения или переделки серво-управления. Но при этом, если экскаватор находится на гарантии, её могут лишить.
Нужно помнить, что также каждый экскаватор в большинстве случаев работает несколько индивидуально: различный износ клапанов, механизмов управления, гидродвигателей и гидронасосов – подача напора гидравлического масла может быть неравномерно при открытии тех или иных гидроклапанов.
У каждой модели землеройной машины есть положительные и отрицательные моменты связанные с управлением:
Всё это также сказывается на обучении экскаваторщика работе. Поэтому большинство профессионалов рекомендуют сначала опробовать сначала гусеничные или колёсные экскаваторы в действие на ровной и пустой площадке. Потренироваться на открытой местности и почувствовать машину.
Какое управление наиболее удобно – это дело привычки. В большинстве случаев, когда компания приобретает строительную экскаваторную технику, руководствуются одной маркой. Это связано также и особенностями обслуживания. Техники, выполняющие ТО, обучаются и выполняют регламентные работы быстрее и качественнее. То или иное управление не влияет на расход топлива гусеничной машины.
Управление экскаваторами Hitachi, CAT, JCB, Hyundai, ТВЭКС-ЕК
Добавлено Февраль 12, 2013, Комментарии отключены
Все современные экскаваторы оснащаются консолями с джойстиковым управлением. Что это значит? Машинист-оператор манипулируя джойстиками взаимодействует не с гидро-распределителями управляющими рабочим оборудованием, а с электроникой землеройной машины.
Этим достигается большая скорость работы, удобство и лёгкость управления. Ковшом – обратным и прямым, поворотом платформы управляют посредством джойстиков.
Виды управления
Европейское
Левый джойстик:
Влево – поворот платформы экскаватора влево;
Вправо – поворот платформы экскаватора вправо;
От себя – подъём рукояти;
К себе – движение рукояти к себе – стрела «закапывается» в грунт.
Правый джойстик:
Влево – ковш закрывается;
Вправо – ковш открывается;
От себя – подъём стрелы;
К себе – опускание стрелы.
Отличие машин с Американским управлением в том, что рычаги управления повёрнуты в сторону. Многие экскаваторщики, чтобы не переучиваться при работе на разных машинах просто разворачивают джойстики (если конструкцией консоли управления такое допускается).
На отечественных экскаваторах несколько по иному расположены циклы манипуляторов.